Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Французская «новая волна». 4 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

Перье (Perier) Франсуа (1919 — 2002), французский актер. Настоящая фамилия — Пилю. По окончании в 1939 Консерватории Драматического искусства, был приглашен в «Комеди франсэз». Война прерывает его карьеру в кино, где он успел сняться в «Первом бале» (1941), «Конце дня» (1939) у Ж. Дювивье. В 1945 ему придется начинать все сначала. В 1947 снимается у Кристиан-Жака в «Привидении» (1946). Потом в роли удачливого соперника главного героя (Мориса Шевалье) в «Молчании–золото» (1947) Р. Клера. Ж. Кокто дает ему роль Эртебиза в своем «Орфее» (1949), а Ле Шануа приглашает на картину «Беглецы» — о французах, бегущих из немецкого плена (1955). Постепенно, не торопясь, Перье набирает очки у критики и зрителей. Он играет роль калеки Купо в «Жервезе» Р. Клемана (1956), и в тот же 1956 — неблагодарную роль мошенника, который грабит Кабирию в «Ночах Кабирии». В какой бы роли он не выступал, Перье вносит в нее свое личное отношение, свой дар перевоплощения, свою верность и любовь к профессии. Это и солдат на войне («Уик-энд в Зюйдкоте» А. Вернея (1964), и партизан («Один человек лишний» (1967) Коста-Гавраса (1966), и комиссар в «Максе и жестянщиках» К. Сотэ (1970), хозяин кабаре в «Красном круге» (1970) Ж. -П. Мельвиля. Снимался Ф. Перье в «Стависком» (1974) А. Рене, в «Покушении» («Похищение в Париже», 1972) Ива Буассе, в «Самурае» Ж.-П. Мельвиля (1967). А. Кайат дал ему неожиданную для него роль борца за мир в своем фильме «В государственных интересах» (1978), а Ален Делон интересно использовал в «Неукротимом» (1983). У Перье сын режиссер (Жан-Мари Перье), и в его дебютной картине «Антуан и Себастьян» (1973) он, естественно, снимался тоже. Многообразие ролей Ф. Перье складывается в творческую биографию настоящего труженика, все силы отдающего служению своему любимому искусству. Для него, поистине, нет маленьких ролей.

Монтан Ив (Montand, Yves) (наст. Иво Ливи, Livi) (1921 — 1991), французский певец-шансонье и киноактер. Родители Монтана были бедными итальянскими евреями. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини семья Ливи была вынуждена в 1924 году переселиться во французский Марсель. С 11 лет мальчик работал на заводе, чтобы поддерживать погрязшую в долгах семью. Уже в детстве проявилась любовь Иво к кинематографу: он экономил деньги, чтобы купить самый дешевый билет в кино, и пересмотрел почти всю классику Голливуда. В семнадцать лет юноша начал подрабатывать исполнением песенок в кафе под псевдонимом Ив Монтан. Псевдоним происходит от фразы на марсельском диалекте «Ива, монта» (Иво, домой!),— так мать звала его домой в детстве. По-французски «монтан» означает «поднимающийся, восходящий». В конце 1938 года Иво начал исполнять песни в кинотеатре перед началом сеанса. После вступления Франции в войну с Германией, Монтан был вынужден бросить пение и устроиться (1940) на судостроительный завод молотобойцем. Он продолжал репетировать дома, не оставляя надежду когда-нибудь вернуться к музыке. Весной 1941 года юноша снова выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Последовали первые турне по Франции и выступления на радио. В этот момент большую роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла Эдит Пиаф. После прослушивания и первых совместных выступлений она оказалась настолько очарована молодым марсельцем, что загорелась желанием сделать из него настоящего профессионала. Под опекой Пиаф Монтан, оказавшийся способным учеником, занялся самообразованием, стал обучаться манерам поведения на сцене и в обществе, полностью переработал и расширил свой репертуар, ранее основывавшийся на простеньких американских песенках. Его манера исполнения постепенно приобретала большую выразительность при использовании самых минимальных средств. Мелодии его песен стали более разнообразными: от меланхолических, почти мрачных, до бравурных. Пролетарское происхождение во многом способствовало росту популярности Монтана, публика принимала его как своего, дистанция между исполнителем и слушателем стиралась. Тем временем любовный роман между Монтаном и Пиаф достиг апогея и стал угасать, что неудивительно, поскольку для обоих на первом месте стояла творческая карьера. Благодаря Пиаф Монтан получил роль в фильме Марселя Карне по сценарию Жака Превера «Врата ночи» (1946). В своих первых фильмах он выглядел не вполне убедительным, но трудолюбия марсельцу было не занимать и актерское мастерство Монтана прогрессировало в ряде последующих кинокартин, где режиссеры используют его выгодные внешние данные, мужественность. На рубеже 1950-х годов Монтан знакомится с актрисой Симоной Синьоре, которая была замужем за режиссером Ивом Аллегре. После бурного романа Симона оставила мужа и ушла к Монтану. Ив и Симона поженились в 1951 году. Несколько первых лет совместной жизни Синьоре предпочла провести, не расставаясь с новым мужем, отказавшись от ряда престижных предложений из Голливуда. С 1951 года Монтан регулярно выступал в лучшем парижском зале «Этуаль» с большими сольными программами. Фирма «Одеон» выпустила его золотой диск «Осенние листья». Пришел и большой успех в кино: картина Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1952) с Ивом Монтаном в главной роли получила гран-при Каннского кинофестиваля. Монтан отличался традиционными для его семьи левыми взглядами, он участвовал в антивоенном движении, выражал солидарность с рабочим и коммунистическим движением. В разгар Венгерских событий 1956 года певец принял решение поехать с гастролями в СССР и другие социалистические страны. Французская общественность осудила этот визит, а в СССР он был воспринят как проявление политической солидарности. Несмотря на восторженный прием, Монтан увидел своими глазами теневую сторону социализма, и узнал о многих неприглядных чертах советского образа жизни. Так началось болезненное расставание артиста с коммунистическими иллюзиями. Из-за своих левых взглядов Монтан долгое время был персоной нон грата в США. Только в 1959 году американцы решились выдать въездные визы для гастролей Монтану и его жене. Выступления певца завершились оглушительным успехом. После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мерилин Монро. Партнерские отношения скоро переросли в бурный роман, оказавшийся достоянием прессы. Однако Монтан нашел в себе силы расстаться с американской кинодивой, и Симона простила мужа. В последующие годы Монтан продолжал сниматься в кино и выступал с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. В эти же годы начинается его плодотворное сотрудничество с режиссером Костой Гаврасом («Убийцы в спальных вагонах»,1965; «Дзета», 1969). После подавления антикоммунистического движения в Чехословакии в 1968 артист окончательно разочаровывается в коммунистических идеалах и открыто заявляет об этом. Затем последовал шумный успех фильма «Признание» (1970, режиссер Коста Гаврас), основанного на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. С режиссером Костой Гаврасом Монтан продолжал удачно работать в фильмах «Осадное положение» (1973), «Специальный отдел» (1975), «Свет женщины» (1979). С конца 1960-х годов Монтан с головой уходит в кинематограф, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Работы актера зачастую приобретают антитоталитарный оттенок, а его имидж все более политизируется. Имя Монтана не сходит с афиш кинотеатров, он снимается у Клода Соте в фильмах «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974), «Гарсон» (1983), «Сезар и Розали» (1972), в сложных психологических ролях у Ж.-П. Мельвиля в фильме «Красный круг» (1971) и у Алена Карно в «Пистолете полицейского «Питон-357» (1975). Ив Монтан снимался с блестящими партнершами — Мерилин Монро в фильме «Займемся любовью» Дж. Кьюкора (1960), Ширли Маклейн в ленте «Моя гейша» Д. Кардифа (1962), Джейн Фондой в фильме «Все в порядке» Годара-Горена (1972), Роми Шнайдер в фильме «Сезар и Розали» и «Свет женщины», С. Синьоре в картинах «Салемские колдуньи» (1956), «Признание», «Убийцы в спальных вагонах», «Пистолет полицейского «Питон-357», Катрин Денев («Дикарь»). На склоне лет артист настолько стал заметной фигурой, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. До самого последнего дня жизни Монтан продолжал работать и умер во время съемок фильма Ж.-Ж. Бенекса «ИП-5» (1992).





Филип (Philipe) Жерар (1922-59), французский актер. Родился в Канне в состоятельной семье. В 1942 начал актерскую деятельность в театре Жана Вилара, где скоро стал ведущим исполнителем. В 1943 снялся в своем первом фильме «Малютки с набережной цветов». Подлинная же известность пришла к актеру в 1947 в ленте К. Отан-Лара «Дьявол во плоти» — мелодраме «воспитания чувств». Успех в этом фильме определил дальнейшее амплуа актера романтического героя. В экранизациях романов Стендаля «Пармская обитель» (режиссер Кристиан-Жак, 1948) и «Красное и черное» (режиссер К. Отан-Лара, 1954) он сыграл молодых честолюбцев, у которых стремление к карьере и богатству столкнулось с силой любви, что и привело к трагическим финалам. Привкус иронии, свойственный его таланту, придавал создаваемым образам дополнительный глубинный подтекст, что особенно сказалось в фильме «Большие маневры» Р. Клера (1954). Проявилась эта особенность Филипа и в приключенческих лентах, прежде всего, в одном из лучших фильме с его участием «Фанфан-тюльпан» (режиссер Кристиан-Жак, 1952). Актер создал здесь истинно народный галльский характер, сочетавший в себе героику и лирику, лукавство и практицизм, дерзость и мягкость. Были у Филипа и серьезные драматические роли. Князь Мышкин в экранизации «Идиота» по Ф. М. Достоевскому (1946), пьяница-доктор, вновь обретающий веру в себя в «Горделивых» Ива Аллегре (1953), художник Модильяни в «Монпарнасе, 19» (1958), борец против фашистской диктатуры в фильме Л. Бунюэля «Лихорадка приходит в Эль-Пасо» (1959). После смерти Филипа от рака его супруга Анн написала пронзительные мемуары «Одно мгновенье» (1966), а также подготовила и издала сборник «Жерар Филип: воспоминания, собранные Анн Филип», где столь рано ушедший от нас актер предстает во всей своей человеческой и актерской значимости. Он рано умер, оставив после себя пустоту, которую так никто и не сумел заполнить. Кто был в большей степени Ж. Филип — актер театра или кино? Пожалуй, все-таки театра. Недаром его именем назван театр в пригороде Парижа. И хоронили его в красном комзоле Родриго — героя «Сида». Но несколько его фильмов вошли в золотой фонд французского кино.

Реджиани Серж (Reggiani) (р. 1922), французский актер. Во Францию Сержа привезли родители-эмигранты в 1926 году. Перепробовав в юности много профессий, Реджиани дебютировал в кино в фильме Луи Дакена «Пассажир, приехавший в День всех святых» (1943). На первых порах он играл роли циников и подонков. Таков он во «Вратах ночи» М. Карне (1946) или в «Манон» А.-Ж. Клузо (1949). Тяготясь подобным амплуа, Реджани пытается играть другие роли, в «Веронских любовниках» А. Кайата (1949), где был молодым актером Анжело, который играет в кино Ромео, а затем в фильме Жака Беккера «Золотая каска» (1952) сыграл одну из своих лучших ролей — апаша Манда. Реджани так и не сумел занять в послевоенном кино Франции то место, на которое имел право. Он был Анжольрасом в «Отверженных» (1957) Ж. П. Ле Шануа, предателем группы Сопротивления в фильме «Мари–Октябрь» (1959) Ж. Дювивье, он играл парикмахера в «Армии теней» (1969) Ж.-П. Мельвиля. Лишь К. Соте дал ему симпатичную роль Поля в своем «многонаселенном» фильме «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1974), а Клод Лелуш — в картине «Кот и мышь» (1975), где Реджани играл прозорливого полицейского, который смог найти истинного убийцу. Со вкусом снялся актер в фильме Р. Энрико «След гигантов» (1969) в роли хозяина кафе на стройке дороги. В начале 1960-х годов, испытывая недостаток хороших ролей, Реджани выступает с песнями на эстраде, записывает диск. Его карьера шансонье принесла ему большую славу, чем как актеру кино.

Азнавур (Aznavour) Шарль (наст. имя и фам. Варенаг Азнавурян) (р. 1924), французский актер, поэт, шансонье. Родился в семье эмигрантов из Армении. Участник антифашистской борьбы. На эстраде с 1940-х гг. Автор около 600 песен (с 1960-х годов их оркестрировал Поль Мориа), музыки к кинофильмам. В кинематограф пришел уже будучи «звездой» парижского мюзик-холла и любимым учеником Эдит Пиаф. В 1959 году сыграл роль в фильме Жоржа Франжю «Головой об стенку», где создал образ беззащитного и доброго человека, которого черствость окружающих доводит до самоубийства. Лучшие роли Азнавура весьма далеки от прославивших его эстрадных песен: пианист кабаре в ироническом детективе Франсуа Трюффо «Стреляйте в пианиста» (1960), короткая трагическая роль в ленте «Дьявол и десять заповедей» (1962) Жюльена Дювивье. В 1960-1980-е годы снимался в лентах «Американская крыса» (1963) «Жестяной барабан» (1979) Фолькера Шлендорфа, «Призраки шляпника» (1982) Клода Шаброля, «Эдит и Марсель» (1983) Клода Лелюша, «Волшебная гора» Ганса Гайссендерфера, а также во многих коммерческих фильмах и сериалах. Активно занимается благотворительностью в пользу Армении. Посол Армении при ЮНЕСКО.

Пикколи (Piccoli) Мишель (р. 1925), французский актер. Театральное образование получает на курсах Рене Симона и дебютирует в театре Парижа «Бабилон», Национальном народном театре, и «Атене». В кино — с 1945. Играл небольшие роли в фильмах «Рассвет» (1948) и «Адрес неизвестен» (1950) Ж. П. Ле Шануа, «Салемские колдуньи» (1956) Р. Руло. Фильмы «Стукач» Ж.-П. Мельвиля (1962) и «Полицейский осведомитель» Ж. П. Мельвиля (1963) выдвигают его в число самых интересных актеров своего поколения. Примет участие в создании фильма Луиса Бунюэля «Смерть в этом саду» (1966), после чего станет любимым актером великого испанца и снимется у него в «Дневнике горничной» (1963), «Млечном пути» (1966), «Скромном очаровании буржуазии» (1971) и «Призраке свободы» (1974). Начиная с 60–х годов, Пикколи тщательно выбирает режиссеров и роли. Так он снимается у Алена Рене «Война окончена» (1966), у Жака Деми в фильме «Девушки из Рошфора» (1967), а потом в «Комнате в городе» (1982), у Луи Маля в фильме «Атлантик-сити» (1980) и др. Своего режиссера Пикколи найдет в лице Клода Соте. У него он участвует в «Мелочах жизни» (1969), «Макс и жестянщики» (1970), «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (1971), «Мадо» (1976). Кроме того, он своим участием украшал такие картины, как «Прекрасная спорщица» (1991) Ж. Риветта, «Болезни любви» (1987) и «Гроза над домом» (1995) Ж. Дерэ) и др. Пикколи всегда был ангажированным художником. Это, правда, не помешало ему сняться в «совершенно реакционном» (по его словам) фильме Хичкока «Топаз» (1969). Для того чтобы быть совершенно независимым, создает собственную компанию. Будет финансировать неприспособленческие работы молодых режиссеров. Это и картина К. Фаральдо «Темрок» (1973), Ж. Руффио «Семь смертей по рецепту»/«В сетях мафии» (1976); снимется в фильме об инцесте «Блудная дочь» (1981) Ж. Дуайона. Пикколи не раз рисковал своей карьерой, помогая и своим участием, и деньгами в создании таких лент, как «Диллинджер мертв» (1968) и «Белые люди – хороши» (1988) Марко Феррери. Он помог, в частности, молодому режиссеру Ришару Дембо снять фильм о шахматистах «Диагональ слона» (1983), в котором сыграл пожилого советского чемпиона в матче с молодым эмигрантом из Восточной Европы. Пикколи женат на эстрадной певице Жюльетт Греко. Он опубликовал книгу мемуаров под названием «Диалоги эгоиста».

Коул (Cowl) Дарри (Darry) (р. 1925), французский актер. Снимался в фильмах «Этот красивый мир» (1957), «Убийцы и воры» (1957) «Фиктивный брак» (1966), «Отверженные» (1995). Всего сыграл в кино свыше 100 ролей.

Буке Мишель (Michel Bouquet) (р. 1926), французский актер. Снимается в кино с 1950-х годов. В 1991 году получил премию «Феликс» за фильм «Тото-герой» (1990), в 2001 — премию «Сезар» за фильм «Как я убил моего отца».

Серро (Serrault) Мишель (р. 1928), французский актер. Комические персонажи играл еще в лицейском театре. Потом посещает Драматический центр на улице Бланш, из которого уходит в Консерваторию драматического искусства, начинает работать в труппе Р. Дери. В 50-е годы составил вместе с Ж. Пуаре популярный эстрадный дуэт. Ж. Пуаре напишет для них пьесу «Клетка для безумных», которую, отыграв 1500 раз на сцене, перенесут затем на экран. Режиссер фильма Э. Молинаро, 1978, премия «Сезар» за роль. Его роль травести Заза в этом спектакле и фильме считается эталонной. Не случайно последовали еще два фильма о «безумцах», от раза к разу хуже. Многие годы Серро играл в кино острохарактерные роли, был пленником своей комедийной маски. Никто не ожидал, что под ней скрывается талантливый актер, умеющий играть все. Так после фильмов «Охота за мужчиной» Э. Молинаро (1964), «Со свободой за спиной» (1970) Э. Молинаро, в язвительной комедии Ж. Янна «Китайцы в Париже» (1984) и у К. Зиди в «Большом базаре» (1973), он делает решительный поворот в сторону иного жанра, иной проблематики. Мишеля Серро интересует человеческое «двойное дно», характеры на грани психопатологий. И так он играет эпизод в фильме «Холодные закуски» (1979) Б. Блие — человека, прирезанного (по–видимому), главным героем, а потом убийцу собственной жены, которую столкнул в окно в фильме «Орел или решка» (1980) Р. Энрико. Он был блистательный нотариус, которому предъявляют обвинение в убийстве девочек и который, исполненный презрения к пристрастному следователю, берет вину на себя в фильме «Под предварительным следствием» К. Миллера (1981, премия «Сезар» за роль); он играл сыщика, который охотится за женщиной, в которой видит свою дочь, и чьи преступления покрывает — «Смертельная поездка» К. Миллера (1983). В «Умирают лишь дважды» (1985) Ж. Дере, где он был следователем, который в интересах раскрытия тайны убийства надевает «шкуру» убитого. Не брезгая и чистой комедией, например, «Счастье на лугу» Э. Шатильеза (1996), он одновременно играет роль стареющего издателя, встретившего большую любовь к молоденькой Нелли, но уступающего дорогу молодому сопернику («Нелли и господин Арно» К. Соте, 1995, премия «Сезар» за роль), а в картине М. Кассовица «Убийца(ы)» сыграл в 1997 опасного убийцу, стремящегося приобщить к своему «промыслу», к своей философии жизни, молодого парня. Все эти разнообразные роли, позволяют с полным основанием говорить о «феномене Серро», который, несмотря на годы, является одним из самых интересных актеров старшего поколения. Его скупая на похвалы критика Франции справедливо называет гениальным.

Этекс (Etaix) Пьер (р. 1928), французский актер, режиссер и сценарист. Сначала был книжным иллюстратором, потом «гэгменом» у Жака Тати на фильме «Мой дядя» (1958). Большую помощь Пьеру Этексу оказал видный кинодраматург Ж.-К. Каррьер, который написал сценарий для его первого фильма, короткометражки «Разрыв» (1961), а затем «Счастливая годовщина» (1962, премия «Оскар», 1963) и таких известных полнометражных картин Этекса, как «Вздыхатель» (1963), «Йо-Йо» (1965), «Было бы здоровье!» (1966), «Большая любовь» (1969) и «Земля обетованная» (1971). Неуспех у зрителя последних двух приводит к тому, что Этекс на много лет уходит из кино, работает в созданной им и женой Анни Фрателлини (из знаменитого циркового семейства) Национальной школе цирка, выпускает альбом рисунков. В 1987 ставит собственную пьесу, которая имела значительный успех в сезоне 1985/86 «У господина преклонный возраст». Всем фильмам Этекса присущ свой собственный стиль, в котором перемешано влияние Макса Линдера (внешний вид), Бастера Китона (комедийная маска, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах), а при использовании «гэгов » — Жака Тати. Ф. Феллини пригласил Этекса и Фрателлини принять участие в своем своебразном фильме «Клоуны» (1970). В 1989 Этекс поставил документально-игровой фильм «Рисую в пространстве», в котором использовал последние достижения в технике киносъемки — «Омнимакс». Всего Этекс как актер сыграл 14 ролей в кино и как режиссер поставил 8 фильмов.

Брель (Brel) Жак (1929 — 1978), французский певец, композитор, актер и режиссер. Бельгиец по происхождению. Уезжает в Париж, где успешно выступает как шансонье на эстраде. В 1967 дебютирует в фильме Андре Кайата «Профессиональный риск» в роли учителя, которого из-за мести ученица обвиняет в изнасиловании. В 1971 Марсель Карне снимает его в своей картине «Убийцы именем порядка», где ему поручена роль служителя правосудия, который вступает в борьбу с преступниками-полицейскими. Эдуард Молинаро использовал его несомненный комедийный дар в своих лентах «Мой дядя Бенжамен» (1969) и «Зануда» (1973), а Клод Лелуш — в бурлескной роли в картине «Приключение — это приключение» (1972). Всего в активе Бреля 11 ролей. Поселившись на одном из островов в Океании (где и покончил счеты с жизнью), он написал цикл песен для диска, который был выпущен после его смерти. Как режиссер Жак Брель снял два фильма: «Франц» (1972), в котором играл сам, и пародию на американский вестерн «Дальний Запад»

Нуаре (Noiret) Филипп (р. 1930), французский актер. Нуаре — один из блестящих представителей французской театральной школы, которую называют школой представления, позволяющей с помощью различных средств быть убедительными в самых разных жанрах, создавая самые противоречивые человеческие характеры. Он родился в семье средних буржуа. В детстве много поездил: работа Нуаре-старшего требовала постоянных переездов. Будучи изрядным лентяем, Филипп постоянно исключается из учебных заведений. Задержался он только в одном, которым управляли монахи, где была большая библиотека, а учащиеся играли в любительском театре. Переход из любительского театра в школу драматического искусства был для него закономерным. Потом он работает в ряде театров, в том числе в знаменитом виларовском ТНП. Здесь же, в Париже, Нуаре начинает выступать на эстраде, а потом в 1955 году фотограф ТНП Аньес Варда позовет его сняться в своей дебютной ленте «Пуэнт Курт». По мере того, как кино захватывает его все больше, он постепенно отходит от театра. Уже первые крупные роли в «Зази в метро» Луи Маля (1960) и «Блаженный Александр» Ива Робера (1968) показывают разнообразие его таланта. Всю свою жизнь в кино Нуаре будет гармонично сочетать роли «отрицательные» и «положительные». Он играет авантюриста в фильме «Все золото мира» (1961) Р. Клера, доброго, но слабого Бернара Дескейру «Тереза Дескейру» Ж. Франжю (1962), насильника-полицейского «Самые нежные признания» Эд. Молинаро (1971). Он снимается у А. Хичкока в фильме «Топаз» (1969) и многих итальянцев (М. Феррери, М. Моничелли, В. Дзурлини и др.). Но еще не нашел своего режиссера. Это происходит в 1974. Благодаря Бертрану Тавернье он сделает семь фильмов, в том числе такие превосходные, как «Часовщик из Сен-Поля» (1973), «Следователь и убийца» (1975), «Пусть начнется праздник» (1974). Не менее плодотворно работает со своим тезкой де Брока в жанре комедии: «Нежный полицейский» (1977) и его продолжении — «Украли бедро Юпитера» (1979). Успешным было сотрудничество и с другим комедиографом — Клодом Зиди (два фильма о коррупции и полиции — «Продажные»/«Откройте, полиция!» (1984) и «Продажные против продажных»/«Кто кого?» (1990). Зрители любят Нуаре и всегда прощали ему неудачи, в том числе в «Облаке в зубах» (1974) и недавно в «Дочери д' Артаньяна» (1994) у любимого им Б. Тавернье). Журнал «Синема» однажды написал о нем, что Нуаре «единственный актер, умеющий заставить плакать и смеяться одновременно, быть грубым и тонким, играя с одинаковым совершенством актера старой породы».

Трентиньян (Trintignant) Жан Луи (р. 1930), французский актер. Театральное образование получил у Шарля Дюллена и Тани Балашовой. Играл на первых порах молодых героев в парижских и периферийных театрах. Кино позволило ему существенно расширить диапазон своих ролей. Дебютирует в картине Роже Вадима «И бог создал женщину» (1956), где его партнершей была Брижит Бардо. Их роман приводит к разрыву брака ББ и Р. Вадима. Но это не мешает Вадиму снимать Трентиньяна в «Опасных связях» (1959) и «Замке в Швеции» (1963). Первый крупный успех Трентиньяна связан с картиной Клода Лелуша «Мужчина и женщина» (1966). Но романтических героев у него сравнительно мало. Можно назвать еще героя фильма «Поезд» (1973) Пьера Гранье-Дефера, «Моя ночь у Мод» (1969) Эрика Ромера. Актера всегда интересовали сложные человеческие характеры, таков герой в «Поединке на острове» (1961) Алена Кавалье, «маленький следователь» в «Дзете» (1969) Коста-Гавраса, за которую был премирован на МКФ в Канне. Изломленный, противоречивый образ Трентиньян создал в «Конформисте» (1971) Б. Бертолуччи. Своих отрицательных героев актер умеет нарисовать двумя-тремя точными жестами и выразительными взглядами. В этом смысле всех поразила его игра в картине Ж. Дерэ «Полицейская история» (1975). Полны подтекста роли в фильмах «Бег зайца по полям» (1972) Р. Клемана, «Покушение»/«Похищение в Париже» (1973) Ива Буассе, «Хулиган» (1971) Клода Лелуша. Роль честного банковского служащего, попавшего в переделку по вине хозяев, Трентиньян сыграл в «Чужих деньгах» (1978) Кристиана де Шалоня. Наконец, он создал интересный, многогранный характер в картине К. Кесьлевского «Три цвета: Красный» (1994). Семья Ж.-Л. Трентиньяна — кинематографическая. Его первая жена —актриса Стефан Одран, потом вышедшая замуж за режиссера Клода Шаброля (кстати, все трое сотрудничали в ленте «Лани», 1968). А вторая — Надин — режиссер, у нее Трентиньян снялся почти во всех фильмах, таких как «Моя любовь, моя любовь» (1967), «Похититель преступлений» (1969), «Свадебное путешествие» (1976) и др. Дочь — Мари — стала крупной «звездой». Сам Жан-Луи поставил два фильма «Очень загруженный день» (1973) и «Инструктор по плаванию» (1979), но, по-видимому, не почувствовал влечения к этой профессии. Он предпочитает оставаться актером, хотя уже давно заявляет, что намерен уйти на пенсию.

Рошфор (Rochefort) Жан (р. 1930), французский актер. Учился в Драматическом центре на улице Бланш, потом в Консерватории драматического искусства. Сначала успешно выступает в левобережных кабачках, а потом много работает на ТВ, где тогда сниматься было не слишком престижно. С тех пор он не порывает эти связи. В кино дебютирует в картине М. Девиля и Ш. Жерара «Пуля в стволе» (1958). Потом на год уезжает в СССР, снимаясь у М. Пальеро в картине «20 тысяч лье по земле»/«Леон Гаррос ищет друга». Вернувшись в Париж много играет в театрах, главным образом в пьесах англо-саксонских авторов. Жанр фильмов не имеет для Рошфора значения, хотя он предпочитает комедию. Среди огромного числа его фильмов следует назвать картины «Анжелика, маркиза Ангелов» (1964) и ее продолжения, «Злоключения китайца в Китае» де Брока (1965), комедии «Высокий блондин в черном ботинке» (1972) и «Возвращение высокого блондина» (1974) Ива Робера, в которых он играет романтического меломана и зловещего интригана полковника Тулуза. Дружба с Б. Тавернье позволила ему сыграть в двух важных для его карьеры фильмах «Часовщик из Сен-Поля» (1973) и «Пусть начнется праздник» (1975), которые сблизили его с Ф. Нуаре. В дальнейшем Рошфор играет в разнокалиберных фильмах, среди которых есть и экскурс в отношения отца и дочери («Странное путешествие» А. Кавалье 1980) и политический триллер («Надо убить Биргит Хасс» Л. Эйнемана (1991). Рошфор часто снимается режиссеров среднего поколения: Режиса Варнье — «Я господин замка» (1988), Боба Свейма — «Атлантида» (1992); П. Леконта — «Тандем» (1987) и «Муж парикмахерши» (1990). При этом не забывает старого друга Ива Робера, снимаясь у него в картине «Привет, артист» (1973), «И слоны бывают неверны» (1976), «Мы все отправимся в рай» (1977), «Смелей, бежим» (1979). Получил премию «Сезар» за роль в фильме «Краб-барабанщик» (1977).

Бриали(Brialy) Жан-Клод (р. 1933), французский актер и режиссер. Родился в Алжире в семье французского офицера. Мечтал стать актером, выступал в театре. Во время службы в армии друзья повезли его посмотреть провинциальную постановку «Юлия Цезаря», осуществленную Жаном Ренуаром. Так состоялось его знакомство с будущими деятелями «новой волны», принимавшими в ней участие. Бриали сумел заинтересовать их и позже вошел в кружок деятелей журнала «Кайе дю синема», подружившись с Клодом Шабролем. Роли в двух фильмах Шаброля — «Красавчик Серж»(1957) и «Кузены»(1958) не только принесли Бриали славу, но и определили маску всей его жизни — элегантного и циничного «донжуана». В начале 60-х годов сыграл свои лучшие роли в лентах режиссеров «новой волны», был одним из ее символов наряду с молодыми Анной Кариной и Жан-Полем Бельмондо в фильме «Женщина есть женщина» Жан-Люка Годара (1961). В конце 60-х и в 70-е годы снимался очень много, вовсю эксплуатируя найденную «золотую жилу» и не слишком обращая внимание на качество картин. Можно выделить лишь фильмы «Невеста была в черном» (1968) Франсуа Трюффо и «Колено Клер» (1971) Эрика Ромера. Редко бывая актером «центральной роли», Бриали проявил себя незаурядным мастером лепки характера в одном или нескольких эпизодах. Актерскими удачами Бриали становились не главные роли в лентах таких мастеров, как Луис Бунюэль «Призрак свободы» (1974), Андре Тешине «Барокко» (1976); Клод Лелуш «Робер и Робер» (1978), «Одни и другие» (1981), «Эдит и Марсель» (1983); Патрис Шеро («Королева Марго» (1994). В то же время оставался одноплановым актером и, понимая это, старался разнообразить свою творческую деятельность — был телеведущим, пробовал себя в режиссуре, поставив шесть фильмов: среди них — «Редкая птица» (1973) и «Любовь под дождем» (1973). В настоящее время является владельцем и режиссером парижского театра-варьете.

Бельмондо (Belmondo) Жан Поль (р. 1933), французский актер. Снимался в фильмах: «На последнем дыхании», «Чочара», «Человек из Рио», «Чудовище», «Великолепный», «Профессионал» «Баловень судьбы» и др. Родился в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен, в семье известного скульптора. Актерскому мастерству учился в Консерватории драматического искусства, но остался недовольным системой обучения, считал ее устаревшей, ибо там учили играть только классику. Играл в разных театральных антрепризах и перед камерой впервые предстал, снимаясь в фильме о Мольере и его пьесах. Настоящий дебют в кино состоялся в 1957 в картине «Воскресенье. Мы будем воровать». Бельмондо уже был достаточно уверенным в себе актером, когда его познакомили с новичком в кинематографе режиссером Жан-Люком Годаром, и актер не без колебаний согласился сняться в его короткометражке «Шарлотта и ее хахаль». Бельмондо и не предполагал, что роль в годаровской картине «На последнем дыхании» (1960) войдет в историю кино, а сам фильм будет объявлен манифестом «новой волны». Мишель Пуакар с его бравадой, развязностью, но ранимый, человечный и исповедующий своеобразный кодекс чести, отвечал настроениям молодого поколения с его нежеланием жить по законам отцов. Детективная история — Мишель похищает автомобиль, а затем убивает преследующего его полицейского — превратилась на экране в экзистенциальную драму. (Через много лет, в 1997 в рекламе «Мартини» был повторен характерный жест Бельмондо в этой роли, как он проводил большим пальцем по губе — знак безусловной и неувядаемой «культовости» фильма). На рубеже 1950-1960-х гг. Бельмондо много снимался, в том числе за границей — в Италии, потом в США, но второй особенно значимой ролью опять становится персонаж Годара в картине «Безумный Пьеро» (1965). Бельмондо играл человека загадочного — бандита, сотрудничавшего с Сопротивлением и погибшего из-за вероломства женщины (как и Мишель Пуакар). В 1970-е гг. Бельмондо — в зените славы — снимается в боевиках и комедиях, обнаруживая незаурядный дар перевоплощения («Великолепный», 1973), «Чудовище» (1976), «Маргинал» (1983). Как настоящему лицедею ему нравится развлекать публику, демонстрировать свои атлетические возможности (практически все трюки он выполнял сам), но он получает удовольствие и от интеллектуального кино. В 1974 Бельмондо исполнил в фильме Алена Рене «Ставиский» заглавную роль русского авантюриста, изобретателя «финансовой пирамиды», человека, любившего и умевшего пожить, чья афера привела в 1930-е гг. к падению французского правительства. Критики писали, что Ставиский — второе «я» Бельмондо — «большой ребенок с дурными манерами», покоряющий сердца бесконечным обаянием. Бельмондо смолоду не был красавцем — перебитый нос (след занятий боксом), вывороченные губы. Итальянцы даже дали ему прозвище Урод. Но обаяние действительно делает его неотразимым, а с годами его облик умного и талантливого человека приобретает благородный шарм. Поэтому бандиты и жулики (вроде марсельского гангстера в «Борсалино», 1970, Роберто Ла Рокка в одноименном фильме, французского Робин Гуда Картуша или главного героя «Нежного подонка») делаются у него привлекательными, а уж люди положительные («Человек из Рио», 1964, «Профессионал», 1981) и вовсе. Особую страницу в жизни и творчестве Бельмондо занимают отношения с другом-соперником Аленом Делоном, с которым они дружили в юности, снимались вместе в фильме «Борсалино», но поссорились, не поделив славы, а в 1997 вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимающего ленту «Полшанса», где французы сталкиваются с русской мафией. У Бельмондо не сложились отношения с Каннским кинофестивалем, он ни разу не удостоился его призов, но у него есть другая почетная награда — Орден Почетного легиона. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль, поставивший с Бельмондо фильмы «Леон Морен, священник», «Стукач» и др., назвал его самым большим открытием кинематографа после Жерара Филипа.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 30; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Французская «новая волна». 3 страница | Французская «новая волна». 5 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.032 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты