КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Голливуд в 1930-е – 1960-е годы. 9 страницаБерген Кендис (Candice Bergen) (р. 1946), американская киноактриса, звезда Голливуда 1970-х годов. Отец Кендис — Эдгар Берген — преуспевающий комик-иллюзионист, чревовещатель, был весьма влиятельной личностью в мире шоу-бизнеса и немало способствовал дочери в начале ее карьеры. Природа не обделила Кендис своими милостями — стройная, высокая, красивая девушка обладала незаурядным умом и способностями. Она рано снискала славу как успешная фотомодель, а позднее работала в качестве журналиста и фотографа, сделав немало удачных материалов по заказам американских журналов. Не имея специального образования, Берген дебютировала в кино в фильме Сиднея Люмета «Группа» (1966). Ее выбор на роль был обусловлен социо-психологическим типажом героини — красивая, интеллектуальная, модная молодая женщина, принадлежащая к элите американского общества. Люмета привлекла выигрышная внешность девушки и ее умение держаться перед камерой. Но помимо удивительной киногеничности, Кендис обладала сильным интеллектом и незаурядными способностями, которые позволяли ей понять и воплотить самый сложный замысел режиссера. Помимо того Берген привносила в роль свою яркую индивидуальность. Молодая актриса была замечена и востребована самыми лучшими режиссерами своего времени, и не только в Америке. Она работала с Сиднеем Люметом, Михалисом Какоянисом, Клодом Лелюшем, Майком Николсом, Джоном Милиусом, Стенли Крамером, Аланом Пакулой, Джорджем Кьюкором, Ричардом Аттенборо. Особенно удавались ей роли привлекательных, ироничных, самостоятельных женщин. Известность в Европе принесла ей роль молодой американки в фильме режиссера Клода Лелуша «Жить, чтобы жить» (1967). Героиня Берген рассматривает любовь как соперничество и решительно стремится разбить удачный брак своего избранника (Ив Монтан). Однако, почувствовав охлаждение чувств, она также стремительно решает разорвать отношения. В вестерне «Солдат в синем» (1970) Берген создала яркий образ поборницы за права индейцев, продемонстрировав независимость, силу духа, достоинство, верность демократическим идеалам и жажду творческой реализации американской женщины. 1970-е годы стали временем расцвета творчества киноактрисы, от фильма к фильму росло ее профессиональное мастерство. Она снималась в картинах разных жанров и была органичной в приключенческих фильмах («Искатели приключений», 1970), в исторических драмах («Ветер и лев», 1975), в политических детективах («Принцип домино», 1977). Она превосходно сыграла журналистку Маргарет Берк-Уайт в историко-биографическом фильме «Ганди» (1982). В 1980 году Кендис Берген вышла замуж за французского режиссера Луи Маля и стала меньше работать в Голливуде. В начале 1980-х годов она больше времени уделяла работе фоторепортера и журналиста и вполне преуспела в этом качестве. С возрастом красота Кендис несколько поблекла и после фильма «Стик» (1985) режиссера Берта Рейнольдса актриса решила расстаться с кинематографом. Тем не менее, она много снималась в телевизионных сериалах и получила три приза «Эмми» за роль в сериале «Мерфи Браун». В 1995 году Кендис похоронила мужа, а в начале 2000-х годов вновь появилась на киноэкране уже в новом возрастном амплуа («Мисс конгениальность», 2000). Хьюстон (Huston) Уолтер (1884 — 1950), американский актер. Родился в Канаде. Изучал инженерное дело, но увлекся водевилем и вступил в бродячую актерскую труппу. Добился успеха на сцене, но после рождения сына Джона, будущего режиссера, на время покинул театр и работал гидроинженером. Вернулся к водевилю в 1909, в 1924 переключился на драматические роли на Бродвее. С приходом звука в кино уехал в Голливуд и добился успеха в одном из своих первых фильмов, «Авраам Линкольн» (1930, заглавная роль, режиссер Д. У. Гриффит). В 1932 сыграл у Фрэнка Капры в ленте «Американское безумие» и в фильме ужаса «Конго». Повторил свой сценический триумф в фильме Уильяма Уайлера «Додсворт» (1936, номинация на «Оскар»), за который был назван лучшим актером года Нью-йоркской гильдией кинокритиков. Сыграл одну из самых блестящих ролей за всю историю кино, «американского Мефистофеля», мистера Скрэтча, в фильме Вильгельма Дитерле «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» (1941, номинация на «Оскар»). Появился в «камео» в двух первых фильмах своего сына: «Мальтийский сокол» (1941) и «В этом наша жизнь» (1942). Среди его последних ролей — доктор Армстронг в классической экранизации романа Агаты Кристи «Из них никого не осталось» (1945, режиссер Рене Клер) и старый золотоискатель в фильме Джона Хьюстона «Сокровище Сьерра-Мадре» (1948, «Оскар» за роль второго плана). Свое профессиональное кредо Хьюстон-старший сформулировал так: «Мне платят не за то, чтобы я хорошо играл хорошие роли, а за то, чтобы хорошо играл плохие». Карлоф (Karloff) Борис (1887 — 1969), англо-американский актер. Настоящие имя и фамилия — Уильям Генри Прэтт. Отказавшись от дипломатической карьеры, эмигрировал в Канаду, где путешествовал с различными театральными труппами. В 1916 дебютировал в кино в массовке в фильме с участием Анны Павловой. Позднее регулярно снимался в эпизодах, как правило, в отрицательных ролях, зарабатывая на жизнь вождением грузовиков. С приходом звука в кино глубокий, идеально поставленный голос Карлофа оказался важным преимуществом, но по иронии судьбы в ряде лучших своих картин ему предстояло играть немые роли. Когда Бела Лугоши отказался от роли чудовища в фильме «Франкенштейн» (1931), опасаясь, что грим сделает его неузнаваемым, режиссер Джеймс Уэйл взял на ту роль Карлофа. Тяжелый грим, наложение которого занимало 4 часа, не мог скрыть великолепной нюансировки игры актера. Он повторил ту же роль в двух сиквелах, превзошедших оригинал: «Невеста Франкенштейна» (1935) и «Сын Франкенштейна» (1939). Позднее зрители ассоциировали Карлофа только с образами чудовищ и убийц. Среди его лучших ролей — работы в картинах «Старый темный дом» (1932), «Черный кот» (1934), «Черная комната» (1935) и в фильмах продюсера Вэла Лютона «Похититель тел» (1945), «Остров мертвых» 1945) и «Бедлам» (1946). В 1969 году он сыграл стареющую звезду фильмов ужаса в ленте Питера Богдановича «Мишени» (1968). В частной жизни Карлоф был образцовым джентльменом, занимался благотворительностью в пользу нуждающихся детей, записал детскую пластинку. Робинсон (Robinson) Эдвард (1893 — 1973), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Эммануил Голденберг. Родился в Бухаресте (Румыния). С 1903 жил в США. Отказался от намерения стать раввином или юристом ради учебы в Академии драматического искусства. С 1913 выступал в театре, с 1915 на Бродвее. Сыграл в немом кино одну роль (1923), с 1929 снимался регулярно. Его заглавный персонаж в фильме «Маленький Цезарь» (1931) стал архетипом экранного гангстера, принеся Робинсону звездный статус. Он продолжал играть гангстеров и жестких, сильных героев до конца 40-х: «Пиратский берег» (1935), «Морской волк» (1941, по Джеку Лондону, роль Вулфа Ларсена), «Ки Ларго» (1948) и др. На исходе популярности гангстерского цикла он спародировал собственный образ в черной комедии «Легкий случай убийства» (1938). С этого времени его герои оказывались все чаще на стороне закона, как в фильмах «Двойная страховка» (1944, Билли Уайлдера) и «Незнакомец» (1946, Орсона Уэллса). Робинсон был порой еще более эффектен, перевоплощаясь в «средних американцев», в картинах «Истории Манхэттена» (1942, Жюльена Дювивье), «Женщина в окне» (1944, Фрица Ланга) и др. Хотя пик его популярности миновал в 30-е годы, он снимался до конца жизни, играя характерные роли: «Премия» (1963), «Золото МакКенны» (1969) и др. В личной жизни его часто преследовали неудачи. Хотя патриотические акции Робинсона во время Второй мировой войны были широко известны, его вызвали для дачи показаний в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности (позднее все подозрения были сняты). В 1956 при разводе с женой ему пришлось продать свою знаменитую коллекцию картин, одну из крупнейших частных коллекций в мире. В 1973 Робинсону был посмертно присужден почетный «Оскар» за пятидесятилетнюю карьеру в кино. В том же году появилась его автобиография «Все мои былые дни». Муни (Muni) Пол (1895 — 1967), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Фредерих Майер Вайзенфройнд. Сын еврейских эмигрантов из Лемберга (Львова), с детства на сцене (выступал на идиш). С 1926 играет на английском языке, с 1929 — в кино. Выдвигался на премию «Оскар» за первую же экранную роль за фильм «Храбрец» и поразил публику искусством перевоплощения, например, семь разных ролей в фильме «Семь лиц» (1929). В начале 30-х годов после выступления в криминальных драмах «Лицо со шрамом» (1932) и «Я — беглый каторжник» (1932, номинация на «Оскар») стал самым значительным актером кино США. Обладая великим талантом и неуемным трудолюбием, Муни никогда не повторял себя и стремился к максимальному проникновению в духовный мир персонажа. В 1933—1940 он снялся всего в 12 фильмах (в отличие от других звезд, добился права выбора сценария и пользовался им постоянно), но каждый раз поражал полным внешним (великолепный мастер грима) и внутренним перевоплощением. Исполнение ролей Пастера, Золя и мексиканского президента Хуареса в историко-биографических картинах «История Луи Пастера» (1936, «Оскар»), «Жизнь Эмиля Золя» (1937), «Хуарес» (1939) утвердило за Муни положение живого классика американского кино, но его жесткая позиция по отношению к «Уорнер» привела к разрыву контракта со студией. После войны чаще выступал на сцене, несмотря на прогрессирующую слепоту, и добился феноменального успеха в роли Драммонда в пьесе «Пожнешь бурю» (1955). Последний раз сыграл в фильме «Последний рассерженный человек» (1959). Марч (March) Фредрик (1897 — 1975), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Эрнест Фредерик Макинтайр Бикл. Обладал блистательной техникой и необычайно широким исполнительским диапазоном. Утвердившись в 30-е годы, придирчиво выбирал роли и сценарии. Дважды лауреат премии «Оскар» (двойная роль в «Докторе Джекилле и мистере Хайде», премия на МКФ в Венеции, 1932; ветеран войны в фильме У. Уайлера «Лучшие годы нашей жизни» (1946), Марч начинал свой путь в кино с ролей романтических любовников и снялся в 70 лентах самых разных жанров. Редкое понимание специфики работы перед камерой позволило Марчу добиваться успеха в экранизациях мировой классики — Р. Л. Стивенсона, Л. Толстого, например, Нехлюдов в фильме «Мы снова живем» (1934); Вронский в «Анне Карениной» (1935), В. Гюго (Ж. Вальжан в «Отверженных», 1935), появляться в историческом костюме, например, Босвелл в «Марии Шотландской» (1936) или в обличье Марка Твена в фильме «Приключения Марка Твена» (1944), изображать демобилизованного сержанта или измученного сомнениями современника как Вилли Ломан в «Смерти коммивояжера» (1951, приз на МКФ в Венеции-52) и даже президента США в фильме «Семь дней в мае» (1964). Образец профессионализма и требовательности к себе, Марч не знал неудач, но критики полагали, что лучше всего ему удаются образы людей, переживающих мучительный внутренний разлад. Великолепно сыгранные роли религиозного фанатика Мэтью Брейди в фильме «Пожнешь бурю» (1960, премия на МКФ в Западном Берлине) и немца-миллионера, чье богатство создано руками заключенных концлагерей в фильме «Затворники Альтоны» (1962), подтверждают это мнение. Буайе (Boyer) Шарль (1897 — 1978), франко-американский актер. Изучал философию в Сорбонне, драматическое искусство в Парижской консерватории. В 1920 дебютировал в театре и в кино, но в основном появлялся на сцене, став кумиром парижской молодежи. Обладатель эффектной внешности, великолепной фигуры и бархатного голоса, он идеально подходил на романтические роли в приключенческих картинах, например, в 1929 сыграл в фильме «Капитан Фракасс», но чаще актера занимали в салонных драмах в амплуа неотразимых любовников. С 1934 в Голливуде, где снимается рядом с самыми эффектными леди экрана и крайне редко имеет возможность проявить свой большой актерский талант. В 1938 повторяет в «Алжире» роль Ж. Габена из фильма «Пепе ле Моко». Окружающая персонажей Буайе аура загадочности, «потустороннее» обаяние сильной и циничной личности приносят успех в длинной серии фильмов 40-х годов, лучшими из которых оказываются «Сказки Манхэттена» Ж. Дювивье (1942) и «Газовый свет» Дж. Кьюкора (1944). На оскаровской церемонии в 1943 получил специальный диплом за прогрессивную деятельность. С начала 50-х годов переходит на возрастные характерные роли в фильмах «Нана» (1955), «Парижанка» (1957), «Фанни» (1961). В 1974 на МКФ в Канне был особо отмечен жюри за роль в фильме «Ставиский» (1974). Астер (Astaire) Фред (1899 — 1987), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Фредерик Аустерлиц. Родился в Небраске в семье австрийского эмигранта. Вместе с сестрой, танцовщицей Адель Аустерлиц, начал выступать на сцене как танцор, с 1915 — в музыкальных комедиях. Пара была замечена; последовали приглашения — сначала в Лондон, затем на Бродвей (1923). Дебютировал в кино, уже завоевав известность, как танцор («Танцующая леди», 1933). В 1933 была образована пара Фред Астер — Джинджер Роджерс: они снимались вместе до 1939, имея оглушительный успех («Веселый развод»), «Цилиндр», «Время свинга», «Потанцуем», «Беззаботный». Еще раз они появились вместе в 1949 в фильме «Давай потанцуем». Тогда же Астер удостоился почетной премии «Оскар». В 40—50-е годы Астер продолжает головокружительную карьеру актера музыкальной комедии, часто меняя партнерш, молодых голливудских кинозвезд (Рита Хейуорт, Джина Келли и др.), снимаясь в лентах мастеров американского коммерческого кино — В. Миннелли, С. Донена, Ж. Негулеско, Р. Мамуляна. В 1959 сыграл драматическую роль в политическом памфлете С. Крамера «На последнем берегу». В 60—70-е годы выступал в кино редко — постаревший Астер предпочитал исполнять драматические роли, иногда за пределами США («Сиреневое такси» И. Буассе, 1977; «История призрака» Дж. Эрвина, 1981). Проявил себя способным драматическим актером. О работе в кино рассказал в книге мемуаров «Шаги во времени», изданной в США в 1960. Богарт (Bogart) Хамфри (1899 — 1957), американский актер. После Первой мировой войны работал посыльным в театре, стал его директором. В 20-е годы выступал в самых различных ролях. С 1930 в Голливуде, где долгое время вынужден был играть второстепенные роли. В 1935 исполнение роли гангстера Дьюка Менти в киноверсии бродвейской пьесы «Окаменевший лес» стало первым шагом в карьере одного из самых ярких актеров Голливуда. Не имея звездной внешности (хотя в социальной драме «Черный легион» (1936) Богарт играл главного героя, но это был слабый, мятущийся герой), актер был прикован к амплуа гангстера, где его конкурентами были Э. Дж. Робинсон и Д. Кегни. Однако Богарту удавалось передать в своих персонажах, например Мартин в «Тупике» У. Уайлера, 1937; жестокий бутлеггер в «Бурных 20-х» (1939) странное обаяние личности, изуродованной всеобщим лицемерием и жестокостью. В 1941 снялся в фильме «Высокая Сьерра», в котором смог уйти от типа циничного негодяя, повторявшегося почти в 30 лентах. В фильме Д. Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941) Богарт сыграл роль детектива Сэма Спейда, открыв серию ролей антигероев, презирающих подлый и преступный мир, скрывающих боль и сочувствие к людям за маской равнодушия и скептицизма в фильмах «Касабланка» (1943); «Иметь и не иметь» (1945); «Большой сон» (1946); «Сокровища Сьерра Мадре» (1948) и «Ки Ларго» (1948). «Миф Bogey», возникший в 40-е годы, неотделим от ощущения аутсайдерства и противопоставления себя обществу (преодолеть свое одиночество героям Богарта дано очень редко — например, в «Африканской королеве» (1951) Д. Хьюстона, — единственная премия «Оскар» за роль), но обязан своим возникновением, прежде всего, мастерству актера и психологизму его исполнения. В 50-е годы Богарт демонстрирует новые грани своего таланта в фильмах разных жанров, таких как «Одолеть дьявола» (1954) — как бы самопародия Богарта и Хьюстона на «Мальтийский сокол» (1941), «Мятеж на «Каине», «Сабрина» (1954), «Босоногая графиня» (1954). Последняя лента с его участием — «Тем тяжелее падение» (1956). Кэгни (Cagney) Джеймс (1899 — 1986), американский актер. Невысокого роста, но чрезвычайно динамичный, темпераментный, пластичный, Кэгни компенсировал недостатки внешних данных великолепным мастерством. Актерскую карьеру начинал в бродвейских театрах, в кино дебютировал в 1930 году, а через год, благодаря фильму Уильяма Уэллмана «Враг общества» стал одним из самых популярных актеров в амплуа гангстера или полицейского «Джи-мены» (1935). Роль следовала за ролью, и в 1939 году Кэгни сыграл одну из лучших — в картине Рауля Уолша «Бурные двадцатые» (у нас в прокате — «Судьба солдата в Америке»). В духе социального реализма актер представил на экране шофера-ирландца Бартлета, которого жизнь толкнула на преступление: в эпоху «сухого закона» он стал бутлеггером — тайным поставщиком спиртного. Как и полагалось по действовавшему тогда в Голливуде кодексу идеологических предписаний, преступление должно быть так или иначе наказано — и Бартлет, потеряв все заработанное нечестным путем, погибает. Такого рода фильмов — одни получше, другие похуже — в послужном списке Кэгни набралось много: «Ангелы с грязными лицами» (1938) и «До белого каления» (1949), и они изрядно надоели актеру, возможности которого превосходили рамки гангстерского кино. К счастью, амплуа удалось сломать — в 1942 году он удостоился «Оскара» за ленту «Янки дудль денди», биографии композитора Джорджа Коэна, автора патриотической песни времен войны США за независимость. На этот раз Кэгни проявил свое вокальное и танцевальное дарование. А всю полноту драматического таланта обнаружил в фильме Джозефа Пивни «Человек с тысячью лиц» (1957), тоже биографическом, рассказывавшем историю жизни знаменитого актера 20-х годов Лона Чэни, обладавшего фантастическим даром перевоплощения. Но в 50-е годы Кэгни лишь повторял то, что играл когда-то, попробовал себя в режиссуре («Кратчайший путь в ад» (1957) — экранизация романа Грэма Грина «Наемный убийца»), но неудачно. После долгого перерыва в1981 году Милош Форман заставил его еще раз вернуться к прошлому и сыграть роль полицейского комиссара в «Рэгтайме». Два года спустя актер исполнил последнюю в своей жизни роль в телефильме «Ужасный Джо Моран» (1984). Трейси (Tracy) Спенсер (1900 — 1967), американский актер. Он не сразу выбрал свой жизненный путь, но и даже получив актерское образование в Академии драматического искусства, оставался долго незамеченным. Трейси исполнилось тридцать, когда Джон Форд пригласил его для съемок в комедии «Вверх по реке» (1930), открывшей в кинобиографии актера целую череду ролей гангстеров, имевших свой нюанс: речь шла о хороших простых парнях, которых обстоятельства толкают на кривую дорожку «Легкие миллионы» (1931), «20 тысяч лет в Синг-Синге» (1932), «Отбросы общества» (1936). Внешность Трейси — прямой взгляд, открытое лицо, основательность в фигуре не соответствовали представлениям о закоренелом преступнике или злодее. И он чуть было не стал жертвой собственной внешности, если бы не значительная роль в фильме Фрица Ланга «Ярость» (1936), где герой стал невинной жертвой суда Линча. Благодаря этой работе актер вышел на простор ролей совсем другого класса. Всегда естественный, снимаясь почти без грима, опирающийся только на свои возможности, он захватывал зрителей своим беспредельным обаянием, напоминая — и внешне, и манерой игры — Жана Габена, но с поправкой на свой американизм. Герои Трейси более энергичны и прагматичны, как, например, Томас Эдисон в фильме «Эдисон — человек» (1940). Этот актер был первым и в течение более пятидесяти лет единственным в Голливуде, кто удостаивался «Оскара» два года подряд — сначала Трейси получил приз за роль португальского моряка в «Отважных капитанах» (1937, по Р. Киплингу), а потом был отмечен образ священника в школе для юных преступников в «Городе мальчиков» (1938). Еще семь раз он являлся соискателем на оскаровских церемониях. Особое место в биографии актера занимал творческий и любовно-романтический союз с Кэтрин Хепберн, обычно они играли вместе в лирических комедиях — «Женщина года» (1942), «Ребро Адама» (1949), «Пэт и Майк» (1952). Последний раз они снялись вместе непосредственно перед смертью Трейси. Почти через 20 лет после этого актриса посвятила ему документальную ленту «Наследие Спенсера Трейси: дань уважения от Кэтрин Хепберн». В 60-е годы актеру также посчастливилось обрести поистине «своего режиссера» — Стенли Крамера. Один за другим следовали фильмы, вошедшие в золотой фонд — «Пожнешь бурю» (1960), «Нюрнбергский процесс»(1961), «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Угадай, кто придет к обеду» (1967) — остросоциальные, в духе времени, они давали простор для интеллекта, тонкого психологизма и для юмора. Всего на счету Спенсера Трейси было более 70 ролей в кино. Купер (Cooper) Гэри (1901 — 1961), американский актер. Настоящее имя — Фрэнк Джеймс. Символ «золотого века» Голливуда — безупречно причесанный шатен с голубыми глазами, высокий и стройный — он, к счастью, обладал чувством времени, и сумел встроиться в изменившуюся обстановку, поэтому его карьера окончилась только вместе со смертью, а началась еще в 1925. Купер приехал в Голливуд, надеясь стать мультипликатором, а вместо этого начал сниматься статистом в вестернах. Судьба улыбнулась ему в 1926 году, когда срочно понадобилась замена в фильме «Завоевание Барбары Уорт», ставшем коммерческим хитом. Критики поначалу отнеслись к Куперу как к легкомысленному парню и взахлеб описывали его романтические похождения со звездами — Кларой Боу, Лупе Велес и другими. Но вскоре он остепенился (со своей единственной женой Вероникой Балф прожил 28 лет) и его стали воспринимать как серьезного актера. Играл в военных лентах «Прощай, оружие» (1932), «Дела и дни бенгальского улана» (1935), «Красавчик Жест» (1939). Некоторая медлительность в реакциях помогла Куперу стать идеальным персонажем комедий Ф. Капры в фильмах «Мистер Дидс переезжает в город» (1936), «Познакомьтесь с Джоном Доу» (1941) и Э. Любича, но настоящее имя сделали ему вестерны — «Ковбой и леди» (1938) Г. Поттера, «Человек с Запада» (1940) У. Уайлера. Заглавная роль в фильме «Сержант Йорк» (1941) Х. Хоукса принесла первый «Оскар». В 50-е годы Купер органично вошел в новый тип вестерна, в котором в соответствии с изменившейся политической ситуацией были пересмотрены каноны жанра. Актер снялся в фильмах «В самый полдень» (роль шерифа Кейн, премия «Оскар», 1952) Ф. Циннемана и «Человек с Запада» (1958) Э. Манна. В 1961 году ему был присужден «Оскар» за карьеру, который, со слезами на глазах, вместо неизлечимо больного раком Гэри Купера принял на церемонии его близкий друг Джеймс Стюарт. Через месяц Купера не стало. Гейбл(Gable) Кларк (1901 — 1960), американский актер. Появившись на свет в провинциальной глуши, рано начал самостоятельную жизнь, выступал на сцене передвижных театров, пытался сделать карьеру в Голливуде с помощью актрисы Д. Диллон. Лишь поддержка вдовы нефтяного магната М. Ленгэм дала Гейблу возможность попробовать силы на Бродвее, а затем сыграть в пьесе «Последняя миля», где его озлобленный и обреченный герой, заключенный тюрьмы Синг-Синг, буквально заворожил зал. С 1931 в Голливуде. После дебюта в вестерне «Крашеная пустыня» играл ковбоев и гангстеров. В фильмах с участием звезд Н. Ширер, Г. Гарбо, Дж. Харлоу и Дж. Кроуфорд нашел новое амплуа — настоящего американца, чьи мужественность и сексуальный напор привлекают женщин в той же мере, что и скрытые за внешним цинизмом широта и благородство в фильмах «Сьюзен Ленокс» (1931), «Одержимая» (1931), «Странная интермедия» (1932), «Держи своего мужчину» (1933). В 1934 награжден премией «Оскар» за роль бедного репортера, который перевоспитывает строптивую дочь миллионера в фильме Ф. Капры «Это случилось однажды ночью». Мужчина №1 для многих американок, Гейбл пользовался также и мужской симпатией, олицетворяя тип простого парня, который начал с нуля и пробился по пути наверх в одиночку, с помощью мощного кулака, жизненной хватки и ироничности в фильмах «Манхэттенская мелодрама» (1934), «Сан-Францсико» (1936), «Саратога» (1937), «Летчик-испытатель» (1938). Апогеем карьеры Гейбла стало предопределенное опросом общественного мнения выступление в роли Рэтта Батлера в фильме «Унесенные ветром» (1939), где он создает наиболее яркую и отшлифованную версию своего экранного типа. Трагическая гибель в 1942 в авиакатастрофе жены Гейбла, актрисы Кэрол Ломбард, нанесла актеру непоправимый удар — он не мог найти себя ни в жизни, ни на экране. Американцы искали новых кумиров, а попытки Гейбла повторить самого себя в вестернах и приключенческих лентах приносили все меньше денег. Однако последние картины с его участием вновь имели успех, а прощанием актера с публикой и лучшей работой позднего периода творчества стал образ старого ковбоя в фильме Дж. Хьюстона «Неприкаянные». Этот фильм вышел на экран уже в 1961, после смерти Гейбла. Его жизни и творческой судьбе посвящена игровая лента «Гейбл и Ломбард» (1976). Хоуп Боб (наст. имя Лесли Таунс Хоуп) (1903 — 2003), американский киноактер, один из самых знаменитых комиков США в 20 веке. Семья Хоупов эмигрировала в США, когда Лесли было всего четыре года. А в пятнадцать лет он одержал победу в конкурсе имитаторов Чарли Чаплина. Уже под именем Боба Хоупа, молодой актер выступал в водевилях, выступал и на эстраде, исполняя скетчи. Кинокарьера Хоупа тесно связана с его постоянным партнером Бингом Кросби. В 1940-1950-х годах комический дуэт Хоуп-Кросби пользовался огромной популярностью в Америке. За свою жизнь Боб Хоуп снялся в 75 фильмах, принял участие в 450 телепрограммах, более чем в тысяче радиошоу. В годы второй мировой войны Хоуп дал множество концертов для солдат и моряков действующей армии и флота. Он выступал перед солдатами и во время корейской, вьетнамской войны, и уже в преклонном возрасте — во время операции «Буря в пустыне». Боб Хоуп стал первым актером Голливуда, в честь которого был назван корабль военно-морских сил США — транспортный корабль «Боб Хоуп». Грант(Grant) Кэри (1904 — 1986), американский актер. Настоящие имя и фамилия — Арчибальд Александр Лич. Родился в Бристоле (Англия) в бедной семье. С детства увлекся театром и в 13 лет убежал из дома, чтобы присоединиться к детской водевильной труппе, в составе которой выступал как комик, акробат и жонглер. В 1920 вместе с труппой уехал в турне по Америке и решил остаться там, после чего объехал почти все Соединенные Штаты, выступая с комическими и музыкальными номерами. В 1927 дебютировал на Бродвее в мюзикле «Золотой рассвет», начал регулярно играть и петь в музыкальных спектаклях и опереттах. В 1931, уехав в Лос-Анджелес, подписал контракт со студией «Paramount». Впервые привлек к себе внимание в картине Йозефа фон Штернберга «Белокурая Венера» (1932). На следующий год Мэй Уэст выбрала его своим партнером для фильма «Она ему навредила», который мгновенно стал хитом, спас студию от банкротства и принес Гранту известность. Он еще раз снялся с Мэй Уэст в комедии «Я не ангел» (1933) и сыграл драматическую роль в одном из лучших антивоенных фильмов 30-х годов — «Орел и ястреб» (1933), — однако в последующие несколько лет его фильмы за редкими исключениями, например, «Сильвия Скарлетт» (1935) не поднимались выше среднего уровня. После того как в 1937 закончился срок его контракта с «Paramount», он одним из первых в Голливуде решил самостоятельно выбирать дальнейшие проекты. Роль беззаботного плейбоя, гибнущего в автокастрофе и становящегося столь же беззаботным привидением в комедии «Топпер» (1937), наконец сделала Гранта звездой. В период популярности так называемых «безумных» (screwball) комедий он отшлифовал до блеска свой экранный образ немного загадочного, отстраненного, хладнокровного героя, не теряющего обаяния и присутствия духа ни в фарсовых, ни в романтических ситуациях. Этот образ варьировался лишь в деталях в классических комедиях «Ужасная правда» (1937), «Воспитание крошки» (1938), «Его девушка Пятница» (1940), «Моя любимая жена» (1940), «Филадельфийская история» (1941), «Весь город говорит» (1942) и «Мышьяк и старые кружева» (1944). В этот же период он сыграл героические роли в приключенческих фильмах «Гунга Дин» (1939) и «Только у ангелов есть крылья» (1939). В 1941 Альфред Хичкок использовал более темную сторону его романтического образа в триллере «Подозрение», где он снялся в роли человека, жена которого подозревает, что он планирует ее убийство. По требованию студии финал сценария был изменен, и подозрения героини оказывались напрасными, однако Хичкок еще трижды успешно обыгрывал загадочность и непроницаемость, присущие образу Гранта: в картинах «Дурная слава» (1946), «Поймать вора» (1955) и «К северу через северо-запад» (1959). Грант стал его любимым актером: «Кэри Гранту не дают режиссерских указаний, — говорил Хичкок, — его просто ставят перед камерой». Уже во второй половине 40-х годов имя Гранта стало — и до сих пор остается — нарицательным обозначением безупречного романтического идеала, и потому закономерно, что одной из его самых удачных и органичных ролей стала роль ангела в романтической комедии «Жена епископа» (1947). Он сыграл также одного из любимых популярных героев Америки, композитора и поэта Кола Портера, в биографическом фильме «Днем и ночью» (1946) и в буквальном смысле идеального героя в фильме Дж. Л. Манкевича «Повод для сплетен» (1951). Удачными были комедии «Холостяк и школьница» (1947), «Мистер Блэндингс строит дом своей мечты» (1948) и «Обезьяньи проделки» (1952). Мелодрама «Незабываемый роман» (1957) остается, во многом благодаря Гранту, одним из классических образцов этого жанра. Среди его лучших поздних фильмов были также романтические комедии «Милый сэр» (1958), «Трава зеленее» (1961), «Женщина в мехах» (1962), «Папаша Гусь» (1964) и классический комедийный триллер «Шарада» (1963). В 1961 на Гранта пал первый выбор продюсеров, искавших актера на роль Джеймса Бонда, но Грант счел, что возраст уже не позволяет ему играть в боевиках. В 1966 он объявил об уходе из кино, но его имя остается на Западе легендарным по сей день. Сам он говорил о своем образе так: «Я притворялся человеком, которым хотел бы быть, и, в конце концов, стал им. Или он стал мной». Герой Джона Клиза в популярной комедии «Рыбка по имени Ванда» (1988) носит настоящее имя Кэри Гранта — Арчи Лич.
|