КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общепрофессиональные компетенции*организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач; *оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; *осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; *использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; *работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами. Содержание учебного материала: история и последовательность работы над пейзажем, методика работы над живописным изображением пейзажа; портрет и его разновидности, история создания портрета, виды и средства композиции. Дидактические единицы: методика работы над рисованием пейзажа, анималистический жанр, анатомическое строение животных; композиция, средства композиции; последовательность выполнения рисунка на тему, анализ жанровой картины; произведения исторического, батального, мифологического, бытового жанра. Цели: 1. Познакомиться с жанром - пейзажем. 2. Закрепить умение передавать в пейзаже цветовые отношения между изображаемыми предметами. 3. Обучить умению последовательно выполнять живописный этюд пейзажа. 4. Создать условия для художественно-творческого развития учащихся. 5.Познакомить с основными этапами создания анималистического рисунка. 6. Изучить пропорциональные соотношения, определяемые в рисунке, при изображении птиц и животных. 7. Выполнить кратковременные наброски животных и птиц. 8.Познакомить с основными этапами построения формы и передачи пропорций при изображении человека. 9. Изучить части лица, провести анализ общей формы. 10. Выполнить рисунок фигуры и портрета человека. 11.Познакомить с основными характеристиками произведения исторического, батального, мифологического, бытового жанра. 12. Изучить последовательность выполнения рисунка на тему. 13. Обучить проведению анализа жанровой картины. 14. Выполнить сравнительный анализ методики работы над произведениями исторического, батального, мифологического, бытового жанра. Оборудование: 1. Учебник Сокольникова Н.М. ’’Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах’’ 121-124, 117-118, 178-181, 82-88, 118-121, 89-98 с. 2. Произведения русских художников, посвященных историческому, батальному, мифологическому, бытовому жанру. 3.Учебник Кузин ’’Изобразительное искусство’’ 118, 129-141 с. 4.Бумага для акварели. 5.Акварель, карандаши разной мягкости, стирательная резинка. 6.Натуральные кисточки разного размера. 7.Образец педагогического рисунка ’’Зарисовка памятников архитектуры’’. Образец педагогического рисунка ’’Последовательность выполнения пейзажа’’ 8.Репродукции художников-пейзажистов. 9.Таблица ’’изображение деревьев разной породы’’. 10.Образец педагогического рисунка ’’Наброски животных и птиц’’. 11. Детские игрушки и чучела птиц и животных. 12. Подставка для натуры. Содержание учебного материала 1.Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы и вида местности, ландшафта. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. 2.Виды пейзажа В зависимости от характера пейзажного мотива выделяют следующие виды пейзажей: сельский, городской или архитектурный / ведута /, индустриальный, марина / изображение морской стихии /. 3.Тематика пейзажа Пейзаж может носить различный характер: - исторический / В.Суриков ’’ Боярыня Морозова’’/, - героический / Дейнека ’’Оборона Севастополя’’/, - фантастический / М.Врубель ’’Демон’’/, - лирический / И.Левитан ’’Весна. Большая вода’’/, - эпический характер / М.Васнецов ’’Богатыри’’/. Пейзаж часто является фоном в живописных, графических, скульптурных / рельефных / произведениях других жанров. Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью. 4.История пейзажа 1. Человек начал изображать природу в давние времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах Древнего Востока. 2. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы. 3. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. 4. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Особенно большой вклад внесли: П.Брейгель из Нидерландов, Пауль Рубенс из Франции, Рембрандт из Голландии, Никола Пуссен из Франции. 5. Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. 6. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живвописи / Камиль Коро во Франции, Александр Иванов, А.Саврасов, Федор Васильев, Иван Шишкин, Илья Левитан, Валентин Серов в России / продолжили импрессионисты / Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар во Франции, Константин Коровин, Иммануил Грабарь в России /, открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков. 7. Крупные мастера конца XIX –XX века / Поль Сезанн, П.Гоген, Ван Гог, Анри Матисс во Франции, Н.Крымов в России, М.Сарьян в Армении / расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. 8. Традиции русского пейзажа обогатили А.Рылов, К.Юон, А.Остроумова-Лебедева. 9. Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. 5. Рисование пейзажа После выбора мотива композиции необходимо определить высоту линии горизонта. Например: низкая точка зрения делает всю композицию очень величественной, при линии горизонта расположенной в центре картины композиция выглядит обычно, если линия горизонта находится высоко, то художник имеет возможность показать большую часть земной поверхности. 6.Последовательность выполнения пейзажа *Линейное построение композиции с передачей объектов согласно перспективным сокращениям / в угловой или фронтальной перспективе /. *Уточнение формы отдельных объектов, их пропорциональных отношений между собой. *Детальная прорисовка каждого из изображенных объектов композиции. *Светотеневая проработка объектов – определение источника освещения и его расположения относительно изображаемым объектам. 7.Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, при котором художник создает произведения с изображением зверей, птиц, уделяя внимание не только художественно-образной характеристике животного, но и при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. 8.Анималист – художник, который специализируется в анималистическом жанре. 9.Область применения анималистического жанра. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам. 10.История развития анималистического жанра 1. Произведения первобытного искусства - наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствуют об острой наблюдательности древних художников. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, искусство основывалось на одухотворении сил природы / анимизм / и культе животных / тотемизм /. 2. Изображение животных встречается в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. 3. В эпоху Возрождения художники начинали рисовать животных с натуры. Величайший мастер рисунка А.Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других зверей. Его работы отличает реалистическая точность. 4. В искусстве Востока к изображению зверей и птиц с давних времен относились с особым вниманием. Для них характерны изысканная красота линии, пятен, форм, философская утонченность и поэтизированность образов. 5. В русском искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е.Лансере, П.Клодт, В.Серов. Выразительным и точным изображением львов, лошадей, коров прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П.К.Клодта украшают мосты в С.-Петербурге. 6. Творчество известных русских художников-анималистов В.А.Ватагина, И.С.Ефимова, Е.И.Чарушина, А.М.Лаптева отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой характеристикой. 11.Творчество Е.И.Чарушина В иллюстрациях Е.И.Чарушина мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Художник любил изображать звериных детенышей – пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует необычайно искусно, не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто ’’лохматым’’ пятном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка. Главным художник считал создание образа. 12.Творчество Ю.Васнецова Ю.Васнецов работал в книжной графике, выполнял иллюстрации к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям. Животное в своих работах часто ’’очеловечивал’’, то есть наделял присущими людям чертами. Изображал животных с поступками и переживаниями, свойственными человеку, одетых в костюмы. 13.Творчество Е.Рачева Е.Рачев также работал в книжной графике. Фигуры животных выполнены с декоративной выразительностью. В работах использует обводку силуэта животного коричневым или черным цветом, линия при этом используется разной ширины и нажима. Особое внимание уделяет богато выполненному костюму, с вышивкой, большими воротниками. Животные в работах Рачева ’’очеловечены’’- ходят на двух ногах, общаются между собой жестами. Фон в рисунках художника условный, то есть он может быть розовым или желтым, такой который не бывает в реальной жизни. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ - определенный характер в определенном состоянии. Герои Е.Рачева добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. 14.Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают историческое время, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому. 15.Разновидности портрета Поясной портрет, бюст / в скульптуре /, портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: 1.парадные / как правило, этот портрет предполагает изображение человека в полный рост – на коне, стоящим или сидящим /; 2. камерные портреты / в этом портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение /. По количеству изображений на одном холсте бывают: - индивидуальные, - двойные, - групповые портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату, колориту. Костюмированный - портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Портреты различаются по размеру, например миниатюрный. Автопортрет - изображение художника самого себя. 16.История портрета В Древнем Египте скульпторы создавали точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселится, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики / восковой живописи / в I-III веках. Их отличает объемная светотеневая моделировка форм. В скульптуре Древней Греции были распространены идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Особенно расцвел жанр портрета в скульптуре и живописи в эпоху Возрождения, когда человек стал мерой всего / Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан /. Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией. В XVII веке в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Гальс, Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности. В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII века. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. В первой половине XIX века главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность / на картинах О.Кипренского, К.Брюллова /. Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В.Перов, И.Крамской, И.Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Человек изображался реалистично, давалась оценка еще и его общественному положению. В XX веке портрет сочетает самые противоречивые тенденции – яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей / П.Пикассо, А.Модильяни во Франции, В.Серов, М.Врубель в России /. 17.Последовательность рисования головы живой модели Первый этап Общее композиционное размещение головы на листе бумаги. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить ее несколько выше геометрического центра листа. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка. Обобщенная прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом соблюдать основные пропорции, а также пропорции лицевой части. Второй этап Определение характера поворота головы и шеи, проведение серединной линии через центр черепной и лицевой части сверху вниз. Это – ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая ’’крестовина’’, дает четкое представление о положении головы в пространстве. Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, прически. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного мест на голове, тональных переходов. Переход к проработке деталей, передаче фактуры волос, кожи, одежды. Надо последить за игрой света и тени, добиться с ее помощью объемности форм. Третий этап В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности и пестроты. Обобщение деталей, выявление характера модели, достижение целостного впечатления от образа. 18.Последовательность рисования фигуры человека 1. Вписывание модели в какую-нибудь геометрическую фигуру. Определение характера натуры, передача ее качеств в рисунке. Выявление выразительности позы. 2. Рисование легкими линиями общих очертаний фигуры, проведение осевых линий по направлению движения. Акцентирование внимания на положение головы по отношению к телу, на пропорции фигуры, характер общей формы. 3. Соблюдение пропорциональных соотношений и направлений не ради геометрических построений, а для соответствия первоначально подмеченной экспрессии. При изображении человека необходимо передавать реальные пропорции, которые есть в действительности. 4. Уточнение контура, прорисовка деталей, обозначение светотени. 5.При выполнении рисунка надо стремиться работать над разными его частями одновременно, сравнивая их между собой для сохранения цельности образа. Правильность конкретного штриха будет оцениваться его соответствием заданному движению, настроению, художественному образу. 19. Значение композиции в изобразительном искусстве заключено в необходимости передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. 20.Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей; в изобразительном искусстве - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. 21.Виды композиций Замкнутая композиция – используется для передачи чего-то неподвижного, устойчивого. Эта статичная, закрытая композиция, где основные направления линий стягиваются к центру. Поставленная задача решается построением композиции по форме круга, овала, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии.
Открытая композиция – используется для передачи панорамного пейзажа, большого простора, где нет перегораживания ее с боков, ограничения какими-либо деревьями или зданиями, изображение уходит за пределы рамы. Эта композиция, где основные направления линий идут из центра. 22.Средства композиции Контраст – универсальное средство, помогающее создать яркое и выразительное произведение. В изоискусстве используется контраст: величин - высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким; фактур и материалов; объемов и плоскостей; тоновой и цветовой. Цельность композиции - выделение центра внимания, главного и отказ от второстепенных деталей, приглушение отвлекающих контрастов. Формат – вытянутый по вертикали или горизонтали. Равновесие. В симметричной композиции все части уравновешенны, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое темное пятно уравновешивается маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Ритм - иллюзия передачи движения. Светотень – выделение с помощью освещения самого главного в композиции. Цвет – средство, помогающее уравновесить композицию для достижения гармонии. Декоративность. Любую композицию из реалистической можно сделать декоративной, если стилизовать все элементы композиции в определенной манере и холодной или теплой гамме. Динамика и статика Симметрия и асимметрия Открытость или замкутость. 23. Приемы композиции Ритм - универсальное природное средство. Ритм всегда подразумевает движение. Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами света, тени, цвета. Ритм может строиться на контрастах объемов. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм передает движение на плоскости. Симметрия и асимметрия. Симметричное построение изображения позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особенной торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Равновесие частей композиции Вариантов равновесия частей композиции множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие касается как самих фигур, так и промежутков между ними. Выделение сюжетно-композиционного центра. Создавая композицию, определяют, что будет главным в картине, заботятся о том, как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто называют ’’смысловым центром’’ или ’’зрительным центром’’ картины. Композиционный центр должен привлекать внимание, его выделяют освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами. 24.Исторический жанр События прошлого, библейские сюжеты и былинные истории вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Исторический жанр изоискусства посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В XVII – XVIII веке этот жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме. Помпезные историко–аллегорические, как правило, многофигурные композиции представляли античных героев и отражали конфликты противоборствующий сил. В России пропагандистом этого жанра выступала Академия художеств / А.Иванов, К.Брюллов /. Выдающимся мастером русской исторической живописи был В.Суриков, отразивший в своих работах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю народа: ’’Боярыня Морозова’’, ’’Утро стрелецкой казни’’, ’’Переход Суворова через Альпы’’, ’’Покорение Сибири Ермаком’’. 25.Батальный жанр Батальный жанр посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти для графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Формирование этого жанра началось в эпоху Возрождения / Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан /; его расцвет приходится на XVII – XVIII века / Д.Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен /. Художники – баталисты, как правило, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, показывают героическую готовность к освободительной борьбе, но их произведения, обычно, разоблачают античеловеческую сущность войны / В.Верещагин, М.Греков, А.Дейнека/. 26.Миффологический жанр Картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру. Мифы, легенды, предания народов мира составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, на основе античных легенд / Рафаэль /. В XVII-XIX веке этот жанр служит для воплощения высокого художественного идеала / П.Рубенс, Рембрандт /. В развитии русской культуры очень значима роль В.М.Васнецова – певца русской сказки / ’’Богатыри’’, ’’Аленушка’’, ’’Иван-царевич на сером волке’’/ 27. Бытовой жанр Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей можно изображать на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Этот жанр достиг рассвета в европейских национальных школах в XVI-XVII веках / П.Брейгель /. Позже от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно- исторического содержания жизни / В.Венецианов, В.Перов, П.Федотов /. 28. Анализ жанровой картины При анализе картины важна взаимосвязь персонажей, при этом образное решение создается во многом с помощью цвета. Сначала изучается сюжет картины, что изображено, кто является героем, когда это было. После рассматривается, как это написано, как художник изучает тот или иной предмет, как он накладывает краски / лессировкой, алла-прима /, какой выбирает колорит / радостный, печальный, спокойный, тревожный, загадочный, ясный /. 29. Последовательность выполнения рисунка на тему Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности. Все эти указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования. Последовательность выполнения рисунка следующая: 1.Специальные наблюдения в природе, их можно делать в качестве домашнего задания. 2. Предварительный, ’’рабочий’’, самый общий эскиз. 3. Более проработанный и законченный по композиционному решению схематичный эскиз. 4. Выполнение набросков и зарисовок с натуры объектов, которые включены в содержание тематической композиции. 5. Линейное выполнение рисунка тематической композиции. 6. Завершение работы над композицией в цвете / акварель или гуашь /. Большое значение имеет сопереживание своим героям, персонажам композиции. Незаменимую роль при этом играют накопленные уже жизненные наблюдения и впечатления. В этом случае рисунок получится одухотворенным, выразительным и жизненным. Литература 1.Сокольникова Н.М. ’’Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах’’. Страницы 117-118, 178-181, 118-121, 89-98, 114-116, 70-78, 114-116, 70-78, 151-163, 121-125. 2.Учебник Кузин ’’Изобразительное искусство’’129-141, 118, 82-88, 142-153, 142-153, 154. 2. Бумага для черчения. 3. Карандаши разной мягкости. 4. Образец педагогического рисунка ’’Рисование фигуры и портрета человека’’. 5. Живая модель. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте понятие пейзажа. 2. Расскажите об истории пейзажа. 3. Опишите последовательность создания пейзажа. 4. Дайте характеристику видам пейзажа. 5. Дайте понятие художник-анималист. 6. Расскажите о творчестве Е.Рачева. 7. Расскажите о творчестве Е.Чарушина. 8.Расскажите о творчестве Ю.Васнецова. 9.Опишите историю анималистического жанра. 10. Дайте характеристику области применения анималистического жанра. 11. Дайте понятие композиция. 12. Расскажите о значении композиции в изобразительном искусстве 13. Дайте определение приемам, используемым в композиции. 14. Дайте характеристику видам композиции. 15. В какой последовательности необходимо вести рисунок фигуры человека? 16. Дайте понятие мифологического жанра. 17. Дайте определение батального жанра. 18. Опишите последовательность создания рисунка на определенную тему. 19. Дайте характеристику анализа жанровой картины. 20.Каким событиям посвящены произведения исторического жанра? 21. Какие события изображают художники на картинах бытового жанра?
Тема 1.4. Контрольная работа № 1. «Виды и жанры изоискусства» Виды изобразительного искусства - графика, живопись, архитектура, ДПИ, скульптура. Жанры живописи: портрет, интерьер, пейзаж, натюрморт, мифологический, исторический, бытовой, анималистический, батальный жанр.
|