Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Голливуд в 1930-е – 1960-е годы. 5 страница




ПАКУЛА (Pakula) Алан (1928 — 1998), американский режиссер. Учился в Йельском университете. В 1950—1956 работал ассистентом продюсера, продюсером. В 1957—1968 являлся продюсером семи фильмов для фирмы Роберта Муллигана. Дебютировал в 1969 фильмом «Стерильная кукушка», но трагикомедия с участием Лайзы Миннелли была принята без восторга. Успех имел психологический детектив «Клют» (1971), в котором взаимоотношения интеллигентной девушки по вызову и полицейского детектива вытеснили на периферию историю садиста. Д. Фонда, снявшаяся в главной роли, была удостоена за роль премии «Оскар», но ее последующие работы в фильмах Пакулы («Грядет всадник», 1978 и «Махинация», 1981) не были так успешны. В фильме «Винтовка с оптическим прицелом» (1974) режиссер показал бессилие отдельного индивидуума перед силами анонимного зла, исходящего от некой тайной организации. В картине «Вся президентская рать» (1976) злободневность политического скандала «Уотергейтского дела» сочетаются с оригинальностью стилизации под документальное кино. Удачей явилась и социальная комедия о проблемах разведенных «Начать сначала» (1979). Экранизация бестселлера «Выбор Софи» (1982) писателя Уильяма Стайрона получилась неровной и несколько манерной попыткой расширить круг тем, но изображение еврейских интеллектуалов Бруклина оказалось стопроцентным попаданием. Психологический триллер «Любитель снов» (1985) не вызвал особого отклика и свидетельствовал о том, что лучшие дни режиссера позади. Драма о разводе «До встречи утром» (1989) и судебная драма «Презумпция невиновности» (1990) свидетельствовали об углублении застоя в творчестве режиссера. Триллер «По взаимному согласию» (1992) отличает злободневность и остросюжетность, но характеры прописаны недостаточно глубоко. Не стала событием и экранизация романа Джона Гришэма «Пеликаны» (1993), посвященная политическим интригам в высших эшелонах власти. В 1997 Пакула снял политический триллер «Собственность дьявола». Осенью 1998 трагически погиб в результате несчастного случая.

КАССАВЕТЕС (Cassavetes) Джон (1929 — 1989), американский режиссер, сценарист, актер, продюсер. За годы карьеры Кассаветес приобрел уникальную репутацию режиссера независимого кино и актера популярных фильмов. Он получил известность в начале 50-х в эпоху «золотого века» телевидения, когда за три года сыграл более 80-ти ролей, а затем писал сценарии для телефильмов. В 1959 году Кассаветес заявил о себе как оригинальный кинорежиссер, сняв на 16-мм пленке черно-белую ленту «Тени», которая открыла новую эру в американском кинематографе. По аналогии с французской «новой волной» заговорили об американской «новой волне». Разница заключалась в том, что французские режиссеры привнесли в кино опыт критиков, а Кассаветес работал на съемочной площадке, помня свой актерский опыт. Его фильмы нередко воспринимаются как импровизационные, однако, на самом деле, в их основе лежит тщательно прописанный сценарий, а актерская игра продумана в деталях. «Тени», посвященные расовой проблеме (главный герой, музыкант Хью — темнокожий, а его брат и сестра вполне могут сойти за белых), привлекли внимание продюсеров, но сотрудничество с ними не удовлетворило Кассаветеса, и он продолжил сниматься в чужих фильмах «Убийцы» (1964), «Грязная дюжина» (1967), «Ребенок Розмари» (1968), чтобы финансировать собственные. В 1968 году режиссер создал малобюджетную ленту «Лица», которая, тем не менее, соперничала по зрительскому успеху с коммерческими хитами. Фильмы Кассаветеса камерны и по сюжету, и по исполнению. Это истории любви, семейных отношений, в которых обычно снимались его друзья и близкие. Это и Питер Фальк, и Бен Газзара в фильмах «Мужья» (1970), «Убийство китайского букмекера» (1976) и, конечно, его жена — Джина Роулендс в фильмах «Минни и Московитц» (1971), «Женщина под влиянием» (1974), «Премьера» (1977), «Глория» (1980), «Потоки любви» (1984). В качестве актера Кассаветес нередко «переигрывал» своих режиссеров. Так случилось в «Буре» (1982) Пола Мазурского, где он сыграл Просперо. Актерский коллектив был для него семьей, и неудивительно, что сын Ник пошел по стопам отца. Закончив Американскую школу драматического искусства, стал профессиональным актером (снимался у Питера Богдановича «Маска», Оливера Стоуна «Дорз», Элана Рудольфа «Миссис Паркер и порочный круг»), а в 1995 году дебютировал в качестве режиссера. Фильм «Отцепись от звезд» с участием его матери Джины Роулендс — о женщине, которая становится на минуту счастливой, но тут же теряет свои иллюзии. В 1997 Ник Кассаветес поставил ленту «Она так прекрасна».

МАЗУРСКИЙ (Mazursky) Пол (р. 1930), американский режиссер и продюсер. Настоящее имя — Ирвин. Дебютировал как актер в фильме «Страх и желание» (1953), работал на ТВ (писал текст комику Дэнни Кею), выступал комиком, был режиссером в кабаре, писал сценарии (после 1968) в сотрудничестве с Такером. Известность ему принесла роль в «Школьных джунглях» и фильм «Я люблю тебя, Алиса Б. Токлас» (1968), поставленный Авербэком о злоключениях еврейского адвоката в среде наркоманов. Дебютировал скандальной комедией «Боб, Кэрол, Тед и Алис» (1969), о двух супружеских парах, безуспешно пытающихся приспособиться к модному поветрию обмена женами. Неудачи «Алекса в стране чудес» (1970) и «Влюбленного Блюма» (1973) сменились большим успехом фильма «Харри и Тонто» (премия «Оскар» Арту Карни), в котором проявилась любовь режиссера к обездоленным и эксцентричным персонажам. Автобиографичная лента о жизни актера в Нью-Йорке 50-х годов «Следующая остановка — Гринвич Виллидж» (1975) имела средний успех. В 1978 Мазурский поставил свой самый удачный фильм 70-х годов «Незамужняя женщина», талантливо исследующий проблемы одиночества, семьи и брака. Джил Клейберг блестяще передает перепады настроения своей эмансипированной героини. Римейк фильма Трюффо «Жюль и Джим» под названием «Фил и Вилли» прошел незамеченным, как и вольная экранизация «Бури» (1982) Шекспира. «Буря» с ее причудливым чувством юмора и необычным сценарием явно заслуживала большего. Противоречивые отзывы вызвала также смешная и одновременно грустная лента «Москва на Гудзоне» (1984) о русском музыканте, ставшем невозвращенцем. Коммерческий хит «Бродяга из Беверли-Хиллз» (1986) был отмечен искрометным юмором и яркими актерскими работами, но встречен прохладно критикой. Слабыми оказались и последующие комедии: сатира на латиноамериканских диктаторов «Луна над Парадором» (1988), семейная комедия «Сцены в магазине» (1990) и «Огурец» (1993), комедия о неудачнике-режиссере. От мысли о полной деградации его творчества спасла лишь лента «Враги: история любви» (1989), экранизация книги нобелевского лауреата Зингера. В нем удивительно достоверно показана послевоенная атмосфера Нью-Йорка 40-х годов, на фоне которой разворачивается история любви еврейского интеллектуала к трем разным женщинам. Увы, этого не скажешь о камерном фарсе «Верная» (1995), в котором наличие звезд не стало гарантией творческого успеха.

ФРАНКЕНХАЙМЕР (Frankenheimer) Джон (1930 — 2002), американский режиссер. В 1947 закончил военное училище. Во время службы в авиации (1951—1953) по его просьбе переведен в только что созданный «киноэскадрон» ВВС, где изучал основы кинорежиссуры и поставил несколько документальных короткометражек. После демобилизации работал ассистентом режиссера в CBS. В конце 1954 принял программу «Вы находитесь там» от уходящего С. Люмета. На счету Франкенхаймера более 125 телепьес, поставленных за полтора года до дебюта в качестве кинорежиссера («Юный незнакомец», 1956, киновариант поставленной им же телепьесы). Недовольный собой, режиссер вернулся на ТВ, и его второй фильм «Молодые дикари» появился только в 1961. В 1960-е годы Франкенхаймер снимает ряд принципиально значительных работ таких, как «Все разваливается» (1962); «Маньчжурский кандидат» (1962); «Любитель птиц из Алькатраса» (1962); «Семь дней в мае» (1963), приносящих ему реноме исследователя нравов американского общества и политической элиты, облекающего свои наблюдения в новую кинематографическую форму, унаследовавшую от телевидения репортажный стиль, ощущение живого действия и приемы, порожденные новыми возможностями телетехники. Франкенхаймера называли человеком, соединившим телевидение и традиционный кинематограф, авторский фильм и работу в условиях голливудской студийной системы. Критиков не обескураживала даже монотонность и психологическая сухость приключенческой драмы «Поезд» (1964), которую вначале должен был снимать А. Пенн. Последующие картины Франкенхаймера, «Вторичные» (1966); «Большой приз» (1966) оказались еще менее эмоциональны, привлекая, в основном, «всемогуществом» новейшей кинотехники. После ряда неудач в Европе, режиссер вернулся в США, чтобы поставить экранизацию пьесы Ю. О'Нила «Продавец льда грядет» (1973) и снять несколько коммерческих боевиков («продолжение» фильма У. Фридкина «Французский связной» — «Французский связной-2», 1975; «Черное воскресенье», 1977). В 1980-е годы снимает так называемое «жанровое» кино («Вызов», 1982; «Год оружия», 1991), понемногу теряя былой престиж. Но вернувшись на телевидение, вновь заслужил признание социальными драмами «Перед стеной» (1993) и «Жгучий сезон» (1994). Именно поэтому в конце 1990-х вновь снял несколько коммерчески удачных остросюжетных триллеров со звездным актерским составом «Ронин» (1998) в главных ролях Роберт де Ниро и Жан Рено и «Генеральская дочь» (1999) в главной роли Джон Траволта.

НИКОЛС (Nichols) Майк (р. 1931), американский режиссер, продюсер, актер. Настоящие имя и фамилия — Михаил Игоревич Пешковский. Родился в Берлине в семье врача, русского еврея, который в 1939 году эмигрировал в США. Не имея средств для обучения в Чикагском университете, Николс в юности был вынужден подрабатывать ночным сторожем, почтовым служащим, водителем грузовика. Увлекшись актерской профессией, учился в студии Ли Страсберга в Нью-Йорке. Начал выступать в ресторанах и кабаре, затем в шоу на Бродвее, в том числе со своей первой женой Элен Мей. В 1963 дебютировал на Бродвее как режиссер, с 1966 — постановщик в кино. Николс — один из самых признанных режиссеров в мире театра и кино, имеющий почти все престижные призы: «Оскар» (за режиссуру «Выпускника»), «Эмми» за работу на ТВ, семь премий «Тони» за спектакли, награды гильдии режиссеров и нью-йоркских кинокритиков. Дебютировав в кино экранизацией пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби (1966, премии «Оскар» для актрис Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис), Николс сразу же приобрел почетный статус «актерского режиссера», у которого всегда с удовольствием и чаще всего неоднократно работают актеры (четырежды — Джек Николсон, трижды — Мерил Стрип, дважды — Харрисон Форд), и благодаря ему были открыты Дастин Хофман, сыгравший в фильме «Выпускник» (1967) и певец Арт Гарфункель в качестве актера в фильме «Уловка-22» (1970), «Плотские познания» (1971). Впрочем, с начала кинокарьеры Николс считался также и более европеизированным постановщиком, имеющим интерес к классической культуре и современным кинематографическим веяниям. Режиссер умело сочетал в фильмах на рубеже 1960—70-х годов критику «истеблишмента», норм морали, различных институтов власти со здоровым консерватизмом, способностью привлечь зрителей даже почти невыигрышными историями из реальной жизни (как позже в случае с фильмом «Силквуд» (1983, номинация на «Оскар» за режиссуру). Несмотря на то, что он выпал на семь лет из кинематографа, не вписавшись в новую ситуацию второй половины 1970-х годов, Николс продолжал активно и с неменьшим успехом сотрудничать в театре без коммерческих и художественных провалов. Вернулся в кино в начале 1980-х годов. Его новые фильмы в большей степени опирались на традиционные ценности (особенно это заметно в «Деловой девушке», как бы апофеозе американизма, «яппизма» и феминизма — номинация на «Оскар»-88 за режиссуру). Но нотки раздражения по поводу современной американской, словно заведенной жизни, которые прозвучали в картине «Кое-что о Генри» (1991), еще сильнее, правда, в форме иносказательной мистической мелодрамы, выражены в ленте «Волк» (1994). Она, вероятно, задела за живое, если превзошла результаты «Деловой девушки» (1988) и стала второй по кассовым показателям в творчестве Николса после «Выпускника». Однако следующая работа режиссера, 30 лет назад способствовавшего своими «аморальными фильмами» отмене пресловутого «кодекса Хейса», а именно комедия «Клетка для пташек» (1996), американский римейк французского фарса о паре немолодых гомосексуалистов, еще больше пришлась по душе заокеанской публике, которая с радостью избавляется от последних табу. В драме «Основные цвета» (1998) режиссер с большой иронией рассказал историю баллотирующегося в президенты губернатора. Фильм, появившийся на пике скандала вокруг отношений Билла Клинтона с Моникой Левински, стал не только пародией на моральные принципы американских политиков, но и сатирически показал изнанку современных политтехнологий.

ПОЛЛАК (Pollack) Сидни (р. 1934), американский кинорежиссер, продюсер и актер. Ф.: "Загнанных лошадей пристреливают, не права ли?" (1969), "Такими мы были" (1973), "Три дня Кондора" (1975), "Без злого умысла" (1981), "Тутси" (1982), «Из Африки» (1985) и др. Для режиссуры П. характерно сочетание напряженного действия с точной разработкой характеров. Родился в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Учился на актера в Нью-Йорке, после службы в армии (1957-58) преподавал драматическое искусство, играл в бродвейских спектаклях и на телевидении. Дебютировал в кино вместе с Робертом Редфордом в фильме «Военная охота» (1962). Вскоре, благодаря знакомству с Джоном Франкенхаймером и Бертом Ланкастером, начал снимать эпизоды телесериалов и телевизионные фильмы. Первой режиссерской работой в кино была психологическая драма «Тонкая нить» (1965). После этого он снял Редфорда в экранизации пьесы Теннесси Уильямса «На слом» (1966) и Ланкастера в более удачных картинах — комедийном вестерне «Охотники за скальпами» (1968) и военной драме «Оборона замка» (1969). Первый большой успех принесла ему следующая лента — социальная драма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (1969). Фильм, получивший номинацию на «Оскар» за режиссуру, не отличался ярким индивидуальным стилем, но продемонстрировал умение Поллака добиваться тонкой слаженной игры большого актерского ансамбля. В центре его следующей картины — вестерна «Иеремия Джонсон» (1972) — напротив, находился один монументальный образ охотника (Редфорд), бегущего от цивилизации в снежные горы Монтаны. Снятый на небольшой бюджет в невероятно тяжелых условиях, фильм остается одним из лучших у Поллака. Коммерческим успехом пользовалась романтическая драма «Такими мы были» (1973), а динамичные триллеры «Якудза» (1974) и «Три дня Кондора» (1975) зарекомендовали его как мастера острого сюжета. После неудачных лент «Бобби Дирфилд» (1977) и «Электрический всадник» (1979) он вернулся к жанру триллера в фильме «Без злого умысла» (1981), а комедия «Тутси» (1982, номинации за режиссуру и лучший фильм) выдвинула его в число ведущих американских режиссеров (он говорил впоследствии, что если бы мог вернуть полтора года, потраченные на этот фильм, то с радостью отдал бы свою долю прибыли — 14 млн. долларов). Он закрепил этот успех еще одной романтической драмой — «Из Африки» (1985), — получившей семь «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Последующие картины — триллеры «Гавана» (1990) и «Фирма» (1993) и комедия «Сабрина» (1995), «Паутина лжи» (1999) — не достигали уровня его лучших работ. В эти годы Поллак все чаще ограничивался ролью продюсера, в том числе на таких картинах, как «Замечательные ребята Бейкеры» (1989), «Вторая смерть» (1991) и «Разум и чувства» (1995), «Тихий американец» (2001). Он также вернулся к профессии актера, снявшись в нескольких фильмах: «Мужья и жены» (1992, реж. Вуди Аллен), «День независимости» (1998) и др.

КАУФМАН (Kaufman) Филип (р. 1936), американский режиссер. Родился в Чикаго, работал учителем в Европе. Знакомство с европейской «новой волной» привело его к увлечению кино, и он некоторое время изучал технику киносъемок в киношколе Чикаго. В 1964 поставил совместно с Бенджамином Манастером комедию «Голдштейн», а в 1967 свой первый самостоятельный фильм «Бесстрашный Фрэнк». Вестерн «Великий налет на Нортфилд, Миннесота» (1972) по-новому переосмыслил легенду о братьях Джеймс и Янгер. Интересным получился и этнографический фильм об эскимосах «Белый рассвет» (1974). Но когда этот оригинальный и непредсказуемый режиссер берется за коммерческие проекты, то терпит неудачи. Примеры — маловразумительный римейк фильма Дона Сигела «Вторжение похитителей тел» (1978); молодежная комедия о городских бандах «Неприкаянные молодые люди» (1979); триллер о проникновении японцев в американский бизнес «Восходящее солнце» (1993). Но эти неудачи Кауфман полностью компенсировал, сняв три ленты: «Ребята что надо» (1983) по Тому Вулфу, «Невыносимая легкость бытия» (1987) по Милану Кундере и «Генри и Джун» (1990). «Ребята что надо», несмотря на неудачу в прокате, бесспорно, является лучшим фильмом мирового кино о космонавтике и летчиках-испытателях. Сделанный без особого стремления к наведению глянца на своих героев мужественной профессии, фильм парадоксально сочетает визуальную красоту с едкой сатирой. Подлинным шедевром эротико-политического кино стала экранизация чешского эмигранта Милана Кундеры. Блистательный актерский ансамбль во главе с Даниэлем Дэй-Льюисом в роли донжуана-нейрохирурга и изысканная операторская работа Свена Нюквиста способствовали тому, что даже такой неординарный фильм был обласкан американской критикой (хотя сам Кундера признавался, что не смог досмотреть фильм до конца). Не меньшим достижением ретро-кино стала эротическая экскурсия в Париж 30-х годов в фильме «Генри и Джун», рассказывающая о необычном любовном треугольнике, в который втянуты маргинальный писатель Генри Миллер, его томная жена Джун и их общая любовница — юная Анаис Нин, впоследствии создательница знаменитых «Дневников», ставших классикой эротической литературы. Этими двумя фильмами Кауфман доказал, что он является единственным верным учеником шведского режиссера Вильгота Шемана, в творчестве которого секс и политика образуют неделимое целое.

ФРИДКИН (Friedkin) Уильям (р. 1939), американский режиссер еврейского происхождения, выходец из России. Многие годы проработал (начиная с 1957) на ТВ, снимая рекламные и учебные фильмы. Дебютировал в игровом кино в 1967 картиной «Хорошие времена». Последующие фильмы «Ночь налета на ресторан Минского» (1968), «Вечеринка в день рождения» (1969), Оркестранты» (1970) не принесли ему успеха. В 1971 лента «Французский связной» не только получила 5 «Оскаров» (в том числе за фильм и режиссуру), но и принесла Фридкину заслуженную славу как постановщику знаменитой сцены погони автомобиля за поездом метро. Реалистический образ полицейского Дойла, созданный Джином Хэкманом, выгодно отличался от предшественников своей бескомпромиссностью и человеческой неоднозначностью, не прикрашенной жанровыми стереотипами. Кассовым чемпионом стал и мистический фильм «Изгоняющий дьявола» (1973), мрачная лента об одержимой сатаной двенадцатилетней девочке. Но уже в этой экранизации демонического бестселлера проявились отрицательные стороны болезненного дарования режиссера: стремление шокировать зрителя нагромождением натуралистических сцен, сомнительная мораль и издержки вкуса. Это последнее особенно проявилось в фильме из жизни подпольного мира гомосексуалистов «Круизинг» (1980), который не спасла от коммерческого провала даже блестящая игра Аль Пачино в роли полицейского. Не стал хитом и римейк фильма А. Ж. Клузо «Плата за страх» под названием «Колдун» (1977), в котором завораживающая музыка прикрывала рутинную режиссуру. Фильмы «Ограбление Бринка» (1978) и «Сделка века» (1983) оказались еще посредственнее. Более интересным стал фильм «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985), в нем Уиллем Дефо создал запоминающийся образ злодея-фальшивомонетчика. И все же ряд сцен фильма выглядит как самопародия и бледная копия «Французского связного». Жестоким натурализмом отмечена картина «Неистовство» (1989) о проблемах смертной казни и «Опекун» (1990) о кровожадной няне, поклоннице древнего языческого божества. Неплохие спецэффекты не смогли скрыть наивность замысла. В 1997 снял римейк «12 разгневанных мужчин».

ДЕ ПАЛЬМА (De Palma) Брайан (р. 1940), американский режиссер, сценарист, продюсер. Учился на физическом факультете Колумбийского университета. Увлекся театром, в возрасте 20 лет начал снимать короткометражки на пленке 16 мм, и уже в 1964 поставил первый полнометражный фильм «Свадебная вечеринка», который, впрочем, вышел на экраны только пять лет спустя. Для этой картины, а также для сатирической дилогии «Приветствия» (1968, премия МКФ в Западном Берлине—69) и «Привет, мама!» (1970) во всех трех снимался еще никому не известный актер Р. Де Ниро, а кроме того, для эксцентрической комедии «Мне надо знать твою слабину» (1971) характерны поиски своей режиссерской манеры в рамках бурного обновления американского кинематографа эпохи молодежных бунтов. Однако почти случайный мотив ленты «Убийство а ля Мод» (1967) — кинематографист становится свидетелем убийства — позже наводит Де Пальму на мысль о том, что лучше всего он сможет реализовать свою страсть к кинематографическим экспериментам и новациям не в жанре комедии, а в сфере фильмов ужасов и триллеров, как это делал маэстро А. Хичкок. После появления картин «Сестры» (1973), «Кэрри» и «Наваждение» (1976), «Ярость» (1978), «Одежда для убийства» (1980), «Прокол» (1981) о Де Пальме не без основания заговорили как о подлинном «наследнике Хичкока». Немало режиссеров амбициозно претендовали на это почетное звание искусного создателя «саспенса», то есть атмосферы тревоги, нервного беспокойства, гнетущего ожидания, чаще всего разрешаемого при помощи неожиданно иронического остранения ситуации. Но каждый из них вскоре исчезал с кинонебосклона, не будучи в состоянии не просто подражать сюжетным ходам и внешним приемам Хичкока, а и перенять у него оригинальный стиль режиссерского мышления, смелые изыскания в области выразительных средств языка кино. Де Пальма как раз прославился не одним лишь умением изобретательно пугать зрителей, добиваться порой шокового эффекта воздействия (критики стали употреблять термины «чиллер» — приводящий в состояние озноба, «шокер» — повергающий в шок). Он смог позаимствовать главное у классика — вкус к чисто кинематографическому воплощению состояния страха, наваждения, ярости. Один из французских критиков остроумно заметил, что для Де Пальмы «кинокамера — это примадонна». В каждом фильме режиссера камера действительно является главной персоной, своеобразным героем. И мастерски использован тот или иной кинематографический прием: показ одного убийства с трех разных точек зрения («Убийство а ля Мод»), одновременное развитие действия в двух половинках разделенного кадра («Сестры»), вертикальные и горизонтальные панорамы («Кэрри»), рапидные «трэвеллинги» («Ярость»), трансфокаторные съемки с изменением фокуса в кадре («Прокол»). В то же время очень большое значение имеет музыка, порождающая чувство озноба или «мурашек по коже». Чаще всего Де Пальма сотрудничал с композитором Пино Донаджо, а также использовал арии из опер великих итальянцев — Россини, Беллини, Доницетти. Сохраняя страсть к занимательной интриге, необычному сюжету (среди персонажей — разделенные сиамские сестры-близнецы; подростки, обладающие экстрасенсорными способностями; сексуальные маньяки-убийцы), режиссер любит рассказывать истории в эффектной, барочной, оперной манере, выстраивая фильмы по законам музыкальных произведений (хотя самый музыкальный из них — «Призрак рая» (1974) — менее удачен). Но, вскоре исчерпав стилистику триллеров, режиссер закономерно пришел к самопародии в картине «Подставное тело» (1984), правда, еще раз был вынужден обратиться к проверенному материалу в «Воспитании Каина» (1992) после того, как потерпел крупный провал его амбициозный проект новой сатиры «Костер тщеславия» (1990). Возможно, итальянское происхождение Де Пальмы сподвигло его на соперничество с Ф. Ф. Копполой при создании собственных гангстерских лент «Лицо со шрамом» (1983), «Неприкасаемые» (1987) и «Путь Карлито» (1993), в которых он не забыл о своем пристрастии к впечатляющим кинематографическим изыскам — в иронически-пародийном ключе (сцена на вокзале в «Неприкасаемых» великолепно пародирует эпизод «Одесская лестница» из эйзенштейновского фильма «Броненосец «Потемкин») или в упорном творческом споре (погоня по улице и в метро в «Пути Карлито», пожалуй, затмевает лучшие образцы подобных сцен, например, во «Французском связном» У. Фридкина). Одновременно Де Пальма обратился к серьезной военной драме, сняв, возможно, свою лучшую работу «Военные потери» (1989), более беспощадную в анализе «вьетнамского синдрома», нежели «Охотник на оленей» М. Чимино и «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы. К сожалению, в последние годы, особенно после громкого успеха приключенческого шпионского боевика «Миссия невыполнима»/«Невыполнимое задание» (1996), Де Пальма склонен не только к коммерциализации, но и к укрощению своих художественных претензий, а его фирменные кинематографические находки (например, преследование поезда на вертолете) в этом плане выглядят чересчур искусственными.

Кинооператор:

ХоллКонрад (Конрад Л. Холл, Conrad L. Hall) (1926 — 2003), американский кинооператор, сын писателя Джемса Нормана Холла. В Голливуде Конрад Холл начал работать в 1960-х годах. Из его ранних самостоятельных лент наиболее известен вестерн «Буч Кессиди и Санденс Кид» (1969, приз «Оскар» за операторскую работу). Авторитет и известность Холла в мире кино складывались в течение многих лет, его фильмы восемь раз номинировались на приз «Оскар». В полном блеске Холл проявил себя в сотрудничестве с дебютантом Сэмом Мендесом над фильмом «Красота по-американски» (1999, приз «Оскар» за операторскую работу). В 2003 году за фильм «Проклятый путь» (режиссер Сэм Мендес) Конрад Холл получил третьего «Оскара», но уже посмертно.

Актеры:

Чехов Михаил Александрович (1891 — 1955), российский актер и режиссер, заслуженный артист Республики (1924), племянник А. П. Чехова, создатель современной англо-американской актерской школы. В 1910 году Михаил Чехов окончил театральную школу А. С. Суворина при театре ЛХО в Петербурге и был принят в этот театр, где проработал до 1912 года. Затем он стал работал в филиале МХТ. С 1913 года Чехов — актер Первой Студии МХТ. Тогда же он начал сниматься в кино. После революции он создал Чеховскую студию (1918-1921). После гастролей Первой студии МХТ за рубежом в 1922 году, Михаил Чехов возглавил эту студию, которая в 1924 году была преобразована во Второй МХАТ. Крупнейшими работами актера в театре считаются роли Эрика («Эрик IV» А. Стриндберга) и Гамлета («Гамлет» Шекспира). В 1928 году Чехов ушел из МХАТ, а затем уехал в Германию. В Берлине он работал у Макса Рейнгарда, в 1930-1931 годах пытался организовать свой театр в Париже. В 1932-1934 годах Чехов работал в Риге, оказал большое влияние на развитие театрального искусства в Прибалтике. Он вел занятия в Латышской театральной школе и курсы профессиональных актеров в Сигулде. С труппой, созданной из актеров МХАТа, оставшихся за границей Чехов ездил в 1935 году на гастроли в Америку. В 1935-1938 годах он работал в Великобритании, возглавлял театральную студию в Дартингтон-холле (поместье меценатов Элмхерстов). В 1938 году эта студия переехала в США, в 1939 году преобразовалась в театр Чехова, который существовал до 1942 года. С 1942 года работал в Голливуде, занимался с киноартистами актерским мастерством. Его учениками были Мерилин Монро, Грегори Пек и многие другие. Михаил Чехов автор книг «Путь актера» (1928), «О технике актера» (1946). В 1986 году в Москве были опубликованы два тома его «Литературного наследия».

