Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Постнеореализм.




ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (1922-1975), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик. Фильмы: «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Птицы большие и малые» (1966), «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1971), «Цветок тысячи и одной ночи» (1973), «Сало, или 120 дней Содома» (1975) и др. Стихи; романы («Лихие парни», 1955; «Жестокая жизнь», 1959; «Теорема», 1968). Труды по литературоведению, языкознанию, теории кино. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу на своей «второй родине» (со стороны матери) во Фриули, где в 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе». В 1950 переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь региональной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов. В начале 1960-х гг. дебютирует как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (1962) и снятая следом «Мама Рома» (1962) в первую очередь свидетельствовали о творческом претворении наследия неореализма. Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности — маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобычная культура, анализом которой до сего времени кино не занималось. В короткометражном фильме «Овечий сыр», снятом для альманаха «Рогопаг» (1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первобытные инстинкты, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм «Евангелие от Матфея» (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации (протеста) для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В философской притче «Птицы большие и малые» (1965) он сопрягает целостные временные пласты — современность и средневековье. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1966) и «Медее» (1969), дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В «Теореме» (1969), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме «Свинарник» (1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма. Пазолини, художник левых взглядов, противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, считая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью он создает свою «трилогию жизни» — фильмы «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессансного восприятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, Пазолини исчерпывающе дал собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении. Последний фильм автора «Сало, или 120 дней Содома» (1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, а исследующих тиранию в ее потаенных, сексуально замещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял «знаковые», узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При непроясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима.

ДЗЕФФИРЕЛЛИ (Zeffirelli) Франко (р. 1923), итальянский режиссер. Настоящее имя и фамилия — Джанфранко Корси. Изучал архитектуру, закончил Академию изящных искусств во Флоренции, работал на радио. Сыграв одну из ролей в фильме Л. Дзампы «Депутатка Анджелина», был ассистентом режиссера фильма «Земля дрожит» (1947), «Самая красивая» (1951), «Чувство» (1954) Л. Висконти, с которым работал в театре на постановке «Троила и Крессиды», став впоследствии театральным художником и постановщиком оперных и драматических спектаклей. После работы помощником режиссера А. Пьетранджели ставит свой первый фильм «Кэмпинг» (1958). В кино возвращается в 1965 году, снимая свой первый фильм–спектакль «Богема» Пуччини на сцене миланской Ла Скалы. Широкую известность завоевывает экранизациями шекспировских произведений «Укрощение строптивой» (1966) и «Ромео и Джульетта» (1968). Все его постановки, будь то оригинальные фильмы — «Брат Солнце и сестра Луна» (1972), или экранизации классики «Травиата» (1982), «Гамлет» (1990), и «Джейн Эйр» (1995), — несут на себе печать пышной театральной зрелищности. Снимает также в США и в Англии. Соавтор сценариев и художник многих своих фильмов.

ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1929 — 1989), итальянский режиссер, киносценарист, реформатор популярного жанра «вестерна». Начал работу в кинематографе как ассистент режиссера. В 40-е годы работал с такими американскими мастерами, как Р. Уайз, У. Уайлер, Ф. Циннеман. Выступал на сценарном поприще, работая в области жанрового кино, главным образом исторических и мифологических боевиков. В качестве режиссера дебютировал постановкой фильма «Колосс Родосский» (1961), действие которого развертывалось в Древней Греции. В 1964 снял под псевдонимом Боб Робертсон один из первых в Италии «вестернов» «За пригоршню долларов», положивший начало идейно-эстетическим переменам в практике традиционного киножанра, который пришел в Европу из США: замедленный ритм киноповествования, переакцентировку зрительского внимания с действия на характеры главных персонажей, подчеркнутую натуралистичность происходящего с упором на жестокость и насилие, ироническую дистанцированность автора по отношению к сюжетным конфликтам. Своего рода «демифологизация» традиционного «вестерна» (фильмы Дж. Форда и его последователей) принимает в последующих лентах Леоне характер нелицеприятного комментария к истории и современности как эпохе прогрессирующей дегероизации и тотального поражения индивидуума, движимого благими начинаниями (продолжение трилогии «За несколько лишних долларов» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966) с участием тех же исполнителей: К. Иствуда, Л. Ван Клифа, Дж. М. Волонте и органично аранжированные музыкой Э. Морриконе). Породив множество подражаний в Италии и за ее пределами, такой стиль в дальнейшем приобрел жанровое название «спагетти-вестерн». Свидетельствами развития режиссерского почерка С. Леоне — жесткого, «мужского», чуждого прекраснодушных иллюзий — на рубеже десятилетий стали масштабные фильмы «Однажды на Диком Западе» (1968) и «За пригоршню динамита» (американское название: «Ложись, ублюдок», 1971). Действие второго, снятого на излете эпохи молодежного революционного энтузиазма происходит в пору затянувшейся гражданской войны в Мексике начала 20 века, предстающей в фильме бессмысленным актом тотального уничтожения, а его главные «антигерои» — мастерски сыгранные американскими актерами ирландский террорист (Дж. Коберн) и полуграмотный мексиканский пеон (Р. Стайгер), капризом судьбы возносимые в ранг революционных кумиров. После затянувшегося более чем на десятилетие творческого молчания Леоне выпустил в США криминальную сагу «Однажды в Америке» (1983, по роману Х. Грея «Бандиты»), с эпической широтой повествующую о судьбе четырех подростков из еврейской иммигрантской среды на протяжении первой половины 20 века, своего рода фильм-прощание с «американской мечтой». Скоропостижная смерть помешала режиссеру реализовать едва ли не самый амбициозный из своих замыслов — экранизацию документальной книги Г. Солсбери «Девятьсот дней» — о блокаде Ленинграда.

МОНТАЛЬДО (Montaldo) Джулиано (р. 1930), итальянский режиссер. В юные годы дебютировал как актер на подмостках генуэзского «Театра ди Масса». В 1951 будучи одним из организаторов создаваемых производственных кинокооперативов, начинал свою работу в кино также в качестве актера в фильме «Опасно: бандиты!» К. Лиццани, снимаясь впоследствии и у других режиссеров. С конца 1950-х ассистент Дж. Понтекорво, К. Лиццани, Э. Петри, дебютируя вскоре как документалист и снимая свой первый полнометражный фильм — «Стреляю по движущейся мишени» (1961). Однако большого успеха достигает фильм «Цепкая хватка» (1965), социально–психологическая драма о последствиях итальянского экономического чуда. Творчески претворяя наследие неореализма, был одним из зачинателей — «Готт мит унс» («С нами бог»), (1969) — и последовательным активным приверженцем политического кино — «Сакко и Ванцетти» (1970), «Джордано Бруно» (1973), «Аньезе идет на смерть» (1976). Снимая впоследствии и как для телевидения — «Замкнутый круг» («Киносеть») (1978) и «Марко Поло» (1982), — так и в кино, сохраняет высокий уровень пластической культуры своих фильмов «Игрушка» (1979), «За день до…» (1986), «Очки в золотой оправе» (1987). Соавтор сценариев многих собственных фильмов.

ОЛЬМИ (Olmi) Эрманно (р. 1931), итальянский режиссер. После непродолжительной работы в театре с 1952, устроившись в миланский энергетический концерн «Эдисон-Вольта», по его заказу снимает порядка 40 короткометражных фильмов, на которых нарабатывает профессиональное мастерство. Его полнометражный дебют в игровом кино — фильм «Время остановилось» (1959), посвященный рабочим линии электропередач, — навеян предшествовавшим опытом. Его драматическая хроника «Место» (1961) (в советском прокате — «Вакантное место»), пронзительная по чистоте тона лента, близкая «Семейной хронике» Дзурлини, воскрешала в новую эпоху неореалистические заветы, которым режиссер верен и поныне, переводя их, однако впоследствии из социальной сферы в морально-этическую и религиозную ипостась. Художник программно христианской ориентации, он после фильма «Помолвленные» (1963) создает документально-художественное жизнеописание по биографии папы Иоанна XXIII — «.. И пришел человек» (1965). Параллельно с работой в кино в эти же годы начинает активно сотрудничать на телевидении, сняв более двух десятков короткометражных и полнометражных, преимущественно игровых фильмов, в частности «Рассказы о молодых влюбленных» (1967), «Однажды» (1968), «Старьевщики» (1969), «Летом» (1971), «Обстоятельство» (1974), два последних из которых вышли в прокат. Фильм «Дерево для башмаков» (1978, главная премия на МКФ в Канне), получившая международное признание сага о бергамских крестьянах на рубеже 19-20 вв., проникнут неподдельной любовью к простым земледельцам во всей их красоте и смирении. С начала 1980-х создает киноверсии книг святого Писания — о паломничестве волхвов к родившемуся Спасителю в фильмах «Шли они, шли...» (1983), «Книга бытия. Сотворение мира и Всемирный потоп» (1994), оба фильма в теле и киновариантах. После фильма «Долгой жизни сеньоре» (1987, премия на МКФ в Венеции) экранизирует одноименный рассказ Й. Рота «Легенда о святом пропойце» (1988, главная премия на МКФ в Венеции), вновь подтверждая свою мировую славу. Несмотря на перенесенную тяжелую болезнь (паралич с потерей речи), возвращается к активной работе на съемочной площадке. В 1982 основал киношколу «Ипотези Чинена (Предполагаемое кино)» в Бассано дель Граппа. Соавтор сценариев своих фильмов.

ТАВИАНИ (Taviani) Паоло (р. 1931) и Витторио (р. 1929), итальянские кинорежиссеры. Свою работу в кино братья Тавиани начинали как организаторы киноклубов в Пизе и Риме. В 1952 году они приняли участие в съемках фильма «Соперничество» («Участковый врач») Чезаре Дзаваттини. Сотрудничество с Дзаваттини было продолжено в работе над документальным фильмом «Сан-Миниато, июль 44 года» (1954). В последующем, братья Тавиани совместно с Валентино Орсини сняли ряд короткометражных документальных фильмов. В 1960 году в сотрудничестве с Йорисом Ивенсом и Орсини Тавиани сняли полнометражный документальный фильм «Италия не бедная страна». С начала 1960-х годов режиссеры дебютируют в игровом кино. Первые художественные фильмы, снятые совместно с Орсини, — «Человек, которого нужно уничтожить» (1962) и «Брачное беззаконие» (1963) — посвящены сицилийской мафии и законодательству о разводах. Эти фильмы зарекомендовали авторов как художников левой ориентации. Поставив в период молодежного бунта 1960-х годов фильм «Ниспровергатели» (1967), выразил духовное смятение итальянских интеллектуалов. В канун появления политического кино Тавиани сняли философскую антиутопию «Под знаком Скорпиона» (1969). Формально и стилистически дистанцировавшись от злободневности политического кино, в своих ангажированных философско-исторических фильмах «У святого Михаила был петух» (1972) и «Аллонзанфан» (1974) режиссеры предупреждали об опасности революционного преобразования общества. Направленность творчества в создании исторических произведений была подтверждена экранизацией романа Гавино Ледды «Отец-хозяин» (1977), антифашистской драмой «Ночь святого Лоренцо» (1981) и сицилийским эпосом «Хаос» (1984) по избранным новеллам Луиджи Пиранделло. Фильмы эти вылились в своеобразную трилогию, в которой доминировало чувство любви авторов к своей родине, ее истории и культуре. Их ленты «Поляна» (1979) и в большей степени «Доброе утро, Вавилон» (1986) проникнуты столь же обостренным чувством любви к кинематографу в его историческом развитии. Фильмы режиссеров 1990-х годов — «И свет во тьме светит» (1990), по мотивам «Отца Сергия» Л. Толстого, «Флореаль» (1992), «Избирательное сродство» (1995, по роману И.-В. Гете), стали триптихом национальной культурно-исторической традиции, связанной с русской, французской и немецкой. В 2000 режиссеры приступили к съемкам экранизации романа Л. Н. Толстого «Воскресение». На Московском кинофестивале 2002 года этот фильм завоевал приз «Золотой Георгий».

СКОЛА (Scola) Этторе (р. 1931), итальянский режиссер, сценарист. Будучи еще совсем юным, вошел в сплоченную группу журналистов-сатириков, сотрудников журнала «Марк Аврелий», тогда же начав писать актерские комические гэги на радио, а впоследствии и в кино, сохраняя анонимат. Имя Сколы-сценариста появляется с 1954 почти всегда на пару с Р. Маккарти, когда он уже выказал себя бесспорно талантливым автором. Его перу принадлежат более 50 написанных в соавторстве сценариев фильмов Стено, А. Пьетранджели, Л. Дзампы, М. Болоньини, М. Боннарда, Н. Лоя, Дж. Пуччини, Д. Ризи и др. Как режиссер дебютирует полнометражным фильмом в новеллах «Если угодно поговорим о женщинах» (1964). Его последующие развлекательные комедии, которые он снимал вплоть до 1970-х, пользовались неизменным зрительским успехом. Фильм «Тревико-Турин» (1974), где дан коллективный портрет участников Сопротивления, исполнен печали, сарказма и нежности. В последующие годы, оперируя уже емкими художественными категориями, один за другим снимает ряд шедевров самых разных жанров — социальный фарс «Уродливые, грязные, злые» (1976), новаторскую психологическую драму на материале фашизма «Необычный день» (1977), философскую хронику современности «Терраса» (1979), разномасштабные — от локальной драмы до эпоса — исторические фильмы «Любовная страсть» (1981) и «Новый мир» (1982). В фильме «Танцуя, танцуя» (1983) (в европейском и советском прокате — «Бал») языком пантомимы и танца создает визуальную панораму исторической эволюции Западной Европы от 1930-х до 1970-х годов 20 века. Драматургическое мастерство, чувство слова (от его переизбыточности до молчания), понимание природы актерского творчества и умелое ее использование, уверенная, практически универсальная режиссура выделили Сколу в число художников первого ряда в итальянском кино нового времени. Фильмы последних лет: «Семья» (1987), «Роман бедного юноши» (1995), «Нечестное состязание» (2001) — участник МФК в Москве. Соавтор сценариев всех собственных фильмов.

БЕРТОЛУЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (р. 1941), итальянский режиссер, драматург, поэт. В кино с 1962. Испытал сильное влияние П. Пазолини, унаследовав от него социальный критицизм и исповедальность. Наиболее значительные фильмы: «Конформист», 1970 (по А. Моравиа); «Последнее танго в Париже», 1972; «Двадцатый век», 1976 (эпическая панорама итальянской жизни на протяжении полувека); «Последний император», 1987; «Ускользающая красота», 1996. Учился в Римском университете. За свою книгу стихов удостоен премии Виареджо (1962). Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16–миллиметровой пленке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Близкое знакомство с П. Пазолини позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках «Аккаттоне» (1961), а следом в стилистике своего учителя и мэтра снять первый полнометражный игровой фильм «Костлявая кума» (1962) — социологический репортаж об обитателях римского дна. В 1964 поставил свой второй фильм «Перед революцией», историю духовного «недовозмужания» юноши буржуазного круга с явными биографическими аллюзиями, который стал одним из ведущих фильмов молодежной итальянской контестации (протестного кино), в ее романтическом преломлении. В период контестации снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод» (1965-66), работал над незавершенным фильмом «Канал» (1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и гнев» (1967). В вольной экранизации «Двойника» Ф. М. Достоевского — фильм «Партнер» (1968) — впрямую выявлялась как идейная двойственность главного героя (что крайне характерно для творчества Бертолуччи в целом), так и точка заката самой контестации, утрата ею доминирующего положения в итальянском кино. На рубеже 1960-70–х гг. он открыто примыкает к движению итальянского политического кино, не поступаясь при этом собственными внутренними установками. В телефильме «Стратегия паука» (1969), развернутой экранизации наброска Х. Борхеса «Тема предателя и героя», исследует природу героизма и предательства в контексте революционной борьбы. В адаптации одноименного романа А. Моравиа «Конформист» (1970), следуя висконтиевской трактовке природы фашизма («Гибель богов»), вскрывает подоплеку сотрудничества с тиранией как замещение неудовлетворенных, преимущественно сексуальных комплексов. В получившей несправедливо скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (1972) создает романтическую версию современной трагедии любви, в которой герой оказывается жертвой ложных условностей переболевшего левизной буржуазного круга. В 1976 снимает эпопею «Двадцатый век», программно ангажированную, снятую с левых позиций сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет которой охватывает три четверти 20 столетия и которая, в свою очередь, во многом знаменовала переход итальянского кино от злободневной актуальности политического кинематографа к произведениям историко–аналитическим. После фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) надолго порывает с итальянской тематикой. После переезда в Англию начинается его «космополитический» период творчества как современного художника – гражданина мира. На материале китайской истории создает глубоко оригинальный аналог «Двадцатого века» в его азиатском преломлении — фильм «Последний император» (1987, две премии «Оскар» и «Золотой глобус»), заслуженно снискавший громкую мировую славу. Экранизацией одноименного романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом неба» («Чай в пустыне», 1990). «Маленький Будда» (1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма. После 15 лет жизни за границей снял в Италии фильм «Я танцую одна» («Ускользающая красота», 1995), своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества. Соавтор сценариев всех собственных картин.

