КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тестовые задания. Устойчивая форма организации совместной деятельности, подчиненная реализации общественной потребности – это:Устойчивая форма организации совместной деятельности, подчиненная реализации общественной потребности – это: А) социальные институты Б) общественные организации; В) группы; Г) средний класс. Потребности человека в безопасности, независимости и социальном порядке удовлетворяют институты: Государство, в отличие от партии А) является политической организацией б) имеет право издавать законы Способы и формы взаимодействия центральных и местных органов государственной власти отражены в Какая из указанных функций относится к функциям государства? Какой признак отличает республику от других форм правления? К формам территориально–государственного устройства относится Что отличает партию от общественного движения? А) наличие руководящих органов Б) право бороться за власть и ее осуществление В) стремление отстаивать определенные интересы Г) большая продолжительность существования Любую политическую партию характеризует: А) широкая поддержка электората Б) наличие в партийных рядах членов правительства В) общность политических убеждений Г) критика правительственного курса Лекция 8. СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Аннотация. В лекции раскрывается понятие и признаки семьи как социального института, ее исторические формы и роль в разных типах обществ; представлено понятие и разновидности брака; дано определение и названы причины семейных конфликтов; выявлены современные тенденции в развитии семьи. План лекции Семья как социальный институт. 2. Брак: понятие и виды. Семейные конфликты. Семья как социальный институт Семья является одним из пяти фундаментальных социальных институтов и, вероятно, первым, появившимся в системе общественных отношений. В семье как в ячейке общества выражается тип культуры общества, система доминирующих в обществе норм и ценностей. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов – там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев. В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там – это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетными людьми по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и представителей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций. В современном научном дискурсе семья рассматривается как: · Малая социальная группа · Форма организации личного быта · Социальный институт · Специфические отношения супругов и родственников
|