КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности.Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно инадолго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы на этом языке. Сложные теоретические понятия об особенностях и аспектах информации старайтесь применять в своей журналистской практике. Например, понятия семантического аспекта информации прекрасно укладываются в памяти, если вы проанализируете несколько газетных или телевизионных текстов на предмет присут- ствия в них дескриптивной (описательной), волюативной ^ ночной), прескриптивной (предписывающей) и нормативи| информации, а основные характеристики прагматического асщ та (новизна, небанальность и релевантность, т.е. соответствие ] тересам аудитории) оцените по пятибалльной системе. Еще ше, если вы проанализируете таким образом не только чужие, и свои тексты. Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться емами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при . нании имен, дат и т.п. Но о приемах мнемоники поговорим дельно. Приемы мнемотехники Мнемотехника, или мнемоника (от греч. тпете — памя techne — искусство, мастерство, mnemonikon — искусство запох нания) — это система различных приемов, облегчающих запол нание и увеличивающих объем памяти, основанная главным i зом на использовании закона ассоциаций. Ассоциация (от лат. associatio — соединение) в мнемотехни* психологии означает соединение, связь, образующуюся при ог деленных условиях между двумя или более психическими обр ваниями (ощущения, восприятия, представления, идеи и т.г Актуализация одного из них влечет за собой появление (прояв ние, вспоминание) другого. Богиней памяти и наименования в Древней Греции считал^ Мнемозина, дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса 9 муз. Лейбодейской пещеры в Беотии было два источника: Леты — гини забвения и Мнемозины — богини памяти. Искусство запоминания — очень древнее искусство*. В Грег искусство памяти было весьма важным, престижным, потому' позволяло блистать в качестве ораторов, выделяться знаниями! аристократическом обществе, поражать своей ученостью и де ствительно очень помогало в учебных и научных занятиях. Есть сведения, что Пифагор (VI в. до н.э.) более двадцати учился у древнеегипетских жрецов искусству запоминания. По др гим источникам, изобретение мнемотехники как специальной тодики для развития памяти приписывается древнегреческому i эту Симониду, который преподавал мнемонику еще в V в. до н.' * См., например: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1972; Как ул шить свою память. Тольятти, 1995 и др. Однажды, как гласит легенда, его пригласили на пир. Но неожиданно вызвали из зала по какому-то неотложному делу. В это время потолок рухнул и придавил всех, кто был за столом. Но Симонид помнил, кто где сидел, и это помогло опознать погибших. Отдал дань мнемонике и великий Аристотель, который назвал четыре правила построения ассоциаций: ♦ по сходству; ♦ по контрасту; ♦ по соотнесенности в пространстве; ♦ по соотнесенности во времени. Знаменитый римский оратор Цицерон пользовался методом ассоциаций по соотнесенности в пространстве. Учитель мнемотехники Метродор соотносил то, что хотел запомнить, со знаками зодиака, с созвездиями. И в средние века искусство запоминания не умирало. Еще в XIII в. Роджер Бэкон написал сочинение об искусстве запоминания, которое сейчас хранится в Оксфорде. В 1491 г. в Венеции был даже издан учебник по мнемотехнике «Образец совершенства», написанный Питером из Равенны и переведенный на многие языки. С применением правил мнемоники была издана знаменитая «Грамматика» Ромберга в картинках. А Джулио Камилло в XVI в. построил Театр Памяти, который был расположен на семи уровнях, долженствующих символизировать семь мер мирового устройства. Они разделялись семью проходами с воротами, на которых были изображены различные образы. В Европе в XIX в. мнемотехнику преподавали в учебных заведениях. Широко она была распространена и в России, а в Санкт-Петербурге был даже открыт специальный мнемотехнический институт. Однако после революции мнемонику объявили реакционной, и только в последние десятилетия интерес к искусству запоминания возник снова. Сейчас много литературы на эту тему, и вы можете найти ее на книжных прилавках. Итак, перечислим методы мнемотехники (см. подробнее в книге «Как улучшить свою память», о которой уже шла речь). 1. Метод связующих звеньевприменяется при запоминании не связанных между собой слов, понятий. Составляя такие ассоциации, важно знать, что лучше запоминаются те, которые построены с применением следующих правил: ♦ можно искажать пропорции, делать их необычными, очень большими; ♦ активизировать их действия, представлять в движении; ♦ изменять функции предметов (например, зонт можно упс ♦ множить предметы; ♦ озвучивать неодушевленные предметы и т.п.
Если, например, вам нужно запомнить ряд слов: компьюте звезда, мыло, снег, фигура, зонт, вы можете просто составить paccj с этими словами, и они запомнятся. Можно запоминать их в порядке, в каком они следуют, представив их в ярком, красоч ном, необычном виде, в функциях, ролях, им несвойственш Например, летящий во вселенной рядом с оранжевой звездой ромный смеющийся компьютер; мыло в виде вселенского дворщ ка, подметающего Млечный Путь; снег, из которого сварена кс мическая каша для участников этого путешествия, и фигуру ос цианта, приносящего им снежную кашу в белом зонте*. 2. Структурирование, переструктурирование, поиск закономс ностей. Этот способ предполагает нахождение какой-то закономернс сти в расположении, содержании, форме запоминаемого. Структурировать можно по нескольким основаниям: ♦ в алфавитном порядке; ♦ по родовым, видовым признакам (например, люди, живс ♦ по упорядоченной шкале, величине, интенсивности призна ♦ образованием фраз из начальных букв слов; ♦ ритмизацией; ♦ рифмованием. Например, телефон 987-65-43 легко запомнить, потому что _.