Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 1.1. Графика




Рисунок.

Графические художественные материалы и техники

Требования к знаниям

Студент должен знать о роли рисунка в графике и о рисунке, как самостоятельном явлении искусства; особенности различных форм предметов и роль конструкции в строении формы предмета.

Требования к умениям

Студент должен уметь выполнять рисование с натуры, графические работы; владеть художественными графическими материалами и техниками и определять этапы развития рисунка, пользоваться способом визирования, строить предметы согласно правилам наблюдательной перспективы и компанования; по внешним признакам различать форму предмета, вести построение формы предмета согласно определенной последовательности; способ визирования, штриховка по форме, изображение предметов объемной формы.

Общепрофессиональные компетенции

*организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач;

*оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

*осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

*использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

*работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение.

Дидактические единицы: виды графики, графика, гравюра, основные графические материалы, блик, свет, полутень, собственная и падающая тень, рефлекс.

Цели:

1. Дать понятие графики и ее виды в изобразительном искусстве.

2. Определить главные графические материалы и средства работы ими.

3. Дать представление о видах графики согласно ее назначению.

4. Создать условия для художественно-творческого развития учащихся.

5.Дать понятие градаций светотени.

6. Определить главные градации светотени: блик, свет, полутень, собственная и падающая тень, рефлекс.

7. Дать представление о способах визирования.

8. Создать условия для художественно-творческого развития учащихся.

Оборудование:

1.Учебник Сокольникова Н.М. ’’Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах’’. 8-16, 16-21 /в. 17, 21/,22-34 /в. 25, 29, 34 /,8-16, 16-21 /в. 17, 21/.

2.Учебник Кузин ’’Изобразительное искусство’’. 28-51, 51-62.

3.Бумага для черчения.

4.Карандаши разной мягкости, стирательная резинка.

5.Образец педагогического рисунка ’’Шар’’.

6.Таблица ’’Шар’’.

7.Гипсовый шар.

Содержание учебного материала

1.Рисунок – структурная основа любого изображения / графического, живописного, скульптурного, декоративного /. Средство познания и изучения действительности.

2. Графика – вид изобразительного искусства, который включает рисунок и печатные художественные работы:

-гравюра на дереве – ксилография;

-гравюра на металле – офорт;

- гравюра на камне – литография;

-гравюра на линолеуме – линогравюра;

-гравюра на картоне – изображение клеят из кусочков картона. Все произведения тиражируются в равноценных экземплярах. Работы выполняются резцами - штихелями.

3. Гравюра – изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной основы - доски из металла, дерева, линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком.

4. Графические материалы:- сангина, - чернила,

- уголь, - тушь,

- соус, - гуашь,

- сепия, - цветные карандаши,

- акварель, - графитный карандаш.

5. Главные выразительные средства рисунка: линия, пропорции, штрих, симметрия и асимметрия, контур, ритм, пятно, светотень.

6. Виды графики по назначению

1.Станковая. Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, не имеющие прикладного значения, а также печатная графика / лубок, эстамп, карикатура /. Графические листы можно легко переносить с места на место, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий.

2.Книжная и газетно–журнальная. В древних рукописных книгах рисунки выполняли вручную и называли миниатюрами. Художник определяет размеры / формат / книги, особенности шрифта, размещение набора / текста /, разнообразного иллюстративного материала.

3. Плакат и афиша. Это отклик на происходящие важные события /олимпиады, конкурсы, выставки /. Выделяют плакаты спортивные, политические, экологические, рекламные, театрально-зрелищные.

4.Прикладная. К этому виду графики относят поздравительные открытки, календари, этикетки на различных упаковках, графический дизайн. Эта графика имеет практическое назначение.

5. Компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере.

7. Виды рисунка

Многочисленные виды рисунка различаются по технике, методам и характеру, по назначению, жанрам и темам.

1.станковый / рисунок, выполненный на отдельном листе и имеющий самостоятельное значение, это тщательно проработанное художественное произведение; 2.наброски и зарисовки / быстро зафиксированные жизненные впечатления /;

3. эскизы – фиксирование первоначального замысла, подготовительный рисунок, который необходим при создании живописных произведений;

4. академический рисунок – многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов / гипсовые слепки /;

5.учебный рисунок – рисование с натуры, по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

8. Линия – главное выразительное средство рисунка, бывает разнообразной / тонкой, изысканной, кружевной, колючей, злой, нежной, бархатистой /. Благодаря богатству графических материалов линия может быть предельно разнообразной.

9. Контур – основа изображения, ограничитель формы, выделение силуэта из пространства.

10.Форма предметов. Предметы бывают разные по форме, но в каждой форме можно увидеть геометрическую основу. Предметы простой формы имеют в основе одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы - несколько /комбинированный объект /. Например, кувшин - предмет сложной формы, состоящей из горлышка / цилиндр /, центральной части / усеченный конус / и основания / перевернутый усеченный конус /. Это относится и к строению человеческого тела, его частей.

11.Классификация простой формы:

1. граненая форма: предметы - кубы, пирамиды, поверхности образованные плоскими гранями;

2. круглая форма: тела вращения – шар, цилиндр, конус, которые образованы кривыми поверхностями – сферическими и цилиндрическими.

12.Сквозная прорисовка – рисунок, помогающий уяснить характерные отличия в строении формы, ее конструкции. Предметы изображаются прозрачными и рисуются даже невидимые части.

13.Контур – абрис – внешнее очертание, соответствующее строению и внешней форме предмета.

14.Конструкция – определенное строение изображаемого объекта. В основе конструкции / строения / любого объекта лежит то или иное геометрическое тело / куб, призма, конус /.

15.Способы передачи формы предмета - с помощью абриса и путем конструктивного построения.

16.Светотень – важное средство изображения предметов окружающего мира, их объема и положения в пространстве.

Это распределение света на поверхности предмета, имеющее определенную закономерность, которая зависит от формы предмета, характера поверхности, ее окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета и других условий. Так, распределение светотени обуславливается тем, под какими углами к падающим лучам света повернуты те или иные поверхности. На поверхностях тел вращения наблюдается плавный переход от света к тени, граненые тела имеют более резкие границы теней.

17.Положение источника света:

- фронтальное освещение / слабо выявляет детали /;

- боковое / выявляет форму, объем, фактуру предметов /;

- контражурное / так как источник света находится за объектом, то предметы выглядят силуэтно и теряют объем /.

18.Свет – место на предмете, куда лучи освещения падают под прямым углом.

19.Полутень – место на предмете, где лучи освещения идут по касательной к поверхности предмета, это участки перехода света к тени.

20.Блик – самое яркое место на предмете, куда свет попадает под прямым углом. Блик бывает только на блестящих предметах и в основном является отражением источника света. Обычно блик наблюдается на кривых поверхностях. Размер блика, его конфигурация способствуют выявлению характера формы, объема предмета, фактуры его поверхности.

21.Рефлекс – отражение на предмете, возникающее от освещенных плоскостей окружающих этот предмет. Рефлекс может быть как цветным / полихромным /, так и серым /монохромным /. Он возникает в собственных тенях и более светлый по тону чем собственная тень.

22.Собственная тень предмета – участок на предмете, на поверхность которого лучи от источника света не попадают, это самое темное место на предмете.

23.Падающая тень – это тень, которую отбрасывает предмет на окружающие поверхности. Очертание падающей тени зависит от формы и силуэта поверхности, на которую он ложится. Например, тень от шара будет иметь форму круга, тень от конуса – форму треугольника.

24. Пропорция – в дословном переводе обозначает ’’соотношение, соразмерность’’.

Это определенные соотношения размеров отдельных элементов и частей формы между собой, а также между различными объектами.

Правдивое реалистическое изображение объектов действительности предполагает соответствие реальных пропорций пропорциям изображаемого объекта на рисунке.

25. Определение пропорций осуществляется двумя способами, в основе которых лежит метод сравнения используемый художниками:

1. ’’визирование’’ – с помощью карандаша и вытянутой руки;

2. развитый глазомер.

26.Канон – принятая в обществе определенная система измерения пропорций человеческой фигуры.

27. Пропорции головы:

1) голова человека похожа на овоид - яйцо;

2) по вертикали голова от темени до подбородка делится на две равные части с помощью линии глаз;

3) каждая из полученных частей в свою очередь делится пополам: верхняя – линией роста волос, нижняя - основанием носа;

4) на линии глаз помещается четыре отрезка, каждый из которых равен длине глаза;

5) таким образом, между глаз расстояние равно длине глаза;

6) глаз представляет собой шар, на который надето два века – верхнее и нижнее, каждое из которых имеет определенную толщину;

7) в центре глаза находится зрачок, который состоит из собственно зрачка и радужной оболочки, в ней остается незакращенным одно место – блик;

8) расстояние между глазами равно ширине крыльев носа;

9) расстояние от бровей до основания носа равно длине ушей;

10) длина уха равна длине носа.

28. Пропорции фигуры

1. За основу измерения пропорций человека взят модуль - размер головы человека.

2. Во всем росте ребенка помещается 4-5 модулей, подростка – 6 модулей,

взрослого человека – 7 или 8 модулей.

3. Линия, делящая фигуру пополам по горизонтали, проходит через низ бедер, и при этом длина ног равна половине роста.

4. Длина предплечья равна длине плеча, а голень - бедру.

5.Пальцы опущенной руки доходят до середины бедра.

6.Длина кисти равна расстоянию от подбородка до середины лба.

7.Длина ступни равна длине предплечья.

Литература

1.Сокольникова Н.М. ’’Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах’’ 22-34 /в. 25, 29, 34 /.

2. Кузин ’’Изобразительное искусство’’. 51-62 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие графики и ее виды в изобразительном искусстве.

2. Определите главные графические материалы и средства работы ими.

3. Дайте представление о видах графики согласно ее назначению.

4. Дайте определение понятию пропорция.

5. Назовите виды положений источника света.

6. Определите значение изобразительного искусства и градаций светотени.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты