Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



История социологии. Парето подразделил многообразные элиты общества на влас­тную элиту, характеризующуюся высокими способностями к влас­ти




Читайте также:
  1. I. Смысл “понимающей” социологии
  2. III. История и психология естественного символа
  3. А. Понятие "принуждение". Предмет социологии
  4. А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
  5. Адвокатура: понятие, история развития и
  6. Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники[26].
  7. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  8. В48. Организация Объединенных Наций: история создания, принципы, цели и структура.
  9. Внедрение нового продукта на новый для фирмы сегмент рынка: история одного успеха
  10. Военная история

Парето подразделил многообразные элиты общества на влас­тную элиту, характеризующуюся высокими способностями к влас­ти, и невластную элиту, которой был присущ высокий потенциал в других сферах деятельности. В центре исследования ученого нахо­дилась именно властная элита (Парето использует синонимичес­кие выражения «аристократия», «правящий класс», «власти» и т.д.). В нее входят индивиды, оказывающие максимальное воздействие на политическое управление обществом, — президенты, монар­хи, министры, депутаты, генералы и т.д. В элиты входят не только обладатели официальных должностей, но и лица, не имеющие вы­сокого статуса, но располагающие реальным влиянием на власть, например фавориты и фаворитки глав властных иерархий.

Говоря о вкладе Парето в теорию элит, необходимо затронуть проблему интеллектуального соперничества между ее двумя родо­начальниками: Вильфредо Парето и Гаэтано Моской. Отношения между ними были напряженными, так как Моска требовал от Парето признания своего идейного приоритета в формулирова­нии теории элит и фактически обвинял в плагиате, с чем Парето решительно не соглашался. Идеи, касающиеся существования пра­вящего класса и подвластного ему большинства населения, впер­вые в развернутом виде были высказаны в работах Моски «Теория правления и парламентское правление» (1884) и «Основы полити­ческой науки» (1896). Но теория элит Парето стала более извест­ной. Сам Моска объяснял это рядом причин. Во-первых, в конце ХГХ в. научная общественность Европы и мира еще не была готова

1 Наоснове обобщения статистического материала, касающегося преиму­щественно европейских стран Нового времени, Парето сформулировал закон распределения доходов, получивший его имя. Согласно этому закону, если чис­ленность людей с доходами, равными или превосходящими х, обозначить через N, то их количество исчисляется по математической формуле: N = А/хб или \gN= \gA - 61gx, где А и б — константы. Закон, как полагал Парето, был верен для всех обществ, а различные эпохи, страны и народы отличались лишь кон­стантами. Неравенство, по Парето, обусловливалось не несовершенством орга­низации общества, а естественными различиями интеллектуальных, моральных и физических способностей людей. Поэтому из закона распределения доходов Парето вытекало, что неравенство в распределении благ является вечным и непреодолимым, а все попытки преодоления социального неравенства и ради­кального переустройства общества, и прежде всего проект марксизма, являются утопиями. Этот закон вызвал оживленную дискуссию в науке, его соответствие действительности было поставлено под сомнение многими экономистами и социологами. Парето справедливо критиковали за недостаточное эмпирическое обоснование его обобщений, неправомерную экстраполяцию рассмотренных им случаев на все общество в его историческом развитии.




СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



к восприятию социально-пессимистических идей о невозможнос­ти правления всех или большинства. Во-вторых, Парето накану­не XX в. уже достиг известности благодаря своим экономическим трудам, тогда как Моска, выпуская свои произведения, был неиз­вестен европейской научной общественности. В-третьих, Парето в первый период творчества писал на французском, который наряду с немецким и английским был одним из общепризнанных языков науки, и лишь впоследствии перешел на итальянский, тогда как Моска писал только на итальянском, имевшем в науке лишь ло­кальное значение. В ответ на требования Моски признать его идей­ное первенство Парето отвечал, что основные моменты концепции Моски — тезисы о: а) нахождении власти в руках меньшинства, б) изначальной гетерогенности общества и в) преходящем характе­ре любой властной элиты — известны от века и что сам Парето, не ограничившись ими, свел их в систему и обосновал их обращением к историческому материалу. Необходимо отметить и то, что Парето в отличие от преимущественно юридико-политически ориентиро­ванного Моски рассматривал проблему элит в рамках теоретичес­кой социологии и психологии. Тем не менее следует указать на то, что теория элит в современном виде, т.е. как входящая в состав по­литической социологии и политологии дисциплина, посвященная исследованию правящих классов, была сформулирована Моской и первенство в ее создании по справедливости должно принадле­жать ему. Но необходимо признать, что подход Парето отличался большей фундаментальностью и глубиной.



Общества в целом, их правящие и низшие классы, и отдельные индивиды характеризуются преобладанием осадков того или ино­го класса при присутствии осадков всех классов. В связи с этим Парето предложил своеобразную социально-психологическую типологию социальных субъектов, разделив их на «спекулянтов» и «рантье». Субъекты, у которых доминируют осадки «инстинкта комбинаций», являют собой «спекулянтов», которым присуща на­целенность на инновации и творческие инициативы во всех сферах жизни. В эту категорию входят главным образом предприниматели, характеризующиеся увеличению своих доходов посредством венчур­ных мероприятий или спекуляций (промышленники, биржевики, банкиры, землевладельцы и т.д.), а также включаются зависящие от них рабочие, служащие, адвокаты, политики, журналисты и т.д. Люди с преобладанием осадков «постоянства агрегатов» образуют тип «рантье», настроенный на воспроизводство традиций разного




440 История социологии

рода. В состав «рантье» входят предприниматели, удовлетворяю­щиеся фиксированным доходом и сторонящиеся спекуляций, и зависящие от них рабочие, служащие и крестьяне. «Спекулянты» обеспечивают экономический, социальный и культурный прогресс общества, а «рантье» поддерживают социальную стабильность и предохраняют общество от опасностей, связанных с крайними проявлениями действий «спекулянтов». Общество, в котором пре­валируют осадки I класса, является динамично развивающимся, но нестабильным, и его может легко повергнуть в крах внутреннее или внешнее воздействие. Общество, где господствуют осадки II класса, стабильно, но пребывает в стагнации. Общество с доминированием осадков I класса характеризуется высокой социальной мобильнос­тью и гибкой социальной структурой; общество, где превалируют осадки II класса, — низкой социальной мобильностью и жесткой социальной структурой. «Спекулянты» в качестве правящих классов опираются преимущественно на хитрость, обман, мошенничество и подкуп, а «рантье» — на силу. Режим политического господства «спе­кулянтов» Парето определил как «демагогическую плутократию».

Здесь необходимо развеять одно широко распространенное заблуждение, касающееся теории элит итальянского мыслителя. «Спекулянты» и «рантье» у Парето отчасти соответствуют «лисам» и «львам» у Макиавелли. Понятия обоих итальянских мыслителей пересекаются, но все же не являются тождественными. Типология Парето была более развернутой и конкретной, так как он сочетал при­сущую Макиавелли систему координат «хитрость—сила» с системой координат «новаторство—консерватизм». Кроме того, у Макиавелли речь шла только о типах элит, а Парето применял эти характеристики и к элитам, и к обществу в целом. Но бесспорное определенное родс­тво типологий обоих итальянцев дало повод для многих зарубежных и отечественных исследователей, включая Т. Парсонса1 и Р. Арона2, вкладывать в уста Парето эти макиавеллиевские понятия. Однако в тексте «Трактата» и «Компендиума» эти термины не встречаются, тогда как о «спекулянтах» и «рантье» Парето пишет очень развернуто и подробно. Между тем использование Парето этих выражений впол­не объяснимо. Он пришел в социологию из экономической науки и принес с собой ее представления о равновесии в экономике.

Преобладание «спекулянтов» повсюду — от античных Афин до Италии и Франции начала XX в. — приводит к созданию де-

1 Parsons Т. Pareto Vilfredo. Contributions to sociology // International
encyclopedia of social sciences. \bl. 12. N.Y., 1968. P. 411-416.

2 См.: Арон P. Этапы развития человеческой мысли. М., 1993. С. 403-488.


СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



мократических («демагогических плутократий»), а преобладание «рантье» — к возникновению авторитарных государств. Правящая элита для поддержания своего господства должна воспроизводить­ся качественно и количественно, что предполагает необходимость избавления от своих деградировавших членов и интеграцию наи­более выдающихся представителей низших классов общества. Всякая элита в силу осадков «постоянства агрегатов» стремится сделать свою власть вечной и для этого использует разнообразные методы сохранения власти: изгнание, смерть, остракизм, коопта­цию наиболее выдающихся представителей низших классов и т.д. Узурпация власти элитой одного типа приводит к нарушению рав­новесия в правящем слое и общества в целом, что обусловливает ее смену элитой другого типа (циркуляцию элит). Если циркуляции элит не происходит или она осуществляется неудовлетворительно, то происходят революции и старые элиты сметаются новыми эли­тами, выдвинувшимися из низших слоев общества (контрэлитами), как то было во время Реформации или французской революции 1789-1794 гг. Парето пишет: «Революции происходят потому, что с замедлением циркуляции элит или по какой-либо другой причине, в высших слоях накапливаются деградировавшие элементы, кото­рые более не располагают осадками, необходимыми для удержания власти и которые избегают использования силы; в то же время в низших классах растут элементы с элитарными качествами, для которых характерны осадки, необходимые для властвования, эли­ты, расположенные к применению силы»1. В противном случае общество находится в состоянии стагнации, что было характерно для истории Китая. Свергнутые элиты исчезают бесследно, поэ­тому Парето делает свое знаменитое заключение: «История — это кладбище аристократий»2. Оптимальным Парето считал гармонич­ное сочетание осадков I и II класса, «спекулянтов» и «рантье». Но это стечение обстоятельств встречается редко и длится недолго.

1 Pareto V. Compendio di sociologia generale. P. 448.

2 Разработке Парето концепции круговорота элит и выдвижение тезиса
об истории как «кладбище, аристократий», как полагает современный италь­
янский социолог Паола Мария Аркари, были предпосланы некоторые личные
обстоятельства автора «Трактата»: он в течение жизни был на своей родине
трижды отторгнут разного рода аристократиями: а) наследственной аристокра­
тией; б) аристократией промышленной буржуазии и в) аристократией универ­
ситетской профессуры. Поэтому Парето, оставаясь итальянским патриотом,
провел наиболее плодотворную часть своей жизни за границей, во французс­
кой Швейцарии. Кстати говоря, Италия не воздала ученому должное — до сих
пор не издано полное собрание его сочинений на итальянском языке.


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 11; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты