Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метафизика. Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти




Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — вечные сверх­чувственные, неизменные сущности, выходящие за пределы обычных по-

1 Под диалектикой Аристотель понимает искусство действий над понятиями. Различать их роды и виды, устанавливать субординацию (а не доктринальное из­ложение непререкаемых истин).


казаний чувств (высшие причины и первые начала). Поэтому первая фило­софия получила в последующем название «Метафизики»1 (5,1).

Аристотель отвергает учение Платона о мире «идей» (понятий), как имеющим доподлинное — онтологическое — существование в виде прооб­разов бытия. Он приводит знаменитое возражение — «третий человек». Тео­рия «идей» признает, что у каждой вещи безусловно существует свой образ, Но при рассмотрении сходных вещей в уме необходимо складывается об­щий для всех них новых образ (идея). Он является общим для этих вещей и первой для них идеей. И такое надстраивание идет до бесконечности. Тогда получается, что для каждой вещи должна существовать уже не только одна-единственная идея, а бесконечное множество идей и бесконечное множе­ство миров. Поэтому «мир идей» Платона — это пустой звук.

Для Аристотеля понятия — это гносеологические (логические) сущно­сти, с помощью которых познаются общие свойства вещей1 понятия не существуют сами по себе, независимо от вещей по бытию. Они являются абстракциями, в которых заключаются существенные (общие) свойства реальных (единичных) вещей. Их сущность — это есть первое во всех отно­шениях. Наука, занимающаяся выяснением первых начал и вечных при­чин всего сущего (бытия) — это и есть «первая философия».

В учении о четырех начальных причинах всего свершающегося, Аристо­тель занимает плюралистическую позицию.

Материя (из чего?) — материал, в котором материализуется понятие.

Форма (что это есть?) — понятие, которое принимает в себя материя, когда происходит переход от возможности к действительности.

Причина (откуда начало движения?) — источник изменений.

Цель (ради чего?) — во имя которой происходит известное действие.

Например, когда строится дом, то «материей» являются кирпичи, «фор­мой» — сам дом, движущей «причиной» — деятельность архитектора, а «цель» — назначение дома.

Критикуя учение Платона об идеях («Платон мне друг, но истина доро­же»), Аристотель стремится примирить в своей философской системе: а) мир чувственных — единичных, изменчивых — вещей, постигаемых умом и б) мир форм (морфэ) —- вечный, неизменчивый — как суть бытия ве­щей, стоящую посредине (золотая середина) между отдельным и родо­вым, которые существуют благодаря видовому. Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие виды. Будучи внесенными в пассивную материю, активные формы творят вещи. Поэто­му изучение мира — это есть открытие форм.

1 Термин «метафизика» был применен ученым Андроником из Родоса в 80 г. до н. э. при классификации работ Аристотеля Научные работы о природе (фюзис) были выделены в «Физику». Свод трактатов, посвященных учению о бытии, был выделен в «Метафизику», то есть то, что после (мета) «физики». В социологии под метафизикой стали понимать всякое философское учение, содержащее умозаклю-чительное — спекулятивное (не научное) исследование бытия.

Гегель стал подчеркивать «метафизику» как метод исследования — рассудочный антидиалектический способ мышления и познания. В этом значении он закрепился в марксистской литературе.


Телеология. Исследование начал и причин привели Аристотеля к теле­ологии: пониманию целесообразности (цели) в природе, состоящей в ре­ализации «формы», таящейся в самих вещах, то есть цель, существующая в них как возможность. Так, рождение человека можно рассматривать как осуществление понятия о человеке. Это понятие коренится, в качестве возможности, в «материи», или в веществе, из которого состоит человек. У Аристотеля телеология впервые становится последовательно объектив­ной, так как в природе целесообразность не носит сознательного (субъек­тивного) характера, она осуществляется бессознательно. Весь мировой процесс направляется к единой цели вечного существования мира, кото­рая задается вечной причиной и первым двигателем (псрводвигателем) мира. Последний, согласно мысли Аристотеля, есть бог — «первый Гончар». Та­ким образом, его телеология сливается с теологией (богословием).

Теология. Перводвигатель, понимаемый как бог, — это наивысшая дей­ствительность, то есть бог есть ум. Но ум заключает пассивный и активный элементы. Последний проявляется, когда мысль деятельна. Высшая же де­ятельность мысли — это деятельность созерцательная. Поэтому являясь умом и высшей действительностью, ум бога есть вечно созерцающий чис­тый ум, направленный на собственную деятельность мышления (мышле­ние о мышлении). Именно поэтому бог (ум-демиург) есть цель мира и всего мирового процесса: бестелесный духовный Абсолют. Он не испыты­вает стремления и потребности в практической деятельности, непосред­ственном воздействии на существующее вне его. Однако безданного пер-водвигатсля не может быть никакого движения, никаких других двигателей. Именно эту сторону учения Аристотеля активно развивали богословы мо­нотеистических религий мусульманства и христианства.

Физика

Вторая философия рассматривает изменчивые, подвижные чувственные сущности — «посюсторонние» явления, постигаемые посредством рассу­дочно-практической деятельности. Работы, посвященные проблематике природы (фюзис), были собраны в «Физике». В них Аристотель не только возрождает древнегреческую традицию натурфилософии, но и сам высту­пает основателем биологии (прежде всего зоологии), наблюдателем и ис­следователем живых организмов.

Учение о природе, будучи второй философией, является умозритель­ным, то есть качественной физикой, раскрывающей смысл мироздания. В рамках своего времени Аристотель опровергает фантастические гипотезы атомистических материалистов и идеалистов. Однако и его идеи сыграли противоречивую роль в развитии науки. Аристотелевская физика учитывает реальность качественных различий и соответствующих качественных (а не количественных) превращений вещей. В частности, чувственное восприя­тие показывает, что в результате изменения элементов («корней вещей») образуются новые качества, которые не могут возникнуть в результате перемещений частиц в пространстве. Данные зачатки идеи эволюции со­единяются с идеей круговорота (все повторяется).

В учении о движении Аристотель исследует самый совершенный из всех видов — круговое движение как непрерывное, вечное и повторяющееся.


Находясь в таком движении, целое одновременно может оставаться и не­подвижным. В частности, шаровидная Вселенная движется вечным круго­вым движением (образ вращения колеса) около своего центра — шаро­видной Земли1. Данное равномерное и бесконечное движение сохраняет пространство, занимаемое одним и тем же миром.

Биология.До Аристотеля предпочтение отдавалось космологии как бо­лее благоприятному материалу для наблюдений и размышлений, не тре­бующих эксперимента. Обратившись к реальным наблюдениям за живой природой, он преодолевает предубеждение против подобных занятий как низких и недостойных философа. Да, живые организмы наполнены слизью и калом, что вызывает брезгливость и отвращение. Но, во-первых, расти­тельно-животный мир в большей степени близок нам, чем небесный. Во-вторых, мы находимся в природном родстве с животным миром, который содержит в себе прекрасное. Поэтому в благородном деле изучения биоло­гии ученый испытывает от своих занятий чувство удовлетворения и на­слаждения, недоступное простым людям.

В биологии Аристотель опирается на факты из жизни животных: процес­сы рождения организмов из семени, целесообразные действия инстинк­тов, структуры и функции организмов и др. В их изучении он закладывает линию эмпиризма:реальное наблюдение за живой природой имеет своим первоисточником опыт (эмпирия) и использует эксперимент. Эмпиричес­кая тенденция позволяет мысли через индукцию двигаться от здания инди­видуальных вещей (единичного) к общему. Благодаря повторяемости чув­ственных восприятий, их накоплению в памяти и эмпирическому сходству открывается возможность для систематики и классификации — распреде­ления живых существ на роды и виды. Данная идея градации (исрархизации форм жизни) — лестницы живых существ — как бы подготавливает почву эволюционизму.

Аристотель подходит к живому организму как модели общей картины мира. Тем самым он закладывает линию органицизма:наблюдения над ча­стным классом живых существ он переносит, по аналогии, на все живое, в том числе и мир человека. В частности, его исследования по морфологии и физиологии животных явились основой для создания логических форм мышления.

Психология.Близка к биологии и другая созданная Аристотелем паука, связанная с одушевленностью живого, — психология. В ней рассматривает­ся природа души (псюхе) как высшей деятельности человеческого тела, обладающего умом. Объясняются также явления восприятия и памяти.

Душа связана, с одной стороны, с материей и принадлежит физической психологии. С другой — с богом и является метафизической. Поэтому пси­хология выше биологии, так как она связана не только со второй, но и с первой философией. Аристотель выделяет три вида души:

' Идея геоцентризма, соответствующая непосредственно-чувственной картине мира, подавила гипотезу гелиоцентризма Пифагора, Платона и др. Неподвиж­ность Земли как центра Вселенной оказывала неимоверное влияние на развитие космологии и просуществовала вплоть до эпохи Коперника-Галилея.


а) физические души — животная и растительная;

б) метафизическая душа — разумная.

Опираясь на эти виды, он строит лестницу живых существ в психологи­ческом плане:

1) растения — обладают растительной душой, имеющей минимальную
причастность к божественному: ее дело воспроизводство и питание;

2) животные — живая душа (наряду с растительной) обладает способ­
ностью к ощущению (осязанию, движению), дающему внешние формы,
образы отдельных вещей;

3) человек — человеческая душа (наряду с растительной и животной)
обладает разумом, то есть способностью к рассуждению и размышлению.

Данной способностью обладают люди и бог. Но человек обладает также животной и растительной душой (он и растение, и животное). Бог же обла­дает лишь разумной душой, и ничто материальное к ней не примешивает­ся: бог — только бог. Поэтому теоретическая деятельность философа, на­правленная па познание, родственна божественной, и он подобен богу, созерцательная деятельность которого есть самая блаженная,

В целом, первая философия Аристотеля возвышается над второй и по существу предмета выполняет для нее методологическую роль, то есть поднимает «Физику» до теоретического уровня1. В результате образуется единое нерасчленснное знание, в котором мировоззренческое и рацио­нальное содержание сливается.

Этико-политический комплекс

Этико-политический комплекс Аристотель относит к практическим (праксис) наукам, связанным с вопросами практичности и рассудитель­ности. Человек — не лучшее, что есть в мире, и поэтому нельзя считать этико-политическую деятельность, занимающуюся человеком, чем-то высшим.

Этика.Она является продолжением психологии, так как нравственность не дается от природы, а является приобретенным качеством души. Поэто­му этика состоит из частей, соответствующих ее структуре: а) неразумная: растительная и страстная, имеющая добродетели и пороки; б) разумная: рассудок (практический) и собственно разум (теоретический).

Страстная и практическая части души в единстве имеют этические доб­родетели (характер) и дианоэтические —- интеллектуальные (мудрость, разумность, благоразумие), которые приобретаются соответственно вос­питанием и обучением (всякий виновник своего характера). Добродетели — это приобретенные свойства, возникающие при действии, направлен­ном на отыскание середины между двумя крайностями — избытком и не­достатком. Так, щедрость есть середина между скупостью и мотовством. Однако Аристотель, оспаривая Сократа, указывает, что знание (общее) и действие (всегда частное) — не одно и то же. Первое не дает умения (хоте­ния) достигать добродетели. Поэтому главным в приобретении этических

1 Возвышением «Метафизики* над «Физикой» закладывается будущее насилие философии над естествознанием и конкретными социальными науками, освобож­дение от которого начинается на рубеже XVI — XVII веков.


добродетелей является воспитание хороших привычек. А это дело государ­ства и хорошего законодательства, побуждающего и приучающего граж­дан к прекрасному

Политика.В силу того, что добродетели есть продукт воспитания, этика органически связана с политикой. Последняя является способом социаль­ного бытия членов полиса. Политика связана с практическим разумом (практичностью и рассудительностью) и соответствующими ему доброде­телями: мужеством, благоразумием, справедливостью, рассудительностью Они являются условием счастья и отличают человека от животного.

Цель политики состоит в том, чтобы обеспечить счастье граждан, то есть состояние, которое позволяет обеспечивать свою разумную сущность. Поэтому данная цель находится в этической сфере: обеспечение условий добродетельной жизни отдельных граждан является благодатной почвой для самой политики.

Справедливость является всеобщим благом, достижению которого дол­жна служить политика. Человеческая природа, благодаря страстям, испор­чена. Для реализации цели политики достаточно достигнуть того, чтобы все граждане обладали добродетельностью гражданина — умением пови­новаться властям и законам. Для политика (правителя) необходима еще и добродетель человека, так как власть имущий должен быть нравственно совершенным.

Совершенство гражданина (politcs) обусловливается качеством государ­ства (pohs), к которому он принадлежит. Следовательно, кто желает со­здать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Учение о государстве

Аристотель считает, что государство есть «форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством» (5, 4). Последнее — это порядок, который лежит в основании власти закона и распределения существующего властвования. Формы государственного бытия еще несо­вершенны и требуют поиска лучшего устройства. Государство (полис) есть форма общения между людьми ради благой жизни. Оно обеспечивает бла­гую жизнь только свободных граждан (составных частей) как целого, ко­торую следует предпочесть благу людей отдельной части. Государство обес­печивает разделение труда, наличие сферы свободной деятельности, досу­га как обязательного условия для созерцательной деятельности. Поэтому развитый полис является для Аристотеля высшей и вечной формой обще­ственного устройства и заботой ответственных граждан1. Вплоть до Сен-Симона государство остается главной единицей анализа социально-поли­тической жизни общества, форм государственного устройства и создавае­мых философами социальных проектов.

Государство состоит из естественных форм общежития: граждан, семьи и селения.

Гражданин.Люди по своей природе политические существа, а государ­ство состоит из граждан. Поэтому главное в нем — это гражданин как неиз­менный по своей природе человек, кто участвует в управлении, в суде,


 


 



Аристотель не различает понятий «государство» и «общество».


исполняет воинскую функцию и служит богам. При этом Аристотель раз­личает жителей государства как существенные и несущественные части.

а) К несущественной, но необходимой части он относит всех, занятых
практической деятельностью, — торговцев, земледельцев и ремесленни­
ков. У них нет досуга для развития в себе добродетели Поэтому в наилуч­
шем государстве данному большинству не дадут прав гражданина, а с дру­
гой стороны, в таком государсгве граждане не должны быть земледельца­
ми и ремесленниками. Но так как эти неблагородные занятия в государ­
стве необходимы, то в эллинском мире ими должны заниматься рабы —
варвары (не греки).

Аристотель рассматривает рабство как явление, согласованное с при­родой: реальность такова, что в силу неразвитости производства жить без рабов нельзя. Кроме того, природа разделила людей на свободных — гос­под (меньшинство) и рабов — работников (большинство). Первые пред­назначены к властвованию, вторые — к подчинению. Рабы (одушевленная часть собственности), предназначены применять свое тело для производ­ственного, физического труда. Поэтому они напрочь исключаются из чис­ла граждан, обладающих политическими правами, и не входят в состав государства.

Рабский труд и достаток, созданный на основе этого труда, порождает досуг как необходимую предпосылку для теоретической, созерцательной деятельности (философской жизни). Эта деятельность является высшей доблестью, ведущей к постижению истины — совершенству. Поэтому рабы и полезны, и необходимы для организации правильной жизни. Раб и варвар (наихудшая порода людей) по природе своей одно и то же: на них охотятся и обращают в рабство, и это справедливо. Из аристотелевской концепции выпадал фактор, связанный с понятием о человечестве и общечеловечес­кой идеей. Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варва­рами, постулируя безоговорочное преимущество первых над вторыми. С этой позиции он различал людей, характеризовал народы1.

б) К существенной части Аристотель относит лишь сословия воинов и
правителей (членов совета), облеченных законосовещательной властью. Эти
граждане-греки составляют государство и являются рабовладельцами. Их
добродетельная жизнь нуждается в досуге, то есть освобождении от каких-
либо работ, необходимых для практической жизни. Право на досуг являет­
ся основным признаком участия человека в государственных делах. Однако
для пользования им надо кое-чему научиться, кое в чем воспитаться. Та­
ким образом, досуг заключает в себе счастливую научно-созерцательную
жизнь, которая выпадет на долю свободных граждан.

1 Одним из первых теоретиков в области проблемы «Запад-Восток»,был Исок-Рат (436-338 гг. до н. э.), обосновывавший необходимость достижения согласия всех эллинов и выступления против их общего врага — варваров. Он принципи­ально противопоставляет различия Европы и Азии по культурному уровню, рас­сматривая азиатские народы как варварские, несшие разрушение и одичание Исок-Рат убеждал Александра Македонского в необходимости уничтожения персидской Державы, переселения на азиатские земли избыточного греческого населения и создания там новых городов-полисов как оплота против варваров.


Частная собственность.Аристотель (в отличие от Платона) разделяет общественную и частную собственность, являясь апологетом последней. Частную собственность он рассматривает как орудие для существования свободных граждан, обеспечивающее пользу и выгоду. В силу этого имеет место социальное неравенство, которое обусловливает два вида справедли­вости.

1) Справедливость распределительную (пропорциональную), связанную
с распределением имущества, почестей и других принадлежащих всем граж­
данам благ. Их нельзя распределять поровну, а только по достоинству, с
учетом заслуг.

2) Справедливость направленную (уравнивающую), которая не учиты­
вает качества отдельных граждан. Она уравнивает в праве распределять бла­
га между собой и другими по сознательному выбору (поступать правосуд­
но). Тогда обе стороны при распределении получат пропорционально рав­
ные доли. Например, в обмене такое воздаяние равным позволяют осуще­
ствлять деньги. Справедливость в данном случае есть середина между «боль-
ше»(нажива) и «меньше» (убыток). В случае тяжбы обращаются к судье,
который является нейтральным (стоит «посередине») и называется по­
средником.

Таким образом, справедливость связана с равенством свободных граж­дан, которое неизбежно оборачивается неравенством: равенство нерав­ных или неравенство равных. Тем самым Аристотель показывает, что идеи уравнительного равенства .в условиях социальной дифференциации — это пустые разговоры.

Средний класс. Аристотель является пророком учения, получившего в настоящее время название «среднего класса». Он исходит из того, что в государстве, по отношению к имущественному благосостоянию, имеют место диаметрально противоположные свободнорожденные элементы, противостоящие друг другу: очень зажиточные (меньшинство) и крайне неимущие. Среднее имущественное состояние в отношении к этим край­ностям является самодостаточным для достижения счастливой и прекрас­ной жизнедеятельности. Поэтому стоящие в середине по степени состоя­тельности — «средний элемент» — создают наилучшее государственное общение и, следовательно, лучший и безопасный для граждан государ­ственный строй. Таким образом, большее количество «среднего элемента» благоприятствует цели государства, которая направлена на общение семей и селений ради достижения счастливой жизни.

Однако «среднее» состояние не может быть достигнуто путем экспроп­риации богатых бедными, и посредством разделения между бедными иму­щества богачей. Оно достигается, прежде всего, на основе направленной справедливости.

Естественными формами общежития граждан являются семья и селе­ние.

Семья.Индивидуальная семья предшествует государству и является пер­вой естественной и неизменяющейся формой общежития. Она включает отношения троякого рода: а) господские — господин и раб; б) супружес­кие — муж и жена; в) родительские — отцы и дети. Им соответствуют и


формы власти: господская над рабами и домохозяина (монархическая) над женой и детьми. Власть жены в семье противоестественна, и женщина во­обще выключена из социополитической сферы.

Селение. У Аристотеля селение вырастает из разросшейся семьи для удов­летворения интересов, превосходящих се обычные нужды. Из нескольких селений образуется государство, а власть в нем — это продолжение власти домохозяина, то есть главы семьи — патриархальная монархия.

Цель государства. Целью граждан по отношению к государству как фор­ме человеческого общежития является служение «общему благу» — жить счастливо. Каждый должен способствовать улучшению всего общества, его процветанию, так как счастье каждого человека неотделимо от благополу­чия всех. Для этого необходимо исполнять административные, законода­тельные и судебные функции. Тем самым не позволять людям учинять друг другу несправедливость и помогать им удовлетворять свои интересы и ма­териальные потребности. Обеспечивая высшее благо для граждан, государ­ство нуждается в управлении как проявлении разумной сущности челове­ческого индивида.

Управитель — «господин всего и всем управляет», заботясь о том, чтобы обеспечить всем досуг, чтобы хлопоты о жизненных потребностях не ме­шали людям творить прекрасные и добродетельные дела, оставаясь при­мерными гражданами полиса (город а-государства). Задача политика и зако­нодателя — улучшая государственное устройство, не строить па месте раз­рушенного и не переделывать реально существующего человека. Политик берет строй и людей такими, какими их создали природа и обстоятельства. Улучшать государственный строй надо таким образом, чтобы он оказался бы легче всего применимым и гибким. Но для этого политик должен знать возможные формы государственного устроения.

Формы политического устройства. Части, совтавлягощие всякое государ­ство, разнообразны и имеют свои представления о счастье. Разнородны и сами народы, стремящиеся установить собственную форму правления. Поэтому государства и различаются по количественному, качественному и имущественному признакам.

Количественно — в чьих руках власть: у одного лица, у меньшинства или у большинства.

Имущественно — власть принадлежит бедным (большинству) или бога­тым (меньшинству). Данный признак совпадает с количественным.

Качественно — правильное или неправильное правление.

В результате (в отличие от идеального государсгва Платона) образуются шесть форм политического устройства: а) три правильных — царство (мо­нархия), аристократия и политая (республика), которые служат общему благу; б) три неправильных — тирания, олигархия и демократия, которые служат лишь частным интересам.

В целом, преобладание конкретно-исторического опыта в подходе к по­литике, как учению об обществе и к государству как единице его анализа с некоторыми модификациями предопределило линию социальной филосо­фии вплоть до конца XVIII века. Философия Древней Греции дорога нам своими исканиями, неугасимой верой в силу разума человека. Тем, что в


ней был заложен фундамент традиционной философии (Сократ, Платон и др.), зачатки самых разнообразных философских систем последующих периодов, а также основы экспериментальной науки о природе (Аристо­тель) — естествоведения.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты