КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позднее ВозрождениеНа этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, противоречат пристрастности и ярой нетерпимости в борьбе за религиозные начала. Поздний гуманизмв большей мере был связан с литературным (филологическим) творчеством, для которого свойственен углубленный психологический анализ достоинств человека (но не ученые знания) как живого существа, а не центрального звена космической иерархии. Наиболее яркими его представителями были Монтень, Сервантес, Шекспир и др. Путь, предлагаемый ими для достижения благой жизни, не самый короткий и прямой. Вначале, постепенно и па протяжении долгих лет, должно сформировать новых людей (ум, мораль, способности, личные качества), а затем с помощью особых методов, построить новое общество. Однако дух абстрактной морализующей неопределенности и увещевания как показной метод воздействия оказывает лишь поверхностное влияние на людей (пример с проповедями Савонаролы). Наоборот, реальный метод воздействия, использующий систему наказаний (страх) и поощрений (выгоды), действовал более значительно. Вера в возможность мгновенного улучшения была основана па нетерпении. Вожди и следующие за ними миряне фанатично верили, что все беды идут от инакомыслящих: стоит уничтожить данный источник зла и вес люди изменятся к лучшему, для всех и навсегда наступит счастливая жизнь. Придерживаясь такого воззрения, они желали войны, «которая положила бы коней всем войнам». На этапе позднего Возрождения натурфилософия(философия природы) становится определяющим движением философской мысли: космос и человек рассматриваются с точки зрения анатомии природы. Ее представители (Телезио, Бруно, Браге, Кеплер, Галилей и др.) действовали «изнут-ри» католицизма, не превращая натурфилософию в политической движение, но разделяя надежду на реформирование католицизма с помощью научных открытий и декретов соборов. Однако их научпо-мировоззренческие новации вели к свободному отношению к теолого-схоластической библейской традиции и догматам христианства, вступая с ними в конфликт. Поэтому и католическая, и протестантская церкви подавляют все, что наносит урон авторитету веры. 1 В ходе Контрреформации был создан специальный орган «Конгрегации пропаганды истинной «веры» как первое в мире пропагандистское агентство для распространения католической веры, и слово «пропаганда»было введено в широкий обиход. Предметом инквизиционных расследований стала копврнианская теория, возродившая гелиоцентрическую концепцию пифагорийской школы и Аристарха Самосского ( III в. до н. э.). Вначале ее выдавали за математическое допущение, но не истину. Когда же копернианская система получила опытное подтверждение и была обнаружена ее радикальная альтернативность птоломеевско-аристотслевской геоцетрической концепции, которая освещалась как неоспоримая, церковь повела себя жестоко1. Это в частности проявилось на судьбе Д. Бруно и Г. Галилея. Д. Бруно считал естествознание занимательной наукой. Но он первый раскрыл мировоззренческий смысл копернианства, подрывающего церковные догмы и открывающего путь к пересмотру Библии (но не веры). Религию от рассматривал как необходимое орудие управления «грубыми народами», их стремлением к ликвидации неравенства (независимо от ложности ее предпосылок). Свою «религию разума» Бруно представляет как «философию рассвета», которая должна прийти на смену религиозному фанатизму. Радикальная система пантеизма (философия рассвета) привела его к непримиримому противоречию как с ортодоксально-католическим воззрением, так и с реформационным. Оно завершилось инквизиционным расследованием и бегством Бруно в кальвинийскую Женеву, а затем в Лондон, где он также встречал враждебное отношение к своим публичным выступлениям. Гонимый всеми, в 1592 г. Бруно вновь становится узником инквизиционной тюрьмы. Суд потребовал от него самоосуждения, раскаяния, отречения от своих идей и примирения с церковью. Для Бруно возникла дилемма «подчиниться или погибнуть», то есть «стоит ли умирать за истину?» Восьмилетнее пребывание в заключении не сломило его «героического энтузиазма», который он проповедовал как воплощение гуманистического принципа достоинства человека (И). Бруно проявил сверхчеловеческую твердость и готовность делать то, что представляется для робкого ума невозможным. Данная борьба завершилась традиционным для этой ситуации концом — отлучением от церкви и сожжением на костре. Ответив: «Смерть», — торжествующему насилию, Бруно преподал урок гражданского мужества — быть самим собой, к чему бы это ни привело, и в этом смысле человек богоподобен. Он также показал, что борьба за себя, за право быть человеком, и притом свободным, бывает трудна и трагична. Стремление церкви к могуществу, а ученого — к истине вновь приводят к столкновению пауки и нравственности, проявившемуся в «деле Галилея» (9). Он был прежде всего астрономом и математиком, не чуждым методологических проблем науки. Проповедь деизма хоть и отличается от пантеизма, но сохраняет подход к природе как к одушевленному объекту и приверженность к качественной физике, характерной для возрожденческой культуры. Тем не менее, с Галилея начинается опытное изучение законов движения с изменяющейся скоростью — динамики:направление движения, скорость и ускорение, зависящие от внешних воздействий. Он 1 Первыми, кто выступил против открытия Коперника, подрывающего авторитет Библии, были Лютер и Кальвин. выступает как экспериментатор и проводит опыты с падением тел с Пи-занской башни, выражая результаты в математических формулах1. Беду на него навлекло использование телескопа, с помощью которого он получил опытное подтверждение копсрнианской теории. Обнаружилось, что на Луне есть горы, на Солнце — пятна, что Вселенная необъятна и однородна и это подрывало библейское представление о иерархическом различении небесного и земного миров. Таким образом, возник конфликт между авторитетом Книги (аргументы) и опытом (свидетельством наблюдения и чувств). Приверженцами схоластическо-томистской философии, теми кто верил Книге, а не экспериментам, свидетельства Галилея были расценены как нравственное падение и попытка указать на несовершенство божественного творения. В 1616 г. этими губительными для старой космогонии "открытиями занялась инквизиция. Помня о судьбе Д. Бруно, Галилей проявил благоразумие и пошел на компромисс: он подчинился требованию не защищать гелиоцентрическую систему и выдавать ее за гипотезу. Тем самым он надеялся обмануть цензоров и карателей, отстраниться от тяжкого контроля церкви. Если последняя реализовывала принцип «умирай, чтобы не грешить», то Галилей противопоставил церкви другой: «грешен, но уж настолько ли, чтобы умирать?» Однако в дальнейшем, косвенно, прибегая к уловкам, Галилей выступил в защиту копернианских и своих открытий. Но и эта форма, использованная в «Диалогах» (16), вызвала в 1632 г. яростные нападки со стороны его недоброжелателей. Последние считали, что данная книга более опасна и пагубна для всего христианства, чем писания Лютера и Кальвина. В результате Галилей был подвергнут суду инквизиции. В 1633 г. он был осужден и произнес свое «отречение»: впредь верить во все, что содержит, проповедует и чему учит святая католическая церковь2. Кроме того, он обязался донести на одержимого ересью, если узнает об этом. Таким образом, церкви удалось продемонстрировать, что если Библия и Аристотель утверждают, что Земля неподвижна, то христианам следует верить этому и пренебрегать опытами науки. В противном случае совершается потворство ересям. Дело Галилея обозначило проблему соотношения власти и науки, выбора ученым линии поведения. Церковная власть исходила из тезиса, что открытия могут «завести куда угодно». Поэтому за наукой необходим контроль, обеспечивающий требование «не переходить черту». Это означает, что церковь рассматривает как ересь все, что противоречит Святому писанию и декретам Вселенских соборов. Поэтому ученый должен иметь систему «самоконтроля» («внутренней цензуры»): не публиковать и не пропагандировать того, что могло бы послужить подрыву авторитета церковной власти. В то же время, допускаются предположения (гипотезы), не на- 1 Такой подход воодушевил многих представителей исследования природы в 2 В 1992 г. папа Иоан Павел 11 признал, что Галилей был незаслуженно осужден правленные на опровержение библейской версии о мироздании. В этом случае церковь и инквизиция оставляют авторов в покое и воздерживаются от репрессий. Больше того, церковь поощряет открытия природных явлений, имеющих практическую ценность. В частности, принудив Галилея к отречению, она сохранила созданные им звездные карты, необходимые в мореплавании. Однако ученые видят свою ответственность в отказе от устаревших и ложных представлений (вплоть до пересмотра Священного писания), основанном на опытно-экспериментальных результатах. Но поведение «вопреки» ведет к ослаблению веры и подавляется как духовное сопротивление: интеллектуальное и нравственное. В результате, ученый оказывается перед выбором своего пути1. Одни борются с любой регламентацией исследовательской деятельности и оказывают сопротивление до конца. Д. Бруно, подтверждая идею «гражданского энтузиазма», пошел на костер, следуя своей максиме: «Нет сомнения, что лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф» (11, 62). Другие (Т. де Браге, И. Кеплер и др.), дорожившие официальными должностями, занимают лояльную позицию по отношению к власть предержащим и добиваются академической свободы. Наконец, третьи (Г. Галилей), чтобы обмануть цензоров и дистанцироваться от властей, проявляли прагматизм и здравый смысл, применяя тактику конформизма, хитроумного лавирования и компромисса. Вплоть до отступления под страхом перед насилием, могуществом зла и отказа от своих открытий (ситуация сокрытия истины). Их цель — проявив дипломатию, в последующем продолжить заниматься своим делом и пользоваться преимуществом своего образа мышления. В конце концов, другие пойдут подобным путем и превзойдут предшественников в тех же исканиях. Необходимо отметить, что сторонники всех линий поведения остались в науке. Поэтому решение вопроса «стоит ли умирать за истину?» есть дело личного выбора нормы поведения: это проблема каждого человека в отдельности (что не снимает вопросы меры компромисса-конформизма). В целом, гуманистическо-возрождснчсская культура возродила и освоила накопленное в истории античное знание, от использования которого отваживало средневековое теолого-схоластическое воззрение. Но многие представители этой культуры были монахами различных католических орденов и жили в затормозившей свое развитие Италии. У них еще не было четкого понятия о «научности» и ее строгостях, а уровень теоретической 1 Дело в том, что наука и нравственность не находятся в гармонии: технические Достижения рвутся вперед, а нравственные устои отстают. Современные эксперименты с клонированием (клон — генетическая копия) животных сегодня также критикуются (как осуществление контроля за наследственностью) и по религиозным соображениям, и из-за опасности возникновения непредвиденных в настоящее время последствий В Великобритании, США подобные опыты на людях запрещены. Однако теперь ясно, что возможность копирования людей — это реальность. Как показывает история, любые запреты преодолеваются. Так будет и с клонированием людей — науку не остановить. насыщенности их сочинений явно уступал мифологизированному воспри
|