КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВАдаптация социальная (от лат. adaptatio – приспособление, приноравливание) – процесс и результат активного приспособления индивида, группы к условиям социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся условиям жизнедеятельности. Проявляется в двух формах: 1) активной, когда субъект (индивид, группа) стремится воздействовать на среду в целях ее изменения (изменения ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которую он должен освоить и т. п.); 2) пассивной, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению. Активность социальная — сознательная, целенаправленная деятельность индивида, социальной группы, общности, ориентированная на преобразование объективных условий, формирование социальных качеств личности, а также мера этой деятельности. Основные средства проявления: познавательная, трудовая, общественно–политическая деятельность, общение. Актор – активно действующий рефлексивный индивид, способный влиять на социальные реалии, преобразовывая их (в противоположность социальному субъекту, находящемуся под влиянием социальной структуры, которая управляет его поведением). Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – система взглядов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свобода» толкуется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества, как отсутствие всяких социальных ограничений. Девиз анархизма – «предоставьте вещи их естественному течению». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наиболее известные анархисты – П. Прудон, М. Штирнер, М. Бакунин и П. Кропоткин. Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – понятие, введенное французским социологом Э. Дюркгеймом. Оно описывает тип социальной системы, в котором ослаблено действие ценностно–нормативных регуляторов жизнедеятельности индивидов, различных групп, общества в целом. Это влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормативной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности, кризисных процессов, многообразных форм отклоняющегося поведения. Аномия характеризует переходные общества (аномический социум). Взаимодействие социальное – процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальной группы. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как субъектами качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Объективная сторона взаимодействия — это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредующие и конструирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения, способа жизнедеятельности. Власть – институционализированное, т. е. узаконенное право субъекта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или организациям вопреки сопротивлению (оппозиции) с их стороны. Власть является необходимым компонентом управленческой деятельности в любой группе, организации, обществе в целом. Воля – способность личности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, выражающуюся в активном преодолении трудностей, противоречий и конфликтов при достижении сознательно поставленных целей. Воля выражает индивидуальность человека, его «Я», служит самоутверждению и самовыражению, проявлению активной жизненной позиции личности. Воображение социологическое (по Ч.Р.Миллсу) – плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества. Его ключевым качеством является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смыслов, аспектов человеческого бытия. Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации и др.) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к активной жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально–трудовой, общественно–политической, культурной, семейно–бытовой и т. д.). Глобализация – 1) по З.Бауману – процессы усложняющейся социокультурной динамики, парадоксального сжатия пространства и времени. Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет: параллельно процессу планетарного масштаба, возникшему в бизнесе, финансах, торговле и потоках информации, идет и процесс «локализации», закрепления пространства. На первое место среди ценностей выдвигается мобильность, усиливающая социальное расслоение. 2) По У.Беку – диалектический процесс, создающий транснациональные социальные связи и пространства, обесценивающий локальные культуры и способствующий возникновению третьих культур. Говоря о масштабах и границах глобализации, выделяют три основных параметра: во–первых, расширение в пространстве; во–вторых, стабильность во времени; в–третьих, плотность транснациональных сетей связи, отношений и телевизионных потоков. Государство – политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая узаконенное право применения насилия. Форма государства, характер его деятельности, средства и методы управления зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, от сложившейся в данном социуме политической культуры, преобладающих религиозно–философских воззрений, потребностей экономического развития и иных факторов. Признаками государства являются единая территориальная организация политической власти; институт гражданства; механизм управления (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти); публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); система правовых норм; внешний и внутренний суверенитет; система принудительного взимания налогов. Гражданское общество – совокупность внегосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Гражданское общество охватывает все сферы жизнедеятельности людей – политическую, экономическую, духовную и социальную. В политической сфере в качестве форм самодеятельности люди образуют партии, общественные движения и т. д.; в экономической – частные (негосударственные) формы хозяйствования, профсоюзы; в духовной – творческие союзы, объединения по интересам и т. д.; в социальной – семью, общину, другие общности. Группа первичная – социальная группа малого объема, состоящая из постоянно взаимодействующих индивидов, характеризующаяся высокой степенью идентификации ее членов с нормами и ценностями группы. Группа референтная — социальная группа, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу ее членов, но ориентирующим свое поведение на ценности этой группы. Группа социальная – объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей. Движение социальное – массовые, коллективные действия людей, направленные на обеспечение определенных потребностей и в этой связи – на определенные социальные трансформации. Девиантное (отклоняющееся) поведение – форма дезорганизации поведения индивида, не соответствующая моральным, правовым нормам и ценностям, культивируемым обществом (правонарушения, аморализм, преступность, наркомания и т. п.). Действие социальное – понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на поведение других людей, воздействия на них и, в свою очередь, влияния на поведение других. Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях: 1) если это сознательное действие обладает той или иной степенью рациональной осмысленности; 2) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь – сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает. Демократия (от греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие, одна из основных форм политической самоорганизации общества в современном мире, базирующаяся на комплексе институтов, отношений, ценностей, установок, идей и концепций, которые первоначально ассоциировались с классическим либерализмом, прежде всего с идеями прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Однако сегодня концепт демократии, обогащенный не только либеральными, но и социалистическими, и консервативными идеями, предполагает суверенитет или верховенство народа, политическое равенство всех граждан, приоритет воли большинства, уважение к меньшинству и его право на оппозицию, гарантии основных прав и свобод граждан, конституционализм и т.д. Отвергая любую монополию на власть политической партии или движения, демократия характеризуется своим методом принятия взаимоприемлемых решений, основанных на диалоге, открытости, терпимости (толерантности), компромиссе и т.д. Деятельность социальная — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных средах жизни общества и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы. Д.с. есть проявление социальной активности, она характеризуется такими чертами, как сознательность, инициативность, ответственность, общественная и созидательная направленность. Движение социальное – массовые действия представителей какой–либо одной социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей. Таковыми движениями являются движения в защиту прав граждан, за улучшение условий труда и жизни, за возрождение национальной культуры, охрану природы и т. п. Деклассированные элементы (люмпены) — лица, утратившие связи с социальными группами, опустившиеся на «дно» общественной жизни. Занятия – воровство, мошенничество, бродяжничество, нежелание заниматься общественно–полезным трудом. Основные причины появления и роста – экономические и социально–политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения. Дифференциация социальная — расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Д. с., прежде всего, включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т. д. Закон социологический — существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем; наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей, общества как социальной системы. Социологический закон действует как закон–тенденция, определяющий основную линию развития социальных систем различных уровней. В социологии социологические законы делятся на общесоциологические и частносоциологические. Социологические законы как разновидность общественных (социальных) законов – это законы социальной деятельности людей, осуществляемые в процессе деятельности человека как важнейшего элемента социальной системы. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) – процесс самоотождествления индивида с другим человеком, группой, обществом, этносом, образом или идеалом. С точки зрения социологии идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого приобретаются или усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, нравственные качества тех социальных групп (общностей), к которым принадлежит данный индивид. Иерархия социальная — иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. Изменение социальное – общественная трансформация, оцениваемая количественными и качественными критериями, различные формы эволюционных и революционных преобразований. Индивид (социальный) — отдельный, обособленный, единичный представитель социальной общности: народа, общества, социальной группы, человеческого рода в целом. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность» как обозначения неповторимого сочетания природных и социальных свойств индивида и от понятия «личность» как обозначения социальных качеств человека. Интегративность – процесс включения индивида в общество посредством усвоения норм, законов, традиций и моделей поведения, принятых в социальной группе. Институт социальный – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность учреждений, организаций, наделенных властными и материальными средствами для осуществления функций управления и социального контроля за соблюдением социальных норм и стандартов жизнедеятельности индивидов, различных социальных групп. Основные структурные элементы социального института; 1) определенные сферы деятельности и общественных отношений; 2) учреждения для организации совместной деятельности; 3) нормы и принципы отношений между официальными лицами и членами общества, включенными в орбиту действия социального института; 4) система санкций за невыполнение норм и стандартов поведения. В качестве важнейших социальных институтов выделяют власть, государство, экономику, труд, семью, коллектив, образование, религию и т. п. Классы – большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы предпринимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном положении классов обуславливают появление у них разных экономических, политических и нередко, духовных интересов, которые определяют их деятельность. Коллектив — вид социальной организации групповой жизнедеятельности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. Коллектив, рассматриваемый в социологии как социальная общность и социальный институт, выполняет социально значимые функции, основывается на единстве ценностно–нормативных ориентаций, способствует идентификации членов коллектива и их ответственности за реализацию совместной групповой деятельности. Консенсус социальный – согласие значимого большинства членов того или иного общества относительно базовых принципов его социального порядка, выраженное в действиях. Консенсус обычно является результатом долгого многоступенчатого исторического пути, в ходе которого и вырабатывается общественное согласие, формируются основные (базовые) ценности и принципы, разделяемые значимым большинством членов общества. Прочность социального консенсуса обычно проверяется в кризисные периоды, когда общественное согласие оказывается под вопросом. Контркультура – разновидность субкультуры, агрессивно отвергающая господствующие нормы и ценности, противостоящая доминирующим в обществе культурным установкам (например, экстремизм, радикализм и т.д.). Контроль социальный – способ социальной саморегуляции, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие индивидов с обществом посредством социально–нормативного и правового регулирования с целью воспроизводства господствующего типа социальных отношений. Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – одна из форм взаимодействия индивидов, различных общностей и социальных институтов, свидетельствующая о столкновении, противоборстве субъектов (участников) социальной деятельности, обладающих противоположными интересами, ценностными ориентациями, целями. Выделяют конфликты международные – между нациями, государствами; конфликты классов, социальных групп и слоев внутри общества; конфликты между малыми группами, личностями. Конформизм – приспособленческое, пассивное, некритическое принятие существующего порядка вещей, систем ценностей, норм, мнений, как правило, под воздействием группового давления. Кризис – 1) поворотный момент, влияющий на ход событий; 2) состояние, когда существующие средства (механизмы) достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы, для преодоления которых нужны новые модели мышления и действия. Культура: 1) обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между обществом, социальными общностями и индивидами; 2) активная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, передаваемых от поколения к поколению и способствующих социальному, интеллектуальному и духовно–нравственному развитию общества и личности. Культура массовая — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и возрастание роли средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Коммуникации способствовали созданию целой индустрии массовой культуры, которая нередко противостоит народной и классической культуре, отличается бедным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура используется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения. Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли. Малые группы – группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп – семь человек плюс–минус два. В таких группах лучше сохраняются социально–психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизнедеятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в определении направленности их поведения и деятельности. Маргинальность (от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, находящихся в промежуточном, пограничном положении между другими социальными группами, утративших прежние социальные связи и не приспособившихся к новым условиям жизни. Чаще всего это представители мигрантов, этнических меньшинств, сельские жители, переместившиеся в города, не имеющие условий для восприятия другого образа жизни, его норм, ценностей. Процесс маргинализации характерен для трансформирующихся обществ, анемического социума. Миф – 1) представление о сущности и происхождении социальных реалий, основанное на фантазиях об особой роли сверхъестественных сил; 2) специфический защитный механизм, основанный на презумпции истины определенных социальных реалий; 3) форма рутинизации коллективных представлений и традиционных социальных практик, что позволяет выполнять функцию социального контроля. Мобильность социальная – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (страты, класса) в другой или в пределах одного и того же слоя. Социальная мобильность – одна из важнейших характеристик социальной структуры, степени ее открытости, динамичности. Мобильность вертикальная – переход индивида (социальной группы) на более высокую социальную позицию, обладающую большим престижем, властью, доходом, привилегиями. Мобильность горизонтальная – социальное перемещение индивида, которое не связано с изменением его социальной позиции: переход на другую работу без изменения социального статуса, смена места жительства и т. д. Молодежь – социально–демографическая и социально–дифференцированная группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом и динамикой становления формирующейся личности, спецификой социального положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 15–16 до 29–30 лет. Молодежь выполняет социальные роли, обусловленные общественными потребностями, спецификой ее возрастного, социокультурного развития, способностью самостоятельно реализовывать свой потенциал в социально значимых видах жизнедеятельности. Наука – сфера человеческой деятельности, социальный институт, деятельность которого направлена на познание, обоснование и систематизацию объективных знаний, используемых в различных сферах человеческой деятельности. Для науки как социального института необходимы следующие факторы: организация процесса получения новых знаний, создание научных сообществ, выявление актуальных проблем исследования, форм и способов их решения, важность и глубина исследовательских результатов, определение статуса и престижа научно–исследовательских коллективов. Различают относительно обособленные, но тесно взаимосвязанные организационные структуры наук – естественные, общественные, технические, а также фундаментальные, прикладные исследования и разработки, внедрения. Расширение круга социальных функций науки, ее институализация — необходимое условие общественного прогресса. Национальные (межэтнические) отношения — отношения между нациями и этническими группами по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В полиэтнических государствах межэтнические отношения касаются также утверждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Межнациональные (межэтнические) отношения непосредственно определяются интересами наций и этнических групп в тот или иной период их исторического развития. Норма социальная – включает в себя два взаимосвязанных аспекта: 1) определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или группе, действующим в определенной ситуации. Социальная норма представляет собой главный регулятор поведения людей в обществе. Нравы общественные – распространенные в обществе стереотипы массового поведения, регулируемые неформальными моральными нормами, привычками, обычаями. Соответствующий образец «нравственного поведения» определяется моральными и этическими идеалами в качестве должного, естественного, социально правильного поведения. Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями. Общество – совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и т. д., которые опосредуют их социальную деятельность. Достоянием общества является вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество представляет собой социальную систему, проявляющуюся в функционировании социально–однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные общества – традиционное и современное, аграрное и индустриальное, открытое и закрытое, демократическое, тоталитарное и авторитарное, феодальное, капиталистическое, социалистическое и др. Общность – совокупность людей, объединенная исторически сложившимися устойчивыми социальными связями, отношениями и обладающая рядом признаков, которые придают ей своеобразие, специфичность. В широком смысле слова это понятие используется как синоним «социальной группы». Совокупность разновеликих, разноуровневых общностей, их взаимодействие, взаимовлияние – необходимое условие функционирования общества как социальной системы. Общение – специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Опосредуется системой общественных отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. Общение – важнейшая составная часть социального бытия человека, источник его жизнедеятельности, условие функционирования общества, формирования и развития личности. Общественное мнение – отношение населения страны или больших социальных групп к различным проблемам общественной жизни, выраженное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенностью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественному явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования – одно из главных свойств общественного мнения. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Организация социальная – понятие, которое используется в нескольких значениях: 1) объединение институционального характера, предназначенное для выполнения определенных функций, обладающее определенным статусом и выступающее в качестве социального института (предприятия, органы власти, общественные объединения и т. п.); 2) процесс, связанный с таким видом деятельности, как управление; 3) степень внутренней упорядоченности, способ соединения частей в целое. Отношения социальные. В широком смысле – общественные отношения между субъектами (классами, социальными группами и т. д.) во всех сферах общественной жизни; в узком смысле – срез, синтез социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредственно сказываются на положении личности в обществе. Это отношения, связанные с жизнедеятельностью, образом жизни, социальным положением индивида, социальных групп, различных общностей, реализацией принципа социальной справедливости, степенью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей. Память социальная – способность общества и личности к накоплению, созданию и воспроизведению опыта, способов жизнедеятельности. Социальная память как показатель и вместе с тем фактор социальной и духовной зрелости общества предполагает совокупность социокультурных институтов, осуществляющих отбор актуальной информации о прошлом с целью творческого освоения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению. Плюрализм – 1) принцип, исходящий из естественности проявления различных идей, ценностных ориентаций, а также утверждающий равные права функционирования множества социальных групп; 2) легитимация многообразия в социальной жизни и науке. Поколение – многозначное понятие (демографическое, антропологическое, историческое, символическое и т. п.). С точки зрения социологии поколение – это объективно сложившаяся социально–демографическая общность людей, характеризующаяся общими условиями социализации, возрастными и социально–психологическими особенностями, типичными для близкой по возрасту общности способам и формам деятельности, спецификой культуры. Потребность – выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей, их развития. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побуждения творческой деятельности и т.д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения разнообразных интересов. Престиж социальный – обозначение в общественном сознании реального положения человека, социальной группы, трудового коллектива и т. п. в системе общественных отношений. Критерий социального престижа применяется для анализа социальной стратификации наряду с критериями дохода, власти и др. Социальный престиж представляет собой единство объективного положения личности в коллективе, обществе в соответствии с ее статусом и субъективного отношения к выполнению ею своих социальных ролей (индивидуальность, ответственность и т. п.). Оценивая социальную значимость способов и форм жизнедеятельности, социальной активности личности, престиж выступает как действенный регулятор поведения людей. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Сказанное относится к обществу в целом, к отдельным его подсистемам. Прогресс социальный означает движение по пути преодоления социально–политического неравенства и духовной неразвитости, утверждение принципа социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального, духовного, нравственного развития личности. Противоречия социальные – противоречия, возникающие в процессе развития социальных отношений, отражающие взаимодействия противоположных систем этих отношений, несовпадение интересов и целей различных социальных групп и социальных слоев. Прогнозирование, своевременное разрешение социальных противоречий – неизменное условие дальнейшего развития социальной системы. Определение и реализация эффективной социальной политики – необходимое условие безболезненного перехода из одного качественного состояния социальной системы в другое. Это гарантия того, что социальные противоречия из стимула общественного развития не станут тормозом социальных изменений и не приведут к социальному конфликту. Социальных противоречий может быть множество: между обществом и государством, между социальными потребностями и возможностями их удовлетворения, между политической элитой и массами и т. п. Процесс социальный – взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни, последовательная смена состояний в системах и подсистемах, социальных институтах и организациях. Субъектами социальных процессов могут быть человеческое сообщество, конкретное общество, социальные общности, организации. Виды социальных процессов: прогрессивные и регрессивные, функциональные и дисфункциональные, стихийные и сознательно организованные, эволюционные и революционные. Развитие социальное – процесс, в ходе которого происходят количественные и качественные изменения в социальных отношениях, социальных институтах, социально–групповых и социально организационных структурах. Социальное развитие представляет также изменения, при которых социальные явления переходят на более высокие (по критериям социального процесса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие). Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие революционные преобразования политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени. Реформа (от лат. reformare – преобразовывать) – более или менее существенные изменения в отдельных (иногда в нескольких) сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфликтов – экономических, политических и иных мирными способами. Как правило, реформы планируются и проводятся «сверху», т. е. существующей государственной властью. Регресс – противоположный прогрессу тип общественного развития, для которого характерны процессы деградации, понижение уровня социальной организации, утрата способности общества и государства к выполнению их основополагающих функций. Регрессу присущи застой, возврат к изжившим себя формам и структурам. В условиях регресса снижается социальная защищенность населения, сужаются возможности развития личности. Роль социальная — социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности (группы) в системе общественных или межличностных отношений. Ее исполнение связано с принятыми социальными нормами и ожиданиями окружающих. Система социальная – особый класс систем, существующий наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими системами. Любая система — это явление, состоящее из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое. Специфика социальной системы состоит в том, что важнейшими ее элементами являются люди, чье поведение, формы и способы жизнедеятельности детерминируются определенными статусами и ролями, которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их индивидуальными качествами (потребностями, интересами, ценностными ориентациями). Как и любая другая, социальная система обладает целостностью и интегративностью. Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимосвязи) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях. Социальное возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах. Содержательными элементами социального являются понятия равенства, справедливости, свободы. Социология изучает социальное как важнейший аспект экономических, политических отношений, последствий реформирования общества, проявляющихся в условиях их труда, общения, в решении проблем социальной защищенности различных социальных групп и личности, удовлетворения их социальных потребностей и интересов. Социализация – приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и избирательное отношение к условиям общественной жизни. Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся различные виды общностей: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально–демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), этнические и религиозные общности. Почти все названные выше социальные группы и общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами. Социум – большая устойчивая социальная общность людей (общество в целом), которая характеризуется единством условий их жизнедеятельности в существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Разновидности социума: общество, родовые и семейно–родовые, социально–классовые, национально–этнические, территориально–поселенческие общности. Типы социумов: тоталитарный, авторитарный, демократический, коллективистский, индивидуалистический и др. Статус социальный – интегративный показатель положения различных социальных групп и их представителей (индивидов) в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальный статус определяется по ряду признаков как естественного (пол, возраст, национальность), так и социального характера (роль в обществе, профессия, род занятий, семейное положение, доход и т. д.). Исследователи подразделяют социальный статус на врожденный и приобретенный. Страта социальная (от лат. stratum – слой) – социальный слой, группа людей, объединенных каким–либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и т. д.). Понятие страты является ключевым в теориях социальной стратификации. Обычно под социальными стратами понимают все социально–экономические общности, занимающие различное место в структуре социальной системы и между которыми имеется социальное неравенство. Стратификация социальная: 1) метод анализа и описания социальной структуры общества, предполагающий выделение социальных слоев на основе таких признаков, как объем власти, престиж, размер получаемых доходов, уровень образования и квалификации, должностное положение и т. д.; 2) система ранжирования индивидов и групп, их размещения по социальным слоям (стратам). Субкультура – часть общей культуры, выраженная системой ценностей, норм и традиций, присущих определенной социальной группе. Террор (от лат. terror – страх, ужас) — политика запугивания, насилия, нагнетания страха, расправа с политическими противниками вплоть до их физического уничтожения, особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью. Терроризм – мероприятия, осуществляемые с целью изменить внутреннюю и внешнюю политику государств (международный терроризм). Традиция — культурные нормы и ценности, способы и формы жизнедеятельности, взаимодействия людей, которые принимаются обществом, различными социальными группами и индивидами в силу значимости и возможности их творческого освоения применительно к новым условиям и передачи их следующим поколениям. Убеждения – личностные образования, в основе которых лежат определенные представления, принципы, ценности, существенно определяющие отношение человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, научные, религиозные и другие виды убеждений. Убеждения формируются под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов. Глубокое познание личностью сложных противоречивых процессов и явлений – основа социально значимых убеждений, активности человека. Ведущим компонентом в формировании различных видов убеждений является нравственный компонент. Факт социальный – единичное общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В качестве социального факта рассматривают действия, поступки и характеристики поведения людей, социальных групп, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, мнения, взгляды, оценки людей, их взаимосвязи. Ценности (от греч. axios – ценность) – все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений и т. д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые, материальные и другие социальные ценности. Ценностные ориентации – ориентации социальных субъектов: классов, наций, профессиональных и демографических групп (молодежи, женщин, мужчин и т. д.) и отдельных личностей на те или иные социальные ценности. Исследователи выделяют ориентации на духовные, политические, правовые, материальные ценности, которые выступают в качестве своего рода социальных координат, определяют содержание и направленность деятельности и поведения социальных субъектов. Цивилизационный подход к анализу общественных явлений – рассмотрение этих явлений в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – понимается в двух значениях: как ступень развития общества, предполагающая более высокий уровень технико–технологического и социально–экономического развития; как определенный, неповторимый тип культуры, в зависимости от которого выделяют западную, исламскую, латиноамериканскую, африканскую, православно–славянскую, синхскую, буддистскую и иные цивилизации. Человек – субъект общественной деятельности и культуры. Человек по своей природе является биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении. Совокупность социально значимых качеств человека – предмет изучения различных областей знания. Социология рассматривает функциональные отношения человека с социальными и другими группами, общностями, организациями, социальными системами, в том числе обществом, важнейшим элементом которого он является. Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – общность людей, связанных между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Это различные народности, нации, немногочисленные этнические группы, характеризующиеся такими устойчивыми признаками, как язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом (национальном) самосознании народов, в котором они осознают свое единство и этническое родство. [1] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл [2] Сорокин П.А. Система социологии. М., 2008. – С. 25. [3] Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. – С. 362. [4] Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — С. 14. [5] Гидденс Э. Социология: пер. с англ. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 24. [6] Ядов В.А. Размышления о предмете социологии./ Социол. иссл. – 1990. №2. – С. 14. [7] Там же. С.4. [8] См.: Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания / Социологические исследования. – 1997. – № 6. – С. 3 – 8.
[9] Лапин Н.И. Предмет и методология социологии./ URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002–08/Lapin.pdf(дата обращения: 20.03. 2014). [10] Thomas W.I. The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York, 1928. P. 572
[11] Чепуренко А.Ю. Не споткнуться бы о камень – реплика [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/bog_prof_1.html. (дата обращения: 20.03.2014).
[12] Подробнее см.: Здравомыслов А.Г. Социология: теория, история, практика. – М.: Наука, 2008. – Раздел 2 «Социология в современной России». – С. 106–212 [13] Каплун В. Социология в современных обществах [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.spb.ru/departs/faculty–sociologies/caplun.phtml. (дата обращения: 20.03. 2014).
[14] Под социетальным в социологии понимается то, что относится к обществу в целом, а не к той или иной его части, сфере. [15] Аберкромби Н. А., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Второе издание. Перераб. и доп. – М.: "Экономика", 2004. – С. 471. [16] Смелзер Н. Социология. – М.: "Феникс", 1994. – С. 274. [17] См.: Ленин В. И. Великий почин. Полн. собр. соч. Издание 5–е – Т. 39. – С. 15. [18] См.: Народное хозяйство СССР в 1968 году. – М.: "Статистика", 1969. – С. 23. [19] См.: Народное хозяйство СССР 1922 – 1982.: Юбилейный статистический ежегодник. – М.: "Финансы и статистика", 1982. – С. 30. [20] Там же. С. 30. [21] Рассчитано по "Народное хозяйство в СССР в 1922 – 1982 гг.: Юбилейный статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1982. – С. 30 – 31. [22] Там же. С. 30. [23] Там же. С. 30–31. [24] См: Заславская Т. И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга / Т.И.Заславская// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. – 1993. – № 2. – С. 3 – 4. [25] Соотношение доходов 10 %самых богатых и 10 % самых бедных. [26] См.: Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат, 2008. – С. 137. [27] См.: Социальное неравенство и публичная политика / редакц. коллектив: В. А. Медведев (отв. Ред.), М. К. Горшков, Ю. А. Красин. – М,: Культурная революция, 2007. – С. 131 – 133. [28] Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н / Д: Феникс, 2001. – С. 9. [29] Социология. Учебник/ отв. ред. В.Т. Лисовский. – Спб. 1996, – С. 33. [30] Чупров В.И. Молодежь. Социология молодежи. Энциклопедический словарь. М. Academia, 2008, – С. 269. [31] Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика// Социологические исследования. – 2010. – №3. – С.101. [32] Казарина–Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы и парадигмы ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. – 2003. – №6. – С. 126. [33] Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Пародоксалльный молодой человек. // Социологические исследования. –2006. – № 4. – С. 28. [34] Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория// Социологические исследования. – 2003. – №1. – С. 114. [35] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.:2010. С. 167 – 180 [36] Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. Спб., ИД «Петрополис», 2008. – С. 35 – 37. [37] Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Издательство – полиграфический центр ВГУ, 2006. – С. 18 – 30. [38] См. : Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов / Г.Т. Тавадов. – М. : Проект, 2002. – С. 55 – 56. [39] Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – С. 543. [40] См.: Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб. : Изд–во Михайлова В.А., 1999. – С.13–15; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н.Г.Скворцов. – СПб. : Изд–во С.–Петербург. ун–та, 1996. – С.11 – 12. [41] См. : Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. – М.: Новое изд–во. – 2006. С. 17 – 18. [42] См. :Паин Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А. Паин. – М.: ООО «Момент», 2004. – С. 221. [43] Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М. : Изд. Группа НОРМА–ИНФРА М, 1998. – С. 313. [44] Большой толковый социологический словарь (Collins). – Т.I. – М. : Вече, АСТ, 1999. – С. 464. [45] Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.– М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С.4. [46] См. : Тишков В.А. Реквием по этносу : исследования по социально–культурной антропологии / В.А. Тишков. – М. : Наука, 2003. – С.437 – 440. [47] Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – С. 121. [48] Вот какие мы – россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html ( дата обращения 5.09.2013). [49] Маргинальному статусу посвящена глава книги А.А. Налчаджяна. См.: Налчаджян А.А. Этнопсихология: учеб. пособие / А.А. Налчаджан. – СПб.: Питер, 2004. – С. 108 – 136. [50] Цит по: Маргинальность в современной России. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_01.php (дата обращения 14.05.2011). [51] См. : Коммерсантъ Власть. – 2005. – 14 февр. – С. 50. В РФ согласно результатам переписи 2002 г. 183 тыс. цыган. См., подробнее : Степанов В.В. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) / В.В. Степанов, В.А. Тишков. – Социол. исслед. – 2005. – №9. – С.64 – 74. [52] Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии / С.Н. Артановский // Этническая психология : хрестоматия. – СПб. : Речь, 2003. – С. 252 – 253. [53] Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / [54] Красова Е.Ю. Российские перспективы: общественное мнение воронежцев / Е.Ю. Красова // Вестник ВФ РАГС при Президенте РФ. – 2007. – №1. – С.55. Научный проект «Будущее России: взгляд из центра и регионов» был реализован в рамках межрегиональных институтов общественных наук (МИОНов) в девяти регионах России, включая Воронежскую область (2006–2007 гг.). Эмпирические данные были получены методом фокусированного интервью. Более подробно результаты проекта см. : Будущее Центрально–Черноземного региона в контексте общероссийских политических процессов / под ред. А.В. Глуховой. – Воронеж : Изд–во им. Е.А. Болховитинова, 2008. – 195 с. [55] Сикевич З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб. : Питер, 2005. – С. 137 – 145. [56] См. : Сикевич З.В. Социальное бессознательное / З.В. Сикевич, О.К. Крокинская, Ю.А. Поссель. – СПб. : Питер, 2005. – С. 135 – 136. [57] Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М. : Изд–во Института социологии РАН, 2003. – С. 30. [58] Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики / Ю. Платонов. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plat/23.php. [59] Дискриминация в ЕС. – URL: http://ru.euronews.net/2009/11/17/discrimination–in–the–eu/. [60] См. : Тураев В.А. Этнополитология : учеб. пособие / В.А. Тураев. – М. : Логос, 2004. – С. 96. [61] Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб. : Изд–во Михайлова В.А., 1999. – С. 34 – 36. [62] См.: Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб. : Изд–во Михайлова В.А., 1999. – С. 34 – 36. [63] См., подробнее : Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А. Паин. – М. : ООО «Момент», 2004. – С. 97 – 98. [64] См.: Этнополитология : учеб. пособие–хрестоматия / сост. В.А. Тураев. – М. : Ладомир, 2001. – С. 57 – 58. [65] Цит по: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология : в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь : Изд–во Ставропол. гос. ун–та, 2001. – С. 98 –99. [66] См. : Ачкасов В.А. Этнополитология : учебник / В.А. Ачкасов. – СПб. : Изд–во С.–Петерб. ун–та, 2005. – С. 182 – 183. [67] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология : в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь : Изд–во Ставропол. гос. ун–та, 2001. – С. 62. [68] См. : Мясников В. Африканское домино. Мэжэтнические конфликты охватили Кению и Чад / В. Мясников. – Режим доступа : http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1202507880 (дата обращения 21.04.2012); Лебедев В. В Кении разгорается гражданская война / В. Лебедев // Российская газета. – 2008. – 30 янв. – Режим доступа : http://www.rg.ru/2008/01/30/kenia.html (дата обращения 01.09.2009). В стане живут представители 42 племен. [69] См. : Дмитриев А.В. Конфликтология : учеб. пособие / А.В. Дмитриев. – М. : М. : Гардарики, 2000. – С. 63. [70] См. : Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С. 158. [71] См. : Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. – М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 76. [72] См., подробнее : Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. – М. : Аспект Пресс, 1996. – С. 71 – 93. [73] Авксентьев В.А. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев // Социол. исслед. – 2007. – №9. – С. 70 – 77. [74] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология : в поисках научной парадигмы / В.А. Авксентьев. – Ставрополь : Изд–во Ставропол. гос. ун–та, 2001. – С. 100 – 101. [75] Дмитриев А.В. Миграция : конфликтное измерение / Дмитриев А.В. – М. : Альфа–М, 2006. – С.201–229. [76] См. : Ежемесячный бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу / Ин–т общественного мнения "Квалитас". − 2004 − №3, С. 14 – 16; Никитина А. Воронеж отчищается от символов вражды / А. Никитина, А. Назарова // Международная сеть – молодежное правозащитное движение – 2008. – 14 авг. – Режим доступа: http://www.yhrm.org/news/regions/voronezhskaya_oblast/voronezh_ochishchaetsya_ot_simvolov_vrazhdy (дата обращения 10.03.2011). [77] См. : Национальный состав населения по субъектам российской федерации – Всероссийская перепись населения 2002 г. – Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/ct/html/TOM_14_25.htm (дата обращения 25.03.2011). [78] См., подробнее : Красова Е.Ю. Этническая «Мы–концепция» русских воронежцев (эмпирическое исследовании 2011 г.) / Е.Ю. Красова, К.И. Конго, А.Г. Буховец // Вестник Воронеж. гос. ун–та. – Сер. История. Политология. Социология. – 2011. – №2. – С. 34 – 45. [79] Авксентьев В.А. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка) / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев // Социол. исслед. – 2007. – №9. – С. 70 – 77. [80] Красова Е.Ю. Этническая «Мы–концепция» русских воронежцев (эмпирическое исследовании 2011 г.) / Е.Ю. Красова, К.И. Конго, А.Г. Буховец // Вестник Воронеж. гос. ун–та. – Сер. История. Политология. Социология. – 2011. – №2. – С.4 0. [81] Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии живая личность? / Л.А. Гуцаленко // Социол. исслед. – 2003. – №10. – С. 14 – 16. [82] См., подробнее: Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб. : Речь, 2007. – С. 68. [83] Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс / под ред. проф. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С.68 – 72. [84] См. : Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно. – М. : Серебряные нити, 2001. – 416 с. [85] Mead G. The I and the ME / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: тексты. – М. : Наука, 1994. – С. 227 – 237. [86] См.: Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. – СПб.: Питер, 2004. – С. 317 – 318. [87] См. , подробнее : Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д. Ольшанский. – СПб. : Питер, 2002. – С. 149 – 153. [88] См. : Елизавета II взялась за имидж Кейт Миддлтон. – Режим доступа: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EDtg5lg%2BPOQY%3D+BQKruSBaw90%3D&y (дата обращения 5.02.2014). [89] См. : Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С. 201. [90] Цит по : Смелзер Н. Социология : учеб. пособие для студ. вузов : пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М. : Феникс, 1998. – С. 74 – 76. [91] См. : Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. Ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М. : Academia, 2008. – С. 443. [92] См., подробнее :Красова Е.Ю, Молодежь в ценностном потоке рекламной информации // Е.Ю. Красова, В.В. Стукалова // Вестник Воронеж. ун–та. – Сер. История. Политологи. Социология. – 2010. – №2. С. 33 – 40; Красова Е.Ю. Потребительские практики воронежских студентов / Е.Ю. Красова // Вестник Воронеж. ун–та. – Сер. История. Политологи. Социология. – 2012. – №2.– С. 36 – 44. [93] См. : Смелзер Н. Социология : учеб. пособие для студ. вузов : пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М. : Феникс, 1998. – С. 108. [94] Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социол. исслед. – 2009. – №8. – С. 72. [95] Цит по : Масионис Дж. Социология / Дж. Масионис. – СПб. : Питер, 2004. – С. 193. [96] Цит по : Смелзер Н. Социология : учеб. пособие для студ. вузов : пер. с англ. / Н. Смелзер; науч. ред. В.А. Ядов. – М. : Феникс, 1998. – С. 217 – 218. [97] См. : Грошева И.А. Модальная личность : портрет с отклонениями / И.А. Грошева // Социологические исследования. – 2009. – №3. – С. 88. [98] См, подробнее Гилинский Я. Глобализация и девиантность в России / Я. Гилинский // Глобализация в российском обществе / под ред. И. Елисеева. – СПб. : , 2008. – С. 399 – 508. [99] Очень интересно рассматривает данное явление Нейл Смелзер в своей книге «Социология». См.: Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. [100] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – Казань, 2007. – С. 325. [101] Там же. – С. 136 – 137. [102] Гидденс Э. Социология. – 2–е изд., полн. перераб. и доп. – М., 2005. – С. 35. [103] См.: Смелзер Н. Указ. соч. – С. 345. [104] Об этом очень интересно рассказывает Энтони Гидденс в книге «Социология»: Гидденс Э. Указ. соч. – С. 33 – 55. [105] Мердок Д.П. Фундаментальные характеристики культуры / Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – СПб., 1997. – С. 49 – 57. [106] Миронов В.В. Глобальное коммуникативное пространство и кризис культуры // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 34. [107] Бергер П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. – М., 2004. – С. 176. [108] См.: Бергер П. Указ. соч. – С. 177. [109] См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – С. 379. [110] Хантингтон С. Указ. соч. – С. 392. [111] Куропятник А.И. Мультикультурализм. Проблемы социальной стабильности полиэтничных обществ. – СПб., 2000. – С. 89. [112] Там же. – С. 93. [113] Беккер Ф. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях // Ab Imperio. – 2001. – № 3. – С. 78. [114] Бенхабиб С. Притязания культуры. – М., 2003. – С. 245. [115] Кимлика У. Иммиграция, мультикультурализм, и государство всеобщего благосостояния / Этика по международным делам. – Т. 23. – М., 2006. – С. 546. [116] Кимлика У. Указ. соч. – С. 551. [117] См.: Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. [118] См.: Spencer Н. First principles. N. Y., 1898. [119] См.: Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1960.
[120] Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — С. 873.
[121] См.: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: уч. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 127. [122] Цит. по: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: уч. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 127. [123] См.: Кумбс Ф. Кризис образования: Системный анализ. М., 1970. – С. 10. [124] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1998. – С. 311. [125] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т.5. – М.: ИНФРА–НОРМА, 2004. – С. 173.
[126] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1998. – С. 157. [127] Там же. – С. 311. [128] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1998. – С. 311. [129] Ушаков Е.В.. Введение в философию и методологию науки. – М.:Экзамен, 2005. – С. 407 . [130] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1998. – С. 312. [131]Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. В 15 т Т.8. – М.: ИНФРА–НОРМА, 2004. – С. 565.
[132] Там же. – С. 569. [133] Ушаков Е.В.. Введение в философию и методологию науки. – М.:Экзамен, 2005. – С. 408. [134] Ушаков Е.В.. Введение в философию и методологию науки. – М.:Экзамен, 2005. – С.408. [135] Ушаков Е.В.. Введение в философию и методологию науки. – М.:Экзамен, 2005. – С. 412. [136] Вебер М. Наука как призвание и профессия// Самосознание европейской культуры XX века /М. Вебер. – М.: Изд–во политической литературы, 1991. – С. 130. [137] Там же. [138] Селезнёв А.З. Финансирование науки в России: декларации и реальность //Вестник РАН, – Т.73. – №3. – 2003. – С. 222. [139] Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ / Ф.Э. Шереги, М.Н. Стриханов. – М.ЦСП, 2006. – С. 14. [140] Ядов В.А. Предисловие//Гидденс Эн. Социогия/В.А. Ядов. – М.: Эдиториал–УРС, 1999.– С. 16.
[141] Там же. – С. 16.
[142] См. : Тернер В. Символ и ритуал. – М.: «Наука», 1983. – С. 277. [143] Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2005. – С. 77. [144] Цит. по Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М. : ИСПИ РАН, 2009. – С. 25. [145] Синелина Ю. Религия в современном мире. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya–v–sovremennom–mire/ /(дата обращения: 30.11.2013). [146] Цит. по : Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. – 2012. – №5. – С. 119. [147] Цит. по Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М. : ИСПИ РАН, 2009. – С. 16, 17. [148] Там же. – С. 22. [149] Там же. – С. 15. [150] Яблоков И.Н. Религиоведение. М. : Гардарики , 2010. – С. 261–281. * Закрытой является система, осуществляющая ограниченный обмен информацией, энергией, ресурсами с окружающей средой по строго фиксированным каналам. [151] Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М. : ИСПИ РАН, 2009. – С. 90, 91. [152] Там же. – С. 95, 96. [153] Там же. – С. 97. [154] См. : Чеснокова В.Ф. Тесным путём. Процесс воцерковления населения России в конце XX века. – М. : Академический проект, 2005 . – С. 201.
[155] Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа // Политические исследования. – 2012. – №5. – С. 112. [156] Синелина Ю. Религия в современном мире. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya–v–sovremennom–mire/(дата обращения: 30.11.2013). * Методика основывается на самооценке религиозности, без уточнения предмета веры, что представляет
|