Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Голливуд в 1930-е – 1960-е годы. 3 страница




РЕЙ (Ray) Николас (1911 — 1979), американский сценарист и режиссер. Настоящее имя и фамилия Реймонд Николас Кинцле. Несмотря на то что снял всего около двадцати фильмов и большая часть из них появилась между 1949—1962, пользуется у критиков и киноманов реноме «автора». Сын строителя, учился в университетах Чикаго и Висконсина, изучал архитектуру под руководством самого Ф. Л. Райта. В качестве актера и режиссера участвовал в постановках передвижных театров. С 1932 был связан с нью-йоркским «Груп-театр» (что отвечало его левым симпатиям и интересам), где принимал участие в постановках Э. Казана. Позднее работал под руководством Дж. Хаузмана в театре «Феникс». В годы Второй мировой войны — автор и режиссер агитационных радиопрограмм по заказу отдела военной информации. После 1945 — ассистент режиссера на фильме Э. Казана «Дерево растет в Бруклине», режиссер на Бродвее и на телевидении. В 1948 поставил игровой фильм «Ночные воры», переименованный в 1949 в «Они живут по ночам». Этот эмоциональный рассказ о преследуемой законом юной паре открывает серию фильмов Рея, связанных единством темы, взгляда на жизнь и почерком. Столь же типичны для фильмов Рея одиночество главного героя и его бессознательный бунт, который заявляет о себе то беспричинной жестокостью, то вызывающим нарушением стандартов старшего поколения, то пристрастием к алкоголю и наркотикам, то в опустошающей жажде деятельности и успеха. За рассказом об одиночестве голливудского сценариста в фильме «В одиноком месте» (1950) выходят «фрейдистский» вестерн «Джонни Гитар» (1954) и главная картина Рея «Бунтовщик без причины» (1955, номинация на «Оскар» за лучший сценарий) с Джеймсом Дином в главной роли, ставший «культовым» фильмом американской молодежи 50-х. Мастер атмосферы и напряженной интриги, стремившийся к подвижности и естественности камеры, Рей превратился в одну из влиятельнейших фигур американского кино, хотя снимал все реже и реже «Подлинная история Джесси Джеймса» (1957); «Невинные дикари» (1960); «55 дней в Пекине» (1963) и не снял ничего после 1963, посвятив себя преподавательской деятельности. В конце 70-х годов Рей снялся в фильмах «Американский друг» (1977) В. Вендерса и «Волосы» (1979) М. Формана. В 1980 вышел осуществленный при его участии документальный фильм Вендерса «Молния над водой»/«Фильм Ника» о Рее, умирающем от ракового заболевания.

КЕЛЛИ (Kelly) Джин (1912 — 1996), американский танцовщик, режиссер и актер. Настоящие имя и фамилия — Юджин Джозеф Каррэн Келли. Один из немногих королей трудного жанра мюзикла и музыкальной кинокомедии. В молодости перепробовал множество профессий — был каменщиком, прислуживал, подрабатывал журналистикой и преподаванием танцев. Первая роль в кино — в фильме «Для меня и моей девушки» (1942). В последующие несколько лет активно снимался в музыкальных фильмах, проявив себя и как талантливый танцор, и как незаурядный актер. А фильмы с участием Келли второй половины 40-х и 50-х годов и поныне являются легендами жанра мюзикла, в особенности фильмы режиссера Винсенте Миннелли «Зигфилд фоллиз» (1946); «Пират» (1948); «Американец в Париже» (1951); «Бригадун» (1954), а также фильмы, поставленные самим Келли в сотрудничестве с режиссером Стэнли Доненом: наиболее известны «Увольнение в город» (1950, Премия «Оскар» в номинации «Почетный приз» за 1951 год); «Песни под дождем» (1952); «В Нью-Йорке прекрасная погода» (1955). С 1956 занимался режиссурой самостоятельно — «Приглашение к танцу» (1956, Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1956 год); «Счастливый путь» (1957); «Миллиардерша», 1960; «Вот это развлечение—2»/«Голливуд. Голливуд!» (1976) и сам играл в своих фильмах. Ленты, в которых выступал только как постановщик: «Хелло, Долли», «Общественный клуб шайеннов». В 60-е годы сыграл несколько драматических серьезных ролей, например, в фильме С. Креймера «Пожнешь бурю». Многое в его картинах-легендах связано с Парижем: ср. «Американец в Париже», «Жиго», «Три мушкетера», «Девушки из Рошфора». Ставил также танцевальные шоу в Опера-де-Пари. Является одним из непревзойденных кинокумиров своего времени наряду с Фредом Астером, его партнером по «Зигфилд фоллиз».

БРУКС (Brooks) Ричард (1912 — 1992), американский режиссер, сценарист и писатель. Родился в Филадельфии, окончил Темплский университет. Работал спортивным обозревателем, был диктором и комментатором на ТВ, а также писал сценарии для радио. С 1942 работал в кино как сценарист. По его сценариям были поставлены такие известные фильмы как «Ки Ларго» (1948), «Перекрестный огонь» (1947) и «Грубая сила» (1947), которые характеризовались злободневностью, социальностью и остросюжетностью. Эти качества отличают и романы Брукса, которые он начал писать еще в 40-е годы, вернувшись с войны (служил подводником на флоте). Первые режиссерские работы «Кризис» (1950), и «Предельный срок» (1952) отразили интерес режиссера к политике, но не имели большого резонанса. О Бруксе, как режиссере, заговорили после картины «Школьные джунгли» (1955), новаторского по теме разоблачения неприглядных нравов в американской школе. Интересным стал и вестерн «Последняя охота» (1957) с Робертом Тейлором; менее удался фильм «Нечто ценное» (1957), в котором Брукс отдал дань разоблачению колониализма. Затем наступил длительный период увлечения экранизациями. Но ни «Братья Карамазовы» (1958), ни «Лорд Джим» (1965) по Джозефу Конраду, несмотря на участие таких звезд, как Юл Бриннер и Питер О'Тул, не принесли Бруксу признания, так как эти адаптации страдали упрощенностью и стилевой тяжеловесностью. Из двух экранизаций Теннесси Уильямса — «Кошка на раскаленной крыше» (1958) и «Сладкоголосая птичка юности» (1962) лишь первая частично состоялась благодаря убедительной игре Бэрла Айвза и Элизабет Тейлор. В 1960 Брукс поставил свой, наверное, лучший фильм — «Элмер Гэнтри» по Синклеру Льюису, удостоенный трех «Оскаров», в том числе Берту Ланкастеру — за роль странствующего проповедника и Бруксу — за изящный сценарий. В последующие годы Брукс успешно развенчивал мифологию вестерна в «Профессионалах» (1966), фильма-ограбления в «Долларах» (1971) и приключенческого фильма в «Выкуси пулю» (1975). Высокие оценки критики получили фильмы Брукса «Хладнокровно» (1967) по Трумэну Капоте и «В поисках мистера Гудбара» (1977) по Джудит Росснер. История убийства семьи в Канзасе преподнесена им в полудокументальной манере, а исповедь сексуально неудовлетворенной женщины (Дайан Китон) — в лирико-экзальтированной манере, в целом не свойственной режиссеру. Последние фильмы, в которых Брукс отдал дань международному терроризму — «Неправый прав» (1980), и миру азартных игроков — «Букмекерская лихорадка» (1985) свидетельствуют об угасании таланта рассказчика, которым он всегда славился. В целом творчество Брукса в его лучших фильмах принадлежит золотому фонду Голливуда и отличается продуманностью сценарных ходов, точным психологическим рисунком ролей и воинственным гуманизмом.

СИГЕЛ (Siegel) Дон (1912 — 1991), американский режиссер, продюсер, актер. Полное имя — Доналд. Учился в колледже в Кембридже, затем в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Не получив признания как актер, в 1933 пришел на студию «Уорнер Бразерс» в качестве ассистента в кинохранилище, затем был ассистентом монтажера, вскоре возглавил монтажный отдел, снимая дополнительные сцены проходов для ряда известных фильмов, (например, «Касабланка», 1943) или выступая техническим консультантом в фильме «Миссия в Москву» (1943). Создал несколько короткометражных картин, в том числе отмеченные премией «Оскар» — мультипликационную «Звезду в ночи» (1945) и документальную «Гитлер жив?» (1945). Год спустя дебютировал в игровом кино криминальной драмой «Вердикт» (1946), в дальнейшем специализируясь на подобных лентах: «Большая кража» (1949), «Бунт в тюремном блоке 11» (1954) и «Частный ад 36» (1954), «Преступление на улицах» (1956), «Нельсон-Младенчик» (1957), «Продавцы оружия» (1958), «Убийцы» (1964, по Э. Хемингуэю). Также снимал вестерны, такие как «Дуэль на Силвер-Крик» (1952); «Край вечности» (1959); «Пылающая звезда» (1959) и военные фильмы «Китайская рискованная операция» (1953); «Аннаполисская история» (1955); «Ад для героев» (1962). Большинство картин Сигела в эти годы были малобюджетными, и подобно Роджеру Кормену он считался «королем кино класса Б», а фантастическая лента «Вторжение похитителей тел» (1956), воспринимаемая как притча о всепроникающем страхе в период «холодной войны», была объявлена минишедевром и стала культовым произведением для многих поколений кинематографистов — от французской «новой волны» до ныне модных Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. Она еще дважды воспроизводилась на экране — Филипом Кауфманом в 1978 (причем Сигел появлялся в «камео») и Эйблом Феррарой в 1993. Новый взлет популярности Сигела связан уже с фильмами, имеющими приличный бюджет (хотя режиссер часто выступал как независимый продюсер) и ориентированными на прославившегося в европейских вестернах Клинта Иствуда. Позднее благодарный Иствуд через год после смерти учителя посвятит ему и тоже покойному Серджо Леоне свою картину «Нет прощения» / «Непрощенный» (1992). Современный вестерн «Блеф Кугана» (1968), классический вестерн «Два мула для сестры Сары» (1970), неожиданная мелодрама «Обманутый» (1971) из времен Гражданской войны, боевик «Побег из Алькатраса» (1979), но все же в первую очередь жесткий полицейский триллер «Грязный Гарри» (1971), открывший очень популярный цикл о безжалостном блюстителе закона — этим не ограничивалась активная режиссерская деятельность Сигела в 70-е годы. Он также поставил криминальную комедию «Чарли Вэррик» (1973), шпионские фильмы «Черная ветряная мельница» (1974) и «Телефон» (1977), вестерн «Стрелок» (1976) с постаревшим «ковбоем № 1» Джоном Уэйном. В завершение своей режиссерской карьеры был вынужден заняться не совсем свойственным себе жанром авантюрной комедии — «Грубая огранка» (1980) и «Дурной глаз» (1982). Знаменательно, что самое последнее участие Сигела в кино — появление в «камео» в ироническом триллере «Ночью» (1985) Джона Лэндиса, от имени молодых режиссеров оказавшего особую честь ряду учителей.

КРАМЕР (Креймер) (Kramer) Стэнли (1913-1999),. американский продюсер и кинорежиссер. Ф.: "Не склонившие головы" (1958), "На последнем берегу" (1959), "Пожнешь бурю" (1960), "Нюрнбергский процесс" (1961), "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" (1963), "Корабль дураков" (1965), "Оклахома как она есть" (1973), "Принцип "Домино" (1977), "И спотыкается бегущий... " (1979) и др. Для фильмов К., далеких от к.-л. новаций в области формы, характерна ясность мысли, выраженная с макс. публицистической доступностью. В 1933 окончил Нью-йоркский университет. Работал в кино редактором, монтажером, сценаристом, продюсером. После войны основал собственную фирму и выпустил ряд остропроблемных фильмов («Чемпион», 1949; «Дом храбреца», 1949; «Смерть коммивояжера», «В полдень», «Мятеж на «Каине»), вызвавших недовольство правых кругов. Отстояв свою независимость в годы маккартизма, становится режиссером (фильм «Не как чужой», 1955) и снимает беспрецедентно длинную серию остросоциальных лент, подвергая критике американское общество и ставя под вопрос способность личности защитить свободу и человечность в безумном мире эгоизма, равнодушия, жестокости и предрассудков: фильмы «Не склонившие головы», «Скованные одной цепью» (1958); «На последнем берегу» (1959); «Пожнешь бурю» (1960); «Нюрнбергский процесс» (1961); «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963). Прямой наследник социального реализма Ф. Капры, У. Уайлера и Дж. Форда, Крамер равнодушен к новаторским поискам и предпочитает традиционный стиль, выдвигая на первое место тему, конфликт, борьбу идей и придавая особое значение игре актеров и сценарию. Дальнейшие его фильмы («Корабль глупцов», 1965; «Благослови детей и зверей», 1971; «Оклахома как она есть», 1973; «И спотыкается бегущий», 1979) отмечены печальным осознанием неспособности преодолеть зло в обществе и в человеке. Получил на оскаровской церемонии в 1961 премию имени Эрвинга Г. Талберга. В 1991 гильдия продюсеров США награждает Крамера призом имени Д. Селзника, а Американский фонд исполнительских искусств — премией за совокупность творчества.

УАЙЗ (Wise) Роберт (р. 1914), американский режиссер и продюсер. Не окончив колледж из-за начала «великой депрессии», устроился работать нарезчиком кинопленки на студии «RKO». Став монтажером, он монтировал такие картины, как «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» (1941) Вильгельма Дитерле и «Гражданин Кейн» (1941) и «Великолепные Эмберсоны» (1942) Орсона Уэллса. По приглашению продюсера Вэла Лютона закончил постановку фильма «Проклятие кошачьего племени» (1944), начатого Гюнтером фон Фричем, не справившимся с жесткими темпами работы, а затем снял фильм «Похититель тел» (1945). Первая картина была не столько фильмом ужаса, сколько лирической притчей о детских страхах, вторая — мрачной философской притчей об ответственности за совершенное зло. В 1949 снял ленту «Подставленный» (премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) о коррумпированном мире профессионального бокса. Фильм «День, когда Земля остановилась» (1951) повествовал о контакте с высокоразвитой цивилизацией, предупреждающей человечество о возможности ядерной катастрофы, и положил начало научно-фантастическому циклу 50-х годов. Благодаря Уайзу и его картине «Номер для директоров» (1954) зародился еще один модный жанр 50-х годов — фильмы о крупном бизнесе. Лента «Кто-то там наверху любит меня» (1956) была биографией боксера Рокки Грациано, а фильм «Я хочу жить!» (1958, номинация на «Оскар» за режиссуру), основанный на реальных событиях, протестовал против смертной казни. Уайз получил «Оскары» за ставшие неожиданными хитами мюзиклы «Вестсайдская история» (1961, совместно с хореографом Джеромом Роббинсом) и «Звуки музыки» (1965). В 1963 вернулся к жанру фильма ужаса в картине «Заколдованный дом». Начиная со второй половины 60-х годов его фильмы были, в основном, неудачными, за исключением фантастического триллера «Штамм 'Андромеда'» (1971) по роману Майкла Крайтона. В 1988 Уайз получил почетную премию имени Ирвинга Дж. Талберга за выдающийся вклад в искусство кино.

УЭЛЛС (Welles) Орсон (1915-85), американский кинорежиссер, актер, сценарист, писатель. Начинал на радио. Поставил скандально известный радиоспектакль «Нашествие марсиан»(1937) по мотивам Герберта Уэллса. Пост. ф.: "Гражданин Кейн" (1941), "Великолепные Эмберсоны" (1942), "Макбет" (1948), "Отелло" (1952), "Процесс" (1962), "Фальстаф" (1966) и др. Для творчества характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формам худ. Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формам художественного высказывания. С 1931 работал в театре, в 1939 был приглашен в Голливуд, где дебютировал фильмом «Гражданин Кейн» (1941), в котором блистательно сыграл главную роль. Это история взлета и падения уроженца маленького городка, ставшего богатым и властным газетным магнатом (премия «Оскар»). Фильм отличало оригинальное построение сюжета, необычное использование звука, новые способы съемки, породившие и новую стилистику: глубинные мизансцены, нижние ракурсы. Критика приняла картину восторженно, хотя рядовой зритель ничего не понял. То же повторилось и с «Великолепными Амберсонами» (1942) — сатирой на американское общество рубежа 20 века, фильмом хотя и не столь смелым и оригинальным, как первый, но хорошо передававшим атмосферу времени и взгляды режиссера на природу богатства и классовые барьеры в Америке. В 1947 Уэллс снял фильм «Леди из Шанхая», но уже в массовом жанре триллера, опять поставив под сомнение такие основополагающие ценности американской жизни, как богатство, власть, слава. Режиссер привнес в эту картину элемент романтики, противостоящей насквозь пропитанной прагматизмом жизни толстосумов. Олицетворением ее стал безработный моряк Майкл О' Хара, прекрасно сыгранный самим режиссером. Роль таинственной героини исполнила в фильме голливудская кинозвезда Рита Хейуорт, жена режиссера, с которой он вскоре расстался. В стандартном, ничем не примечательном сюжете, взятом из бульварного романа, Уэллс сумел показать страсти почти шекспировской глубины. Великим английским драматургом он увлекался с детства, переиграл в театре почти все его роли, а, став постановщиком, экранизировал три трагедии: «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Полуночные колокола» (1966). Несмотря на неканоническую и спорную трактовку, они по духу своему оказались более шекспировскими, чем ремесленные поделки, скрупулезно следовавшие тексту пьес великого драматурга. В 1958 Уэллс снял еще один фильм в жанре триллера «Печать зла» (1958). Это запутанная детективная история о том, что власть развращает. Но в подтексте просматривалась глубинная подоплека, характерная не только для этой картины, но и для всего творчества Уэллса: видение мира как некой моральной паутины, где всякий поступок человека влечет за собой многочисленные непредвиденные последствия. Последней значительной лентой режиссера стал фильм «Процесс» (1962, по роману Франца Кафки), снятый в Европе. С точки зрения использования художественных средств, это лучший фильм Уэллса после «Гражданина Кейна». Из всех экранизаций знаменитого романа эта ближе всего к передаче кафкианского зловещего, причудливого, извращенного мира. Но трактует он его не метафизически, а реалистически, перенося зрителей в бюрократические лабиринты, где человек блуждает в поисках ключа к своей судьбе. С годами деньги на постановку своих фильмов Уэллсу находить становилось все труднее, и последнюю четверть века своей жизни он уже работал в основном в качестве актера, снимаясь главным образом за рубежом — в высказывания. Англии, Франции, Италии — нередко в проходных фильмах и маленьких ролях. Несколько начатых им, как постановщиком, лент так и остались незаконченными («Дон–Кихот», 1955–71, «В мертвой точке», 1967, «Оборотная сторона ветра», 1971). В последнем фильме, во многом автобиографичном, Уэллс показал унижения режиссера, ищущего средства для постановки своей картины. Удалось окончить лишь «Подделку» («Правда и ложь», 1975) — о фальсификации произведений литературы и искусства, а шире — границе между реальностью и иллюзией. В 1970 режиссер получил специальную премию «Оскар» за вклад в киноискусство, а в 1975 — премию Американского киноинститута, в 1982 Золотой приз на венецианском кинофестивале за выдающийся вклад в мировое киноискусство. Орсон Уэллс — режиссер, который разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский — технически и эстетически — художественный стиль в послевоенном американском кино. «Гражданин Кейн» вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов.

ОЛДРИЧ (Aldrich) Ричард (1918 — 1983), американский режиссер и продюсер. Родился в семье состоятельного банкира; племянник Джона Д. Рокфеллера-младшего. Вопреки ожиданиям отца, бросил колледж и пошел работать клерком на студию «RKO». Был ассистентом ряда выдающихся режиссеров: Чаплина, Ренуара, Дмитрика, Лоузи и других. Снимал эпизоды телесериалов. Дебютировав в кинорежиссуре в 1953 фильмом о бейсболе «Игрок из большой лиги», добился первого большого успеха приключенческой лентой «Вера-Крус» (1954). Фильм «Большой нож» (1955, премия «Серебряный лев» на МКФ в Венеции) обличал холодное бездушие студийной системы Голливуда. Один из самых ярких образцов «черного кино», культовый триллер «Целуй меня насмерть» (1955, по роману Микки Спиллейна), особенно отчетливо продемонстрировал интерес Олдрича к теме насилия; его фильмы неоднократно обвинялись впоследствии в излишней жестокости. Он настойчиво обращался к этой теме в большинстве своих картин: в библейской эпической ленте «Содом и Гоморра» (1963), в военно-приключенческом фильме «Грязная дюжина» (1967) и в других. Успехом пользовались готические мелодрамы с элементами фильмов ужаса «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962) и «Тише… тише, милая Шарлотта» (1965). Среди картин позднего периода выделяются военный фильм «Запоздалый герой» (1970), триллеры «Банда Гриссомов» (1971) и «Император севера» (1973), комедийный вестерн «Парень из Сан-Франциско» (1979). Творчество Олдрича оказало большое влияние на ряд режиссеров следующего поколения: М. Скорсезе, Ф. Ф. Копполу и других.

ШЕФНЕР (Schaffner) Франклин (1920 — 1989), американский режиссер и продюсер. Учился в Колумбийском университете. На телевидении был признан одним из выдающихся режиссеров. Дебютировал в кино в 1963 фильмом «Стриптизерка» по пьесе Уильяма Инджа, рассказывающей о любви 30-летней женщины к подростку. Дебют не имел особого успеха. Но уже политическая драма по пьесе Гора Видала «Самый достойный» (1964) получила премию МКФ в Карлови-Вари и была посвящена закулисной борьбе за кресло президента США. Творчество Шефнера и в дальнейшем отличалось злободневностью тематики, но было художественно неравноценным. Экранизация фантастической утопии Пьера Буля «Планета обезьян» (1968) имела некоторый успех у массового зрителя, но этот успех не мог сравниться с национальным триумфом его следующей картины «Паттон» (1970). Этот историко-биографический фильм был обласкан американской критикой (7 «Оскаров»), но не имел большого успеха за рубежом. Удачу «Паттона», давшего миру противоречивый образ генерала в исполнении Д. Скотта, Шефнер не смог повторить в эпическом фильме «Николай и Александра» (1971). Отдельные сцены этой маловразумительной картины о русской революции и ее жертвах (в том числе и из царской семьи) потонули в плохом знании режиссером реалий русской действительности и в отсутствии художественной интуиции, что ранее продемонстрировал Дэвид Лин в «Докторе Живаго». Следующий фильм Шефнера «Мотылек» (1973) по роману бывшего каторжника Анри Шаррьера, претендующий на киноосмысление философской концепции свободы, дал две прекрасные актерские работы — Стива МакКуина и Дастина Хоффмана, но оказался несколько затянутым и натуралистическим. Не принесли лавров Шефнеру экранизация Э. Хемингуэя «Острова в океане» (1977) и политический триллер об опасности возрождения нацистской идеологии «Мальчики из Бразилии» (1978). И уж совсем слабыми оказались последующие работы: мюзикл с Лучано Паваротти «Да, Джорджио» (1982) и триллер по роману Робина Кука «Сфинкс» (1980).

РИТТ (Ritt) Мартин (1920 — 1990), американский режиссер и актер. Родился в Нью-Йорке. Окончил Илон Колледж и актерскую студию при «Груп-театре». В 1937 дебютировал на Бродвее в пьесе «Золотой мальчик» (как актер). Сыграл более 150 ролей в театре и осуществил более 100 телепостановок. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Изучал актерское мастерство в студии Элиа Казана. Преподавал в студии Страсберга, в том числе Полу Ньюману и Роду Стайгеру. Ставил в театре пьесы («Вид с моста» и др.) Юношей состоял в компартии, за это в 1951 попал в черный список и был вынужден уйти с ТВ и вернуться в театр. Дебютировал в кино фильмом «На окраине города» (1957), мелодраме о рабочей солидарности негра (Сидней Пуатье) и белого (Джон Кассаветис). Последующие работы Ритта — экранизации Уильяма Фолкнера «Долгое жаркое лето» (1958) и «Шум и ярость» (1959), а также «Хемингуэевские приключения молодого человека» (1962), несмотря на участие звезд, оказались малоубедительными. Первый успех пришел к Ритту с фильмом «Хад» (1963) с Полом Ньюманом, создавшим образ аморального парня во враждебном социуме. Мелвин Дуглас и Патриция О'Нил за участие в этом фильме получили по «Оскару». Высокую оценку критиков получили шпионская лента «Шпион, пришедший с холода» (1965) по Ле Карре и стилизованный вестерн «Хомбре» (1967) с Полом Ньюманом. 70-е годы Ритт вернулся к социальным проблемам обездоленных и борьбе черных за свои права. Афро-американская тема наиболее удалась в фильме «Саундер» (1972) — о фермерах-южанах, менее в «Большой белой надежде» (1970) — о боксере-тяжеловесе и «Конраке» (1974) — о прогрессивном учителе (Йон Войт) и его чернокожих учениках. Не стала откровением и картина о временах маккартизма «Подставное лицо» (1976), в которой блистательный Вуди Аллен потерялся в режиссерском дидактизме. Более интересными оказались трагикомедия «Пит и Тилли» (1972) и драма из жизни профсоюзной активистки «Норма Рэй» (1979), за игру в которой Салли Филд получила первого «Оскара». Малоудачными оказались для Ритта 80-е годы. Если «Пути-дорожки» (1981) запомнились благодаря актерским работам Салли Филд и Томми Ли Джонса, то истории писательницы в «Кросс-крике» (1982) и разведенной женщины в «Романе Мэрфи» (1986), несмотря на хорошую игру Мэри Стинбурген и Салли Филд, оказались лишенными драматизма и слишком камерными. Хаотичная лента «Чокнутые» (1987) и унылая «Стэнли и Айрис» (1990) свидетельствовали об угасании творческих потенций режиссера, который на старости лет сменил социальный анализ на психологический. Но любовная алхимия оказалась неподвластной режиссеру, тяготевшему и в свои лучшие годы к критическому реализму на советский манер.

ХИЛЛ Джордж Рой (George Roy Hill) (1922 — 2002), американский кинорежиссер, автор фильмов «Буч Кессиди и Санденс Кид» и «Афера». В молодости Джордж Рой Хилл изучал музыку в Йельском университете и Тринити-колледже в Дублине. В годы второй мировой войны служил в авиации, был пилотом, участвовал в военных действиях. Как актер он играл в ирландских и американских театрах, с 1948 года работал театральным режиссером. С началом корейской войны Джордж вновь в военной авиации. Демобилизовавшись, Хилл писал пьесы для телевидения и театра, режиссировал телешоу, преподавал искусство драмы в Йеле. Большого успеха он добился, поставив на Бродвее пьесу Томаса Вулфа «Взгляни на свой дом, ангел». В 1962 году состоялся дебют режиссера в кино. Его первый фильм «Период приспособления» (1962) по пьесе Т. Уильямса стал дебютом и для Джейн Фонды. Этот фильм как и его вторая картина по пьесе Лилиан Хеллман «Игрушки на чердаке» (1963) не вызвали особого интереса критиков и публики. Комедия «Мир Генри Ориента» (1964) про эксцентричного пианиста (Питер Селлерс) была признана более удачной. Но блокбастер «Гавайи» (1966) по бестселлеру Джеймса Митченера оказался неинтересным. В 1967 году Хилл поставил неплохой ретро-мюзикл «Весьма современная Милли» с Джули Эндрюс и блестящими танцевальными номерами, но и этот фильм не снискал лавров. Однако вестерн «Буч Кессиди и Санденс-Кид» (1969) принес Хиллу мировую славу. В традиционные жанровые атрибуты режиссер внес глубину и искренность чувств молодежной контркультуры и изящество европейского киноавангарда. Большой успех ждал и комедию «Афера» (1973), удостоенную семи премий «Оскар». Регтаймы Скотта Джоплина и легкий юмор пронизал всю эту историю из жизни картежных шулеров и ипподромных мошенников. Как и в предыдущем фильме, незаурядный дуэт Редфорда и Ньюмана обеспечил блестящий результат. На фоне этих двух картин сатирическая фантазия «Бойня номер пять» (1972), трагикомедия из жизни первых летчиков «Великий Уолдо Пеппер» (1975) и комедия о хоккее «Щелчок» (1977) выглядят бледнее, хотя в них немало ярких эпизодов. После милого, но поверхностного «Маленького любовного романа» (1979) Хилл снял неровную «черную комедию» «Мир по Гарпу» по бестселлеру Джона Ирвинга, а также шпионскую драму «Маленькая барабанщица» с Дайан Китон. Последний фильм режиссера «Забавная ферма» (1988) прошел и вовсе незамеченным. В последние годы Хилл страдал болезнью Паркинсона.

ЭДВАРДС (Edwards) Блейк (р. 1922), американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Внук Дж. Гордона Эдвардса, режиссера немого кино, сын театрального режиссера и киноменеджера Джека Макэдвардса. В 1940-е годы снимался как актер, в том числе в фильмах «Парень по имени Джо» (1943) и «Лучшие годы нашей жизни» (1946). С 1948 — сценарист ряда лент. Знаменательно, что первая режиссерская работа Эдвардса имела название «Не расставайся с улыбкой» (1955). С тех пор вот уже более сорока лет он старается следовать этому девизу, пытаясь и зрителей приучить к жизнерадостному восприятию действительности. Принадлежит к числу известных американских комедиографов, снимающих в различных поджанрах комедии — от эксцентрики (в том числе и «немой комической») до мюзиклов. Среди множества картин Эдвардса, прежде всего можно выделить известный иронический авантюрно-шпионский сериал «Розовая Пантера» (1963); «Выстрел во тьме» (1964); «Возвращение Розовой Пантеры» (1975); «Розовая Пантера наносит ответный удар» (1976); «Месть Розовой Пантеры» (1978); «След Розовой Пантеры» (1982); «Проклятье Розовой Пантеры» (1983); «Сын Розовой Пантеры» (1993). Стиль «безумной комедии» разрабатывался Эдвардсом в целом ряде фильмов, в том числе «Большие гонки» (1965). Комедии «Завтрак у Тиффани» (1961), «Микки + Мод» (1984), «Знакомство вслепую» (1987), «Подмена»/«Кара небесная» (1991), а также романтические истории «10» (1979, самая кассовая у этого режиссера) и «Мужчина, который любил женщин» (1983, римейк одноименного фильма Франсуа Трюффо), музыкальные комедии «Дорогая Лили» (1970) и «Виктор/Виктория» (1981, премии «Сезар» во Франции и «Давид» в Италии) в нередко забавной форме трактуют тему «беспощадной битвы полов». Более драматичны ленты «Дни вина и роз» (1963) и «Такова жизнь!» (1986). Миру кино посвящены фильмы «Вечеринка» (1968), «Сукин сын» (1981), «Закат» (1988). Многие картины Эдвардс ставит с друзьями, составляющими своеобразную команду. Недавно умерший композитор Генри Манчини написал музыку к 31 фильму режиссера и четырежды был удостоен премий «Оскар». С 1974 постоянным продюсером Эдвардса является Тони Эдамс. Постоянными членами съемочной группы стали оператор Тони Буш и художник Роджер Мос. Наконец, его вторая жена (с 1969), актриса Джули Эндрюс играет в ряде лент Эдвардса. Выставлялся также как художник и скульптор.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты