Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Начало кодификационной политики. Уголовный кодекс 1791 г.




В ходе революции впервые в истории Франции была предпри­нята попытка кодификации норм права, которая коснулась уголов­ного права. Оно отличалось крайней жестокостью, начиная с Ор­донанса 1263 г. и до Ордонанса 1670 г. Не отличались гуманнос­тью и кутюмы. Суд находился в зависимости от королевской администрации, что способствовало процветанию произвола.

Кодификационная политика и модернизация уголовного пра­ва были подготовлены французскими просветителями, которые сформулировали новые прогрессивные принципы уголовного пра­ва. Они базировались на антитеологической направленности и гу­манистическом рационализме.

21 августа 1790 г. Учредительное собрание постановило создать гражданский, уголовный, процессуальный кодексы, согласован­ные с конституцией.

Авторами представленного в 1791 г. проекта был граф Мишель Луи Лепелетье де Сен-Фаржо. Он назвал две основные причины преступности: нужду и праздность. Кодекс основывался на прин­ципе законности, формальном равенстве перед законом, соответ­ствии тяжести преступления жестокости наказания. Составители кодекса стремились реализовать в нем демократические положения Декларации 1789 г., которые способствовали бы преодолению судебного произвола.

Согласно кодексу все уголовно наказуемые деяния подразделя­лись на совершенные против частных интересов и против обще­ственных. К первой группе относились преступления против кон­ституции, авторитета власти, внешней и внутренней безопасности. Преступления против частных интересов делились на совершен­ные против личности и против собственности.

Значительно смягчались предусмотренные законом наказания. Смертная казнь применялась теперь в 48 случаях (вместо 115). Единственным способом ее осуществления признавалась гильоти­на. Однако многие позорящие наказания были сохранены.

Источник отразил тенденцию гуманизации уголовного права, сохранив в то же время многие архаические черты старой феодаль­ной системы. Его казуистичность обусловила низкую эффектив­ность этого источника права. Главным по-прежнему оставалось наличие злого умысла у обвиняемого, а не объективные послед­ствия совершенного им преступления. Кроме того, первый Кара­тельный кодекс был документом революционного времени, отра­зив особенности революционного правосознания и политический радикализм. Важно учесть, что революция подорвала не только основы старой государственности, но и правовой культуры, спо­собствуя расцвету правового нигилизма. Поэтому принятый уго­ловный кодекс не мог привнести в национальную правовую сис­тему Франции стабильность.

Более рационалистичным был Карательный кодекс 1795 г., за­ложивший многие принципы последующего уголовного кодекса 1810 г. Он стал последним из пяти французских кодексов, разра­ботанных и принятых в начале XIX в. Кодексы должны были, с одной стороны, отразить и закрепить демократические изменения в обществе, вызванные буржуазной революцией, а с другой — вос­становить преемственность в праве, нарушенную революционны­ми событиями и последовавшей за ними политической нестабиль­ностью.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты