КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голливуд в 1930-е – 1960-е годы. 7 страницаГарленд(Garland) Джуди (1922 — 1969), американская актриса и певица. Настоящие имя и фамилия — Фрэнсис Гамм. Родилась в семье артистов эстрады, вышла на сцену в 3 года, с 1929 снималась в короткометражках. В 1935 глава МГМ Л. Б. Майер подписал с ней контракт, через два года Гарленд впервые снялась вместе с М. Руни, который будет ее постоянным партнером в серии фильмов об Энди Харди, а в 1938 актриса стала открытием Америки, появившись в мюзикле «Бродвейские мелодии 1938 года». Наивысшей точкой в стремительной карьере девочки-вундеркинда, воплощавшей для зрителей реальность американского «чуда», стало ее выступление в киноверсии знаменитой сказки «Волшебник из страны Оз» (1939, специальная премия «Оскар» лучшему юному исполнителю года). Экранные успехи оборачивались серьезными проблемами — в 40-е годы пришло время менять возрастное амплуа, напряжение на студии отзывалось нервными срывами, разводом завершилось первое замужество. В 1945 актриса вышла замуж за режиссера мюзиклов Винсенте Миннелли, и ее незаурядный голос и хореографическое дарование проявились благодаря ему в полную силу в фильмах «Встречай меня в Сент-Луисе», (1944); «Часы» (1945); «Зигфелд-Фоллиз» (1946); «Пират» (1948). Искусство зрелой Гарленд отличали высокая техника, жизнерадостный напор, оптимизм. Разрыв в 1951 с Миннелли означал трагический рубеж в карьере звезды — прекращение контракта с МГМ, утрату формы, алкогольную зависимость, попытки самоубийства. Удачные выступления в Лондоне, а затем и в Нью-Йорке помогли вернуться в Голливуд, и в 1954 актриса сыграла свою лучшую драматическую роль в римейке «Звезда родилась» (номинация на «Оскар»). Однако в кино она появлялась редко, например, «Нюрнбергский процесс» (1961, номинация на «Оскар» за лучшую второплановую роль); «Ребенок ждет» (1963) и «Я могла бы еще петь» (1963). В 1963 Гарленд пыталась выступать по телевидению с собственным шоу, но не имела успеха. В 1968 не оправдались ее ожидания на успех в лондонских кабаре, совершенно разладилась личная жизнь. В ночь на 22 июня 1969 Гарленд споткнулась в ванной — и утром ее нашли мертвой. Но по заключению судмедэксперта, смерть наступила в результате передозировки снотворного. Гарднер (Gardner) Ава (1922 — 1990), американская актриса. В 50-е годы удостоилась неофициального титула «самой красивой женщины мира», присвоенного ей и критикой, и фанатически преданными зрителями. Вполне типичный продукт развивавшейся голливудской «системы кинозвезд». Биография, творчество и личная жизнь Гарднер были окружены ореолом многочисленных легенд. Одна из них, очень распространенная, состоит в том, что актриса родилась в бедной и несчастливой семье, с юного возраста подрабатывала секретаршей в офисе, где совершенно случайно ее фотография попалась на глаза одному из «искателей молодых талантов» со студии МГМ. Гарднер была приглашена в кино и в 1942—1946 снималась в массовках и эпизодических ролях. Первая же серьезная роль в фильме «Убийцы» (1946, Р. Сьодмак) заставила заговорить о ней как о новом секс-символе. Роль в ленте «Торговцы мечтой» (1947, Дж. Конвей) закрепила этот имидж. В 50-е годы много снималась у крупных мастеров американского экрана; играла серьезные драматические роли в экранизациях («Снега Килиманджаро», 1952, Г. Кинг), псевдоисторико-биографических фильмах («Обнаженная маха», 1959, Г. Костер — история любви Гойи и герцогини Альбы изложена по голливудским рецептам), приключенческих мелодрамах («Могамбо», 1953, Дж. Форд, ее единственная номинация на «Оскар»). Особенной удачей стала главная роль в картине Дж. Манкиевича «Босоногая графиня» (1954), истории голливудской кинозвезды, после чего популярность Гарднер стала поистине фантастической. Ее амплуа — роковая женщина, разочарованная в жизни, нередко несчастная хищница, которую безумно любят мужчины. Но внутри такого имиджа Гарднер проявляла себя и как сильная драматическая актриса («На последнем берегу» (1959), С. Крамер). Много снималась и в 60-е годы, играя самые разные роли, продолжающие достигнутое ею ранее (политический фильм «Семь дней в мае» (1964); «Ночь игуаны» по Т. Уильямсу (1964); исторический суперколосс «Библия» (1965); историческая мелодрама «Майерлинг» (1968); фильм-катастрофа «Мост через Кассандру» (1976); и др.). Многочисленные замужества, разводы и просто увлечения Гарднер всегда носили бурный, открытый характер и оживленно обсуждались прессой, например, ее брак с Микки Руни или с Фрэнком Синатрой. В 70-х годах жила в Испании, так как сильно увлеклась знаменитым испанским тореро. Гарднер, как немногим американским актрисам, удалось органично соединить имидж «секс-символа» и общепризнанный большой талант драматической актрисы. Блэр Бетси (Betsy Blair, наст. Элизабет Уинфред Боджер) (р. 1923), американская актриса. Окончив хореографическое училище, Бетси начинала работать манекенщицей, танцевала в ночном кабаре. В семнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за актера Джина Келли, звезда которого только восходила на голливудском небоскребе. Вскоре у супругов родилась дочь. Сама Бетси дебютировала в кино в 1947 году в фильме «Вина Джанет Эймс». Бетси не отличалась яркой внешностью, обладала скромным характером, стремилась оставаться в тени, что не способствовало ее артистической карьере. В конце 1940-х — начале 1960 годов она снялась в дюжине фильмов, но в основном во второстепенных ролях. Тем не менее, ее талант тонкой актрисы, способной играть полутонами, показать нюансы характеров героинь, не остался незамеченным. В 1955 году режиссер Д. Манн снял Блэр в фильме «Марти», где она сыграла странноватую, непохожую на всех женщину, то и дело сталкивающуюся с хамством окружающих. Эта роль принесла актрисе номинацию на «Оскар» и приз за лучшее исполнение женской роли на Каннском кинофестивале, после которого испанский режиссер Х. А. Бардем пригласил Блэр на главную роль в фильме «Главная улица» (1956). Героиня актрисы — старая дева Исабель — впервые в жизни получает предложение выйти замуж (сделанное на спор) и переживает сложную гамму чувств — от внезапных надежд до безысходного отчаяния. Вслед за Бардемом, американскую актрису пригласил в свой фильм «Крик» (1957) итальянец Микеланджело Антониони. В его фильме Блэр сыграла роль Эльвиры — женщины, которую бросил любимый человек. В результате сложилась своеобразная актерская трилогия о несчастных и беззащитных женщинах, не умеющих постоять за себя и даже вызывающих агрессию окружающих. В последующие годы необычный талант актрисы был востребован мало. Тем не менее, она работала с такими заметными режиссерами, как Д. Кьюкор, К. Берри, Т. Ричардсон, Коста Гаврас. В 1957 году звездный брак Келли-Блэр распался. В 1963 году актриса вышла замуж на режиссера Карела Рейша и прожила с ним до его смерти в 2002 году. Бэколл (Bacall) Лорин (р. 1924), американская актриса. Дебютом двадцатилетней Бэколл стала экранизация произведения Эрнеста Хэмингуэя «Иметь или не иметь», снятая Хауардом Хоуксом в 1944 году, в которой ее партнером был Хамфри Богарт. Их свадьба состоялась 21 мая 1945 года и до самой смерти актера (14 января 1957), Лорин была его идеальной женой, вытаскивая Богарта из запоев и терпя все его причуды. Дуэт Богарт-Бэколл блестяще выступил в экранизации романа Раймонда Чендлера «Вечный сон» (1946, режиссер Х. Хоукс). Этот фильм, в котором Боги сыграл одну из лучших своих ролей — частного сыщика Филипа Марлоу — стал классикой жанра «фильм-нуар». Богарт и Бэколл снялись вместе еще в двух фильмах «черной серии» — в «Темном проходе» (1947), режиссера Делмера Дейвса и в шедевре Джона Хьюстона «Ки Ларго» (1948), где к звездному дуэту прибавились Лайонел Берримор и Эдвард Дж. Робинсон. Из фильмов 1950-х годов с участием Беколл можно выделить приключенческую драму «Кровавая аллея» (1955), снятую Уильямом Уэллманом при участии Джона Уэйна и драму Винсента Миннелли «Паутина» (1955). В 1960-1970-е годы актриса снималась в кино очень редко. В 1961 году она выходит замуж за актера Джейсона Робардса. Новый брак продолжался восемь лет, у супругов родился сын Сэм, также ставший актером. Сэм Робардс играл вместе с матерью в фильме «Прет-а-порте» (1994) Роберта Олтмана. В кино пятидесятилетняя Беколл возвращается в 1974 году, став частью уникального актерского ансамбля, собранного Сидни Люметом для экранизации романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». В 1976 Бэколл участвует в последнем фильме состарившегося супермена Уэйна «Стрелок» (1976, режиссер Дон Сигел), а три года спустя снимается у Роберта Олтмана в сатире «Здоровье» (1979). После очередного, семилетнего перерыва в карьере киноактрисы (1981-1988) Бэколл участвует в документальном некрологе «Джон Хьюстон», а в 1990 году снимается в экранизации романа Стивена Кинга «Мизери» (1990, режиссер Роб Райнер). 1990-е годы принесли с собой ностальгию по золотому веку Голливуда, и семидесятилетняя Бэколл опять входит в моду, играет у Роберта Олтмена в «Прет-а-порте», получает «Золотой глобус» за роль еврейской мамаши в фильме Барбары Стрейзанд «У зеркала два лица» (1996), а в 1997 году с Аленом Делоном снимается у Бернара-Анри Леви в фильме «День и ночь». Монро (Monroe) Мэрилин (1926 — 1962), американская актриса. Настоящие имя и фамилия — Норма Джин Бейкер-Мортенсон. Ни одна фигура в истории кино не вызывала столь разноречивых толков, как Монро, ставшая нетленным мифом, самой популярной звездой 50-х, секс-символом Америки. Не только частная жизнь (в частности, история ее браков — со знаменитым бейсболистом Джо Ди Маджио и драматургом Артуром Миллером), любовные связи (в том числе с актером и певцом Ивом Монтаном, братьями Джоном и Робертом Кеннеди), но и обстоятельства смерти (было ли это самоубийство, убийство или просто несчастный случай), в которых даже усматривают след политического заговора, живо обсуждаются по сей день. Не менее горячо дискутируется вопрос о том, была ли Монро настоящей актрисой или всего лишь фигуранткой, отличавшейся на редкость киногеничной внешностью. Отвечая на последний вопрос, можно сказать, что вряд ли Монро обладала незаурядным актерским дарованием; в ее карьере основную роль действительно сыграла внешность — женственная фигура с пышной грудью, узкой талией и стройными ногами, пышные белокурые волосы, чувственный рот, влекущие глаза. Внешняя красота, разумеется, корректировалась пластической хирургией и гримом, но никакой макияж не смог бы компенсировать то магнетическое обаяние (назовите это аурой), благодаря которому, когда она появлялась на экране, от нее нельзя было отвести глаз. К тому же, начав карьеру совершенно неподготовленной, Мэрилин упорно работала над собой, брала уроки у Михаила Чехова, занималась в Актерской студии Ли Страсберга, старалась много читать (и мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых» Достоевского). Тем не менее, в кино эксплуатировались главным образом ее внешние данные и сексапильность. Первое предложение на крошечную роль было сделано в 1947 году, за которым последовало несколько других, пока ее работу не заметили в фильме Джозефа Манкевича «Все о Еве» (1951), где Монро, в сущности, сыграла самое себя — начинающую актрису, снедаемую честолюбивыми планами. Ее активно снимают в фильмах с красноречивыми названиями «Любовное гнездышко» (1951), «Давай поженимся» (1952), «Мы не женаты» (1952), «Можно входить без стука» (1952), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953), «Как выйти замуж за