Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Германия.




ШТАУДТЕ (Staudte) Вольфганг Георг (1906-84), немецкий кинорежиссер и сценарист. В кино с 1936 года. Поставил фильмы: «Убийцы среди нас» (1946), «Верноподданный» (1951), «Розы для господина прокурора» (1959), «Мужская компания» (1964), «Между рельсами» (1978) и др. Всего поставил 62 фильма.

КОЙТНЕР (Кейтнер) (Kautner) Хельмут (1908—80), немецкий кинорежиссер, сценарист, актер. Фильмы: «Китти и международная конференция» (1939), «Генерал дьявола» (1955), «Остальное — молчание» (1959), «Прусское замужество» (1974) и др. Всего поставил 58 фильмов.

ХОФМАН Курт (р. 1910), немецкий кинорежиссер. В кино с 1931. Фильмы: «Мы — вундеркинды» (1958), «Привидения в замке Шпессарт» (1960), «Капитан» (1971) и др.

МЕТЦИГ (Maetzig) Курт (р. 1911), немецкий кинорежиссер и сценарист. В кино с 1947 года. Фильмы: «Пестроклетчатые» (1949), «Эрнст Тельман — сын своего класса» (1954), «Эрнст Тельман — вождь своего класса» (1955), «Знамя Кривого Рога» (1968), «Голова Януса» (1972), «Мужчина против мужчины» (1976) и др. Всего поставил 21 фильм.

ВОЛЬФ (Wolf) Конрад (1925 — 1982), немецкий кинорежиссер. Сын немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа, брат руководителя службы госбезопасности «Штази» М. Вольфа. Фильмы: «Лисси» (1957), «Профессор Мамлок» (1961, по драме Ф. Вольфа), «Мне было 19» (1968), «Гойя» (1971, совместное производство СССР и ГДР), «Мама, я жив» (1977, совместное производство СССР и ГДР), «Соло Санни» (1979), «Поет Буш» (1982) и др. Всего поставил 15 фильмов.

КЛУГЕ (Kluge) Александр (р. 1932), немецкий режиссер, сценарист, продюсер. Изучал юриспруденцию во Фрайбургском, Френкфуртском и Марбургском университетах, затем был адвокатом, политическим журналистом и автором нескольких романов. Эти занятия в немалой степени отразились и в кинематографической деятельности Клуге, который не только экранизировал собственные произведения, уделяя особое внимание звучащему слову, но и концентрировался на анализе преимущественно социально-политических и юридических проблем западногерманского общества в период его «неисторического» (по словам самого режиссера) существования. Клуге, состоявший в литературной «группе 47», которая выступала за обновление немецкого романа, закономерно оказался одним из инициаторов Оберхаузенского манифеста в 1962, который провозгласил курс на создание «нового немецкого кино». Собственные работы Клуге — «Прощание с прошлым» (1966, специальная премия на МКФ в Венеции), «Артисты под куполом цирка: беспомощны» (1968, главная премия на МКФ в Венеции), «Вилли Тоблер и гибель шестого флота» (1971), «Случайные заработки одной рабыни» (1973), «Сильный Фердинанд» (1975, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, 1976), «Патриотка» (1979), «Власть чувств» (1983, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), «Наступление настоящего на другие времена» (1985), а особенно новеллы в коллективных лентах «Германия осенью» (1978) и «Война и мир» (1983), документальная картина «Кандидат» (1980) — больше напоминают проблемные статьи или адвокатские речи, хотя несомненно, в них также чувствуется влияние годаровского кинематографа. Внешне незаметнее, но на самом деле важнее огромный вклад, сделанный Клуге на посту руководителя кинофакультета при Высшей школе в Ульме (его учениками были, например, В. Вендерс и Э. Райтц, а Р. В. Фассбиндер посвятил ему свою картину «Лола»). Знаменательно также то, что Клуге, который еще в 1958 был ассистентом режиссера у великого Ф. Ланга, оказывается как бы связующим звеном между классическим немецким кино эпохи экспрессионизма и новым западногерманским кинематографом, славу которого все же составили не работы участников Оберхаузенского манифеста, а их молодых наследников в лице Вендерса и Фассбиндера, пришедших уже на рубеже 60—70-х годов. Клуге награжден неоднократно Федеральными премиями, а также юбилейной премией за вклад в киноискусство на МКФ в Венеции в 1982.

АДЛОН Перси (Adlon) (р. 1935), немецкий режиссер, сценарист. Сын тенора Рудольфа Лаубенталя, Перси (Адлон — фамилия его матери) изучал историю искусств и актерское мастерство. В середине 1960-х годов он снимался на телевидении, а начиная с 1970 года ставил документальные фильмы, специализируясь на биографических эссе о художниках. В 1978 году он снял «Опекун и его поэт», а в 1980 — телевизионный игровой фильм «Господин Кишот» (1979). Дебютом Адлона в большом кинематографе становится «Селеста» (1981), фильм, основанный на мемуарах Селесты Альбаре, сестры Марселя Пруста, опубликованных в 1973 году. За «Селестой» последовали «Пять последних дней» (1982), «Качели» (1983), трагикомическая любовная история «Сладкая малышка» (1985), в которой Адлон впервые ангажирует Марианну Зегебрехт — свою самую яркую звезду весом не меньше центнера. Именно она заражает затхлую атмосферу провинциального городка на юге Америки духом старого доброго европейского варьете и увлекая своим неугомонным темпераментом за собой сонных жителей города — завсегдатаев «Кафе Багдад» в одноименном фильме. В США Адлон нашел тот стиль, в котором отчетливо воплотились его творческие усилия по скрещиванию американского и германского культурных контектов. Почти каждый фильм позднего Адлона — это бурлескный хэппенинг, разыгрываемый персонажами внутри банальных жизненных сюжетов, одухотворяемых артистизмом и добротой героев, находящих в суете бытия ее лирическую сторону и умеющих остановить прекрасное мгновение любви и взаимопонимания. В 1989 году Адлон снимает еще один гротеск с участием Марианны Зегебрехт — «Розали идет за покупками», героиня которого, одержимая жаждой потребления, с напускным безразличием подделывает чеки в ажиотаже нескончаемого шоппинга. В 1991 году Адлон снимает драму «Ягода-морошка» (главная премия Монреальского кинофестиваля), герои которой (Розель Цех и К. Д. Ланг) направляются из Аляски в объединившуюся Германию (из ГДР героиня некогда бежала в надежде обрести свободу и устроить собственную жизнь). В 1993 году Адлон снял комедию «Янгер и Янгер» о ловеласе — владельце склада (Дональд Сазерленд), по-настоящему влюбившемся в свою жену только после ее смерти. Фильм населен компанией забавных персонажей, которые при всех своих странностях и несовершенствах полны доброты и очарования. Некоторые свои сценарии с 1992 года работающий в Голливуде Адлон написал со своей женой Элеонорой.

ШЛЕНДОРФ (Schlondorff) Фолькер (р. 1939), немецкий кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер, общественный деятель, один из лидеров Нового немецкого кино. Родился в Висбадене в семье врача. 1956—1966 провел во Франции, где получил среднее образование, изучал политические науки, занимался в киношколе ИДЕК. В первой половине 1960-х годов активно участвует во французском кинопроизводстве, работая ассистентом А. Рене («В прошлом году в Мариенбаде», 1960), Ж.-П. Мельвиля («Леон Морен, священник», 1961, «Шпик», 1962), Л. Маля («Зази в метро», 1960, «Частная жизнь», 1961, «Блуждающий огонек», 1963, «Вива, Мария!», 1965). Вернувшись в ФРГ, совместно с П. Фляйшманом основывает фирму «Аллилуйя-фильм» (Мюнхен); в 1974 с Р. Хауфом — фирму «Биоскоп-фильм». С I960 по 1984, не прерывая работы в кино, выступает на поприще режиссуры в оперном театре. В 1974—1978 представляет фракцию социал-демократической партии в правлении Ведомства по поддержке кинопроизводства. На протяжении 1970-х годов активно участвует в деятельности «Правового фонда защиты политических заключенных». Сопродюсер наряду с А. Клуге коллективных фильмов «Германия осенью» (1978), «Кандидат» (1980), «Война и мир» (1983). С 1992 является руководителем берлинской студии Бабельсберг (бывшей ДЕФА). Как кинорежиссер дебютировал в 1960 постановкой короткометражного фильма «Кого это печалит?» (под псевдонимом Фолькер Локи). Создатель почти тридцати игровых и документальных лент, многие из которых стали этапными в истории послевоенного немецкого и европейского кинематографа. Важнейшие черты творческой индивидуальности Шлендорфа — острое чувство современности и кризисного самоощущения немецкой молодежи, политическая злободневность, зачастую с опорой на документально-публицистические формы, сочетавшаяся с постижением глубинных закономерностей национальной и мировой истории, тесная связь с классической и современной литературой — проявились уже в дебюте режиссера в полнометражном кино: фильме «Молодой Терлесс» (1966, по роману Р. Музиля; немецкая кинопремия, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, приз Макса Офюльса), ставшем одним из манифестов «новой волны» западногерманского кинематографа. Емко отразив в «Терлессе» комплекс исторической вины германской нации, развязавшей две мировые войны, молодой художник продемонстрировал в следующей своей ленте — «Убийство случайное и преднамеренное» (1967) — истоки так называемой немотивированной преступности в молодежной среде «бурных 1960-х», десятилетием позже приведших Германию на грань гражданской войны. Мотивы бунта станут преобладающими в творчестве режиссера, будь то попытка вглядеться в давнее прошлое — в фильмах «Михаэль Кольхаас — бунтарь» (1969, по новелле Г. Клейста; приз Прав человека в Страсбурге), «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха» (1970; премия МКФ в Сан-Себастьяне, Немецкая кинопремия, 1971), «Выстрел из милосердия» (1976, по роману М. Юрсенар; Немецкая кинопремия, 1977) — или бесстрашное стремление пристальнее посмотреть глубоко неблагополучное настоящее своей страны — «Мгновенная вспышка» (1972) и особенно — обличительная по отношению к «желтой» шпрингеровской прессе «Поруганная честь Катарины Блюм» (совместно с М. Фон Тротта, 1975, по повести Г. Белля). Гневным публицистическим пафосом проникнуты снятые Шлендорфом эпизоды в коллективном фильме нескольких режиссеров, запечатлевшем расправу западногерманских властей над лидерами экстремистского молодежного движения в 1977 («Германия осенью», 1978; новелла «Отложенная Антигона» и эпизод похорон). Вновь к этой драматичной теме режиссер обратится в конце 1990-х в драме «Легенды Риты» (1999). В этом скандальном фильме (многие обвинили режиссера в оправдании коммунизма) режиссер рассказал трагичную историю западногерманской террористки (Бибиана Беглау — приз МКФ в Берлине за лучшую женскую роль), которая пытается скрыться в ГДР — стране, о которой она так долго мечтала. Свидетельством зрелости манеры Шлендорфа явилась получившая международное признание экранизация сатирического антифашистского романа Г. Грасса «Жестяной барабан» (1979, Гран-при МКФ в Канне, Немецкая кинопремия, «Оскар», 1980), наглядно доказавшая, что художественной палитре режиссера, наряду с эпичностью, не чужды ирония и даже ядовитый гротеск. Немало сарказма по отношению к буржуазии и в созданной им экранизации одной из частей романа М. Пруста «В поисках утраченного времени» — фильме «Любовь Свана» (1983). В 1980-е — начале 1990-х годов география шлендорфовского кинематографа расширяется: он ставит стилизованный под документальную ленту фильм о гражданской войне в Ливане — «Фальшивка» (1981, по роману Н. Борна), экранизирует в США пьесу А. Миллера «Смерть коммивояжера» (1985) и роман Э. Гейнса «Восстание стариков» (1987), а также отмеченный феминистскими мотивами антиутопический роман канадской писательницы М. Этвуд «Рассказ служанки» (1989). Но вновь возвращается к магистральной теме своего творчества: отчужденному индивидууму, отягощенному комплексом глобальной вины перед миром и самим собой, — в экранизации философского романа М. Фриша «Хомо Фабер»/«Странник» (в США — «Путешественник» (1991). Не исключение из этого ряда последние фильмы Шлендорфа «Чудовище»/«Ольховый король» (1995), экранизация романа Д. Чейза «Пальметто».

ПЕТЕРСЕН (Petersen) Вольфганг (р. 1941), немецкий и американский режиссер, сценарист, продюсер. В 1960—1964 был ассистентом режиссера в Гамбургском театре. Учился в актерской школе. В 1969 окончил Академию кино и ТВ в Западном Берлине. В 1970-е годы работал в основном на ТВ, но получил Федеральную премию за кинодебют «Один из нас двоих» (1974), социальную комедию нравов, а его лента «Последствие» (1977) о гомосексуальной паре вызвала неоднозначную реакцию и частичный запрет в Германии. И все же Петерсен был бы известен лишь узкому кругу, если бы не совершил в начале 1980-х первый стремительный прорыв в мировой кинематограф. Большой успех его лучшей немецкой картины «Лодка» (1981) о драматической судьбе подводников рейха во время Второй мировой войны давал Петерсену по-своему уникальную возможность диктовать условия в Голливуде. Однако он предпочел как бы обходной путь — не покидая Германию, но при участии США (а главное, заручившись поддержкой мастеров спецэффектов из-за океана) сделать замечательную фантастическую сказку «Бесконечная история» (1984). Уже американская лента «Враг мой» (1986) может показаться вторичной по отношению ко многим фильмам об инопланетянах, а снятая после немалого перерыва криминальная драма «Вдребезги» (1991) — всего лишь внешне эффектной вариацией режиссера на темы его ранних немецких работ, преимущественно для телесериала «Место преступления» (1971—1976), одна из которых, «Аттестат зрелости», запомнилась также из-за участия юной Н. Кински. Новый взлет Петерсена произошел на 1990-е годы, когда он подряд создал три популярных картины «На линии огня» (1993), «Эпидемия» (1995) и «Президентский самолет» (1997), в которых занимательность и увлекательность событий не отменяют остроты проблематики (особенно в «Эпидемии», предсказавшей распространение вируса эбола), а герои по-человечески неодномерны (прежде всего это касается неожиданно сложного характера маньяка-террориста в политическом триллере «На линии огня»). Снял фильм-катастрофу «Идеальный шторм» (2000), в основе сюжета которого реальная история гибели шхуны «Андреа Гейл» во время страшного урагана. Впечатляющие спецэффекты, трагизм и простота сюжета привлекли к этому фильму внимание массового зрителя, который принял нетипичное отсутствие счастливого финала. Петерсен, наряду с другим немецким режиссером Р. Эммерихом, представляется особым исключением из общего правила, поскольку смог добиться большого кассового успеха в Голливуде, а благодаря этому — и во всем мире, но, кроме того, остался постановщиком, который в меньшей степени поддался американской нивелировке.

ХЕРЦОГ (Herzog) Вернер (наст. фам. Стипетич, Stipetic) (р. 1942), немецкий кинорежиссер, сценарист, продюсер. Ф.: "Агирре - гнев божий" (1972), "Каждый за себя, и бог против всех" (1974), "Носферату, призрак ночи" и "Войцек" (1978), "Фицкарральдо" (1981), "Там, где мечтают зеленые муравьи" (1984) и др. Снимал любительские фильмы с 17 лет. Много, но достаточно хаотично учился, в том числе изучал театральную режиссуру, что впоследствии привело к увлечению оперными постановками. Первый фильм «Знаки жизни» (1967) был удостоен приза «Серебряный Медведь» на Международном кинофестивале в Западном Берлине (1968). Действие ленты разворачивалось в Греции. Впоследствии режиссер часто работал в самых экзотических местах мира (Алжире, Нигере, Уганде, на Канарских островах, в Мексике, Перу, Аргентине, Никарагуа, Бразилии, Австралии). Подобно писателю Дж. Конраду, Херцога можно считать поэтом затерянных цивилизаций, соответственно и герои его — мужественные, физически и духовно несгибаемые мужчины, стремящиеся к невозможным свершениям, к преобразованию мира и подчас достигающие своих целей. Идеальным актером Херцога стал Клаус Кински — блестящий профессионал, несущий в экранной действительности бремя сверхчеловека: фильмы «Агирре, гнев Божий» (1972), «Носферату — призрак ночи» (1978), «Войцек» (1978), «Фицкарральдо» (1982, специальная премия на Международном кинофестивале в Канне), «Кобра Верде» (1987). Другой тип героев Херцога представлен ролями Бруно С. (экранное имя непрофессионального актера), в которых воплотилась тема отчуждения, расчеловечивания людей в современном мире в лентах: ленты «Каждый за себя и Бог против всех» (1974, специальная премия жюри и приз на Международном кинофестивале в Канне, 1975), «Строшек» (1977). Нередко фильмы Херцога напоминают волшебные, но не слишком логично выстроенные кинозарисовки, населенные экзотическими персонажами («Карлики тоже начинали с малого», 1969) или попросту запечатлевшие природу («Фата-моргана», 1968). Великолепная по замыслу лента «Стеклянное сердце» (1976), в основе которой лежит старинная легенда, сильно пострадала из-за участия непрофессиональных актеров, которые играли в состоянии гипноза (экстравагантный жест любви Херцога к фильмам Ф. Ланга о докторе Мабузе, где затрагивается тема гипноза). Картина «Крик камня» (1991) переосмысляются традиции немецкого кинематографа. Фильмы Херцога принесли ему славу неистового романтика, беглеца от повседневности и защитника отверженных членов общества.

ТРОТТА (Trotta) Маргарете фон (р. 1942), немецкая актриса, режиссер, сценарист. Изучала германистику и романистику в Мюнхене и Париже. Посещала актерские курсы в Мюнхене. Играла в театрах Штутгарта и Франкфурта-на-Майне. С 1967 — актриса кино: сыграла в 20 фильмах, в том числе в лентах Фолькера Шлендорфа (с 1971 был ее мужем) «Ваал» (1969), «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха» (1970, и соавтор сценария), «Мораль Рут Хальбфас» (1971), «Мгновенная вспышка» (1972, и соавтор сценария), «Ночевка в Тироле» (1973), «Мотивы Джорджины» (1974), «Выстрел из милосердия» (1976, и соавтор сценария), а также в картинах Райнера Вернера Фассбиндера «Боги чумы» (1969), «Американский солдат» (1970), «Предостережение перед святой блудницей» (1971). Для актерской манеры фон Тротты было характерно сочетание холодного аналитического подхода к воплощаемым характерам и стремления в традициях брехтовского театра представить эти образы в несколько отстраненном виде. В 1975 вместе со Шлендорфом экранизировала острый политический роман Генриха Белля «Поруганнная честь Катарины Блюм». С этого момента для фон Тротты определяющими в творчестве являются две темы: положение женщины в обществе и различные аспекты социально-политической борьбы в истории и современности. Ее фильмы «Второе пробуждение Кристы Клагес» (1977), «Сестры, или Баланс счастья» (1979), «Чистое безумие» (1982), «Страх и любовь» (1988, Италия-Франция-ФРГ), «Африканка» / «Возвращение» (1990, Италия-ФРГ) в большей степени ориентированы на частный мир женских персонажей, порой с явными перекличками с героинями Чехова. А в лентах «Свинцовые времена» (1981, главная премия на МКФ в Венеции), «Роза Люксембург» (1985), «Долгое молчание» (1993, Италия-Франция-ФРГ) и «Обещание» (1994) наряду с обращением к драматическим судьбам женщин, которые не желают быть жертвами социально-исторических катаклизмов прошлого, настоящего и даже будущего, для фон Тротты принципиальна их отнюдь не женская решимость что-то изменить в собственной жизни и в обществе в целом. Хотя подчас эти непримиримые бунтарки оказываются трагическими заложницами своих экстремистских («Свинцовые времена») или революционных марксистских взглядов («Роза Люксембург»).

ВЕНДЕРС (Wenders) Вим (р. 1945), немецкий кинорежиссер, сценарист, продюсер. Ф.: "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом" (1971), "Американский друг" (1977), "Париж, Техас" (1984), "Небо над Берлином" (1987) "До самого края света" (1991) и др. Один из лидеров так называемого «молодого немецкого кино». Его известность началась сравнительно рано — с экранизации повести австрийского писателя Петера Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1971). Вендерса сразу записали в последователи Антониони, но он уже говорил о последствиях того, что было открыто итальянским мастером, а также об изживании общеевропейской болезни отчуждения. В 1970-е годы он снимал в Германии и сделал там одну из лучших своих лент «Алиса в городах» — вариацию на темы американского «фильма дороги». Его главный герой погружен в себя и внутренне чужд духовной апатии, но не испытывает желания менять созерцательный принцип жизни на деятельный. Прислушиваясь к реальности, он заранее уверен, что, кроме разного рода мнимостей, ничего не найдет. Парад таких мнимостей прослеживается в «Американском друге» (1977) — изощренной рефлексии на темы американского гангстерского фильма, где любимый персонаж режиссера становится невольным виновником гибели тех, кого он, сам того не зная, подставил, опрометчиво сыграв в чужую игру. После фильма об американском режиссере Николасе Рее Вендерс отправляется в Голливуд по приглашению Фрэнсиса Ф. Копполы, повторив многочисленные паломничества режиссеров-европейцев в Мекку кинематографа. Здесь Вендерс сделал картину «Хэммет», представляющую собой историю писателя, попавшего в собственный сюжет. По примеру Феллини немецкий режиссер снял в Португалии ленту «Положение вещей» о том, как постановщик не может закончить картину, и вынужден уехать в Голливуд искать сбежавшего продюсера, за которым, оказывается, охотятся гангстеры. Получился, в сущности, перепев его блестящей ранней ленты «С течением времени» (1976). Поставив «Париж — Техас» (1984), удостоенный Золотой пальмовой ветви в Канне, режиссер нашел мелодраматический ключ к теме Америки, где люди так же не способны существовать вместе, как и в Германии. Но появляется и новое: надежда на исправление ошибки, допущенной в прошлом. Успех ленты превзошел все ожидания. Следующие десять лет Вендерс заново открывает для себя Германию и мир, находящийся в состоянии перемен. В 1987 он снимает картину «Небо над Берлином», ставшую этапным фильмом в развитии мировой кинематографии, и привозит ее в Москву, что стало возможным в результате горбачевской перестройки, а потом делает продолжение этой ленты «Там далеко, там близко» (1993), где внезапно обнаруживается его глубокая тревога по поводу идеи объединенной Европы и где он снимает бывшего президента СССР, его монолог о современности. «До самого края света» (1989) — длинная, философски насыщенная лента о власти поддельной реальности над людьми, которая при невероятной изобразительной культуре опять оставила впечатление кризиса, однако после картины «Лиссабонская история» критика вновь заговорила о Вендерсе как о великом и действующем режиссере. Вендерс, оставаясь мэтром, возглавил Европейскую киноакадемию «Феликс». В 1999 режиссер обратился к образу сумасшедшего дома, метафорически изображающему современный мир («Отель за миллион долларов», в главной роли — Мел Гибсон). Вендерс, как и Вернер Херцог, и Райнер Вернер Фассбиндер, — прежде всего дитя послевоенной Германии, где горечь и позор военного поражения усугублялись чувством вины за причастность немецкого народа к фашизму. Крайне редко прибегая к социально-политическим акцентам (исключение — антифашистский пафос «Ложного движения»), режиссер передает завораживающее превращение одиночества, оторванности от мира в чисто кинематографическую причастность к бесконечной глубине мироздания.

ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Раймер Вернер (1946-82), (настоящее имя Бад Веришофен), немецкий драматург, актер, режиссер, оператор, продюсер. Начинал как театральный постановщик. Творческий коллектив «Анти-театра», основанного им в 1969 (художник, сценарист и актер Курт Рааб, композитор Пер Рабен, актрисы Ханна Шигулла, Ингрид Кавен и др.), стал постоянной кинематографической командой на протяжении многих лет. Творчество Фассбиндера, необычайно плодотворное, хотя бы с количественной точки зрения — 42 фильма за 13 лет работы — можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, все его работы складываются в своеобразный лирический исповедальный цикл. Герои Фассбиндера могут рассматриваться как проекция его собственной личности — неблагополучные, с травмированной психикой, склонные к немотивированной агрессии и саморазрушению. Вершина этой линии — образ Франца Биберкопфа в сериале «Берлин. Александерплац», главного героя одноименного романа А. Деблина, с которым Фассбиндер себя идентифицировал на протяжении всей жизни. Франц — излюбленное имя для его кинематографических альтер-эго: «Любовь холоднее смерти», «Боги чумы», «Кулачное право свободы», собственный псевдоним как монтажера — Франц Вальш. С другой стороны, творчество Фассбиндера можно рассматривать в виде рефлексии киномана. Таков его полнометражный дебют «Любовь холоднее, чем смерть» (1969) — рефлексия по поводу голливудского гангстерского фильма, «Боги чумы» — парафраз годаровской ленты «На последнем дыхании», впоследствии его кумиром становится Дуглас Серк («Страх съедает душу»), влияние самых разных режиссеров можно проследить в других его лентах (допустим, Лукино Висконти в «аденауэровской трилогии» и т. д.). При этом кинематографическая стилистика Фассбиндера отмечена явным влиянием его театрального опыта (построение мизансцен, декораций, актерская игра). С течением времени все более отчетливой становилась миссия Фассбиндера как историка, описателя и хроникера Германии, критика немецкой действительности и исторического наследия. Фильмы, посвященные современной Германии ныне воспринимаются как историческое свидетельство (в особенности такие работы, как «Катцельмахер» и «Третье поколение», исследующие зарождение неофашистских настроений в постнацистской ФРГ), а картины, созданные на материале предшествующих эпох («Бременская свобода», «Эффи Брист Фонтане», «Берлин. Александерплац») — экскурсами в предысторию Германии 20 века, своеобразным психоаналитическим сеансом для современников. В работах первого периода — наиболее яркий пример «Вознесение матушки Кюстерс» — Фассбиндер, наследуя Брехту и Годару, стремится «остранить» житейские коллизии, вывести итог рассказанной истории, заставить зрителя задуматься над поставленными проблемами. На позднем этапе режиссер создает откровенные мелодрамы, вернее «маленькие драмы» - «каммершпиле» — исполненные сочувствия к «маленькому человеку», зажатому «опасностью справа», но также и слева, растерянному перед лицом экзистенциальных проблем, которые не снимают ни социальные преобразования, ни «трудности выживания» («Берлин. Александерплац»). Безусловной вершиной режиссера становится «аденауэровская трилогия», посвященная первому послевоенному десятилетию ФРГ, где все составляющие его творчества гармонически сливаются воедино: «Замужество Марии Браун» — «Лола» — «Тоска Вероники Фосс» (1982), в особенности первая лента, где частная история немки Браун поднимается до общечеловеческого обобщения: человек не может быть счастлив в стране с антигуманным общественным строем, но и демократия не гарантирует счастья. Теме сложного переплетения человека-личности и человека-гражданина посвящена лента «Лили Марлен»: личностное начало не может лгать, инстинкт добра питает человеческие взаимоотношения, но при этом всякий изначально отвечает за действия того общественного строя, при коем ему довелось жить. Редкий общественный темперамент и пафос гуманиста сочетались в Фассбиндере со зрелым режиссерским мастерством, редким даром переосмысления канонов как жанрового, так и авторского киноискусства. Ранняя смерть режиссера сделала его своего рода переходной фигурой мирового кинопроцесса — последний из классиков и первый в ряду культовых героев постмодерна.

ДРЕЗЕН Андреас (Andreas Dresen) (р. 1963), немецкий кинорежиссер. С 1979 года Андреас Дрезен снимал любительские фильмы. С 1985 года работал на студии DEFA. В 1986-1991 годах Дрезен учился в режиссерской студии при Высшей школе кино и телевидения имени Конрада Вольфа в Бабельсберге (Потсдам). В 1990-1992 годах учился у Гюнтера Райша в Академии художеств. С 1992 года работает в как сценарист и режиссер в кино и на телевидении. Его игровой полнометражный дебют «Тихие земли» (1992) был высоко оценен немецкой критикой. В 1998 году Дрезен получил возможность сделать свою вторую картину «Ночные образы». В 2000 году он поставил свой третий фильм «Женщина-полицейский». На Берлинском кинофестивале 2002 года четвертый фильм Дрезена «Три ступеньки» получил «Серебряного медведя».

ЛИНК Каролина (Caroline Link) (р. 1964), немецкий кинорежиссер. Искусству делать кино Каролина Линк обучалась в 1986-1991 годах в Академии телевидения и кино в Мюнхене. Ее первый полнометражный фильм «За гранью тишины» вышел в 1996 году и привлек к себе внимание, как критиков, так и немецкой публики. В 1998 году этот фильм был номинирован на приз «Оскар». Картина «Нигде в Африке» (2001) была отмечена множеством национальных и международных кинопризов, в том числе и призом «Оскар» за лучший иноязычный фильм.

