Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 4 страница




Номенклатура (лат. nomenciatura – роспись имён) – 1) перечень должностей, замещаемых данным органом государственной власти (парламентом, правительством, президентом, министром и др.); 2) совокупность должностных лиц, назначенных соответствующим органом власти; 3) правящая партийная и государственная элита в СССР.

Нонконформизм – неприятие господствующих в обществе традиций, взглядов. Нонконформист – это человек, не принимающий существующего порядка вещей. Нонконформизм в политике есть неприятие существующей политической системы, проводимого политического курса и лиц, его осуществляющих.

Общественная организация – объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную вертикальную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Создаётся такая организация обычно для решения социальных проблем и реализации общественных интересов.

Общественное движение – совместная деятельность граждан, преследующих определённые общественные цели, но не имеющих завершённой организационной структуры и фиксированного член­ства.

Общественный идеал – образ совершенного, разумно устроенного, гуманного общества. В соответствии с идеальными представлениями об обществе определяются цели социально-политической деятельности, пути и средства их достижения.

Общество гражданское – совокупность негосударственных общественных организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управленческом процессе и контроль с их стороны за деятельностью государства.

Центральной проблемой гражданского общества все его исследователи определили противоречие между государством и обществом.

В “Философии права” Гегель видел в гражданском обществе сообщество людей, для которых характерны экономические связи, связи через потребности людей, правовые учреждения, через внешний порядок по охране их общих и особых интересов. В этом обществе “каждый для себя цель, все другие суть для него ничто”. Поэтому государство по Гегелю, – система всеобщего интереса, а гражданское общество – система частного интереса. При столкновении интересов государства и гражданского общества интересы последнего должны уступать, так как государство выступает высшей властью, навязывает свою волю гражданскому обществу.

Маркс в “Критике гегелевской философии права” концентрированно выразил суть гражданского общества 40-х годов XIX века как последовательное проведение принципа индивидуализма. Принципом будущего гражданского общества он считал коллективизм и труд не только как средство для жизни, но и как способ самоутверждения личности.

В противоположность Гегелю Маркс не противопоставлял государство гражданскому обществу, а искал способ разрешения противоречий между ними на путях сближения. Один из таких путей он видел в широком участии граждан в политической жизни, в реализации власти государства.

Анализ современного мирового опыта позволяет оценивать гражданское общество как такое состояние общества, где не человек существует ради государства, а государство ради человека, а все социальные слои имеют гарантированное государством право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы.

Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, приоритетов и норм, отражающих духовно-нравственный опыт человечества, объединяющих людей в их стремлении к миру, достойной жизни, равноправному и взаимовыгодному международному сотрудничеству.

Олигархия (греч. oligarchia – власть немногих) – власть немногих в государстве или в мире финансов. Первоначально олигархия определялась как власть небольшой группы богачей. Традиционно во все времена она была предметом критики. По Платону, олигархия плоха тем, что выше всего ставятся деньги; невысоко ценится добродетель, мудрость, храбрость; общество распадается на враждебные силы: богатых и бедных, вследствие чего растёт число нищих и, соответственно, множится их сила. Ненависть к олигархии переходит в победу бедняков.

В настоящее время под олигархией подразумевается власть немногих; сама правящая группа или элита, которая властвует.

Омбудсмен (швед. ombudsman – представитель чьих-то интересов) – должностное лицо в парламенте, наблюдающее за законностью действий государственных органов и за соблюдением прав и свобод граждан.

Оппозиция (лат. oppositio – противопоставление) – организованная группа людей или партий, которая в своих оценках противостоит программе, политике, мнению большинства или подавляющему большинству в целом.

По сферам проявления оппозиция бывает парламентской и внутрипартийной. Парламентская оппозиция создаётся из депутатов парламента или парламентской фракции какой-нибудь партии, которые не поддерживают существующее правительство, критикуют его деятельность, пользуются случаем поставить вопрос о доверии правительству. Ещё парламентской оппозицией называют организованную критику правительства в СМИ, организацию акций протеста (митингов, демонстраций, пикетов). Внутрипартийная оппозиция всегда свидетельствует о кризисе в партии и действует недолго. Дело заканчивается расколом, исключением оппозиционеров из партии или нахождением компромисса.

По характеру отношения к правящей власти и партии различают следующие разновидности оппозиции: умеренную; лояльную, готовую к соглашению и поддержке властей; конструктивную (разрушительную), абсолютно отвергающую проводимый курс.

По условиям, в которых действует оппозиция, она может быть легальной и нелегальной.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная орга­низация, учреждённая 27 апреля 1945 года на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества.

Организация политическая – устойчивое структурированное объединение граждан-единомышленников, претендующее на пред­ставительство или представленное в органах государственной власти, выражающее политические интересы определённых социальных групп.

Отношения политические – взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разделение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами, передача волевых побуждений от одного субъекта к другому.

Политические отношения складываются между отдельными субъектами политики, т.е. теми, кто непосредственно участвует в политической жизни общества и в той или иной степени влияет на неё.

Политические отношения регулируются специальными нормами – правовыми и политическими; действует специальный механизм структуры, ролей, функций групп.

Охлократия (греч. ochlos – толпа, чернь + греч. kratos – власть) – власть толпы, улицы; примитивная антигосударственная форма властвования. Охлократии присуще непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо политическим институтам. Однако в отличие от совместимых с государственностью форм самоуправления, охлократия противопоставляется государственным институтам и праву, а также подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности в смысле самовольства.

Пакт (лат. pactum – договор) – 1) международный договор, по которому договаривающиеся стороны обязываются совещаться по интересующим их вопросам (консультативный пакт) либо действовать определённым образом в данном регионе (региональный пакт); 2) формальное (открытое, письменно закреплённое) либо неформальное (тайное, письменно неоформленное) соглашение об основополагающих правилах политического поведения, заключаемое между самыми влиятельными политическими силами (напр., оппозицией и правящими кругами или различными группировками правящей элиты). Своеобразный “джентльменский” характер пакта хоть и не устраняет разногласий, противоречий и конфликтов между сторонами, однако вносит некоторую ясность в действия оппонентов и в какой-то мере снижает опасность односторонних акций.

Панисламизм – религиозно-политическая доктрина. В её основе – идея единства мусульман всего мира и необходимости их политического объединения, призывы к исламской солидарности, созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять влиянию немусульманского мира.

Парадигма (греч. paradigma – пример, образец) – признанная всеми совокупность научных достижений, которая в течение длительного времени даёт учёным образец, модель постановки проблем и их решений.

Понятие парадигмы введено в научный оборот в 20-е годы XX века американским ученым Т. Куном для определения специфики теоретических достижений в общественной науке в целом. Согласно ему, парадигма характеризует своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы.

Для политической науки фундаментальными являются те парадигмы, которые имеют отношение к самой сущности и природе политики, определяют основные источники её развития, а также границы и масштабы социального существования.

Парадигма в политической науке объединяет группу разнородных теорий, направленных на объяснение природы и происхождения политики через воздействие других сфер общественной жизни или свойств политического субъекта. Так, марксистская парадигма объясняла происхождение и природу политики основополагающим влиянием экономических отношений. Известность получила парадигма детерминации политики правом, в связи с чем в конституции усматривается источник основных политических процессов. Культурно-антропологическая парадигма в качестве источника и смысла политической жизни выдвигает человека и т. д. Идеи многообразия и внутренней противоречивости политической жизни и одновременно единство идеалов, основных социально-культурных ориентиров населения характеризуют подход, в соответствии с которым революции и острое противодействие в обществе считаются аномалиями политической жизни, а назначение политики сводится к поддержанию состояния “социальной солидарности” (парадигма. конфликта и парадигма консенсуса).

Выделение основных парадигм ведёт к упрощению и схематизации научного знания. Вместе с тем оно позволяет объяснить связь политических и социальных теорий с другими научными исследованиями, увидеть, как меняются представления о политике.

Парламент – высший орган законодательной власти, представительное коллегиальное общенациональное учреждение, выполняющее следующие функции: разработка и принятие законов; контроль над деятельностью правительства и расходованием бюджетных средств; назначение выборов, референдумов.

Первый парламент был создан в Англии в 1265 году и состоял из Палаты Лордов (аристократия) и Палаты Общин (класс имущих).

На современном этапе в РБ парламент состоит из Палаты Представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата). Срок полномочий парламента в РБ – четыре года.

Парламентская республика – форма государственного правления, где основные полномочия сконцентрированы в руках парламента. Он выбирается гражданами страны и является единым избирательным органом в государстве. Парламент формирует правительство, которое сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента. В парламентской республике управление страной осуществляется правительством, а его руководитель фактически является главой государства. При определённых обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы. Такая система существует в Австрии, Италии, Швейцарии и других странах.

Парламентские партии – партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, т.е. самого парламента, а также местных, коммунальных, региональных и других правительственных органов.

Партия политическая – добровольный союз, который: связан идеологическим единством, общими политико-экономическими, социально-классовыми, культурно-национальными и другими интересами и идеалами; стремится активно участвовать в политической жизни общества; имеет целью завоевание политической власти или участие в осуществлении власти в государстве.

Зачатки партии появились ещё в древности в виде сословных групп, которые отражали заинтересованность разных слоёв господствующего класса и боролись между собой за власть.

В XIX веке с созданием партий и движений появились разные точки зрения, объясняющие происхождение и сущность этого сложного политического феномена: 1) партия как идеологическая совокупность людей; 2) партия как организация, которая базируется на дисциплине и субординации; 3) партия как представитель определённого класса. В современной политологической литературе существует более 20 определений партии.

Массовые партии характеризуются многочисленностью (до сотен или даже тысяч человек), идеологической ориентированностью и преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, наличием тесной связи аппарата и партийных масс, а также сравнительно жёсткой организацией.

Патриотизм (греч. patriots – соотечественник) – любовь к родине, отчизне, преданность ей, стремление служить её интересам. Патриотизм есть эмоциональное отношение к родине, которое выражается в готовности служить ей и защищать её от врагов.

Неправомерны, ненаучны и абсурдны современные попытки отдельных политиков делить людей на патриотов и не патриотов на основе различий во взглядах на пути социально-экономических и политических преобразований.

Персона грата (лат. persona grata – желательная особа) – дипломатический представитель, на назначение которого в качестве главы дипломатического представительства дано согласие правительства страны, в которую он назначен; любой другой дипломатический работник, получивший разрешение (въездную визу) на въезд в страну своего местонахождения.

Персона нон грата (лат. persona non grata – нежелательная особа) – особа, на назначение которой в качестве главы дипломатического представительства не дано согласие руководства страны, в которую её намеревались назначить; любой дипломатический работник, которому руководство страны, в которой он находится, по определённым причинам предъявляет требования о выезде.

Плебисцит (лат. plebiscitum – решение народа) – один из видов народного голосования. В международных отношениях плебисцит применяется при опросе населения территории о его принадлежности к той или иной стране.

Плюрализм политический – один из принципов организации общества, согласно которому общественно-политическая жизнь должна включать множество различных взаимозависимых и совместно с этим автономных социальных и политических групп, партий и организаций, идеи и программы которых находятся в постоянном противопоставлении, конкурентной борьбе. Плюралистическая организация предупреждает монополизацию общества и, прежде всего, власти с помощью разного рода противопоставлений.

Политический плюрализм расширяет потенциал социального обновления, возможность зарождения и реализации альтернативных вариантов прогресса, содействует всестороннему развитию личности. Он подтверждает право каждого человека придерживаться любых взглядов и проповедовать их, уважение к инакомыслящим, принципы дискуссий и компромисса в политическом процессе.

Концепция политического плюрализма выросла с либерализма. Большой вклад в его развитие внесли Г. Ласки (впервые ввёл в научное обращение термин “плюрализм”, с латинского pluralis – множественный), Д. Мэдисон, Э. Бернштейн и др. Согласно доктрине политического плюрализма, индивид и группа первичны по отношению к политическим структурам, к государству. Эта система в той или иной мере стремится к централизации, к плюрализации центров власти, которая в идеале должна быть разделена между общественными группами. Никакая отдельная организация не может и не должна представлять всё общество и навязывать ему свою волю. Общественные интересы формируются на основе баланса частных интересов. Соответственно принципам политического плюрализма, никто не имеет права владеет монополией на окончательную, высшую истину, на единый рецепт достижения всеобщего благополучия и счастья. Свободная борьба идей и интересов, соперничество организованных общественных групп считается натуральным положением здорового социального организма.

Поведение политическое – образ действия в сфере политики, вид участия (неучастия) в политической жизни общества, конкретная повседневная политическая деятельность индивида, социальной группы, выражающаяся в оценках, позиции, определённых действиях. Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы, и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием.

Само политическое участие – это вовлеченность в той или иной форме людей, групп, классов, этносов в процесс политико-властных отношений данного общества или международного сообщества.

Политическое поведение индивида служит прежде всего средством его самореализации, самовыражения. Но объективно в конечном счёте оно может способствовать и изменению политической реальности.

Политическое поведение бывает организованным (посещение предвыборных собраний, голосование, участие в митингах, собраниях) и стихийным (спонтанным), не санкционированным со стороны. Чем выше уровень стихийности, тем большая роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам.

Исследование политического поведения социальных групп, отдельных личностей породило к середине 30-х годов XX века на Западе целое направление в науке, так называемый “поведенческий подход к политике”, соединяющий психологические и политические знания. Так, американский учёный Ч. Мерриам, рассматривая проблемы политической науки, предложил выявить специфику политического поведения индивида, социальных групп, движений эмпирическим путем, количественными методами, совмещая в анализе приемы эмпирической социологии и социальной психологии.

Политизация личности – вовлечение личности в сферу политики путём расширения возможностей её участия в решении политических вопросов. Политизация также характеризуется увеличением значения и роли политической сферы в жизни общества.

Политик – активный инициатор, реальный участник политики, политической жизни. В роли политиков выступают прежде всего люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью: политические лидеры, государственные деятели, работники госаппарата, а также политики-теоретики, идеологи, политические публицисты. Их влияние на политику является целенаправленным, глубоким, непосредственным. Деятельность большинства таких политиков сопряжена с обладанием политической властью, с реализацией специальных полномочий, закрепленных в официальных актах.

Однако иногда официальный статус политика расходится с реальной властью. Это – те случаи, когда “диктатору диктуют”, т. е. за их спиной стоят те политики, которые фактически правят в обществе. Среди политиков, неофициально оказывающих воздействие на государственных лидеров или чиновников, находятся представители лоббистов, легального бизнеса, теневой экономики, закрытых родоплеменных или тайных религиозных структур, лидеры, отошедшие от практических дел, или крупные деятели культуры, религиозные авторитеты и т. д.

Во всех случаях характер, содержание и результаты деятельности политика зависят от многих факторов: его общей и политической культуры, квалификации, интуиции, способности анализировать и прогнозировать события, умения работать с людьми.

Политика (греч. politike – государственные или общественные дела) – организационная и регулятивно-контрольная среда общества, относительно автономная и основная в системе других сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной.

Термин “политика” восходит к трактату Аристотеля о государстве, правлении и правительстве – “Политика”. И до конца XIX в. политика рассматривалась как учение о государстве, о власти государственного уровня.

В настоящее время существует несколько основных толкований политики:

1) как отношение между классами (согласия, подчинения, господства, конфликта, борьбы) (В. И. Ленин); группами, людьми (внутренняя политика): государствами (внешняя политика);

2) как господство, власть и деятельность, связанная с завоеванием власти, её использованием;

3) как управление, упорядочение жизни общества (функциональный подход – со времён Платона);

4) как система принципов и норм регулирования жизни общества и отношений в нём социальных общностей.

Современные знания о политике позволяют рассматривать её как важнейший фактор развития общества через такие основные функции, как организационная и регулятивно-контрольная по отношению к жизни, деятельности, связям людей, общественных групп, классов, народов, стран.

Через эти функции политика связывается с другими сферами жизни общества, определяется ими, направляет их взаимодействие, активно влияет на каждую из них. Такая роль политики обусловлена тремя её свойствами: универсальностью, всеобъемлющим характером (способностью воздействовать на любые стороны жизни, элементы общества), проникающей способностью и способностью сочетаться с неполитическими общественными сферами и отношениями, так как они наследуются, воспроизводятся при всех изменениях конкретного содержания политики. К особенностям политики следует отнести то, что она – область не только сознательных, но и стихийных действий, не только объективных, но и субъективных факторов, не только рациональных, но и иррациональных проявлений. Отсюда следует: политика – не только наука, но и искусство, искусство возможного.

Особой формой существования политики выступает деятельность в двух видах: теоретической или мыслительной (она формирует политическое сознание, мышление, менталитет) и практической (организационная и контрольная деятельность, принятие решений руководства, работа с людьми, обмен информацией, функционирование органов власти и т. д.).

Материализация политики достигается с помощью создания определенных средств: политических институтов (выборности, представительства и т. п.), органов, учреждений власти – правительства, госаппарата; инструкций, декретов, пропаганды, средств массовой информации и т. д.

Наиболее значимыми субъектами политики являются классы, слои, группы общества, осознавшие свои коренные интересы. Непосредственно же функции субъекта во внутри- и внешнеполитической областях выполняет вначале государство, а с развитием и усложнением политической жизни – политические партии, общественные движения, организации. В качестве объекта политики выступают общества, социальные слои, группы, граждане. Важнейшим моментом, обеспечивающим единство общества как объекта политики, является гармонизация политики и экономики, их взаимопроникновение. Качество же политики, её результативность определяются и её взаимодействием с моралью общества.

Как общая линия деятельности политика включает в себя модель желаемого общества, анализ того уровня, на котором находится нынешнее общество, стратегию и тактику достижения разработанной модели. Содержание политики закрепляется в соответствующих документах.

Политика ориентируется на признанные цивилизованным миром основные группы ценностей: безопасность и национальная независимость; благосостояние и экономическое развитие; свобода и конституционный порядок. Их реализация определяет содержание внутренней и внешней политики

Политика и мораль – два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. Мораль обосновывает гуманность целей, средств и методов политической деятельности, оценивает практическую политику общественным мнением. В свою очередь, политика оказывает активное влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая к участию в управлении делами государства и общества. Однако некоторые учёные политической науки (например, Н. Макиавелли) говорят, что политика и мораль несовместимы.

Политическая жизнь – совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней.

Политическая игра – способ практических действий субъектов политики, направленных на получение преимуществ в политическом соперничестве. Политическая игра характеризуется закулисными сделками, осуществлением тайных намерений, дезориентацией и дезорганизацией конкурентов, манипулированием общественным сознанием.

Политическая идеология – 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение политических институтов к действительности, проблемам, задачам, средствам и методам ее преобразования; 2) форма политического сознания, определённая доктрина, ставящая своей целью оправдание притязаний той или иной группы лиц на власть и подчинение общественного мнения собственным идеям; 3) совокупность концепций и учений, теоретически обосновывающая идеалы, ценности, интересы и цели субъектов политики.

Политическая интеграция – сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. Межгосударственная политическая интеграция происходит путём создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Политическая информация – совокупность знаний, сведений о политической жизни общества, которыми обмениваются “коммуникаторы” и “реципиенты” – потребители.

Политическая коммуникация – взаимодействие (отношения) политических субъектов на основе обмена информацией и духовного общения.

Политическая организация общества – совокупность социальных субъектов, осуществляющих государственную власть или воздействующих на неё, выполняя различные роли, функции и полномочия, закрепленные в законах, политических и нравственных нормах общества.

Политическая психология – отрасль научного знания о влиянии на политическое поведение людей их интересов, потребностей, установок, убеждений, чувств, ожиданий и мотивов.

Политическая семиотика – отрасль научного знания о специфике (принципах, функциях, свойствах) политического языка как средства политики, общения между её субъектами.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, формирования у неё политической культуры, позволяющей сознательно, добровольно и эффективно участвовать в делах государства и общества.

Политическая социология – отрасль научного знания о социальных основах политики и власти, влиянии политических явлений и процессов на общественное развитие.

Политическая стабильность – состояние, отражающее устойчивость политической системы, согласие между субъектами политики по ключевым вопросам общественного развития.

Политическая теория – раздел политологии, включающий научный анализ политических идей, ценностей и концепций, механизмов и закономерностей функционирования политики.

Политическая философия – одна из наук о политике, которая изучает взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, определяет смысл политических явлений и разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического строения, а также общие критерии политики. В центре предмета политической философии лежат взаимоотношения человека и власти. Эта наука определяет значение таких важнейших политических категорий, как власть, государство, права человека, справедливость, солидарность, равность, политическое поведение и т.д. Без политической философии политические знания не имели бы особенного смысла, человеческой значимости.

Политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных политических концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение иррационального и рационального в политике, её моральные критерии и мотивационную основу, определяет принципы и границы государственной власти. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

Политическая этика – отрасль научного знания о моральных нормах политических отношений, поведения субъектов политики.

Политические идеалы – неотъемлемая часть социальных идеалов. По своему содержанию – это то, что составляет высшую цель политической деятельности: демократизация общества; обеспечение прав и свобод человека; укрепление государственности и конституционного строя; политическая стабильность государства; общественный прогресс.

Политические институты – совокупность органов и учреждений, полномочий и функций, норм, средств и методов, обеспечивающих реализацию политических целей и интересов.

Политические нормы – узаконенные правила, регулирующие политические отношения в обществе. Их обязательность для субъектов политики основывается на действующих законах государства, воздействии положительных примеров, общественного мнения, моральных императивов.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты