КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Датское кино.Датский кинематограф в течение 10-х – 30-х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже. К сожалению, за годы Второй мировой этот уровень был утрачен, за исключением поздних фильмов великого Карла Дрейера. Лишь в конце 70-х гг., с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта «Догма-95», началось истинное возрождение датского кино. ГАД (Gad) Петер Урбан (1879 — 1947), датский режиссер. Племянник Поля Гогена, он оставил занятия живописью и начал работать в театре. После огромного успеха своего первого фильма «Бездна» (1910), в котором дебютировала Аста Нильсен, целиком посвятил себя работе в кино. Фильм о молодой женщине, чья всепоглощающая страсть к жестокому человеку приводит к кровавой развязке, стал моделью жанра, известного как «датская эротическая мелодрама». Лента также положила начало всемирной славе Нильсен, ставшей первой трагической актрисой кино. Сразу же после премьеры «Бездны» Гад и Нильсен, ставшие мужем и женой, получили приглашение работать в Германии. Сняв в Дании еще три фильма, они уехали в Германию и до развода (1916) продолжали работать вместе. Благодаря выразительной исполнительской манере Нильсен, в которой богатый пластический язык сочетался со сдержанностью и отсутствием аффектации, картины Гада, главным образом мелодрамы, получили большую популярность. Среди них — «Мрачный сон» (1911), «Пляска смерти» (1912), «Девушка без родины», «Смерть в Севилье», «Ангелочек» (все — 1913) и др. В 20-е годы Гад сделал фильмы под влиянием немецкого экспрессионизма — «Кристиан Ваншаффе» (1921), «Вознесение Ганнеле» (1922). В 1922 вернулся в Копенгаген, где поставил свой последний фильм «Колесо счастья» (1926) с участием К. Шенстрема и Х. Мадсена, известных как Пат и Паташон. Гад — один из первых теоретиков кино, выпустивший в 1919 книгу «Кино — его цели и средства» (русский перевод — 1924). ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (1889-1968), датский кинорежиссер, сценарист. Наиболее известные фильмы: «Вдова пастора» (1920, в гл. роли Хилдур Карлберг), «Михаэль» (1924), «Почитай свою жену» (1925), "Страсти Жанны д’Арк" (1927, Фальконетти), "День гнева" (1943), "Слово" (1955), "Гертруда" (1965). Оставшись сиротой, рано начал зарабатывал на жизнь пианистом в кафе, писал газетные статьи, а с 1912 — титры для компании «Нордиск». Заинтересовавшись всерьез кинематографом, создает сценарии (по ним поставлено 22 фильма), работает монтажером. В 1918 выпускает первую режиссерскую работу — мелодраму «Президент». В 1919 появляется его монументальный постановочный фильм «Страницы из книги сатаны». Следуя примеру «Нетерпимости» Д. У. Гриффита, Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой картине проявились не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма. Кризис датского кино заставляет режиссера искать продюсеров за границей, и его следующий фильм «Вдова пастора» (1920), где обнаруживается интерес Дрейера к человеческой психологии и очевидно его умение передавать ее на экране средствами немого кинематографа, поставлен в Швеции. Обращаясь к различному материалу в фильмах «Вдова пастора», «Возлюби ближнего своего» (1922), «Уважай свою жену» (1925), режиссер добивался максимальной достоверности атмосферы, декораций, деталей быта и игры актеров, придавая огромное значение выразительности крупного плана. Время от времени возвращался в Данию, где снял свою любимую оперетту «Однажды» (1922), но чаще выступал независимым режиссером, вступая в постоянные конфликты с продюсерами. Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии ленте «Михаэль» (1924) и в главной картине всей его творческой жизни — «Страсти Жанны Д'Арк», снятой в 1928 во Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини, и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; съемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальное полотно изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны Д'Арк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени. После провала картины в прокате Дрейер нашел продюсера для своего нового фильма «Вампир» лишь в 1932. Удивительный экскурс в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, «Вампир» остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности. Неуспех фильма заставил Дрейера вернуться в журналистику, и его следующая игровая лента — монументальная драма «День гнева» об «охоте на ведьм» в Норвегии средних веков — была поставлена только в 1943. После войны он снимает серию документальных картин, а также религиозно-философский фильм «Слово» (1955, главный приз МКФ в Венеции) и стилистически изысканную ретро-ленту «Гертруда» (1964), которые стали общепризнанными шедеврами. Актеры: Нильсен (Nielsen) Аста (1881 — 1972), датская актриса. Родилась в Копенгагене. Дочь прачки. Училась в школе при Королевском театре, в 18 лет дебютировала на сцене. Впервые снялась в кино в 1910, уже будучи известной театральной актрисой. Ее наставником, а позднее мужем стал режиссер Урбан Гад, поставивший около 30 картин с ее участием, в основном в Германии. Бледная красавица с горящими темными глазами, она была законодательницей европейской моды. Стиль ее игры отличался сдержанностью по сравнению со многими звездами того периода, и она бралась за широкий спектр ролей, включая даже роль Гамлета в экранизации 1920. Лучше всего играла трагических героинь: «Фрекен Юлия» (1922), «Гедда Габлер» (1924) и др. Одной из ее последних работ была характерная роль в фильме Г. В. Пабста «Безрадостный переулок» (1925), в котором главную роль сыграла Грета Гарбо, а в массовке мелькнула Марлен Дитрих. Конец карьеры Нильсен совпал с приходом звука. Она сыграла в звуковом кино лишь однажды, переключившись на работу в театре. С приходом к власти нацистов вернулась в Данию, хотя Геббельс предлагал ей собственную киностудию. Написала книгу воспоминаний «Немая муза» (1945). Пат и Паташон, прозвища, под которыми в России, Франции и Германии была известна комическая датская пара — Харальд Мадсен (Паташон, 1890 — 1939) и Карл Шенстрем (Пат, 1881 — 1942). В Дании были известны как Маяк и Прицеп, в Великобритании как Длинный и Короткий. Пат — высокий и очень худой, задумчивый меланхолик по темпераменту, Паташон — низенький толстяк, подвижный и шустрый, простоватый, но себе на уме. Маски были взяты из цирка, где начинал клоуном Мадсен. Всемирную известность комики приобрели в немых фильмах режиссера Л. Лаауритцена (1921-32), полных забавных гэгов. После наступления эры звукового кино утратили популярность.
|