КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Людвига ФейербахаГлавное направление философии Людвига Фейербаха (1804 — 1872)— критика немецкого классического идеализма (в лице Гегеля) и обоснование материализма. В противовес объективному идеализму Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: • единственно существуют только природа и человек; • человек является частью природы; • Бога не существует как отдельной и самостоятельной реальности; • природа (материя) вечнаи бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима. Суть взглядов Фейербаха на человека: • человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами; • реализация человеком своего "Я" возможна только во взаимодействии с "Ты" (человек может жить только в обществе); • основным стержнем общества должна стать религия,основанная на новых принципах; •необходимо заменить традиционную религию (христианство, мусульманство) религией любви; • смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и марксизмом. 1.7.3. Карл Маркс: новые проблемы Немецкий философ Карл Маркс(1818 -1883) тоже критиковал Гегеля, более того, считал, что у Гегеля «диалектика стоит на голове, а надо поставить ее на ноги», т.е. спустить на землю. Диалектика развития общества – вот что по-настоящему интересовало Маркса. Для Маркса первично общество, человек - вторичен. Взглянув на историю, философ увидел в хаосе битв и переворотов вполне материалистическую логику. Вся история человечества, убежден Маркс, определяется экономикой. Для каждой эпохи характерна своя общественно-экономическая формация. Формация – это базис (экономический строй, средства производства, производственные отношения) и надстройка (политика, культура). Надстройка зависитот базиса. «Прекрасная поэзия и сложные правовые, социальные проекты не могут возникнуть в условиях непрерывной борьбы с голодом», поясняет философ. Если базис и надстройка отставали друг от друга, нарастал в обществе конфликт, который перерастал в кризис, а затем в революцию. Одна формация сменяла другую. По Марксу, все страны и народы должны были последовательно пройти первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации и оказаться в коммунизме (справедливом обществе без эксплуатации).В этом и заключается, по Марксу,диалектика истории. Несмотря на крах идейкоммунизма, марксизм остается популярной философией. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2004 году Guardian, Карл Маркс был признан величайшим философом в истории, оставив позади на пятом месте Платона, а на восьмом - Сократа. Справедливое общество – это общество без эксплуатации 1.7.4. Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени Немецкая классическая философия Канта, Фихте, Гегеля максимально полно для своего времени объясняла философские проблемы с позиции идеализма, но с этим были согласны далеко не все. «Критика слева» была нанесена материалистической философией Л. Фейербаха и К. Маркса; «критика справа» была предпринята неклассической идеалистической философией в лице Шопенгауэра и Ницше.
|