Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЛОВАРЬ ИМЕН




Августин Блаженный Аврелий (354-430) – христианский теолог, проповедник и политик католической церкви. “Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая”.

Человеческая и политическая история, по мнению Августина, предопределены Божественным провидением. Оно – источник добра для приверженцев Бога на земле, благополучия государства и справедливых властителей. Основное произведение – трактат “О граде Божьем”.

Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий философ, представитель Франкфуртской школы, исследователь авторитаризма. Являлся руководителем крупного эмпирического исследования корней авторитаризма в Западной Германии и США. Его результаты, опубликованные в коллективной монографии, имели активный резонанс в политическом и научном сообществе. Книга “Авторитарная личность” переведена почти на все европейские языки (на русский – в 2001 г.) и переиздана миллионными тиражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире. В ней выявлено симптоматичное для антидемократической структуры общества сочетание таких личностных качеств, как конформизм, покорность власти, консерватизм, нетерпимость к критической рефлексии, агрессивность, и цинизм. Авторитаризм (нацистского или сталинского “образца”) в интерпретации А. предстает перед читателем как политический и идеологический монополизм, беззаконие, ограничение или же подавление прав и свобод человека.

Аквинский (Аквннат) Фома (1225-1274) – философ, теолог, политический мыслитель эпохи Средних веков. Известен как представитель схоластики – религиозной философии, господствовавшей в Средние века. “Божественная истина есть мера всякой истины...”.

В основе теологической доктрины Аквинского – “вечный закон” божественного происхождения мира, государства, политической власти. Человек, согласно его учению, способен постигать лишь некоторые максимы этого закона, распознавать с помощью церкви, императивов религиозной морали, какое общественное действие соответствует или противоречит божественной воле.

Политические взгляды Аквинского отражены в сочинениях “О правлении государей”, “Сумма теологии”, в комментариях к “Политике” и “Этике” Аристотеля. Теолог был убежденным защитником монархии, социального неравенства, господства феодалов, верховенства церковной власти. Допускал возможность сопротивления граждан государственной власти, если она нарушает божественные законы, установлена путем насилия, злоупотребляет ресурсами общества и нормами религиозной морали.

Алмонд Габриэль (1911) – американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии.

В науке получил широкое признание его вклад в развитие теории политической системы и теории политической культуры. Политическую систему Алмонд рассматривает как сферу отношений государственных и общественных институтов, ценностных установок и ролевых функций субъектов политики, их действий по реализации социальных интересов и политических решений. Под политической культурой общества подразумевается политическая система, усвоенная в сознании, чувствах и оценках граждан. Исследовал политические культуры пяти современных демократий, устойчиво повторяющиеся оценочные ориентации населения относительно политической системы, ее функций на “входе” и “выходе”. Благодаря такому подходу, выявил следующие типы политических культур: патриархальную, подданническую, гражданскую (лояльного политического участия). Сформулировал важный вывод о том, что политические ориентации граждан демократических стран не адекватны рационально-активистской (демократической) модели политической культуры. Для относительно стабильных и преуспевающих демократийхарактерна, по мнению политолога, так называемая “гражданская культура” – смешанная политическая культура, сочетающая элементы демократической, патриархальной и подданнической. Этот тип культуры не в полной мере отвечает потребностям демократической политической системы. Источник такого противоречия ученый усматривает в “плохом функционировании демократии”, в дисбалансе между властью и правительственной ответственностью, недостатках “западных” политических систем. Основные произведения: “Сравнительная политика: концепция развития”, “Политика развивающихся регионов”, “Сравнительная политика сегодня”.

Арендт Ханна (1906-1975) – немецкий политолог, исследователь тоталитаризма.

Получила известность после публикации в 1951 г. книги “Истоки тоталитаризма”. Исследовала причины возникновения и формы этого политического режима в Германии и СССР, его характерные черты как общественной реальности. Социальной и психологической базой различных форм тоталитаризма, как утверждает Арендт, являются неорганизованные “массы” – люди политически пассивные или нейтральные, недовольные жизнью, озлобленные и отчаявшиеся. Именно на них делают ставку диктаторы и политические авантюристы, прибегая к демагогии, национализму, популизму, обману, идеологическим мифам, несбыточным лозунгам и обещаниям, заигрыванию с массами, насильственным методам властвования. Тоталитарные вожди используют все средства, чтобы разрушить здоровые общественные связи в интересах укрепления личной власти, посеять страх, индивидуализм и взаимное недоверие, добиться безусловной и неизменной преданности подданных.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученый, политический мыслитель.

“Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина”.

В трактате “Политика” нашли систематизированное изложение идеи философа о государстве, его природе и сущности, социальном предназначении, принципах и формах устройства. Государство, по Аристотелю, – воплощение справедливости и права; оно – активное начало, превращающее возможность в действительность, способное улучшать жизнь своих граждан. Формы государственного устройства различал по двум критериям: количеству правителей и социально-нравственной полезности. Выделял три “правильных” формы правления и три “неправильных”. К “правильным” формам управления государством относил монархию, аристократию, политию, полагая, что они исключают возможность корыстного использования власти. Тиранию, олигархию и крайнюю демократию Аристотель считал “неправильными”, ущербными для общества. Концепция государства Аристотеля явилась вершиной древнегреческого знания об обществе, оказала влияние на последующее развитие политической мысли.

Арон Раймон (1905-1983) – французский социолог и политолог, Основные сочинения, в которых раскрываются либеральные политические взгляды: “Политические исследования”, “Опиум для интеллигенции”, “Мир и война между нациями”, “Разочарование в прогрессе”, “Эссе о свободах”, “Демократия и тоталитаризм”, “Этапы развития социалистической мысли”, “Мнимый марксизм”. Один из авторов концепций деидеологизации, единого индустриального общества, технологического детерминизма. Политику рассматривал как способ осуществления государственной власти и выбора правителей, как сферу познания общества и практической деятельности по управлению социальными процессами, преобразованию действительности. Корни нестабильности и конфликтов современной цивилизации усматривал в противоречиях между “западной” (демократической) и “советской” (тоталитарной) политическими системами. Эти системы, в его понимании, – антагонисты. Они по-разному разрешают социально-экономические, технико-технологические и политические проблемы. Это тормозит движение к единому (индустриальному) типу общества, модификациями которого является прогрессивная “западная модель”. Арон оправдывал антикоммунизм, указывал на бесперспективность коммунистической идеологии и политики.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – русский общественно-политический деятель, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Политическая концепция Бакунина излагается в произведениях: “Государственность и анархия”, “Федерализм, социализм и антитеологизм”, “Кнутогерманская империя и социальная революция”. Суть ее заключается в том, что государство несовместимо с истинной свободой личности и общества, справедливостью и всеобщим благом. Всякая государственность должна быть уничтожена во имя разрешения социальных противоречий. Идеальный общественный строй – свободное общество, основанное на принципах самоуправления, солидарности и федерализма. Программу социальных изменений в России и европейских странах Бакунин противопоставлял социалистической теории Маркса и Энгельса. Потеряв надежду повлиять на события в России после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. и разойдясь во взглядах с Герценом, активно включился в западноевропейское рабочее движение. В 1864 г. вступил в 1-й Интернационал, несколько позже основал в Швейцарии анархистскую организацию “Международный альянс социалистической демократии”. По инициативе Маркса и Энгельса Бакунин и его сторонники в 1872 г. были исключены из Интернационала.

Беккер Говард Пол (1899-1960) – американский социолог, представитель макросоциологической теории действия социального; историк культуры. Главной задачей социологии считал систематическое наблюдение за “социальным процессом” как повседневным практическим воплощением социальных структур. В связи с этим выделял понятие социации – обоюдноактивного социального взаимодействия, сводящего воедино 3 системы деятельности: личность, социальные отношения и культуру. Формы взаимодействия, по Беккеру, – конфликт, соревнование, сотрудничество. Особое значение уделял символической стороне социального взаимодействия. В этой связи в центр внимания социологии ставил изучение нормативных ценностей как собственно человеческого элемента социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка – это, прежде всего, не отражение социального процесса, а созидательная сторона формирования личности. Социальное действие осуществляется через социальные ситуации, понимание которых, по Беккеру, требует выделения 4 “аналитических элементов”: социального объекта, социального метода, социального инструмента и социальной ответной реакции. Высшей ролью социологии считал предсказание событий и, если возможно, управление ими. Следуя М. Веберу, выделил 4 типа ситуаций соц. действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства являются целями): эффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются).

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – русский общественно-политический деятель, литературный критик и публицист.

Был первым русским революционным демократом. В “Письме к Гоголю” сформулировал свое политическое кредо – требование полного освобождения крестьян от крепостной зависимости, отмены телесных наказаний и соблюдения властями законов государства. Критиковал славянофильскую идеализацию русской патриархальности и ортодоксальные взгляды “западников”. В популярных тогда доктринах утопического социализма ценил только критическое начало.

Белл Даниел (р. 1919, Нью-Йорк) – американский социолог, специалист в области общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 1930-х и в 1940-е г. активно участвовал в леворадикальном движении, увлекался марксизмом и социализмом, был сотрудником и одним из издателей журналов “New Zeader” (1939–1944) и “Fortune” (1948-1958). В начале 1950-х гг. перешел на позиции либерального реформизма. Вместе с Р.Ароном, Э. Шилсом, С. М. Липсетом и др. выступил поборником концепции деидеологизации. В книге “Конец идеологии” (1960) противопоставляет науку идеологии, отмечает “истощение левых идей и политических течений”. Согласно разработанной им концепции “постиндустриального общества”, изложенной в книгах “Грядущее постиндустриальное общество” (1973) и “Культурные противоречия капитализма” (1976) считал, что научно-техническая революция делает излишней социальную революцию. Изображая будущее человечества с позиций умеренного технологического детерминизма, Белл противопоставляет социализму и теории коммунизма, реформированный и идеализированный государственно-монополистический капитализм, а также обосновывает претензии интеллектуальной элиты и представителей “большой науки” на участие в управлении обществом. Для эволюции его взглядов характерно, что “постиндустриальное общество” постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми, раздираемого новыми экономическими, социальными, политическими и культурными противоречиями.

Бентам Иеремия (1748-1832) – английский философ, социолог и юрист. Один из основоположников либерализма. Считал капиталистический строй, утвердившийся в Англии, разумным, естественным и идеальным. В произведении “Деонтология, или наука о морали” обосновал “принцип пользы”, предложив его в качестве критерия нравственной оценки частных интересов человека, личного преуспеяния, отношений и действий людей. Этот принцип Бентам считал универсальным инструментом для измерения “суммы счастья”, разрешения социально-политических и индивидуальных проблем. Ратовал за расширение избирательного права, реформирование парламента, законодательства, судопроизводства, за свободную торговлю, политическую и экономическую конкуренцию. Идеи Бентама дали импульс осуществляемым в 30-50 гг. XIX в. либеральным преобразованиям в европейских странах.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ, социолог и политический мыслитель. “Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека”.

Социально-политические взгляды многогранны и противоречивы. В молодости увлекался идеями “легальных марксистов”, теорией этического социализма. В 1905 г. примкнул к “богоискателям”. Признание социально-политического творчества как средства изменения бытия соседствует у Бердяева с отрицанием прогрессивности государства, “не обоготворенного” народовластия, убеждениями в неразумности, обреченности всякого практического акта по переустройству действительности. Симпатизируя христианскому социализму, он в то же время выступает как идейный противник марксизма, социалистических принципов жизнеустройства. Не принял социалистическую революцию 1917г., занял антибольшевистскую позицию и вынужден был эмигрировать из России.

Государство, “присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинять”, Бердяев считал “злым и безбожным”. Любое государство – абсолютная власть над людьми, поэтому она противна свободной человеческой воле. “Государство по самому существу своему, скорее, безнравственно и не может стать нравственным до тех пор, пока не отречется от власти человека над человеком, пока не смирит своей власти перед властью Божьей, т. е. не превратится в теократию”.

Бернштейн Эдуард (1850-1932) – один из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии и 2-го Интернационала. В статьях “Проблемы социализма”, опубликованных в журнале “Нойе Цайт” и в книге “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии”, выдвинул программу ревизии марксизма как устаревшего, не соответствующего общественным реалиям учения. Марксистскому тезису революционной борьбы рабочего класса за свое социальное освобождение противопоставил реформистский тезис: “Движение – все, конечная цель – ничто”. Отстаивал и пропагандировал идеи “мирной” трансформации капиталистического обществ, его демократизации, усиления общественного контроля производства, гармонизации (примирения) интересов противоборствующих классов. Оспаривал положение Маркса о социалистическойреволюции, диктатуре пролетариата, руководящей роли компартии. К международному коммунистическому движению и к Советской России относился крайне враждебно.

Марксисты оценивали идеи Бернштейна, его последователей как оппортунистические, направленные на соглашательство с буржуазией, приспособление к ее политике и идеологии.

Берк Эдмунд (1729-1797) – английский общественно-политический деятель, философ и публицист. В 1790 г. опубликовал книгу “Размышления о Французской революции”, которая принесла ему общественное признание. В ней подвергнуты обоснованной критике оторванные от реальной действительности суждения просветителей о происхождении и сущности государства, естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете. Их политическое наследие Берк охарактеризовал как ложное, относящееся к области “абстрактной метафизики”. Стал общепризнанным теоретиком и идеологом классического консерватизма. Политические традиции рассматривал как воплощение коллективного разума, советовал бережно, уважительно к ним относиться. Социально-нравственный порядок, апробированный историей, санкционированный и поддерживаемый религией, обладает, по мнению Берка, абсолютным приоритетом. С ним не может сравниться самый привлекательный реформационный проект. Согласно концепции Берка, государство – вечный и неизменный институт, который неподвластен воле личности и общества. Стало быть, истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы осторожно и постепенно устранять его недостатки; деление общества на классы и сословия неизбежно и необходимо для социальной стабильности, как и без частной собственности невозможна свобода личности и общества.

Радикальные преобразования государства и общества, как полагал Берк, – противоестественны в силу ограниченности сферы человеческого разума. Идеалы любой революции разрушительны сами по себе, общество и государство невозможно преобразовать по желанию и воле людей – они продукт естественной эволюции, часть миропорядка, созданного высшими силами. Конституционный строй конкретной страны – “материальное воплощение” национального духа и традиций. Подчеркивая исторически сложившийся характер социально-политических отношений, Берк предостерегал от необдуманных, поспешных нововведений, разрушающих фундамент того, что явилось результатом длительной эволюции, было апробировано и отшлифовано опытом поколений. Берк искренне верит в “бессознательную мудрость предков”, убедительно рассуждает о том, что старое хорошо, потому что оно созрело. Он категорично не отрицает необходимых, назревших реформ (перемен), но последовательно отстаивает традиционализм, напоминает, что верность старому – гарант благополучия и безопасности общества.

Блан Луи (1847-1862) – французский политический мыслитель и общественный деятель. Автор “Истории французской революции” в 12-ти томах. Социалист по убеждениям. Завоевал популярность после издания своего политического сочинения “Организация труда”. Эта книга за один- два месяца была востребована рабочими парижских мастерских в шести тысячах экземпляров. До революции 1848 г. она переиздавалась девять раз. Блан ярко и остроумно критиковал капиталистический строй, обещал рабочим добиться осуществления лозунга “право на труд”, освободить их от безработицы, нищеты и эксплуатации. Источник зла в обществе видел в свободе конкуренции и предпринимательства. Предлагал пути “устранения” зла: социально-политическое реформирование, демократизация государства, организация с помощью правительственных кредитов производственных ассоциаций, в которых обобществлены средства производства и труд является коллективным. Под давлением рабочих после победы февральской революции 1848 г. Блан был включен в состав временного правительства, но не смог реализовать свои обещания и реформаторские проекты.

Боден Жан (1530-1596) – французский политический мыслитель, юрист. Теоретик естественного права. Первым в Европе определил суверенитет как абсолютную, верховную, независимую власть государства. В основном своем сочинении “Шесть книг о государстве” исследовал формы государства, обогатив идеи мыслителей-предшественников. Был сторонником компромисса между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка в государстве с помощью сильной королевской власти. Боден выделяет три формы правления: демократию (в условиях которой большинство граждан обладает верховной властью), монархию (когда власть сосредоточена в руках одного лица и передается по наследству), аристократию (когда власть концентрирует меньшая часть граждан). Симпатии Бодена на стороне абсолютной монархии. Эта форма, как он полагал, обеспечивает компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). Предназначение законов видел в том, чтобы не допустить перерождения королевской монархии в тиранию, предупреждать несправедливость в государстве.

Бруно Джордано (1548-1600). “Сжечь – не значит опровергнуть!” Возглас Бруно на костре его смерти.

Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником. В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность устоявшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это обстоятельство затрудняет характеристику философии Бруно. В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепции множественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра. За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на костре, что и было осуществлено на “Поле цветов” в Риме 17 февраля 1600 г.

Будный Симон (1530-1593) – белорусский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, теолог.

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ-материалист, государственный деятель.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, политолог и экономист. Предметом научных интересов являлись историко-экономическая и политическая проблематика, методология общественных наук, общая социология. Определял политику как “стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства – между группами людей, которое оно в себе заключает”. Государство рассматривал как отношения “господства– подчинения”, опирающиеся на легитимное насилие. Одним из первых обратил внимание на тенденцию к усилению бюрократизации общественной жизни в европейских государствах, препятствующую демократизации. Вебер – автор теории плебисцитарной демократии как средства легитимации представительной власти.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) – одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику. В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.

Его философская проблематика имеет форму: “Я попал в тупик”. “Какова твоя цель в философии? – показать мухе выход из мухоловки...”.

Гадамер Ханс Георг (р. 1900). “Кто хочет мыслить, должен спрашивать”. “Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов”.

Гадамер – ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу “Истина и метод”, которая принесла ему славу. Гадамер считается главой современной герменевтической школы.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, основоположник систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. “Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

В произведении “Философия права” Гегель излагает свое понимание государства и права с позиций постепенного выявления творческой силы безличного “мирового разума”. Он размышляет о разумности “устройства” этих институтов, а не о том, какими они должны быть. Государство в интерпретации мыслителя предстает как идея свободы, единый организм, особый политический феномен. С высоты абстрактного “мирового разума” Гегель трактует право, понятия свободы и справедливости. Гегель расходится со своими предшественниками в понимании характера и назначения принципа разделения властей. Он не приемлет точку зрения о самостоятельности властей, их взаимном ограничении и контроле, называя ее ложной. Эта идея, по мнению философа, противоречит разумному устройству государства; ее реализация может послужить источником противоборства и враждебности его властных структур. Гегель критикует также идею народного суверенитета, заменяя ее тезисом о суверенитете наследственного конституционного монарха.

В развитом виде государство, в изображении Гегеля, – конституционная монархия, основанная на разделении полномочий властей: законодательной, правительственной и власти государя. Законодательная власть определяет и устанавливает всеобщее. Власть правительства (куда Гегель относит и судебную) подводит особенные сферы и отдельные случаи под это всеобщее. Что касается конституционного монарха, то он не должен вмешиваться во все эти дела. Гегеля не прельщает либерализм с его предпочтением прав и свобод личности правам государства.

Особое значение для политической науки имеют суждения Гегеля о взаимодействии и соотношении гражданского общества и государства. Для него государство – первично, а гражданское общество (“всеобщая семья”) – вторично, так как оно рождено государством. Противоречия между ними закономерны и могут быть разрешены разумными взаимоотношениями, правом и сильной властью – конституционной монархией, которая, по мнению философа, способна обеспечить демократические преобразования в государстве и обществе.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский философ-материалист и политический мыслитель. Отрицал теологические воззрения на социально-политическую жизнь. Выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений. Был сторонником просвещенного абсолютизма. Считал республиканскую форму правления непригодной для больших по масштабам государств.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – русский политический мыслитель и общественный деятель, философ-материалист. Русское освободительное движение в своем развитии прошло три главных этапа: дворянский (с 1825 по 1861 г.), разночинный, или буржуазно-демократический (с 1861 по 1895 г.); пролетарский (с 1895 г.). Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен.

Издавал журнал “Полярная Звезда”, газету “Колокол” (1857-1867), оказавшие демократическое влияние на русскую общественно-политическую мысль. Создал цикл произведений, посвященных проблеме исторического развития России, критике ее самодержавно-крепостнического строя и европейского государственного устройства. Герцен выступает как убежденный поборник революционно-демократических изменений в стране, уничтожения крепостного права и освобождения крестьян.

Явился основоположником теории “русского социализма”, которая получила впервые свое обоснование в таких сочинениях мыслителя, как “О развитии революционных идей в России”, “Крещенная собственность”, “Русский народ и социализм”. Идеализировал русское крестьянство, его “общинные”, “мирские” традиции, представлял социализм, как строй, при котором господствуют патриархальные отношения, основанные на началах безграничного взаимного доверия людей.

Гидденс Энтони(р. 1938) – английский социолог и политолог. Профессор социологии в Оксфорде, директор Лондонской школы экономики. Внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории (“Капитализм и современная социальная теория”, 1971; “Политика и социология в учении М.Вебера”, 1972; “Э.Дюркгейм”, 1978). Исследовал классовую структуру современного общества (“Классовая структура развитых обществ”, 1973). Создал собственную теорию структурализации, в которой связал проблемы социальной действий, деятельности и структуры воедино (“Новые правила социологического метода”, 1976; “Центральные проблемы социальной теории”, 1979; “Образы и критики в социальной теории”, 1983; “Конструирование общества”, 1984). Большое внимание Гидденс уделил критике теоретической ограниченности исторического материализма (“Современная критика исторического материализма”, 1981; “По ту сторону левых и правых”. 1994), а также проблемам государства и международных конфликтов (“Нация-государство и насилие”, 1985). Во многих своих работах критикует постмодернизм как теорию общества, предлагая в качестве альтернативы идею рефлексивности эпохи модерна (“Последствия современности”, 1990; “Модерн и самоидентичность”, 1991).

Гинсберг Морис (1889-1970) – английский социолог, ученик Л. Т. Хобхауса. С 1929 возглавлял отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук. В предвоенные и военные годы профессор социологии в Британии, в 1955-1957 президент Британской социологической ассоциации. Гинсберг продолжал традицию синтеза социальной философии, моральной философии, социологии, социальной психологии и философии права. В центре его интересов – равновесие разумного и неразумного в социальной жизни. Исторический процесс он, подобно Хобхаусу связывал с возникновением и развитием способности человечества контролировать направление своих собственных соц. изменений. Постепенное развитие взаимосвязей между обществами, по его мнению, приведет к единству человечества. Отсюда особую роль в обществе Гинсберг отводил праву, знаниям вообще и социологическим знаниям в частности. Для того чтобы служить во благо, знание должно иметь моральные основания. Соблюдение социальной справедливости и благонаправленности социальных изменения возможно только при условии социальной ответственности каждого лица, каждой группы и каждого поколения. Социолог, как и любой другой ученый, имеет, по мнению Гинсберга, двойную обязанность перед обществом: исследовать истину ради нее самой и использовать знание для человеческого блага. Основные труды: “Психология общества” (1922), “Эволюция и прогресс” (1961), “Справедливость в обществе” (1965).

Гоббс Томас (1558-1678) – английский философ и политический мыслитель. Являясь сторонником королевского абсолютизма в Англии, стремился обосновать его с позиций доктрины естественного права. Происхождение государства объяснял как результат осознания людьми пагубности “войны всех против всех” и заключения добровольного соглашения – общественного договора, который гарантировал мир и безопасность в обществе, сравнивал государство с мифическим библейским чудовищем, изображал его как выразителя воли и интересов всех граждан. Сильная, твердая государственная власть – залог преодоления разногласий, распрей, политической конфронтации в обществе. Благополучие государства, гражданский мир достигается благодаря безоговорочному подчинению граждан единой, неограниченной, абсолютной государственной власти. “Вне государства, – отмечал Гоббс, – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство. В государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность”. Основное политическое произведение: “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”.

Гумпилович Людвиг (1838-1909) – польско-австрийский социолог и правовед, представитель дарвинизма социального. Профессор университета в Граце. Согласно Гумпловичу, социология – философская основа всех социальных наук. Социальные явления он объяснял с позиции натурализма, рассматривая человеческую историю как “естественный процесс”, а социальные законы – как простую разновидность законов природы. Предмет социологии, по Гумпловичу, – исследование социальных групп и их взаимоотношений, которые носят характер постоянной и беспощадной борьбы, определяющей социальную жизнь в целом. Основными причинами социальных конфликтов Гумплович считал экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В соответствии с его концепцией, в историческом развитии первоначальная борьба возникла между государствами, с другой – внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями.

Гуссерль Эдмунд (1859-1938). “Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию – архонта (высшего должностного лица) всего человечества”. Гуссерль – основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества. Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец Ван Бред, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левей. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.

Декарт Рене (1596-1650). “Все науки настолько связаны между собой , что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”.

Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а, по сути, новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии.

Главный вклад Декарта в философию – это развитый им метод научных размышлений.

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный беседовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.

Дарендорф Ральф (р. 1929) – немецкий политолог и социолог Предмет научных интересов – социальная стратификация и конфликты. Социально-политические конфликты считает закономерным явлением. Их источник усматривает в рассогласовании интересов, целей и ценностей субъектов политики, оспаривающих властные полномочия. Конфликты, как показали исследования Дарендорфа., дают импульс к качественным социальным изменениям в такой же мере, как и дезинтегрируют общество. Поэтому политические субъекты обязаны овладеть искусством урегулирования конфликтных отношений. “Тот, кто способен справляться с конфликтами, тот контролирует ритм истории. Кто упускает такую возможность, получает ритм себе в противники”.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист.

Деррида Жак (род. 1930). “...Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей “современности”... Все мои усилия – это усилия разобраться с этим необъятным вопросом”. Деррида – лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.

Джефферсон Томас (1743-1826) – американский государственный и общественный деятель.

Автор проекта Декларации независимости, принятой американским конгрессом в 1776 г. Активно участвовал в демократизации общественного строя Виргинии. Критиковал американскую революцию за незавершенность, настаивал на необходимости демократического разрешения аграрного вопроса, отмены рабства, предоставления всему народу политических прав. Конституцию 1787 г. оценивал как недостаточно демократичный политический документ, требующий дополнения “биллем о правах”. В частной собственности видел основу гармонизации социальных интересов, реализации естественных прав человека. Являлся членом палаты представителей, губернатором Виргинии, посланником США в Париже, государственным секретарем в первом правительстве Дж. Вашингтона. В 1796 г. был избран вице-президентом, в 1801-1809 гг. – президент США.

Дюверже Морис (р. 1917) – французский социолог, государствовед. Профессор политической социологии Парижского университета (с 1955), руководитель Центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств (США). Политическую социологию рассматривает как Науку о власти, изучающую отношения “управляющих” и “управляемых” в любых человеческих общностях Ее основной задачей считает выявление “двуличия” власти, поскольку политика представляет собой борьбу между индивидами группами за власть, которой победители пользуются в ущерб побежденным и одновременно – усилия по построению социального порядка, выгодного всем. С этих позиций рассматривает политическую систему капитализма как “двуликого Януса”, т.к. противоречивое единство аутентичной демократии и власти владельцев капитала, устранение “императива прибыли”, порождающего основное противоречие капитализма – между увеличением количества продуктов и деградацией качества жизни – может быть достигнуто путем перехода к “демократическому социализму”.

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский социолог и философ, создатель так называемый французской социологической школы. Основатель и издатель журнала “Социологический ежегодник” (1896-1913). Выступал против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, не сводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе “коллективному сознанию”. Разделение труда считал основой обществ, солидарности, а социальные конфликты трактовал как патологические явления Основные сочинения: “О разделении общественного труда” (1893), “Самоубийство” (1897), “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).

Истон Дэвид(1917) – американский политолог, автор теории политической системы.

Калиновский Константин Семенович (1838-1864) – белорусский революционер-демократ, политический мыслитель, публицист, поэт. По своим общественно-политическим взглядам Калиновский был выразителем и защитником интересов белорусского и литовского крестьянства, противником крепостного права и приверженцем идеи крестьянской революции. Суть его политической программы заключалась в подготовке крестьянского восстания, ликвидации помещичьего землевладения, уничтожении чиновничье-бюрократического аппарата царской России, в осуществлении идеала справедливого, демократического государственного устройства в Беларуси.

Кампанелла Томазо (1568-1639) – итальянский политический мыслитель и общественный деятель.

Самое известное из произведений Кампанелла – “Город Солнца”. Автор дает описание социального строя и политической организации утопического поселения. Все создаваемые материальные блага являются здесь общим достоянием, а законы – немногочисленны, кратки и понятны гражданам. У поселенцев нет собственности, занятия предоставляются каждому в соответствии с его способностями. Они избирают и контролируют должностных лиц, строго взыскивают за малодушие, неуважение к сообществу и нерадивое отношение к обязанностям.

Политический строй иллюзорного города освещается Кампанелла с позиций феодальных представлений, практики управления, утвердившейся в католических церковных организациях.

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ. “...Обязанность говорить правду – это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношениях”.

Вошел в историю как основоположник немецкой классической философии. Однако в его творчестве значительное место занимали проблемы происхождения государства, власти и права, свободы человека, социальных антагонизмов в историческом процессе, гражданского общества, мира между народами. Несмотря на противоречивость суждений Канта о политике и государстве, они оказали влияние на творческое развитие социально-политический знаний. В сочинении “Метафизика нравов” Кант определяет государство как объединение множества людей, подчиненных правовым нормам, которые не противоречат естественным законам свободы. Право – путеводная нить государства, его устройства и существования. В правовых установлениях выражена “объединенная воля народа”, его повеление органам власти (законодательной, исполнительной и судебной) поступать согласно закону. По мнению Канта, право должно исходить от воли народа – источника власти, а государственная власть обязана принимать решения и действовать в строгом соответствии с правовыми нормами. Свобода каждого гражданина предполагает не произвол, абсолютную самостоятельность и независимость в поступках, а повиновение законам, отражающим согласованную объединенную волю общества. Зависимость человека от общей воли не противоречит свободе и равенству граждан, составляющих государство. Кант сформулировал в духе своего “категорического императива” фундаментальный вывод о взаимоотношениях личности и государства: ошибочно утверждать, что человек в государстве “пожертвовал ради какой-то цели частью своей прирожденной внешней свободы; он совершенно оставил дикую, не основанную на законе свободу, для того, чтобы вновь в полной мере обрести свою свободу вообще в основанной на законе зависимости, т. е. в правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из его собственной законодательствующей воли”.

Карнап Рудольф (1891-1970). “...Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов”. Карнап – австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.

Кассирер Эрнст (1874-1945) – немецкий философ, исследователь идеологического мифотворчества, мистицизма и тоталитарных ритуалов в политике.

Каутский Карл (1854-1938) – один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала. В 1880-1890-е гг. написан ряд сочинений, пропагандировавших марксистские идеи: “Экономическое учение Карла Маркса”, “Томас Мор и его утопия”, “Комментарии к Эрфуртской программе”, “Предшественники новейшего социализма”, “Аграрный вопрос”. В начале XX в. порвал с марксизмом, революционным рабочим движением, проводил линию на “примирение” с бернштейнианцами, пытался доказать совместимость научного социализма с немарксистскими философскими системами. Каутский отрицал закономерные связи между господством монополий и захватнической политикой империалистических государств. Выдвинул теорию “ультраимпериализма”, рисовавшую перспективу наступления новой фазы – гармоничного развития капитализма и устранения свойственных ему противоречий. Враждебно встретил Октябрьскую революцию в России. Анализу политических взглядов Каутского и их несовместимости с марксизмом посвящена работа Ленина “Пролетарская революция и ренегат Каутский”.

Констан Бенжамен Анри (1767-1830) – французский писатель, публицист, политический деятель.

В своих политических сочинениях Констан развивал идеи либерализма. Он предложил обществу новое понимание политической свободы, рассматривая ее как необходимое условие достижения свободы гражданской – реального обеспечения права личности свободно и без регулирующего влияния государства выбирать образ жизни.

К фундаментальным правам личности Констан относил неприкосновенность ее собственности, свободу совести, слова, печати и собраний, свободу выбора профессии и места жительства, невмешательство государства в экономику. Легитимная власть не должна стремится к жесткой регламентации жизни человека и общества, вступать в противоречие с правами личности, чтобы не подорвать свой нравственный авторитет и влияние. Главный критерий социальной эффективности государственной власти, считал Констан, – обеспечение надежных гарантий реализации прав, индивидуальной свободы человека.

Конфуций (Кун-Фуцзы) (551-479 гг. до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства – этико-политического учения. Политические и нравственные взгляды изложены в четырех книгах, из которых автору принадлежит первая – “Великое учение”, остальные составлены его учениками. Основу мировоззрения Конфуция составляет принцип добродетели, которому призваны следовать управляющие обществом. Тех, кто находится у руля государства, должны отличать развитые чувства долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к подданным. Цель властвования – обеспечение общего блага. Конфуций строго различает благородных, “высших” (правителей) ипростолюдинов, “низших” (подданных). Он рассуждает о том, чтобы место аристократии занимали люди не согласно наследственным сословным привилегиям (происхождению), а по способностям и моральным достоинствам. Мыслитель сформулировал этический принцип “исправления имен”, предполагающий определение социального статуса человека с учетом его нравственных качеств и поступков.

Для стабильности и процветания общества, согласно представлениям Конфуция, необходим ряд обязательных условий: добросовестное выполнение обязанностей каждым человеком, независимо от социального положения; прочность семьи, сыновняя почтительность детей к родителям, младших к старшим; добродетельное правление, покорность подданных и чиновников верховному правителю; сохранение и бережное отношение к культурному наследию (прежде всего обрядам и ритуалам) предшествующих поколений; политическая централизация и гуманность государственной власти. Указанные добродетели – основа разумного социального порядка и соответствуют законам природы. Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную культуру и политическую жизнь Китая.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – русский политический мыслитель, ученый и общественный деятель – один из идеологом русского утопического социализма. Был признанным вождем анархистов. Участвовал в конгрессах анархистского Интернационала, в публичных акциях анархистов. В 1879 г. основал в Женеве анархистскую газету “Бунтовщик”. В 1909 г. опубликовал одно из классических произведений мировой политической литературы “Великая французская революция 1789-1793”. Положительно оценил Октябрьскую революцию 1917 г., роль Советов, написал обращение к мировому рабочему классу повлиять на свои правительства с тем, чтобы они отказались от вооруженного вмешательства в дела России.

Куайн Уиллард ван Орман (р. 1908). “Быть – значит быть значением связанной переменной”.

Куайн – старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнении с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное в качестве эпиграфа.

Кун Томас(1922-1995) – американский социолог, историк науки. Профессор истории науки отделения философии и лингвистики Масачусетского технологического института. Сыграл важную роль в развитии социологического понимания развития науки и научного творчества. Кун считал, что, наука ничем не отличается от любого другого социального института, на нее воздействуют и ее формируют культурные и структурные особенности той, социальной среды, в рамках которой она функционирует. Как социолог Кун известят своим изучением процесса научной революции, когда одна парадигма сменяет другую.

Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) – основатель даосизма – одного из наиболее влиятельных учений древнекитайской общественно-политической мысли.

Лассуэл Гарольд (1902-1979) – американский политолог. Предмет научных исследований: методология изучения политики, политическая элита, политическая коммуникация, политическая психология, политический процесс. Сочинения Лассуэла: “Политика: кто получает, что, когда, как”, “Власть и личность”, “Будущее политической науки”, “Психопатология и политика”, ”Анализ политического поведения”.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). “Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей”.

Лейбниц – великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: “Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого – покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница”. Лейбниц – философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона открыл дифференциальное исчисление.

Основной вклад Лейбница в философию – это его учение о монадах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энергией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом мир.

Ле Пле Фредерик Пьер Гийом (1806-1882) – французский социолог и экономист, политический деятель. Профессор Политехнической школы в Париже. В трактовке социального развития сочетал идеи технологического и географического детерминизма, с одной стороны, и ведущей роли религиозного и морального авторитета – с другой. Выступая против идеи об изначальном совершенстве человеческой природы, он доказывал, что общество призвано удовлетворять 2 основные потребности человека: в знании и соблюдении моральных норм, сконцентрированных в десяти библейских заповедях и подавляющих стремление к злу: в добывании средств к существованию. Высшее предназначение социальных науки, с его точки зрения состоит в выяснении условий удовлетворения социального мира. Основной адресат социологии Ле Пле – “высшие” классы, обязанные “покровительствовать” остальным классам и слоям общества. Социологические консервативные установки Ле Пле получили выражение в его программе социального переустройства – “социальной реформе”, в которой он проповедовал укрепление патриархальных институтов в частности, традиционных форм семьи, возврат к архаическим законам о наследовании, препятствующим дроблению имущества, и т.д.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) – политический мыслитель, идеолог и руководитель коммунистического (большевистского) движения в России, основатель Советского государства. В политическом учении Ленина получила теоретическое обоснование и творческое развитие система марксистских идей: о государстве и власти как системе социально-политических отношений; о роли марксистской партии рабочего класса в преобразовании капиталистического общества; о буржуазной политике; о предпосылках, движущих силах революции в России; о средствах и методах использования политической власти в интересах социалистической модернизации; о тенденциях мирового политического процесса; о возможности мирного сосуществования двух противоположных общественно-политических систем и др. Практика социалистической трансформации обнаружила острые противоречия между большевистскими целями и социальными результатами. Крах “коммунистического эксперимента” в СССР и странах Восточной Европы поставил на повестку дня мировой политики вопрос о жизнеспособности социалистических идей и программ. Этот вопрос закономерен и окончательный ответ на него даст история человеческого общества.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – итальянский мыслитель, ученый, художник.

Либкнехт Карл (1871-1919) – деятель немецкого и международного коммунистического движения.

Липсет Сеймур Мартин (р. 1922) – американский социолог Президент Американской ассоциации политических наук, вице-президент по социальным наукам Американской академии наук и искусств (1974-1978), член Национальной академии наук и Национальной академии образования США. Основные его труды посвящены социологии политики. Большое внимание он уделил проблеме легитимности и современных обществах, утверждая, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности. Законность, с точки зрения Липсета., носит оценочный характер, связанный со способностью системы формироватьи поддерживать у масс убеждение о наилучшем функционировании существующих политических институтов; эффективность преимущественно инструментальна, что означает удовлетворенность процессом управления социальной системой. Основной вывод, к которому пришел Липсет, исследуя политические системы различных современных обществ, заключается в том, что легитимность в них слаба. Липсет занимается также исследованием соц. мобильности в США.

Локк Джон (1632-1704) – английский философ-просветитель, политический мыслитель. “Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными, – благодаря воспитанию”.

Политическая концепция изложена в произведении “Два трактата о государственном правлении”. Происхождение государства рассматривает с позиций естественного права и общественного договора. В центре внимания мыслителя – объяснение естественного (природного) состояния людей, обязанности и полномочия государственной власти, “пределы” управления обществом. Полемизируя с Т. Гоббсом, выступает против неограниченного господства государства над обществом. По его мнению, государственная власть обладает только частью “естественных прав” и ее “границы” должны быть четко определены законами. В государстве никто, включая и членов правительства, и ничто не может находиться вне правовых установлений. Ибо только закон способен обеспечить гарантии свободы личности и общества, социальной справедливости. “Там, где нет законов, там нет и свободы”.

Одна из главных функций государственной власти и необходимая предпосылка свободы личности и общества – надежная охрана и создание условий для развития частной собственности. Собственность – “естественный атрибут” гражданского общества, материальный фундамент существования человека, его самовыражения и совершенствования. Без нее человек не в состоянии реализовать свою свободу воли, желаний, действий, противостоять деспотизму и произволу. Свободный человек – тот, кто не ущемляет свободу других людей и живет в политическом сообществе, сообразуясь с интересами большинства граждан, подчиняясь их решениям (общественному договору). Локк первым в истории политической мысли предпринял попытку разграничения понятий “личность”, “общество”, “государство”. Локк – сторонник конституционной парламентарной монархии. Мыслитель убежден, что разделение властей – необходимая мера для предотвращения злоупотреблений властными полномочиями. Она призвана стимулировать общественно полезную деятельность правительства, охранять государственность и свободу народа – безусловного суверена, имеющего право не поддерживать и ниспровергать безответственных правителей. Социально-политические идеи Локка послужили отправной точкой идеологии либерализма, концептуальной основой ее творческого развития мыслителями эпохи Нового времени.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, государственный и общественный деятель эпохи Возрождения. Первым в истории политической мысли исследовал государство со светских, а не теологических позиций. В отличие от мыслителей-предшественников рассматривал политику, опираясь на конкретные факты действительности, как относительно самостоятельную, специфическуюобласть социальной практики. Сущность политики Макиавелли видел в реализации государственных интересов, сохранении и укреплении государства. Он рассматривал ее как тонкое искусство поведения правящих субъектов. Властная личность должна противостоять случайным обстоятельствам, быть решительной и смелой, энергичной и проницательной, гибко реагировать на ситуацию и изменять политику в выгодном для государства направлении. Для достижения высоких политических целей допускал возможность использования любых средств и методов, даже противоречащих правовым и моральным нормам. Ратовал за “соединение” в действиях правителей хитрости и лукавства, ввел в политологию понятия “львы” и “лисы”. Наиболее устойчивой и целесообразной формой государственного устройства называл республику, где участвуют в осуществлении власти представители народа и аристократии.

Политические сочинения: “Государь”, “Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия”, “Князь”, “История Флоренции”.

Маккиндер Хэлфорд Джон (1861-1947) – английский географ и историк, теоретик международных отношений. Исследовал влияние географических факторов (пространственного расположения) на внешнюю политику государств и геополитические изменения в мире. Автор концепции “Хартленда”. Назвал часть суши, искусственно разделенную на Азию, Африку и Европу, “мировым островом”, “сердцевиной земли”. В интерпретации Маккиндера евразийский континент – “ось мировой политики”. Тот, кто контролирует “мировой остров” – тот контролирует мир, обладает реальным могуществом, имеет преимущества в мировом балансе сил.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834) – английский экономист и демограф. В своем труде “Опыт о законе народонаселения” (1798) сформулировал закон народонаселения, базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию роста” геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиться лишь в арифметической прогрессии. С “абсолютным перенаселением” рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи считают, что природа “сводит счеты” с человечеством за его чрезмерное размножение загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

Маннгейм Карл (1893-1947) – немецкий философ и социолог, исследователь политической идеологии как формы утопического сознания.

Маркс Карл (1818-1883) – основоположник коммунистической (социалистической) идеологии, философ, социолог, общественно-политический деятель. “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить”.

Созданное Марксом учение о социализме качественно отличается от творческого наследия предыдущих мыслителей Оно ознаменовало новый этап в развитии обществознания, представляло собой систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Эта система включает философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономических законов, свойственных капиталистическому обществу, теорию классов и классовой борьбы, доктрину пролетарской революции и коммунистического общества.

Ключевым пунктом марксистской социально-политической концепции является вывод об объективной необходимости и неизбежности смены капиталистической общественной формации социалистической, исторической миссии рабочего класса (пролетариата) как носителя передового способа производства, созидателя коммунизма – высшей ступени в развитии человечества. В произведениях Маркс содержится множество положений, идей, обобщений и выводов, которые отражают его позицию как ученого-теоретика, революционера-практика, внесшего личный вклад в понимание политики, ее целей и ценностей, средств и методов, функций и социальной эффективности.

Мерриам Чарльз Эдвард (1874-1953) – американский политолог, исследователь методов политологии как науки, политической власти, демократии, партийных систем и политических лидеров.

Местр Жозеф Мари де (1753-1821) – французский философ и писатель.

Мертон Роберт Кинг (р. 1910, Филадельфия, США) – американский социолог, представитель структурно-функционального анализа. Внес вклад в разработку и формирование ряда областей академической социологии теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучения социальной структуры бюрократии, социальной дезорганизации и др. Основы социологического анализа науки формирует как особый социальный институт с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Этот обязательный для науки комплекс ценностей и норм включает в себя основополагающие принципы универсализм, общность, бескорыстность и организационный скептицизм. Он создал программу теорий среднего уровня (1948), концентрирующую в себе систему понятии и принципов функционального анализа которая должна служить методологической базой формирования теорий среднею уровня. Изучал фисфункциональные явления, возникающие вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре. В работе “Социальная структура и аномия” (1966) анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения социальной структуры конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Милль Джон Стюарт (1806-1873) – английский философ, экономист, либеральный политический мыслитель, государственный деятель.

Внешней чертой социологии считал эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие истинной сути явлений, недоступной познанию. Разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп.

Михельс Роберт (1876-1936) – немецкий политолог, исследователь политических партий как общественных институтов. В своих сочинениях “Социология политических партий в условиях современной демократии”, “Политические партии: об олигархических тенденциях демократии” анализирует достоинства и недостатки прямой демократии, процесс “олигархического перерождения” политических партий, противоречия между господствующим меньшинством и “честолюбивым меньшинством, стремящимся к завоеванию власти, желающим слиться с прежним или низвергнуть его”. Смысл рассуждений политолога сводится к тому, что в обществе непрерывно происходит “циркуляция элит”. Все силы оппозиционной партии направлены на вытеснение правящей партии, чтобы занять ее место, заменить одну группировку господствующего класса другой. Но рано или поздно конкурентная борьба заканчивается примирением, неосознанный мотив которого – сохранение господства над массами. Общество нуждается в элите – господствующем меньшинстве, но оно не располагает надежными механизмами контроля действий элиты, которые препятствуют использованию власти в корыстных целях. Бюрократизация (олигархизация) партии, любой организации оборачивается упадком демократии. Будучи приверженцем элитистской теории, Михельс все же сделал пессимистический вывод о том, что идеальная демократия невозможна; массы в силу своей апатичности и неорганизованности неспособны противостоять олигархизации партийной и общественном жизни.

Монтескье Шарль Луи (1685-1755) – французский политический мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Главное произведение Монтескье “О духе законов” было включено римским папой в “Индекс запрещенных книг”, так как оно отвергает теологическую трактовку мира и содержит материалистическое объяснение действительности. Монтескье представлял государство как результат общественного договора. Подверг критике тех мыслителей, которые всеми правами наделяли правителей, а обязанности и подчинение возлагали на граждан. Он обосновал идею “правления законов”, конституционного правления, последовательно выступал против абсолютизма. Используя в своих исследованиях историко-сравнительный метод, выявил четыре формы государственного правления: демократию, аристократию, монархию и деспотию. Разработал проект “свободного государства”, базирующийся на концепции разделения властей и разумных законах. Политическая свобода, в понимании Монтескье, “есть право делать то, что позволено законами”. Монтескье – первый, кто стал разрабатывать во Франции систему правовых взглядов, воплощающих идеалы эпохи Просвещения. В своих сочинениях предстает как последовательный борец за мирные отношения между народами, как противник агрессии и завоеваний.

Мор Томас (1478-1535) – английский политический мыслитель и общественный деятель. Автор знаменитого сочинения “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия” (известна под сокращенным названием “Утопия”). Мор остро критикует феодальный общественный строй, обличает “бесчеловечную жадность” немногих, их “прожорливость и неукротимость”, показывает бедственное, угнетенное положение своего народа. Источник социального небл


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты