КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-комедийное направление.МОНИЧЕЛЛИ (Monicelli) Марио (р. 1915), итальянский режиссер, сценарист, историк. Закончив историко-философское отделение Римского университета, с 1932 занимается кинокритикой. Вместе с А. Мандадори работал над его фильмом «Сердце–обличитель» (1933), снимая вслед за этим собственный короткометражный фильм «Мальчишки с улицы Паал» (1935). В 1930–40 был соавтором многих сценариев и ассистентом чешского режиссера Г. Махаты, а также А. Дженнины, П. Джерми, Дж. Де Сантиса и других. В 1937 под псевдонимом Микеле Бадек снимает свой первый полнометражный фильм «Летний дождь». Как постановщик возвращается на съемочную площадку в 1949 и вместе со Стено за четыре года ставит восемь сатирических комедий с Тото, наиболее известная из которых «Полицейские и воры» (1951). Один из основателей итальянской социальной комедии, наибольшего успеха он достигает в фильме «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (1958), «Большая война» (1959), «Армия Бранкалеоне» (1965), «Девушка с пистолетом» (1974) (в советском прокате — «Не промахнись, Ассунта»), «Народный роман» (1974), «Мои друзья» (1975), «Плуты» (1987), «Дорогие проклятые друзья» (1993). В жанре политического памфлета и гиньоля сняты «Хотим полковников» (1973) и «Мелкий–мелкий буржуа» (1977). Не снижая художественного уровня, в последние годы работает как театральный режиссер и телепостановщик, снимается как актер, соавтор многих сценариев собственных фильмов. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1957 год. Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1959 год. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1976 год. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1982 год. Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «3 приза» за 1997 год. РИЗИ (Risi) Дино (р. 1916), итальянский режиссер. По образованию врач. В кино попал благодаря А. Латтуаде, ассистента режиссера М. Сольдати на съемках фильма «Маленький старинный мирок», где тот же Сольдати предложил ему быть своим ассистентом на «Джакомо-идеалисте». Во время войны, переехав в Швейцарию, прослушал в Женеве курс лекций по кино К. Фейдера и по возвращении на родину начал снимать короткометражные фильмы, некоторые из которых были довольно высокого уровня. Соавтор сценариев нескольких фильмов. Дебютирует полнометражным фильмом «Отпуск с гангстером» (1952). Его наиболее удачные комедии становятся эмблемой нового времени, знаменуя приход розового неореализма — «Хлеб, любовь и...» (1955), « Бедные, но красивые» (1956), «Красивые, но бедные» (1957), «Нищие миллионеры» (1959). В последующем десятилетии по праву числится среди основоположников и мэтров комедии по-итальянски. Его новые, часто социально окрашенные фильмы — «Трудная жизнь» (1961) (в советском прокате — «Журналист из Рима»), «Обгон» (1962), «Поход на Рим» (1962), «Чудовище» (1963), «Пляжный зонт» (1966) — свидетельствовали о возросшем режиссерском мастерстве. В начале 1970-х испытывает ощутимое влияние политического кино в фильме «Именем итальянского народа» (1971) (в советском прокате — «Полмиллиарда за алиби»). Его фильмы следующего десятилетия — «Запах женщины» (1974), «Белые телефоны» (1975), «Потерянная душа» (1975), «Комната епископа» (1977), «Первая любовь» (1978), « Дорогой папа» (1979), «Призрак любви» (1981) — заключают в себе иную тональность, комедия здесь соседствует с мелодрамой, переходя порой в мистическую драму. Его фильмы разных жанров отличают высокий профессионализм и неслабеющая творческая потенция. Ощущая новое веяние быстротекущего времени, всегда умел к ним приспособиться, не поступаясь художественным уровнем своих фильмов. Глубоко понимая природу актерского творчества, давал богатые возможности ее реализации в разнообразных драматургических ситуациях. Однако в 1980-е его фильмы заметно уступают открытому давлению коммерческого кино, за исключением ленты «Прошу не беспокоиться» (1990). В последние годы перешел работать на телевидение (в т. ч. повторно экранизировал «Чочару» А. Моравиа). Соавтор большинства сценариев собственных фильмов. СОРДИ (Sordi) Альберто (1919 - 2003), Впервые снискал известность в 13 лет участием в конкурсе имитаторов Оливера Харди. В кино с 1937. Исполнил роль студента и тайного агента Чарускина в фильме «Княжна Тараканова» (1938) Федора Оцепа. Первая крупная роль — в фильме «Три орленка» (1942) Марио Маттоли. Успех приносит ему участие в фильме «Преступление Джованни Эпископо» (1947) Альберто Латтуады. Истинную природу трагикомического дарования актера раскрывает Федерико Феллини, поручая ему главные роли в фильмах «Белый шейх» (1952) и «Маменькины сынки» (1953). Сыграв за 60 лет работы в кино около полутора сотен ролей, он уже к середине 50-х годов становится популярнейшим комедийным актером итальянского экрана, снимающимся как в фильмах розового неореализма, так и в проблемных лентах «Холостяк» (1955) Антонио Пьетранджели, «Вязальщицы» (1959) Франческо Рози, «Большая война» (1959) Марио Моничелли. С начала 60-х годов один из признанных мастеров национальной «комедии по-итальянски», в творческой палитре которого сочетаются сатирические, юмористические и драматические краски — «Все по домам» (1960) Луиджи Коменчини, «Уличный регулировщик» (1960) Луиджи Дзампы, «Страшный суд» (1961) и «Бум» (1963) — оба Витторио Де Сика, «Трудная жизнь»/«Журналист из Рима» (1961) Дино Ризи, «Учитель из Виджевано» (1963) Элио Петри, «Сделано в Италии» (1965) Нанни Лоя, «Врач страховой кассы»/«Залог успеха» (1968) Луиджи Дзампы, «Задержанный в ожидании суда» (1971) Нанни Лоя, «Игра в карты по-научному» (1972) Луиджи Коменчини, «Мелкий-мелкий буржуа» (1977) Марио Моничелли и многих других. С 1966 выступает как кинопостановщик, исполняя главные роли в своих фильмах: «Итальянец в Америке» (1967), «Пока есть война, есть надежда» / «Торговцы смертью» (1974), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1982); «Таксист» (1983), «Таксист в Нью-Йорке» (1987). ВЕРТМЮЛЛЕР (Wertmuller) Лина (р. 1926), итальянский режиссер и драматург. Настоящие имя и фамилия Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Элгг. Закончила Римскую театральную Академию под руководством Пьетро Шарова. Работала ассистентом режиссера в кукольном, музыкальном и драматическом театрах. В кино пришла в 1953, как ассистент режиссера А. Гроттини на съемках фильма «...А Неаполь поет». После, выступала как автор сценария на радио и как режиссер телепередачи «Канцониссима». Познакомившись с Федерико Феллини, работала помощником режиссера в фильме «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Под его влиянием сняла свой первый полнометражный фильм «Василиски» (1963), вариации на темы феллиниевских «Маменькиных сынков», поставив вслед за этим телефильм «Дневник Джан Бурраски» (1964). Сняла фильм в новеллах «На этот раз поговорим о мужчинах» (1965). Под псевдонимом Джордж Браун и Натан Бич выпустила комедию «Рита–надоеда» (1966) и телевестерн «История Белл Старр»/«Ставка за партию в покер — мое тело» (1967—68). Широкий международный резонанс получает ее сатирическая комедия «Мими–металлист, уязвленный в своей чести» (1972). Ее следующая лента «Фильм о любви и анархии, или Сегодня в 10 утра на Виа Дей Фьори в известном доме терпимости» (1973) подтвердила ее реноме, как социально ангажированного комедиографа. Лучшие из ее комедий «Все на месте и все в беспорядке» (1974), «Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (1974), «Паскуалино «Семь красоток» (1975), «Конец света в нашей супружеской постели в одну из дождливых ночей» (1978), «Кровавая стычка двух мужчин из–за одной вдовы, предположительно по политическим мотивам» (1978) — при определенной театрализации действия сочетают в себе остроту социально–политического анализа и разнообразие сатирического спектра. В комедиях 1980–х «Шутка судьбы, подстерегающей, как бандит с большой дороги» (1983), «Раздираемый втуне противоестественной страстью» (1984), «Каморра»/«Запутанная интрига с женщинами, закоулками и преступлениями» (1985) и др. Социальная критика приглушена, а доминируют в основном эротические сюжеты. Выступает также как театральный драматург. Соавтор сценариев ряда фильмов других режиссеров и большинства собственных картин. ФЕРРЕРИ (Ferreri) Марко (1928 —1997), итальянский режиссер. По образованию ветеринар, занимался торговлей и рекламой спиртных напитков. К кино проявил интерес, работая вместе с С. Спиной над рекламными короткометражными фильмами. Окончил Римский Экспериментальный киноцентр. Сотрудничал с Ч. Дзаваттини над выпуском нескольких номеров «Документального ежемесячника» (1951, совместно с режиссером Р. Гионе). Принимал участие в съемках и монтаже «Шинели» (1952) А. Латтуады. Участвовал в создании фильмов в новеллах «Любовь в городе» (1953) А. Латтуады. Переехав по коммерческим делам в Испанию, познакомился с писателем-сатириком Рафаэлем Асконой, вместе с которым одновременно дебютировал в игровом кино и дружба с которым вылилась в пожизненное сотрудничество. Испанские фильмы режиссера — «Квартирка»(1958), «Парнишки» (1959), «Коляска» (1960) — являют собой острую сатиру на современную Испанию в стилистике национального черного юмора. Своим первым итальянским короткометражным фильмом «Супружеская неверность», снятым для альманаха «Итальянки и любовь» (1961), заявил одну из ведущих тем своего творчества — исследование буржуазного брака и семьи. В снятых на родине полнометражных фильмах «Современная история — пчеломатка» (1962) и «Женщина-обезьяна» (1963) безжалостно вскрывает фарисейство и лживость современного института брака и супружеских взаимоотношений. Те же идеи в «облегченном» жанровом виде развивал и в развлекательных короткометражных и полнометражных фильмах нескольких последующих лет. Совершенно несправедливо причисленный к ремесленникам от коммерческого кино, он, абсолютно не чураясь низких тем и жанров, возводил их до высокого художественного уровня. Его философская аллегория «Диллинджер мертв» (1968) представляла собой суровый вердикт буржуазному обществу потребления. Снятая следом философская притча «Семя человеческое» (1969) была признана мрачными футурологическими предсказаниями о гибели человечества в ходе третьей мировой войны. С общегуманистических позиций снял ярко выраженный антиклерикальный фильм «Аудиенция» (1970). Фильм «Большая жратва» (1973) в форме открытого гротеска предрекал откровенную гибель современному обществу потребления в целом. Проблемам отчуждения личности и взаимоотношениям полов посвящены фильмы «Сука» (1972) и «Последняя женщина» (1976). В фильме «Прощай самец» (1978), программном произведении автора, в излюбленной им форме футурологической философской притчи рисует закат современной цивилизации, ностальгически свидетельствуя об утрате ею мужского, созидательного начала. Тотальному отрицанию ценностей той же цивилизации посвящен фильм «Прошу убежища» (1979). В лентах 1980-х «Истории заурядного безумия» (1981), «История Пьеры» (1983), «Будущее — это женщина» (1984) последовательно утверждает приоритет женского начала в современном мире, ставшего, с угасанием начала мужского, из охранительного созидательным. Его фильмы последних десяти лет жизни и творчества, заметно уступающие в значимости и по художественным достоинствам, снискали, однако, широкое международное признание (например, фильм «Дом улыбок», 1990), которым режиссер был своевременно обойден в значительной степени, и которое по праву адресовалось его кинематографическим достижениям лучшей творческой поры. Иногда выступал как актер (скорее, натурщик), по-режиссерски обыгрывая характерность собственной внешности. Соавтор сценариев всех своих фильмов. Актеры: Манфреди (Manfredi) Нино (р. 1921) итальянский актер, режиссер. Настоящее имя — Сатурнино. По окончании факультета юриспруденции, поступил в Академию драматического искусства. Работал в театре «Пикколо ди Милано». Как комедийный исполнитель выступал на радио, эстраде и телевидении. В кино с 1949 поначалу на вторых ролях и на дубляже. Лишь к середине 50-х годов, снявшись в большом количестве фильмов преимущественно розового неореализма, создает заметные образы в фильмах «Холостяк» (1955, совместно с Испанией) Антонио Пьетранджели, «Влюбленные» (1955) Мауро Болоньини, «Кемпинг» (1957) Франко Дзеффирелли, «Чиновник» (1959) Джанни Пуччини, «Преступление» (1960, с Францией) Марио Камерини. Наряду с Витторио Гассманом, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци стал одним из ведущих протагонистов национальной «комедии по-итальянски». Актер широкого диапазона, он создал значительные разнохарактерные образы в фильмах «Рычащие годы»/«Инспектор инкогнито» (1962) Луиджи Дзампы, «Палач» (Испания) Луиса Берланги, «Операция «Святой Януарий» (1966) Дино Ризи, «Хлеб и шоколад» (1973) Франко Брузати, «Именем папы-короля» (1977) Луиджи Маньи и др. На протяжении двух десятков лет снимался в разнообразных ролях в фильмах Нанни Лоя — «Дерзкий налет неизвестных злоумышленников» (1959), «Сделано в Италии» (эпизод «Лабиринт», 1965), «Отец семейства» (1967), «Кафе-экспресс» (1980), «Орел или решка» (1983). Создал своеобразную триаду ролей сатирического, лирического и гротескового плана в фильмах Этторе Сколы — «Удастся ли нашим героям отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?» (1969), «Мы так любили друг друга» (1974), «Уродливые, грязные, злые» (1976). Сначала 60-х годов изредка выступает как кинопостановщик — «Трудная любовь» (1962, новелла «Приключение солдата»), «За упокой души» (1971), «Обнаженная женщина» (1981; фильм был начат Альберто Латтуадой, завершен Нино Манфреди). Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Актер» за 1970 год. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Дебют» за 1971 год. Тоньяцци (Tognazzi) Уго (1922 — 1990), итальянский актер, режиссер. Уже в самом начале творческой деятельности выступал как актер, иногда как режиссер, в различных ревю, скетчах и спектаклях в театрах Милана, затем, с 1945 — Рима. В кино — с 1950. В первое десятилетие своей кинематографической карьеры, в годы розового неореализма, интенсивно снимался (всего за 40 лет работы в кино им сыграно свыше 140 ролей) в посредственных комедиях, нередко в паре с Раймондо Вьянелло, актерский дуэт с которым был знаком как своего времени, так и самой кинопродукции невзыскательного свойства. Ролями в фильмах «Фашистский вожак» (1961) Лючано Сальче и «Как радостно жить!» (1961, совместно с Францией) Рене Клемана делает заявку на проблемный кинематограф. Впоследствии значительно расширяет свою актерскую палитру — от комедийных ролей самого широкого диапазона до трагикомических и драматических. Универсальность актерского дарования Тоньяцци одним из первых режиссеров была подмечена Марко Феррери, постоянно его снимавшего в своих фильмах – от ранних картин «Современная история»/«Пчеломатка» (1963), «Женщина-обезьяна» (1963), «Свадебный марш» (1965), до зрелых — «Аудиенция» (1971), «Большая жратва» (1973, совместно с Францией), «Не тронь белую женщину» (1974, с Францией). Также в течение свыше 20 лет играл разнообразные роли в комедиях и мелодрамах Дино Ризи — «Поход на Рим» (1962), «Чудовища» (1963), «Жена священника» (1970), «Белые телефоны» (1976), «Комната епископа» (1977), «Первая любовь» (1978), «Я фотогеничен» (1980), «Дагобер»/« Славный король Дагобер» (1984, совместно с Францией). В фильме «Мои друзья» (1975) Марио Моничелли сыграл одну из самых известных своих ролей, «растиражированную» двумя последующими сериями одноименного фильма. Наиболее значительными драматическими ролями последних лет стали главные герои «Террасы» (1980) Этторе Сколы и «Трагедии смешного человека» (1981, премия на МКФ в Канне) Бернардо Бертоллуччи. В 60-80-х годах успешно выступал как режиссер, поставив шесть полнометражных фильмов — «Сутенер» (1961), «Свисток в носу» (1966), «Так точно!» (1968), «Дурные мысли» (1976), «Вечерние путники» (1979) и телесериал «ФБР: Франческо Бертолацци расследует».
|