КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Французский импрессионизм.АВАНГАРД (франц. avantgard — передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х годов во Франции, Германии, России (с 1918). Французский киноавангард обращался к опыту живописи — импрессионизма («Лихорадка» Л. Деллюка, 1922; «Верное сердце» Ж. Эпштейна, 1921; «Дочь воды» Ж. Ренуара, 1924), сюрреализма («Раковина и священник» Ж. Дюлак, 1924; «Андалузский пес » и «Золотой век» Л. Бунюэля в сотрудничестве с Сальвадором Дали, 1928 и 1930), абстракционизма («Пять минут чистого кино» А. Шометта, 1926; «Механическая фотогения» Жана Гремийона, 1925). Поиски «чистого киноритма», однако, увязывались с французской традицией сюжетного кино («Антракт» Рене Клера, 1925). За исключением Бунюэля и Дали, авторы киноавангарда не проявляли интереса к социальным темам, революционность французского авангарда исчерпывалась попыткой эпатажа буржуазной публики посредством новаторской формы. Придя к закату в начале 1930-х годов, авангард тем не менее оказал грандиозное влияние на таких мастеров кино, как Бунюэль и Жан Кокто, а фильм «По поводу Ниццы» не входившего ни в какие движения Ж. Виго ныне причисляют к числу шедевров «киноавангарда по-французски». Деятели "Авангарда" (это, прежде всего Луи Деллюк, Абель Ганс, Марсель Л’Эрбье, Жермена Дюлак и Жан Эпштейн) называемые так же импрессионистами, или «фотогенистами», вели поиски оригинальных выразительных средств и боролись за признание кинематографа самостоятельным искусством. «Фотогеническое» направление имеет своим истоком деятельность режиссеров и теоретиков Л. Деллюка, Ж. Эпштейна, М. Л'Эрбье, чей поиск специфических выразительных эффектов кино (проявившийся в импрессионистической манере собственных их фильмов), оказал сильное влияние на дальнейшее развитие французского кинематографа. Его испытали и киноавангард (экспериментальные ленты Ф. Леже, М. Дюшана и Ман Рэя), дадаизм и сюрреализм («Антракт» Р. Клера, 1924, «Раковина и священник» Ж. Дюлака, 1928, «Андалузский пес», 1928 и «Золотой век», 1930 Л. Бунюэля и С. Дали), а также «поэтический реализм» 1930-х годов (Ж. Виго, Ж. Ренуар, М. Карне). Теория «фотогении» Деллюка выдвигала определенные формальные требования к изображению объекта в кино, которые можно считать развитием «линии Люмьера». Съемки на пленэре, искусство ракурса, ритм, рапид, композиция кадра – это приносят с собой «импрессионизм» Деллюка, фильмы Ж. Эпштейна, А. Ганса, ранние фильмы Р. Клера и Ж. Ренуара. Все это доводится до формальной жесткости и чистоты в авангардизме, а в «поэтическом реализме» сохраняется на уровне изобразительной стилистики. С середины 20-х годов в творчестве "авангардистов" возобладали формалистические тенденции, в 30-е годы часть их перешла на позиции реалистического искусства. Французский киноавангард обращался к опыту живописи — импрессионизма («Лихорадка» Л. Деллюка, 1922; «Верное сердце» Ж. Эпштейна, 1921; «Дочь воды» Ж. Ренуара, 1924), сюрреализма («Раковина и священник» Ж. Дюлак, 1924; «Андалузский пес » и «Золотой век» Л. Бунюэля в сотрудничестве с Сальвадором Дали, 1928 и 1930), абстракционизма («Пять минут чистого кино» А. Шометта, 1926; «Механическая фотогения» Жана Гремийона, 1925). Поиски «чистого киноритма», однако, увязывались с французской традицией сюжетного кино («Антракт» Рене Клера, 1925). ДЕЛЛЮК (Delluc) Луи (1890-1924), франц. кинорежиссер, теоретик киноискусства. Сценарии, Фильмы и теоретические работы Деллюка во многом определили эстетику "Авангарда". Выдвинул теорию фотогении (киновыразительности). За 12 лет написал 20 книг. Создал систему киноклубов. Поставил фильмы: "Молчание" (1920), "Лихорадка" (1921), "Женщина ниоткуда" (1923) и др. Один из основоположников современной теории кино. С 14 лет жил в Париже, публиковал стихи и затем романы. Первое значительное произведение в кинематографе — сценарий «Испанский праздник» (1919), режиссер Жермен Дюлак. Сценарии, фильмы и теоретические работы Деллюка во многом определили эстетику «Авангарда». Шедевр Деллюка — фильм «Лихорадка» (1921) — сегодня является классикой мирового кино. Главную роль сыграла его жена, актриса Ева Франсис. Следующие ленты — «Женщина ниоткуда» (1921), также с участием Евы Франсис и также по оригинальному сценарию Деллюка; «Наводнение» (1924), во время съемок этого фильма Деллюк умер. Он оставил огромное творческое наследие, в том числе зарисовки кинематографической жизни Франции начала 1920-х годов, нереализованные сценарии, критические и теоретические работы. Ему принадлежит книга «Фотогения», обязательная для изучения во всех киношколах мира, в которой была сделана одна из первых попыток определить выразительные средства искусства кино. В 1937 во Франции была учреждена премия имени Луи Деллюка — один из самых престижных кинематографических призов. ГАНС (Gance) Абель (1889-1981), французский кинорежиссер, один из основателей «Авангарда», во многом опередивший развитие мирового кинематографического процесса: короткий динамический монтаж, ручная камера, съемка с движения, полиэкранное кино, панорамное (трехкамерное) кино и др. Настоящие имя и фамилия — Эжен Александр Перетон. Один из родоначальников французского кино, которого иногда сравнивали в кинематографе с великим В. Гюго. Дебютировал в 1909 как актер в фильме Л. Перре «Мольер». Сам поставил первую картину «Плотина» в 1911. Все дальнейшее творчество Ганса сочетало величие замыслов и — часто — исполнения, гениальные технические находки — с дурновкусием и слабой художественной стороной. В центре всего его творчества стоит фильм о Наполеоне (1926), к которому он будет возвращаться не раз. Сначала он длился 195 минут, потом был выпущен в четырех сериях по 90 минут. В 1935 Ганс сделал звуковой вариант под названием «Наполеон Бонапарт». Первый вариант «Наполеона» демонстрировался на тройном экране, вызвавшем в 1925 сенсацию, потом был показан как триптих Клодом Лелушем в 1970, перемонтировавшем картину и включившим новые сцены в четырехчасовой фильм, и, наконец, англичанин Кевин Бранлоу в 1981 сделал наилучший вариант картины, прокатом которой занимался Фрэнсис Коппола, музыку к нему написал Кармине Коппола. Ганс первым использовал в кино полиэкран, двойную экспозицию, деформатирующую оптику, которая превратилась в синемаскоп, пиктограф для стереозвука. Не случайно он получил в 1954 национальный приз как изобретатель. Огромное значение, которое придают во всем мире «Наполеону», не мешает должным образом оценить и другие картины Ганса. Среди немых — это антивоенная лента «Я обвиняю» (1919), новаторская городская драма «Колесо» (1922), фильм о Бетховене «Десятая симфония» (1918), за которым позднее будет снята «Великая любовь Бетховена» (1936) с оригинальными звуковыми находками. Он экранизировал литературные произведения Ж. Оне, такие как «Горнозаводчик» (1933), О. Фейе «Роман бедного молодого человека» (1935), Т. Готье «Капитан Фракасс» (1942), снял по роману Мюрже и на музыку Пуччини «Богему». Решив воздать должное Дюма и Ростану, поставил в 1962 «Сирано и Д'Артаньян», где особо удались сцены дуэлей. Не имела успеха картина по А. Дюма «Нельская башня» (1954), хотя Ганс оказался в ней не чужд эротики. Но больше всего Ганса привлекала историческая тематика — «Аустерлиц» (1960), для ТВ — «Мария Тюдор» (1966) и «Бонапарт и революция» (1971, очередная версия «Наполеона»). Мечтал Ганс о фильмах, посвященных Колумбу, Лойоле, Апулею. Увы, ему приходилось по многу лет сидеть без работы. Горько звучат его слова: «Если мой голос дрожит, мысли блуждают и слова выглядят калеками — это означает, что мой рот забит землей и что меня тоже убил кинематограф». Абель Ганс получил большую премию французского кино в 1974 и премию «Сезар» по совокупности творчества. Л'ЭРБЬЕ (L'Herbier) Марсель (1888 — 1979), французский режиссер. Л'Эрбье из состоятельной буржуазной семьи. Получил юридическое и филологическое образование. Некоторое время ориентировался на карьеру писателя (в чем его поощряли М. Леблан, М. Метерлинк и др.). Во время войны служил в киноотделе армии. Дебютировал в кино в 1917, написав сценарий фильма «Поток». Первый свой фильм, «Роза-Франция», он снял в 1918. Испытав на себе влияние культуры 19 века, а также символизма, Л'Эрбье в своих немых фильмах выступал авангардистом, уделявшем большее внимание форме, чем содержанию. Среди его лучших картин 20-х годов: «Бесчеловечная» (1924), «Дон Жуан и Фауст» (1925) и «Покойный Матиас Паскаль» (1925). С большим формальным блеском экранизировал роман Эмиля Золя «Деньги» (1927) (о чем рассказал в документальном фильме Ж. Древиль «Вокруг «Денег»). Но поскольку его формалистика не встретила отклика у зрителя и, кроме того, он теряет деньги на постановку (в собственной компании «Синеграф»), Л'Эрбье обращается к коммерческим сюжетам —экранизирует детективные романы Г. Леру «Тайна желтой комнаты» (1931) и «Аромат дамы в черном» (1931), мелодраму «Вероломство» (1937), «Адриенну Лекуврер» (1938), «Имперскую трагедию» (1938) — о Распутине. Во время оккупации следовал тем же путем, что и другие постановщики, стараясь развлекать зрителя и воспевать извечные духовные ценности нации — таков фильм «Жизнь богемы» (1942) — по Мюрже, музыка Пуччини, «Смешная история» (1941), «Добродетельная Катрин» (1943). После освобождения снимает историческую мелодраму «Дело об ожерелье королевы» (1946) с блестящими актерами, затем «Последние дни Помпеи» (1950) и в 1953 как режиссер снимает свой последний фильм «Отец мадемуазель». В 1943 стал соучредителем Высшей Школы кинообразования (ИДЕК) и вплоть до 1952 был ее ректором, профессором. В 1953 начал работать на ТВ, представляя фильмы и приобщая зрителей к кинематографической культуре. Умные, точные, доброжелательные и объективные выступления Л'Эрбье принесли ему огромную популярность. Им написано несколько эссе об искусстве кино, в том числе блистательное «Постижение кинематографа» (1946). Перед самой смертью он выпустил мемуары «Тот, кто снимает» (1979).
|