Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера

Читайте также:
  1. A) Естественно-правовая теория
  2. D. Запись действий мыши и Клавиатуры
  3. II.3.3) Сила и пространство действия законов.
  4. MS Access. Это поле в режиме конструктора необходимо для ограничения действий пользователя, когда это необходимо.
  5. Quot;Трудовая" теория Ф. Энгельса
  6. V. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕНИ
  7. VI.2.2.) Требования к личности и действиям опекуна.
  8. VI.3.1. Принципы действия
  9. VIII.1. ТЕОРИЯ
  10. А) Антихолинэстеразные средства обратимого действия

Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру­гих форм сознания и соответствующих общественных институтов. Он пришел к выводу, что общество нельзя объяснить, только исхо­дя из сферы экономики. Человек как «homo economicus» действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки. Экономика является только одной из сфер общества, детерминирующих жизнь человека. Изучение общества как целос­тного образования является задачей социологии, которая и стала центром теоретической системы Парето.

Социологию Парето определил как науку об обществе в целом. Он писал: «Человеческое общество является объектом многочис­ленных исследований. Некоторые из них составляют специаль­ные дисциплины: как юриспруденция, история, политическая экономия, история религий и т.д.; другие пока еще не имеют оп­ределенного предмета; синтезу их всех, посвященному изучению человеческого общества в целом, можно дать наименование со-


СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



циологии»1. Социология синтезирует данные, предоставленные другими социальными науками: правовой наукой, политичес­кой экономией, политической историей, религиоведением и т.д. Исходным отношением в «общей социологии» Парето выступила оппозиция логичных (logichi)2 и нелогичных (illogichi) действий. Он писал: «Мы называем «логичными действиями» такие дейс­твия, которые логично соединяют средства с целью, не только по отношению к субъекту действия, но и также в отношении тех, кто располагает более широкими познаниями, т.е. субъективно и объективно»3. При протекании логичных действий цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъектив­но. Нелогичными — их не следует путать с алогичными, на чем категорично настаивал Парето, — являются все иные действия. Примером логичного действия могут послужить гребля или мани­пулирование парусами для осуществления мореплавания, приме­ром нелогичного действия — принесение жертв древнегреческими моряками и вознесение молитв богу моря Посейдону для тех же целей. В обществе, как доказывал Парето, преобладают нелогичные действия.

Нелогичные действия подразделяются на четыре рода: 1) не­логичные субъективно и объективно; 2) нелогичные объективно, но логичные субъективно; 3) логичные объективно, но нелогичные субъективно и 4) логичные объективно и субъективно. К нелогич­ным действиям 1-го рода относятся традиционные действия, дейс­твия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были раци­онально обоснованны, 3-го рода — инстинктоподобные действия; 4-го рода — все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д. Политическая экономия, следовательно, является наукой о логичных действиях,



1 Pareto V. Compendio di sociologia generate. Torino, 1978. P. 5.

2 Распространенное в отечественной социологической литературе при
рассмотрении паретианства использование выражений «логическое действие»
и «нелогическое действие» является, на наш взгляд, ошибкой. Итальянское
определение «logico» может быть переведено на русский язык двояко: как «логи­
ческий» и «логичный». Парето говорит о действиях, соответствующих порядку
вещей, логике обстоятельств, т. е. законам объективного мира, а не о действиях,
соответствующих формальной логике, законам мышления, законам субъектив­
ного мира. Очевидно, в первом случае речь должна идти о логичных действиях,
а во втором — о логических (если примириться со стилистической небрежнос­
тью этого выражения). Поэтому вариант перевода выражения «azione logico» как
«логичное действие», на наш взгляд, более адекватно передает мысль Парето.



3 Pareto V. Compendio di sociologia generale. P. 25.


430 История социологии

о логичном поведении. Наибольшую роль в общественной жизни играют нелогичные действия 2-го рода.

Бросается в глаза поразительная созвучность теорий действия В. Парето и М. Вебера. Немецкий мыслитель начинает строить свою социологическую систему с понятия социального действия. Понятие логичных действий первого соответствует понятию це-лерациональных и отчасти ценностно-рациональных действий второго, а понятие нелогичных действий отвечает взятым в сово­купности понятиям ценностно-рациональных (отчасти), аффек­тивных и традиционных действий. По Парето, логичные действия распространены в большей степени в современном, «цивилизо­ванном» обществе, чем в предшествующих типах обществ, а по Веберу, целерациональные и ценностно-рациональные действия преобладают в развитом капиталистическом обществе, тогда как традиционные и аффективные — в докапиталистическую эпоху. Недаром немецко-итальянский социолог Р. Михельс, испытавший сильное влияние и Парето, и Вебера, близко знавший и высоко ценивших их обоих, обратил внимание на параллелизм мысли двух выдающихся мыслителей начала XX в. в этом и во многих других случаях: «Непостижимо: Макс Вебер знал такого человека, как Вильфредо Парето, только по имени. И столь же непостижимо: Вильфредо Парето знал Макса Вебера также только понаслышке. Так независимо друг от друга мыслили, говорили, писали, учили и совершали открытия два (после смерти Габриэля Тарда) великих Диоскура современной социологии, которые столь мало могли бы сказать что-нибудь в противоположность друг другу»1.

Но различия между двумя социологами также были сущест­венными: для Парето природа человека в значительной мере была иррациональной и неизменной, а Вебер же исходил из рациональ­ности современного человека и истории.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 61; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение в социологическую систему Парето | Б. Теория осадков
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты