КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эллинско-римская философияВозможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н. э.) в основном вторична по отношению к философии Древней Эллады. Последняя и после оккупации Греции Македонским, а затем римским войском, продолжает оказывать приорететное влияние на народы Средиземноморского бассейна. Под влиянием греческой культуры появляются новые центры: Александрия, Пергам, Сиракузы. Рим и др. Создаются историко-философские компиляции, в которых авторы (доксографы — описыватсли мнений философов), применяя эпирико-исторический метод, стремятся представить объективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Наблюдается тенденция к специализации отделявшихся от философии наук. Ученые-специалисты (Евклид, Архимед, Полибий, Лукреций, Цицерон, Клавдий, Птолемей, Гален и др.) заняты тем, что лежит в пределах опыта (эмпирия) и конкретной методики: геометрия, механика, медицина, история и т. д. Поэтому их интересы превалируют над философскими. Утрата связи наук с философией оборачивается для последней снижением теоретического уровня. Внимание все больше акцентируется на этической проблематике, которая отрывается от политики. Пришедшие на место полиса крупные государства — империи — отчуждаются от граждан военно-бюрократическим аппаратом (аристократией), являющимся инструментом абсолютной власти (монарха, императора). Вес большую роль приобретает труд полусвободных производителей в сельском хозяйстве и ремесле. В этих условиях внимание акцентируется на этической проблематике внутренней свободы, добродетелей и самодостаточности человека. В эпикуреизме (внутренний покой), стоицизме (внутренняя стойкость), скептицизме (внутренняя невозмутимость), неоплатонизме (нравственно-очистительный аскетизм) философско-этическому мировоззрению стремятся придать нравственно-назидательный и утешительный жизнеорганизующий принцип. Главное дело философии теперь видят в возделывании души, и поэтому приоритетной становится се психотерапевтическая функций Такой подход усиливал процесс демифологизации и влияния художествен! ю-миф ол о го -религиозного комплекса на философско-этические концепции, авторитарность и бездоказательность которых сильно примитизировала науку. Неоплатонизм. В частности, в смутное время между Ранней и Поздней Римской империей, Плотин (204-270 гг.), обращается к истолкованию учения Платона и, используя мифологию и мистику, создаст на этой основе новую картину мировой иерархии. Источник бытия, который излучает из себя (эманация) все сущее в мире небесном и земном, Плотин называл «Единое» как чистое, безличное, абсолютное и непознаваемое. Он создает вертикаль «единое — многое» как развитие вспять: вниз от более общего и совершенного к менее совершенному и непрерывно умножающемуся бытию. Единое — это бог, без которого в мироздании невозможны ни живой организм, ни общество. Мировой процесс начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала, которое проявляется через эманацию: сначала как мировой ум; затем как душа мира; далее как единые души; потом — единичные тела; наконец материя как небытие. Данный подход ко вселенной, строящейся сверху вниз, отражал новую схему тоталитариспшческой социальной иерархии мировой Римской империи. Одновременно он предвосхищал феодальную иерархию: сведение многого к единому и выведение этого единого как высшей силы за пределы многого. В условиях перехода от принципата кдомипату (по типу восточных деспотий) Плотин просил императора Галлиепа о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса. Плотин сделал решительный шаг по слиянию философии с теологией через конвергенцию положений пифагореизма и платонизма о посмертном переселении душ и дал собственное дополнение к данному учению. Он считал, что задача заключается в том, чтобы человек добился прерыва этого потока перевоплощений: его душа, выполняя истинное предназначение, должна вернуться к своему первоисточнику — мировой душе, к божественному единству. Цель человеческой жизни — восхождение к божественному первоединному началу. Это достигается путем сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил. На высшей экстатической ступени восхождения душа соединяется с богом. Таким образом, душа совершает обратный путь наверх. Сам процесс бытия постигается как чисто умозрительное искусство в момент высшего напряжения познавательных усилий. Это возможно в редкие мгновения познавательного исступления — экстаза (сверхъестественной интуиции, озарения, когда мысль и предмет совпадают подобно любовным упоениям), то есть мыслящий превращается в само мышление. В подобном су пер интеллектуальном (впеиптеллектуальном) состоянии душа верующего сливается с самим богом и человек оказывается способным созерцать бога и сам уподобляться богу Плотин достигал такого высшего состояния человека в реальной жизни, по крайней мере, четыре раза. Учение Плотина о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет перед низшим, Единого как начала иерархии сущего, сверхъестественной интуиции и др., сходилось с развивающейся христианской религией. Происходил противоречивый процесс взаимодействия последней с неоплатоновской философией, которая влияла на формирование в IV—V веках ранней христианской философии (патристики). Однако сам неоплатонизм, поддерживающий политеистическую религию, относился к христианству враждебно, подвергая теоретической критике главный его документ — Библию. В ответ христианские апологеты не только подвергали ожесточенным нападкам сочинения неоплатоников, но и добивались указов императора о сожжении последних. Такова общая картина завершения античной философии и начала сближения философии и теологии. 1.3. Средневековая теология и философия Ночь— это тоже солнце... Ф. Ницше Отношение к средневековью как темному периоду (VI—XVI века), приведшему к застою философской и научной мысли, вызывает недоумение. Подобный подход базируется на факте жесткого отношения, отбрасывания христианством античной культуры как языческой, что помогает ей умереть. Действительно, начиная с I в. п. э., в мировой Римской империи формируется иное чем философия духовное явление: возникает новая мировая монорелигия — христианство. На своем уровне оно выступило, прежде всего против любых проявлений самого позорного в истории человечества института рабства. Иудео-христианская, а затем исламская ветви монотеистической религии, формировали мировоззрение своих верующих под прямым воздействием заветов, оставленных человечеству Моисеем и Иисусом Христом и олицетворяющих разум и совесть всех людей Книги. Новаяурелигия стала той составляющей культуры, которая на основе заповедей принесла человечеству общепринятый нравственный канон. Последний и стал мерилом жизнедеятельности па всех ее уровнях до настоящего времени. Крушение Римской империи под натиском варваров, формирование военно-феодального уклада жизни (сельскохозяйственная цивилизация) сопровождается общим упадком городской культуры и интеллектуальной варваризацией. В этих условиях христианская церковь оказалась способной подчинить своему духовному влиянию варварские народы, выполнить руководящую роль в политически распыленном европейском мире и, начиная с рубежа VIII—IX веков, инициировать процесс выхода Западной Европы из глубокого кризиса, в который ее ввергло варварское завоевание. Данный подъем привел, в конечном счете, к формированию на рубеже XVI—XVTI веков новой — индустриальной — цивилизации. 1.3.1. Патристика Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Апостол Павел Христианская теология и теоцентризм доникейского периода (I — начало IV в. н. э.) образуют первую часть патристики (pater — отец), которую отцы апостольской церкви формируют на основании догматов и авторитета «Священного писания». Ее суть выражена в тезисе, приписываемом Тертуллиану (ок. 160 — после 220): «Верую, потому что абсурдно». В нем заключена мысль, что религия и вера не подлежат суду философии и разума. В условиях рабовладельческой цивилизации и поддерживающей ее фило-софско-интеллектуальной деятельности, христианство выдвигает новую систему ценностей, проповедуя равенство всех греховных существ перед всемилостивым богом: смирение и аскетизм, доброта и благость, любовь к ближнему, связывающие человека с богом. Проповедь данных ценностей означала моральные критерии оценки социальной действительности и притязаний на достойную и счастливую жизнь. Идея равенства людей и всемирного гражданства приобретала нормативный смысл, была понятна и доступна для широких масс. Данные ценности и идеи противопоставлялись сложным, темным и запутанным формулам «книжников и фарисеев» («мудрые лукавы» а «умствования мудрецов суетны»). В этом аспекте античная философия представлялась как причина духовных заблуждений и морального разложения римского общества. Факт разномыслия философов признается как свидетельство несостоятельности самой философии. Отношение к ней сформулировал апостол Павел: «Смотрите братия, чтобы кто не увлек вас философией». Ибо после Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия — никакие исследования. Основы теологии и тсоцентризма: 1. Идея Бога как исходного начала и прямого творения им мира из ничего. 2. Учение о существовании высшего мира, имеющего абсолютный при 3. Идея единства человечества, идущего от единственной пары прароди 4. Идея естественного равенства всех греховных существ «перед лицом 5. Идея морального самосовершенствования и искупления всех грехов 6. Идея утешения в загробном воздаянии за земную жизнь. 7. Идея Мессии — спасителя, своей жертвой избавляющего человечество 8. Эсхатологическое учение о страшном суде, торжестве справедливости Монотеистическое христианство, наполненное антропологическим содержанием, выражало интернациональный, космополитический и моральный характер, то есть было религией и верой абстрактного человека. В силу этого оно оказалось способным сплачивать разные социальные слои и народы в условиях нарастающего кризиса Римской империи. Христианская религия и вера выступают против официально санкционированных форм жизнедеятельности. При этом церковь ставится выше государства: признавая императора как главу государства, христиане отказывались поклоняться ему как божеству (принцип «богу богово, а кесарю кесарево»). В силу этого христианство рассматривается как оппозицонная, враждебная государству и обществу сила и подвергается жесточайшим гонениям. Однако идея равенства всех людей перед богом, идеал сына божьего Иисуса Христа, способного осуществить чудо славного царства (вечного блаженства), способствуют распространению христианства по всей территории Римской империи и в 311—313 гг. его легализации. В 325 г на вселенском Никейском соборе принимается символ всры? и христианство начинает борьбу за положение официальной государственной религии1. Побеждающее христианство начало ответный поход на эллинско-римскуго философию: мудрость Христа, выработавшего абсолютные правила морали (мораль есть любовь), полностью отменяла в глазах христиан языческую (еретическую) мудрость. Церковь инициировала беспощадную расправу с греко-римской культурой как безнравственной «блудницей». Все это подталкивало к общей гибели рабовладельческое общество, и Римскую империю как его оплот. В этих условиях философия вынуждена была приспосабливаться к господствующей христианской теологии. Речь уже идет о том, чтобы усилить религию философией, а не о дополнении или проверке религии философией. Теперь христианство стремится использовать авторитет философии как нормы духовной жизни тысячелетия, чтобы закрепиться в общественном сознании в качестве верховного авторитета. Социальная доктрина христианства Формирование социальной доктрины христианства связано с Августином Блаженным(354—430 гг.), который изложил ее в учении о «Граде Божьем» (3,1 (2)). Он исходит из примата веры над разумом («верю, чтобы понимать»), то есть для того, чтобы верить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, надо верить. В основе этого учения лежит противопоставление: а) государства как царства греха (скверна земного града), основанного на любви человека к себе (эгоизма) и б) церкви как божественной благости, основанной на самоотверженной любви человека к богу. Бог как творец (креационизм) природы является источником естественного порядка, то есть натурализации его идей, образующих и поддерживающих лестницу форм бытия, Земное царство заключает в себе неравенство, которое является искажением первоначального блаженства на основе первородного греха Адама и Евы. Это решение божественного промысла, и поэтому бессмысленно стремиться к уравнению земных богатств. Реальное римское государство — это «великая разбойничья организация». Но и оно от бога (божье установление): объединяя весь мир, Рим подготовил условия для повсеместного распространения христианства. Оправданием существования земного (светского) государства является его служение церкви и создание условий для снятия греха и спасения верующих. При подчинении светской власти авторитету и руководству церкви (священства) государство может представлять согласованный организм и благополучие общественного целого. В этом заключается космополитическая концепция единого человечества и всемирного государства, предвос- 1 В 451 г. Халкидонский собор окончательно закрепил христианство в качестве официальной религии в Западной и Восточной частях империи, утратившей к этому времени свое единство. лишающая новый военно-феодальный строй, который шел на смену рабовладельческому обществу. Церковь— этоединственный видимый представитель божьего царства на земле. Она имеет иерархическую организацию, предвосхищающую феодальную иерархию (клирики — дьяконы, пресвитеры, епископы), осуществляющую исключительное право (посредничество) на общение мирян с небесным миром. Первоначально божье царство состояло из верных патриархов, пророков и других избранников божьих. После первого пришествия Христа божье царство расширилось: в земном существовании оно включает и праведников, составляющих божий град. Поэтому божье (праведники) и земное (грешники, отступники) царства перемешались. В результате образовались две церкви:1) видимая, состоящая из всех крещеных (христиан) и 2) невидимая — из избранных к спасению, но не знающих о факте избранности. Каждый со дня рождения определен к спасению, но решение его судьбы является промыслом божьим. Отделение же избранных праведников от грешников призойдет в день страшного суда после второго прихода Христа. Таким образом, свершится замысел божьего провидения в земной истории, и праведники окончательно отделят свое божественное государство — «Град Божий» — от земного (греховного). На этом земная история человечества завершается: спасенным по моральным соображениям избранникам будет возвращена божественная благодать, и они соединятся с богом. В результате, для них наступит вечное божье царство — божественная гармония в раю как торжество равенства и справедливости. Остальные, после соединения их душ с давно истлевшими телами, будут ввергнуты в вечный огонь — ад. Но так как пути божьи неисповедимы, то точно назвать наступление судного дня нельзя. О нем можно будет судить лишь по знамениям. Идея прогресса.Августин закладывает основы теологической идеи прогресса человеческой истории: а) возникновение нового и исчезновение старого; б) расширение и углубление божественного царства. Впервые предметом размышлений стали судьбы всего человечества (а не греков, рим-ляп, варваров и т. п.) и всемирного государства. Сама история рассматривается как процесс: мир имеет начало, смысл и конец в рамках библейской истории. Данный процесс выступает как совокупность конкретно-исторических событий, имеющих периодизацию. Она аналогична шести дням божественного творения, каждый из которых приравнивается к тысяче лет: I) младенчество; 2) детство; 3) отрочество; 4) юность; 5) зрелый возраст; 6) старость. В выделенных эпохах символы веры превращаются в засвидетельствованные исторические события. В частности, младенчество: от детей Адама и Евы до потопа; детство: до патриарха Авраама и т. д. Старость: со времени первого прихода Христа и окончится с прекращением существования земного человечества. В целом, возраст мира определяется по Библии в шесть тысяч лет. Для завершения истории — мировой недели —- нужен еще один день (Воскресенье), еще одна тысяча лет. Это и будет тысячелетнее царство праведников. А за ним последует конец мира, «новое небо и новая земля»1. «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». И далее: «И увидел я новое небо и новую землю: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от бога с небес...» (Апокалипсис, гл. 20, ст. 4; гл. 21, ст. 1-2). Августин был свидетелем крушения Римской империи, которая в 395 г. окончательно распалась, и гибели Западной ее части под натиском варваров2. В 410 г. вестготы (христиане-ариане) под предводительством Алариха захватили Рим. Это произвело огромное впечатление как месть богов знамение скорого конца грешного мира. В 451 г. Западная империя подвергается нашествию гуннов (Аттила), а в 455 г. Рим захватывают вандалы и подвергают его разгрому (отсюда вандализм). В 476 г. Римская империя прекратила свое существование3. Варвары победили Рим, но католическая ветвь христианства победила варваров, добившись их христианизации. Силой своей институциональной (церковная организация) и духовной (религиозный авторитет) власти дерковь инициировала новые феодальные отношения и духовное развитие варварских пародов. Еще в позднеримской империи начинают зарождаться феодальные отношсния. Возникают замкнутые круппоземельпые латифундии и провинциальная знать. В результате, формируется первенство деревни над городом, смела денежного обращения на натуральный продуктообмен. Определяюшую роль начинает играть труд арендаторов (колонов) на мелких земельных участках. Происходит закрепление места и обязанностей работника законом: рабы и свободные сливаются в крепостные сословия, что ведет к уничтожению рабства. Остальные должности, звания и обязанности также становятся наследственными, образуя сословную иерархию. Крушение Римской империи сопровождается тенденцией варваризации, преобладающей над классовыми антагонизмами. Великое переселение пародов, опустошительные вторжения вели к гибели городов, упадку культуры (одичанию) и экономическому застою. В таких условиях философия и наука теряют свое значение в общественной жизни и производстве. Формирующийся военно-феодальный уклад жизни становится основой сельснехозяйственной(доиндустриальной) цивилизации, менталыюсть которой направлена на поддержку устойчиво-традиционного образа жизни. 1 Многочисленные церковные движения, связанные с ожиданием тысячелетнего 2 В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры, которые проводились с 776 3 Восточная часть Римской империи устояла и отбила натиск варваров и просу Ее чертами являются: — аграрная экономика и натуральное хозяйство; — сельскохозяйственный ручной труд, главное орудие которого — соха; — господство мировой деревни, в которой островками выделяются от — зависимость жизни от природно-климатических циклов и аграрных — естественно-демографическая саморегуляция общества, где главной — погружение в природу (экологическое общество), при котором изме — идеал военно-феодальной аморфной государственности. В VI—VIII веках образованность задержалась лишь в Италии. Западная Европа была политически раздроблена, и лишь единая католическая церковь связывала духовно эту раздробленность. Она постепенно подменяет исчезнувшее централизованное государство, давая соответствующий идеальный материал для социальной ориентации. Тем самым церковь обеспечивает синтез и преемственность духовной жизни западно-европейского феодального общества'. При этом латинский язык становится интернациональным средством культурного общения и распространения образованности, интеллектуальной атмосферы за пределами Италии: в Британии, Ирландии, Франции и др. Свидетельством выхода Западной Европы из глубокого духовного кризиса является возникновение на рубеже VIII—IX веков «Священной Римской империи»2, первым-императором которой стал Карл Великий (королевство франков). С этого момента начинается возрождение западно-европейской культуры. Он поощряет развитие церкви и монастырей как центров образования и культуры, создание при них школ. По образу платоновской академии было создано высшее ученое общество — Академия, в которой зарождается схоластическая философия. 1.3.2. Схоластика Полное счастье человека не может быть ни чем иным, кроме как видением божественной сущности, Фома Аквинский Образование Священной Римской империи усиливает власть римского папства, которая обретает светскую власть, используя право отлучать от церкви императора и других государей. Теократическая доктрина подчинения государства церкви выступает как основа авторитарности, способствовавшей благоприятному функционированию политически раздроблсн- 1 В силу неравнсшерности социокультурного развития во времени и простран 2 Свешенная Римская империя была упразднена Наполеоном в 1806 г. ного феодализма, преодолению варварства и отпору арабским завоевателям1. При этом институциализация самой епископальной церкви реализуется как «лестница власти», которая включает догмат (Святую Библию), религиозный культ и церковную иерархию2. Последняя выступает в качестве посредника (представительства) между богом и верующими. Церковь, в свою очередь, состоит из двух частей — храмовой и монастырской. Последняя выступает оплотом и опорой церковного строя. Многочисленное монашество (монашеские ордена) было связующим звеном с народными массами, оно же выступало и в качестве миссионеров. В монастырях и монастырских школах сосредоточивалось светское и теологическое образование, переработка элементов позднеантичной культуры, переписка сохранившихся античных рукописей и т. д. При этом католическая ветвь христианства опирается прежде всего па наследие Платона и неоплатоников. Особую роль в формировании интеллектуальной атмосферы начали играть возникающие в XII веке университеты (Болонский, Оксфордский, Парижский и др.), где помимо теологии развиваются и светские науки. Они выступают как новая система образования и культуры, закладывающая основы союза (примирения) религии и науки. Университеты обладали автономией (своя территория, юридическое право, суд) и в XIV в. были превращены в государственные учреждения. В XI—XII веках формируется западноевропейская культура, но уже не в рамках бывшей Римской империи, а распространяясь на север от Средиземноморья. Экономический подъем сопровождается ростом новых городов, возникновением ремесленных цехов и развитием товарно-денежных отношений. В результате, усложняется социальная структура: появляется зажиточный слой ремесленников и бюргеров. Усложняется и разнообразится духовная жизнь. Однако приоритетным в ней было утилитарно-служебное предназначение. Оно выражалось в концентрации всего и вся на проблематике соотношения веры и разума. Главный объект познания для средневековья — Бог, а не природа3. Это тормозит научный и технический прогресс, а в дальнейшем дает повод для негативной оценки средневекового периода. Господствующее в рассматриваемое время теоцентрическое мировоззрение основывается на догмате о том, что все сущее есть промысел божий. Богооткровение в «Священном писании» выступает исходным пунктом христианской теологии — богословия. При этом откровение, озарение и т. п. рассматриваются как необходимые помощники человеческого разума. Ocмысление многочисленных религиозных положений и образов осуществ- 1 Мусульманский мир через арабоязычную философию VI- XII веков наследо 2 Окончательный раскол на Западную (католическую) и Восточную (православ 3 В 1163 г. папа Александр III издал буллу о запрещении изучения «физики или ляется через аллегорическое истолкование «Священного писания» — поиск скрытого смысла (герменевтика). Таким образом выражалось абсолютное верховенство веры над разумом, теологии над философией. Средневековая религиозная философия обретает форму схоластики (schola —- школа): формализованная школьная (профессиональная) мудрость, изучаемая как предмет в церковных школах и университетах. Ее основная идея — усиление вероисповедальных формул с помощью человеческого разума исходя из принципа «верить, чтобы понимать». Для схоластики характерны следующие черты: 1) Авторитарность как метод изучения предмета, то есть построение 2) Догматизм как бесплодное умозрительно-спекулятивное умствова 3) Систематизация, предполагающая расчленение и дефиниции множе Интерес к формально-логическим проблемам и рационализация методики познания ведут к рационализации миропонимания и борьбе внутри схоластики. В конце XI в. христианская Европа начинает священную войну с мусульманской Азией (1196—1270 гг.). Одним из ее результатов в духовном плане стало знакомство с арабоязычной философией и возврат в западноевропейскую культуру античной философии, особенно работ и идей Аристотеля. В новых условиях дискуссия платонизма и аристотеяизма получила дальнейшее развитие. В частности, по проблеме общего и единичного, которая развернулась в схоластический спор реализма и номинализма. Реализм.Платонизм, ставший философско-мировоззренческим фундаментом католической теологии, заключал в себе тезис «чем общее, тем реальнее». Повторяя Платона, представители реализма утверждали, что общее существует реально и до вещей. Отсюда вытекает, что «вещное», чувственно данное, есть проявление общего (вечного), то есть случайно и относительно. Признавая реализм понятий (схоластический реализм) вне и до вещей, представители реализма сосредоточивают внимание на вопросах о боге и его сверхъестественных свойствах, а не на фактах природной и человеческой жизнедеятельности. Отсюда и крайняя умозрительность их Рассуждений. В частности, обоснование догмата о первородном грехе, согласно которому грех Адама (вкушение яблока с дерева познания) мог передаться всему человечеству не просто в силу того, что оно произошло от него, а потому, что Адам заключал в себе общую сущность будущего человеческого рода. Номинализм.Представители номинализма отталкивались от Аристотеля, считавшего, что общее (форма) существует в вещах. Они обосновывали, что общее не существует самостоятельно, а лишь после вещей, в сознании людей. Носителем общего является имя — «номен», откуда и термин «номинализм»1. Отсюда вытекало, что нет ничего реального помимо чувственных (единичных) вещей: универсалии реально не существуют. Такой подход вступал в противоречие с христианской догматикой и в силу этого был объявлен еретическим. В частности, представитель номинализма Абеляр (1079—1142 гг.) по приговору церковного собора собственной рукой бросил в огонь написанный им трактат «О божественном единстве и троичности»2. Перевод арабских текстов, комментариев античного наследия, и особенно Аристотеля, способствовал расцвету схоластики в XII—XIV веках переориентации ее на рационально-научную аргументацию. Усиливаются собственно логические изыскания, обращение к диалектике как к науке гипотетических силлогизмах и вероятностных доказательствах. При этом логика как паука о правильном мышлении, обосновывающая выводы необходимости, дополняет диалектику (искусство искусств) логикой открытий, позволяющей достигать новых истин. Кроме того, социокультурное развитие, ремесленное производство и торговля продвигают вперед и «Физику» Аристотеля, придавая астрономии, механике, химии и др. естественным знаниям практическое назначение Поэтому в целом, ввиду слабой дифференциации научного знания, философия обретает энциклопедический характер, то есть знание обо всем: философия натуральная (практическая) и философия моральная (теоретическая). Таким образом, концепция аристотелизма стала средством проникновения в умозрительно-спекулятивную схоластику эмпирического фактора. Центральной фигурой рассматриваемого периода является ФомаАквинский(1225—1274 гг.) — монах доминиканского ордена, помимо графского получивший титул «ангельского доктора» за заслуги в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В условиях нарастания конфликта между научно-философским знанием и религиозно-теологическо сферой он разрабатывает доктрину их синтеза, до сих пор действующую в 1 Некоторые представители номинализма носителем общего рассматривали по 2 Необходимо отметить фрагмент из учения о нравственности Абеляра, в кото католическом вероучении. Фома исходит из различия научно-филсофских истин и религиозно-теологических положений по методу их достижения: первые есть результат разума и опыта, а вторые черпаются в откровениях, в «Священном писании». Однако в предмете философии и теологии различия пет. Хотя есть научные истины, необходимые в человеческой жизни, но не имеющие отношения к религии и теологии, в последней имеются положения, нуждающиеся в философском обосновании. Тогда религиоз-ное вероучение становится ближе к человеку как мыслящему существу и укрепляет его веру (3, 1, (2)). Фома исходит из того, что лишь некоторые догматы христианско-като-лической теологии поддаются рациональному обоснованию (о бытии бога, бессмертии человеческой души и др.). В результате этого образуется общее содержание философии и теологии. Вместе с тем, многие догматы (вера в троицу, первородный грех, воскресение из мертвых и др.) не поддаются рациональному доказательству. Но это вовсе не означает, что они иррациональны, то есть противоразумны и недоказуемы. Данные догмы сверхразумны, их доказательства не подвластны человеческому уму, но ясны для ума божественного. В силу этого Аквинат объявляет теологию наукой, которая стоит выше философии, точнее — метафизики, так как он равнодушен к вопросам природоведения и науки в обычном, человеческом понимании этих слов. Теология является «священным учением», основанным па «свете откровения», а не на «естественной познавательной способности» человека. Таким образом, в гармонии веры и разума, теологии и философии, последняя не только выступает служанкойтеологии, но и образует преддверие к формированию христианско-католической церкви «Ангельский доктор» исходит из того, что философ с необходимостью приходит к заключению о бытии бога, и доказательства этого бытия могут быть не прямыми, а косвенными. Он насытил свои доказательства креаци-анистским содержанием, которое отсутствовало в теологии Аристотеля. При этом в самой небесной иерархии центральную роль играют ангелы (чистые интеллигенции), составляющие как бы посредующес звено между богом и людьми. Социально-политические учение.Фома Аквинский, следуя за Аристотелем, признает право человека на счастье, то есть ценность реальных, земных дел. Органистичсское понимание общества и государства обретает форму иерархических представителей как отражения божественного (небесного) порядка. Общество как целое состоит из различных сословий, а) большинство, занимающееся разновидностями физического труда; б) меньшинство, призванное к умственному труду и управлению большинством; в) духовные пастыри народа — служители римско-католической церкви. Обязанности всех установлены, в конечном счете, богом и служат благу и общественного целого, и каждого человека. Поэтому их беспрекословное и добросовестное выполнение является божественным предустановлением. Человек занимает промежуточное положение: чувственная душа объединяет его с животными, а разумная приближает к бессмертному существу ангелов. Для организации реальной, телесно-чувственной жизни лю- дей, наполненной страстями, необходимо государство. Во главе его стоят светские власти, но как вторичный институт. Церковь, призванная обеспечить потустороннее блаженство, является первичным институтом власти, осуществляя ее со стороны верховного творца Выделяя пять форм государственного правления, Фома, вслед за Аристотелем, рассматривает демократию как тиранию большинства народа, навязывающего меньшинству (богатым и знатным) свою волю Наиболее естественной формой государственной власти он считает монархию, когда во главе государства стоит единственный правитель — монарх (как один бог в мире, одна душа в теле). Однако его власть имеет пределы: при «неправильном» функционировании власти, посягательствах на интересы церкви подданные имеют право на свержение главы государства. Вместе с тем, светская власть обязана по указанию церкви беспощадно карать еретиков (инквизиция), заблудших, иначе зараза ереси погубит других верующих. Человеческий разум, в силу своей ограниченности, не может гарантировать добродетельность поступкам людей. Для проявления добродетель нужна божественная помощь в форме благодати и законов. Последние задают цель и направление и представляют собой правила, действия, повелевающие или запрещающие, награждающие или наказывающие. Законы подразделяются на: — «вечный», по которому бог регулирует все поступки и движения: он — «естественный», являющийся отражением вечного закона в разумны — «человеческий», под которым мыслится совокупность государствен Нравственное поведение предопределено богом через нормативные установки Библии, в форме заповедей. Их соблюдением человек с его способностью к разумной саморегуляции должен направить свою природную склонность к добру. Однако это оказывается ему не под силу. Поэтому бог оказывает человеку помощь в его нравственных усилиях благодатью, которая подключает к разуму веру, укрепляющую твердость для исполнения законов, для нравственного образа жизни. Благодать бога дополняет слабость человека и является источником его моральных усилий и стремлений к добру и блаженству. Аквинат подчеркивает, что в религии находят «разрешение» те проблемы, перед которыми в беспомощности останавливается мораль и разум человеческий. Томизм(схоластизированный аристотелизм) на рубеже XIII-XIV веков преодолел учение францисканских августинистов, опирающееся на платонизм. Он был признан официальной доктриной римско-католической церкви, а сам Фома Аквинский был причислен к лику святых. Однако наряду с томизмом, существовали и другие учения, выступавшие явной или скрытой критикой всеобъемлющей доктрины «ангельского доктора». Прежде всего — это Роджер Бэкон(J214—1292 гг.), представитель францисканского ордена, проповедовавшего платонизм и августинизм. Будучи равнодушным к «Метафизике» Аристотеля, он публично комментировал его «Физику», отдавая предпочтение изучению естественнонаучных проблем. «Удивительный доктор» занимается математикой, астрономией и астрологией, химией и алхимией, механикой и оптикой и др., придавая им практическое значение. При этом математика, суть которой составляют количественные отношения, по убеждению Бэкона, является основой всех паук (логика лишь наука о слове). Будучи приверженцем естественнонаучного знания, он подчеркивает ведущую роль опытного способа познания по отношению к авторитету и вере. Бэкон сформулировал общую установку эмпиризма: «Опытная наука — владычица умозрительных наук», которая в полной мере проявилась в Новое время (3,1 (2), 875). Опыт, приобретаемый «с помощью внешних чувств» (ощущений) является основой естественнонаучного знания, ибо людям прирожден способ познания «от ощущения к уму. так, что если нет ощущений, нет и науки» (3, 1 (2), 871). Однако опираясь на опыт, люди могут выявить лишь частичную истину, которая в полном объеме не может быть доступна. Следовательно, внешний опыт человеческих чувств недостаточен для познания духовных, сверхприродных явлений. Поэтому «удивительный доктор» признает существование и «внутреннего опыта» (августанекого озарения), благодаря которому ветхозаветные патриархи и пророки были первыми философами и учеными. Их праопыт, внушенный богом прямым свехъестествеипым озарением, открыл людям высшие способности человеческого духа и науки. Сциептический подход Бэкона к философии (науке) обусловливает отрицательное отношение к спекулятивно-умозрительным схоластическим построениям. Свое решение вопроса отношений веры и знания, технологии и науки (философии) он искал на пути ликвидации конфликта между ними. Их союз возможен на признании, в противовес ортодоксальной схоластике, рационалистической сути философии. Ведь вера и знание — это результат первоначального божественного откровения, поэтому, по убеждению «удивительного доктора», они не могут противоречить друг другу. Теология — это итог «христианского знания», а наука является результатом светского познания. Теология, опираясь на несомненные истины, внушенные самим богом, становится главным ревнителем знания и всех наук, составляющих его. При этом теологи являются «священниками знания», обладающими глубокими научными познаниями. Наука (философия) должна укреплять веру, усиливать ее убедительность. К примеру, Бэкон считал, что тексты «Священного писания» частично испорчены и их надо восстанавливать. Однако для прояснения первоначального (аутентичного) содержания необходимо знание древних языков (еврейского и древнегреческого). С помощью философии — некоторых гуманитарных знаний — следует реставри-ровать первоначальный смысл «Священного писания» и лишь данное, подлинное содержание подвергать комментированию и интерпретации. Это утверждение станет одним из оснований реформационных движений в католической церкви XV—XVI веков1. Сциентизм Оксфордской школы (францисканский орден) проявился также в воззрениях Дунса Скота (1265—1308 гг.), получившего имя «тонкого доктора», что подчеркивает его стремление к ясному и точному рассуждению, приближавшемуся к математической очевидности. Разрабатывая более тонкую логико-гносеологическую терминологию, он смешает акцент в сторону логики, разграничивая реальное и формальное различие, абстрактные и конкретные понятия. Решая вопрос о соотношении философии и теологии, Скот исходит из предметного различия данных разновидностей человеческого знания. Философия, которую он отождествляет с метафизикой, является чисто теоретическим знанием, постигающим внешний мир, опираясь на разум (и опыт) и используя научное знание. Последнее есть результат натурфилософского изучения предметов и существ живого мира. Научное познание протекает от чувственных интуиции к общим понятиям, которые становятся решающим содержанием знания. При этом законы аристотелевской силлогистики составляют подлинно философский метод Сама же философия является наивысшим знанием и стремится к точности и строгости своих положений. Теология, в понимании Скота, является практическим знанием того, как наиболее успешно направлять человеческую волю на выполнение положений, предписываемых верой, не поддающихся рациональному обоснованию и не нуждающихся в нем. Поэтому она наполнена моральным содержанием. Вместе с тем, богослов может опираться на естественный разум и утверждать возможность того, чему учит вера (существование и единство бога, творение мира из ничего и т. д.). «Тонкий доктор» избавляется от крайнего реализма и признает наличие общего в самих вещах, склоняясь к номинализму. Мир в его понимании это переход от общего к индивидуальному, от неопределенного к определенному. Благодаря чувственной интуиции человеческий ум получает возможность постигать индивидуальное и конкретное через образ, в котором отражена не сущность вещи, а единичность ее существования. Такой подход заключал в себе ориентацию на подчеркивание двух сторон существования — земного и небесного. К небесному счастью ведет христианская вера, к земному — философия. Тем самым усиливается тенденция их различения, формирующая «новый путь» в философии, основывающийся на концепции «двух истин» (двойственной истины) и номиналистическом решении проблемы универсальной. 1 В ряду ересей рассматриваемого времени необходимо отметить движение амаль-рикян, также явившихся предвестниками демократического протестантизма XVI века. Проповедуя идею пантеизма (бог есть все), они считали себя чистыми от первородного греха, так как в каждом человеке есть «святой дух». Но тогда не только католическая церковь, но и каждый рядовой христианин тоже есть подлинный член «тела Христа». Поэтому между богом и человеком не нужны посредники в лице церкви и ее служителей, которые лишь очернили людей первородным грехом и приписали им склонность к злу (все хорошее от бога, а не от человека). Теория «двойственной истины».Нарастающий конфликт между научным философским знанием и религиозно-теологической сферой получил отражение в теории «двух истин», имевшей различные варианты и являвшейся оппозицией схоластике. В данной теории исходят из различия между философией и теологией по предмету и методу размышлений. Первая исследует естественный порядок вещей (земную жизнь), опираясь на доказательный метод, включающий опыт и интуицию, и не зависит от положений теологии. Последняя, наоборот, является областью сверхъестественного порядка (небесная жизнь), подчиненного богу, и исходит из положений откровений, использующих опирающийся на дедукцию риторический метод. Получаемые при этом истины невозможно проверить, и их принимают на веру. Таким образом, философия (наука) и теология — это разные направления познания, приводящие к противоположным истинам, но от которых нельзя отказаться в пользу одной из них. Теологию рассматривают при этом как,псевдозпание: ее надо либо под-нять(рационализировать) до уровня философии (аверроизм), либо ликвидировать. Но главное — отделить теологию от философии (пауки), которая должна служить не религии, а всему обществу. Концепция «двойственной истины» не замыкается на проблеме отношений теологии и философии, но затрагивает также политико-экономическую жизнь, выражая стремление к ее освобождения от религиозно-церковной опеки. Земная и небесная жизнь подразумевают наличие власти императора и папы. Во главе с последним церковь ведет к духовному блаженству. Но чтобы достичь его, а также реализовать земное назначение человека, требуется сильная государственность во главе с императором (мировая монархия). Поэтому он получает свою власть непосредственно от бога (а не через посредство папы) и служит народу. Кроме того, церковь как духовная руководительница христиан не имеет права на принудительную и карающую силу. Антитеократическая направленность данной социально-политической мысли выступает предвестником философии Возрождения. Номинализм.С именем УильямаОккама (1300—1350 гг.) связано радикальное проявление концепции «двух истин», которое выражало пробуждающуюся эмпирическую тенденцию естественнонаучного знания. Схоластический реализм представлял собой догматическое учение, настаивая, в сущности, на самостоятельности и однозначности тех или иных общих понятий — универсалий. В таком виде он становился тормозом развития предметного естественного знания. Эмпирическое знание опирается на опыт и разум, посредством которых констатируется конкретное существование внешних вещей, их изменчивость и независимость от «мира общих понятий». Формируется «новый путь» познания, противостоящий традициям платонизма и аристотслизма — основе различных течений схоластики (ав-густинизм, томизм, скотизм и др.), объединяемых теперь понятием «древний путь». На смену умозрительно-спекулятивной органистической картине мира идет опытно-аналитическая ее интерпретация. Разрушая схоластический реализм, Оккам исходит из того, что общего в «чистом» виде нет в божественном уме, нет его и в вещах, которые всегда единичны. Общее присуще только человеческому уму, и только по- этому становится известно уму божественному. Тем самым он исключает из последнего идеи (понятия) как бестелесные архетипы всего сущего. При этом Оккам не отрицает необходимости богословия. Но в то же время он не видит никакой возможности для философии как естественного знания доказывать догматы вероисповедания. Теология и философия принципиально различаются своими предметами. Философия нейтральна в отношении богословия. Однако вера тем сильнее, чем очевиднее недоказуемость ее догматов средствами естественного знания Теология связана с иррациональной божественной природой и опирается только на документы Священного писания. Философия же связана с миром единичных вещей, опирается на опыт (эмпирию) и разум и, следовательно, совершенно не зависит от Священного писания. Поэтому нельзя веру свести к разуму, а к теологии подходить с научными критериями. Освобождению естественнонаучной мысли от догматики схоластического реализма служит принцип, названный «бритвой Оккама» и получивший краткую формулировку: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Данный принцип становится лозунгом эмпиризма в борьбе против умозрительно-спекулятивной схоластики. Номиналистическая позиция Оккама, признавая реальность существования только единичного, не оставляет места псевдокопиям. Общее существует только в голове человека, и в этом суть концептуалистического решения его проблемы. Данную позицию Оккам подкрепляет учением о существовании двух разновидностей знания. 1. Интуитивное,которое означает наглядное знание, включающее в себя 2. Абстрагированное,получаемое на основе отвлечения общего от суще Номиналистическая концепция оккамизма способствовала формированию идей однородности Вселенной, подрывающих основы средневекового мировоззрения о иерархическом различии небесного и земного миров, авторитета папистской церкви. Кроме того, она вела к возникновению индивидуалистической доктрины общества и природы человеческой морали. При этом исходят из понимания того, что целое всегда сводится к сумме составляющих его частей как неких единиц. Благо же последних не всегда совпадает с благом общества, к которому индивиды принадлежат. В этом положении выражалась нарастающая в феодальном обществе практика индивидуализма как альтернатива феодальному исрархизму. 1.3.3. Осень средневековья Старые формы культуры умирают и в то же самое время и на той же почве, где новое находит пищу для роста. И. Хейзинга В истории западноевропейской культуры рубеж XV—XVI веков — это сложнейший период осени средневековья, то есть канун разложения фе- одализма1. С одной стороны, его ценности как ориентиры жизнедеятельности общества достигли своей вершины: доиндустириальная цивилизация начинает умирать. С другой стороны, своей зрелостью феодально-католический уклад внутренне подготовил в социальной жизни и научно-философской деятельности переворот, в результате которого зарождается Новое время и начинается переход к качественно новой цивилизации — индустриальной Действительно, Западная Европа выдержала в XIII—XIV веках угрожающие ее существованию вначале монгольский, затем османский натиски, в результате которых пали Киевская Русь и Византия («Второй Рим»)2. Монголо-турецкое владычество надолго воцарилось в Восточной и Юго-Восточной Европе. Западная же ее часть устояла благодаря мощи своих социокультурных завоеваний, которые на рубеже XIV-XV веков явились вершиной средневековья.
|