Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Макроцивилизационная Христианско-Мусульманская система в средние века




Как в древности, так и тем более в средние века отдельные цивилизации не представляли собой замкнутых, взаимонепроницаемых, в шпенглеровском смыс­ле, социокультурных систем. Связи между ними в пределах Старого Света были регулярными, широкими и многогранными. Они взаимодействовали между собой как непосредственно, так и опосредованно, образуя группы более близ­ких, более тесно взаимосвязанных цивилизационных систем.

Существовавшие между цивилизациями прямые и косвенные связи на каж­дом историческом срезе имели свою структуру, претерпевавшую от эпохи к эпохе определенные изменения. Причем с древнейших времен вплоть до по­зднего средневековья мы наблюдаем, в целом, тенденцию к укреплению меж-цивилизационного сотрудничества в умеренно-субтропическом поясе от Ат­лантики до Тихого океана между 50° и 30° параллелями, тогда как с эпохи монгольских завоеваний, тем более после Тимура, интенсивность такого рода трансъевразийских контактов по линии "восток — запад" ослабевает. Это при­водит к упадку Передней и Центральной Азии в XV—XVIII вв.

Становление и развитие структуры межцивилизационных связей Старого Света целесообразно рассматривать, разграничивая два уровня анализа. На более низ­ком мы имеем дело с блоком взаимосвязанных и родственных по своему проис­хождению цивилизационных миров Западноазиатско-Североафриканско-Европей-ского круга, конституировавшихся в раннем средневековье в триединство Му­сульманского, Восточнохристианского и Западнохристианского миров. На более высоком уровне рассматривается соотношение этого внутренне черезвычайно неоднородного круга с двумя другими, в своей основе более гомогенными цивили-зационными мирами: Китайско-Дальневосточным и Индийско-Южноазиатским.Межцивилизационные связи средневековья_______________________________________519

Археологическими исследованиями надежно установлено, что, как минимум, со времен неолита, а тем более во времена энеолита — бронзы в пределах Запад-ноазиатско-Североафриканско-Европейского макрорегиона обменные операции и перемещения отдельных этнических групп охватывали огромные простран­ства Сперва, в VII—VI тыс. до н. э , основное значение (не считая, разумеется, соли) имело движение обсидиана из его месторождений в Центральной Анато­лии и в восточной части Армянского нагорья в сторону Сирии и Месопотамии, до крайнего юга Палестины и Нижнего Двуречья В последующие тысячелетия главную роль играла торговля металлами, особенно медью, оловом, золотом и серебром, а также дорогим поделочным сырьем, таким как лазурит, янтарь и пр.

В результате, в эпоху существования древнейших цивилизаций Ближнего Востока, в III—II тыс. до н. э., огромный регион в пределах Нубии, Магриба, Испании, Британии, Балтийского бассейна, Южного Урала, Памира, долины р Инд и Южной Аравии оказался связанным тысячами взаимопересекающих­ся нитей движения товаров, людей, идей и образцов производства. Эти пути сходились на Ближнем Востоке и прилегающих к нему областях Восточного Средиземноморья, в первую очередь в Месопотамии, Сирии и Финикии, но также и Эламе, Анатолии, Эгеиде, Палестине и Египте.

В том же направлении действовали и демографически-миграционные про­цессы. Уже в первые тысячелетия голоцена фиксируется освоение средизем-номорско-переднеазиатскими мезолитическими охотничьими группами про­странств лесной зоны Европы, а также областей предгорий и речных долин Средней Азии с побережьями Каспия и Арала. В неолите снова-таки преиму­щественно из районов Восточного Средиземноморья, но также и от Персид­ского залива, Приаралья и Прикаспия, Причерноморья и пр. в различных на­правлениях происходит движение рыболовческо-охотничье-собирательских групп, некоторые из которых (преимущественно в пределах Средиземноморья, Причерноморья и бассейнов их речных стоков) уже обладают элементарными навыками производящего хозяйства.

С VII—VI тыс. до н э., почти параллельно с расселением рыболовческих общин, в пределах Анатолии и Юго-Восточной Европы, Причерноморья, Кав­каза, юго-западных областей Средней Азии, а также в пределах Иранского плато до рубежей Индостана, в отдельных районах Аравии, Северной Африки и Западного Средиземноморья при непосредственней участии выходцев из Ближневосточно-Переднеазиатского центра опережающего развития склады­ваются основы земледельческо-скотоводческой экономики, обеспечивающей быстрый прирост населения и дальнейшее распространение ее носителей. Среди них все более заметными в соответствии с экологическими условиями стано­вятся разветвляющиеся земледельческая и скотоводческая специализации.

После доместикации в Северном Причерноморье коня, как о том уже тла речь, из Предкавказья и южной части Восточной Европы наблюдается мощное распространение воинственных скотоводческих индоевропейских племен, оп­ределяющее индоевропеизацию в IV — I тыс. до н. э. огромных пространств от Атлантики и Скандинавии до Монголии и Индии.

Таким образом, уже сам характер обменно-культурных связей и накаты­вавшихся друг на друга волн этнических распространений и миграций со вре­мен окончания последнего оледенения до начала железного века определял известную структурную целостность Западноазиатско-Североафриканско-Ев-520 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

ропейского региона, ограниченного Атлантикой, Сахарой, Индийским океаном и мощными горными системами так называемой Высокой Азии. Еще более эта целостность конструируется в III—I тыс. до н. э. с появлением отчетливо выра­женного Переднеазиатско-Средиземноморского центра цивилизационного раз­вития, имеющего, как отмечалось, сложную полицентрическую природу, его ближней и отдаленной периферий. Узлом межцивилизационных связей в это время продолжает выступать Ближний Восток.

Однако в последней трети I — первой половине II тыс., после конституиро-вания в пределах рассматриваемого ареала Мусульманской, Восточнохристи-анской и Западнохристианской цивилизаций, основной зоной взаимодействия этих трех социокультурных систем становится Средиземноморье, особенно в позднем Средневековье, с Циркумпонтийской (Причерноморской) зоной: Бал­каны, Дунайско-Карпатский регион, территория нынешней Украины с Кры­мом, Кавказ, Армянское нагорье и Анатолия.

На заре средних веков ведущая роль принадлежала Восточнохристианско-му, тогда еще в основе своей Византийскому миру, однако уже к середине VII в. динамика контактов задается утверждающейся Мусульманской цивили­зацией, охватившей полумесяцем с юга христианские народы от Пиренеев до Кавказа в начале VIII в. С этого времени, особенно с началом смут эпохи ико­ноборчества, византийцы утрачивают ведущую роль в цивилизационных кон­тактах в Средиземноморье. На несколько веков лидерство в межцивилизаци-онном общении переходит к странам Халифата.

Средиземноморско-переднеазиатская торговля уже с конца VII в. концент­рируется в руках мусульман и иудеев, как правило, подданных мусульманских правителей. Об их деятельности речь уже шла. В раннесредневековом Западно-христианском мире иудеи монополизировали торговлю предметами роскоши. Кроме них и, разумеется, мусульман, важную роль в средиземноморском това­рообороте играли и восточные христиане: греки, армяне и сирийцы-несториане.

Развитие торговли, как и паломничество из стран Европы на Ближний Вос­ток, способствовало постепенной инфильтрации на Запад элементов матери­альной и духовной культуры мусульманских стран и Византии. В техническом плане это было заимствование водяной и ветряной мельниц, в экономике — расширение под арабским влиянием денежного обращения, в духовной сфере — ознакомление с арабским перипатетизмом, успехами восточных естествен­ных наук (математики и медицины), распространение из Испании в Южную Францию поэтической культуры при бесспорном влиянии андалусской поэзии на творчество ранних провансальских трубадуров и пр.

В XI—XII вв. влияние рациональных знаний Мусульманской цивилизации на Западнохристианский мир через Западное Средиземноморье неизменно возрас­тает, и существенную посредническую роль в этом процессе выполняли иудеи. При этом устанавливаются и дипломатические контакты между западноевро­пейскими правителями и владыками мусульман, причем не только мавританской Кордовы, но и Багдада: в начале IX в. Карл Великий и "повелитель правоверных" Гарун аль-Рашид обменялись посольствами.

После поражений и смут VII — начала VIII вв., с окончанием периода ико­ноборчества, в циркумсредиземноморских контактах повышается и роль Ви­зантии. Ее внешнеполитические сношения с державой франков и Багдадским халифатом, с Римом, Русью, государствами Балкан и Кавказа носили регуляр-Межцивилизационные связи средневековья 521

ный характер. С середины VIII в. вплоть до начала XIII в. интенсифицировался и ее товарообмен, при том что с увеличением экономического потенциала Цен­тральной и Восточной Европы росло значение Константинополя как торгового посредника между ним и мусульманским Ближним Востоком, равно как и меж­ду Причерноморьем и Средиземноморьем в целом.

Усиливаются и культурные контакты между Мусульманским и Восточнохри-стианским мирами: первый главным образом при посредничестве сирийцев-не-сториан адаптирует грекоязычное иозднеантичное философское наследие, тогда как второй все более проникается образами восточного декоративно-прикладно­го искусства, заимствуя соответствующие технологические приемы. Через Ви­зантию этот пышный декор еще до эпохи крестовых походов проникает в Ита­лию, в частности в наиболее тесно связанную с грекоязычным миром Венецию.

К концу раннего Средневековья в общем балансе товарообмена и обще­ственно-культурных связей начинает возрастать роль таких отдаленных от ци-вилизационных центров областей, как лесная зона Восточной Европы с При­балтикой и Скандинавией, Прикамьем и Приуральем, с одной стороны, и об­ширная зона Судана от Атлантики до Эфиопии, со всем Восточноафриканским побережьем до "берега рабов" — Занзибара, с другой.

Сасанидское парадное серебро распространялось от р. Вятки до Среднего Урала и Оби, а клады куфических монет массово встречаются по древним тор­говым магистралям вдоль Днепра и Десны, Волги и Оки, Дона и Северского Донца до Балтийского моря. В это же время, как о том уже шла речь, купцы-русы, торговые представители киевских великих князей (каганов), совершали регулярные торговые экспедиции до Константинополя и Багдада.

С севера в обмен на предметы роскоши шли рабы, меха, мечи, мед, воск и пр. Параллельно с юга транссахарскими караванными путями и водами Индийского океана, Красного моря и Персидского залива гнали черных невольников, а также везли золото, слоновую кость, страусовые перья, шкуры экзотических животных и т. д. Рабы и скотоводческая продукция поступали и из зоны Евразийских степей.

Постепенно интенсифицировался и товарообмен Западнохристианского мира. Самой оживленной к рубежу I—II тыс. была торговля католического мира с мавританской Испанией, осуществлявшаяся преимущественно через Пиренеи, поскольку, ввиду пиратства, набегов норманов и североафриканских мусульман, в западной части Средиземного моря в это время плаванье судов на дальние расстояния почти прекратилось. Главные линии связей с Востоком проходят че­рез Венецию по Адриатическому морю, с одной стороны и, с другой — в обход опустошенного венграми Подунавья, через Чехию. Как пишет М. Блок:

"По уступам северного склона Карпат до самого Днепра двигались караваны, на обратном пути груженые также товарами из Константинополя и Азии. В Кие­ве они встречали могучий перекрестный поток, который по степям и водным і? путям устанавливал контакт между странами Балтики с Черным и Каспийским

морями, а также с оазисами Туркестана. Ибо Запад иногда был не в силах выпол­нять функцию посредника между Севером или Северо-Востоком континента и Восточным Средиземноморьем; и, без сомнения, он не мог предложить на своих землях ничего равноценного тому мощному товарообмену, что принес расцвета­ние Киевской Руси"1.

Блок М. Апология истории. — М., 1986. — С. 129.522 Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья

И, продолжает французский историк, в торговле с Востоком баланс Запада был резко дефицитным. Если из стран Леванта и Византии он получал почти исключительно товары роскоши, то взамен "он не мог предложить ничего, кро­ме рабов", а поскольку невольниками Восточное Средиземноморье в изобилии снабжалось из других регионов, "большая часть двуногого скота, награбленно­го в землях славян и латтов за Эльбой или закупленного у британских торгов­цев, направлялась в мусульманскую Испанию". Поэтому для торговли с Ближ­ним Востоком приходилось использовать серебро и золото, утекавшее из Евро­пы, что оборачивалось нехваткой в ней звонкой монеты.

Однако со второй половины XI в. характер связей Западнохристианского мира с Востоком начинает принципиально меняться. Экономический и демог­рафический рост дает свои плоды, и колонизационные потоки католиков уст­ремляются в центральные области Испании и Южной, а несколько позднее и Восточной Прибалтики, а также — в эпоху крестовых походов — достигают Эгеиды, Сирии и Палестины.

С началом Реконкисты Западная Европа берет в свои руки не только воен­но-политическую инициативу в отношениях с мусульманскими соседями, но постепенно начинает играть и более активную роль в торговле с Востоком. В Средиземноморье венецианцы и генуэзцы становятся главными торговыми посредниками между Западом, Византией и Мусульманским миром, а в Север­ном и Балтийском морях до Новгорода ведущая роль переходит к купцам севе­рогерманской Ганзы. К XIII в. преобладание католиков в пределах как Балтий­ского, так и Средиземноморского бассейнов становится неоспоримым. После Четвертого крестового похода их гегемония до взятия Константинополя турка­ми в 1453 г. утверждается и в Причерноморье.

Экспансия венецианцев и генуэзцев на Восток вела к созданию ими своих "колониальных мини-империй", простиравшихся в XIII—XV в. до Кипра и Крыма, при том что с этого времени Кафа (Феодосия) становится центром восточноев-ропейско-причерноморской работорговли, организуемой итальянцами. Приме­чательно, что повсюду европейцы стремились выговорить себе привилегии и льготы, не скрывая уже тогда своего отношения к представителям других куль­тур как к людям второго сорта. Яркий пример тому — отношение к православ­ным. Как подчеркивает Ж. Ле Гофф:

"То мирно, а то с оружием в руках они добивались привилегий, которые, поми­мо экономических выгод, обеспечивали настоящее этническое превосходство. Так, в торговом договоре между смоленским князем и немецкими купцами 1229 г. запи­сано: "Если русский покупает у немецкого гостя товар в долг и при этом он являет­ся должником какого-либо другого русского, то немец пусть получит долг первым". Если русский и немец одновременно прибывали к месту волока товаров, то рус­ский должен был пропустить немца первым... Торговая форма колонизации давала Западу также навыки колониализма"2.

При этом наблюдается и качественное изменение самого характера тор­говли Западнохристианского мира с соседними, утрачивающими динамику роста цивилизациями. Работорговля продолжает процветать, причем италь­янские купцы вывозят на Ближний Восток не только обращаемых в неволю татаро-монголами православных славян, половцев и кавказцев, но и своих

! Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992. — С.78—79.Межцивилизационные связи средневековья 523

же единоверцев, как, например, благочестивых участников Детского крес­тового похода 1212 г. Но со временем Запад перестает играть роль лишь импортера восточных товаров в обмен на натуральный продукт и невольни­ков и становится мощным поставщиком ремесленной, а вскоре и мануфак­турной продукции.

Отправляемые с Запада товары в Византийский мир и мусульманский или латинский Левант, а также, хотя и в меньшем масштабе, в Магриб относятся к очень разным категориям. Однако продукция сукноделия в западном экспорте со времен крестовых походов решительно преобладает. Центрами производ­ства сукна становятся Фландрия, Пикардия, Бурже, Лангедок и Ломбардия. С конца XI в. фламандские сукна продавали и в Новгороде.

К началу позднего Средневековья Западнохристианский мир становится доминирующей силой в отношениях не только с Восточнохристианской, но и с Мусульманской цивилизациями, используя ослабление каждой из них в ре­зультате ударов крестоносцев и опустошительных татаро-монгольских наше­ствий середины XIII в.

Однако абсорбировавшая монгольских правителей к западу от Тянь-Шаня Мусульманская цивилизация, несмотря на ослаблявшую ее борьбу между Чингизидами (золотордынский дом Джучи, иранские Ильханы, сред­неазиатские Чагатаиды), мамелюками, а затем Тимуром, турками-османа­ми, Тимуридами и пр., до XVI в. удерживает свои позиции в африканской торговле, в товарообмене в пределах Индийского океана и отчасти вод Юго-Восточной Азии.

Существенную роль Мусульманский Восток продолжает играть и в вос­точноевропейской торговле, причем если (кроме лесных товаров) в страны ислама чрез Кафу отсюда продолжает течь нескончаемый поток захвачен­ных татарами при набегах на соседние христианские государства невольни­ков, то в в обратном направлении идут предметы роскоши восточного про­изводства.

В этом отношении примечательны приводимые в середине XVI в. Миха-лоном Литвином данные о Киеве как о важнейшем пункте поступления дра­гоценных камней, шелка и шелковых тканей, ладана, шафрана, перца и про­чих восточных товаров из "Азии, Персии, Индии, Аравии и Сирии на север в Московию, Псков, Новгород, Швецию и Данию", при том что в обратную сторону, как вытекает из текста, могли идти лишь меха. Едва ли стоимость последних была эквивалентна тому, что поступало с Востока. Очевидно, тор­говый баланс здесь оставался отрицательным, не в пользу Восточной и Се­верной Европы.

Совершенно ясно, что и в позднем средневековье, и в течение XVI — перв. пол. XIX вв. мусульманские торговцы доминировали в экономических сноше­ниях по внутренних областях Азии, на путях к Индии и Китаю. Только этим и можно объяснить стремительное распространение ислама в находившемся ра­нее в зоне перекрестного индийского и китайского влияния Малайско-Индо-незийском ареале. Индийская торговля с мусульманской на равных конкури­ровать явно не могла, тогда как носившая государственный характер внешняя торговля Китая, поражая своей масштабностью еще в первой половине XV в., вскоре заметно сворачивается и "Поднебесная империя" предпочитает дистан­цироваться от прочего .мира.524_____________________________Цивилизации третьей генерации в эпоху средневековья


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты