Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История социологии. вызывать самые сильные потрясения





вызывать самые сильные потрясения. Это особенно важный источ­ник общей деморализации. Именно потому, что экономические функции теперь охватывают наибольшее число граждан, есть масса индивидов, жизнь которых протекает почти целиком в промыш­ленной и торговой среде. Отсюда следует, что, поскольку эта среда весьма слабо отмечена печатью нравственности, наибольшая часть их морального существования протекает вне всякого морального влияния... Если в процессе занятий, заполняющих почти все наше время, мы не следуем никакому иному правилу, кроме нашей выго­ды, то как появится у нас склонность к бескорыстию, самоотдаче, самопожертвован ию?»'.

Дюркгейм замечает при этом, что отсутствие того, что он назы­вает «экономической дисциплиной», не может не распространить свое влияние за пределы экономической сферы и не повлечь за со­бой снижение уровня общественной морали. И кроме того, полагает он, чтобы чувство долга прочно укоренилось в нас, нужно, чтобы сами обстоятельства, в которых мы живем, постоянно держали его в состоянии готовности. Однако особенно важен следующий общий вывод: «Если и верно, что социальные функции самопроизвольно стремятся адаптироваться друг к другу при условии их регулярного взаимодействия, то, с другой стороны, этот способ адаптации стано­вится правилом поведения только тогда, когда группа освящает его своим авторитетом. В самом деле, образец — это не только привыч­ный способ действия; это прежде всего обязательный способ дейс­твия,т.е. в какой-то мере неподвластный индивидуальному произ­волу. Но только сформированное общество пользуется моральным и материальным превосходством, необходимым для того, чтобы иметь силу закона для индивидов, так как единственной нравственной личностью, находящейся над отдельными индивидами, является та, что образована группой. Только она также обладает преемственнос­тью и постоянством, необходимым для того, чтобы поддерживать образец за мимолетными отношениями, воплощающими его еже­дневно. Более того, роль группы не ограничивается просто возведе­нием в ранг повелительных предписаний самых общих результатов отдельных договоров; она активно и положительно вмешивается в создание всякого образца... Чтобы аномия кончилась, нужно, стало быть, чтобы существовала или сформировалась группа, в которой могла бы возникнуть ныне отсутствующая система образцов»2.

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 7—8.

2 Там же. С. 9.


социология франции 101

Такой группой в данном конкретном случае, когда речь идет о нравственных основах экономической жизни современного индус­триального общества, может быть, по мнению Дюркгейма, только профессиональнаягруппа, т.е. группа, образованная всеми работни­ками одной и той же отрасли промышленности, объединенными в единую организацию (корпорацию, профсоюз). Ни политическое общество в целом, ни государство не могут справиться с этой фун­кцией, поскольку экономическая жизнь уже очень специализиро­вана и с каждым днем все больше ускользает от их компетенции и воздействия. Такая группа должна стать общественным институ­том, чтобы профессиональная этикаи правосмогли утвердиться в различных экономических профессиях.

Пример, касающийся экономической области, подтвержда­ет общее правило: любое отношение к социальным ценностям и идеалам, лежащее в основе практической деятельности, так что общество не может без них нормально существовать и развиваться, является религиозным отношением постольку, поскольку это от­ношение является в конечном счете вопросом веры. Возникающий на этой основе круг вопросов становится предметом анализа в последнем, обобщающем научное творчество Дюркгейма тру­де — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Здесь Дюркгейм развивает свое представление о религии как «социаль­ном факте». Это составляет предмет собственно социологии ре­лигии как научной дисциплины. Но выявление функций религии оказывается для Дюркгейма средством и предпосылкой решения главного для него вопроса: как возможно человеческое обще­ство?


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты