Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общепрофессиональные компетенции. *организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач;




*организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач;

*оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

*осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

*использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

*работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами.

Дидактические единицы: изобразительное искусство, виды изобразительного искусства, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, вариативные программы по изобразительному искусству.

Цели:

1. Дать понятие изобразительного искусства, виды изобразительного искусства, области изобразительного искусства, изучаемые в данном учебном курсе.

2. Определить значение изобразительного искусства, вариативные программы по изобразительному искусству и межпредметные связи.

3. Дать представление об особенностях художественных материалов, используемых для рисунка и живописи.

Оборудование:

15. Учебник Сокольникова Н.М. ’’Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах’’.

16. Учебник Колокольников В.С. ’’Рисование в педагогическом училище’’.

17. Набор акварельных, гуашевых, масляных красок.

18. Натуральные кисти № 3,5,7,9.

19. Сангина, пастель, тушь, перья плакатные, ручка для плакатных перьев.

20. Бумага для акварели.

21. Карандаши разной мягкости, стирательная резинка.

Содержание учебного материала

1.Учитель изобразительного искусства: особенности деятельности и личности

Научно-исследовательская деятельность учителя изобразительного искусства. Обобщение опыта работы наиболее интересных педагогов, студий, творческих объединений и т. п. Моделирование и проектирование учебного процесса. Разработка программ, наглядных средств обучения и других методических продуктов. Аттестация учителя изобразительного искусства органами народного образования. Педагогическая одаренность. Типы педагогической одаренности: гуманистический, креативный и когнитивный.

Гуманистическийтип («гуманист») обладает ярко выраженным позитивным отношением к профессии педагога. Для него характерны открытость, коммуникабельность, инициативность. Развита потребность в неформальном общении с детьми, чувство педагогического такта, выражено эмпатическое отношение к ребенку. При общении с детьми опирается на их положительные качества. Хорошо адаптирует учебный материал для восприятия детей младшего школьного возраста. Пытается прогнозировать различные варианты взаимодействия. Охотно участвует в творческой деятельности, выражено стремление к получению знаний о ребенке, его возможностях, способностях. На выбор профессии в большей степени оказали влияние заботы о младших детях в семье, принадлежность к педагогической династии. Профессионально важными качествам учителя начальных классов называет доброту, интерес, любовь к детям, терпение. Креативный тип («новатор») обладает наличием творческого отношения к педагогической профессии, к конструированию педагогического процесса как процесса созидающего себя и других. Студент общителен, стремится к коллективным действиям, у него преобладают жизнерадостные, положительные эмоции. В повседневных делах успешен, проявляет активность и инициативность в учебное и внеучебное время. Обладает ярко выраженной способностью к обнаружению и постановке проблем, способностью к нестандартным решениям учебных и профессиональных задач, находчивостью. В художественно-творческой деятельности видит возможность для самовыражения, саморазвития. К профессионально важным качествам учителя начальных классов относит: умение придумывать, воображение, чувство юмора, артистизм, общительность, отзывчивость, справедливость.

Когнитивный тип педагогической одаренности («предметник») обладает ярко выраженной предметной направленностью. Студентов привлекает процесс обучения, ярко выражены познавательные мотивы. К учебным занятиям относится избирательно, большее внимание уделяет «любимым» предметам. Важен «профессиональный» подход к преподаванию, поэтому их отличает критичность, продуктивность мышления, знание предмета, знание и владение методами обучения по предмету. Выражена потребность в общении. Стиль общения деловой. В учебной группе занимает положение эксперта. Анализ автобиографий студентов, позволил сделать выводы о том, что в детстве они любили играть в школу, копируя при этом внешние признаки профессии учителя: спрашивать, поучать, ставить оценки. К художественно-творческой деятельности относится так же, как и к другим «точным» предметам: стремится узнать способы, закономерности «правильного» рисования. Профессионально важными качествам учителя начальных классов называет: организаторские способности, волевые качества, доброту, справедливость, терпимость, способность к самообразованию.

Определение типов педагогической одаренности будущих на основе качественного своеобразия структуры педагогической одаренности, обеспечивает переход от диагностики «отбора» к диагностике «развития». Выделенные типы педагогической одаренности являются основанием для понимания ее качественного своеобразия, что имеет значение для преподавателя в осуществлении оптимальных способов образования и самообразования и может стать основой для индивидуализации самостоятельной работы студентов при разработке индивидуальных планов обучения.

Основные педагогические умения и способности учителя изобразительного искусства. Способности, необходимые педагогу для успешного осуществления руководства художественно-творческим развитием учащихся:

1. Художественные способности: способности к изобразительной деятельностном, владение навыками в различных видах художественной деятельности (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

2. Творческие (креативные): способности к творческому мышлению, решению проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, творческий подход к организации деятельности учащихся.

3. Дидактические (методические). Способности к формированию интереса к предмету, построению системы работы с детьми, умение подавать материал в ясной доступной форме.

4. Эмпатия. Способность к сочувствию, сопереживанию, умение создавать доверительную атмосферу на уроке, находить эмоциональный контакт с учащимися.

5. Коммуникативные. Способность к общению с детьми, налаживанию общения между ними в процессе творчества.

6. Организаторские. Способности к осуществлению руководства художественно-творческой деятельностью школьников, организации творческого процесса, активизации деятельности учащихся и коллективных видов работ.

7. Прогностические. Способности к предвидению результатов педагогических воздействия, умение прогнозировать развитие изобразительной деятельности ребенка и его художественно-творческих способностей. Самооценка качеств личности и профессиональных способностей, самоанализ и самоконтроль. Личность педагога-художника и возможные средства саморазвития и самовыражения. Особенности педагогического общения в системе «учитель-ученик» на уроках изобразительного искусства. Авторитарный, либеральный и демократический стиль общения.

2. Возрастной и индивидуальный генезис в развитии художественно-творческой деятельности различных категорий детей

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей. Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительной деятельности. Возникновение изобразительной деятельности у детей и ее развитие. Этапы развития способностей к изобразительной деятельности. Рисованию ребенка предшествует доизобразительный период, который длится примерно с1 до 3-4 х лет. Условно можно выделить три этапа доизобразительного творчества ребенка. 1. Этап (1-2 года) с года ребенок начинает удерживать карандаш и водить им по бумаге. Замечает след, который оставляет карандаш на бумаге. Первые штрихи беспорядочны и хаотичны. Зрительный контроль за движениями ещё слаб, но ребенок способен повторять однородные движения благодаря двигательной памяти. На первом этапе происходит открытие и проба материалов, пригодных для рисования, накапливаются представления о разнообразных штрихах (прямых, дугообразных, ломаных). 2. Этап. Более простые движения (туда обратно) усложняются и превращаются во вращательные, распространяются по всему листу, образуя спирали в виде мотков. Многократно повторяющиеся однородные движения руки приобретают ритмичность. Такого рода рисование очень полезно для развития координированных движений руки, для развития зрительного контроля за движениями. Когда визуальный контроль за движениями начинает доминировать над моторными импульсами рука начинает подчиняться воле ребенка, линия рисуется такая, какую предвидит малыш. Часто движения руки сопровождается речью. 3. Этап. Характеризуется появлением ассоциаций, характер которых неустойчив и определяется случайными признаками. Установлению сходства с предметами и явлениями способствуют вопросы: на что это похоже?

Изобразительный период. В 3-4 года ребенок переходит к следующему периоду рисования. Одна из первых форм в рисунке ребенка это круг. Первая попытка изображения человека: головоног. Следующий этап в развитии детского рисунка – изображение наиболее простых угловых зависимостей. Вертикально-горизонтальные отношения. Изображение наклонных направлений. Изображение человека. Вначале человек стоит неподвижно лицом к публике. О действии говорят лишь атрибуты. Позже в рисунку появляются признаки движения: поворот ступней в сторону, при этом фигура в фас; Затем, ноги, пока еще прямые широко расставлены; голова поворачивается в профиль, но глаз зачастую рисуется в фас, иногда два глаза изображаются на одной стороне, две руки на одной стороне. Животные изображаются не в фас, а в профиль, только голова иногда повернута к зрителю. В первых рисунках все животные выглядят одинаково: ноги прямые, без суставов, одна за другой. Для многих рисунков характерен эффект рентгеновского снимка. Освоение пространства. Фризовая композиция позволяет осознать связи между предметами в рисунке, «читать» все изображение в определенной последовательности. Изображение хоровода. Наступает момент, когда ребенка не устраивает фризовая композиция. Нужно, изображая движение, направить его в глубину. Для этого в рисунке требуется выразить пространство, третье измерение. Совмещение двух точек зрения. Множество точек зрения. Появление в рисунке обратной перспективы. Изобразительная деятельность младшего школьника. Развитие художественных представлений. Учет индивидуальных способностей.

Изобразительная деятельность детей с нарушениями речи. Художественно – творческая деятельность как средство педагогического изучения личности ребенка. Детские рисунки очень выразительны. Основной источник выразительности детского творчества: эмоциональная возбудимость ребенка. Дети умеют остановить внимание на главном, характерном, особенном. Для детских рисунков характерно преувеличение отдельных частей предмета. Особая роль принадлежит ритму и контрасту. Композиция. Симметрия. Асимметрия. Условия развития творческой самостоятельности на занятиях изобразительной деятельностью. Диагностика результатов и личностных достижений в художественно- творческой деятельности детей с нарушениями речи. Наблюдение за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них черты, которые на других уроках остаются незамеченными. Педагог может получить информацию о том, как ребенок: рассматривает и изучает особенности предметов (форму, строение, цвет, детали); запоминает то, что должно быть изображено в рисунке; анализирует результат, организует свою деятельность. Изучению подлежат основные черты деятельности: направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация.

3.Виды деятельности на уроках изобразительного искусства

Виды деятельности на уроке по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.

Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.

Изобразительный, декоративный и конструктивный виды деятельности их особенности. Триада основ художественного мышления выступает вначале в качестве трех форм (сфер) художественной деятельности, известных детям ещё задолго до школы, только никогда не осознававшихся как именно художественная деятельность. Каждый ребенок в процессе игры что-то строит, что-то изображает, что-то украшает. Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Эта триада основ проста и доступна для ребенка.

Три формы мышления почти не когда не существуют в вычлененном, не связанном друг с другом виде. Архитектура и дизайн наиболее полно отражают конструктивную линию. Декоративная – проявляется как фиксирование декоративными знаниями тех отношений, которые формируются на основе выработанного или вырабатываемого нравственно-эстетического идеала. Декоративная тенденция во всех искусствах – в доведении нравственно-эстетического идеала до закрепления его в нормах и традициях.

Изобразительная основа художественного мышления проявляется во всех искусствах. Здесь происходит мышление реальными, зримыми образами. В силу этого изобразительное искусство является мощной школой эмоциональной культуры, ее летописью. Декоративная и конструктивная деятельность по программе Б. М. Неменского относятся к художественному труду. Изображение на плоскости и в объеме.

Материалы для изображения на плоскости: живописные: акварель, гуашь, темпера и графические: сангина, сепия, уголь, простой карандаш, мел, тушь, фломастеры, маркеры.

Материалы для изображения в объеме: пластилин, глина, пластика, песок, снег, керамическое тесто.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1904; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты