КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Английское кино.Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. Существовала прекрасная актерская школа, особенно театральная. Глубокие культурные корни, вспомните хотя бы великую английскую литературу. Но закостенелость традиций, английский снобизм, дистанцирование от мировой культуры и «своеобразный» английский юмор мешали развитию кинематографа. Профессия кинорежиссера считалась абсолютно непрестижной, даже непристойной. Это, кстати, была одной из главных причин, почему самый крупный английский кинорежиссер А.Хичкок переехал в США. КОРДА (Korda) Александр (наст. имя и фам. Шандор Ласло Келнер) (1893-1956), англ. кинорежиссер, продюсер, сценарист. Наболее известные фильмы: "Частная жизнь Генриха VIII" (1933), "Рембрандт" (1936), "Леди Гамильтон" (1941), "Идеальный муж" (1947) и др. Выходец из Венгрии. Вырос в богатом поместье, где его отец был управляющим. После внезапной смерти отца переезжает в Будапешт, где по окончании Королевского университета становится известным левым журналистом, пишущим под псевдонимом Шандор Корда. В кино с 1915. Во время Венгерской Советской республики (1919) комиссар кино, участвовал в его национализации. После падения Советов эмигрировал в Австрию, затем в Германию, затем в США (в Голливуд). Вернулся в Европу в 1929, с 1931 осел в Англии. В 1932 создал компанию «Лондон филмс», ставшую одним из главных производителей английских фильмов. На студиях компании Корда как продюсер и режиссер поставил около 40 фильмов разных жанров. Его фильм «Частная жизнь Генриха VIII» (1933) стал вехой в истории английского кино, предопределив развитие целого направления в «костюмном» историческом фильме. Из последующих режиссерских работ Корды в жанре «частной жизни» исторических персонажей критикой был высоко оценен «Рембрандт» (1936), а публикой — «Леди Гамильтон» (1941). Много сделал для ряда актеров и режиссеров — Л. Оливье, К. Рида и др. За заслуги в области кино в 1942 возведен в рыцарское достоинство. КОРДА (Korda) Золтан (1895— 1961), английский кинорежиссер. Родился в Пуштатурпашто (Венгрия). Брат А. Корды и В. Корды. До Первой мировой войны работал клерком, затем воевал, был отравлен газами. С 1918 работал на студии у старшего брата монтажером, тогда же снял (в соавторстве) свой первый фильм. Сопровождал Александра во всех его странствиях, в 40-х годах работал в Голливуде. Его фильмы, как правило, разворачиваются в экзотических уголках земли, в них дышит дух английской колониальной империи. Режиссерскую манеру Золтана Корды отличало внимание к выразительным деталям, создающим историческую атмосферу, и умение создать местный колорит, в чем ему часто помогал брат Винсент. Из фильмов наиболее известны «Маленький погонщик слонов» (1937, совместно с Р. Флаэрти), «Четыре пера» (1939), «Книга джунглей» (1942), «Плачь, любимая страна» (1951). Умер в Лос-Анджелесе. УЭЙЛ (Whale) Джеймс (1896 — 1957), англо-американский режиссер. Бывший газетный карикатурист, он увлекся любительским театром в немецком лагере для военнопленных во время Первой мировой войны. Вернувшись в Англию, перешел на профессиональную сцену, став позже художником-декоратором, а затем и режиссером. Уехал в Голливуд в 1930, чтобы снять фильм по одной из своих театральных постановок. После картины «Мост Ватерлоо» (1931, первая версия сюжета) студия «Universal» предложила Уэйлу поставить фильм ужаса «Франкенштейн» (1931). Сенсационный успех ленты заставил режиссера продолжить работу в этом жанре. «Старый темный дом» (1932, по Дж. Б. Пристли) обыгрывал ситуацию загадочного дома, в котором из-за непогоды вынуждены укрыться незваные гости. В фильме, собравшем уникальный актерский состав из числа ветеранов английской сцены, Уэйл впервые дал волю своему черному юмору, который придал столь же неповторимую окраску картинам «Человек-невидимка» (1933, по Герберту Уэллсу) и «Невеста Франкенштейна» (1935). Все четыре фильма, помимо черного юмора, отличаются хорошей литературной основой, почти экспрессионистской атмосферой, вниманием к деталям, выразительным движением камеры, великолепной актерской игрой. Позднее Уэйл с успехом обращался к таким жанрам, как комедийный детектив «Помнишь прошлую ночь?» (1935), биография «Великий Гаррик» (1937), приключенческий фильм «Человек в железной маске» (1939). Однако с началом 40-х годов звезда его карьеры необъяснимо быстро закатилась: сняв еще всего два фильма, он ушел из кино и отдался другой своей страсти — живописи. В 1957 Уэйл утонул в бассейне своего дома при загадочных обстоятельствах. Всего режиссер поставил 21 фильм (первые 4 на родине, остальные в Голливуде). ГРИРСОН (Grierson) Джон (1898 — 1972), английский кинорежиссер-документалист. На творчество Грирсона оказали влияние С. М. Эйзенштейн и Вс. Ил. Пудовкин. Фильмы: «Рыбачьи суда» (1929), «Ночная почта» (1936), «Северное море» (1938) и др. ПАУЭЛЛ (Powell) Майкл (1905 — 1990), английский режиссер, сценарист, продюсер. С юности увлекся кино, но начал профессиональную карьеру банковским клерком. Во время поездки во Францию случайно попал в съемочную группу режиссера Рекса Ингрэма, у которого вскоре дебютировал как актер (1927). По возвращении в Англию испробовал несколько киноспециальностей, в том числе работая на ранних фильмах Альфреда Хичкока. С 1931 по 1936 поставил 23 низкобюджетные картины, большинство из которых не сохранились. В 1937 снял один из шедевров английского кино, фильм «Край света» — проникнутую мистическим романтизмом историю о жизни, любви и смерти на крошечном шотландском острове. Фильм понравился Александру Корде, который предложил Пауэллу контракт и сотрудничество с молодым венгерским сценаристом Эмериком (Имре) Прессбургером. Их первыми совместными работами были триллеры «Шпион в черном» (1939) и «Контрабанда» (1940). Пауэлл был одним из режиссеров, работавших над классической сказкой «Багдадский вор» (1940), после которой снял антифашистскую приключенческую ленту «49-я параллель» (1941). В 1942 Пауэлл и Прессбургер создали продюсерскую компанию «Арчерс», и в титрах их последующих фильмов оба фигурировали как сценаристы, продюсеры и режиссеры. Фильм «Жизнь и смерть полковника Блимпа» (1943), который Эндрю Саррис назвал «английским «Гражданином Кейном», был историей офицера, прошедшего через три войны и потерявшего молодость и любовь трех женщин, но не свои убеждения и лучшего друга. Фильмами «Кентерберийская история» (1944) и «Я знаю, что делаю!» (1945) Пауэлл и Прессбургер продолжили свой «крестовый поход против материализма», дав в них многоплановую романтическую трактовку английской истории и национального характера. «Вопрос жизни и смерти» (1946) был романтической феерией о летчике, случайно не погибшем в разбившемся самолете из-за ошибки ангела, который должен был забрать его в рай. «Черный нарцисс» (1947) развивал ключевую для Пауэлла тему мистической силы природы и ее власти над человеком. Фильм «Красные башмачки» (1948) до сих пор остается лучшим фильмом о балете в мировом кино. Драма «Маленькая задняя комната» (1949) и музыкальный фильм «Сказки Гофмана» (1951) были последними совместными шедеврами Пауэлла и Прессбургера. В середине 40-х годов они считались ведущими режиссерами мирового кино, однако в последовавшую за этим эпоху неореализма их романтическому стилю не было места. Их партнерство было полюбовно расторгнуто в 1956. Пауэлл снял один из своих лучших фильмов — «Наблюдающий» /«Подглядывающий» (1960). Жестокий психологический триллер о маньяке, убивающем женщин ради того, чтобы наблюдать за их агонией, опередил свое время. Никто из современников не заметил в фильме философского исследования самой природы кино, по сути своей близкого вуайеризму. Реакция критиков была настолько гневной, что карьера Пауэлла практически закончилась с этой лентой. Он снял позднее несколько фильмов в Австралии, лучший из которых — «Возраст согласия» (1968). На два десятилетия его имя и фильмы были забыты. Их повторное открытие связано с именами таких режиссеров, как Ф. Ф. Коппола, М. Скорсезе и С. Спилберг, много сделавших для реставрации фильмов Пауэлла и их критической реабилитации. РИД (Reed) Кэрол (1906 — 1976), английский режиссер. Родился в Лондоне. Любовь к театру заставила Рида бросить занятия сельским хозяйством, к которым его готовили родители, и пойти в актеры. В 1924 он дебютировал на лондонской сцене, инсценировал детективы, а с начала 30-х годов стал работать в кино, получив первую постановку в 1935. Снимая скромные малобюджетные картины, Рид выработал неброский реалистический стиль, во многом предвосхитивший послевоенный неореализм. Его экранизация романа А. Кронина «Звезды смотрят вниз» (1939) является прямой предшественницей фильмов 50-х годов на «рабочую тему». Много сделав в пропаганде и документалистике в годы войны, Рид снял свои лучшие фильмы в послевоенное десятилетие. «Выбывший из игры» (1947) — драма преследования, в ходе которой раненый ирландский террорист оказывается, в конце концов, отторгнут занятыми своими проблемами жителями Белфаста. Стилистика во многом напоминает французский довоенный «поэтический реализм» Карне—Превера, однако свет и тени наложены резче, а символическая тема одиночества и страдания человека проведена более выпукло. Явная близость художественных интуиций Рида к метафизике Грэма Грина выразилась в том, что в следующих двух фильмах литературной основой является творчество писателя (рассказ и оригинальный сценарий). «Поверженный идол» (1948), увиденная глазами ребенка драма классического треугольника взрослых людей, — свидетельствует о трагической усложненности человеческих отношений по сравнению с «естественной простотой» детства. «Третий человек» (1949) — хрестоматийный образец субъективного поэтического кинематографа, из частного криминального расследования в холодной и разрушенной послевоенной Вене создающего картину тщеты человеческих усилий в погоне за фантомами. Умение создать настроение, внимание к выразительным деталям, искусное сюжетосложение проявились и в других фильмах Рида, например, в «Человеке посредине» (1953), во многом близком «Третьему человеку» и сюжетно обыгрывающем ситуацию разделенного Берлина, однако они не поднимались до уровня послевоенной «трилогии». Последний крупный успех ожидал его в 1968, когда вышла экранная версия мюзикла «Оливер!» (премия «Оскар» за фильм и режиссуру). Премия «Оскар» в номинации «Документальные фильмы» за 1945 год, лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1947 год, Главный приз Каннского кинофестиваля за 1949 год. РОТА (Rotha) Пол (1907 — 1984), английский кинорежиссер-документалист. Фильмы: «Верфь» (1934), «Мир изобилия» (1943), «Земля обетованная» (1944); игровой фильм «Кошка и мышь» (1958), антифашистский фильм «Нападение» (1963) и др. Художник: Корда Винсент (Vincent Korda) (1896 — 1979), английский художник-постановщик венгерского происхождения. Брат А. Корды и З. Корды. Талантливый художник Винсент Корда успешно работал в кино и часто сотрудничал со своими братьями-режиссерами Александром и Золтаном. Получил премию «Оскар» за оформление фильма «Багдадский вор» (1940). Выдвигался на «Оскара» за фильмы «Леди Гамильтон» (1941), «Книга джунглей» (1942) и «Самый длинный день» (1962). Актеры: Джонсон (Johnson) Селия (1908 — 1982), английская актриса. Работала преимущественно в театре, но сыграла в кино несколько ярких ролей. Училась в Королевской академии драматического искусства. На сцене с 1928. Дебютировала в кино в фильме Ноэла Кауарда и Дэвида Лина «В котором мы служим» (1942). Снялась у Лина в фильме «Это счастливое племя» (1944) и вошла в историю кино ролью в его же классической мелодраме «Короткая встреча» (1945), за которую получила номинацию на «Оскар». За заслуги перед театром была награждена Орденом Британской империи. Получила премию Британской киноакадемии за роль второго плана в своем последнем кинофильме «Мисс Броди в расцвете лет» (1969). В 70-е годы снималась на ТВ. Ли (Leigh) Вивьен (1913 — 1967), английская и американская актриса. Настоящая фамилия — Хартли. В 1932 году обучалась в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. С 1934 — в эпизодических ролях в кино, с 1935 выступала на сцене. Хрупкая красота Ли не соответствовала стереотипам английского экрана, а ее личность предполагала исполнение ролей независимых и душевно незащищенных женщин, которые отвоевывают место в эгоистичном и жестоком мире мужчин благодаря силе своей любви, интеллекту и незаурядному характеру. Продвижению актрисы в театре не способствовал скандал вокруг ее романа с Л. Оливье, хотя шекспировские роли (Титания и Офелия) заставляли признать своеобразный дар Ли. Успех у публики в фильмах продюсера А. Корды «Пламя над Англией» (1937) и «Мрачное путешествие» (1937), в комедиях «Буря в стакане воды» (1937) и «Янки в Оксфорде» (1938) и в драме «Переулок Св. Мартина» (1938), не помешал некоторым критикам утверждать, что удачи актрисы объясняются только ее внешностью или помощью Л. Оливье. Поворотным в судьбе Ли стал образ Скарлетт в американской эпопее «Унесенные ветром» (1939) по роману М. Митчел (премия «Оскар» за роль). Не желая следовать примеру американских кинозвезд, повторяющих себя из фильма в фильм, Ли продолжает выступать на сцене, а ее новые работы в кино (балерина в мелодраме М. Ле Роя «Мост Ватерлоо» и леди Гамильтон в одноименной драме А. Корды) продемонстрировали не только уникальный дар перевоплощения и тонкий психологизм, но и верность постоянной теме актрисы — гибели личности, которая пыталась сохранить верность себе и своим принципам в лицемерном мире. Ведущая актриса английской сцены 40-х и 50-х годах, она вместе с Л. Оливье с блеском выступает в пьесах Т. Уайлдера, Р. Шеридана, Ж. Ануя и Т. Уильямса, а также в трагедиях Шекспира. Экранные работы конца 40-х годов, такие как «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Анна Каренина» (1948) уступают голливудским ролям, что связано с уровнем режиссуры и возможностями английских студий, но возвращение в США для съемок в экранизации «Трамвая «Желание» (1951) приносит Ли второй «Оскар» и премию на МКФ в Венеции. В драматической борьбе с тяжелой болезнью актрисе удается создать на сцене ряд шекспировских шедевров (Виола, леди Макбет, Лавиния). На экране ее редкие появления связаны с темой женского одиночества и мужского предательства. Лучшая роль в это время — миссис Тредвелл в «Корабле глупцов» (1965) С. Крамера сыграна с беспощадной самоотдачей и филигранным мастерством. Лоутон(Laughton) Чарльз (1899 — 1962), английский и американский актер. Сын хозяина небольшого отеля, он должен был порвать с родителями, чтобы поступить в Королевскую академию драматического искусства, где учился в классе Ф. Комиссаржевского. В постановках последнего играл гоголевских и чеховских персонажей, вырос в одного из ведущих актеров британской сцены. Приглашенный в Голливуд в 1931, получал анекдотические роли, например, в фильме «Если бы у меня был миллион» (1932) или играл злодеев и маньяков, например, в фильме «Старый темный дом» (1932), «Остров потерянных душ» (1933). В 1933 вернулся в Англию, чтобы выступить в фильме А. Корды «Частная жизнь Генриха VШ» (премия «Оскар»). Обстоятельства помешали Корде реализовать предназначенные для Лотона ленты «Сирано де Бержерак» и «Я, Клавдий» (1937), а кинобиография Рембрандта (1936) не выдерживала сравнения с «Генрихом VШ». В Голливуде актер блеснул серией перевоплощений, сыграв деспота-отца в «Барретах с Уимпол-стрит» (1934), потомственного лакея в фильме «Рагглз из Ред-Геп» (1935), свирепого морского волка в фильме «Мятеж на «Баунти»» (1935), фанатичного Жавера в фильме «Отверженные» (1935) и Квазимодо в «Собор Парижской Богоматери» (1939). В годы войны работал на радио, выступал в госпиталях и снялся в нескольких фильмах в ролях старых бонвиванов. Исключением стала роль дирижера, выступающего в расползающемся фраке под хохот благородной публики в одной из новелл «Сказок Манхэттена» (1942). Демократизм Лоутона и его стремление к трагическим ролям и большим темам противоречили реальности Голливуда, и лучшие роли были созданы актером в 40-е годы на сцене. Значительное время отнимают также пользующиеся подлинным успехом гастроли Лотона-чтеца, собравшего уникальный моноспектакль из отрывков любимых литературных произведений. В 50-е годы он снимает умную, ироничную, изобразительно смелую картину «Ночь охотника» (1955) о религиозном фанатизме, создает яркие и запоминающиеся образы адвоката («Свидетель обвинения», 1958) и римского трибуна Гракха в фильме «Спартак» (1960), успевает закончить съемки в фильме «Совет и согласие» (1962). Ричардсон (Richardson) Ралф (1902 — 1983), английский актер. Один из величайших актеров английского театра, снявшийся более чем в 50 фильмах. Работал рассыльным в страховой компании, прежде чем дебютировал на сцене в 1920. Приобрел известность шекспировскими ролями в театре «Олд Вик» в 30-е годы. Первую роль в кино сыграл в 1933, в фильме ужаса «Вурдалак», сразу установив свое амплуа эксцентричного, обаятельного, немного нелепого англичанина. Первоначально снимался, в основном, в комедиях и комедийных триллерах, часто у продюсера Александра Корды: «Человек, который умел творить чудеса» (1936), «Самолеты типа Q» (1939). За классической приключенческой лентой «Четыре пера» (1939) последовали роли в пропагандистских и антифашистских фильмах, среди которых выделяется «Серебряный флот» (1942). После войны сыграл Каренина в фильме «Анна Каренина» (1948) и одну из своих лучших ролей, дворецкого Бэйтса, в картине Кэрола Рида «Поверженный кумир» (1948, по Грэму Грину). В 1947 получил рыцарский титул за заслуги в развитии английского театра. Сыграл в Голливуде у Уильяма Уайлера в фильме «Наследница» (1949) и был выдвинут на премию «Оскар». В 1952 поставил триллер «Дома в семь», в котором исполнил главную роль. Играл у Дэвида Лина в лентах «Звуковой барьер» (1952) и «Доктор Живаго» (1965), у Лоренса Оливье в «Ричарде III» (1955), вновь у Кэрола Рида в фильмах «Изгнанник островов» (1951) и «Наш человек в Гаване» (1959). Одну из своих лучших эксцентричных ролей сыграл в комедии «Другой ящик» (1966, по Р. Л. Стивенсону). В жизни Ричардсон был таким же эксцентриком, как на экране, носил красные носки, до 80 лет гонял на мотоцикле, обожал разыгрывать как друзей, так и людей незнакомых. Среди поздних ролей выделяются работы в фильмах «О, счастливчик!» (1973), «Бандиты времени» (1981, роль Бога). Ричардсон умер незадолго до выхода в прокат своего последнего фильма «Грейстоук, легенда о Тарзане, повелителе обезьян» (1983), в котором сыграл старого лорда Грейстоука, катающегося по лестницам на чайном подносе. Режиссер Хью Хадсон перемонтировал картину, чтобы включить больше эпизодов с участием Ричардсона, и посвятил фильм его памяти. Гилгуд (Gielgud) Джон (1904 — 2000), английский актер, режиссер. Родился в Лондоне. Будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри, Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра. После окончания Королевской академии драматического искусства дебютировал на сцене в 1921. С того же года снимается в кино. Один из лучших сценических Ромео и Гамлетов своего времени, Гилгуд как актер принадлежит к романтической театральной традиции. Высокий рост, благородная осанка, крупная лепка лица, напряженный и одновременно богатый интонациями голос, — все это делало эффектным актера на сцене. Как и для большинства театральных английских актеров, киносъемки были для него делом второстепенным. Тем не менее он начал сниматься еще в немом кино, а также сыграл главную роль в раннем фильме А. Хичкока «Тайный агент» (1936). Крупной киноработой стала его роль Дизраэли в биографическом фильме Т. Дикинсона «Премьер-министр» (1941). Период активной работы в кино начался в 1953. Исполнение роли пылкого тираноборца Кассия в «Юлии Цезаре» (1953) открывает список нескольких шекспировских экранизаций с участием Гилгуда. Роль элегантного интригана французского короля Людовика VII в «Бекете» (1964) по пьесе Ж. Ануйя принесла ему номинацию на премию «Оскар» за роль второго плана. Начиная с 60-х годов Гилгуд часто снимается в «возрастных» эпизодических ролях, играя персонажей, с которыми ассоциируется понятие традиционных английских ценностей, в каком бы ключе, разоблачительном или ностальгическом, они ни интерпретировались. В этом же качестве он часто появляется в многочисленных телефильмах. Роль острого на язык дворецкого в комедии «Артур» (1981, С. Гордона) принесла ему «Оскара». Из ролей последнего времени наиболее значительной стал неоднократно игравшийся им на сцене Просперо в «Книгах Просперо» (1991) П. Гринуэя. В этом постмодернистском варианте шекспировской «Бури» действие происходит в воображении старого волшебника, уединившегося со своими книгами в неком дворце, населенном духами. В 1953 Гилгуд был возведен английской королевой Елизаветой II в рыцарское звание. Оливье (Olivier) Лоренс (1907 — 1989), английский актер театра, кино и ТВ. Родился в Доркинге (Англия). Сын сельского священника, он в 17 лет бросает занятия в Оксфорде и поступает в Школу дикции и драмы Элси Фогерти. Ко времени дебюта в фильме «Слишком много мошенников» (1930), успел сыграть множество ролей в различных театрах. В 30-е годы становится одним из наиболее известных «молодых любовников» своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, добился крупного успеха в фильме «Грозовой перевал» (1939) У. Уайлера. В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. Обыгрывание этого контраста, в большой мере присущего английскому национальному характеру, стало в дальнейшем одной из главных актерских красок Оливье. В 40-е годы актерским и режиссерским триумфом Оливье стала экранизация шекспировского «Генриха V» (1944), органично сочетающая театральные и кинематографические приемы. В дальнейшем он неоднократно обращался к киноверсиям Шекспира, таким как «Гамлет» (1948); «Ричард III» (1956); «Отелло» (1966), и каждый раз это было событием. Ключевым в современном репертуаре стало для него исполнение роли конферансье из мюзик-холла в фильме по пьесе Д. Осброна «Комедиант» (1959). Крах человека, неспособного на личностное «самостоянье», стал в исполнении Оливье метафорой социального краха целого поколения «промотавшихся отцов». В 60-е и последующие годы многие его персонажи несут в себе уже не драматизм взаимодействия личностного начала с социальным лицедейством, а разоблачение лицедейства как такового. Роли стали более одноплановыми: либо целиком «отрицательные», либо «положительные». Нацистский преступник в «Марафонце» (1976) и тут же охотник за бывшими нацистами в «Мальчиках из Бразилии» (1978). Один из наиболее признанных английских актеров, первый руководитель основанного в 1963 Национального театра, Оливье в 1947 был возведен в рыцарское достоинство, а в 1970 получил пожизненное пэрство. Редгрейв (Redgrave) Майкл (1908 — 1985), английский актер и театральный режиссер. Родился в Бристоле. Будучи преподавателем языков с кембриджским дипломом, ушел в актеры и с 1934 работал в профессиональных театрах. Высокий, статный, с крупными чертами лица и красивым голосом, он вскоре стал одним из главных «премьеров» английской сцены. На экране дебютировал в фильме А. Хичкока «Леди исчезает» (1938). Отличительной чертой его киноисполнительства стал общий элегантный рисунок роли вкупе с тонким психологическим анализом персонажа. Его чревовещатель в новелле А. Кавальканти из фильма «Глубокой ночью» (1945), психопат, переносящий на свою куклу собственные болезненные агрессивные комплексы, оказался самым запоминающимся героем из всех четырех новелл. И если в уайльдовском денди из экранизации пьесы «Как важно быть серьезным» (1952) Редгрейв подчеркивает общее благородство манер, то в школьном учителе из «Версии Браунинга» (1951) его прежде всего интересуют малоприметные психологические нюансы поведения (приз МКФ в Канне). Таким же психологизмом отмечена в «Безжалостном времени» (1957, Дж. Лоузи) роль писателя-алкоголика, преодолевающего пагубную слабость, совершая акт самопожертвования. Столь богатых по психологическому накалу ролей у Редгрейва было не очень много. За заслуги в области театрального искусства Редгрейв был в 1958 возведен в рыцарское достоинство. Мейсон(Mason) Джеймс (1909 — 1984), английский актер. Сын состоятельного торговца шерстью, он изучал архитектуру в Кембридже, где ради забавы принимал участие в любительских театральных постановках. По окончании колледжа предпочел своей специальности профессиональную сцену и добился успеха в Дублине, а затем и в Лондоне, в труппе «Олд Вик». Его заметил Александр Корда, давший Мейсону в 1933 небольшую роль в кино, но уволивший его после нескольких дней съемок. С 1935 он снимался в низкобюджетных фильмах, делавшихся в сжатые сроки, чтобы соблюсти установленную правительством квоту национального репертуара в кинотеатрах. В 1937 сыграл маленькую роль в костюмном фильме «Пламя над Англией», в 1939 продюсировал вместе со своей будущей женой, актрисой Памелой Келлино, триллер «Я встретила убийцу», получивший высокую оценку критиков. Будучи пацифистом, по убеждениям, Мейсон отказался от службы в армии во время войны, из-за чего семья порвала с ним отношения на много лет. После значительных ролей второго плана в таких престижных постановках, как «Замок шляпника» (1942) и «Скала грома» (1943), он добился личного триумфа в костюмно-приключенческой ленте «Человек в сером» (1943). Фильм, который помимо актерских работ не отличался высоким качеством, мгновенно сделал Мейсона звездой и породил множество имитаций, создав в английском кино так называемую «школу Гейнсборо» (по названию студии). Мейсон некоторое время играл тот же образ романтического негодяя, жестокость которого пленяет женщин. Лента Энтони Асквита «Фанни при газовом свете» (1944) и в особенности фильм «Седьмая пелена» (1945), ставший международным хитом, сделали его самым кассовым актером Англии. Интересным отступлением от романтического канона была мистическая картина о привидениях «Свой собственный дом» (1945), где молодой Мейсон убедительно сыграл стареющего героя. Многие критики считают его лучшей ролью пассивный, по сути, образ раненного ирландского террориста, пытающегося уйти от полиции, в фильме Кэрола Рида «Выбывший из игры» (1947). В тот же год Мейсон уехал в США, где первую роль сыграл в недооцененном фильме Макса Офюльса «Пленница». Еще раз снявшись у Офюльса в ленте «Момент безрассудства» (1949), он получил затем восторженные отзывы критиков за роль нацистского фельдмаршала Эрвина Роммеля в фильме «Лис пустыни» (1950). В 1952 сыграл две блестящие роли: Руперта фон Генцау в римейке классической картины «Пленник Зенды» и камердинера английского посла в Турции, продающего нацистам военные тайны союзников, в шпионском триллере Джозефа Л. Манкевича «Пять пальцев». В 1953 сыграл Брута в «Юлии Цезаре» и вновь снялся у Кэрола Рида в фильме «Человек на распутье». За роль спивающегося актера, основанную во многом на характере Джона Бэрримора, в ленте «Звезда родилась» (1954) он получил номинацию на «Оскар». В тот же год сыграл капитана Немо в фильме «20.000 лье под водой» по роману Жюля Верна. Мейсон, в отличие от многих звезд Голливуда, не хотел варьировать один и тот же образ; он был, по сути, блестящим характерным актером, и это часто затрудняло ему впоследствии выбор ролей. Его критиковали за неразборчивость и участие в посредственных картинах, но это объяснялось отчасти необходимостью оплатить дорогостоящий развод с Памелой Келлино. Даже в худших своих лентах он никогда не играл плохо, и ему продолжали время от времени попадаться яркие роли: у Альфреда Хичкока в триллере «К северу через северо-запад»; в новой экранизации Жюля Верна «Путешествие к центру земли» (оба 1959); у Стэнли Кубрика в «Лолите» (1964, роль Гумберта Гумберта; Мейсон впоследствии подружился с Набоковым, когда жил по соседству с ним в Швейцарии). С 60-х годов он снимался, в основном, в Европе. Получил номинацию на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Девчонка Джорджи» (1966), сыграл Тригорина в «Чайке» (1968), снимался у Майкла Пауэлла в «Возрасте согласия» (1969), у Джона Хьюстона в фильме «Человек по имени Маккинтош» (1973) и Сэма Пекинпа в «Железном кресте» (1977). Среди его последних фильмов выделяются судебная драма Сиднея Люмета «Вердикт» (1982, номинация на «Оскар» за роль второго плана) и картина Алана Бриджеса «На охоте» (1984). В 1981 он опубликовал автобиографию «Пока не забыл». Его второй женой с 1971 была актриса Кларисса Кей. Его сын, продюсер Морган Мейсон, является директором компании «London Films».
|