Уэст (West) Мэй (1892 — 1980), американская актриса, писательница, певица, сценаристка, театральный продюсер. Начала свою артистическую карьеру в пять лет, ездила с театральной труппой по провинции. В 19 лет дебютировала в ревю на Бродвее. Писала тексты для своих выступлений и пьесы. Одна из них «Секс» в 1926 вызвала скандал, и Уэст была арестована на 10 дней. В 1928 она поставила пьесу собственного сочинения «Бриллиантовая Лили», образ которой варьировался во всех ее последующих киноработах 30-х годов и стал визитной карточкой Мей Уэст в первых опытах в кино («Она ему навредила», 1933, и «Я не ангел», 1933). Триумфальное шествие этих лент по экранам не только спасло студию «Парамаунт» от разорения, но и сделало авантюристок времен 1890-х годов модным явлением. Уэст восхищала своих почитателей смесью вульгарности поведения с неприкрытой демонстрацией пышных бедер и пухлых плеч. Ее героини излучали здоровый секс, слегка прикрытый юмористическими интонациями и ироническим отношением к своему имиджу. Такое отношение к сексу, а не показ страстных поцелуев ее героинь на экране, во многом стал поводом для того, что под давлением религиозных организаций Голливуд вынужден был принять кодекс Хейса, диктующий степень дозволенного в кино. Последующие работы Уэст как актрисы кино, такие, как «Красотка 90-х годов» (1934), «Энн с Клондайка» (1936), «Мой цыпленочек» (1940) и последний фильм этого периода «Жар плоти не остановить» (1943) по-прежнему вызывали раздражение ханжей, и кинокомпании вынуждены были, начиная с 1938, расторгнуть с ней контракты. Ее способность управлять мужчинами, как марионетками на веревочке, протянутой от ее пышного бюста к их голодным глазам, и при этом оставаться как бы в стороне, говорило о незаурядном уме и независимости, — качествах, которые и не снились ее главной конкурентке, претендующей на звание секс-символа Америки 30-х годов, белокурой Джин Харлоу. Отзвуки созданного ею образа, в котором проявилось то, что позднее назовут емким словом «кэмп», видны у Тины Тернер в культовой ленте 1975 «Томми» Кена Расселла. Уйдя в 1944 из кино в театр и ночные клубы, Мей вернулась на экран лишь в фильме «Майра Брекенридж» (1970), — о смене пола во времена послереволюционного похмелья от событий 1968. Последняя картина «Секстет» (1978), поставленная по ее пьесе Хьюзом, прошла незамеченной. Но в 90-е годы, когда на американские экраны потоком хлынули фильмы о трансвеститах и политическая корректность заменила постылый кодекс Хейса, многие вспомнили, что Уэст еще в пьесе «Обуза » (1927) выразила неуверенность в своей женственности и говорила о возможности поменять пол. Ведь созданный ею эксцентричный и условный тип никогда не отождествлялся с реальным женским характером, а женщины не хотели подражать Мей Уэст. С 1959 Мей снималась на ТВ, записывала свои грамзаписи. В 1982 о ней был поставлен телефильм, в основу которого были две книги ее мемуаров.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты