КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЭкзистенциализмЭкзистенциализм (с лат. ex-istentia – существование) зародился еще в середине XIX в., но только в XX в. после двух мировых войн получил заслуженное признание в Западной Европе. Основные проблемы экзистенциализма: •уникальность человеческой личности, его существования в этом мире; • проблема одиночества, отчуждение человека от общества; • проблема выбора, поиска человеком себя и своего места в жизни. Основателем экзистенциализма считается датский философ Съёрен Кьеркегор (1813 - 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается бытием, познанием и почти не уделяет внимания человеку? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, помочь ему найти понятную истину, ради которой он мог бы жить. Философом были выделены понятия: • неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех»; • подлинное существование — сознательный выбор единственного и уникального «Я». Подлинное существование, по Кьеркегору, и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: • эстетическую; • этическую; • религиозную. На эстетической стадии человек живет непосредственно, минутными удовольствиями, «плывет по течению». Символ этой стадии – Дон Жуан, неминуемо идущий к пресыщенности и разочарованию. Человек должен выбрать: оставаться ему в своем поверхностном бездумном существовании или стать человеком нравственным. На этической стадии человек делает отчаянный сознательный шаг - выбирает нравственность, долг. Символ этой стадии – Сократ. Но этическое существование не является высшим уровнем развития человека: нет долга вообще, есть только долг по отношению к самому себе, у каждого свой. Долг быть самим собой, несмотря на тупую необходимость и действительность. На религиознойстадии человек прорывается к вере в личного Бога, к вере в то, что для Бога все возможно. Символ этой стадии – Авраам. Только через веру в невозможное человек глубоко осознает свое призвание до такой степени, что внешний мир не имеет для него больше значения, не может стать препятствием на пути к самому себе. Лучшими представителями экзистенциализма XX в. были Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер. Согласно Карлу Ясперсу(1883 – 1969) человек не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях - пограничных ситуациях (на грани жизни и смерти) - истинная натура выходит наружу. С этого момента человек становится самим собой, соприкасается с высшим бытием. Основная проблема философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора. Человек свою свободу проявляет в выборе, но не простом, (какую одежду надеть сегодня и т.д.), а в жизненно важном, когда решения избежать нельзя. Такой выбор Сартр именует экзистенциальным. Сделав экзистенциальный выбор (выбор профессии, выбор супруги, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.), человек определяет свою судьбу на многие годы вперед. ДляАльбера Камю (1913 — 1960) главная философская проблема – проблема самоубийства. Вопрос о смысле жизни – самый неотложный. Мир абсурден и главное доказательство абсурдности жизни - смерть (особенно внезапная), когда многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, здоровье, карьера - обнаруживает свою бессмысленность. Абсурднельзя ни игнорировать, ни принимать - остается только вести с ним борьбу. Основное кредо философа: «Я бунтую, следовательно, существую». Бунт – неотъемлемое право человека, один из способов самопознания. Камю рассматривал различные виды бунта: метафизический, исторический, но лучшее выражение бунта видел в искусстве, в котором можно достичь свободы. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.
|