КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школеМетодика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – совокупность рациональных / эффективных / приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Система обучения – совокупность приемов и методов обучения, объединенных общим направлением / система обучения по изобразительному искусству В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Т.Я.Шпикаловой. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Система педагогических условий и их влияние на занятия изобразительным искусством 1.Развитие интереса к изучению изобразительного искусства – необходимое условие проявления художественного творчества. Комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы, приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Система должна иметь целостный характер, а ее компоненты взаимосвязаны. Ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции. 2.Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности происходит в процессе преодоления школьниками определенных трудностей. Для каждого урока необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку. 3.Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. Надо стремится к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания и навыки. 4.Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях изоискусства к формированию умений применять эти средства в практической работе. В соответствии с программными требованиями для каждого класса необходимо рассмотреть средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, светотень и цвет в композиции. 5.Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. В начале каждого урока рекомендуется проводить эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях, настраивая на эту работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые потом воплощаются в учебно-творческих работах. Беседы сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов / репродукции, открытки, иллюстрации /. 6.Отбор произведений изобразительного искусства для изучения определяется следующими принципами: -художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства; -виды и жанры изоискусства в их многообразии; -качество наглядных материалов. 7.Использование на занятиях изобразительным искусством ТСО, специальных наглядных пособий. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки упражнения, карточки-задания. 8. Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов ДПИ, исторических архитектурных деталей. В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, с предметами искусства, народного быта при посещении музеев. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей. 9.Введение в урок творческих, проблемных задач по возможности необходимо делать на каждом этапе урока. Одно из главных требований при этом - представление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости педагогической помощи. Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования образцов произведений живописи, графики, народного творчества учащиеся переходят к созданию собственных вариаций. Формы решения проблемных задач: - как постановка перед школьниками вопросов; - задачи, развивающие у школьников видение новых функций уже знакомых объектов / превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а черенком /; - задачи, направленные на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ / конструирование архитектурных построек, животных, машин на основе цилиндра, конуса, куба из ’’бросовых материалов’’/; - задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке. 10.Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная и тонированная бумага. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начале учитель сам предлагает детям материал, постепенно школьники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Введение новых художественных материалов и техник активизирует процесс художественного творчества школьников. 11.Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года / графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа / позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет элемент новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. 12.Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися - важное условие развития творчества, оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач. Два урока в четвертом классе можно посвятить выполнению тематической композиции ’’Песни нашей Родины’’. На обоих уроках возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. На первом уроке учащиеся слушают и, совместно обсуждая, выбирают сюжеты для композиции, делают эскизы. Затем по лучшим эскизам коллективно выполняют рисунок композиции. Вывешиваются два больших листа. Учащиеся делятся на две группы, между которыми в ходе работы организуется соревнование. Сначала к доске учитель вызывает наиболее активных в изобразительной деятельности школьников, затем – со средним уровнем художественно-творческой активности и с более низким, а в конце опять с более высоким. Ожидая своей очереди, дети обсуждают ход работы, совместно решая, что необходимо добавить, уточнить. Второй урок по этой теме следует посвятить выполнению композиции в цвете. В третьем классе возможна другая форма сочетания коллективной и индивидуальной формы работы, например, при выполнении декоративной композиции ’’Древо жизни’’. На уроке над большим рисунком вместе работают несколько школьников, а остальные выполняют индивидуальные рисунки. В конце урока делается выставка - в центре доски помещают большой коллективный рисунок, а вокруг – остальные, выполненные индивидуально. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование. Вместе с тем коллективное рисование часто нельзя организовывать, оно теряет для детей привлекательность и элемент новизны, к тому же затрудняется процесс усвоения школьниками новых знаний и умений. Коллективные работы используются для оформления класса, школы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность. 13.Введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изоискусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния и стимулирует проявление творческих способностей. Главное соблюсти педагогически целесообразную меру – соединить изобразительную деятельность с игрой, а не подменять этот вид труда игрой. Используя в работе художественно-творческие игры, надо применять два аспекта: учебно-познавательный и игровой. Классификация игр по наличию в них следующих признаков: 1. элемент ожидания и неожиданности – у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие; 2. элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; 3. элемент движения – смешивание, выкладывание, перестановка – эти движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; 4. элемент соревнования – способствует повышению творческой активности детей / ’’Кто первый’’, ’’Кто больше’’, ’’Кто быстрее’’ /; 5. элемент поиска и находки – ученикам интересно узнать что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов. Эффективность развития художественно-творческой активности обеспечивается взаимосвязью изобразительной деятельности с игрой, созданием личностно значимым для каждого ребенка мотивом деятельности. Особенно способствуют повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности. В процессе дидактических игр / парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры / дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов / цвет, величине, пропорции, форма, строение /, которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации. Художественно-дидактические игры и игровые приемы на уроках изобразительного искусства. 1.На урок иллюстрирования русской народной сказки ’’Заюшкина избушка’’ /1 кл./ в гости приходили игрушечные заяц и лиса. Они вместе со школьниками слушали рассказ учителя по иллюстрациям известных художников к этой сказке, ’’рассматривали’’ их, а затем наблюдали, как рисуют дети. Если им было трудно передать пропорции сказочных персонажей, положение лап, дети могли взять зайца и лису и рассмотреть их. Гости принимали участие и в просмотре детских иллюстраций, в их оценке. 2.На уроках в I-II классах широко используется игровой прием ’’вхождение в иллюстрацию’’. Учащимся задают вопросы типа: ’’Если бы ты вошел в картину, огляделся и прислушался, чтобы ты увидел и услышал ’’, ’’Что бы ты увидел впереди себя или позади себя’’. Так вовлекаемые в игровую ситуацию, дети лучше осваивают художественно-выразительные средства. 3. Часто используется игра ’’Посещение выставки художников’’. Учитель выступает в роли экскурсовода, рассказывает об особенностях художественного стиля каждого художника. 4. В конце урока для закрепления нового материала проводится игра ’’Угадайка’’ – демонстрация картин художников, рассмотренных в начале урока / детям предлагается определить автора и название каждой из картин /. 5. Игра используется для обучения детей узнаванию творческого почерка различных художников. Для игры ’’Угадай автора’’ на книжных подставках закрепляют таблички с фамилиями художников, на столе раскладывают репродукции; игровое задание: выбрать картины одного художника и поставить к соответствующей табличке. Другая игра ’’В книжном магазине’’: - дети по очереди покупали в магазине ту или иную книжку с иллюстрациями, объясняли, чем - они понравились, какой художник над ними работал, какие средства художественной выразительности были использованы. В I-II классах на уроках иллюстрирования применяют игру ’’Найди картинку к тексту’’: учитель читает текст, а дети подбирают к нему соответствующие иллюстрации. При подведении итогов урока и анализе детских рисунков нередко используется и обратный игровой прием - детям предлагается найти текст сказки к рисунку. Такая игра побуждала детей вспоминать содержание сказки, лучше представлять ее образы. На уроках рисования часто используют игру в путешествие / школьники знакомятся с культурными традициями разных стран /, изобразительное лото по всем основным темам курса, сундучок со сказками, шкаф волшебных превращений, викторины, игры-драматизации, теневой театр, театр Петрушки, кроссворды, электровикторину. 14.Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета ’’Изобразительное искусство’’, между этой и другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе - одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Эти взаимосвязи могут существовать в виде тематических блоков / циклов / - уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала проведение циклов взаимосвязанных уроков по различным учебным смежных предметов, а также дисциплинам. *Рисование с натуры проводится до иллюстрирования, которому может быть отведено несколько уроков. В четвертом классе тематический блок может состоять из восьми уроков: 1. Выполнение набросков с натуры фигуры человека. 2. Выполнение эскиза по мотивам русского народного костюма. 3- 4. Рисование с натуры натюрморта ’’Деревянная посуда с вышитым полотенцем’’. 5-6. Выполнение эскиза декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы русского Севера. 7 - 8. Иллюстрирование сказки ’’Аленький цветочек’’ С.Т.Аксакова. *Взаимосвязь всех основных разделов предмета ’’Изобразительное искусство,III класс’’. Тематический блок состоит из шести уроков. На первом уроке проводится беседа ’’Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства’’. Затем учащиеся выполняют наброски с натуры человека и иллюстрируют былины о русских богатырях. Завершается работа выполнением эскиза декоративного панно ’’Русские богатыри’’. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности. Межпредметные связи в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению. Интеграция возможна как между отдельными дисциплинами / изобразительное искусство и музыка, рисование и русский язык /, так и на основе комплексного подхода, создания целостных представлений обо всех видах искусства. Комплексность проявляется в формировании универсального тематического круга знаний, который органично сочетает общие проблемы каждого вида искусства и отвечает их индивидуальной специфике. Взаимосвязь искусств сводится к изучению приемов профессиональной деятельности и к передаче образов одного искусства средствами другого. Интеграция всех видов искусств предполагает общий методологический подход, единство целей, принципов, и разнообразие путей реализации на основе специфики каждого вида искусства. 15.Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля привлекаются дети, когда используются элементы взаимоконтроля детей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разборе рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание учащихся на те общие задачи, которые решал весь класс. Хорошей формой учета знаний является вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание детей на анализ рисунка, ставятся в той же последовательности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний. 16.Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках ИЗО. 1.Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной, хозяйственной жизни страны. 2.Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус. 3.Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное. 4.Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе. 5.Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. 6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение. 7.Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности. 17.Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей ИЗО. 1.Научность обучения – раскрытие учащимся ’’картины мира’’, вооружение правильным, научно-обоснованным подходом к рисованию и к миру в целом. Особое значение имеют знания закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, цветоведения, пластической анатомии. 2.Систематичность и последовательность в обучении – упорядоченная, стройная система усвоения знаний при которой каждое новое положение логически обуславливается предыдущим и в свою очередь находит свое дальнейшее развитие. Прежде чем объяснять принципы смешения цветов, надо познакомить детей со спектром и теплохолодностью. 3.Принцип сознательности и активности – предполагает обучение при котором дети заинтересованы в получении знаний и умеют использовать их на практике. В результате применения этого принципа у учащихся развивается творческое отношение к изобразительной деятельности, самостоятельность. 4.Доступность обучения предполагает соответствие материала по содержанию, объему, методам преподавания возрасту и уровню общего и умственного развития детей. Учебный материал даже сложный будет доступен детям если он опирается на их чувства и интересы. 5.Прочность усвоения знаний и умений будет выше, если при объяснении материала учитель опирается на ранее изученный материал. Рисуя натюрморт дети руководствуются знаниями и умениями полученными при изображении отдельных предметов. 6.Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся предполагает информированность о художественных склонностях и интересах каждого из своих учеников и поощрение их творчества. Этот принцип предполагает применение различных методов и приемов обучения и воспитания в зависимости от подготовленности, способностей, личностных качеств характера, темперамента учащихся. 7.Воспитывающее обучение предполагает решение в процессе преподавания не только учебных, но и воспитательных задач. На уроках изобразительного искусства дети всесторонне развиваются / при изображении чучел проводится беседа о пользе, которую приносят птицы человеку/, воспитываются / при рассмотрении картины дети сопереживают героям произведения/. 8.Принцип наглядности очень актуален для уроков изоискусства, так как ни один урок не обходится без демонстрации репродукций произведений известных художников, натуры, моделей, репродукций, слайдов. 9.Принцип связи обучения с практикой предполагает максимальную привязку заданий к жизни / практическое использование детских работ и выполнение рисунков на интересующие детей темы /. 18.Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников В рисунках детей, поступающих в школу, присутствуют типичные ошибки: 1.фронтальное или профильное положение изображаемых предметов / человек рисуется в фас, что позволяет показать его оба глаза, уха, обе ноги и руки /, 2.акцентировка того, что вызывает интерес ребенка / дети могут нарисовать маленькую дверь с огромной ручкой /, 3.условность решения пространства / отсутствие передачи перспективы /, 4.множественность точек зрения на изображаемый предмет / дети воспринимают бумагу как поверхность земли, на которой располагают изображения предметов в разных местах: выше, когда предмет дальше, ниже – когда он ближе /. 5.отсутствие передачи светотени, 6.плоская раскраска рисунка / ребенок ярко рисует то, что ему нравится и то, что хочет сделать более красивым; поэтому работы часто декоративны /. Необходимо постепенное подведение детей к изобразительной грамоте, осуществляемого с учетом их общего развития. 19.Постоянное совершенствование методики проведения уроков по ИЗО Необходимо использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов. У каждого педагога могут быть свои, индивидуально выработанные формы работы. Теория методики преподавания – наука, ее положения обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владение учебно-воспитательным процессом – искусство и требует творческого использования теоретических знаний в практике обучения. Преподавание становится искусством, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обстановкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения. Но и форма изложения материала может быть очень интересной - просмотр видеокассеты или работа на компьютере при изучении жанров изобразительного искусства. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение значению педагогических условий успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 2. Определите педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках изобразительного искусства. 3. Раскройте значение такого педагогического условия как «Развитие интереса к изучению изобразительного искусства». 4. Раскройте значение такого педагогического условия как «Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности». 5. Раскройте значение такого педагогического условия как «Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся». 6. Раскройте значение такого педагогического условия как «Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств». 7. Раскройте значение такого педагогического условия как «Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость». 8. Раскройте значение такого педагогического условия как «Отбор произведений изобразительного искусства для изучения». 9. Раскройте значение такого педагогического условия как «Использование на занятиях изобразительным искусством ТСО, специальных наглядных пособий». 10. Раскройте значение такого педагогического условия как «Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов ДПИ, исторических архитектурных деталей». 11. Раскройте значение такого педагогического условия как «Введение в урок творческих, проблемных задач». 12. Раскройте значение такого педагогического условия как «Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими». 13. Раскройте значение такого педагогического условия как «Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года / графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа». 14. Раскройте значение такого педагогического условия как «Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися». 15. Раскройте значение такого педагогического условия как «Введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования». 16. Раскройте значение такого педагогического условия как «Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета ’’Изобразительное искусство’’, между этой и другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе». 17. Раскройте значение такого педагогического условия как «Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им». 18. Раскройте значение такого педагогического условия как «Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках ИЗО». 19. Раскройте значение такого педагогического условия как «Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей ИЗО». 20. Раскройте значение такого педагогического условия как «Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников». 21.Раскройте значение такого педагогического условия как «Постоянное совершенствование методики проведения уроков по ИЗО».
|