КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровые ситуации на уроках изобразительного искусстваХудожественно-дидактические игры и упражнения активизирующие эстетические знания Цель: расширять и углублять знания о предметах и явлениях окружающей действительности. Игра-эстафета "Собери предметы из избушки медведя " Игра проводится в 1 классе перед иллюстрированием русской народной сказки "Маша и медведь". Дидактическая задача: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление учащихся. Дидактический материал: набор (готовится на каждого учащегося) изображений трех предметов домашнего обихода (посуда, мебель, инструмент), три наборных полотна. Содержание: Перед каждой командой (рядом) на классной доске устанавливается наборное полотно. Каждый учащийся получает набор из трех картинок с изображением предметов, один из которых мог бы оказаться в избушке медведя, например изображения деревянного рубленого стула, деревянной ложки, глиняной миски и крынки, чугунка, ухвата и т.д. Остальные изображения - предметы современного интерьера (ваза стеклянная, эмалированная тарелка, чайник, телевизор и т.п.). По команде учителя учащиеся достают изображения предметов, находят нужное и кладут его перед собой. Затем по очереди подходят к доске и устанавливают изображение своего предмета на наборном полотне. Выигрывает та команда-ряд, которая быстро и правильно выполнит условие игры. Правила: Каждый участник выходит к наборному полотну, когда на свое место сел его товарищ по команде. За каждое правильное изображение команда получает одно очко. В конце игры подводятся результаты. Примечание. Наборное полотно может быть оформлено в виде избушки медведя. Игра-лото "Мы строим дом для гнома " Дидактическая задача: развивать фантазию и логическое мышление. Дидактический материал: наборы карточек с изображениями составных частей картинок "Замок снежной королевы", «Домик для гномика»,"Современная многоэтажка ". Содержание: Перед каждым рядом около доски выкладываются три перечисленных набора, части картинок перемешиваются. Задача учащихся -сложить домик для гномика. Правило: выигрывает ряд, который первым сложит изображение. Примечание. Аналогично можно дать задание учащимся сложить "Замок снежной королевы " или "Современную многоэтажку ". Игра -лото "В избушке Бабы-Яги " Дидактическая задача: развивать у учащихся наблюдательность, внимание, логическое мышление. Дидактический материал: панно, изображающее избушку на курьих ножках с прорезями для карточек; набор карточек с изображениями различных предметов утвари, как старинной, так и современной. Содержание: Перед классом на доске прикрепляется панно избушки на курьих ножках. Учитель открывает переднюю стенку дома и показывает учащимся его внутреннее убранство. В прорези вставлены карточки с изображением ступы, метлы, ухвата, микроволновой печки, телевизора, компьютера, радио и т.д. Задача учащихся - отобрать нужные и убрать несоответствующие сказке предметы, заменив их на аналогичные, но со сказочной трактовкой. Микроволновую печь - на печку, телевизор - на волшебное зеркало или блюдечко с голубой каёмочкой и наливное яблочко, компьютер на вещего кота и т.д. Причем карты-заменители учитель ребятам не показывает, а задает вопрос: "Какие бы сказочные вещи заменили эти?" Художественно-дидактические игры, активизирующие творческий опыт Цель: формировать осознанное использование в творческой работе одного из основных средств художественной выразительности. Композиционная игра "В гостях у сказки " Игра проводится в 1 классе перед иллюстрированием русской народной сказки "Колобок "(аналогичную игру можно провести перед иллюстрированием любой другой сказки). Дидактическая задача: совершенствовать композиционные навыки (умение составлять композицию на заданную тему, выделять главное, устанавливать смысловые связи, располагать изображения в пространстве). Дидактический материал: три магнитных доски (можно фланелеграф), шаблоны изображений персонажей сказки "Колобок", деревьев, домов. Каждый изобразительный объект должен отличаться вариативностью изображения и разнообразием величины. Содержание. На классной доске перед каждым рядом устанавливается магнитная доска или фланелеграф, где с помощью шаблонов, изображающих персонажей и элементы пейзажа, составлены иллюстрации к сказке. В каждой иллюстрации допущены ошибки, типичные для работ детей данного возраста: все элементы или главные элементы композиции "привязаны" к нижнему краю листа, несоответствие величин изображений, например, Колобок изображен величиной с дом, изображения на дальнем плане такие же крупные, как на переднем, и.т.п. Учитель говорит учащимся, что каждый ряд должен найти три ошибки в иллюстрации, составленной на доске. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно найдет все ошибки и правильно исправит их. Правила. Каждый ряд по очереди называет ошибку, допущенную в иллюстрации, и исправляет ее. За каждый правильный ответ и действие ряд получает очко. Если представитель ряда неправильно определил ошибку, то отвечает представитель следующего ряда и т.д. Упражнение "Кокошник для царевны " Дидактическая задача: совершенствовать композиционные навыки, умение составлять орнаментальную композицию. Дидактический материал: сказки, шаблоны кокошников. Содержание: В начале урока учитель беседует с детьми о сказках, об их любимых книгах сказок. Вспоминают и о том, какие самые любимые их герои, как и во что они одеты. Учитель задает вопрос детям: "А что будет, если художник захочет вдруг Красную Шапочку одеть по-другому, например «даст »ей синюю шапочку или вообще забудет нарисовать какую-либо шапочку, или нарисует кокошник? Поймем ли мы с вами тогда, из какой сказки пришла эта героиня?" В ходе беседы дети приходят к выводу о том, что одежда героя сказки должна помогать читателю понять, какой герой перед нами - плохой или хороший, добрый или злой. Всем детям раздаются шаблоны кокошника. Но каждый ряд должен его раскрасить по своему. Например, 1 ряд должен нарисовать кокошник для Снежной королевы, 2 -для Хозяйки медной горы, а 3 -для Королевы Компьютерной страны и т.д. Примечание: задание можно усложнить, если предварительно не давать детям шаблонов, тогда учащиеся смогут самостоятельно выбрать желаемую форму. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте анализ программ по изобразительному искусству в начальной школе. 2.Определите требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по изобразительному искусству. 3. Раскройте специфику программ и учебно-методические комплектов для начальной школы по изобразительному искусству 4.Определите возможности коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства. 5. Раскройте возможности искусствотерапии в художественном образовании. 6.Дайте анализ различным подходам к преподаванию изобразительного искусства. 7.Определите специфику игровых методов в художественном воспитании младших школьников. 8.Раскройте методику организации игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства.
|