Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Аристотелизм




Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях.

Аристотель

Дальнейшая рационализация философии как науки о сущем и познании истины связана с Аристотелем (384—322 гг. до н. э.) . Он был воспитателем Александра Македонского, и сам стал «Александром Македонским» эл­линской философии. Новационньш характер его деятельности выражен в лапидарном тезисе: «Платон мне друг, но истина дороже». Подвергая кри­тике крайности монистических «линий» Демокрита (материализм) и Пла­тона (идеализм). Аристотель исходит из общеэллипского понятия меры: «Ничего через меру». Поэтому он во всем ищет середину как проявление мудрости, что выделяет его из всей сферы знания. Данное стремление к середине (говоря современным языком — к консенсусу) и составляет суть аристотелизма.

Аристотель продолжает традицию называть философией всякое теоре­тическое обобщение как форму созерцания сущего и природы. Она пред­ставляет науку, схватывающую общее и то, что предшествует по необхо­димости. В силу этого наука представляет собой сложную систему, и Арис­тотель впервые предпринимает попытку се классифицировать. Прежде все­го, он выделяет различные роды деятельности.

Практическая. Она является исходной (начальной) деятельностью и опи­рается на опыт как наслаивание чувственных восприятий в памяти. Получа­емое при этом знание имеет чувственный характер и в нем пет мудрости.

Творческая. Данная деятельность носит практический характер и связа­на с производством (продуцированием) вещей — ремеслом (искусством — технэ). Здесь также нет мудрости. Ремесленники производят по привычке и способны передавать только навыки.

Собственно практическая и творческая деятельности, не носящие со­зерцательного характера, науки не составляют. Практические знания слу­жат получению материальной пользы (выгоды) и имеют практическое при­менение. Используемая в них индукция (восхождение от единичного к об­щему) не ведет дальше вопроса о фактах, которые не являются предме­том науки. В этом их главное — ценностное — с точки зрения степени научности, отличие от теории.

Теоретическая. Данная длительность носит созерцательный (умозритель­ный) характер и направлена на исследование вечных начал и первых при­чин. Разумно-содержательная деятельность имеет место только в сфере рассуждений, оторванной и от опыта, и от производственной практики. Основными чертами теоретического знания являются: а) доказательность, б) способность объяснения и в) сочетание единства с наличием степеней подчинения одних знаний другим.

Теоретическая (созерцательная) деятельность составляет науку (эпис-теме), знание которой служит знанию же, а не практическим целям. Ис-


пользуемая в ней дедукция (разложение сложного на простое) возвышает ставшее доказательным знание до сферы науки. Такое значение составляет прочную и незыблемую истину о бытии. Последнее является общим пред­метом и основой для аналогий, связывающих в единство различные роды паук.

Человек — наивысшее существо реального мира. Человеческая деятель­ность может быть двух видов. Во-первых, практической, направленной на достижения целей, внешних для самого деятеля, связанных с производ­ством материальных благ. Это занятие земледельцев, ремесленников и торговцев. Во-вторых, теоретической, направленной на познание сущ­ностей и поиск истины. При этом только наука и мудрость как созерца­тельная деятельность философа способны принести высшее блаженство. Данное обоснование третирования физического труда и апология умствен­ного труда надолго, вплоть до Нового времени, привело к отрыву теории от практики.

Логика

Аристотель является отцом формальной логики (Органон): он создает последовательную систему логического анализа знаний. Цель знания — вер­ное отражение реальности, ведущее к истине. Последняя заключается в достижении соответствия между утверждениями и объективным положе­нием вещей. Поэтому в познании истины нужно руководствоваться опре­деленными правилами. Логика (аналитика) сеть учение об орудии (орга­нон) научного исследования. Аристотель сформулировал законы и формы мыслительной деятельности (рассуждений) человека, ведущие к истине: суждения, умозаключения (силлогизм), доказательства и диалектика1. Пра­вильное их применение ведет к критическому очищению знания от оши­бочных утверждений и подготавливает ум к созерцанию. Но так как логи­ческие связи являются отражением связей бытия, то в этом смысле логи­ка — своего рода введение в философию.

Кроме того, Аристотель создал первую систему категорий — лестницу понятий, то есть иерархию подчинения, связи между ними (5, 2). Он логи­чески связал основные роды бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях. В системе категорий отрази­лись зрелость научной мысли и разработанность философских категорий. В Целом, логика Аристотеля совершила переворот в теории познания, кото­рая по своему предмету явилась теорией науки и которую он разделяет на первую и вторую философию.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты