КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 3 страницаРазличают политическую культуру общества, социального сообщества и личности. Политическая культура представляет собой синтез политических культур всех классов общества и других социальных сообществ при доминирующей роли культуры господствующего класса или социальной группы. Она носит на себе следы политических культур и традиций, полученных от прошлого в наследство. Культура политического поведения – степень воплощения в поступках (действиях) личности политических, правовых и нравственных норм, регулирующих общественные отношения, взаимосвязи участников политического процесса. Культурные права – права, гарантирующие духовное развитие человека и включающие: право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др. Культурология политическая – специфическое направление в политической науке, которое исследует социокультурные процессы в политической жизни. Основной акцент делается на изучение: ценностных представлений граждан; особенностей формирования политической ментальности; механизмов политической культуры; обеспечения культурной преемственности и др. При этом политико-культурологические исследования, ориентированные не только на описание, но и на понимание сложившихся ценностей, символов, стереотипов и др., на изучение разнообразных индивидуальных и групповых интересов, стимулируют участие человека в политической жизни общества. Курс политический – долговременное направление деятельности политических институтов по реализации одной или нескольких стратегических задач. Политический курс оформляется в виде политических деклараций, политических платформ, программных документов, конституций в качестве основы политической деятельности государства и его политических партий и иных политических институтов. Определение и выработка курса политического государства обусловливаются характером политической системы, особенностями государственных структур, количеством партий в стране. При однопартийной системе политический курс правящей партии становится государственным политическим курсом. В условиях реальной многопартийности он для всей страны определяется партией, победившей на выборах или партиями – участницами коалиционного соглашения. Политический курс призван отражать потребность общественного прогресса, общий уровень политической культуры общества, место и роль политического института в масштабе политической власти и отношений, характер политической власти и состояние политического процесса. Легитимность (лат. legitimus – законный) – признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной перемены насильственной перестройки государственных границ. Она выражает осознание преобладания общепринятого порядка над захватом власти силой, завоеванием, нарушением общепринятых норм. Легитимизация – процедура общественного признания какого-нибудь действия, действующей особы, событий или фактов; в политике – её признание, пояснение и оправдание. Либерализм (лат. liberalis – свободный) – учение и общественно-политическое течение, которое включает установку на обеспечение свободы личности и других общественных и политических прав индивида, а также ограничение сферы деятельности государства. Понятие “либеральный” распространяется на все основные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, духовную. В экономической сфере либерализм выступает с требованием полного освобождения экономической деятельности из-под опеки государства, защищает свободу рыночных отношений, частное предпринимательство. Индивидуальная свобода, которая заключается в обеспечении как можно большей свободы экономической деятельности, прав на собственность, равности шансов, прав и возможностей реализовать свои жизненные цели, а также возможности автономно выбирать сферу деятельности, является в либерализме ключевой. В политической сфере либерализм провозглашает свободу, которая не зависит от каких-либо критериев государственного строя, свободу создания всех возможных союзов, партий, организаций. Государство, по либералам, должно выполнять строго обозначенные функции – поддержку общественного порядка и внешнюю защиту. С либерализмом тесно связана концепция разделения и взаимного контроля властей, а также дух доброжелательности и компромисса. Свобода может существовать только под контролем закона. В духовной сфере либерализмом провозглашается свобода волеизъявления взглядов. При этом преимущество отдаётся не свободе коллектива, а свободе личности, индивида. Лидер политический – формальный или неформальный авторитет, имеющий фактическое влияние на всех, кто его окружает. Политический лидер благодаря набору специфических социально-психологических черт и своему общественному положению может влиять на ход политических процессов. Он замыкает иерархию социальных носителей власти, являясь, как правило, главой государства, руководителем политической партии, организации, движения. Политический лидер должен быть способным участвовать в принятии политических решений на всех уровнях, правильно оценивать альтернативные варианты, владеть прочной общественной позицией, быть непримиримым с несправедливостью, беззаконностью и отступлениями от принципов общечеловеческой морали, а также уметь взаимодействовать с рабочими коллективами и общественными организациями, учитывать общественное мнение и плюрализм взглядов, убеждать и вести за собой людей. Чем выше степень соответствия политического лидера нуждам общественного развития, тем более значимо его влияние на ход политического процесса. Лидер харизматический – личность, наделённая авторитетом, источник которого заключается в её исключительных качествах (особых талантах, дарованиях). Лидерство политическое – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю организацию, группу или общество в целом. Лоббизм (англ. lobby – кулуары) – одна из разновидностей групп давления. Действует в форме разнообразных комитетов, комиссий, советов, бюро, которые создаются при законодательных и правительственных организациях. Основная их задача – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с целью оказания непосредственного, прямого влияния на принятие решений (определённых законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий и др.) в интересах представляемых ими организаций. Среди методов лоббизма выделяют: информирование, консультирование, подкуп, угрозы, шантаж и др. Лоббизм как политическое явление возник в США, а потом постепенно распространился на другие страны. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 г., однако конституционным лоббизм стал только через восемь лет. Сегодня количество лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов двух палат Конгресса. В Англии их называют парламентскими агентами. Лозунг политический – призыв, выражающий в краткой форме руководящую идею (задачу, требование, принципиальную позицию) участников политического процесса. Мажоритарная избирательная система – регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе. Макиавеллизм (от имени итал. политического деятеля и учёного XVI в. Николо Макиавелли) – образ политической деятельности, который не гнушается никакими средствами для достижения поставленных целей. Согласно Макиавелли, в политике нужно руководствоваться принципом реализма, которые предполагает учёт в деятельности подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Политический деятель должен руководствоваться разумом и опытом, хорошо знать современную жизнь. Он должен сочетать в себе черты льва и лисицы, а в чрезвычайных условиях, когда “народ развращён”, применять исключительные меры, в том числе и репрессии. Морали и религии, по Макиавелли, нет места в политике. Термин “макиавеллизм” также используется для обозначения беспринципной и аморальной политики. Манипулирование в политике – социально-психологическое и политическое воздействие на общественное сознание и поведение в целях навязывания массам “удобных” определенным властным и общественным структурам идей, оценок, стереотипов, представлений и решений, а также непопулярных социальных мер. Манипулирование в политике опирается на дезинформацию, ориентируется не на объективную политическую действительность, а на символическую реальность. Марксизм – система взглядов и учение Карла Маркса (продолженное Владимиром Ленином). Некоторые идеи Марксом разрабатывались совместно с Энгельсом. Учение в дальнейшем подвергалось многочисленным интерпретациям последователями Маркса в различных странах в конце XIX и в XX в. Марксизм возник как результат критического осмысления противоречий капиталистического общества, “с одной стороны, III классовых противоположностей между имущими и неимущими, наемными рабочими и буржуа, а с другой – царящей в производстве анархии” (Ф. Энгельс). Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Гегель и Фейербах), английская классическая политэкономия (Смит и Рикардо) и французский утопический социализм (Сен-Симон и Фурье). Нацеленный на преобразование общества – переход от капиталистического общественного устройства к коммунистическому, – марксизм обосновывает этот процесс философской, экономической и социально-политической аргументацией. В этой связи в нем обычно различают три составные части: философию, политэкономию и учение о социализме (коммунизме). Поставив в центр своего внимания рабочий класс как основную движущую силу преобразования общества, марксизм стремился соединиться с рабочим движением и фактически стал теоретической основой программ социал-демократических, а затем коммунистических партий во всем мире. После революции 1917 года в России и аналогичных революций в ряде других стран марксизм являлся официальной идеологией в СССР и странах Восточной Европы вплоть до рубежа 80-90-х годов XX в. В связи с кризисным состоянием советского общества в конце 90-х годов и последующим распадом СССР авторитет марксизма резко снизился. Однако, несмотря на имеющиеся сложности, эта идейная традиция продолжает развиваться. Трудности с утверждением либеральных идей на постсоветском пространстве способствовали тому, что интерес к марксизму вновь стал возрастать. Масоны – члены тайного общества “вольных каменщиков”. Масонское движение оформилось на рубеже XVII-XVIII веков в Великобритании, а вслед за этим появилось во Франции и других странах Европы. Массовые партии – организованные и дисциплинированные образования с установленным членством, ориентирующиеся на привлечение большого числа членов с целью обеспечения финансовой поддержки своей деятельности посредством членских взносов. Межгосударственные отношения – взаимодействие и сотрудничество независимых национальных государств. Международное сотрудничество – взаимодействие субъектов мировой политики, цель которого – формирование и поддержание стабильной международной среды, благоприятной для взаимовыгодного сотрудничества и прогрессивного развития. Международные организации – межправительственные и неправительственные объединения, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению глобальных проблем и развития всестороннего сотрудничества между народами и государствами. Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, культурных и других отношений между субъектами мировой политики. Международные политические отношения – вид отношений между основными субъектами мировой политики, регулируемых нормами международного права и общепризнанными демократическими принципами. Международный Билль о правах человека – совокупность основных международно-правовых документов, в которых определены права человека: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах, включая два факультативных протокола к нему. Декларация представляет собой манифест главным образом морального значения. Пакты – договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств. Международный политический процесс – политическая жизнь мирового сообщества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие государств и других субъектов мировой политики с целью реализации общечеловеческих и национальных интересов, решения глобальных проблем современности. Менталитет – совокупность устойчивых, общераспространённых в той или другой группе представлений, которые выражают особенное виденье причастных к ней людей, политических и социальных реальностей. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и другие взгляды, менталитет выражает образ, характер, способ группового политического мышления, характеризуя устойчивое положение настроенности мыслей группового субъекта политики. В зависимости от сложившегося менталитета нация, народ, класс и другие сообщества и группы владеют определённой восприимчивостью к тому или иному типу идеологии, культурным нормам, политическим требованиям и т.д. Вместе с тем менталитет способен оказывать относительно автономное воздействие на политическое поведение субъектов. Меритократия (лат. meritus – достойный + греч. kratos – власть) – буквально: власть, основанная на заслугах. Термин введён в употребление английским социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям “аристократия” и “демократия”. Меритократия – власть или управление, осуществляемые лицами, выдвинутыми на руководящие посты за их выдающиеся достоинства и способности. Концепция меритократии призвана оправдать политические и экономические привилегии новой интеллектуальной элиты, якобы вносящей наибольший вклад в благосостояние всего общества. Представляя собой модернизацию традиционных теорий элиты в западной политологии, меритократия рассматривается то как власть группы людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности (Парето); то как наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества (Моска); то как люди обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой; наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гассет), и т. д. Концепция меритократии, как и другие разновидности теории элит, несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, исходит из естественного неравенства людей, предопределяющего извечное деление общества на элиту и массы, из необходимости элиты как движущей силы научно-технического и социального прогресса, из неизбежности господства одних и подчинения других. Методы политики – способы воздействия средств политики. Принято выделять ненасильственный и насильственный методы (убеждение и принуждение). В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы делятся также на революционные, реформистские и консервативные. Методы политических исследований – приёмы, способы изучения политики, включающие два уровня: теоретический и прикладной. К фундаментальным методам относятся нормативный, системный, социологический, сравнительный, бихевиористский и др., при эмпирических исследованиях используются наблюдение, изучение документов, опрос, игровые методы и др. Механизм власти – совокупность организаций и учреждений, полномочий, функций и ресурсов власти, обеспечивающих реализацию интересов социальных субъектов Мирное урегулирование международных споров – принцип современного международного права, зафиксированный в ряде международных документов, в уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН Мировая (международная) политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств; процесс выработки, принятия и реализации политических решений, выражающих интересы мирового сообщества. Мифология политическая – неправильное, фантастическое отражение действительности, которое создаёт идейную основу для захвата и удержания власти, для борьбы с политическими руководителями. Сегодня в мире нет идеологии, которая была бы свободна от политической мифологии. Консерватизм, либерализм, христианство, коммунизм вмещают в себе свои мифы. Однако исторический опыт показывает, что полная замена научных и просто точных знаний мифологией ведёт к трубным для народов и государств результатам. Мнение общественное – состояние массового сознания, заключающее в себе отношения (скрытые или явные) разных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение реально выявляется через систему социологических исследований, опросов волеизъявления людей в ходе избирательных кампаний, референдумов, массовых митингов, манифестаций, собраний и т.д., а также через СМИ. Общественное мнение выполняет определённые функции как в масштабах всего государства, так и в рамках разных групп и слоёв населения (рабочий класс, молодёжь, пенсионеры, лица одной профессии, жители одного города и т.д.) даёт совет, содействует принятию решений, выносит решения, влияет на политическое поведение. Общественное мнение действует практически во всех областях жизни. Одновременно с этим оно имеет свои границы, которые определяются общественной значимостью обсуждаемых событий, явлений. Прогрессивная роль общественного мнения является наибольшей при сочетании обычного общественного сознания с теоретическими знаниями. Нужно различать общественное мнение большинства и меньшинства. На общественное мнение большое влияние оказывает существующий социально-политический строй, экономическое положение, СМИ, образование, культура населения и ряд других факторов. Многопартийная система – модель партийной системы, в которой более двух партий имеют достаточно сильное влияние, чтобы в результате выборов получить парламентское представительство и участвовать в формировании правительства. Модернизация политическая– преобразование, совершенствование политической системы данного государства, всесторонняя демократизация общественных отношений в нём. Монархия – форма правления или организация высшей государственной власти, которая характеризуется тем, что во главе государства находится монарх. Получение им власти не зависит от какой-нибудь другой власти, органа или избирателей. Известны два вида монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия подразумевает всевластие монарха, неограниченность его полномочий. Конституционная монархия характеризуется тем, что глава государства ограничен в своих полномочиях каким-нибудь другим органом власти (парламентом, советом и др.). Полномочия в таком случае могут распределяться между ними по-разному. В одних случаях монарх ограничен в сфере законодательства, но владеет сильной исполнительной властью. В других случаях власть монарха распространяется на законодательную сферу, но этом он практически лишён исполнительных полномочий. При этом его законодательная власть является, как правило, чисто номинальной, потому что любой законодательный акт, который от него исходит, требует подписи председателя власти. Такие монархи существуют сегодня в Великобритании, Швеции, Норвегии, Бельгии, Дании, Японии и др. Моноцентризм – принцип управления, при котором политическая система управляет обществом и управляется сама из одного центра. Политические институты построены строго вертикально. Общество представляет собой пирамиду, на вершине которой находится главный политический институт (государство, партия и т.д.). Далее идут исполнительный аппарат и народ. Такая система не допускает существование свободных идей, отвергает политическую конкуренцию. В ней не существует обратной связи. В критических условиях (война, стихийные бедствия и др.) моноцентрические политические системы могут действовать высокоэффективно. Но в условиях политической и экономической стабильности моноцентризм играет отрицательную реакционную роль. Народ – 1) в широком смысле это всё население определённой страны; 2) это термин, который употребляется для обозначения разных форм этнических общностей (племени, народности, нации); 3) это единое социальное целое, которое имеет общую историческую судьбу. В состав народа входят классы и социальные группы, но при их разнообразии в каждом конкретном обществе их объединяет общий магистральный интерес, который подчиняет себе всё что угодно (выживание в экстремальных условиях, преодоление кризиса, патриотизм и т.д.). Он консолидирует людей и делает народ полноправным субъектом политики. Насилие политическое – средство, используемое теми или другими политическими силами для достижения, завоевания, удержания власти или воздействия на неё, а также для достижения неполитических целей, например, для личного обогащения правителя. Сущность политического насилия состоит в нанесении вреда человеку, социальной группе, в лишении свободы, здоровья, собственности, жизни. Субъектами политического насилия могут выступать различные политические институты: государства, партии, общественно-политические движения, организации, политические деятели, отдельные граждане. Политическое насилие, осуществляемое государством, отличается открытостью, особой силой, масштабом, проводится специальными государственными органами. Государство может вести репрессивную экономическую политику, использовать безмерные налоги для ограбления народа, сверхинтенсивно использовать рабочие силы и др. Политическое насилие со стороны государства может проявляться в виде войн, репрессий против инакомыслящих, физического уничтожения подлинной или мнимой оппозиции, отдельных этнических групп. Политическое насилие может осуществляться и силами оппозиционными по отношению к существующей власти или политической системе. Для этого ими часто используются такие формы насилия, как террористические акты, путчи, перевороты, бунты, восстания и др. В современной политологии политическое насилие всё более попадает под критику, ставится под сомнение его эффективность в разрешении тех или иных социально-политических проблем. Основное внимание уделяется более широкому употреблению ненасильственных методов. Национальная безопасность – состояние, характеризующее степень защищенности государства от внешних и внутренних факторов, угрожающих его суверенитету, национальным интересам, стабильности общества, здоровью и благополучию граждан. Национальная гордость – морально-политическое чувство личности, отражающее уровень её национального самосознания, побуждающее её к созидательным действиям на благо своего народа и государства. Подлинная национальная гордость – антипод национализма, национального самодовольства, чванства и высокомерия. Национальная идея – доминирующие в национальном сознании представления, в которых данный народ выражает своё понимание себя как общности и смысл своего исторического существования. Исследователи обращают внимание на двуединый смысл национальной идеи. С одной стороны, она есть самоосознание (самоидентификация) общности себя в качестве нации, с другой – её послание миру о своем бытии, о своих интересах, устремлениях и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея, как правило, есть краткое утверждение, своим исходным положением она в предельно сжатой форме подытоживает опыт исторического развития общности, содержит главный вывод из этого опыта относительно самого себя и одновременно установку – в явной или неявной форме – на направление её дальнейшего развития. Примером такого выражения национальной идеи является выдвинутая при Иване III, Великом князе Московском, формула “Москва – третий Рим”. Это – одновременно выражение и итог исторического развития русского народа, и его вывода о своём историческом предназначении, и понимания перспективы своего развития. Национальная идея, даже если она заявлена одной фразой, – это система исторически устоявшихся взглядов народа относительно самого себя. В различного рода произведениях, посвященных рассмотрению национальной идеи, её содержание обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов из области смысла жизни. Среди них вопросы о “начале” исторической судьбы народа, о его генетических истоках, его месте в мире, целях его существования, его исторической и культурной миссии, отношениях с соседними народами, основаниях его уникальности, особенностях национального характера и др. Национальная идея обычно содержит в той или иной форме указания на пространственное нахождение данного народа, на его принадлежность к той или иной более широкой общности, а также утверждение относительно устройства своей внутренней жизни (государственности) и перспектив своего развития. Национальная идея не изобретается, она естественным образом вырастает в процессе исторического развития общности из совокупности ментальных черт и ценностей данного народа, которые определяют его самобытность и “узнаваемость” другими. Неправильно было бы понимать национальную идею как некую магическую фор мулу, которая указывает народу короткий путь к счастью. Попытки изобрести и предложить народу подобные формулы время от времени предпринимаются. Разумеется, при этом могут быть сформулированы и какие-то привлекательные девизы и лозунги чрезвычайной важности с точки зрения насущных интересов народа. Эти идеи, естественно, могут способствовать дальнейшей консолидации нации, мобилизации её усилий на решение стоящих перед ней задач. Однако они не могут заменить собой исходную жизненную установку народа, которая формируется веками. Нациями, как известно, не рождаются, ими становятся в процессе развития социально и общности. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия. Анализ национальной идеи традиционно является предметом повышенного внимания исследователей. Национальная политика – деятельность субъектов политики по гармонизации взаимоотношений наций и народностей, удовлетворению их интересов, предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов. Национальное государство – особый тип государства, характерный для современного мира. Его правительство обладает суверенной властью на определенной территории, население которой ощущает себя частью единой нации. Национальные отношения – взаимоотношения людей, принадлежащих к разным этносам (сегодня в мире насчитывается около 5 тысяч народов). Национальные отношения являются специфической формой общественных отношений и тесно связаны с социально-экономической, политической и духовной сферами жизни общества. Политические аспекты в системе национальных отношений являются главными, т.к. политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами. В развитии национальных отношений существуют две главные тенденции: 1) это процессы национального сближения, объединения, интеграции стран и народов; 2) это процессы национального развития и разграничения. Проблема национальных отношений занимает очень важное место в политической жизни всех стран мира, более 90 % которых являются многонациональными. Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, которые проявляются в процессе внутригосударственных и межгосударственных отношений. Национальный вопрос включает в себя проблемы: национальной неравности; деления наций на привилегированных и бесправных великодержавных и притеснённых; неравности экономического и культурного развития разных наций; существования национальных конфликтов, враждебности и подозрительности. Каждая из этих проблем национального вопроса может иметь разную степень напряжённости и масштабность правления. Национальный вопрос всегда имеет конкретно историческое содержание, которое включает в себя совокупность национальных проблем на данном этапе развития той или иной страны. Пока существуют нации – будет существовать и национальный вопрос в тех или иных аспектах. Основными принципами демократического урегулирования национального вопроса являются: принцип национального самоопределения; принцип полного равноправия наций и граждан независимо от языка, религии, расы и национальности. Ненасилие в политике – концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования силы, насилия при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, и ставящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Новый мировой порядок – идеальная модель подлинно демократических и гуманных международных отношений будущего.
|