Киносценарист:

Кольхазе Вольфганг (р. 1931), немецкий писатель, драматург, сценарист. Родился в Берлине в рабочей семье. Его юность пришлась на послевоенные годы. Почувствовав еще в детстве тягу к перу, Вольфганг с шестнадцати лет работал внештатно в различных берлинских газетах и журналах. Сотрудничество с популярными молодежными журналами «Штарт» и «Юнге Вельт» сделало имя молодого автора известным. В начале 1950-х он, связав свою жизнь с кинематографом, устроился редактором сценарного отдела киностудии ДЭФА в Бабельсберге. За сценарий криминальной драмы «Тревога в цирке» (1954) Кольхазе и его соавтор Ханс Кубиш одними из первых получили Национальную премию ГДР. Спустя два года по его сценарию режиссер Герхард Кляйн поставил молодежную драму «Берлин, угол Шонхаузер» (1956) — один из лучших фильмов восточногерманского кино 1950-х гг. В 1965 Кольхазе и Кляйн сняли продолжение фильма — социально-критическую драму о разочарованной молодежи «Берлин за углом», но фильм был запрещен к показу. Широкое признание и зрителей, и критиков, и властей принесла Кольхазе работа над фильмом «Мне было девятнадцать» (1968). Вместе с режиссером и соавтором сценария Конрадом Вольфом он создал драматический портрет сына немецкого политического эмигранта, офицера Красной Армии, вернувшегося в послевоенную Германию. Сотрудничество между Кольхазе и Вольфом продолжалось и в дальнейшем. В 1980 они вместе работали над фильмом «Соло Санни», реалистической историей злоключений юной певицы. После падения Берлинской стены и объединения Германии Кольхазе сумел продолжить работу в кино в новых условиях. В 1993 он поставил совместно с Габриеле Данеке любовную историю «Инга, апрель и май», а в 1996 написал сценарий по пьесе Карла Цукмайера «Капитан из Кепеника», который поставил режиссер Франк Бейер. Сценарий фильма «Легенды Риты», который Кольхазе написал вместе с режиссером фильма Фолькером Шлендорффом, был удостоен приза на 50-м Берлинском кинофестивале.

Актеры:

Чехова Ольга (1897 — 1980), актриса. Родилась в Царском Селе в семье обрусевшего немца — инженера путей сообщения К. Л. Книппера. В 1916 вышла замуж за племянника А. П. Чехова, актера М. А. Чехова, от брака с которым у нее родилась дочь Ольга. В 1917 развелась с мужем и до 1922 жила у своей тетки Книппер-Чеховой в Москве. Участвовала в спектаклях Московского Художественного театра. В 1922 выехала в Германию для получения образования и в Россию не вернулась. С конца 1920-х годов работала в частных театрах Германии, снималась в кино, в том числе и за границей (в США в Голливуде, Италии, Англии, Франции, Австрии). Дебютировала в фильме Ф. Мурнау «Замок «Фогелед»». Ее хотели видеть на экране как можно чаще, и она оправдывала ожидания поклонников, снимаясь в основном в мелодрамах, — «Зачем вступать в брак», «Современная девушка», «Женщина в пламени», «Муки любви», «Великая страсть», «Хоровод смерти». За свою карьеру снялась в более 140 фильмах, но ни один из них не был показан в СССР. В 1933 после прихода Гитлера к власти неоднократно приглашалась на официальные приемы, которые устраивались приближенными фюрера. В 1936 Ольге Чеховой было присвоено звание государственной актрисы Германии. Во время Великой Отечественной войны благодаря ее усилиям, по свидетельству М. П. Чеховой, сестры писателя, не был разрушен и разграблен дом-музей писателя в Ялте, оккупированной немецкими войсками в 1941-44 гг. Сразу же после окончания войны была доставлена в Москву, где в течение двух месяцев была подвергнута допросам, целью которых было выявление ее связей с верхушкой нацистской Германии. Увидеться с ближайшими родственниками, проживающими в Москве, Ольге Чеховой не позволили. В конце июня 1945 она была переправлена в Берлин, где поселилась в советской оккупационной зоне, продолжив свою артистическую карьеру. Вскоре после поездки в Москву в немецкой и зарубежной прессе появился ряд статей, в которых утверждалось, что Ольга Чехова в годы Второй мировой войны была двойным агентом Гитлера и Сталина. Однако в дальнейшем ни одна из публикаций не была подтверждена документально. Вокруг Чеховой образовалась полоса отчуждения. Ее перестали приглашать в кино, в театре ролей было мало. В конце 1960-х гг. она основала косметическую фирму «Ольга Чехова», делами которой продолжала заниматься до конца жизни. В 1977 собиралась приехать на Родину, прислала все необходимые бумаги, но разрешение на поездку не было получено. Через три года умерла в Мюнхене от рака мозга.

Рекк (Rokk) Марика (р. 1913), немецкая актриса венгерского происхождения. Настоящие имя и фамилия — Мария Керрер. С 11 лет выступала как певица и танцовщица. В кино начала сниматься с 1932, но ее впечатляющая карьера актрисы музыкальной кинокомедии связана с именем талантливого режиссера Г. Якоби, встреча с которым произошла в 1936 («Нищий студент»). Практически все фильмы, принесшие славу Рекк, поставлены Якоби («Гаспароне», 1937; «Дочь Евы», 1938; «Танец с императором», 1941; «Принцесса чардаша», 1950, и др.). Широкую популярность имели их ленты «Кора Терри» (1940) и «Женщина моих грез» (1944), беззаботные и веселые кинооперетки, снятые в гитлеровской Германии. В начале 60-х годов перестала сниматься в кино, но продолжала выступать на сцене до самых преклонных лет. Автор широко известных мемуаров «Сердце с перцем» (1974). В России слава Рекк связана с фильмом «Женщина моих грез», демонстрировавшимся в начале 50-х годов под названием «Девушка моей мечты».

Шелл (Schell) Мария (р. 1926), германоязычная актриса. Настоящее имя — Маргарете. Дочь австрийской актрисы и швейцарского поэта, старшая сестра актера и режиссера Максимилиана Шелла. Выступала на сценах Цюриха, Вены и Берлина, в кино дебютировала в Швейцарии в 1942 в фильме «Обвал». После войны снималась в разных странах Европы в романтических и психологических драмах. В 1953 сыграла медсестру в фильме Х. Койтнера «Последний мост» (премия МКФ в Канне-54). Расцвет актрисы приходится на вторую половину 50-х годов, когда она снимается в сложных психологических ролях молодых женщин, переживающих внутренний кризис — нервных, ранимых и мужественных при всей своей хрупкости. Внешняя неказистость и даже истеричность героинь Шелл искупалась красотой души и силой духа, свойственными большинству ее персонажей, например, Паулина — «Крысы» (1955); Роза — «Роза Берндт» (1956); Жервеза в одноименной экранизации Р. Клемана, 1956, премия МКФ в Венеции; Натали — «Белые ночи» (1957); Грушенька — «Братья Карамазовы» (1957). В дальнейшем не смогла вписаться в изменившийся кинематограф, к тому же снималась редко и в небольших характерных ролях в фильмах «Дьявола за хвост» (1969), «Путешествие отверженных» (1976), «Прохожая из Сан-Суси»). Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1954 год.
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1956 год.

Шигулла (Schygulla) Ханна (р. 1943), немецкая актриса. Пришла в кино благодаря Р. В. Фассбиндеру, который пригласил ее сначала в «Анти-театр», а затем начал снимать в кино. Их первая общая работа «Любовь холоднее, чем смерть» (1969), но прежде Шигулла появилась в фильме «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» П. Фляйшмана. Фассбиндер и Шигулла сделали вместе 21 фильм с 1969 по 1974, потом с 1978 по 1980. Создаваемые ими образы претерпели сложную эволюцию. Личные отношения режиссера и актрисы остаются до некоторой степени тайной, но одно несомненно: миф Шигуллы был создан режиссером, он же сформировал ее исполнительскую индивидуальность, снял лучшие ленты с ее участием. Сначала актриса предстает воплощением человеческой цельности, духовности и доброты (особенно показательны роли в «Катцельмахере» и «Продавце четырех времен года»), а Фассбиндер воспевает ее красоту, редкую женственность и гармоничность, примеряет к ней разные облики соблазнительницы в своих жанровых стилизациях («Любовь холоднее, чем смерть», «Боги чумы», «Уайти» и др.). Откровенное признание в любви — образ актрисы Ханны в «Предостережении святой блудницы». Но подлинное открытие Шигуллы происходит в фильме «Горькие слезы Петры фон Кант» (1972), где за мечтательной, женственной созерцательностью ее героини скрывается нравственно и психически искалеченное существо. После фильма «Эффи Брист Фонтане» Шигулла разрывает свой творческий роман с Фассбиндером, не желая довольствоваться ролью модели. Через пять лет они встречаются для создания лучшего фильма Фассбиндера «Замужество Марии Браун» (1978, премия за роль на МКФ в Западном Берлине-79), где, наконец-то, достигнут баланс между ролью Фассбиндера-мастера и исполнительским талантом Шигуллы. Ее роль выстроена монтажно, смысл действий и поступков Марии Браун, равно как и общечеловеческое значение рассказанной истории, рождаются из сопоставления разных отрезков экранного существования актрисы. Сдержанность актерской манеры, магнетизм Шигуллы оказались идеально использованными, и более того, не напоминая расхожие представления о немецкой женщине, она сумела воплотить на экране метафору «Мария Браун — это сама Германия». То же самое можно сказать и о фильме «Лили Марлен» (1980), где образ певички-идола Вилки, еще одного воплощения немецкого характера и души, все-таки трактован мелодраматичнее и привычно. В сериале «Берлин. Александерплац» (1979) Шигулла играет архетипную соблазнительницу и одновременно женский архетип личной истории самого Фассбиндера. Женщина-сфинкс, красавица и воплощение женственности, призванная напомнить о причудливой Вселенной своего Пигмалиона — такой предстает Шигулла во многих других своих работах («Ложное движение», «Страсть», «Антоньетта», «История Пьеры», приз на МКФ в Канне; «Будущее — это женщина», «Приключения Катрин К.»). Подчас ее роли очень хороши, но это лишь обыгрывание кинематографического мифа, созданного благодаря уникальным ролям в фильмах Фассбиндера.

Зукова (Sukowa) Барбара (р. 1950), немецкая актриса. Училась в Берлине в актерской школе Макса Рейнхардта, дебютировала в пьесе Петера Хандке «Верхом через Боденское озеро» (1971). Затем работала в театрах Дармштадта, Бремена и Франкфурта. В Гамбурге сыграла ряд классических ролей, благодаря которым ее заметили. В 1977 снялась в телефильме «Женщины в Нью-Йорке» Райнера Вернера Фассбиндера, который потом пригласил актрису на роль подружки Франца в телесериале «Берлин, Александерплац» (1980). Зукова играет женщину-ребенка, которая безуспешно требует преданности. А в «Лоле» (1981) она расчетливая до холодности певичка из ночного клуба. В отличие от Лолы, сыгранной Марлен Дитрих в «Голубом ангеле» (1930), фильме, с которым, естественно, сравнивали «Лолу» Фассбиндера, героиня Зуковой более рациональна, она злее и одновременно пошлее в своих попытках осуществить представление о мещанском счастье. Но лишь склонная к феминизму Маргарете Фон Тротта сделала из Зуковой звезду, открыв в ней новый женский тип. Актриса играет в ленте «Свинцовые времена» (1981) одновременно и жестокую до фанатизма террористку, и необыкновенную женщину, ставшую живой легендой. В картине «Роза Люксембург» (1985) она создала образ идеалистки-политика, твердо убежденной в неизбежности победы идей разума в истории. Но пафос просветительства и воинствующий рационализм не помешали Люксембург испытать иррациональное чувство ревности к любимому. И гибель многих героинь Зуковой — закономерный финал такой раздвоенности. После участия в проходной ленте «Сицилиец» (1987) Майкла Чимино актриса появилась в таких престижных кинопроектах, как «Европа» (1991) Ларса фон Триера, «Хомо Фабер»/«Странник» (1991) Фолькера Шлендорфа и «М. Баттерфляй» (1993) Дэвида Кроненберга. Но эти роли лишь подтвердили ее амплуа склонной к решительным действиям женщины вне зависимости от того, играет ли она жертву или преступницу, святую или шлюху.

Кински(Kinski) Настасья (р. 1961), немецкая актриса. Дочь немецкого актера Клауса Кински (настоящая фамилия по отцу Накшиньская). Вместе с матерью-француженкой жила во Франции, впоследствии с мужем-продюсером Ибрагимом Муссой в Италии, в настоящее время проживает в США. Дебютировала в немецкой ленте «Ложное движение» (1975) Вима Вендерса. Прославилась в качестве нетрадиционного, «инфантильного» секс-символа, сыграв в «Тэсс» (1979) Романа Поланского, тонко передав противоречие между непредсказуемостью, чувственностью, глубинной эмоциональностью женской натуры и жесткими требованиями реальности, общественными условностями. На этом противопоставлении выстроены лучшие роли актрисы: «Возлюбленные Марии» (1984), «Весенняя симфония» (1984), «Париж, Техас» (1984), вновь у Вендерса — вершина артистической биографии Кински, «Революция» (1985) и др. При всей небанальности актерский типаж Кински восходит к классическому типу femme fatale, который она и воплощает во множестве фильмов: «Люди-кошки» (1982), «От всего сердца» (1982), «Луна в сточной канаве» (1983). Много снимается в экранизациях русской литературы — «И свет во тьме светит» (1990), «Униженные и оскорбленные», 1990, СССР—Швейцария).

Беглау (Beglau) Бибиана (Bibiana) (р. 1971), немецкая актриса театра и кино и телевидения. Родилась в расположенном на границе ГДР и ФРГ городке Хельмштедт, где ее отец служил в пограничной полиции. Получив актерское образование в Гамбургской высшей школе музыки и театра, Беглау начала успешно работать в театре и на телевидении, создав себе репутацию яркой актрисы, способной справляться с неординарными ролями. После спектакля по пьесе Томаса Остермайера «Disco Pig» кинорежиссер Фолькер Шлендорфф пригласил молодую актрису на главную роль в фильме «Легенды Риты» (1999). Героиня Беглау, террористка Рита Фогт, скрывается от правосудия на территории Восточной Германии. Участие в этом фильме принесло актрисе приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль на Берлинском кинофестивале.

Уль (Uhl) Надя (Nadja) (р. 1972), немецкая актриса театра, кино и телевидения. Родилась в Штральзунде, выросла в Восточном Берлине. Актерское образование получила в лейпцигской высшей школе музыки и театре им. Мендельсона-Бартольди. Работая в театре, с успехом исполняла роли в пьесах классического репертуара, в 1994-99 играла в пьесах «Как вам это понравится» Шекспира, «Трехгрошовая опера» Брехта, «Фауст» Гете. В 1992 впервые снялась в кино. Роль восточногерманской работницы Татьяны, мечтающей вырваться на Запад, в фильме «Легенды Риты» (1999) принесла актрисе приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль на 50-м Берлинском кинофестивале. Всего сыграла в кино свыше 25 ролей.

Гешоннек (Geschonneck) Эрвин (р. 1906), немецкий актер. Работал в «Политическом театре» под руководством Э. Пискатора. В 1933 эмигрировал в СССР, Чехословакию; в 1939-1945 находился в фашистском концлагере. С 1945 в театрах Гамбурга, Берлина. В кино с 1947 года. Снимался в фильмах: «Капитан из Кельна», «Голый среди волков», «Якоб-лжец», многосерийном телевизионном фильме «Совесть пробуждается». Всего сыграл в кино около 50 ролей.

Кински (Kinski) Клаус (1926 — 1991), немецкий актер польского происхождения. Настоящие имя и фамилия Николаус Гюнтер Накшиньский. Родился в Сопоте, воспитывался в Берлине. В возрасте 18 лет был призван в фашистскую армию, попал в плен к англичанам. После войны начал играть в театре. Дебют в кино — «Моритури» (1947). Был популярнейшим актером, как в Германии, так и за пределами страны, снимаясь в жанровом кинематографе — приключенческих лентах, эротических фильмах, экранной мистике, активно участвуя в подобных картинах, даже если их художественный уровень был удручающе низок. Счастливым исключением в этом ряду стали итальянские вестерны «За пригоршню долларов» (1964) и «Кто знает?» (1966), однако и в этих работах был использован неизменный имидж Кински, сформировавшийся в рамках приключенческого кино. Варвар, патологически агрессивная и жестокая личность, актер с отрицательным обаянием супермужчины и сверхчеловека — таким представал Кински на экране. Его бурная личная жизнь, немало скандализировавшая даже самую либеральную публику, дополняла этот имидж. Наиболее полно Кински как актер раскрылся в фильмах Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий» (1972), «Носферату — призрак ночи» (1987) и «Войцек» (1978), «Фицкарральдо» (1982), «Кобра Верде» (1987). Роли в этих картинах были написаны с расчетом на невероятную актерскую энергию и мастерство перевоплощения, присущие Кински. Если ранее невероятная реактивность его психики, скорее даже способность передавать патологические психические реакции использовались на «балаганном» уровне, то в лентах Херцога он воплотил трагедию сильного человека, уверенного, что при желании он может пересоздать мир по своему усмотрению («Агирре, гнев Божий», «Кобра Верде»), трагедию абсолютного идеалиста («Фицкарральдо») или наоборот, трагедию ординарного человека, доведенного до исступления («Войцек», по Г. Бюхнеру), а также сыграть самого графа Дракулу как реального человека («Носферату — призрак ночи»). До подобного трагедийного звучания игра Кински поднялась еще лишь в фильме Анджея Жулавского «Главное — любить» (1974), хотя масштаб дарования этого артиста чувствовался во всех его ролях. Его книга мемуаров, несмотря на название «Все, что нужно — это любовь» (1989), была полна оскорбительных выдумок, в том числе в отношении дочери Настасьи. В том же году первый и единственный раз он выступил как режиссер и исполнитель заглавной роли в «Паганини» (1989).

Мюллер-Шталь (Mueller-Stahl) Армин (р. 1930), немецкий и американский актер. Родился в Тильзите. Брал в Берлинской государственной консерватории уроки игры на скрипке, затем увлекся актерской профессией, с 1954 выступал в театре «Фольксбюне» в Берлине, преимущественно в ролях классического репертуара. В кино ГДР снимался с 1956, но привлек внимание четыре года спустя, сыграв в телефильме «Побег из ада». Среди известных картин с участием Мюллер-Шталя — «Королевские дети» (1962), «Голый среди волков» (1963), «Лорд с Александерплац» (1967), «Третий» (1972), «Якоб-лжец» (1975). Несмотря на то, что он был признанным актером в ГДР, в 1980 эмигрировал в ФРГ, где в отличие от ряда других восточнонемецких исполнителей сразу же смог вписаться в новые для себя условия. Роли в картинах «Лола» (1981) и «Тоска Вероники Фосс» (1982) Р. В. Фассбиндера принесли Мюллер-Шталю международную известность и зарекомендовали его как вдумчивого и психологически достоверного актера, основательного и дотошного в мельчайших деталях. Затем играл в лентах «Жар» (Швейцария), «Раненый» (Франция), «Любовь в Германии» — все 1983, «Полковник Редль» (Венгрия-Австрия), «Горькая жатва» (премия за роль на МКФ в Монреале) и «Наступление настоящего на прежние времена» — все 1985, «Джокер» (1987), «Полуночный полицейский» (1988). Новый всплеск популярности, прежде всего в США, возник благодаря драматическому образу бывшего нациста, ныне добропорядочного семьянина в фильме «Музыкальная шкатулка» (1989, США) Коста-Гавраса. Продолжил сниматься в США в фильмах «Авалон» (1990); «Ночь на Земле» (1991); «Святые узы брака» (1994) и «Последние добрые времена» (1994), «Миротворец» (1997), «Тринадцатый этаж» (1999) и в других англоязычных фильмах: «Утц» (1992), «Дом духов» (1993), «Блеск» (1996, номинация на «Оскар»), в которых мудрость стареющих героев сочетается с редким жизнелюбием.

Грим (Griem) Хельмут (р. 1932), немецкий актер. Учился в Гамбургском университете, играл в передвижной актерской труппе, выступал в литературном кабаре. С 1957 — на сцене различных театров ФРГ и других стран. В 1961 начал сниматься в кино, однако международную известность получил только в конце десятилетия, сыграв эсэсовского офицера Ашенбаха в фильме «Гибель богов» (1969, Италия-ФРГ) Л. Висконти. Отрицательное обаяние «белокурой бестии» с полуулыбкой на устах и с как бы стеклянным взором определило в немалой степени тот круг ролей, которые доставались Гриму в последующие годы в лентах «Кабаре» (1972, США) Б. Фосса, «Людвиг» (1973, Италия-ФРГ) Висконти, «Глазами клоуна» (1975) В. Ясного, «Пустыня Тартари» (Италия) В. Дзурлини и «Путешествие отверженных» (США) С. Розенберга — обе 1976, «Стеклянная клетка» (1977) Г. В. Гайссендерфера. Однако неожиданнее он предстал на экране в мрачной сюрреалистической фантазии «Гамбургская болезнь» (1979) П. Фляйшмана и в роли одного из Ангелов в телесериале «Берлин, Александерплац» (1980) Р. В. Фассбиндера. В дальнейшем снимался все реже — «Прохожая из Сан-Суси» (1982, Франция); телесериал «Петр Великий» (1985, США); «Каспар Давид Фридрих» (1986); «Фауст» (1989); «Жгучее сердце» (1995), — постепенно утратив былую известность.

Прохнов (Prochnow) Юрген (р. 1941), немецкий и американский актер. С самого начала актерской карьеры был связан сотрудничеством со своим ровесником-соотечественником Вольфгангом Петерсеном, снявшись у него в фильмах «Один из нас двоих» (1974), «Последствие» (1977) и прославившись в военной драме «Подводная лодка» (1981). Обладая запоминающейся нетрадиционной внешностью и будучи приглашенным в Голливуд, играет в основном в сюжетно занимательных лентах разного плана — от фантастики, например, картин «Дюна» (1984); «Судья Дредд» (1995) и мистических картин («Седьмое знамение», 1988; «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», 1992; «В пасти безумия», 1995, и др.) до боевиков — «Полицейский из Беверли-Хиллз II» (1987); «Четвертая война» (1990) и эротических триллеров («Тело как улика», 1992). Однако, памятуя об опыте участия еще в ФРГ, например, в политической драме «Поруганная честь Катарины Блюм» (1975), иногда соглашается на некоммерческие предложения: «Сухой белый сезон» (1989), «Внедрившийся» (1990). В 1997 вновь снялся у В. Петерсена в приключенческом фильме «Президентский самолет».

Ганц (Ganz) Бруно (р. 1941), германоязычный актер швейцарского происхождения. C 1961 выступал в театре, в том числе в труппе Петера Штайна. Снялся в экранизации его известного спектакля «Дачники» (1975). Но дебютировал в кино в 1967 году, заслужив титул «немецкого Джеймса Дина» за роль в «Тихом беге». В дальнейшем воплощал универсальный тип европейского интеллигента, причем мог это сделать в экранизациях фон Клейста и Ибсена — «Маркиза фон О» Э. Ромера и «Дикая утка» Г. Гайсендорфера (обе — 1976), в криминальной драме «Американский друг» (1977) В. Вендерса, в двух фильмах «вендерсовского плана» — «Женщина-левша» (1978) и «Отсутствие» (1992), поставленных его соавтором, австрийским писателем П. Хандке, в политически ангажированной «Фальшивке» (1981) Ф. Шлендорфа. И даже в таких необычных проектах, как «Носферату — призрак ночи» (1978) В. Херцога или дилогия Вендерса «Небо над Берлином» (1987) и «Так далеко, так близко» (1993), где он предстает в облике падшего ангела. Снимается в разных странах Европы — от Португалии («В белом городе») до Исландии («Дети природы»), в Америке («Мальчики из Бразилии») и даже в Австралии («Последние дни в нашей семье»).

Гвиздек (Gwisdek) Михаэль (Michael) (р. 1942), немецкий актер. В кино с 1968 года. Сыграл около 90 ролей. В 1994 году выступил в качестве режиссера, поставив по собственному сценарию фильм «Abschied Von Agnes». В 2001 был удостоен приза «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Ночные силуэты» (режиссер Андреас Дрезен). Этот фильм рассказывал о жителях Берлина, выброшенных на обочину жизни.

Бляйбстрой(Bleibtreu) Мориц (Moritz) (р. 1971), немецкий киноактер. Снялся более чем в 20 фильмах, среди которых: «Достучаться до небес» (1997), «Беги, Лола, беги» (1997), «Любимый твой сосед» (1998), «Желток яйца» (1998), «Фанданго» (1998), «В июле» (1999), а также российская лента «Лунный папа» (1999).

 

Австрия:

ХАНЕКЕ Михаэль (Michael Haneke) (р. 1942), австрийский кинорежиссер. В молодости Ханеке изучал философию, психологию и режиссуру в Вене. С 1967 по 1970 год он работал на телевидении. Как театральный режиссер Ханеке ставил спектакли в театрах Вены, Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Дюссельдорфа, Франкфурта и Гамбурга. В кино Михаэль Ханеке известен скандальными и шокирующими фильмами. Он считает, что шок выводит буржуа из равновесия и снимает защитный барьер, заставляя зрителей воспринять происходящее с максимумом эмоций. Все его фильмы исследуют темную сторону человеческой души, но никогда он не показывал на экране законченного злодея. Скупая натуралистическая манера съемки делает истории Ханеке почти документальными. Его первый фильм «Седьмой континент» (1988) удостоился «Бронзового леопарда» на кинофестивале в Локарно. В 1992 году новая картина Михаэля Ханеке «Видеопленки Берни» произвела сенсацию в Каннах, хотя демонстрировалась вне конкурса. Фильм «Забавные игры» принес Ханеке известность. Картина рассказывает о том, как состоятельная австрийская семья - муж, жена и их маленький сын - приезжает летом на дачу. Вскоре они становятся заложниками двух приятных с виду молодых людей, которые заключают с ними пари - через 12 часов никого из членов семьи не останется в живых. Приятели затевают извращенную психологическую игру, в которой победители и проигравшие предопределены. Но эти безжалостные подонки не лишены обаяния и юмора - они обычные современные парни и этим страшны вдвойне. Широкий резонанс в прессе вызвал фильм Ханеке «Пианистка». На Каннском кинофестивале 2001 года фильм получил сразу три награды - Гран-при, призы за лучшие женскую и мужскую роли. Героиня фильма, сорокалетняя Эрика (Изабель Юппер) - профессор консерватории - спит с престарелой матерью (Анни Жирардо) в одной постели и регулярно посещает порносалоны. Исполнившая роль Эрики французская актриса Изабель Юппер (Isabelle Huppert) потрясла публику экспрессивной игрой и отчаянной откровенностью, с которой она передает метания своей героини.

ЗАЙДЛЬУльрих (Ulrich Seidl) (р. 1952), австрийский кинорежиссер. Долгое время Ульрих Зайдль был известен лишь в узких кругах австрийских кинематографистов благодаря своим документальным лентам из жизни животных. Дебют в игровом кинематографе – фильм «Собачья жара» (2001) - принес ему скандальную известность и Гран-при на фестивале в Венеции. В этом фильме не изменяя своей документально-анималистской стилистике, режиссер наблюдает за пустой и банальной жизнью венского пригорода. На фоне собачьей жары разворачиваются шесть историй, никак не связанных между собой. Не получая выхода, напряжение персонажей растет, создавая атмосферу сгущающейся агрессии.

Актеры:

Вернер (Werner) Оскар (1922 — 1984), австрийский актер. Настоящая фамилия — Бшлиссмайер. Начал играть эпизодические роли в кино еще студентом. Изучал актерское мастерство, с начала 1940-х играл на сцене венского «Бюргтеатра». Во время Второй мировой войны был призван в нацистскую армию, но из-за ранения, полученного при бомбежке, на фронт не попал и смог продолжать работу в театре. С 1948 играл главные роли в австрийских и немецких фильмах, но оставался, прежде всего, театральным актером. В 1952 впервые снялся в США, в шпионском триллере Анатоля Литвака «Решение перед рассветом». Небольшая роль в провальном фильме Макса Офюльса «Лола Монтес» (1955) осталась незамеченной. В том же году он сыграл в картине Г. В. Пабста «Последний акт» (по книге Эриха Марии Ремарка) о последних днях Гитлера. Вернер считался лучшим актером австрийского театра и одним из самых талантливых актеров своего поколения, однако в кино ему довелось сыграть лишь несколько ролей, достойных его уникального дара. Одна из таких работ, в фильме Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» (1961), принесла ему международную известность. Ностальгическая картина о двух друзьях, любящих на протяжении всей жизни одну и ту же женщину, стала одной из ключевых лент французской «новой волны»; роль Вернера была сыграна с редкой естественностью и психологической глубиной. Он получил номинацию на «Оскар» в 1965 за трагическую роль доктора Шумана в драме Стэнли Креймера «Корабль глупцов» (США, 1965). Сыграл контрразведчика из Восточной Германии в триллере «Шпион, пришедший с холода» (Англия, 1965, по Джону Ле Карре). Вновь снялся у Трюффо в экранизации романа Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» (Англия, 1966). Среди его последних картин были мелодрама «Интерлюдия» (Англия, 1968) и драма «Путешествие проклятых» (1976), во многом повторявшая сюжетную коллизию «Корабля глупцов».

Брандауэр (Brandauer) Клаус Мария (р. 1944), австрийский актер и режиссер. Учился в Академии исполнительского искусства в Штутгарте (ФРГ). С 1962 играл в театре, дебютировал в кино в 1971 году («Связь через Зальцбург», США). Всемирную известность и признание принесли ему главные роли в трилогии И. Сабо «Мефисто» (1981) — «Полковник Редль» (1985) — «Хануссен» (1988), размышляющие о судьбе человека (человека из Центральной Европы, но трилогия носит и универсальный характер) в 20 веке, о роли индивидуума в истории этого столетия. Великолепие актерской техники Брандауэра поистине неописуемо и позволяет ему создавать диаметрально противоположные характеры, а также превращать в собственный бенефис любую, подчас случайную или трафаретную роль (например, «Никогда не говори никогда», «Детский сад», «Русский дом»). К лучшим работам Брандауэра относятся и его роли в фильмах «Из Африки» (1985, номинация на «Оскар») и «Жгучая тайна» (1988), где востребована его актерская культура, интеллигентность, имидж европейца. В 1989 дебютировал как режиссер («Семь минут», «Георг Эльзер»). В 1994 экранизировал новеллу «Марио и волшебник» Томаса Манна. В 2000 снялся в фильме «Вера, надежда, кровь» М. Дубровиной, в котором сыграл роль Ленина.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты