КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностно-нормативная система обществаВобществе механической солидарности, которое социализирует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и 1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 7. социология франции 99 он сливается с ему подобными в одном и том же коллективном типе господствуют традиции. Место каждого индивида определяется происхождением или коллективными императивами, обладающими безусловной принудительной силой прежде всего в религии. Чем больше общество допускает индивидуализм, тем больше оно оказывается вынужденным вводить в действие и уважать правосудие и мораль. «Современные общества могут сохранять устойчивость, лишь уважая правосудие»2. Однако Дюркгейм признает, что даже и в таких обществах, где индивид обладает «личным обликом» и занимается особой деятельностью, «отличающей его от других», все же продолжает существовать и не может полностью быть устранен некий эквивалент коллективного сознания обществ с механической солидарностью, т.е. сохраняется в определенной степени господство общих для всех верований и ценностей — религии или ее функционального эквивалента (в виде светских идеологий, квазирелигий). Дело в том, что экономические и политические институты базируются на определенных нравственных основаниях, социальное поведение регулируется набором правил, которые являются обязательными не только в силу внешнего принуждения, но и потому, что они воспринимаются как должные, справедливые и желательные. Деспотическая власть — самая неустойчивая и непрочная. Вот почему Дюркгеймово понимание общества как ценностно-нормативной системы раскрывается в исследовании морали, религии и науки, их влиянии на общество и их взаимоотношениях в ходе общественной эволюции. Для понимания того, как подходит к этому комплексу вопросов Дюркгейм, немаловажно следующее его рассуждение в работе «О разделении общественного труда»: современное общество характеризует «неизвестное ранее развитие экономических функций, происшедшее примерно в последние два столетия. В то время как в былые времена они играли лишь второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первое место... Перед ними все более отступают военные, религиозные, административные функции. Только научные функции в состоянии соперничать с ними, да и наука теперь обладает престижем почти в той же мере, в какой она может служить практике, т.е. в значительной части — экономическим занятиям... Наши общества являются или стремятся быть главным образом промышленными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в нашей социальной жизни в целом, не может, оче-видно, оставаться до такой степени неотрегулированной, чтобы не Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 327.
|