КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Французская «новая волна». 2 страницаТРЮФФО (Truffaut) Франсуа (1932-84), франц. кинорежиссер, сценарист, кинокритик и актер, эссеист, продюсер ряда своих фильмов, один из зачинателей направления "новая волна", сотрудничавший с журналом «Кайе дю синема». Фильмы: "400 ударов" (1959), "Стреляйте в пианиста" (1960), "Жюль и Джим" (1961), "Нежная кожа" (1964), «451о по Фаренгейту» (1966), «Новобрачная была в черном» (1967), «Украденные поцелуи» (1968), «Сирена «Миссисипи»» (1969), «Дикий ребенок» (1969), «Семейный очаг» (1970), «Две англичанки и Континент» (1971), «Такая, как я» (1972), «Американская ночь» (1973), "История Адель Г." (1975), «Карманные деньги» (1976), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Ускользающая любовь» (1978), "Последнее метро" (1980), "Женщина по соседству (Соседка)" (1981), «Веселенькое воскресение» (1983) и др. Трюффо родился в Париже в семье конторских служащих. Болезненно ощущая разлад между родителями, рано обнаружил задатки бунтаря против несправедливости, что не раз приводило его в стены исправительных заведений для «трудных» подростков. В юности сменил множество профессий, в 1951 под влиянием минутного импульса записался добровольцем в армию, из которой вскоре дезертировал и после нескольких месяцев тюремного заключения был демобилизован. С юных лет испытал страстное влечение к кинематографу, с конца 1940-х годов активно участвовал в организации киноклубов. Определяющим для биографии Трюффо явилось знакомство с видным критиком и теоретиком кино А. Базеном, под влиянием которого будущий режиссер дебютировал на поприще кинокритики — прежде всего на страницах журнала «Кайе дю синема», с начала 1950-х годов ставшего трибуной молодых энтузиастов «Десятой музы» (Ж.-Л. Годара, К. Шаброля, Ж. Риветта, Э. Ромера и других) и требовавшего радикальной трансформации национального кино под знаком приближения к действительности и очищения от традиционных коммерческих стереотипов. В 1950-е годы активно выступает в кинопрессе, пишет ряд сценариев (один из них ляжет в основу манифеста «новой волны» — фильма его соратника и единомышленника Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании», 1959), ставит ряд короткометражных лент: «Визит» (1955), «Шпанята» (1958), «История воды» (1958, совместно с Ж.-Л. Годаром). Творчеству Трюффо свойственны тонкий лиризм, ощущение хрупкости человеческой жизни, безукоризненное владение киноязыком. Мировую славу принес ему полнометражный дебют – фильм «400 ударов» (1959, премия Каннского кинофестиваля за режиссуру), герой которой (актер Жан Пьер Лео), постепенно взрослея, становился персонажем последующих фильмов. И позднее Трюффо следил за судьбой своего героя — хотя менялись конкретные обстоятельства, но взрослеющий Ж.-П. Лео продолжал играть Дуанеля в одной из новелл фильма «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг»(1970), «Сбежавшая любовь» (1979). И все эти картины сложились в единый цикл, портретирующий молодого француза той поры. Трюффо — одна из ключевых фигур французской «новой волны» — движения молодых критиков и режиссеров, выступивших против «папиного кино» — авторитетного классического кинематографа, уже плохо вписывавшегося в общественную ситуацию начала 1960-х годов. Излюбленный мотив Трюффо — легко ранимый человек с «тонкой кожей» («Тонкая кожа» назывался один из его фильмов), вынужденный жить в мире, где царит право сильного. Несмотря на свой тонкий лиризм, как и другие режиссеры «новой волны», Трюффо считал, что увядающему французскому кино будет полезна прививка энергичного, владеющего тайной зрительской любви американского кинематографа. Поэтому он много экспериментировал с популярными жанрами: стилизовал гангстерское кино («Стреляйте в пианиста!», 1960), экранизировал научно-фантастический роман Брэдбери «451 по Фаренгейту» (1966), ставил триллеры («Зеленая комната», 1978) и жестокие мелодрамы («Веселенькое воскресенье», 1983 — последняя режиссерская работа). В 1973 поставил фильм «Американская ночь» (номинирован на премию «Оскар») — своеобразное и откровенное размышление о сути профессии кинематографиста. Он сам сыграл в нем роль режиссера. А в 1977 снялся в роли профессора в фантастическом фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьего вида», который можно рассматривать как дань уважения «нового Голливуда» «новой волне», символическую встречу двух замечательных представителей американского и европейского кино, с глубоким уважением относившихся друг к другу. Под знаком «новой волны» были восприняты и более ранние фильмы Трюффо «Стреляйте в пианиста» (1960) и «Жюль и Джим» (1962). Новаторские по образному решению, обе ленты свидетельствовали о страстном лирическом начале, которое в дальнейшем станет авторским знаком режиссера. В центре внимания режиссера — этико-эмоциональные конфликты его соотечественников, мир их интимных чувств и переживаний. Парадоксам и кризисам любви посвящены психологические драмы «Нежная кожа» (1964), «Две англичанки и континент» (1971), «История Адели Г. » (1975), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Зеленая комната» (1978), «Соседка» (1981). Та же эмоционально-психологическая проблематика в детективно-травестированном обличье предстает в созданных на материале американских романов «черной серии» фильмах «Невеста была в черном» (1968), «Сирена «Миссисипи» (1969), «Такая красотка, как я» (1972), «Веселенькое воскресенье» (1983), криминальная фабула которых радикально переосмыслена в свете французского общественного опыта и национальных реалий. С тревогой констатируя углубляющийся кризис духовности, Трюффо вновь и вновь напоминает о вечных ценностях гуманитарной культуры, в которой видит один из залогов полноты человеческого существования. Почти одновременно с Ж.-Л. Годаром, ставящим «Альфавиль» (1965), он показывает тоталитарное общество, где запрещены книги («451° по Фаренгейту», 1966, по роману Р. Брэдбери; Великобритания), создает свою версию «Восьми с половиной» — «Американская ночь» (1973, премия «Оскар»), в которой сам исполняет роль кинорежиссера Феррана, акцентирует гражданскую роль театра в условиях немецкой оккупации («Последнее метро», 1980, премия «Сезар-81»). Гуманистическая функция кино, воплощенная в фильмах и книгах Трюффо (ему принадлежит сборник статей «Фильмы моей жизни», 1975, и работа «Кинематограф по Хичкоку», 1966), новаторство его художнического метода, проявившееся, в частности, в его работе с актерами, доказывают свою действенность и актуальность и после безвременной кончины этого выдающегося мастера. Похоронен на кладбище в Мон-Мартре, где снимались многие его фильмы. МАЛЬ (Malle) Луи (1932 -1995), французский и американский кинорежиссер, сценарист, оператор, продюсер. Происходил из богатой семьи сахарозаводчика. Получил католическое образование, в том числе в иезуитском коллеже. Изучал политические науки в Сорбонне. В 1951-53 учился в парижском Институте высшего кинематографического образования, снял две документальных ленты и был приглашен Ж. И. Кусто для участия в качестве сопостановщика и оператора подводных съемок в картине «Мир безмолвия» (1956, главная премия Международного кинофестиваля в Канне и «Оскар»). Вкус к запечатлению непридуманной реальности Маль сохранил на всю жизнь, периодически обращаясь к документальному кино, работая чаще всего также и оператором: «Да здравствует гонка» (1962), «Привет из Бангкока» (1964), телесериал «Призрачная Индия», включая фильм «Калькутта» (1968); «Площадь Республики» и «Человечно, слишком человечно» (1972), «Земля Бога» (1985), «И в поисках счастья» (1986). В его лентах проявились черты, типичные для фильмов «новой волны»: криминальная драма «Лифт на эшафот» (1957), интимные истории «Любовники» (1958, специальная премия Международном кинофестивале в Венеции, оба фильма — с участием Ж. Моро) и «Частная жизнь» (1962, с Б. Бардо), экзистенциальная драма «Блуждающий огонек» (1963, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции). И даже абсурдные, авантюрные или сюрреалистические комедии «Зази в метро» (1960, по Р. Кено), «Вива, Мария!» (1965, режиссер с риском для себя соединил на съемках Моро и Бардо), «Вор» (1966, с Ж. П. Бельмондо), а также мистическая новелла «Вильям Вильсон» (по Э. А. По, с участием А. Делона и Бардо), входящая в фильм «Три шага в бреду»/«Необыкновенные истории» (1967), тоже с определенными допусками укладываются в рамки пристрастий режиссеров этого достаточно неоднородного течения во французском кинематографе. На рубеже 1960-70-х гг. усиливаются расхождения Маля с бывшими соратниками (на фестивале в Канне в мае 1968 они в последний раз получили шанс вместе выступить против буржуазных институтов власти и доказать свое бунтарство), возрастает раздражение против того, что он стал делать в искусстве. Его путешествие в Индию считалось причудой. Тонкая и деликатная картина «Шум в сердце» (1970) была понята слишком однозначно — на уровне сюжета о возможном инцесте между матерью и сыном-подростком, хотя на самом деле имелся и важный историко-политический подтекст (более явно, на сатирическом уровне, он был выражен режиссером позднее, в 1989, в фильме «Милу в мае», действие которого происходит на фоне событий «бурного мая 1968-го»). Выдающаяся трагическая лента «Лакомб Люсьен» (1973) вызвала резкую критику справа и слева, обвинения в оправдании коллаборационистов или, напротив, в нигилистическом отношении ко всей французской нации. Опять же более поздняя работа «До свидания, дети» (1987, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 7 «Сезаров», в том числе за фильм, режиссуру и сценарий; премия «Феликс», 1988, за сценарий), носящая уже автобиографический характер, многое прояснила в позиции Маля, всегда неравнодушного к тем, кто по какой-либо причине выброшен из общества. Сам режиссер оказался после выхода «Лакомба Люсьена» в положении своеобразного изгоя и в течение десяти лет предпочитал работать в Северной Америке — в США и Канаде, где создал еще одну казавшуюся провокационной картину «Прелестный ребенок» (1977) о романе фотографа с двенадцатилетней дочерью проститутки, экзистенциальную драму «Атлантик-сити, США» (1980, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции) о бывшем гангстере, еще несколько фильмов, включая «Ужин с Андре» (1981), своеобразный киноспектакль-диалог с участием всего двух актеров — Андре Грегори и Уоллеса Шона. Этот экспериментальный проект, встретивший восторженные отклики интеллектуальной элиты Америки, с еще большим блеском был по-своему продолжен в ленте «Ваня с 42-й улицы» (1994), в которой так и не реализованный спектакль Грегори по пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова, начавшись с разговоров актеров (в том числе того же Шона) и репетиционных эскизов, вдруг превращается в одну из самых доверительных и удивительных по проникновению в чеховский мир экранизаций. В 1992 Маль поставил фильм «Урон» («Фатальная»), экзистенциальную мелодраму об утрате чувств, которую приняли вновь настороженно, подвергнув купюрам с точки зрения моральной цензуры. Будучи тяжело больным, в последние годы, он не утратил жизнерадостности и природного юмора, щедро одаривал советами молодых коллег, например, поддержав актрису Дж. Фостер с ее режиссерским дебютом «Маленький человек Тейт». Был с 1980 и до своей смерти женат на американской актрисе Кендис Берген. Награды: Премия «Оскар» в номинации «Документальные картины» за 1956 год. Главный приз Каннского кинофестиваля за 1956 год. Специальный приз Венецианского кинофестиваля за 1958 год. Специальный приз Венецианского кинофестиваля за 1963 год. Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1980 год. Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1987 год. Премия «СЕЗАР» в номинации «Лучший фильм» за 1987 год. Премия «СЕЗАР» в номинации «Режиссер» за 1987 год. Премия «СЕЗАР» в номинации «Сценарий» за 1987 год. Премия «Феликс» в номинации «Сценарий» за 1988 год. Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Любимцы Венеции» за 1997 год. Композиторы: Легран (Legrand) Мишель (р. 1932), французский композитор, пианист, руководитель оркестра, аранжировщик и вокалист. Родился в семье музыкантов (отец – дирижер и кинокомпозитор, сестра – Кристин Легран – певица). Музыкальное образование получил в Парижской консерватории. Первые шаги на профессиональном поприще сделал в 1951, написав ряд произведений и аранжировок по заказу отца, затем аранжировал и сочинял музыку для целого ряда французских эстрадных шансонье. В дальнейшем возглавил собственный оркестр, сочетавший ориентацию на отечественную популярную музыку с исполнением современного джазового репертуара. Успешный дебют этого оркестра во Франции принес Леграну международную известность и высокую оценку его деятельности ведущими джазовыми музыкантами и критиками. Легран был приглашен в Нью-Йорк, где работал как аранжировщик и выступал как пианист. В 1953 Легран начал создавать музыку для кино, причем эта сфера его творчества помогла ему реализовать самые разные стороны своего дарования и как джазового музыканта, и как композитора-симфониста, и как автора ярких, обаятельных лирических песенных мелодий. Огромный резонанс имели у массовой аудитории такие фильмы с музыкой Леграна, как «Лола», «Клио с пяти до семи». В 1964 высшей награды во всех номинациях был удостоен киномюзикл «Шербурские зонтики». Премию Оскара получил и музыкальный фильм «Девушки из Рошфора» (1968). С конца 1960-х Легран стал постоянным автором музыки для английского и американского кино (среди наиболее успешных его работ – фильм «Афера Тома Крауна», 1968). В 1970-1980-е годы Легран плодотворно продолжал работать в сфере киномузыки. Лей (Ле) (Lai) Франсис (р. 1932), французский композитор и пианист. Автор популярных песен и киномузыки. Родился в Ницце. Свой путь начинал как аккомпаниатор эстрадных певцов (в их числе — Эдит Пиаф). Известность приобрел в начале 60-х гг. как кинокомпозитор (музыка для «Круга любви», римейка Роже Вадима с участием актрисы Джейн Фонда). Сочинил множество песен для Э. Пиаф, Жюльетт Греко, Ива Монтана, Мирей Матье, Джонни Холлидэя. Их исполняли также Том Джонс, Фрэнк Синатра и Элла Фитцджеральд. Наиболее широким признанием пользуется написанная Ф. Леем музыка к кинофильмам (свыше 30). Особенно плодотворным было его сотрудничество с режиссером Клодом Лелюшем (1966 – сенсационный успех «Мужчины и женщины», премия Оскар за музыку), тесные творческие контакты с которым продолжались до 1990-х гг. Удача сопутствовала и другим фильмам с музыкой Лея «Жить, чтобы жить», «Мне не забыть его имени» (оба созданы в 1967), «13 дней во Франции», «Игры», «Майерлинг», «Частный урок» (все в 1968), «Ганнибал Брукс» и, наконец, знаменитая «История любви» (1970, за музыку присуждены международные награды «Золотой глобус» и второй Оскар). Затем последовали «Приключение есть приключение», «Нефтедобытчицы» (оба в 1971), «Мальчик-с-пальчик», «Путь зайца по полям» (оба в1972). С энтузиазмом принимались публикой и критикой и последующие киноработы Лея — «Поворот судьбы», «Деньги, деньги, деньги», «Счастливого Рождества», «Кошка и мышь», «Эмманюэль II», «Другой человек — другой шанс», в 1979 — «Оливер!» (музыка написана в соавторстве с Ли Холдриджем), в 80-е — «Болеро» (соавтор Лея – Мишель Легран ); «Эдит и Марсель»; «Бандиты»; «Чудесная история» (соавтор — Филипп Сервейн), «Ключи от рая» (1992). Славу Лея как кинокомпозитора упрочили также фильмы «Мария», «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», «Мой новый партнер II», «Пассажир дождя». Альбом с записью саундтрека к фильму «Мужчина и женщина» занял в США второе место в анкетах популярности, а мелодии из этого фильма прочно вошли в репертуар мировых эстрадных звезд (в их числе — Энди Уильямс, Генри Манчини, Ширли Бэсси). Лей и сам с огромным успехом исполнял их в сопровождении собственного оркестра. Помимо киномузыки композитор продуктивно работал на телевидении, озвучив многочисленные телешоу и сериалы («Берлинское дело», «Грехи»). Авторское исполнение Ф. Леем его музыки записано на пластинке Live At Royal Albert Hall. Актеры: Синьоре (Signoret) Симона (1921 — 1985), французская актриса. Настоящая фамилия — Каминкер. В кино дебютировала в 1941, но первую крупную роль сыграла в фильме «Демоны зари» (1946), режиссером которого был ее муж, Ив Аллегре. Впрочем, скоро стало ясно, что эта необычная исполнительница с пронзительными серыми глазами и освещающей лицо завораживающей улыбкой, не нуждается в чьей-либо протекции. Определилось и ее амплуа: особа вольных нравов и сильных страстей. Роль золотоволосой проститутки Мари в фильме «Золотая каска» (1952, Жак Беккер) принесла актрисе международную известность. В 1953 в фильме «Тереза Ракен» актриса предстала совсем в ином образе: аскетично-суховатой, внешне холодной, целиком поглощенной заботами о больном муже женщине, которая, однако, преображается, встретив мужчину, сумевшего разбудить дремавшую в ней страсть. К этому времени Синьоре уже развелась с Аллегре и в 1951 году вышла замуж за актера и певца Ива Монтана, в паре с которым выступила в «Салемских колдуньях» (1956), где блестяще сыграла суровую и нелюдимую жену фермера Элизабет Проктор. Наиболее значительной работой актрисы стала роль Элис Эйзгил в фильме английского режиссера Д. Клейтона «Место наверху» (1958, другое прокатное название — «Путь в высшее общество»). Горько-сладкий привкус любви гордой, сильной, но несчастливой в браке женщины к молодому красавчику, предавшему свою возлюбленную ради брака с богатой наследницей, Синьоре показала как нельзя более убедительно, свидетельством чему был целый ряд престижных премий: «Оскар», Британской и Французской киноакадемий, Каннского кинофестиваля (1959). После этого взлета единственной крупной ролью в творческой биографии стал образ Графини в фильме Стэнли Крамера «Корабль дураков» (1965). Стареющая, разрушающая себя наркотиками, ее героиня по-прежнему, как магнит, притягивает к себе мужчин и в романе с молодым судовым врачом видит последний шанс зацепиться за жизнь. В конце 1960-х гг. Синьоре меняет амплуа. Отказавшись от ролей чувственных, страстных женщин, она играет таких героинь, как узницу концлагеря в фильме «Смертельно опасное дело» (1967), участницу Сопротивления в «Армии теней» (1969), бабушку в «Девушке-подростке (1979). Последние десять лет жизни Синьоре занималась также и литературной деятельностью, написав книги воспоминаний: «Ностальгия уже не та» (1976) и «Будет ли завтра радостным?» (1979). Роман «Прощай, Володя» вышел в свет незадолго до смерти актрисы от рака. Моро (Moreau) Жанна (1928), французская актриса. Мать — английская балерина, танцевавшая на сцене мюзик-холла «Фоли Бержер». В детстве Моро мечтала тоже стать балериной. Но потом увлеклась театром. Училась на курсах Дени д'Инеса, потом в Консерватории драматического искусства, откуда еще до окончания была приглашена в «Дом Мольера» — «Комеди франсэз», дебютируя на его сцене в спектакле «Месяц в деревне» Тургенева. В этом театре проработала 4 года. Первую крупную роль в кино получила в фильме Жака Беккера «Не тронь добычу» (1953), танцовщицы из кабаре Жози, а затем снялась в том же году в «Жюльетте» (1953) Марка Аллегре. Уже прочно став на ноги, играет роль Маргариты Наварской в «Королеве Марго» (1954) Жана Древиля. Потом сближается с молодым режиссером «новой волны». Получает главную роль в фильме «Лифт на эшафот» (1957) Луи Маля, у которого потом снимется еще в трех картинах «Любовники» (1958), «Блуждающий огонек» (1963) и «Вива, Мария!» (1965). В 1960 играет роль госпожи де Мертей у Роже Вадима в «Опасных связях» (1960), у Ф. Трюффо в «Жюле и Джиме» (1962), а позднее у него же в фильме «Новобрачная была в черном» (1967). Питер Брук снимал ее с Ж-П. Бельмондо в «Модерато кантабиле» (1960), а М. Антониони — в «Ночи» (1961), Луис Бунюэль — в «Дневнике горничной» (1964), Орсон Уэллс — в «Процессе» (1963) и «Фальстафе» (1966). Мало крупных режиссеров, которые не снимали Ж. Моро. Но она не отвергает и второплановые роли — у Люка Беро в картине «На самом юге» (1981), у Люка Бессона в фильме «Никита» (1990), ее снимают в последние годы Т. Ангелопулос в «Прерванный шаг аиста» (1991) и Р. Хамдамов в фильме «Анна Карамазофф» (1990), но эта лента из-за расхождения режиссера и продюсеров до сих пор не вышла на экраны, хотя сама актриса считает эту роль лучшей в жизни. В 1991 получила премию «Сезар» за роль в фильме «Старуха, входящая в море». Ж. Моро сама поставила две картины: «Девушка-подросток» (1979) и «Свет» (1976), фильм актрисы об актрисе. В 2001 стала первой женщиной, членом французской академии. Кинокритики называют Моро – «самые трагические глаза ХХ века». Жирардо (Girardot) Анни (р. 1931), французская актриса. Анни Жирардо родилась в Париже. Ее мать была акушеркой, и потому Анни поступила на курсы медсестер, но уже тогда мечтала о театральной карьере. Мать поддержала ее решение, и Анни поступила на актерские курсы, а потом в Консерваторию драматического искусства. В 1954 закончив Консерваторию, Анни получила приглашение в «Комеди Франсэз». Жан Кокто, в пьесе которого «Пишущая машинка» она играла, писал о Жирардо, что она имеет «самый блистательный драматический темперамент в послевоенном театре». Вскоре она покинет театр, чтобы самой выбирать, что и когда играть и в театре, и прежде всего в кино. В кино Жирардо дебютировала в 1955 в фильме А. Юбеля «Тринадцать за столом». Дебют прошел успешно. Анни начала много сниматься, правда, в основном в проходных фильмах. В 1959 она сыграет в пьесе «Двое на качелях» в постановке Л. Висконти, который через год снимет ее в своем знаменитом фильме «Рокко и его братья» (1960). Роль Нади сделает ее знаменитой (как и А. Делона в роли Рокко). Ее партнер Ренато Сальватори, тот, кто убивает Надю, посмевшую бросить ему в лицо слова правды и ненависти, становится ее мужем. После своего триумфа Жирардо стала сама выбирать себе роли и делала он это очень умно, снимаясь у хороших режиссеров — Франко Росси в фильме «Смог» (1962), Марселя Карне в фильме «Три комнаты на Манхеттене» (1965), «Жить, чтобы жить» (1967) и «Человек, который мне нравится» (1969) Клода Лелуша. Но актриса мечтает о комедиях, ведь ее учитель Ж. Мейер говорил, что она «только и умеет, что смешить». Поэтому она охотно снимется у дебютанта Жан-Пьера Блана в фильме «Старая дева» (ее самый любимый фильм) (1971, премия за роль на МКФ в Западном Берлине—72) и в странных ролях у итальянца М. Феррери в фильмах «Женщина-обезьяна» (1964) и «Дилинджер мертв» (1968), в чисто парижской комедии Ги Казариля «Послушницы» (1970), где играет проститутку, обучающую своему ремеслу новенькую (Брижит Бардо), но особое место в ее жизни занимает Андре Кайат, с которым она сделает три фильма, разные по драматическому накалу, но позволившие Анни Жирардо буквально выплеснуть весь свой темперамент. Она снимается в фильмах «Умереть от любви» (1970), «Нет дыма без огня»/«Шантаж») (1972), «Любовь под вопросом» (1978). Анни Жирардо много работает в театре, кино и на телевидении. Помимо Франции снимается и в других страна (в России у режиссера В. Ахадова в фильме «Руфь», 1990). Анни Жирардо — лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1965 год, приза «Сезар» в номинации «Актриса» за 1976 год, приза «Сезар» в номинации «Второплановые роли» за 1995 год. За роль в фильме «Пианистка» (2000) она была вновь удостоена приза «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана. Эме Анук (Aimee, наст. Николь-Франсуаз Сориа-Дрейфус) (р. 1932), французская актриса. Дочь актера, она мечтала стать балериной и училась во Франции и Англии. Девушка дебютировала в кино в эпизодической роли в картине «В цвете лет» (1947), а в семнадцать лет сыграла значительную роль в фильме Андре Кайата «Веронские любовники» (1949). Романтическая внешность и женственность молодой актрисы стали украшением целого ряда любовных мелодрам, среди которых выделялись «Головой об стену» (1954) и «Монпарнас, 19» (1957). Эме любила играть неординарные натуры, с изломом, и это использовал Федерико Феллини. Этапной работой для Анук стала роль пресыщенной, потерявшей вкус к жизни, питающей интерес лишь к любовным утехам, аристократки Маддалены в картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960). А в 1963 году она сыграла роль Луизы, умной, ироничной молодой женщины, ищущей понимания у талантливого, но замкнувшегося в своей профессии мужа, кинорежиссера Гвидо, главного героя картины Феллини «Восемь с половиной». Но главную роль, принесшую ей мировую известность, Эме сыграла в 1966 году у Клода Лелуша в «Мужчине и женщине». В первой половине 1970-х годов Анук Эме не снималась в кино. Вернулась она лишь в 1976 году вместе с героиней картины с символическим названием «Если бы пришлось начать все сначала», поставленной Лелушем. Затем в течение десяти лет актриса снималась преимущественно в Италии. В 1986 году Лелуш предложил ей принять участие в фильме «Мужчина и женщина двадцать лет спустя», но славы картины-предшественницы он не снискал. В последние годы жизни Анук Эме была редко занята в кино, больше времени уделяя театру. Приз за вклад в киноискусство на Берлинском фестивале (2003). Сейриг (Seyrig) Дельфин (1932 — 1990), французская актриса. Профессиональное образование получила во Франции и в нью-йоркской «Акторс-студио». Много играла в театрах Парижа (в частности, в «Ундине» Жироду в «Театре Сары Бернар»). Учеба в Нью-Йорке позволила ей выступать на Бродвее. Там же познакомилась с Аленом Рене, который хотел ее снимать в «Гарри Диксоне», но постановка фильма не была осуществлена. Приступая к полной загадочности и недомолвок картине «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) Рене поручает Сейриг главную роль, а затем снимает ее в антивоенной ленте «Мюриэль» (1963), но после этого ее творческая биография не пополнилась большими ролями. Она сыграла смешную хозяйку обувного магазина в «Украденных поцелуях» (1968) Ф. Трюффо, кокетку в «Млечном пути» (1969) Л. Бунюэля и несколько более интересную гротескную роль в его же «Скромном обаянии буржуазии» (1972). Сейриг снималась у Луизы де Кермадек в роли потерявшей разум героини «Алоиза» (1974), у М. Суттера в «Подготовительном периоде» (1977), у Моше Мизрахи в «Дорогой незнакомке» (1980). Сейриг была активисткой феминистского движения, для нужд которого она сделала несколько видеофильмов (1975—1978). Газета «Леттр франсэз» однажды назвала ее «магической актрисой». Такой она и останется, однако, главным образом благодаря фильму «В прошлом году в Мариенбаде» и театру. Бардо, (Bardot) Брижит (р. 1934), французская киноактриса. Говорят, что бог создал женщину, режиссер Роже Вадим — актрису Брижит Бардо. Так или иначе, его первый фильм, который сделал ее «звездой», назывался «...И Бог создал женщину». Это случилось в 1956 году, когда ББ было 22 года. Она родилась в буржуазной среде, где к профессии актера относились скептически, а к любви дочери к Роже Вадиму — отрицательно: репутация у него была неважная. Но она стала актрисой, а когда достигла совершеннолетия, вышла за Роже Вадима замуж. Роже Вадим лучше, чем кто-либо знал достоинства и недостатки своей жены, которая до «И бог создал женщину» уже снялась в 15-ти фильмах, но все еще не сыграла главной роли. И тут случилось чудо: Брижит Бардо оказалась идеальной Жюльеттой. Фильм имел большой успех в США, сделав инициалы ББ известными во всем мире. У Роже Вадима она снялась еще дважды — в «Ювелирах при лунном свете» (1958) и в своей последней картине «Дон-Жуан—73» (1973), после которой распрощалась с кино. В промежутке между первой картиной Вадима и последней она успешно справилась с ролью Бабетты в фильме «Бабетта идет на войну» (1959) (у Кристиан-Жака), на котором встретилась с Жаком Шарье, вышла за него замуж и родила ему сына. За эти годы она стала секс-символом, мифом, в котором сплелись реалии таланта и непривычная (тогда) смелость поведения на экране. Свой истинный талант ББ сумела раскрыть в немногих картинах — в навеянной обстоятельствами ее личной жизни ленте Л. Маля «Частная жизнь» (1962), в «Презрении» (1963) Ж-Л. Годара, в картине К. Отан-Лара «В случае несчастья», особенно в «Истине» (1960) А.-Ж. Клузо, показавшей, что ББ обладала недюжинным драматическим темпераментом, который ей так и не удалось раскрыть в дальнейшем... Старея, она порывает с кино и все силы отдает защите братьев наших меньших — с громкими процессами и патетическими выступлениями в печати. Имя ББ по-прежнему у всех на устах. Об этой не померкшей популярности свидетельствует успех ее мемуаров «Инициалы ББ», кстати, выпущенные в России издательством «Вагриус». Шнайдер (Schneider) Роми (1938 — 1982), французская актриса. Судьба Роми Шнайдер — одна из самых грустных и драматичных в кинематографе второй половины 20 века. Дочь актеров Магды Шнайдер и Вольфа Альбах-Ретти, она родилась в Вене. Юная Розмари Альбах-Ретти дебютировала в фильме «Когда вновь расцветает белая сирень» (1953), где играла ее мать. А затем становится пленницей образа австрийской принцессы Зисси (режиссер Эрнст Маришки снимает несколько серий). Чтобы вырваться из этого плена, Розмари соглашается сниматься во Франции у Пьера Гаспар-Юи в картине «Кристина» (1958). Отправляясь в Париж, она не знала, что делает не просто важный шаг в жизни, что во Франции ее ждет первая страстная любовь к Алену Делону, партнеру по фильму. Их не сложившиеся впоследствии отношения накладывают свой отпечаток на дальнейшую судьбу Розмари (ставшей Роми) Шнайдер. После их разрыва в середине 60-х годов она мечется, пытается найти забвение с другими мужьями, рожает детей, теряет сына в результате несчастного случая. От этой трагедии она уже не сумела оправиться. Шнайдер начинает пить, говорили, что она прибегала к наркотикам. Однажды, в минуту тяжелой депрессии, совершенно одинокая, она уйдет из жизни. После ее смерти Ален Делон в журнале «Пари матч» лил крокодиловы слезы, вспоминал их любовь, но именно он испугался той власти, которая Роми начала брать над ним, опасался стать «мужем Роми Шнайдер». Порвав с ней, он искалечил всю ее жизнь. Шнайдер была не просто очаровательной женщиной. Она была бесконечно талантлива. Лучшие фильмы были своеобразным откликом на ее личную жизнь. Поэтому так пронзительно сыграны роли в «Бассейне» (1969) (с А. Делоном), «Поезде» (1973) (с Трентиньяном), «Старом ружье» (1975) (с Ф. Нуаре), выше всяких похвал маленькая роль в фильме Клода Миллера «Под предварительным следствием» (1981). А сколько «автобиографического» в картине А. Жулавского «Главное — любить» (1974), за которую Шнайдер получила премию «Сезар». Уже совсем в плохой форме она снялась в ленте Ж. Руффио «Прохожая из Сан-Суси» (1982).
|