КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек и государствоСейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо в целом. Платон Центральной идеей у Платона выступает «государственное благо», в котором структуры души человека и государственного устройства полностью совпадают (48, 3 (1)). Государство (общество) — это человек больших размеров, и, наоборот, человек — государство малых размеров. Однако природа человека слаба: все находятся в войне со всеми, как в обществе, так и в частной жизни, и каждый с самим собой. Поэтому людям нужны законы, правильно организованная государственная жизнь, иначе они 1 Платон выступает здесь против эристики софистов, то есть искусства спорить ради спора и личной выгоды. превратятся в диких животных Таким образом, в концепции единства человека и государства Платон отдает приоритет последнему. Государство — это единственная нравственно организованная форма земного бытия, которая необходима человеку для приобщения к благу1. Поэтому главная забота заключается в том, чтобы оно хорошо управлялось. Платон высказал мысль о возникновении государства на основе многообразия человеческих потребностей и общественного разделения труда. Люди от природы предназначены к соответствующим трудовым операциям: земледелию, строительству, ткачеству и т. п. При этом большинству (толпе) не присущи способности к управлению, умственному и воинскому труду. В силу этого Платон осуждает демократию, основанную на принципе главенства большинства над меньшинством. То, что почитается как свобода, на деле открывает путь к распущенности и вырождению в различные формы тирании («безумие большинства» осудило на смерть Сократа). Существующие виды государственного устройства (демократия, олигархия, тимократия, тирания) построены на социальном неравенстве, которое не соответствует неравенству природному. Поэтому они являются извращением того, что должно быть— «идеального государства» («прекрасного города»). Государство предназначено для выполнения трех функций: а) управления (законодательства), б) защиты граждан от внешних врагов, в) заботы, о единичном. Соответственно, структура государства идентична структуре души, что обусловливает наличие трех сословий: 1) разумной части соответствует сословие правителей — мудрецов-фи 2) яростной части — сословие стражей — воинов; 3) низменной части — сословие земледельцев и ремесленников. В идеальном государстве Платона не предусмотрено рабство. При этом институт рабства он рассматривает как естественное состояние общества. Рабы (не граждане) это одушевленные инструменты или разновидность домашних животных, обеспечивающих физический труд. Рабство связано с войной и поддерживает его. Но последней нет места при идеальной организации государственного устройства. Следовательно, в «прекрасном городе» нет места и рабству. В образцовом государстве все занимаются своим делом и служат ему как некоей целостности В этом заключается торжество справедливости: каждый имеет свое и исполняет тоже свое. Данный государственный порядок основан на началах разума и пригоден только для эллинского мира и не годится для мира варварского. Для убеждения граждан в правильности подобной справедливости, Платон допускает «социальную ложь», поскольку она служит благу проектируемого государства. Однако наличествующее при этом социальное неравенство он рассматривает не строго наследственно: природные зачатки у детей являются основанием перевода их из одного сословия в другое, чем обеспечивается вертикальная мобильность. 1 Платон (как и Аристотель) открыто признавал допустимость сотворения зла ради пользы и безопасности государства и уничтожения его врагов. Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности. На примере третьего сословия (земледельцев и ремесленников) он показывает, что там, где она царит, люди восстанавливаются друг против друга, нарушается единство большинства и разрушается целостность государства. Поэтому для первого и второго сословии упраздняется и частная, и личная собственность: они ничем не владеют, кроме своего тела. Платон является предшественником идей социализма в его «казарменной» форме. В частности, представители сословия стражей живут сообща, получая раз в год продовольствие от граждан, которых они охраняют. При этом, если воины лишены счастья, то кто же в обществе будет счастлив? Но их счастье заключается в том, чтобы государство было счастливо в целом. Ради государственного блага у стражей упраздняется семья. Однако при общности жен и детей воспитание последних, отношение полов строго подчинены государственной пользе и получению наилучшего потомства. Любые нарушения государственных установлений, подрывающие всеобщее благо, подвергаются физическим и духовным насильственным воздействиям: принуждению, изгнанию, уничтожению и т. п. Поэтому выступление Платона против концентрации имущества в частных руках, денежной системы, посреднической торговли и конкуренции во многом совпало с тенденциями реальной системы социализма XX века, рухнувшей в соревновании с альтернативной системой капитализма. Платоновская мифологема социального порядка имеет иной смысл, чем у Пифагора, так как основана на понимании свободы как необходимости (принудительности) без права выбора (фактической несвободы), то есть на репрессивном навязывании людям общественно-политического стандарта. Как пример можно привести ситуацию с Одисссм (Гомер), который проплывая мимо острова со «сладкоголосыми Сиренами», решился (выбор) послушать их и сохранить при этом жизнь (ответственность). Он приказал (принудительность) матросам залить уши воском, а себя привязать к мачте. Благодаря этому (фактическая несвобода) задуманное Одиссеем мероприятие завершилось благополучно, и он продолжил свое путешествие. Сам Платон является примером реформатора-неудачника, безуспешно пытавшегося побудить правителей Сиракуз (отца и сына Дионисиев) реализовать проект «идеального государства» как образец совершенного государственного устройства. Попытки заканчивались дра\5атично: правители продавали Платона в рабство, из которого его выкупали и возвращали ему свободу1. Утешением при этом служит то. что страдал лишь он, а не народ (государство), выбранный полигоном для платоновского утопического проекта. 1 Подобное отношение к Платону было основано на опыте государств философов, который был прискорбным. В частности, философы (представители Семи Мудрецов, Аристон, Критий, пифагорейцы) устанавливали проазиатские тиранические режимы и управляли своими государствами с жестокостью. Отсюда возникало подозрительное отношение ко всем философам пришли ли они в философию из-залюбви к мудрости, или обратились к ней, чтобы оправдать свое стремление к узурпации власти и деньгам?
|