Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Франция. 1 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

БЕРРИ (Berri) Клод (р. 1934), французский режиссер, продюсер, актер. Настоящая фамилия Лангман. Начинал как актер проходных ролей, потом в 1963 снял короткометражный фильм «Цыпленок», который был отмечен премией на Кинофестивале в Венеции, а затем получил премию «Оскар». В 1964—1965 участвует в фильмах с новеллами («скетчами») «Шанс в Любви» (1964) и «Поцелуи» (1963). Первый полнометражный фильм снимает в 1964: «Старик и ребенок», имевший огромный зрительский успех благодаря игре Мишеля Симона, создавшего образ старого антисемита, который смягчается при общении с еврейским мальчиком. В дальнейшем делает серию картин в той или иной степени автобиографических, хотя и не в хронологической последовательности: «Мазел Тов, или Бракосочетание» (1968), «Блатной» (1969), «Папенькино кино» (1970), пользовавшихся вниманием некоторой части аудитории. Но «Секс-шоп» (1972) и «Болезнь века» (1974) шумно провалились. Клод Берри понимает, что надо менять тематику своих картин (в которых, кстати сказать, сам играл). Так в 1983 выходит, вероятно, лучший фильм Берри — «Чао, паяц!», в котором, как и в прежней картине «Школьный учитель» (1981), но с большим успехом, снимает популярного комика Колюша, которому дает роль «контр-амплуа» — драматическую, сильную роль простого парня, бывшего полицейского, работающего на бензозаправке, который выступает безжалостным мстителем за друга, мелкого дилера. Следующие его картины — это экранизации Марселя Паньоля («Жан де Флорет») и «Манон с источника» (1986), Марселя Эйме «Уран» (1990), Эмиля Золя «Жерминаль» (1993). В 1996 поставил «Люси Обрак». Клод Берри — удачливый продюсер (во главе компании «Реннпродюксьон»). Он был единовластным продюсером картин Р. Поланского «Тесс» (1979), «Медведь» (1988) и «Любовник» (1992) Ж.-Ж. Анно, участвовал в финансировании фильмов М. Формана, Б. Блие, К. Зиди, К. Соте. Помогал более молодым — Ж. Дуайону, М. Пиала, К. Миллеру. В 1990 снялся в последнем фильме Сержа Генсбура «Стан-эксгибиционист», не украшающем ни режиссера, ни актера.

ЗИДИ (Zidi) Клод (р. 1934), французский режиссер, оператор. Окончив престижный лицей Кондорсе, неожиданно для многих друзей и знакомых пошел учиться в Высшую техническую школу фотографии и кино, а после ее окончания в 1955 отправился служить в армию. Отсюда его протест против солдафонства в сумасбродных комедиях с участием группы «Шарло» — «Новобранцы сходят с ума» (1971), «Новобранцы идут на войну» (1974). Но прежде чем стать популярным режиссером, Зиди, начиная с 1958, в течение десяти лет честно и безропотно отбывал другую «повинность» в роли скромного ассистента оператора, пока в 1969 не получил возможность для самостоятельной операторской работы. Сняв несколько лент (из наиболее известных — социальная, политически ангажированная драма «Элиза, или Настоящая жизнь» М. Драша), Зиди в возрасте 37 лет шокирующе во многих смыслах дебютировал как режиссер комедийного жанра. Легче всего подвергнуть не такое уж мудреное творчество Зиди (особенно в ранний период сотрудничества с упомянутой четверкой исполнителей «Шарло» — еще и в других фильмах: «Сумасшедшие на стадионе», 1972; «Большой базар», 1973, а также в эксцентрических комедиях с П. Ришаром — «Горчица бьет в нос»/«Он начинает сердиться», 1974; «Не упускай из виду», 1975) презрительному критическому разносу за элементарное отсутствие вкуса, вульгарность, бесцеремонность, идиотское комикование, почти неприличное провоцирование невзыскательных зрителей на животный, тупоумный смех ради смеха. В его комедиях на рубеже 1970—80-х годов в самих названиях «Недоумки» (1979) и «Недоумки на каникулах» (1981) закреплена характеристика чокнутых персонажей. Можно сказать, целая клиника «съехавших с катушек» героев представлена в этих и других «безумных историях» («Чудовище», 1977; «Глупый, но дисциплинированный», 1979; «Короли гэга», 1985). Дерзкие и невоспитанные прожигатели жизни устраивают всемирный бардак везде, где они появляются, весело творят, подобно капризным, избалованным детям, вечный праздник непослушания. Нарушая скучное и размеренное существование, впадая в сумасшествие или детскую неистовую забаву, своеобразные «зидиоты» ведут себя как «новобранцы бытия», не перестающие удивляться окружающему миру. Однако, постепенно избавляясь от первоначального площадного юмора, Зиди переходит в комедиях «Крылышко или ножка» (1976), «Раздоры» (1978), «Инспектор-разиня» (1980), «Банзай!» (1982), «Продажные» (премии «Сезар» за лучший фильм и режиссуру по итогам 1984 года), «Ассоциация злоумышленников» (1986) и «Продажные против продажных» (1990) к пародийно-сатирическому показу буржуазных нравов, чванства и самодовольства, пустоты парадных церемоний, патриотического ража функционеров, беззастенчивой продажности якобы добропорядочных граждан. Отказываясь от «механистического юмора» (в чем режиссера упрекали французские критики), перестав быть «послушным винтиком в индустрии смеха» (а его пять фильмов входят в число ста пятидесяти самых кассовых во Франции), Зиди даже рискнул поставить интимную драму о любви «Двое» (1988). Потерпев провал в прокате, все равно нашел место для лирической темы в шпионской комедии «Тотальная слежка» (1991), вновь добившись успеха и тем самым дав возможность американцам сделать еще один римейк французского фильма — иронический боевик «Правдивая ложь» (1994). Зиди работает в самых различных жанрах. Среди его фильмов боевик «Меж двух огней» (1994), комедии «Арлетт» (1996) и «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (1999) — снятый по комиксам европейский блокбастер.





ВЕБЕР (Veber) Франсис (Francis) (р. 1937), французский кинорежиссер, сценарист. Начинал как журналист, а успеха добился как автор сценариев к комедиям Филипа де Брока «Великолепный» и дилогии Ива Робера о «Высоком блондине». Как режиссер Вебер блестяще дебютировал в 1976 трагикомедией «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. В дальнейшем Вебер плодотворно работал в жанре комедии, поставив ряд удачных фильмов «Невезучие», «Папаши» (1983), «Бродяги» с Жераром Депардье и Пьером Ришаром. В 1993 снял для Голливуда комедию «В опасном положении», в 1996 — фильм «Ягуар» с участием Жана Рено, а в 1999 — самую кассовую французскую комедию «Ужин с придурком» с Тьери Лермитом, собравшую по всему свету 70 миллионов долларов.

БЛИЕ (Blier) Бертран (р. 1939), французский режиссер и сценарист. Сын известного актера Бернара Блие. Стратегия одного из самых провокационных режиссеров Франции заключается в том, что он последовательно внедряется в довольно эфемерную область ощущений и отношений, которая находится на границе реальности и утонченных форм социальной мифологии. Он исследует имморализм и в этом контексте — добро и зло. Реальность, которую видит Блие и демонстрирует зрителям, лишена силы тяжести, традиционно устанавливаемой нормами морали. И в этом — гипнотизм пространства его фильмов. На первом этапе творчества режиссер предлагал своим героям радикальные ситуации, в которых они должны были максимально точно представлять себе истинные посылы своих побуждений. А многочисленные наслоения мотивировок очищаются благодаря фабульным ходам. Так построена лента, ставшая этапной (и самой скандальной) для 70-х годов — «Вальсирующие» (1973). В ней проявилась традиция галантного имморализма, имеющая корни в большой французской литературе, и была спроецирована на ситуацию «сексуальной революции» 60-х. Позже в «Вечернем платье» (1986) эта тема была продолжена, но в более жесткой манере. А в «Вальсирующих» Блие интересовал механизм гипнотической независимости людей от их состояний и напротив — подчинения логике секретной для них самих правды о себе, которая, появляясь на поверхности, обретает себя в абсолютно экстравагантных коллизиях. Вообще, уникальность Блие в том, что он соединяет насыщенность сюжетными поворотами, свойственную плутовскому роману-путешествию (типичный для него жанр), с сосредоточенностью на экзистенциальности. Сексуальный контакт и адюльтер в мире Блие служат маршрутами, на которых с безапелляционностью выясняются подлинные психологические предпочтения персонажей. И в этом случае вопросы чувственности остаются далеко в стороне, ибо на первый план выходит стремление рационально осмыслить влечение, трактуемое как бессознательное. Подобное столкновение приводит к естественному парадоксу, а он, в свою очередь, рождает меланхоличную иронию Блие. Надо обратить внимание, что постепенно, начиная, пожалуй, с фильма «Холодные закуски» (1979), реальность в интерпретации режиссера приобретает эффект бликования. Вымысел, в котором визуализируются тайные внутренние амбиции персонажей, начинает плавно вытекать из реального повествования, как бы облачая последнее в скользистые наслоения. Таким образом, «реальность» и «вымысел» не смешиваются, но начинают существовать в магическом симбиозе. Особенно показательна в этом смысле картина «Наша история» (1984), в которой фабульные линии проскальзывают одна сквозь другую многократно. Иногда принципиальные для режиссерского стиля Блие качества, которые можно обозначить как «скольжение» и «расслоение», трансформируются в сторону создания специфического вакуумного пространства. Из него как бы откачаны «общеупотребительные» фактуры и оставлены только значимые для сюжета (это свойственно, например, таким лентам, как «Слишком красива для тебя», 1989 и «Спасибо, жизнь», 1991). Можно говорить о том, что Блие использует метод инсталляции, при которой легкая имитация человека или предмета комментирует его существование. Важно то, что в кинопространстве Блие присутствует много секретов, которые он принципиально никогда не педалирует. А среди его работ последних лет, менее удачных, чем в предшествующие два десятилетия, можно выделить лишь картину «Мой мужчина» (1995).

БУАССЕ (Boisset) Ив (р. 1939), французский режиссер. Закончил Институт высшего кинообразования (ИДЕК), был ассистентом (у Р. Оссейна, И. Чампи, Р. Клемана, К. Соте). Сначала снимал короткометражные фильмы, в 1967 поставил первый фильм из серии о тайном агенте Коплане «Коплан спасает шкуру», а затем — детективы «Стопор» (1970), «Блюститель законности» (1970), «Прыжок ангела» (1971). Стараясь отойти от чистой развлекаловки, снимает в 1972 «Покушение»/«Похищение в Париже», в котором сюжет о похищении спецслужбами лидера третьего мира накладывается на разоблачительную интригу о «механизме власти». На ту же тему Буассе снимает в 1982 «Шпион, встань». Весьма политизированный и прогрессивный художник, Буассе вторгается в больную тему войны в Алжире в фильме «РАС» — «Ничего не случилось» (1973), разоблачает расизм обывателей в ленте «Дюпон Лажуа»/«Это случилось в праздник» (1974), рассказывает о судьбе честного следователя перед лицом коррупции «Следователь Файар по прозвищу «Шериф»» (1976). Но постепенно начинает тяготиться своей ангажированностью, обращается к более «мирной» проблематике в фильме «Ключ в двери» (1978), «Сиреневое такси» (1977). В 1980 создает антивоенную драму «Вперед, сыны отечества». В духе американских лент решены «Зной» (1983), «Синий, как ад» (1986). Но как бы спохватившись, что отходит от злобы дня, ставит «Цену опасности»/«Цену риска» (1983), в которой показывает подноготную бесчеловечной телеигры «на выживание», он разоблачает нравы провинциального городка в «Радио «Ворон» (1988), а в 1991 ставит фильм «Племя» о политических и финансовых аферах. Но «вытянуть» этот сюжет ему не удается. Последнее время он чаще работает на ТВ.