миллионера» (1953), «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес» (1953), «Зуд седьмого года брака» (1954), «Принц и хористка» (1957). Одной из лучших работ в этом ряду стала Душечка — солистка дамского ансамбля, мечтающая выйти замуж за богача, но находящая счастье с нищим музыкантом в фильме блестящего комедиографа Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (1959, в нашем прокате «В джазе только девушки»). Истинный диапазон возможностей ММ (может, впервые инициалы были понятны миллионам зрителей во всем мире) обнаружился только в последней картине «Неприкаянные» (1961) Джона Хьюстона (по сценарию ее тогдашнего мужа Артура Миллера). Но развернуться этим возможностям уже не было суждено. Келли (Kelly) Грейс (1928 — 1982), американская актриса. Родилась в богатой семье. В 10 лет дебютировала на сцене в Филадельфии. Работала манекенщицей и фотомоделью в Нью-Йорке, снималась в рекламных роликах, одновременно посещая занятия в Американской академии драматического искусства. Дебютировала на Бродвее в 1949 в спектакле по пьесе Стриндберга «Отец», а в 1951 сыграла небольшую роль в ленте «Четырнадцать часов». Главная женская роль в следующем фильме, классическом вестерне Фреда Циннеманна «Ровно в полдень» (1952) и номинация на «Оскар» за роль второго плана в приключенческой драме Джона Форда «Могамбо» (1953) сделали ее самой яркой восходящей звездой Голливуда. Она получила «Оскар» в следующем году за главную роль в фильме «Деревенская девушка», в котором отказалась от романтического образа и сыграла простую женщину. Альфред Хичкок увидел в ней свою идеальную героиню, совмещающую холодную аристократическую красоту со скрытой чувственностью, и снял ее подряд в трех фильмах: «В случае убийства набирайте М» (1954), «Окно во двор» (1954) и «Поймать вора» (1955). Последняя из этих картин снималась на французской Ривьере, где она познакомилась с князем Монако Ренье III. Через год он приехал в США, чтобы сделать ей предложение, которое было принято. Ее последними фильмами были мюзикл «Высшее общество» (1956) и романтическая комедия «Лебедь» (1956). После королевской свадьбы в Монако она по требованию мужа закончила свою карьеру в кино. Погибла в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах. Темпл (Temple) Шерли (р. 1928), американская актриса. Впервые появившись на экране в возрасте трех лет, кудрявая малышка, чувствующая себя свободно и непринужденно рядом с профессиональными актерами, сразу же покорила зрительские сердца. Когда же выяснилась, что крошка еще может петь и танцевать, восторгу зрителей и режиссеров не было предела. Уже в шесть лет Темпл могла похвастать участием в добром десятке фильмов, огромными гонорарами, обилием хвалебных рецензий и высшей наградой Американской киноакадемии — специальным «Оскаром»-младшим. Милое задорное личико, обрамленное золотистыми локонами, уверенная манера держаться и детская непосредственность — такой она и запомнилась зрителям 30-х годов. «Маленькая мисс Маркер», «Встань и поздоровайся» — оба1934, «Бедная маленькая богачка» (1936), «Маленькая принцесса» (1939) — уже по названиям этих лент можно судить об их содержании: Темпл пела, танцевала, перевоспитывала «злых» героев и награждала «хороших». Однако началась война, изменились вкусы, да и повзрослевшая актриса утратила кудрявость и детское очарование. И хотя оставалась в кино до 1949, ее «взрослые» фильмы не имели большого успеха. Темпл могла постичь судьба многих «вундеркиндов» — слава и признание в детстве, а затем — забвение. Но если с экранов исчезла актриса, оставив в памяти миллионов зрителей образ «прелестной малышки» и книгу мемуаров, то госпожа Темпл-Блэк (во втором замужестве) вскоре вновь заставила американцев заговорить о себе, уйдя в конце 60-х годов в политику и добившись немалых успехов на дипломатическом поприще. Она работала послом в Гане и в Чехославакии, возглавляла службу протокола президента Форда. В 1988 вышла ее автобиографическая книга «Ребенок — звезда». Хепберн (Hepburn) Одри (1929 — 1993), американская актриса. Настоящие имя и фамилия — Эдда ван Хемстра Хепберн-Растон. Родилась в Брюсселе, училась в английской балетной школе, выступала в варьете. В 1951 году дебютировала в английском фильме «Смех в раю». Снималась в крошечных ролях в комедиях компании «Илинг», с успехом выступила в бродвейской версии «Жижи» по настоянию писательницы Колетт. Это помогло Хепберн получить приглашение сняться в романтической комедии У. Уайлера «Римские каникулы» (1953, премия «Оскар»). Мастер работы с актерами — Уайлер безупречно расставил все психологические и комедийные акценты в сказочной истории принцессы, которая получает случайный шанс увидеть своими глазами жизнь обыкновенных людей и встречает настоящую любовь, возрождающую благородство в неудачнике-журналисте. Однако искренность, несомненное обаяние и аристократизм молодой актрисы, обладавшей магией уникальной личности, позволили Хепберн выйти далеко за рамки амплуа инженю. Новый успех на сцене в пьесе «Ундина» принес романтический союз с актером Мелом Феррером и роль Наташи Ростовой в экранизации «Война и мир» (1956), подтвердившую незаурядный драматический талант актрисы. К сожалению, ей приходилось сниматься и в романтических комедиях и мелодрамах, использовавших лишь ее необычную красоту и обаяние («Сабрина», 1954; «Любовь в полдень», 1957; «Зеленые поместья», 1959; «Завтрак у Тиффани», 1961), а также в мюзиклах, где вокальные и хореографические данные Хепберн приносили большой успех («Смешная мордашка», 1957). После выступления в роли монахини в драме «История монахини» (1959) и кризиса в отношениях с Феррером, который хотел руководить ее карьерой, пытается перейти на новое амплуа, но вынуждена появляться в прежнем («Шарада», 1963; «Как украсть миллион», 1966). Ее лучшей ролью в эти годы становится Элиза Дулиттл в киноверсии мюзикла «Моя прекрасная леди» (1964). После второго замужества исчезает с экрана и возвращается лишь во второй половине 70-х годов, когда тяжелая болезнь не позволяет работать в полную силу. Последний фильм с участием Хепберн — «Всегда» (1989). Посмертно награждена на оскаровской церемонии 1993 года гуманитарной премией имени Джина Хершолта. Экберг (Ekberg) Анита (р. 1931), американская актриса шведского происхождения. Настоящее имя — Керстин. Родилась в Мальме, в заурядной семье, и была восьмым ребенком. Уже с 12 лет она почувствовала на себе пристальные взгляды мужчин, ибо росла слишком быстро. В 1951 девушку выбрали «Мисс Швеция», а уже в июне того же года она отправилась покорять Америку. С 1952 снимается в Голливуде. Дебют Экберг в фильме «Эббот и Костелло отправляются на Марс» был неудачным, но ее приметил комик Боб Хоуп и в дальнейшем приглашал как партнершу в свои фильмы. Последующие ленты «Кровавая аллея» (1954) и две комедии Фрэнка Тэшлина — «Художники и натурщицы» и «Голливуд или пропал» (1955) — не прибавили Экберг известности. Но исполнение роли Элен в экранизации Кинга Видора «Война и мир» (1956) по Льву Толстому принесло ей популярность. После этого уже в 1957 она снялась в шести фильмах, в том числе в «Валери» со своим мужем Энтони Стилом и в «Зараке» с Виктором Мэтьюром. Классическая красота лица Экберг вступала в противоречие с пышными формами амазонки, и только в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1959) ее образ дивы лишен гротеска, наполнен божественным сиянием женственности, что особенно проявилось в сцене купания в римском фонтане и зажигательном танце в клубе. Не случайно лауреат Нобелевской премии поэт Сальваторе Квазимодо отмечал, что Экберг стала символом женственности, вызывая своей чувственной, животной грацией непрерывное вожделение у зрителей-мужчин. Позднее в новелле Федерико Феллини «Искушения доктора Антонио» в киноальманахе «Боккаччо-70» (1961) она довела свой имидж богини секса до абсурда, сыграв ожившую блондинку с городской рекламы. Созданный Экберг символ женщины-вамп в барочных лентах Феллини так и остался непревзойденным пиком в ее короткой карьере, хотя актриса появлялась у гения итальянского кино еще и в фильмах «Клоуны» (I1970) и «Интервью» (1987). Но эти роли не несли прежнего блеска кинодивы. Из ее работ 60-х годов следует отметить «Монголы» (1960) Андре Де Тота и «Четверо за Техас» (1963) Роберта Олдрича. В 70-е годы стала сниматься реже и из малозначительных картин можно выделить «Она» (1979) и «Признания монахини» (1979). В 1980-е годы Экберг безобразно растолстела (о чем свидетельствует ее фильм «Толстуха», 1982) и снималась лишь эпизодически. По словам Феллини, ренессансный характер Экберг заблудился в лабиринтах нашего рационального века. Банкрофт (Bancroft) Анна (Anna) (урожд. Анна Мария Луиза Итальяно) (р. 1931), американская актриса кино, театра и телевидения. Дебютировав в кино в 1952 под именем Анны Марно, молодая актриса получила известность в классических американских фильмах начала 1950-х годов: «Можно входить без стука» (1952), «Деметрий и гладиаторы» (1954). В 1958 в поисках серьезных ролей Анна приехала в Нью-Йорк и стала с успехом выступать на бродвейской сцене. Вместе с Генри Фондой она играла в спектакле «Двое на качелях» и получила за эту роль премию «Тони». А роль Анны Салливен в пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо» стала визитной карточкой актрисы. Она была удостоена за нее второй премии «Тони». Возвращение в Голливуд было триумфальным. Экранизация Артуром Пенном «Сотворившей чудо» (1962) принесла Банкрофт премию «Оскар». За роль в английском фильме «Пожиратель тыкв» (1964) актриса была номинирована на «Оскар» и получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. В 1964 вышла замуж за комедиографа Мела Брукса. Одна из самых блестящих ролей Банкрофт — в фильме Майка Николса «Выпускник» (1967). Здесь актриса предстала в образе миссис Робинзон, респектабельной дамочки, совратившей простодушного выпускника колледжа (Дастин Хофман ). Эта роль принесла ей очередную номинацию на «Оскар». В 1970-1990-х Банкрофт много и успешно снималась в драматических и комических ролях, принимала участие в телепостановках. Она играла в таких, фильмах как «Поворотный пункт» (1977), «Человек-слон» Дэвида Линча (1980), «Микстура любви номер девять» (1992), «Медовый месяц в Лас-Вегасе» (1992), «Солдат Джейн» (1997). Всего актриса сыграла более чем в 60 фильмах. Британская академия кино дважды признавала ее лучшей актрисой года (1962, 1987), пять раз она выдвигалась на «Оскар» (1962 — получила приз; 1964, 1967, 1977, 1985 — номинации). Тейлор (Taylor) Элизабет (р. 1932), американская актриса. Родилась в Лондоне. Накануне войны семья вернулась в Америку, где как раз началась мода на детей-актеров. Девочка со смоляными локонами и фиалковыми глазами привлекла внимание продюсеров и вскоре подписала долголетний контракт со студией «МГМ». От детских ролей в фильмах про собаку Лэсси и прочих она перешла к ролям романтических девушек в фильмах «Отец невесты» (1950), «Маленький дивиденд отца» (1951) и др. Не имея профессионального образования, юная Лиз покоряла красотой, пластикой и рано проявившейся чувственной прелестью, что принесло ей успех в экранизации Джорджем Стивенсом «Американской трагедии» Драйзера, вышедшей в 1951 году под названием «Место под солнцем». Тейлор называют «национальным достоянием»; не столько ее роли, сколько перипетии личной жизни, из которой она не делает тайны, становятся предметом всеобщего обсуждения. Ее здоровье (Элизабет много раз пришлось перенести хирургические операции), проблемы с фигурой, алкоголизм и, разумеется, браки и любовные связи (она 8 раз выходила замуж, в том числе дважды за Ричарда Бартона) на протяжении десятилетий интересуют людей по всей земле. Личные неурядицы и жизненные трагедии (в частности, гибель в авиакатастрофе ее третьего мужа, продюсера Майкла Тодда) не только служат рекламе, они питают творческий потенциал актрисы. Именно собственный опыт помог ей справиться с такими психологическими ролями, как Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» (1958) или Глория во «Внезапно, прошлым летом» (1959), хотя первый «Оскар» она получила за менее удачную работу в картине «Баттерфилд, 8» (1960). Зато второй был, несомненно, заслуженным — за роль Марты в экранизации пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), где она сыграла женщину гораздо старше себя и принадлежащую к мало известным ей университетским кругам, неряшливую и вульгарную. Эту, как и еще 10 ролей, Тейлор исполнила в дуэте с Ричардом Бартоном. Самым знаменитым стало их первое появление вместе — в «Клеопатре» (1963). В 1976 году она снялась в первой американо-советской ленте «Синяя птица». Несмотря на преследующие болезни, актриса не сдается и продолжает работать — в 1994 году ярко сыграла привередливую тещу каменного века в комедии «Флинтстоуны». Тейлор никогда не замыкалась в себе, и даже имела опыт политической деятельности в бытность женой сенатора Джека Уорнера. В последние годы большое уважение снискали ее усилия в благотворительном фонде по борьбе со СПИДом. Берстин Эллен (Ellen Burstyn, наст. Эдна Рей Гиллули) (р. 1932), американская актриса театра, кино и телевидения. Будущая актриса родилась в семье ирландцев-католиков. Ее родители развелись, когда девочка была еще маленькой. В 18 лет Эдна вышла замуж и уехала из дому. Она была манекенщицей в Техасе, танцовщицей в Канаде, работала и поварихой и менеджером в доме моделей. Оказавшись в Нью-Йорке, молодая симпатичная женщина решила попробовать свои силы в телевизионной рекламе. Ее заметил телевизионный ведущий Джекки Глизон и пригласил в свое еженедельное телешоу. К чести Эдны, она серьезно относилась к актерской профессии и прошла солидную подготовку в театральной студии Ли Страсберга. В 1957 году состоялся театральный дебют молодой актрисы на Бродвее в пьесе «Честная игра». В первые годы актерской карьеры актриса выступала под псевдонимами Эдна Рей, Кери Флинн, Эрика Дин, Эллен Макрей, и лишь после второго брака с режиссером Нилом Берстиным, за ней закрепился псевдоним Эллен Берстин. В этом браке родился сын Джефферсон. В дальнейшем супруги Берстины расстались. Эллен выходила замуж и третий раз, впрочем, тоже ненадолго. Как актрису Эллен Берстин отличает высокий профессионализм, внимательное отношение к ролям, исполнительская разносторонность. Именно как серьезную театральную актрису в 1964 году ее пригласили в Голливуд и обычно получали сложные в исполнении роли. На актриса не рассталась ни с театром, ни с телевидением — участвовала в спектаклях, снималась в телевизионном сериале «Врачи». Работ в кино у Берстин намного меньше, чем у других голливудских звезд, но обычно это значительные и разноплановые роли. 1970-е годы стали пиком ее актерской карьеры. В этот период Эллен Берстин пять раз номинировалась на приз «Оскар» — за роль второго плана в «Последнем киносеансе» (1972), за лучшую женскую роль в «Изгоняющем дьявола» (1973), «В то же время на следующий год» (1978), «Воскрешении» (1980), а в 1974 году получила «Оскар» за роль Элис в фильме «Алиса больше здесь не живет» (1974). В фильме «В то же время на следующий год» действие происходило с 1951 по 1977 год. Берстин показала эволюцию своей героини на протяжении этих лет — от только что вышедшей замуж молоденькой девушки до уже немолодой хозяйки ресторана, преуспевающей бизнесвумен. В начале фильма ее героиня по-юному стремительна и порывиста, затем она приобретает мягкие повадки созревшей женщины, сознающей свою сексуальную привлекательность, а к финалу в рисунок роли примешиваются краски ироничности и жесткости. В пронизанной юмором картине Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет» Эллен Берстин сыграла роль Элис Хайат — женщины потерявшей мужа, дом, финансовое благополучие и оставшейся с двенадцатилетним сыном. Несмотря на невзгоды Элис принимается за осуществление своей детской мечты и становится певицей — пусть и всего лишь в кафе. Героиня актрисы смотрит на жизнь с неистребимым оптимизмом, который и позволяет ей обрести новые перспективы. В 1980-е годы в жизни Эллен Берстин много времени занимала и общественная деятельность. В 1982 году она стала первой женщиной занявшей пост президента Гильдии киноактеров Америки и оставалась в этой должности до 1985 года. Тогда же, после смерти Ли Страсберга, вместе с Аль Пачино Эллен возглавила работу знаменитой театральной студии, в которой некогда училась и сама. Этой деятельностью Берстин занималась до 1988 года. Несмотря на общественные заботы, актриса активно работала в театре и на телевидении, в 1986 году начала вести на телевидении собственную передачу «Шоу Эллен Берстин», в 1989 году с блеском играла на Бродвее в спектакле «Ширли Велентайн». Однако в кино удач, сравнимых с лучшими ролями 1970-х годов, уже не было. В 1990-е годы Берстин перешла на роли пожилых женщин — «Когда мужчина любит женщину» (1994), «Как создать американское одеяло» (1995). Новак (Novak) Ким (р. 1933), американская актриса. Настоящее имя — Мэрилин. Родилась в Чикаго в семье железнодорожника. Обладая сильным характером, она отказалась сменить свою фамилию на более звучную — Марлоу, предложенную киномагнатом Харри Коном. После ухода М. Монро из «Коламбиа» Кон вознамерился сделать из юной неопытной девушки новую богиню секса. Обладая хорошей, но несколько полноватой фигурой и классическим профилем, схожим с Г. Гарбо, Ким быстро превратилась из природной брюнетки в изящную блондинку. Но отсутствие актерского опыта привело к тому, что ее первые роли в кино были мало эмоциональны и выразительны, их не спасал даже вкрадчивый бархатный голосок. На съемочных площадках таких престижных проектов, как «Человек с золотой рукой» (1955), «История Эдди Дучина» (1956), «Пикник» (1956), она все время плакала, вынужденная сносить жестокое обращение режиссеров и презрительное — со стороны партнеров. В 1958 Новак сыграла сразу две роли в ныне ставшем классическим триллере А. Хичкока «Головокружение». В роли рыжей продавщицы Джуди и сверхутонченной Мадлен она вложила все свое умение, но так и не смогла завоевать симпатии мэтра, отдавшего предпочтение холодной аристократичности Г. Келли. В 60-е годы Новак снялась в таких заметных картинах, как «Бремя страстей человеческих» (1963) по С. Моэму, «Любовные похождения Молл Флэндерс» (1965), «Легенда о Лайле Клер» (1968). Но эмоциональный диапазон ролей не расширился, хотя ее раскованные позы на разворотах журнала «Плейбоя» волновали мужчин, доказывая, что ей под силу конкурировать с секс-символами Америки. В ее девушках из маленьких городков ощущалась какая-то экзистенциальная неуспокоенность и неприкаянность. Но в США не нашлось своего Антониони, чтобы выразить эти трудноуловимые качества. Поэтому часто она так неестественна на экране и для многих американцев больше известна своими любовниками (Ф. Синатра, К. Грант, С. Дэвис), нежели фильмами. В дальнейшем Новак удалилась на ранчо в Орегон, где жила с мужем-ветеринаром, лишь изредка появляясь в кино (например, в «Зеркало треснуло», 1980, или в «Либерстрауме», 1991). В 1997 на Берлинском кинофестивале она получила премию за вклад в кино. Новак по-прежнему красива, независима и не жалеет о том, что быстро рассталась с голливудской карьерой. Ее старый шедевр «Головокружение» недавно был восстановлен и с успехом прошел по американским экранам.
|