Сценарист:

Гуэрра (Guerra) Тонино (р. 1920), итальянский киносценарист, поэт, прозаик. Сотрудничал с М. Антониони («Приключение», «Ночь», оба 1960; «Затмение», 1962; «Красная пустыня», 1964; «Фотоувеличение», 1966 и др.); совместно с Ф. Феллини написал повесть «Амаркорд» и сценарий к одноименному фильму и ряду других фильмов Феллини. Работал с российскими режиссерами А.Тарковским («Ностальгия», 1983) и аниматором А. Ю. Хржановским («Лев с седой бородой», 1995 и др.).

Композиторы:

Рота (Rota) Нино (1911-79), итальянский композитор, автор музыки более чем к 150 фильмам. Родился в Милане в семье музыкантов. Семья переехала в Рим, когда он был еще ребенком, чтобы завершить его музыкальное образование. С 1930 по 1932 жил в США. Учился в консерваториях Рима, Милана и Институте Кертис в Филадельфии. Писал музыку к операм и балетам, мюзиклам, выступал как дирижер. Музыку к кинофильму впервые написал в 1933 («Рабочий поезд»). Удивительно удачным было творческое содружество с Феллини («Белый шейх», «Маменькины сынки», «Дорога», «Мошенничество», «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «8 1/2», «Джульетта и духи», эпизод «Тоби Даммит» в фильме «Три шага в бреду», «Клоуны», «Рим», «Амаркорд», «Казанова Феллини», «Репетиция оркестра»). Писал музыку к фильмам и других выдающихся режиссеров — Лукино Висконти («Белые ночи», «Рокко и его братья», «Леопард»), Франко Дзеффирелли («Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта»), Сергея Бондарчука («Ватерлоо»), Ф. Ф. Копполы («Крестный отец» и «Крестный отец II», премия «Оскар», 1974). Мелодичные, запоминающиеся мотивы Рота тонко оттеняли замысел режиссера. В 1999 режиссер Марио Моничелли снял документальный фильм «Волшебный друг: маэстро Нино Рота».

Морриконе (Morricone) Энио (р. 1928), итальянский композитор. Окончил консерваторию «Санта-Чечилия», ученик Г. Петрасси. Известность композитору принесла музыка к первому вестерну-спагетти «За пригоршню долларов» (1964), которую он написал под псевдонимом Дан Савио. В дальнейшем композитор писал музыку ко многим вестернам, и некоторые приемы и музыкальные темы повторялись из фильма в фильм. Плодотворной была работа Морриконе над фильмами молодых режиссеров 1960-х гг. — «Кулаки в кармане», «Сало или 120 дней Содома», в политическом кинематографе — «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Рабочий класс идет в рай», «Сакко и Ванцетти», «Джордано Бруно», «Муссолини: последний акт», «Двадцатый век». В 1970—1990-х Морриконе с успехом работал для Голливуда. Мировую славу принесла композитору музыка к фильмам «Профессионал», «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Андерграунд», «Ватель». Автор музыки к более чем 450 фильмам.

Актеры:

Витти (Vitti) Моника (настоящие имя и фамилия Мария Луиза Чечарелли) (р. 1931), итал. актриса т-ра и кино. Известность получила, снимаясь в ф. реж. М. Антониони: "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня". Свое сценическое имя образовала из фамилии матери Аделины Виттилья. В 1953 окончила Академию драматического искусства, выступала на сценах римских театров в ролях классического и современного репертуара. В кино с 1954, снималась в течение пяти лет в случайных, проходных ролях. В сезоне 1956-57 в римском «Театро Арлеккино» познакомилась и стала работать под руководством М. Антониони. Начиная с фильма «Приключения» (1959), исполняет главные роли в антониониевской тетралогии — «Ночь» (1960), «Затмение» (1962) и «Красная пустыня» (1964). Создавая впечатление контракта между внешней пассивностью и интенсивной и напряженной внутренней жизнью, актриса воплотила женский образ кинематографа Антониони классической его поры. В середине 1960-х гг. их содружество распадается, и лишь единственный раз в телефильме «Тайна Обервальда» (1980) актриса вновь снимается у Антониони в мелодраматической роли Елизаветы Австрийской. В 1968 году участвовала в шумной манифестации, приведшей к срыву Каннского фестиваля (вместе с Луи Малем, К. Лелушем) и в связи с этим долго воспринималась как «крайне левая». Во второй половине 1960-х гг., пройдя школу Антониони и оказавшись свободной от его эстетики, Витти неожиданно открывает в себе неудержимый комедийный дар, снимаясь в сатирических, эксцентрических, бурлескных комедиях — «Модести Блейз» (1966, режиссер Д. Лоузи, Англия), «Девушка с пистолетом» (другое прокатное название «Не промахнись, Ассунта!») (1968, М. Моничелли, премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Драма ревности» (1970, Э. Скола), «Такими уж мы, женщины, созданы» (1971, Дино Ризи), «Тереза-воровка» (1973, К. Ди Пальма), «Безумные постели» (1979, Л. Дзампа), «Гостиничный номер» (1980, М. Моничелли), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1981, А. Сорди) и многих других. Продолжая играть в театре, снимается в драматических ролях в фильмах «Пацифист» (1970, М. Янчо, совместно с Францией и Западным Берлином), «Призрак свободы» (1974, Л. Бунюэль, Франция), «Государственные интересы» (1978, А. Кайат, Франция). Поставила свой игровой фильм «Тайный скандал» (1990).

Массари (Massari) Леа (р. 1933), итальянская актриса. Училась на архитектурном факультете. Благодаря художнику Пьеро Герарди дебютировала в кино, сыграв главную женскую роль в фильме «Запрещено» (1954) Марио Моничелли. Несмотря на то что участие в нем не стало явной удачей, темперамент начинающей актрисы был замечен. В 1957 ее занимает Ренато Кастеллани в фильме «Мечты в ящике». А год спустя немецкий режиссер Рольф Хансен приглашает Массари принять участие в экранизации «Воскресения» (1958, совместно с Германией и Францией) по Л. Н. Толстому. Микеланджело Антониони поручает ей роль второго плана в своем программном фильме «Приключение» (1960). Одну из лучших своих ролей Массари сыграла в антивоенной драме «Четыре дня Неаполя» (1963) Нанни Лоя, органично вписавшись как в круг исполнителей-непрофессианалов, так и известных актеров. Подтвердила успех игрой в фильме «Солдатские девки»/«Они шли за солдатами» (1965) Валерио Дзурлини. На рубеже 60-70-х годов часто снималась у французских режиссеров — «Мелочи жизни» (1969, Франция) Клода Сотэ, «Шум в сердце» (1970, Франция) Рене Клемана. Амплуа актрисы трагедийного дарования нашло свое воплощение в фильмах «Первая ночь покоя» (1972) Валерио Дзурлини, «Аллонзанфан» (1974) Паоло и Витторио Тавиани, «Христос остановился в Эболи» (1979) Франческо Рози. В последние десятилетия ее талант во многом остался нереализованным, либо разменянным на незначительные работы.

Мелато (Melato) Марианджела (р. 1941), итальянская актриса. Училась в миланской Академии изящных искусств Бреды и в Академии Эсперии Сперани. Выступала на эстраде, играла преимущественно роли из классического репертуара в разных театрах Больцано, Триеста, Милана. В 1968—1969 благодаря Лукино Висконти была введена в его спектакли «Монахиня из Монцы» и «Объявление» по Наталии Гинзбург. Играя тогда же у Луки Ронкони в «Неистовом Роланде», была замечена Ивом Аллегре, пригласившим ее в свой фильм «Вторжение» (1979, Франция), с которого началась ее кинематографическая карьера. Уже первые ее роли в кино — «Достаточно на нее посмотреть» (1970) Лючано Сальче, «Рабочий класс идет в рай» (1971) Элио Петри, «За упокой души» (1971) Нино Манфреди, «Назовем его Андреа» (1972) Витторио Де Сика — зарекомендовали Мелато как талантливую актрису широкого профиля. Свои самые крупные и лучшие роли сыграла в социальных фарсах Лины Вертмюллер, распознавшей в Мелато незаурядную комедийную актрису — «Мими-металлист, уязвленный в своей чести» (1972), «Фильм о любви и анархии, или Сегодня в 10 утра на Виа де Фьорд, в известном доме терпимости» (1973), «Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (1975), «Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и с запахом базилика» (1986).

Джордано (Giordano) Домициана (р. 1960), итальянская актриса. Появилась в эпизоде в эксцентрической комедии «Мои друзья 2»/«Мужчины-проказники» (1982). Но получила известность год спустя в «Ностальгии» (1983) благодаря главной женской роли мучающейся из-за непонимания музы-переводчицы в одном лице, столь напоминающем лики мадонн с полотен итальянских мастеров — и уже как «актриса Тарковского» была приглашена на съемки шведской ленты «За жалюзи» (1984) вновь с участием Эрланда Юсефсона. Играла в картинах других европейских стран — «Зина» (1986, Великобритания), «Новая волна» (1990), «Интервью с вампиром» (1994, Великобритания—США), «Марио и волшебник» (1995, ФРГ), в основном предпочитая оставаться исполнительницей в фильмах с культурной ориентацией.

Вилладжо (Villaggio) Паоло (р. 1938), итальянский актер. Начинал как участник эстрадных представлений в генуэзских кабаре, затем как актер в Театро Стабиле в Генуе, исполнив, в частности, роль садовника в «Драконе» по Е. Шварцу. Участвовал в разнообразных телепрограммах развлекательного характера, привнеся в них легкость, буффонаду, гротеск, откровенное фарсовое начало. В кино с 1968. С самого начала проходные его роли в коммерческих поделках чередуются с работами в фильмах значительных авторов — «Бранкалеоне в крестовых походах» (1970) Марио Моничелли, «Неимущие холостяки в поисках сердечных привязанностей» (1972) Витторио Гассмана, «Приведу в порядок Америку и вернусь» (1974) Нанни Лоя, «Не тронь белую женщину» (1975) Марко Феррери. С середины 70-х годов появляется и получает широкое признание постоянная маска-персонаж актера — бухгалтер Фантоцци, недотепа-увалень, попадающий в самые нелепые ситуации, но тщетно пытающийся быть героем, в том числе героем-любовником — «Фантоцци» (1975) Лючано Сальче, «Фантоцци против всех» (1980) в собственной постановке, «Фантоцци снова в седле» (1983), «Фантоцци уходит на пенсию» (1988), «Фантоцци берет реванш» (1991), «Фантоцци в раю» (1993) — последние 4 фильма в постановке Нери Паренти. В основу первого фильма лег сценарий написанный актером по одноименной книге, завоевавшей широкую популярность в Италии. Созданный в той же буффонной стилистике постоянный персонаж актера — Фраккья («Фраккья — человек-зверь» (1981) и «Фраккья против графа Дракулы» (1985) — оба в постановке Нери Паренти — в отличие от Фантоцци большого успеха не имел. По-прежнему снимаясь в большом количестве коммерческих картин, актер в последние годы тяготеет к проблемному кино, выступая там не только и не столько в комических, сколько в драматических ролях — фильмы «Голос луны» (1990) Федерико Феллини, «Чао, профессор» (1992) Лины Вертмюллер, «Тайна старого леса» (1993) Эрманно Ольми, «Снежный ком» (1995) Маурицио Никетти.

Джаннини (Giannini) Джанкарло (р. 1942), итальянский актер. Получив диплом инженера-электронщика, окончил Римскую академию драматического искусства (1963). Работал на телевидении, выступив в телесериале «Дэвид Копперфильд» (1965). На театральной сцене был занят преимущественно в классическом репертуаре — шекспировские спектакли «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Волчица» по Дж. Верга. В постановке Валерио Дзурлини в римском театре «Элизео» сыграл Леонидика в спектакле «Обещание»/«Мой бедный Марат» по пьесе А. Н. Арбузова. Дебютировав в кино в 1965, сразу же становится одним из любимых исполнителей режиссера Лины Вертмюллер — «Рита-надоеда» (1966), «Не дразните надоеду» (1967), «Мими-металлист, уязвленный в своей чести» (1972), «Фильм любви и анархии» (1973, премия МКФ в Канне), «Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (1974), «Паскуалино «Семь красоток» (1975), «Конец света в нашей супружеской постели однажды дождливой ночью» (1977), «Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за одной вдовы, предположительно по политическим мотивам» (1979), — чем подтвердил репутацию актера универсального дарования. В яркой комедийной роли выступил в «Драме ревности» (1970) Этторе Сколы. Сыграл одну из главных драматических ролей в фильме «Первая ночь покоя» (1972) Валерио Дзурлини. Его блестящее исполнение роли графа Туллио Эрмила в последнем фильме Лукино Висконти «Невинный» (1976) упрочило международную известность актера. Снимался в разнохарактерных ролях в фильмах зарубежных режиссеров — «Жизнь прекрасна» (1980, СССР—Италия) Григория Чухрая, «Лили Марлен» (1981, ФРГ) Райнера Вернера Фассбиндера. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Актер» за 1973 год.

Бениньи (Benigni) Роберто (р. 1952), итальянский актер, режиссер. Известность получил исполнением с подмостков своих забавных монологов, во многом выходящих за общепринятые нормы. Большой успех в театре имела написанная им с Джузеппе Бертолуччи пьеса в монологах «Чони Марио был Гаспаре ди Джулия». На телевидении вызвала скандал его программа «Свободная стихия». Дебютировал в кино исполнением главной роли люмпена в фильме «Берлингуэр, я тебя люблю» (1977) Джузеппе Бертолуччи, снятого по мотивам их пьесы. Сыграл разножанровые роли в фильме «Воспетые дни» (1978) Паоло Пьетранджели, «Прошу убежища» (1979) Марко Феррери, «Безумные постели» (1979) Луиджи Дзампы, «Луна» (1979) Бернардо Бертолуччи, «Похлебка» (1980) Сердио Читти. Является яркой фигурой авторского кинематографа нового поколения. С 1980-х годов выступает как оригинальный постановщик и исполнитель главных ролей в своих фильмах — «Ты меня смущаешь» (1983), «Маленький дьявол» (1988), «Джонни зубочистка» (1991), «Чудовище» (1994), —пользовавшихся огромным кассовым успехом. Принимал участие в создании коллективного документального фильма «Прощание с Энрике Берлингуэром» (1984). Снялся в фильме «Весь Бениньи» (1985) Джузеппе Бертолуччи. Вместе с Массимо Троизи поставил костюмно-историческую комедию «Остается лишь плакать» (1986), в которой оба исполнили роли учителя и сторожа начальной школы, волею судьбы перенесенных в 15 век и ставших современниками Христофора Колумба и Леонардо да Винчи. Как актер работал также в США с Джимом Джармушем в фильмах «Вниз по закону» (1986), «Ночь на земле» (1991) и Блейком Эдвардсом в фильме «Сын розовой пантеры» (1993). Сыграл главную роль «лунатика» Иво Сальвини в поэтической аллегории Федерико Феллини «Голос луны» (1990). Знаменит стал после веселого и трагического фильма «Жизнь прекрасна» (1997), в котором выступил в качестве режиссера, сценариста и сыграл главную роль неунывающего итальянского еврея Гвидо. Фильм обладатель 40 премий, в том числе трех «Оскаров», за лучший иностранный фильм, мужскую роль (Бениньи) и музыку; гран-при Каннского фестиваля и др.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты