КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Многообразные типологии дают возможность разобраться в сущностных составляющих конкретного противостояния и подобрать ключи к его урегулированию.В 1990–е гг. этническая конфликтогенность в мире резко усилилась. Это связано, по мнению В.А. Авксентьева[74], со следующими причинами: · побочным эффектом окончания «холодной войны»; · распадом прежней системы глобальной конфликтности в общественных системах, когда региональная или даже локальная конфликтность становится доминирующей; · распадом общественных связей и доминирующих структур в бывших социалистических странах, что привело к социальной аномии – отсутствию структур и общественных норм жизни в трансформирующихся обществах. Этничность стала функциональным инструментом преодоления аномии; · отсутствием новых объединительных идеологических ориентиров. Альтернативой либерализму стал национализм; · борьбой за новое мироустройство. Югославская ситуация является примером крайней, но постепенной эрозии национального государства. Этнической напряженности нет в Исландии и Дании, а также в Японии. Российские социологи сделали интегральную оценку конфликтности на постсоветском пространстве на основе изучения большого массива данных и анализа закономерностей развития и ослабления конфликтов[75]. Ситуация в государствах бывшего СССР по уровню конфликтности характеризуется напряженностью в следующих областях: - контакты и стереотипы (15,2%); - демография и миграция (14,9%); - внешние условия (13,2%); - культура, образование, информация (11,1%); - экономика и социальная сфера (9,7%). В 2000–х гг. в г. Воронеже проявилась тенденция актуализации этнического самосознания населения, а также роста ксенофобии и национализма. Об этом говорят факты нападения на иностранцев, символы нетерпимости и вражды – нацистские и расистские надписи и изображения на улицах города, наличие неприязненных чувств по отношению к другим народам у 82% воронежцев, положительные отзывы некоторых молодежных и профессиональных групп о деятельности скинхэдов[76]. Между тем, в составе населения города 94% представителей русского этноса, еще 3,3% составляют родственные по культурным образцам украинцы и белорусы[77] Неславянские народы, хотя и немногочисленны, но многообразны (более 20 этнических групп) и консолидированы, объединяются в сплоченные национальные общины. Экономическая нестабильность и значительный слой бедных или малообеспеченных людей, слабая регуляция миграционных перемещений и адаптации трудовых мигрантов в регионе – эти и другие подобные обстоятельства создают благоприятную почву для увеличения социально–культурной дистанции между представителями разных этносов и формированию этнофобий. Согласно исследованию в Воронеже[78] русские воронежцы делятся на две примерно равные группы, одна из которых толерантна, другая – проявляет в межкультурном восприятии нетерпимость разной степени. 43% опрошенных формируют дружеские отношения исключительно в своей этнической среде. Вполне вероятно, что отсутствие личного опыта близкого общения с представителями иных культур, если к тому же оно усугублено недостатком образованности, создает сложности восприятия, усугубляя его иллюзорность и неадекватность. Было доказано, например, что воспринимаемая несовместимость собственных целей и целей другой стороны – главный признак определения ситуации взаимодействия как конфликтной. Так проявляет себя здравый смысл «простых людей», ощущающих «угрозу» и необходимость «защиты» и «мобилизации». Урегулирование этнических конфликтов – очень сложный процесс. Своеобразие технологий заключается в том, что такого рода конфликты зачастую можно только тормозить, предотвращать их насильственный характер. Одним из методов ослабления является дезинтеграция сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, изолирующих наиболее радикальные группы, и поддержки сил, склонных к компромиссам и переговорам. Существуют три универсальных метода регулирования конфликтов: 1. Односторонний. Односторонние шаги предполагают реализацию выигрыша одной из сторон, капитулирование перед противником, игнорирование конфликтной ситуации, обращение в правовые инстанции. 2. Компромиссный метод предполагает уступки с обеих сторон в решении проблемы. Часто это бывает ситуативным временным соглашением. 3. Интеграционный метод сопряжен с выработкой нового взаимоприемлемого решения, которое каждая из сторон считает своим. Ясно, что в первых двух случаях этнический конфликт является не до конца урегулированным и возможна новая вспышка конфликтности. Последний вариант – это политическое урегулирование, предполагающее проведение прямых переговоров или переговоров с помощью посредников, а также закрепление их результатов в форме обязывающих договоренностей. Итак, анализ проблем этнических общностей и складывающихся между ними взаимоотношений, как в мире в целом, так и в России в частности, демонстрирует острую необходимость социологических исследований влияния этнического фактора на социальные аспекты жизни современного общества. Контрольные вопросы 1. В чем состоит трудность понимания категорий «этнос» и «этничность»? 2. Раскройте содержание споров ученых относительно феноменов «нация» и «национальность». 3. Каковы условия формирования этнической толерантности?
|