г,. убывающий натуральный ряд чисел. Как и год французской револю-1 ции 1789, где цифры идут по возрастающей. Годы жизни М. Ю. Лер-/ монтова сами врезываются в память, потому что последние Д1 цифры меняются местами: 1814—1841. Можно составить фразу из количества букв, которые входят вназвания цифр. Например, для запоминания года издания первой книги в России Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г."1, можно составить фразу: И (1 буква) КНИГА (5 букв); ПЕРВАЯ| (6 букв); БЫЛА (4 буквы), добавив название этой книги — «Апо- * См. подробнее об этом методе в кн.: Гарибян С. Школа памяти. М., 1992. стол». Таким образом, на всю жизнь запомните эту дату, важную для истории книгопечатания и журналистики, «Икнига первая была "Апостол "». Еще в дореволюционной гимназии придумали фразу для запоминания по числу букв в названиях цифр числа ПИ, правда, в виде фразы в старом правописании: «Кто и шутя и скоро пожелаешь пи узнать, число ужъ знаетъ»: 3,1415926536. Со школьных лет мы знаем, что запомнить цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) нам помогала фраза из начальных букв этих цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно расположить запоминаемые слова в алфавитном порядке или образовать из первых букв какое-то слово. При помощи этого способа (с применением образного мышления) легко припомнить имена всех девяти греческих муз (от греч. musa — мыслящая), дочерей Мнемозины. Каллиопа — муза эпической поэзии, изображалась с грифелем и свитком. Клио — муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма. Мельпомена — муза трагедии, изображалась с трагической маской в руке и венком из плюща. Талия — муза комедии, изображалась с комической маской в руке. Терпсихора — муза танца, изображалась с лирой и плектром, специальной пластинкой для игры на лире. Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии (гимн — himnos в Древней Греции означал торжественную хвалебную песнь в честь богов и героев), изображалась со свитком в руках. Урания — муза астрономии, изображалась с глобусом и циркулем. Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической песни, музыки, изображалась с флейтой в руках. Эрато — муза лирической, любовной поэзии, изображалась с лирой в руках. Структурируем имена муз по начальным буквам и количеству одинаковых начальных букв. Образуем из них два имени — мужское ПУМ (Полигимния, Урания и Мельпомена, начальные буквы которых встречаются по одному разу) и КЭТ (остальные музы, начальные буквы которых встречаются по два раза: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Эрато, Талия, Терпсихора). И запоминаем выразитель- ную картинку: по саду гуляют две прелестные дамы по имени и кавалер ПУМ, который их сопровождает. Но лучше всего запоминаются имена муз, если вы по ме связующих звеньев сочините стихотворение, в котором все действуют в соответствии со своими основными функциями, хотворение не обязательно должно быть шедевром поэзии, в, ном случае оно играет подсобную роль для создания прочных i социаций в памяти. 3. Метод ключевых слов или цифро-буквенных кодов.Он пр полагает, что для запоминания одних слов или цифр необхол их связать с другими буквами, цифрами или словами, котор| являются постоянными, ключевыми и которые нужно знать зусть. Психологи предлагают мнемоническую таблицу соотнеси цифр и букв*. 1 — Л (единица похожа на букву) 2 — ЖН (ЖеНы) 3 — Ш, Щ (в этих буквах по 3 столбика) 4 _ ЧР (ЧетыРе) 5 — ПБ (Пять, Б — парная) 6 — ВФ (В — похоже, Ф — парная) 7 — СМ (СеМь) 8 — ГКХ (X — похоже, ГК — парные) 9 - ДТ (ДевяТь) 10 — оставшиеся ЦЗ Теперь, если вы хотите запомнить при помощи этих букв кую-то дату, например 1703-й — год создания первой русско! газеты петровских «Ведомостей», вы можете составить фразу букв, соответствующих этим цифрам: «Любил создавать царь ш девры». В книге «Как улучшить память» предлагается другой цифр буквенный код. Несколько цифр обозначаются при помощи пс ледних согласных в словах, обозначающих эти цифры: 0 — Л (ноЛь) 1 _ Н (одиН) 2 - В (дВа) 3 — Р (тРи) 8 — 8 (восеМь) Остальные буквы будут соответствовать согласным, с которь начинаются слова, обозначающие эти цифры: * См.: Лекелис В. Твои способности, человек. М., 1972.
4 — Ч (Четыре) 5 — П (Пять) 6 — Ш (Шесть) 7 — С (Семь) Предлагается мнемоническая фраза для запоминания этого кода: ЛеНиВый РифМаЧ, ПиШи СиДя (важно запомнить ряд согласных букв, кроме ф, которую нужно опустить). Теперь, если вам нужно запомнить номер телефона 439-26-20, вы составляете фразу из трех слов, с буквами, которые заменяют вам цифры, например: «Че РНь ВыШе ВоЛи» или «ЧеРеН ВаШ ВоЛ». Этот же метод используется и при запоминании и последующем использовании списка слов, соответствующих определенным цифрам, например: 10 — Ил, 1 — Ной, 2 — Вой, 3 — Ария, 4 — Очи, 5 — Па, 6 — Уши, 7 — Ус, 8 — Яма, 9 — Ад, 10 — Нил. Эти списки могут быть большими, до 100 слов*. 4. Топологичекий метод (метод Цицерона).Он состоит в том, чтобы топологически (от греч. topos — место), т.е. пространственно, связать то, что нужно запомнить, с чем-то хорошо знакомым, например с разными уголками в своей квартире**. Московский репортер Шерешевский, о котором уже шла речь, часто, запоминая слова, мысленно прогуливался по Москве от Пушкинской площади по улице Горького (Тверской) к центру и расставлял по пути все, что нужно было запомнить. И если редко у него и случались ошибки, то это было связано не с дефектом памяти, а с дефектом видения: например, он не заметил при мысленном припоминании белое яйцо, поскольку поставил его у белой стены. Очень удобно расположить, например, даты по истории в топологическом пространстве таблицы, которая разделена на несколько квадратов-веков, каждый из которых в свою очередь расчерчен на десять квадратиков по горизонтали и вертикали. Каждый квадратик означает один год. Поместив таким образом различные даты по их местам (обозначив разными цветовыми символами: война — красным, начало и конец царствований — фиолетовым, восстания, революции — оранжевым, научные открытия — синим и т.п.), вы, по крайней мере, запомните, в каком веке произошло то или иное событие и в какое примерно время (в начале, середине или конце столетия). * См.: Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979. ** См. об этом подробно в кн.: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993. 5. Построение искусственных ассоциаций.Тот же Шерешевс* очень умело пользовался при запоминании абсолютно бессл ленного набора слогов системой ассоциаций, когда соединял1! по созвучию или по смыслу с известными ему людьми, noj ми или предметами. Например, ему предложили запомнить аб кадабру МАВАНАСАНАВА. Он составляет следующий ассоциа ный образный ряд: «Моя квартирная хозяйка (МАВА), у кс я жил в Варшаве на Слизкой улице, высунулась в окно, выхс щее во двор, левой рукой она указывает внутрь комнаты (НАСправой делает отрицательный жест (НАВА) еврею-старьеви стоящему во дворе с мешком на правом плече, дескать, m для продажи нет. "Муви" по-польски значит "говорить". "На условно по-русски "наша", я запомнил, что заменил "ш" на ис кроме того, когда хозяйка поизнесла "наса", передо мной нул оранжевый луч, характерный для звука "с". "Нава" по-лат ски значит "нет". Различные гласные не имели значения, — знал, что между всеми согласными есть только "а"»*. Однажды Шерешевскому прочли несколько строф по-* ски из «Божественной комедии» Данте. И каково же было удивле* психологов, когда он повторил стихи слово в слово через 15 Процесс выстраивания ассоциаций с незнакомым языком пора ет изобретательностью: «Nel — я платил членские взносы и там| коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) — я скрипач; поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке, дом папиросы "Дели" — это del, рядом тут же я ставлю кам| (camin); di — это рука показывает дверь; nos — это нос, челов который попал носом в дверь и прищемил его... На углу Cyxapei стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (ипа). Рядо)* ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сильва (selva), но она не была Сильва — под ней ломаются подмостки, это звук и т.п.»**. Впрочем, приведенные здесь правила, конечно, не исчерг вают всего их богатства. Кроме того, у каждого есть свои приемы! секреты, как быстрее и прочнее запомнить то, что поможет в: ни и в будущей профессии. Говоря о значении памяти для будущего журналиста, следует сказать, что нужно тренироваться в запоминании имен* фамилий. В этом вам поможет знание этимологии имен и фа лий, их генезиса и значений. Достаточно обратиться к словаря Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993; Суслова А. * Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. С. 32. ** Там же. С. 28-29. Суперанская А. В. О русских именах. Л., 1997; Словарь фамилий. Л. Новгород, 1997; Словарь современных русских фамилий. М., 2001; Флоренский П., Минцлов С, Руже П., Величко Ф., Попов С, Хи-гир Б. Тайна имени. Харьков, 1994; Справочник личных имен народов РСФСР. М, 1989; Матюгин И., Чекаберия Е. Запоминание лиц й имен. М., 1994 и др. Полезно для эффективного запоминания знать этимологию наиболее распространенных имен (см. Приложение 7). Развитие внимания и наблюдательности К. Ушинский говорил, что внимание — это та дверь, через которую проходит все, что входит в сознание человека из внешнего мира. Короче, если вы невнимательны, то дверь закрыта или полуоткрыта. А одним из условий продуктивности учебы является умение сосредоточить свое внимание на предмете изучения или наблюдения. Психологи опытным путем обнаружили, что если человек внимателен, то производительность его труда может повыситься в 10 раз. Вам, конечно, известно, что внимание— это сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на каком-либо объекте, направленность на что-либо. При отсутствии внимания вообще невозможна никакая целенаправленная умственная деятельность. Внимание бывает непроизвольным, непреднамеренным, когда вы реагируете невольно на яркую картину, свет, цвет, громкий звук, необычную форму, интересный сюжет и т.п. При произвольном, волевом внимании предполагается целенаправленный выбор объекта внимания, когда приходится концентрироваться на восприятии, может быть, даже скучного по форме, но важного материала. Воспитанием такого произвольного внимания и следует заняться прежде всего. Для этого полезно проанализировать свойства своего внимания и научиться управлять им. Каковы же эти свойства? Прежде всего, устойчивость внимания, т.е. способность удерживать объект деятельности в поле своего сознания на определенный срок, умение сосредоточиться. В. Пекелис в книге «Твои способности, человек» приводит случай, который произошел с Сократом. Он решил пойти вместе с колонной воинов в поход. Однако в пути его заинтересовало решение какой-то философской проблемы, и он в задумчивости простоял посреди дороги несколько часов, отстав от колонны. Устойчивости внимания и не хватает студентам на лекциях, семинарах, при работе с литературой. Первокурсники факультета журналистики оценивают эту свою способность в 3,5 балла по тибалльной системе, следовательно, существует необходимо тренировать столь важное для учебы и будущей профессии качество. Устойчивость внимания тренируется разными способами. Са» мый простой: зачеркивать в газетном тексте некоторые буквьц например а, р, ж, ю. Последите, как долго вы будете делать это без?! ошибок. Установлено, что при однообразии раздражителей устой-; | чивое внимание держится от 5 до 20 минут, при разнообразии до 40 минут Следующее важное свойство внимания — его объем, т.е. коли-, J чество объектов, которые человек может воспринять за относи-» тельно короткое время. Этот объем обычно не превышает 6—7 еди-,| ниц (изображений, слов, букв, чисел), если смысловая связь pa-J зорвана. Если смысловая связь есть, объем внимания больше. Л Проверить объем своего внимания несложно. Можно попро-.f сить кого-то показать вам на одну секунду картинку с изображе-J нием 6—8 самых разных предметов или прочитать такое же количе-*| ство слов, чисел, букв. Попытайтесь воспроизвести их. Если вы, назовете 6—7 объектов, объем памяти отличный, если 4—5 — хоро-Д ший, если меньше, то, безусловно, нужно заниматься трениров- I кой внимания. В опыте, проведенном с первокурсниками факуль-.| тета журналистики, таких оказалось около 30%. Очень важно для учебы и журналистской профессии такое свой-.> ство, какрапределяемость внимания, т.е. способность удерживать•* в поле сознания сразу несколько объектов или заниматься разны-j! ми видами деятельности. Короче, важно знать, какое количество* действий вы можете выполнять одновременно, например, слушать^ собеседника и записывать, что он говорит, при этом, наблюдая его реакциями и поведением, задавать очередные вопросы, к это и бывает обычно в журналистской практике. Студенты факуль-,^ тета журналистики ниже всего оценивают наличие этого свойства^ у себя — в 3,3 балла. Распределяемость внимания проверяется и тренируется разны- | ми путями. Можно, например, писать цифры от 1 до 20 и одновременно вслух считать в обратном порядке от 20 до 1. Или попытайтесь запомнить фразу, которую вам читают, и одновременно по--считать, сколько раз читающей при этом постучал карандашом.. Можно поместить цифры в различные геометрические фигуры: 3 в круг, 5 в треугольник, 7 в квадрат — и сосчитать их сумму, а> затем вспомнить, в каких фигурах какие цифры были помещены. В оперативной и многоплановой работе журналиста часто требуется быстро переключить свое внимание с одного объекта на другой, т.е. обладать свойством переключаемости внимания. Пер- вокурсники оценили наличие этого свойства у себя в 4 балла, очевидно, нередко ассоциируя его с рассеянностью, неспособностью сосредоточиться. Однако переключаемость внимания предполагает быстрое и полноценное включение в новый вид деятельности, способность быть в ней таким же продуктивным, как в предыдущей. Найти упражнения по тренировке внимания можно в разных психологических практикумах, например, «Практикуме по общей психологии», в книге К. К. Платонова «Занимательная психология» и др. Развитие наблюдательности Развитое восприятие и наблюдательность — еще одно, весьма важное для студента факультета журналистики качество. Восприятие — это система отражения, приема и преобразования информации об окружающем мире, необходимое условие познания и мышления. Для того чтобы восприятие было эффективным, нужно знать достоинства и недостатки органов восприятия, своего слуха и зрения. Полезно проверить их у врача, выписать соответствующие очки, если они требуются, подлечить уши, если неважный слух. На лекции рекомендуется сидеть на том месте, откуда хорошо слышно лектора, видно, что он пишет на доске. Быстроту и правильность восприятия можно проверить при помощи различных упражнений. Для того чтобы развивать наблюдательность, организовать процесс восприятия целенаправленно, важно следовать некоторым правилам, рекомендуемым психологами: ♦ изучите и старайтесь пользоваться особенностями своего вос ♦ воспринимайте наблюдаемую ситуацию, предмет целена ♦ расчлените интересущий вас объект мысленно на составляю ♦ выделенные части соотносите друг с другом, учитывая цело Процессы восприятия тесно связаны с процессом понимания, т.е. способностью осмыслять, постигать содержание и смысл воспринимаемого и наблюдаемого. Понимание характеризуется такими свойствами, как быстрота, отчетливость, полнота и глубина. Процесс понимания в первую очередь связан со знаниями в данной области. Чем шире эти знания, тем отчетливее понимание смысла. 12-927 Если восприятие становится целенаправленным, планомер* мы говорим о наблюдательности, т.е. способности подмечать су ственные, в том числе и малозаметные, особенности предметов! явлений, видеть то, что ускользает от поверхностного взгляда. Св способность к точному наблюдению будущие журналисты опрел лили невысоко — в 3,5 балла. Развивать наблюдательность можно в любое время, практиче ки всегда и везде. В транспорте, например следя за пассажира* манерой их поведения, внешним видом, тем, что и как они ч ют, и т.п. Идете по улице, обратите внимание на ее особеннс архитектуру, прохожих и т.п. На лекции можно понаблюдать (ц отвлекаясь, естественно, от рассуждений лектора) за поведение сокурсников, кто и как слушает лекции. Присмотритесь к сое попытайтесь обнаружить то, что вы раньше не замечали в его внеи нем облике и одежде. Можно мысленно как бы сфотографиров своего товарища и затем проделать мысленно те же операции, и с пленкой: проявляем ее, печатаем, рассматриваем фотограф* Наблюдаете человека на телеэкране, выключите звук, пот тесь представить род его занятий, характер и т.д. по внешнему т Можно просто внимательно рассмотреть какой-нибудь щ мет, старясь обнаружить в нем как можно больше различных свой и особенностей. Если вы делаете это вдвоем, полезно потом ср нить результаты своих наблюдений. Присмотритесь к вещам, кс рые лежат на столе, как бы сфотографируйте их взглядом. Пс закройте глаза и попытайтесь описать их. Будущему журналисту очень важно развивать наблюдательнс потому что порой ему будет доступна только невербальная, разительная информация. Но даже если он сумеет совместить блюдение с беседой или анализом документов, все равно знако| ство с некоторыми изобразительными, символическими значе* ями, которые можно использовать при наблюдении челове* интерьера, природной среды, очень помогут ему в работе. И нам как нельзя кстати пригодится опыт, накопленный некоторь ми традиционными и нетрадиционными областями знания: зи ковой символикой, кинесикой, физиогномикой, хирологией, пс хографологией и др. Что может быть предметом развития наблюдательности и полезно знать при этом? При наблюдении естественного природного пейзажа приг дятся знания по ботанике, зоологии, т.е. сведения о флоре и не, растительном и животном мире. О символических значения растений и животных известно с языческих времен, когда прир считалась одушевленной, живой. У племени друидов есть специальный гороскоп, где типы деревьев соотносятся с типами личности. Есть своя символика и у цветов. В дореволюционной России даже играли в цветочное лото и каждый цветок обозначал определенные чувства: василек — простоту, нежность; гвоздика — чистую любовь; жасмин — уверенность в дружбе; колокольчик — признательность; левкой — мир; тюльпан — любовь; фиалка — дружбу; цинния — исполнение желаний. В Японии развито искусство составления букетов (икебана). Каждый цветок и их сочетания — это особая азбука, которую японцы умеют читать. Вообще у этого народа очень развиты невербальные символы. Например, в театре кабуки каждая поза актера значима, и даже взмах ресниц символичен и может быть прочитан знающей эти символы публикой. Не менее интересна и символика животных, она существует у всех народов. Широко распространенные сейчас восточные гороскопы построены именно на символике животных. Для понимания символов, распространенных в культурах разных стран, можно воспользоваться специальными словарями, например, двухтомником «Мифы народов мира», «Словарем символов» Джека Тресиддера и др. Интересные закономерности можно открыть и в архитектурном убранстве городов. Можете ли вы определить архитектурный стиль здания, памятника культуры? В каком стиле, например, построено Казаковым старое здание Московского университета? Чем отличается от него то здание, в котором сейчас находится факультет журналистики МГУ? Это тоже стиль классицизма, но позднего, который называется ампир (от слова «империя»). Характерные признаки — колоннада, портик, парадный второй этаж, более высокий, чем другие. На так называемых «замковых камнях» над окнами голова льва — символ власти. На стенах венки из цветов и оружия — тоже признаки ампира. Здание начал строить знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов для богатой семьи Пашковых (вспомните прекрасное здание Ленинской библиотеки, возведенное им для этой же семьи). Достроил здание для университета в 1832-1835 гг. архитектор Е. Тюрин, а в 1904 г. оно перестроено по проекту Д. Быковского. Безусловно, полезно каждому культурному человеку, а тем более будущему журналисту, знать, какие бывают архитектурные стили. Остановимся на одном. Классицизму, который пришел из Греции, было свойственно три типа колонн, соответствующих трем типам орденов, или ордеров: дорический — прямые строгие колонны (их еще называют «мужскими»); ионический — с завитками- 12' волютами (его называют «женским») и коринфский с завершен» колонн в виде цветов аканта. Существуют и другие архитектурные стили: романский, так называемый «русский», модерн (например, в Москве гостинщ; «Метрополь» с прекрасными мозаиками Врубеля) и др. Наблюдая городской пейзаж и архитектуру, вы научитесь ределять возраст зданий, их принадлежность к определенной достроительной школе, отличать гармоничную архитектуру от : лектичной, по достоинству оцените современные градостро* ные решения. Справочники и другая литература по архите* помогут вам усвоить эти стили и обогатят ваш культурный набл* дательский багаж. Архитектурное и художественное оформление внутренних мещений здания, их интерьер тоже представляет большой м рее для развития наблюдательности будущего журналиста. Обычь интерьер характеризует вкусы, привычки и особенности своих хс зяев. Если вы попали в офис или квартиру человека, у которог предстоит взять интервью, он намного благосклоннее отнесется i вам, если вы проявите знания живописи и сумеете определить,; какому стилю и примерно к какому времени относятся произведе ния, украшающие помещение. Совсем покорите вы хозяина, ее узнаете и автора картины. Сейчас в квартирах, на дачах и в офиса кроме классики нередко можно видеть современную живописи модернизм, кинетизм, сюрреализм, виртуальную живопись, нако популярен и «кондовый» реализм 40—50-х годов. Хорошо, еспЩ вы, будучи культурным человеком, сумеете отличить импрессией низм от постимпрессионизма, реализм от модернизма, готику барокко. Часто интерьер бывает украшен изделиями прикладного ис-Ч кусства, например, российских народных промыслов. Тут могуИд быть северодвинские или городецкие расписные доски, хохлом! ские или гжельские изделия, сергиево-посадские, дымковские}! филимоновские, ярославские игрушки и свистульки, вятские илЯМ! палехские шкатулки, архангельские короба или берестяные туеса*| из Великого Устюга. Такая интерьерная среда — показатель вкусоВ; хозяина, его приверженности российской культуре. В другом интерьере вы увидите предметы с восточной или за-* падной символикой, африканские маски. И это — тоже предмет для размышления и понимания личности хозяев. Безусловно, не помешает иметь представление о стилях мебе-1 ли, предметов интерьера, посуды. Вашему собеседнику будет при-1 ятно, если вы оцените изящество Ломоносовского (бывшего им- Щ ператорского) костяного фарфора или заметите, что сейчас быв? щий Гарднеровской завод (Вербилки) снова стал выпускать посуду по старым образцам. Или вспомните, что знаменитому королю фарфора и фаянса Кузнецову принадлежал не только Конаковский фаянсовый завод, но и Дулевский фарфоровый. При знакомстве с вашим героем и собеседником окружающие его вещи расскажут очень много. Поэтому изучение живописи, предметов и стилей материальной культуры — большое подспорье в искусстве быть наблюдательным. До сих пор мы говорили о среде обитания человека, но пора перейти к главному объекту наблюдения — самому человеку. Тут опять нужно начать с его «оформления». И прежде всего с одежды. Что можно наблюдать? Как одет, тщательно или небрежно? Во что одет — в новомодные модели или в простую массовую одежду? Какой стиль одежды — деловой или нет? Особенно это важно для женщин. Тут и фасон, и длина юбки, и детали костюма, и украшения — все имеет значение. О многом может сказать цвет одежды. Наука о цвете — древняя наука. Ею занимался еще Пифагор, который соотносил цвет с нотами, музыкой и вибрационной структурой вселенной. Пифагорейцы считали, что, подобно цветам радуги, красному цвету соответствует нота до, оранжевому — ре, желтому — ми, зеленому — фа, голубому — соль, синему — ля, фиолетовому — си. Еще в XVI в. миланский художник Ломаццо соотнес темпераменты людей с их цветовыми предпочтениями: белый цвет — флегматик, черный — меланхолик, красный — сангвиник, желтый — холерик. Некоторые исследователи даже связывают характерологические черты, свойственные людям, рожденным под разными знаками зодиака, с цветовыми символами. Известны статьи Гете о цвете, который во время работы надевал очки с разными цветными стеклами в зависимости от настроения. В наше время цветовую теорию личности развил французский психолог М. Люшер («Сигналы личности»). Он построил тестовые методики определения особенностей личности в зависимости от цветовых предпочтений. Так, черный цвет соотносится с подавленным состоянием, мрачным мировосприятием; серый свидетельствует о рассудительности, стремлении не заявлять о себе слишком громко; красный — об энергичности, активности, смелости и вспыльчивости; оранжевый характеризует творческих людей; желтый — спокойных, непринужденных в общении; коричневый цвет присущ земным, крепко стоящим на ногах людям; розовый, напротив, — чувствительным романтикам; фиолетовый говорит о склонности к религиозности и даже мистицизму, как и синий, которому присущ некоторый меланхолизм, чувство неувереннос- ти, но и стремление к познанию; зеленый, напортив, — цвет моутверждения. Но во внешнем виде важна не только одежда, но и украшещ особенно у женщин. Вглядитесь, какие бусы, колье, броши, се ги, кольца они носят. Массовую продукцию, хотя бы и богат из золота и драгоценных камней, или оригинальные авторсц украшения, даже если они из простых материалов. Полезно зна что резные камни называются геммами и бывают двух типов: пуклые — камеи и вогнутые — инталии (первоначально они упс реблялись в качестве печатей на кольцах). И вас, и вашу профессиональную память обогатят знания том, что развитая с дореволюционных времен российская лаков миниатюра имеет несколько направлений: Палех, Холуй, Mcrej Федоскино. У каждого направления свой стиль, свои традицис ные сюжеты, своя техника, свой цветовой строй. Броши и кул ны, сделанные мастерами лаковой миниатюры, высоко це* Нельзя не упомянуть здесь и украшения из золотого торжокскс шитья. Полезно знать особенности разных стилей кружевопле ния: вятских, вологодских, елецких, рязанских. Поведение людей, их жесты очень многое могут сказать о че веке даже тогда, когда он хотел бы скрыть свои истинные ч> Наука о движении и жестах человека называется кинесикой. Советую на эту тему прочитать книгу И. Горелова, В. Енгалыч^ ва «Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной komis ции». Сейчас переведена и широко распространена книга А. Ш «Язык жестов», издана книга К. Айслер-Мертц с таким же назван* ем и др. Менее известна работа родоначальников кинесики амер$ канских психологов Дж. Ниренберга и Г. Калеро «Читать челове* как книгу». Но именно они проанализировали 2500 деловых конта* тов и на основе своих исследований пришли к характеристике на более типичных поз и жестов. Открытость: развернутые навстречу собеседнику руки, ра Закрытость: скрещенные на груди руки, сжатые в кулак naJlbf Я Расположение: руки прикладываются к груди, приближение J£*| Критичность: подбородок опирается на ладонь, указательны^ палец вдоль щеки, наклон корпуса в сторону от собеседника, под-| нятые плечи, взгляд поверх очков или тщательное протирание стет,| кол очков. Размышление, принятие решения: ходит по комнате, почесываеу;| подбородок. Уверенность: пальцы сцеплены в купол наподобие крыши, выражение самодовольства, руки за спиной, подбородок вверх. Самоконтроль: руки за спиной, причем одна сильно сжимает другую, скрещенные лодыжки ног, руки крепко сжимают подлокотники. Подозрительность, скрытность: обычно во время беседы рот прикрывается левой рукой, не смотрит на собеседника, взгляд исподлобья, голова наклонена вперед, прикосновение к мочкам уха, к глазам, сложенные руки. Неуверенность: переплетенные пальцы, пощипывание ладони, для женщин движение руки к шее, бусам и т.п. Напряженность: короткое дыхание, крепко сцепленные руки, поглаживание шеи ладонью, поворот лица в сторону. Нервозность: покашливание, прикрытие рта рукой, подергивание мочки уха. Скука: постукивание по столу рукой или поза, когда голова опирается на руку, гла^а полуприкрыты, щелканье колпачком ручки, рисование на бумаге, постукивание по полу ногой. Алан Пиз приводит в доказательство большого значения невербальной коммуникации исследования Альберта Миробяна, который обнаружил, что слова в акте коммуникации занимают лишь 6%, 38% — это звуки и интонации и 55% — невербальная коммуникация. Известно также, что при помощи зрения человек получает около 80% информации. Исследователи называют величину зон, в которых общается человек: личная зона — приблизительно от 50 см до 1,2 м; социальная зона — от 1,2 до 3,6 м; общественная зона — свыше 3,6 м. Кое-что можно узнать о человеке по тому, как он подает руку для приветствия. Если он хочет доминировать, то подает ладонь поверх вашей, если готов подчиниться — руку подает ладонью вверх, а если предлагает вам равноправное положение, то предпочитает вертикальное рукопожатие. Естественно, важна и сила рукопожатия. Многое может сказать наблюдательному человеку взгляд собеседника. Замечено, что при волнении зрачки глаз увеличиваются в 4 раза. Если человек сердится или относится к ситуации отрицательно, то зрачки сокращаются. Есть исследования, посвященные соотнесению типа походки с некоторыми особенностями человека. Считается, например, что тихая, неуверенная походка может характеризовать человека со- сред оточенного, углубленного в свои мысли. Если человек ход| ставя носки врозь, а пятки вовнутрь, то, скорее всего, он оби лен, наблюдателен, весел. Если человек идет, раскачиваясь, неравномерными шагами| быстро стирает каблуки, скорее всего, он нерешителен. Если лю| быстро стирают каблуки изнутри, то, возможно, они подверже* чужим влияниям и могут часто менять свои взгляды. Подчеркнуто звучная походка может сигнализировать о несде жанности характера, даже бесцеремонности, хотя иногда таким < разом человек хочет скрыть неуверенность в себе. Спокойные л* ходят размеренным степенным шагом. А если человек разма руками при ходьбе — это, скорее всего, человек целеустремленнь живой. Легкая и пружинистая походка — хороший признак. Если человек ходит как бы пританцовывая, скорее всего, не очень серьезен и не очень обязателен, хотя у него наверня! есть другие достоинства. Шаркающая, тяжелая походка может свй| детельствовать о слабой воле и энергии. Педантичные и малс щительные, как правило, ходят мелкими шагами. Если обобщить, то получится, что быстрая походка — это эне{ гичность, быстрая и неровная характеризует увлекающуюся нат ру, спокойная, неторопливая — уверенность в себе, вялая говоря о слабой воле, неуверенности и болезненности. И. Горелов и В. Енгалычев, которые приводят результаты исследований, оговариваются, что их выводы требуют дальнет го изучения. К слову сказать, многое, о чем мы здесь с вами гов рим тоже следует критически оценивать и проверять собствет ми наблюдениями и выводами. Кроме того, нужно помнить, чп если даже у человека есть характерологические особенности, торые можно обнаружить невербальным путем, то они могут i нивелированы или сильно изменены самовоспитанием, средой, том жизни. Поэтому повторю еще раз: принимайте все к сведе нию, но критически осмысливайте, проверяйте, соотносите с др гими источниками и методами познания личности. Это относ* и к размышлениям о телосложении человека. В старых книгах телосложению людей уделялось большое : мание. Одна из версий зависимости темперамента от телосложё^Ц ния приведена в книге «Внешность и судьба» (М.,1991). Голова и лицо человека изучают, как минимум, две науки френология и физиогномика. Френология (от греч. phren — дух, рассудок и lego — говорю)1| основателем которой был французский ученый Галль, изучает стрО"| ение головы и находит соответствия между формой черепа и не*которыми особенностями человека. Он утверждает, что отдели участки головы, которые отвечают за определенные способности человека, бывают развиты у некоторых людей сильнее, чем другие. По этим признакам можно судить о характере и направленности личности. По мнению френологов, голова, расширенная над висками, свидетельствует о богатых творческих возможностях, фантазии. Узкая, удлиненная форма головы свидетельствует о научных потенциях ее обладателя. Таких на Западе даже называют яйцеголовыми. Другая наука, которая занимается изучением особенностей личности по лицу, называется физиогномикой (от греч. physis — природа, gnosis — знание, познание). По собственным наблюдениям, художественной литературе и живописи мы знаем, что вздернутый носик, как правило, у веселых и порой легкомысленных дам, тяжелый подбородок (его даже называют «наполеоновским») — у сильных и волевых мужчин, полные губы у тех, кто любит жизнь со всеми ее удовольствиями, острый загнутый к губам нос — у людей с нелегким характером. Удивительно выразительный анализ лица Достоевского дает австрийский писатель, признанный знаток психологии творческих личностей Стефан Цвейг. Через описание облика Достоевского он показал сложность и противоречивость его личности. «Его лицо на первый взгляд представляется лицом крестьянина. Морщинятся землистые, впалые, будто грязные щеки, изборожденные долголетними страданиями; трещинами испещрена сухая, опаленная кожа, обескровленная и обесцвеченная вампиром двадцатилетнего недуга. Справа и слева, будто каменные глыбы, выдаются славянские скулы; суровый рот и хрупкий подбородок скрыты за диким кустарником бороды. Земля, скалы и лес; трагический стихийный ландшафт — вот глубины его лица. Все мрачно, обыденно и лишено красоты в этом лице крестьянина, чуть ли не нищего. Плоское и бесцветное, оно мерцает без блеска, — отрезок русской степи, усеянный валунами. И даже глубоко сидящие глаза не могут из своей бездны осветить эту рыхлую глину— Подобно его творчеству, из хоровода чувств вызывает этот облик ужас; робость сменяет его; но растет очарование, и страстно нарастает преклонение перед ним. Ибо лишь низменность его лица, земная и плотская, дремлет в этой мрачно-возвышенной стихийной печали: подобно куполу, поднимается над узким крестьянским лицом сияющая белизной, выпуклая взлетающая возвышенность лба; из тени и мрака — стройный и светлый духовный храм; твердый мрамор на мягкой глинной плоти... Вся лучезарность этого лика струится ввысь; вглядываясь в его портрет, видишь лишь широкий, могучий, величественный лоб, и будто все шире становится его простор, все ярче его сияние по мере того, как стареющее лицо меркнет и чахнет от болезни. Неколебимо, как небесный свод, высится он над тленностью плоти — величие духа над скорбью земли»*. • Цвейг С. Три мастера. М., 1992. С. 65-66. Физиономисты различают несколько основных типов харав ров в зависимости от формы лица*. Круглолицые обычно добры, инициативны, практичны, тивны, сообразительны, общительны, но порой обидчивы и ■ лавны. Если лицо похоже на треугольник, то тут бывает два вариа* первый условно называется «редька хвостиком вниз» — это, правило, творческие, эмоциональные люди, энергичные, се вольные, интуитивные, изобретательные, с богатым воображе* ем. Второй тип — «редька хвостиком вверх» (очень яркий образ| расклеенная в московском метро реклама «Московского коме мольца»: «Умри тоска — читай "МК") — это обычно приземле ная и практичная, трудолюбивая, ориентированная на уют и териальное благополучие личность. Квадратные лица, как правило, говорят о мужественнс энергичности, твердости, даже упрямстве, силе воли, трудол бии. Это лица военных и руководителей, когда рационализм гл венствует над чувствами и сантиментами. Люди с лицом овальной формы обычно умны, темпераме? дальновидны, способны к самоконтролю, но им, как и мног творческим натурам, порой не хватает умения довести начатое де до практического результата. Американский исследователь Роберт Уайтсайд, который мается персонологией, физиогномикой более сорока лет, утвер| дает: «Современные исследования головного мозга со всей оч видностью свидетельствуют о том, что черты характера человек тесно связаны с его физическим строением»**. Книга Уайтса* весьма существенно отличается от изданий на подобную тему те| что дает комплексные характеристики, т.е. соотносит характег. комплексом физиогномических черт и выражений лица. Но, кр ме того, автор предлагает практические рекомендации по o6i нию с людьми описанного типа личности. Поэтому я рекоме? будущим журналистам познакомиться с данным пособием. Вы пс лучите лаконичный и проверенный на сотнях опытов практиче кий рецепт для наблюдения и общения. На основании этой и, гих книг по физиогномии можно предложить таблицу внеш* черт лица в соотнесенности с предполагаемыми свойствами ности (см. Приложение 8). Возможно, приведенная в Приложении таблица окажется пс лезной для развития вашей профессиональной наблюдательное! хОтя еще раз повторю — проверяйте, накапливайте свой материал лри сопоставлении внешности с особенностями личности, обнаруженными вами и другими методами, в том числе благодаря беседам с самим наблюдаемым и людьми, знающими его. Немаловажную информацию может дать и наблюдение за формой рук, которой занимается наука хирология (от греч. cheir— рука и gnosis — изучение, познание), не путать с хироманией (от греч. cheir — рука и manteia — гадание) — изучение линий ладони. Гадать по ладони небезопасно, потому что внушение и самовнушение могут привести к непредсказуемым последствиям. А вот знать кое-что о форме руки, чем занимается хирология, очень полезно. Обладатель овальной или конической ладони часто артистичен, впечатлителен, любознателен, с богатым воображением Прямоугольная ладонь, как правило, говорит о гармонии физического, психического и интеллектуального начал, но с превалированием умственного труда. Имеет значение и форма пальцев. Считается, что короткие пальцы свидетельствуют о живом уме, подвижности и импульсивности, стремлении охватить целое, пренебрегая деталями. Длинные пальцы — у исследователей, аналитиков, критиков, методичных людей. Если кончики пальцев острые — это может говорить об идеализме; конические — об артистизме и импульсивности, живости и подвижности; квадратные — о постоянстве и склонности к порядку; лопатообразные — об энергии, инициативе, изобретательности. Длинные ногти, возможно, свидетельствуют об эмоциональности человека, открытости, непосредственности; короткие — о критичности и остроте ума, скептицизме; овальные — о мягком характере; широкие — о настойчивости, предприимчивости, стремлении доминировать*. И наконец, последнее, о чем мы поговорим в связи с визуальными объектами наблюдения — почерк, изучением которого занимается наука психографология (от греч. psyche — душа, grapho — пишу, logos — учение). Советую прочитать очень интересно книгу Ивана Моргенштерна «Психографология», написанную еще до революции, в которой приводятся и анализируются почерки многих великих людей и исторических деятелей. Можно порекомендовать также книгу Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкина «Графические методы в психологической диагностике» (М., 1992). Из них вы узнаете, что почерк может многое сказать о личности человека. Имеет значение величина букв и их наклон, написание, степень отчетливости, открытость букв и т.п.
186 * См., например: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991. ** Уайтсайд Р. О чем говорят лица. СПб., 1997. С. 7. ' См.: Чечель И. Хиромантия для всех. М., 1991. Считается, например, что если почерк прямой, то чело! трудно переубедить, а если почерк падает влево, это очень упр.„, и независимый человек. Если буквы большие и круглые, скорее i го это признак доброты и щедрости, если буквы маленькие — \ оборот. Буквы открытые, в которые можно «войти», говорят об крытом, общительном характере, закрытые — характеризуют: кнутость их обладателя. Творческий почерк, как правило, ле___ „ малопонятный. Неровные буквы говорят о тревожном или да болезненном состоянии. Твердый, отчетливый почерк характер зует человека практичного, твердо стоящего на земле. Иногда мы можем наблюдать только подпись, поскольку сё час почти нет рукописных документов, практически все наб! ется на компьютере и печатается на принтере. Поэтому знать l бенности подписи очень важно, тем более что иногда мы не им« возможности видеть ее обладателя. Что же может сказать подг Если она сложная, летящая вверх, с отчетливо подчерк „. элементами, выступающими поверх подписи, с затейливыми г черками, то, как правило, ее обладатель — человек с претензия* Жирная точка в конце подписи свидетельствует о твердом хар тере. Красивая эстетичная подпись может говорить о художес ной натуре ее автора. Итак, в этом разделе сделана попытка приоткрыть некото! выходы в мир невербальной коммуникации, показать нескол! областей знания, которые, возможно, помогут вам развивать вг мание и наблюдательность, так необходимые в учебе и в був профессии.
|