КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к знаниям. Студент должен знать методику обучения рисованию с натуры, на темы, методику обучения декоративному рисованию; специфические особенности уроковСтудент должен знать методику обучения рисованию с натуры, на темы, методику обучения декоративному рисованию; специфические особенности уроков изобразительного искусства по каждому виду. Требования к умениям Студент должен уметь составлять конспекты уроков по каждому из видов занятий по рисованию и уметь их проводить на практике. Общепрофессиональные компетенции *организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач; *оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; *осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; *использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; *работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами. Содержание учебного материала 1.Организация художественной деятельности Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа предусматривает четыре вида занятий. По годам обучения часы занятий распределяются следующим образом: Вид занятий Количество часов в каждом классе I II III IV
Рисование с натуры 10 12 21 19 Декоративное рисование 10 9 5 5 Рисование на темы 16 15 6 6 Беседы об искусстве - - 4 5
Из приведенных цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик рассматривает ее, отмечает ее характерные особенности, старается понять структуру предмета. 2.Рисование с натуры в соответствии с программой начальных классов общеобразовательной школы является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объема предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции. При рисовании с натуры учащиеся изображают предмет не только как они его видят, но и учитывают то, что знают о нем с учетом прошлой рисовальной практики. На этом строится рисование с натуры, по памяти и по представлению – в основе логика изображения. 3.Сущность рисования с натуры – учитель ставит перед детьми предмет для рисования - натуру, а учащиеся изображают ее со своего рабочего места так как видят. При этом поставленный предмет с начала и до конца работы остается в неизменном положении, а рисующий изображает его с определенной точки зрения. 4.Задачи рисования с натуры: -формирование умения анализировать форму, конструктивное строение, цвет изображаемого предмета, сравнить по этим признакам один предмет с другим и свой рисунок с натурой; -формирование умения использовать различные схемы построения рисунка, выполнение рисунка от общего к частностям и от частностей снова к общему; -формирование умения рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы: натюрморты, пейзажи, фигуру человека, животных, птиц; -формирование умения точно передавать пропорции, пространственное расположение, перспективу, цвет тональных отношений, колорит, контрасты светотени, типичные черты явлений и предметов; -освоение технических навыков работы карандашом, акварелью, гуашью. 5. Содержание занятий по рисованию с натуры Рисунки с натуры, как правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Основное внимание в I-II классе направлено на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов. Предметы рисуются без передачи перспективы и объема, во фронтальном / профильном / положении. Дети учатся определять и называть цвета, а во втором классе знакомятся с понятием хроматических и ахроматических, холодных и теплых цветов, а также цветового тона. 6.В III-IV классе дети начинают изучать закономерностиперспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся не только во фронтальной, но и в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращения в перспективе форм. У учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают цветовое богатство окружающего мира 7.Методика В школе должно быть соответствующее оборудование для проведения урока рисования с натуры. Натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей, в противном случае объемная форма не будет видна и часть предмета будет загораживаться краем подставки. Желательно иметь три натурных постановки и располагать их в следующих местах: одна у доски, а две между рядами посередине класса. Модели небольшого размера / листья деревьев, цветы, насекомые, коробки, кубики / раздаются на парты. 8.Требования к моделям: 1.Модели должны быть разными по форме, цвету и величине / яблоки могут быть разные по этим параметрам – большие и маленькие, красные и зеленые, вытянутые по вертикале и приплюснутые /. 2.Колличество мелких моделей должно соответствовать числу детей в классе: необходимо иметь коллекцию насекомых, гербарий листьев разных пород, набор детских игрушек разных животных, набор муляжей фруктов и овощей, картонные кубики, одноцветные мячи. 3.Модели должны быть без узоров, матовые / блестящие дают слишком много рефлексов /. 4.Модели должны быть в большом количестве /предметы не должны повторятся в натюрмортах, иначе снизится интерес к рисованию /. 5.Предметы для постановки подбираются доступные для изображения ими детьми и должны вызывать интерес у ребят, эстетически и эмоционально обогащать учащихся, способствовать приобретению ими новых знаний об изображаемом предмете, средствах рисования. 9.Средствами развития зрительного восприятия учащихся являются организация наблюдения ими натуры, сообщение детям необходимых знаний и отбор для рекомендации им способов построения рисунка. 10. К организации восприятия относятся различные приемы активизации внимания учащихся – постановка для рисования парных моделей, сравнение между которыми помогает лучше определить характер формы, строения, цвета каждого предмета; а так же приемы анализа натуры, помогающие учителю при объяснении: измерения соотношений величин меркой, сравнения направлений уходящих в глубину линий с горизонтальной или вертикальной линией. Для развития у учащихся умения наблюдать большую форму играет ознакомление их с некоторыми геометрическими формами / сначала – квадратом, треугольником, кругом; потом – кубом, цилиндром, шаром /. Зная действительную форму предметов, учащиеся уясняют ее изменения в пространстве. 11.Отбирая для рекомендации учащимся способы построения рисунка, учитель исходит из того, что они должны соответствовать развитию у учащихся умения последовательно рисовать от целого к части, наблюдать предметы не по контуру, а по форме в целом. Они должны также вырабатывать привычку сравнивать рисунок с натурой по сходству, содействовать развитию глазомера, учить размещению рисунка на бумаге. При правильном размещении на бумаге рисунок должен быть найден по величине и месту, он должен, как говорят, быть уравновешен с окружающими его полями бумаги. Рисуют учащиеся от руки, не пользуясь линейкой, циркулем и другими механическими средствами. Применяемые в первом классе способы построения рисунка должны содействовать развитию у учащихся умения последовательно рисовать предметы, передавая два измерения / горизонтальные и вертикальные линии /. Привыкая правильно располагать рисунок на листе бумаги, учащиеся должны уяснить основное правило, относящееся к расположению: если в предмете больше высота, лист бумаги кладется перед рисующим длинной стороной вертикально; если же предмет больше в длину, бумага располагается длинной стороной горизонтально. Для успешного овладения передачей светотени очень важна правильная постановка модели в классе. Нужно, чтобы свет падал на модель слева, сверху и немного спереди. Вечером, в условиях электрического света уроки рисования, связанные с передачей светотени, проводить нецелесообразно – это необходимо учитывать при составлении расписания уроков. В третьем классе усложняются задачи, относящиеся к рисованию предметов акварелью. Учащиеся здесь уже учатся смешивать краски, ослаблять их тон прибавлением воды, добиваясь сходства получаемого цвета с цветом натуры. При рисовании листьев деревьев дети учатся пользоваться двумя прокладками цвета, ’’сливать’’ рядом лежащие цвета. Наиболее простыми предметами для рисования акварелью являются овощи и фрукты, которые ставятся на белом фоне и изображаются отдельно, не в группе. После дети рисуют акварелью предмет более трудной формы / эмалированную кружку на белом фоне /. В конце четвертого года обучения рисуются уже предметы на цветном – светлом, неярком фоне.
|