ШРЕДЕР (Schroeder) Барбет (р. 1941), французский и американский режиссер. Родился в немецкой семье в Тегеране. Его отец был геологом и много ездил вместе с семьей по свету: Таиланд, Колумбия, сменились Парижем. Синематека Ланглуа стала для мальчика родным домом. Получив диплом философа в Сорбонне, работал критиком в журнале «Кайе дю синема», был импресарио джазовых концертов. В 1964 основал фирму «Фильмы Лозанж». Начиная с фильма «Коллекционерка» (1967), был продюсером таких известных режиссеров «новой волны», как Эрик Ромер и Жак Ривет. Сотрудничал с Годаром в фильме «Карабинеры» в качестве ассистента и актера. Дебютировал как режиссер фильмом «Еще» (1969) из жизни наркоманов. После успеха этой ленты поставил в Новой Гвинее среднеметражный фильм «Синг-Синг» (1971), а затем полнометражный «Долина» (1972). В 1974 снял документальный фильм «Генерал Иди Амин Дада», а в 1976 поставил «Любовницу», исследующую садомазохистские комплексы. В 1977 снял фильм «Коко, говорящая горилла» о попытке общения с обезьяной с помощью языка глухонемых. В Голливуде после проходной картины «Мошенники» (1984) из жизни «рыцарей рулетки» с Жаком Дютроном он обратился к произведению андерграундного писателя Чарлза Буковского «Завсегдатай бара» (1987), о произведениях которого он сделал в начале 1980-х годов серию телепередач. Блестящая игра Микки Рурка и Фэй Данауэй в ролях алкогольной парочки принесла экранизации Шредера большой успех. Картина «Изнанка фортуны» (1990), за которую Джереми Айронз, играющий аристократа фон Бюлова, обвиненного в убийстве, жены был удостоен премии «Оскар», получилась неровной и была холодно встречена зрителем. Великолепным актерским дуэтом (Б. Фонда и Дженнифер Джейсон Ли) отмечен и триллер «Одинокая белая женщина» (1992), имевший хорошие сборы, несмотря на надуманность фабулы. Сумрачный талант Шредера и его тяга к натурализму проявились в особой степени в психологическом триллере «Поцелуй смерти» (1995). Во второй половине 1990-х в основном снимает криминальные триллеры: «До и после» (1996), «Отчаянные меры» (1998), «Богоматерь судьбы» (2000). Такое внимание к личностям убийц, маньяков, бандитов не случайно. Сам режиссер признает: «Для меня гораздо интереснее с драматургической точки зрения люди, совершающие дурные поступки. Они и реальнее, и им легче верить, а, следовательно, и сочувствовать». Шредер — художник-космополит и проживает там, где снимает свой очередной фильм. Любопытно, что он отказывается участвовать в работе жюри фестивалей, поскольку придерживается библейской заповеди — «не судите, да не судимы будете».

ТАВЕРНЬЕ (Tavernier) Бертран (р. 1941), французский режиссер. Тавернье — из тех, кто пришел в кинорежиссуру относительно поздно (после нескольких короткометражек), на 32-м году жизни. Но с кино он был связан давно, будучи много лет пресс-атташе ряда режиссеров, занимаясь выпуском и пропагандой их фильмов, в том числе и американских (что позволит Тавернье позднее напечатать толстую книгу-интервью «Американские друзья» вслед за энциклопедией «Двадцать», а потом «Тридцать лет американского кино»). Он дебютировал очень важной картиной «Часовщик из Сен-Поля» (1973, специальная премия на МКФ в Западном Берлине-74), которая, как и впоследствии «Испорченные дети» (1977), «Воскресенье за городом» (1984, премия за режиссуру на МКФ в Канне), «Папа-ностальгия» (1990) и «Приманка» (1995, главная премия на МКФ в Берлине), посвящена семейным проблемам, взаимоотношениям отцов и детей. Тавернье интересуют эти же проблемы на историческом фоне в ленте «Страсти по Беатрис» (1988). Исторический фон имеет огромное значение в двух его фильмах «Пусть начнется праздник» (1974, премия «Сезар» за режиссуру) (эпоха регентства) и «Следователь и убийца» (1975) (конец 19 века, дело Дрейфуса, подъем рабочего движения). Два серьезных антивоенных фильма «Жизнь и ничего более» (1990), «Капитан Конан» (1996, премия «Сезар» за режиссуру), фантастическая антиутопия «Прямой репортаж о смерти»/«Преступный репортаж» (1979), лента — признание в любви к американскому джазу «Около полуночи» (1986), а также антиколониальный памфлет, фильм «Чистка» (1981) дополняют фильмографию режиссера, отличающуюся высокой пробой и несомненной ангажированностью. Именно об этом говорит обращение Тавернье в последние годы к теме наркотиков и борьбе с ними в фильмах «Л-627» (1992) и «Приманка» (1995). Считается, что после смерти Франсуа Трюффо его место по праву занял Бертран Тавернье.

МИЛЛЕР (Miller) Клод (р. 1942), французский режиссер. В кино начал работать как директор картин, главным образом у Ф. Трюффо вплоть до «Американской ночи» (где он занят в массовке). Трюффо поощряет его начать работать самостоятельно. Так в 1976 он успешно дебютирует, поставив «Лучший способ шагать» о детском летнем лагере, о воспитателях, о столкновении сильного (П. Девэр) и слабого (П. Бушите). Эта тема — взрослые и дети — пройдет затем в его картинах «Дерзкая девчонка» (1985) и «Маленькая воровка» (1988) — обе с Ш. Генсбур, вторая —-по непоставленному сценарию Ф. Трюффо. Обратившись к миру взрослых, с их скрытыми нравами и драмами, Миллер снимет «Под предварительным следствием» (1981), в котором сталкивает два взгляда на правосудие, раскрывая подлинную драму провинциального нотариуса (его блистательно играл Мишель Серро), подозреваемого в изнасиловании и убийстве двух девочек. В ходе допроса раскрывается семейная драма «мэтра», вызванная болезненной ревностью жены к девочке-подростку, драма несостоявшегося отцовства. Другую изломанную жизнью и беззаветной любовью судьбу раскрывает его картина «Скажите ей, что я ее люблю» (1977) с поистине трагическим «треугольником» Д. Лаффен — Ж. Депардье — Миу-Миу. Он снова снимает Серро в роли частного сыщика, преследующего убийцу — молодую женщину (И. Аджани), в которой находит сходство с умершей дочерью и которую по сути дела охраняет: («Смертельная поездка», 1983). Как бы желая доказать, что ему подвластны любые жанры, Миллер ставит в 1992 «Аккомпаниаторшу» по Н. Берберовой — фильм о любви, ревности, верности (с прекрасной Романой Боринжер и Еленой Сафоновой в своеобразном «треугольнике», где вершину составляет Ришар Боринжер). А в 1994 — «Улыбку» о пожилом мужчине (Ж.-П. Мариель), который вместо того, чтобы слушать предупреждения врачей, пускается в авантюру с молоденькой девушкой, тренером по теннису. Миллер умеет открывать новые звезды — тут это, например, Ш. Банлье или, как это было прежде, Ш. Генсбур. В 1998 фильм режиссера «Лыжная прогулка класса» получил специальный приз жюри на МФК в Каннах.

АННО Жан-Жак (Annaud) (р. 1943), французский режиссер. Профессиональное образование Жан-Жак Анно получил в киношколе ИДЕК; с 1963 года он снимал рекламные фильмы, в 1966 году в Камеруне снимал учебные ленты для французской армии. Первая игровая работа Анно тоже связана с Африкой, только времен Первой мировой войны — «Победа с песней на устах / Черные и белые в цвете» (1976). Эта антиколониальная сатира прошла незамеченной во Франции, однако, получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Вторая лента режиссера — сатирическая картина «Удар головой» (1978) с участием Патрика Деваэра — с успехом шел в СССР, но не стал событием во Франции. Лишь третий фильм принес Анно на родине ошеломляющий успех — «Битва за огонь» (1981, по Ж. Рони-старшему) — история любви в доисторические времена. Лента получила два главных «Сезара» — за лучший фильм года и за режиссуру. Продолжая снимать рекламу, Анно удостоился еще одного «Сезара» за свой ролик «Грифы» (1984). В 1986 году режиссер добивается мирового признания, экранизировав (на английском языке) роман Умберто Эко «Имя розы» (премия «Сезар» за лучшую иностранную картину), затем блистательно справляется с труднейшей задачей перенесения на экран анималистической прозы в картине по повести Дж. Кервуда «Медведь» (1988). Этот фильм успешно прошел в прокате разных стран и получил благожелательную критику. В 1992 году режиссер обратился к современной французской литературе, экранизировав роман Маргерит Дюрас «Любовник», действие которого происходит в 1940-е годы в Индокитае. К началу 1990-х годов Анно становится одним из крупнейших современных мастеров кино Франции, но предпочитает работать с американцами. После экспериментальной (в новой технологии) картины «Крылья отваги» (1995) по мотивам прозы А. де Сент-Экзюпери, Анно обратился к теме Востока в фильме «Семь лет в Тибете» (1997). В фильме «Враг у ворот» (2001) режиссер рассказал о дуэли двух снайперов во время Сталинградской битвы.

КОРНО (Corneau) Ален (р. 1943), французский режиссер, сценарист. В молодости играл в джаз-ансамбле (этому времени он посвятит позднее свою картину «Новый мир», 1994). В кино с конца 60-х годов сначала как ассистент режиссеров Коста-Гавраса, Б. Поля, Р. Кормена, М. Драша, Ж. Джованни, Н. Трентиньян (и автор сценария фильма последней из них — «Знать запрещено», 1972). Через год дебютировал в режиссуре («Франция, акционерное общество»). Заставил всерьез говорить о себе как о мастере французского полицейского кино. Вместе с тем нельзя не заметить, что жесткость фабулы и криминализированность характеров в работах Корно выдают, скорее всего, влияние американского «черного фильма». Картины Корно отличаются крепкими сценариями (как правило, написанными им в соавторстве) и игрой известных актеров — Ива Монтана и Симоны Синьоре («Полицейский пистолет «Питон—357», 1975), Ива Монтана и Кароль Лор («Угроза», 1977), Патрика Девэра и Бернара Блие («Черная серия», 1979), Жерара Депардье, Ива Монтана и Катрин Денев («Выбор оружия», 1981). С участием Депардье и Денев снял в 1984 пышную сагу из эпохи колониализма «Форт Саган» (1984), в 1986 вернулся к излюбленному полицейскому жанру в ленте «Парнишка», однако драма «Индийский ноктюрн» (1989, специальная премия на МКФ в Монреале) с Жан-Югом Англадом свидетельствовала о резкой смене творческой манеры Корно. Он говорил о себе, что обладает наиболее классическим почерком из всех современных французских режиссеров, что с блеском и, удивив всех, подтвердил, когда поставил изящную историческую картину «Все утра мира» (1991, семь премий «Сезар», в том числе за фильм и режиссуру).

ТЕШИНЕ (Techine) Андре (р. 1943), французский режиссер. В кино пришел из критики. В 1964—1967 был главным редактором журнала «Кайе дю синема». Преподавал в Институте высшего кинообразования. Был ассистентом Ж. Ривета. Дебютировал в кино 1969 картиной «Полина уходит», которая была выпущена лишь в 1975. Следующий фильм был посвящен жизни семьи испанских эмигрантов, сумевших на юге Франции открыть процветающее предприятие: «Воспоминание о Франции» (1974), в котором Жанна Моро сыграла роль прачки, сумевшей женить на себе хозяина и возглавить завод. Но все это лишь подступы к главным картинам Тешине: «Барокко» (1976) с И. Аджани и Ж. Депардье, о любви, которая делает преступника обычным нормальным человеком. «Дуэтными» стали другие картины: «Отель «Америк» (1981) с П. Девэром и К. Денев, «Свидание» (1984; премия за режиссуру на МКФ в Канне-85) с Ж. Бинош и Л. Вильсоном, «Место преступления» (1986) с Денев и В. Станчаком. Катрин Денев становится любимой актрисой Тешине, он снимает ее в фильмах «Любимое время года» (1992), «Воры» (1996). Тешине принадлежит честь открытия ряда молодых и талантливых актерских дарований — помимо Бинош, Эмманюэль Беар в фильме «Я не целуюсь» (1991), Элоди Бушез в «Диком тростнике» (1994, премии «Сезар» за фильм, режиссуру и сценарий), Лоранс Кот в «Ворах». Картины Тешине наполнены внутренним огнем, они почти всегда на грани нормы. Тут и гомосексуальные связи в фильмах «Невинные» (1987), «Я не целуюсь» и « Дикий тростник», и слегка инцестуальные отношения брата и сестры (в «Моем любимом времени года»), и лесбийская любовь героини «Воров», которую с большой силой играет Денев. Фильмы Тешине складываются в картину жизни французского общества второй половины столетия с его драмами и радостями.

ШЕРО Патрис (Patris Chereau) (р. 1944), французский режиссер театра и кино. Патрис родился в семье художников, по семейной легенде одна из его прабабушек была любимой моделью Ренуара. Выбрав карьеру театрального режиссера, Шеро в 22 года возглавил свой первый театр. Постановки молодого режиссера отличались политической заостренностью и радикальностью эстетической позиции. В 1974 году Шеро дебютировал в кино экранизацией романа Джеймса Хедли Чейза «Плоть орхидеи» с участием Симоны Синьоре и Шарлотты Ремплинг. Этот фильм был раскритикован за смутную и декадентскую эстетику. В 1976 году Пьер Булез предложил Патрису Шеро поставить на оперной сцене тетралогию Вагнера. Эта сложнейшая задача была успешно решена, хотя критика и обвиняла режиссера в излишней сценичности в ущерб музыкальному материалу. В кино вторым фильмом режиссера стала «Жюдит Терпов» (1978), где солировала Симона Синьоре. Она играла хозяйку независимой газеты, борющуюся за свое существование. Фильм «Раненый» (1983) был посвящен любви и ревности, рассказывал об отчаянии молодого провинциала, не способного пережить измену. В этой непростой роли блеснул актер Жан-Юг Англад. Витторио Меццоджорно создал здесь яркий образ «совратителя», не понявшего своего друга и не протянувшего ему руку помощи. На Каннском кинофестивале этот фильм вызвал скандал, поскольку затрагивал гомосексуальную тему. В том же 1983 году Шеро возглавил театр «Амандье» в парижском пригороде Нантере. Этому театру суждено было стать одним из самых заметных явлений в театральном искусстве Франции второй половины 20-го века. Здесь Шеро ставил как классику («Пер Гюнт» Ибсена, «Гамлет» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера), так и пьесы современного французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса - «Западная набережная», «В одиночестве хлопковых полей», «Битва негра с собаками», «Возвращение в пустыню». Спектакль «Отель де Франс» (импровизация на тему чеховского «Платонова») в 1987 году переносится режиссером на киноэкран и становится стартовой площадкой для молодых актеров Аньес Жауи, Венсана Переса, Валерии Бруни-Тедески. Следующий фильм - «Время и спальня» - тоже явился экранизацией спектакля театра «Амандье». Широкую известность режиссеру принес исторический фильм «Королева Марго» (1994), над сценарием которой Шеро и Даниель Томпсон работали более четырех лет. Фильм получил премию жюри на Каннском фестивале и с успехом демонстрировался на экранах многих стран мира. Фильм вызвал много споров, но никто не отважился отрицать высокую постановочную культуру и превосходную игру актерского ансамбля. Трагикомедия «Те, кто меня любят, поедут на поезде» показал непредсказуемость таланта режиссера и был отмечен премией «Сезар». Громкую известность получил скандальный фильм Патриса Шеро «Интимность» (2000), получивший главный приз Берлинского кинофестиваля. Треть экранного времени персонажи занимаются безмолвным сексом. Сам режиссер считал, что «Интимность» — это психологическая драма о любви и эмоциях, а секс — лишь способ установления контакта между героями. В этом фильме Шеро отказался от традиционного надрыва и многофигурности, но в целом отношения героев выглядят невразумительными. Следующий фильм режиссера «Его брат» (2003) вновь снискал лавры Берлинского кинофестиваля, получив «Серебряного медведя» за режиссуру.

ПУАРЕ (Poire) Жан-Мари (р. 1945), французский режиссер. Был певцом, ассистентом режиссера, сценаристом. Подталкиваемый отцом, одним из боссов крупной французской кинокомпании «Гомон», в 1976, поставил «Маленькие насмешники», а следом — пародийный фильм «Возвращение с полной силой» (1979). При поддержке труппы «Сплендид» находит свой жанр — бурлескной комедии, в стиле которой снимает «Мужчины предпочитают толстушек» (1981), а затем «Дед Мороз-подонок» (1982). Пародируя картины о Сопротивлении и оккупации снимает по сценарию К. Клавье непочтительный «Папаша занимается Сопротивлением» (1983), а потом уже по собственному сценарию — «Твист снова в Москве» о советских молодых людях, которые ищут защиты от КГБ у «дядюшки» Игоря Таталева (Ф. Нуаре), которому удается переправить их на Запад, а заодно и избавить себя от госконтроля, который проверяет дела его гостиницы «Лев Толстой». Совершенно иной была следующая его картина «Мои лучшие друзья» (1988), в которой издевка уступает место нежности и доброму взгляду на бывших участников событий мая 1968 года. Но опять возвращается к излюбленной комедии в «Операции «Тушенка» (1990), пародии на шпионские картины. В 1992 огромный зрительский успех имела его фантастическая лента «Пришельцы» с К. Клавье и Ж. Рено, а затем снял комедию «Ангелы хранители»/«Между ангелом и бесом» (1994) в которой Жерар Депардье возвращается к своему герою из «Невезучих» и «Папаш». В 1997 поставил вторую серию «Пришельцев». Пуаре часто сравнивают с П. Леконтом и Ж. Ури. Он против таких сравнений и не желает ни на кого походить.

БЕНЕКС (Beineix) Жан-Жак (р. 1946), французский режиссер. Довольно долго работал ассистентом у крупных мастеров (Жака Беккера, Клода Берри, Рене Клемана). В 1978 снял короткометражный фильм «Собака месье Мишеля». Дебютировал в большом кино фильмом «Дива» (1981, премия «Сезар» за первую работу) — экранизацией «черного романа», завоевавшей признание зрителей и вызвавшей благожелательные отзывы критики. Однако вторая картина Бенекса «Луна в сточной канаве» (1983), также экранизация «черного романа» с участием Настасьи Кински и Жерара Депардье, которая была сделана в эстетски-романтическом и ложно-многозначительном ключе, в прокате провалилась. Зато следующий фильм «37,2 утром» (1986), в том же эстетски-барочном и многозначительном духе рассказывающий историю драматичной любви молодой пары, прославил имя Бенекса во всем мире. В этой ленте первую роль в кино сыграла актриса Беатрис Даль, ставшая звездой французского кино. Неожиданные стороны своей художнической палитры Бенекс продемонстрировал в картине «Розалин и львы» (1989), которая посвящена теме дрессировки хищников. Большой интерес критики вызвал его фантастический фильм «ИП—5» (1991), в котором последнюю роль в кино сыграл Ив Монтан. В 1994 снял необычную документальную ленту «Отаку» о японской молодежи. Бенекс пользуется репутацией художника, настойчиво ищущего собственный режиссерский почерк и своеобразные эстетические средства выразительности, однако при этом он не помышляет выходить за пределы традиционных жанров французского коммерческого кинематографа.

СЕРРО (Serreau) Колин (р. 1947), французский режиссер. Дочь актеров, она сначала учится музыке, а затем поступает в труппу «Кафе де Ля Гар» Р. Бутейю. Играет в «Кавказском меловом круге» Брехта. В 1974 написала сценарий «Мы ошиблись, это не история любви» для Ж.-Л. Бертучелли, сыграв в фильме главную роль Анны, телефонистки, с трудом приспосабливающейся к семейной жизни, надеясь, что рождение ребенка поможет ей наладить отношения с мужем. В следующем фильме «Почему бы нет?» (1979) Серро ставит вопрос о возможности «семьи втроем». А потом делает картину с символическим названием «Чего мы ждем, чтобы быть счастливыми?» (1982), редкий во французском кино пример обличения капиталистических нравов. Фильм был обойден молчанием, и тогда Серро делает беспроигрышный фильм о трех мужчинах и ребенке, которого им подбрасывает возлюбленная одного из них: «Трое мужчин и младенец в люльке» (1985, премия «Сезар» за фильм). Огромный успех картины даже подтолкнул американцев сделать римейк. «Ромуальд и Жюльетта» (1989) — совершенно иная картина. Это добрая комедия о многодетной негритянке-уборщице, которая поддерживает в трудную минуту своего хозяина, спасая его от обвинений в мошенничестве. Как это ни парадоксально, но спасенный ею человек влюбляется в негритянку и просит ее руки. Критика обвиняла режиссера в «насильственном» финале. Зрители же оказались под обаянием полной, не очень красивой, но обаятельной Фирмин Ришар. Следом Серро снимает «Кризис» (1992). Начав когда-то с документального феминистского фильма «Ну, что они еще хотят?» (1977), Серро так или иначе в своих картинах проповедует идеи феминизма.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 16; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Французская «новая волна». 5 страница | Франция. 2 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты