КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление конфликтологии как наукиПо-настоящему научный подход к конфликтам возобладал над эмпирическим восприятием только со второй четверти XIX в. Вначале для объяснения конфликтных ситуаций, как, впрочем, и других общественных явлений, использовали понятия естественных наук. Естествознание служило основой социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым организмом в виде органического целого, состоящего из взаимозависимых частей. Часто делались ссылки на наследственные признаки, инстинкты и иные психофизиологические свойства людей. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии: Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой — методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов. Конт уделял большое внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда, следствием чего стали образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия. Спенсер последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Он сформулировал положения методологического подхода к анализу общественных явлений, который в социологии определяется как функционализм. Суть положений данного подхода сводилась к следующему: а) каждый элемент общественной системы может существовать только в рамках целостности, выполняя строго определенные функции; б) функции частей единого социального организма означают удовлетворение какой-либо общественной потребности и вместе направлены на поддержание устойчивости общества и его стабильности; в) сбой в деятельности части общественной системы создает ситуацию трудно восполнимого нарушения каких-то жизненно необходимых функций; г) сохранение целостности и стабильности, а следовательно, и преодоление конфликтов может быть обеспеченно согласием большинства с принятой в обществе системой ценностей. В соответствии с марксистской концепцией социального детерминизма, общество предстает как целостная интегральная система, состоящая из подсистем — экономической, социальной, политической, идеологической. Все подсистемы находятся в объективно обусловленной причинно-следственной зависимости одна от другой. Определяющую роль среди них выполняет экономика. Доминирующей формой конфликта выступает борьба классов. Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. На рубеже XIX—XX вв. социология, являясь наукой о закономерностях и движущих силах общественного развития, переходила от постулатов социальной философии к конкретному анализу данных, получаемых в результате выборочной статистики, анкетных опросов, сравнительно-исторических обобщений, моделирования изучаемых процессов. Представители разных направлений в социологии единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, однако очевидными оказывались несхожесть подходов отдельных мыслителей к конфликтам, серьезные расхождения между выдвигаемыми ими концепциями. Эмиль Дюркгейм — один из основоположников французской социологической школы — ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. В отличие от последователей Маркса, Дюркгейм отводил решающую роль в жизни общества не материальному производству, а культуре как системе коллективно разделяемых ценностей и норм поведения, присущих определенной группе людей. Как следствие, наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес, а нравственное самосознание, понимание человеком своих прав и обязанностей. Налицо — идеалистическая позиция. Макс Вебер — яркий представитель немецкой социологии — полагал, что субъектом социального действия являлось не общество в целом, а индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. Веберовская идеальная (бюрократическая) модель организации представляет собой надежно устроенную и отлаженную машину. Все функции в ней регламентированы, а люди выполняют роль отдельных частей, колесиков, передаточных механизмов и т.п. Следовательно, и конфликтов в ней не должно быть. В действительности компоненты связаны не столь жестко, отдельные части функционируют автономно, хотя и преследуют общую цель. Следовательно, существует питательная почва для конфликтов. Георг Зиммель — современник и соотечественник Вебера – занялся разработкой теории конфликта, исходя не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства. Он был основателем так называемой формальной социологии, предметом которой служат те формы людского взаимодействия, что сохраняются при любых изменениях конкретно-исторических условий. По Зиммелю, социальное — это, прежде всего, межиндивидуальные отношения. Конфликт, являясь одной из форм разногласия, в то же время выступает интегрирующей силой, способствующей объединению и стабилизации общества. Артур Шопенгауэр развил эту теорию об опасности для человеческого общения ничем не обузданных эмоций, которая со второй половины XIX в. обрела популярность в Европе и России. В частности, эта теория сводилась к ряду нравственных предостережений: кто желает, чтобы его мнение было встречено с доверием, тот пусть высказывается хладнокровно и без горячности; запас снисходительности полезен, ибо предохраняет от пустых споров и ссор; надо, если это возможно, ни к кому не питать неприязни, никогда не выказывать своего гнева либо ненависти. В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Например, Зигмунд Фрейд выдвинул на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальные. Однако очень скоро приверженцы психологического учения Фрейда стали отвергать его идею. Они перенесли центр внимания на межличностные отношения, на приспособление человека как индивида к социальной среде. Австрийский психолог Альфред Адлер предпочтение в человеческом поведении отдавал социальным факторам, единству, а не расчленению личности. Он утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек прежде всего социальное существо. Ориентироваться в человеческих характерах помогала ставшая популярной во всем мире типология, разработанная швейцарским психиатром и социологом, основателем аналитической психологии Карлом Юнгом. Он полагал, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или внутрь самой личности. Типология, обоснованная Юнгом в книге «Психологические типы», (1921 г.), содержит следующие характеристики двух общих и четырех специальных типов характера. Экстравертивный тип — это чуждая самосозерцанию, самоанализу обращенность сознания на внешний мир. Экстраверт в обычных условиях сначала говорит, а уж потом думает; всегда спешит поделиться своим мнением, высказать свою точку зрения; предпочитает находиться в центре внимания; нуждается в постоянном поощрении. Интровертивный тип — это обращенность на внутренний мир, его собственным мыслям и переживаниям. Интроверт в обычных условиях не торопится говорить, предпочитая сначала продумать то, что хочет сказать; внимателен к тому, что говорят другие, чувствует себя особенно комфортно наедине с самим собой. Названные качества не всегда имеют явную выраженность, поскольку чистых психологических типов не бывает. В пределах общего типа — экстравертивного или интровертивного — проявляют себя специальные типы, выступающие как функциональные: мыслительный тип — способность человека оставаться невозмутимым и сдержанным, стремление улаживать спор, конфликт не ради какого-то блага, а, прежде всего, во имя истины; эмоциональный тип считает наилучшим то решение, принимающее во внимание чувства других людей; предпочитает согласие, а потому старается избегать конфликтов или сглаживать их, если они случаются; сенсорный тип, ориентированный преимущественно на ощущения, предпочитает точные ответы на точные вопросы и тот вид работы, который приносит вполне осязаемый результат; как правило, удовлетворен тем, что есть, и не особенно стремится к усовершенствованиям; интуитивный тип — это нередко рассеянный человек, имеющий Специалисты-психологи полагают, что черты специальных типов характера, соединяясь в тех или иных пропорциях, проявляются в темпераменте человека. Они установили, что деление людей на экстравертов и интровертов не является постоянным: человек через определенный промежуток времени (примерно, 5—8 лет) может превращаться из экстраверта в интроверта и наоборот. Свой вклад в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX вв. Петр Лавров и Николай Михайловский — представители субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и мерилом прогресса признавались личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества — Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева. Они утверждали, что коренная цель и критерий социального прогресса — постоянное приращение свободы личности, приведение в соответствие потребностей человека с возможностями их удовлетворения; на пути к идеалу приходится преодолевать антагонизм индивидуальных, частных интересов, порождающих конфликты между теми или иными общественными силами. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Их взгляды были представлены двумя направлениями — ортодоксальным (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.) и «легальным» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.). При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально общее — детерминистский подход к историческому процессу, когда в развитии общества приоритет отдается сфере материального производства, а ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов. Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин - руководитель кафедры Петроградского университета. Он подчеркивал: без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты (верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь) не могут быть поняты. Таким образом, к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.
|