Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 2 страница




Группы давления – организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на неё для обеспечения своих специфических интересов.

Группы интересов – группы личностей, которые не являются политическими партиями, но стремятся влиять на правительство разными способами. Группы интересов образуются для реализации интересов конкретных социальных групп (предпринимателей, молодёжи, женщин и т.д.). Но, в отличие от партий, они не выдвигают кандидатов на избирательные должности; их главный способ действия – убеждения, советы тем, кто управляет. Таким образом, основная политическая функция групп интересов – артикуляция интересов разнообразных социальных групп. Группы интересов эффективно выполняют свои функции тогда, когда они представляют всё разнообразие существующих в обществе интересов: экономических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных.

Получила распространение типология групп интересов Г. Алмонда и Г. Пауэлла, которые выделили четыре группы интересов по степени их организации и специализации: аномические группы (стихийные и недолговременные; например, митинги, демонстрации); неассоциативные группы (неформальные, непостоянные, недобровольные, сформированные на основе родства, религии и т.п.); ассоциативные группы (владеющие высоким уровнем социализации и организации; например, профсоюзы); институциональные группы (формальные организации; например, представительства областей или республик). Все группы интересов имеют определённые ресурсы влияния. Главные из них – количественный состав и организация.

Группы социальные – относительно устойчивые совокупности индивидов, которые объединены общностью интересов, ценностей и норм поведения и находятся в более-менее систематическом взаимодействии на основе этих общих черт. К социальным группам можно отнести: социально-демографические группы (отличаются по признаку пола и возраста); внутриклассовые группы (рабочие высокой и низкой квалификации, крестьяне-колхозники и крестьяне-фермеры и т.д.); группы, различающиеся по профессии; по образованию; по доходам; по месту жительства; религиозные группы; временные группы, возникающие в конкретной ситуации по той или иной причине (ветераны войны, иммигранты, беженцы).

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей, взглядов, убеждений, утверждающих высокое призвание человека, его ценность как личности, право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм возник как направление общественно-политической мысли в эпоху Возрождения, получил мощный импульс в период буржуазных революций XVII-XIX веков. Его основным результатом и проявлением был либерализм, главным достижением которого являются идеи равности и свободы личности, обоснование общественных и политических прав человека, движение за установление равного избирательного права.

В наше время гуманистический идеал дополняется необходимостью формирования и утверждения общечеловеческих ценностей, социальных прав личности. Поскольку между гражданскими и социальными есть противоречие, то важной проблемой современного гуманизма является нахождение оптимального сочетания гражданских и социальных прав человека, создание социального правового государства.

Гуманистические основы политики – 1) ориентация политики на практическое воплощение в социальной практике общечеловеческих ценностей и приоритетов; 2) отражение в политической де­ятельности идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое общественное призвание человека, его достоинство как личности, право на свободу, счастье, развитие способностей и дарований.

Двухпартийная система–существование среди множества партий двух партий, каждая из которых в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь правящей партией, а другая партия в этот период становится оппозиционной.

Демагогия – воздействие на людей при помощи лживых обещаний, искажений фактов, грубой дести для достижения своих целей.

Демократизация– процесс осуществления демократических идеалов общественного устройства, практического внедрения и развития новых форм народовластия, гарантирующих защиту прав и свобод, чести и достоинства личности.

Демократический механизм – система элементов, взаимообусловленных и связанных между собой. В более распространённом значении демократический механизм включает весь спектр общечеловеческих достижений:

1) законодательное закрепление основных экономических, социальных, политических прав человека, свободные и строго периодические выборы. В этом механизме выборы становятся средством влияния граждан на власть, отстаивание своих интересов путём законной и мирной её смены.

2) решение вопросов большинством при твёрдых гарантиях прав меньшинства. Это делает само большинство неустойчивым и не даёт его победе перерасти в диктат и тиранию.

3) сочетание форм непосредственной и представительной демократии.

4) наличие лояльной оппозиции. В этом случае соперничающие политические силы вырабатывают определённые “правила игры”, которых обязываются придерживаться.

5) наличие не менее двух политических партий, которые соперничают между собой, не допуская тем самым узурпации власти одной политической силой.

6) разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закреплённых полномочий.

7) независимость суда.

8) наличие альтернативных источников информации.

Демократия (греч. demos – народ + греч. kratos – власть) – народовластие, форма государственно-политического устройства общества, признающая народ в качестве источника власти. Демократия есть политический строй, основанный на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинства. К основным принципам демократии современная политология относит: признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти; равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан; свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни; решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием; подчинение всех граждан воле большинства, т.е. верховенство принятого в установленном порядке закона; выборность основных органов власти и должностных лиц государства; сочетание непосредственных (прямое волеизъявление) и представительных (опосредованное волеизъявление) форм участия граждан в управлении делами общества и государства; гласность и открытость при обсуждении и решении вопросов государственной и общественной жизни.

Денацификация – искоренение идей нацизма, наказание фашистских военных преступников, роспуск нацистской партии.

Деспотизм (греч. despoteia – неограниченная власть) – абсолютная и беззаконная власть, самовольство, самодурство, самоуправство. Временами деспотизм является тираническим проявлением заслуженного авторитета. В этом качестве деспотизм нередко встречается у политических деятелей старшего поколения в отношениях к начинающим политикам.

Деятельность политическая – деятельность, направленная на завоевание власти или влияние на неё. Политическая деятельность имеет свою структуру: объекты и субъекты; цели этой деятельности; обстоятельства осуществления политической деятельности; формы и способы политического действия.

К объектам политической деятельности относятся: власть, политические институты, политическая система в целом. К субъектам политической деятельности относятся: классы, социальные группы, этнические сообщества, партии, массовые общественные организации.

Диктатура (лат. dictatura – неограниченная власть) – система политического господства какого-нибудь класса в классовом обществе. В современной политической науке диктатура означает неограниченную правом или любыми институтами государственную власть, важным способом осуществления которой является вооружённое насилие. Противоположностью диктатуры выступает демократия.

Диктатура – особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооружённой силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти отдельными группами или людьми, а также при изменении одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Дипломатия – один из способов реализации внешней политики государства.

Догматизм (греч. dogma – положение, которое принимается за неоспоримую истину) – антиисторический недиалектический схематически-окостенелый тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений проводится без учёта конкретной действительности, условий, места и времени.

Термин “догматизм” был введён древнегреческими скептиками Пироном и Зеноном. Они отрицали возможность настоящих знаний и обвиняли в догматизме философов, которые делали утвердительные выводы о субстанции вещей.

Гносеологическая основа догматизма – односторонние отношения к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании её относительности.

Договор общественный – переход отдельных индивидов, которые лояльно относятся к социально-государственному положению, через взаимные ограничения и перенесение прав одного на другого в договоре. Идея общественного договора, которая возникла ещё в глубокой древности, нашла основательное отображение в социально-правовых учениях XVII-XVIII веков.

Доктрина политическая (лат. doctrina – учение) – система взглядов, принципов; формула, выражающая основную установку политической деятельности.

Евразийство – геополитическая доктрина, специфическая форма общественного сознания и государственной политики.

Законодательная власть – система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории национального государства.

Идеократия (греч. idea – понятие, мысль + греч. kratos – власть) – государство, в ко­тором определённая совокуп­ность идей занимает моно­польное или, точнее, само­довлеющее положение. Фактически деидеологизируясь, она превращается из претен­дующих на форму выраже­ния интересов социального субъекта идей в своего рода веру, а главное – в основной источник права и конститу­ции. Понятие идеократии вполне применимо к бывшему СССР, где идея “строительства ком­мунизма” превратилась в не подлежащий сомнению абсо­лют и служила в качестве до­статочного основания для го­сударственности, конститу­ционности и политики. Черты идеократии вполне отчётливо про­явились и в строении фашис­тского Третьего рейха в Гер­мании с его идеей расового превосходства и принципом фюрерства. Идеократия вообще харак­терна обществам, подверга­ющимся форсированному преобразованию в соответ­ствии с тем или иным проек­том. Формой идеократии является те­ократическое государство. На практике попытки подчи­нить деятельность государ­ства реализации какой-либо самодовлеющей идеи ведёт к тоталитаризму.

Идеологизация – понимание политических и иных общественных институтов исключительно как выразителей той или иной идеологии, отражающей противоположные классовые интересы и нацеленной на их легитимацию, реализацию и защиту.

Идеология (греч. idealogos – образ, слово) – 1) разновидность мифа или политической демагогии; 2) научная единственно верная истина. В идеологии соединяются наука и мировоззрение, идеалы и ценности, мифы и эмоции. Они формируются с идей, идеалов, которые существуют в каждом обществе на каждом конкретном этапе его развития. Идеологию создают учёные, философы, литераторы, религиозные и политические деятели. В неё включают представления о сущности человека и общества, путях и целях развития общества. Степень распространения и влияния идеологии зависит от того, насколько она соответствует интересам, потребностям людей, живущих в данном обществе. Идеология выполняет разные функции: объединяет людей, оценивает и объясняет события, мобилизует к действиям большие массы людей, делает прогнозы.

Избирательная кампания – система организационных, информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий, инициируемых субъектами политики в преддверии и в ходе выборов с целью завоевания поддержки избирателей.

Избирательное право – 1) совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями; 2) право граждан избирать представительные органы власти (активное избирательное право) и быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право).

Круг лиц, пользующихся избирательным правом в данной стране, составляет электорат.

Основой современного избирательного права являются принципы: всеобщие, прямые, тайные и равные выборы. Однако на практике эти принципы нигде и никогда в полном объеме не соблюдаются. Политическая элита не заинтересована выпустить выборы из-под своего контроля.

Ограничение избирательного права граждан на деле происходит с помощью различных цензов: возрастного, полового (в ряде мусульманских стран женщины в выборах не участвуют), территориального, оседлости, имущественного и т. д.

Нарушение прямых выборов достигается практикой двухступенчатых выборов, когда рядовые граждане избирают выборщиков, а последние – президента (США).

Определенным противовесом некоторым ограничениям являются специальные квоты – передача части мест в органах государственной власти определенным слоям населения. К примеру, расовые квоты при выборах в парламент ЮАР гарантируют определенное число мест для расовых меньшинств.

Избирательные технологии – совокупность методов влияния на сознание и поведение избирателей.

Избирательный процесс – процесс, включающий назначение выбо­ров, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов, выдвижение кандидатов, проведение голосования и опреде­ление его результатов, распределение депутатских мандатов.

Импичмент(англ. impeachment – порицание, обвинение) – процедура отстранения в некоторых странах (Англия, США, Япония и др.) от должности после осуждения за государственную измену, взя­точничество и другие тяжкие преступления. В США дело по отстранению президента возбуждается палатой представителей, а рассмотрение дела и вынесение приговора осуществляет верхняя палата.

Необходимость импичмента должна рассматриваться как совершенно исключительная. Для этого нужно, чтобы президентом были совершены чрезвычайные проступки. Но в этом случае необходимо располагать чётко зафиксированными юридическими гарантиями, чтобы не дестабилизировать осуществление президентских функций.

Институт импичмента служит одной из конституционных гарантий против авторитаризма, злоупотребления служебным положением.

Инаугурация – торжественная церемония вступления в должность главы государства. Её аналог при монархической форме правления – коронация. Инаугурация – своеобразный символ государственности, призванный подчеркнуть важность и ответственность высшей государственной должности. Ключевой момент процедуры инаугурации – это принесение главой государства присяги (в одних государствах – на Конституции, в других – на Библии, Коране и т.д.).

Институты политические – разновидность социальных институтов. Политические институты возникают в процессе разделения политической работы, воплощаясь в разных политических организациях и учреждениях – государственных, партийных, идейно-политических и т.д.

Многогранность политических институтов определяется дифференциацией политической деятельности и политической власти на различные виды. По характеру целей выделяются политические институты законодательной, исполнительной и судебной власти, каждому из которых свойственна многофункциональность. По характеру организации различают формальные (строго регламентируются нормами, зафиксированными законах, уставах, инструкциях и т.д.; примеры: государственные организации, политические партии и др.) и неформальные (основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственных отношениях и на отношениях действия, стремления, чувств и интересов) политические институты.

Характеристиками политических институтов являются: стабильность, эффективность, легитимность и легальность, цель, статус в политической системе и др.

Интерес политический – совокупность политических потребностей: участия в управлении; влияния на политику; создания политических партий; выбора органов власти и лидеров и т.д.

Политический интерес в обществе делится на ступени общности: индивидуальный – групповой – классовый – национальный – народный – планетарный. Каждая из этих ступеней, за исключением первой и последней, выступает и как частная, и как общая, соотносясь по принципу “матрёшки”.

Политические интересы могут быть: объективными (имеют стремление к тому, что объективно полезно данному индивиду, классу, группе); субъективными (имеют стремление к тому, что кажется полезным им самим).

Интернационализм (лат. inter – между + лат. natio – народ) – международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. Интернационализм противоположен национализму.

Исполнительная власть – система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные пра­вовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства. Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне её функции выполняют органы местного управления и самоуправления.

Кадровые партии – партии, объединяющие в своих рядах небольшое число профессиональных политиков и известных общественных деятелей и опирающиеся на финансовую поддержку состоятельных слоёв общества.

Классы – большие группы людей, которые отличаются по отношениям к средствам производства, по месту в исторически определённой системе общественного производства, по роли в общественной организации труда, а также по размерам и способам получения прибыли. Это определение, данное В. Ленином, указывает на то, что место, роль и цели классов в обществе различны. Добиваясь достижения этих целей, классы вступают в сферу политической борьбы и становятся субъектами политики.

Клика (франц. clique – шайка, банда) – в политической жизни это группа властителей, которая имеет исключительно узкие, корыстные, часто преступные цели. Клика действует только в своих интересах, имеет целью только личную выгоду и игнорирует выгоду всего общества. В обществе с сильными бюрократическими структурами и демократическими институтами возможность для появления клики ограничена. Термин “клика” больше используется как сильное словцо в острой политической борьбе.

Консенсус (лат. consensus – соглашение, единодушие, согласованность) – наличие между двумя и более индивидами схожих познавательных и практических ориентаций, которые позволяют им установить взаимопонимание и взаимодействие в разных ситуациях. В более узком (специфическом социальном) смысле, консенсус – это соглашение значительного большинства любого сплочения относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, что выражается в согласованных действиях людей и обуславливает существование и функционирование данного сплочения.

Консенсус – это своеобразный антипод конфликта. Консенсус обозначает наличие между двумя и более субъектами похожих ориентаций по каким-либо проблемам общественной жизни. Исходным пунктом для достижения консенсуса является признание чужих интересов, права на их существование.

Консерватизм (лат. conservare – сберегать) – разновидность идейно-политического течения, которое выделяет в качестве основных требований сохранение морального порядка и натурально-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Несмотря на множество оттенков, форм и направлений, отражающих интересы разных общественных групп на разных этапах исторического развития, консерватизм имеет определённую систему ценностей. Главная роль жизнедеятельности общества отдаётся частной собственности, которая трактуется в качестве гаранта личной свободы и социального порядка. Одним из самых важных принципов консерватизма является традиционализм, означающий: приверженность к традициям, ко всему неизменному и постоянному; признание существующего всеобщего морально-религиозного порядка; уверенность в природной неравности людей; уверенность в ограниченных возможностях человеческого разума. Свобода, в соответствии с концепцией консерватизма, никогда не может быть отчуждённой от моральных предписаний.

Консерватизм оправдывает мощную власть, задачей которой является поддержание законов в государстве. В то же время исполнительная власть должна быть ограничена моральными и конституционными нормами. Для консерваторов характерны отрицательные отношения к идее социальной равности.

Конституционализм – 1) наличие законов или конституций, регулирующих государственное правление (в Великобритании, например, данное понятие вовсе сводится к набору юридических и неюридических законов, на основании которых создаётся система управления. До настоящего времени в Великобритании не установлено подчинение правительственной деятельности какому-нибудь одному конституционному документу. Почти в каждой второй стране термин “конституционализм” означает набор чисто юридических законов, собранных в одном или нескольких тесно связанных между собой документах); 2) установление и функционирование политических систем, которым характерна философия ограниченной власти.

Конституция (лат. constitutio – устройство) – основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающей высшей юридической силой, закрепляющий политическую и экономическую системы данного государства, а также устанавливающий принцип и порядок образования органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Консул – высшее избираемое лицо в Древнем Риме (в период республики); в современном международном праве это должностное лицо, уполномоченное представлять государство, защищать его правовые, экономические и другие интересы его юридических лиц и граждан в каком-либо городе (районе), другом государстве, которые носят название консульской округи.

Контрреволюция – реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно, как правило, не отдают власть, то контрреволюционное сопротивление в той или другой форме сопровождает всякую революцию.

Конфедерация – политический союз суверенных государств, которые сохраняют независимое существование и объединяются только для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных. Конфедерация имеет центральные органы, которые обладают полномочиями, установленными по соглашению её членов. Решения центральных органов, которые принимаются по принципу единогласия, вводятся в соответствующих странах только с согласия их органов власти и управления. Единой политической, правовой, экономической, налоговой системы конфедерация не имеет. Государства, образовавшие конфедерацию, имеют самостоятельное гражданство, валюту, армию и т.д. Правовой формой образования конфедерации является договор. Конфедерация как форма объединения государств встречается относительно редко и, как правило, носит временный характер. Конфедерацией были: Швейцария с 1281 г. по 1818 г.; Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии) с 1982 г. по 1989 г. Современные формы конфедерации: сообщество, пакт, договор, военно-политический союз.

Конфликт политический – столкновение двух или более противоположных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. В качестве субъектов конфликта могут выступать: индивиды; малые и большие группы, формально организованные в специальные объединения или возникшие на неформальной основе (в виде, например, политизированных социальных движений, экономических и политических групп, осознающих и преследующих определённые цели).

Политический конфликт есть состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценность и определённый статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение вреда или уничтожение соперника. Сущность конфликта проявляется в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению втянутых в конфликт групп и индивидов, которые субъективно воспринимают своё место в обществе и свои отношения к другим людям, группам и институтам.

Политические конфликты возникают из противоречий, которые объективно существуют между социальными группами или сообществами и объединениями. Если противоречия долгое время не решаются мирными средствами, то они неизбежно перерастают в конфликт.

Конформизм (лат. con – с, вместе + forma – вид, форма) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующей мысли и т.д.; согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мыслям; отсутствие личных позиций (беспринципность и некритическое следование любому примеру (авторитету, традиции и т.п.), который владеет наибольшей силой давления); отсутствие сопротивления преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними, которые не высказываются.

Конформизм политический – пассивное отношение человека к политической действительности, некритическое восприятие идей и действий субъектов политики, отсутствие собственных политических принципов и убеждений.

Корпоративное государство – термин, используемый для обозначения одной из форм авторитарного режима – политического корпоративизма. Идеи корпоративизма наиболее полно были воплощены в фашистской Италии и национал-социалистической Германии в 20-30-е гг. XX века.

Космополитизм (греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – идеология так называемого “мирового гражданства”, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет и провозглашающая право каждого человека, независимо от его принадлежности к конкретной стране, стать гражданином мира. Космополитами в политическом лексиконе называют людей, лишённых чувства гражданственности, патриотизма, гордости за свою родину, культуру, традиции и свершения своего народа.

Кризис власти – понятие, которое характеризует потерю политической властью одной из основных свойственных ей черт – суверенитета, авторитета, наличия воли и аппарата принуждения. Говорить о наличии политической власти в обществе можно только в том случае, если ей присущи все названые черты без исключения. Кризис политической власти, который в обществе чаще называют безвластием, по сущности, обозначает переход власти от одной политической силы к другой.

Культ личности – крайне завышенная оценка роли и функций политического лидера в истории; поклонение этому лидеру. Культ личности выступает закономерным результатом и одной из предпосылок тоталитарного режима, хотя встречается и в авторитарном и демократическом режимах. По своей сущности культ личности – воссоздание язычницкого идолопоклонства, что находит, в частности, своё отражение в памятниках, мавзолеях, мемориальных комплексах, религиозно-политических ритуалах и др. Идейные истоки культа личности лежат в тоталитарной идеологии, в её претензии на монопольную власть, универсальную и всеобщую значимость. “Родители” такой идеологии наделяются качествами пророков, а сама идеология, по их мнению, является единственно настоящей и верной.

Благоприятной средой культа личности является патриархальная политическая культура, которая исходит из веры в доброго царя или руководителя, из принятия жестокой иерархической организации общества. Однако главной непосредственной причиной культа личности является большая концентрация политической, экономической и социальной властей в руках одного политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех “низших” не от результатов своей работы, а от верности системе или лидеру, преданности начальству. Отражаясь в массовом сознании, всё это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность.

Культура политическая – совокупность норм поведения, которые относятся к сфере взаимоотношений власти и граждан. Она является диалектическим единством знаний политики, отношений к политике и реальному политическому поведению, взятому вместе с продуктами политической деятельности.

В структуре политической культуры можно выделить три главных элемента: когнитивный, нормативно-оценочный и элемент поведения. При характеристике структуры политической культуры в её когнитивном уровне выявляются такие компоненты, как политические знания, политическая образованность, способ политического мышления. Нормативно-оценочный элемент включает политические чувства, оценки, традиции, идеалы, политическую уверенность. Существование элемента поведения связано в основном с политическими установками и типами политической активности; данный элемент характеризуется развитыми политическими учениями и науками политической деятельности.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты