КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НредвозрождениеО культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигурами средневековья: Данте Алигьерн(1265-132Jгг.), Джованни Боккаччо(1313— 1375гг.), Фран-ческо Петрарка(1304—1374 гг.) и др. Они не были философами-профессионалами (схоластами) и воспроизводили жизнедеятельность и действительность в художественной форме, в том числе и впервые на народном (национальном) языке. Способности, присущие поэту и художнику, видятся ими как божественный дар, который снимает запреты земных правителей: они исполняют божественную волю в своем творчестве — стихах, картинах, музыке, архитектуре. Отсгода вытекает право свободно думать и творить, нацеливающее усилия личности на мир посюсторонний, становящийся фокусом ее интеллектуальных, моральных и деятельных исканий. Данный поворот не мог удовлетвориться современной ему академической ученостью и ее авторитетами. Признание идентичности душ на протяжении всей истории, наличия вечных (непреходящих) ценностей, обусловливали обращение к принципу античности «все повторяется»(вечное 1 Споры о периодизации, в частности, верхней границы средневековья (Средние века — Гуманизм — Возрождение), имеют давнюю историю. Представители советской медиевистики (Л М. Баткин, А. X. Горфункель, В. В. Соколов и др.), опираясь на оценки данных феноменов Ф. Энгельсом, относят закат средневековья к рубежу XIII—XIV веков, с Данте Алигьери (1265—1321 гг.) начинают европейское Возрождение и видят в нем величайшую «из революций, какие до тех пор пережила Земля» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 20. С 508) Подобные попытки, за которыми стоит определенная философия истории, в основе своей далеко не бесспорны, противоречивы, не представляются удачными и требуют уточнения. В этом плане заслуживают снятия идеалогической ограниченности оценок и глубокого освоения достижения западных медиевистов В. Бранки, В. Рассела, Дж. Тоффанина, И. Хсйзинги и др. ' Московский князь Иван III (1462—1505 гг.), которому удалось, наконец, покончить с зависимостью от Золотой Орды, женившись на дочери последнего византийского императора (Зосе — Софье), принял герб Византийской империи — двуглавого орла. Москва объявила себя «Третьим Римом». повторение): одни и те же истины утверждаются и углубляются в разные времена и под разными небесами. Отсюда вытекает новационное стремление возвратить (возродить) живую и вещественную античную культуру, наследницей которой стала Италия, сохранившая материальные и письменные сокровища греко-римской цивилизации. Это означало признание равной значимости всех авторитетов античного мира и примирение его культуры (языческой) с современным миром христианства. Условием достижения данного примирения являются смещение акцента с бога, находящегося за пределами земного бытия, на человеческие события и действия, отказ церкви от притязания на светскую власть и всемирная монархия. Это не означает, что названные классики были безбожниками. Просто земной человек (человеческая индивидуальность) занимает в их творчестве то место, которое прежде принадлежало богу. В цепи отношений «бог-человек-природа» человек рассматривается как «срединное» звено — центр цепи космического бытия. Поэтому его земное предназначение — блаженство жизни — заключается в свершении благородных дел и не приносится в жертву загробному блаженству вечной жизни. Таким образом, закладываются основы ренессансного мышления, преодолевавшего разрыв между божественным и земным. Представителей предвозрождения объединяет обращение к «человеческой комедии», ориентированной не на сверхчувственную реальность и презрение к земному миру и греховному человеку, а на обычную, повседневную жизнь, с ее вполне земными печалями и радостями (сложные поступки в сложном обществе). В частности, в центре нравственных проблем, которыми они занимаются, стоят серьезные и мучительные вопросы социально-политической и экономической жизни, сопровождающиеся па переломе эпох не только радостями, но и тревожными настроениями, предчувствием возможного хаоса. Это способствует развитию искусства, которое поддерживалось огромными капиталовложениями, что в тех исторических условиях было экономически выгодным. Данте первый осознал существовавшие связи художественного выражения с нравственным и социальным обновлением (новой жизнью). Это означало, что художественное (поэтическое) видение может стать верным путем к «чудесному видению» того, как вырвать живущих в этой жизни из состояния бедности и привести к состоянию счастья, идеалом которого является античность («золотой век» позади). У современных людей «кривая душа», изуродованная грехом первородным и грехами историческими. В процессе социально-нравственного обновления ее надо превратить в «праведную душу», подобно той, какая была в утро творения. В этом смысл обновленческой деятельности, обращенной ко всем людям, живущим в этой жизни. Тем самым было положено начало преодолению отвержения радости земной (мирской) жизни как греховной по своей природе. С Петрарки начинается эпоха предвозрождения, то есть то, что предшествует Возрождению. При этом католическое христианство рассматривается им как непревзойденное учение о жизни, заключающее тайну человеческой души, которая познается внутренним самосознанием — непрерывным самоанализом, Петрарка исходит из понимания того, что человечсс- кая личность и душа объединяют в себе реальность, самые основы жизни и окружающего мира. Отсюда вытекает признание субстанциональной идентичности душ на протяжении всей истории человечества. Это, в свою очередь, составляет провиденциальную возможность возвращений, встреч и бесед в веках душ (анатомией которых является субъективность). Средство общения между душами с их светлыми и мрачными тайнами — слово (диалог, беседа, послание и т. п.). В результате канонический автор оживает и превращается в собеседника — диалог посредством текста. Открытие античных текстов, проникновение в древних авторов, изучение великих философских систем античности и есть беседа с великими людьми прошлого и постоянное углубление в самих себя. При этом мудрость (самопознание на основе самоанализа) есть основа человеческого знания как способность выбирать и судить руководствуясь принципами. Умозрительную ученость (теологию, метафизику, технические изыскания) Петрарка не принимает в расчет в силу того, что она занимается внешними по отношению к человеку формами знания: тайна человеческой души, внутренняя жизнь человека для него важнее, чем тайна вселенной. Высочайшая любовная лирика, мудрые этические трактаты, в которых Петрарка обращается к непреходящим ценностям в человеке, получили отклик и резонанс у современников и положили начало обновленному процессу в социокультурной жизни Италии, а затем и Западной Европы. Боккаччо(объединяя Данте и Петрарку) обращается к художественному поиску «смысла жизни» посредством новой реалистической прозы, опираясь и на этику (науку о человеке). В своих новеллах он развертывает «комедию Человека» в его сложных поступках со всеми достоинствами (героическое) и пороками (раб страстей) и в сложном обществе, движущемся к капиталистической форме хозяйствования. Приоритетными врожденными инстинктами он рассматривает половой и собственнический как типичные и могучие пружины человеческого поведения. Данте, Петрарка, Боккаччо — были первыми, кто прочувствовал и выразил пафос обновления, и назревающие в средневековье перемены. Кроме того, их творчество свидетельствовало о зарождении нового феномена в западноевропейской культуре — формировании национальной культуры и национального языка. В частности, «Декамерон» Боккаччо настолько нравился публике, что на рубеже XIV—XV веков был впервые переведен на ряд европейских языков. В целом, это была прелюдия эпохи Гуманизма и Возрождения, начавшихся в XV веке. На рубеже XIV—XV веков качественно изменяется духов но-интеллектуальная атмосфера средневековья. Возрастающая городская культура трансформирует атмосферу мировой деревни, усиливая комфортабельность образа жизни, увеличивая досуг и способствуя развитию образованности (всеобщие школы). Меняется отношение к научному знанию и, прежде всего, меняется его практическое назначение (опытная наука). Ремесленно-торговые потребности обусловливают востребованность научно-технических открытий: пороха, магнитной иглы (компас), механики (машин), оптики, новой оснастки кораблей, географических открытий и т. п. Связь между устремлениями активных (пассионарных) людей эпохи, прогрессом то- варного производства и благосостоянием обычных людей становится очевидной. Течение истории ускоряется, открываются возможности быстрого, широкого и решительного обновления жизнедеятельности феодального общества. В свете этого негативные оценки средневековья, трактовки его как пустыни(гуманисты), мрачного пробела в истории человечества (Вольтер) и т. п. несостоятельны. Вместе с тем, культурное пространство Западной Европы далеко перешагнуло Средиземноморский бассейн, что привело к развитию национальной государственности и языка. На смену сюзеренству (феодально-договорному характеру королевской власти) приходит принцип публичного суверенитета королевской власти, который также нуждается в освящении. Активизируется борьба за укрепление национальных государств во Франции, Нидерландах, Англии, городах Северной Италии и др. Она сопровождается борьбой за ослабление папской власти, создание национальных церквей как части государственной организации. Соответственно и борьбой против всех форм католицизированной схоластики, поддерживающей идею феодальной всемирной монархии — Священной Римской империи. Особую роль сыграло изобретение книгопечатанияв середине XV века И. Гутенбергом из Майнца, которое оказало решающее влияние на развитие европейской культуры. Благодаря ему визуально-графическая организация информации становится массовым явлением' печатное слово на национальном языке выступает достоянием (при 70—80 процентах грамотного населения) всего народа Общение с книгой индивидуализируется, а голоса новых людей, создающих передовую свободолюбивую культуру, стали достоянием широких читательских кругов. Это, с одной стороны, способствует обмирщению общественного сознания, развитию самопознания, а с другой — формированию чувства обновления, новых устремлений людей и общества в целом. В XV в. изменяется государственное устройство и отношения с церковью, образ жизни и картина мира (мировоззрение), производственная деятельность (зачатки капиталистической организации производства) и coциальные отношения. Углубляются и расширяются сословия: а) прогрессивное дворянство, идущее за королевской властью; б) появляется «Tpeтье сословие» — зажиточные («жирные») ремесленники, бюргеры и в плебейско-крестьянские («тощие») слои как реально движущие силы общественного развития. В социальной мысли усложняется-понимание проблемы равенства, которая в эпоху крестьянского восстания в Англии и конце XIV в. получила лапидарное выражение: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?» Плебейско-крестьянскийвариант решения данной проблемы исходил из идеи эгалитарного (уравнительного) равенства По природе своей (по естеству) все люди равны. Поэтому, критикуя господствующие социальные порядки, они мечтают о создании «божьего царства» на земле на основе общности имущества — уравнительный коммунизм. Бюргерскийвариант был направлен против уравнительных требований плебейско-крестьянских масс. Богатство в ценностном отношении приобретает то или иное качество. Да, общественная собственность более соот- ретствует человеческой природе. Но она существовала лишь до грехопадения, то есть предполагала идеально праведных людей После грехопадения такое состояние невозможно. Поэтому частную собственность и сословный строй следует признать божественным установлением Вместе с тем, существующая система государственной и церковной иерархии своими налогами, поборами, эксплуатацией и жестокостью не соответствует состоянию полной социальной справедливости и нуждается в исправлении, вплоть до насильственного ниспровержения. Таким образом, исходные социокультурные идеалы и мотивы вступают в противоречие с новыми социальными процессами, становятся тормозом дальнейшего развития и вызывают кризис всей системы средневековья. Нарождающаяся новая действительность с атрибутами капиталистического хозяйствования, демократии, национального правового государства и гражданского общества не могла быть обоснованной с помощью католической теологии и ее служанки — схоластики — духовно-теоретических основ феодального уклада, тяготеющего к военно-бюрократическому обществу, жесткой иерархии и тоталитаризму. В противовес традиционализму, мснтальность которого направлена на поддержание устойчивого уклада доипдустриалыюй (сельскохозяйственной) цивилизации, формируется инновационный стиль философского и научного мышления, поведения и жизнедеятельности. Данная оппозиция идейно и организационно оформляется в движении Возрождения и Реформации, обратившихся к позитивному решения новых проблем. Гуманизм То, что гусеница называет Концом света, Мастер называет бабочкой Р Бах Дальнейшее развитие процесса познания связано с эпохой Возрождения, которая формируется на рубеже XV — XVI веков сначала в Италии, а затем распространяется на север Европы1. Начальным этапом ее выступает гуманизм2 как культурологическое движение, выразившее в литературе и искусстве стремление к духовно-религиозному обновлению. Гуманизм продолжал традиции Данте, Боккаччо, Петрарки, реабилитирующие человека и человеческие ценности земной (посюсторонней) жизни, гармонического единства души и тела. Отсюда вытекает право людей на полноту этой жизни (чувства, страсти, разум, деятельность): «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Находясь вне традиционной школы, гуманисты занимаются свободными искусствами (поэзия, риторика, грамматика, история) и исключают ' XV век, отмеченный возрождением человека и его способностей, расцветом культуры Раннего Возрождения, получил итальянское наименование — «кватроченто». - Термин «гуманизм» введен в оборот в XIX веке для обозначения направления, изучающего человека и общество преимущественно гуманитарным (человеческим) кругом наук, и опрокинут па эпоху Возрождения. из сферы своих интересов университетские дисциплины (теология, астрономия, математика, натурфилософия, метафизика). Снова вводится в оборот «Studia humanitatis» (Цицерона): отдельный человек (homo), его внутренний мир, личные заслуги (доблесть, мудрость, смелость, щедрость) как основа благородства, занимают центральное место в творчестве гуманистов. Последние не принадлежат к официальной корпорации университетов и монастырей, определяющих движение духовно-религиозной культуры средневековья, и группируются при дворах правителей, вокруг знатных и богатых лиц (например, «кружок Медичи»). В силу этого гуманисты обладают творческой свободой и составляют новый слой (светская интеллигенция), состоящий из поэтов, писателей (сатириков), художников, архитекторов, педагогов, политических и государственных деятелей: П. Браччолини(1380-1459), Д. Манетти (1396-1459), Б. Альберта( 1404-1472) Л. Балла(1407-1457), П. Помпонаци(1462 -1525), Э. Ротсрдамский(1469-1520), Б. Микельанджело(1475-1564), С. Рафаэль (1483-1520), А. Дюре (1471-1528), Тициан(1477-1576), Т. Мор (1478-1535), Ф. Рабле(1494-1528) М. Сервантес(1547—1616), У. Шекспир(1564—1656) и др. Они признают приоритет художественной чуткости над книжной ученостью и научной объективностью: воображение, фантазия, эмоциональность не подчинены у них формально-логическим законам и методам опытного познания. Обращение к обшей культуре — литературной, исторической, философской — формирует литературно-риторический жанр (лирика, письма, эпистолы, памфлеты, сатира, миф, утопия), очищающий от тематических схоластических наслоений возрождаемую античность Гуманисты отвергают верность одной традиции, авторитету (аристотелизм) и восстанавливают утраченные творения других «добродетельных язычников» — Фалеса, Анаксагора, Демокрита, Гераклита, Сократа, Цицерона и т. д. Они рассматриваются как образец классической образованности, являющейся основанием строительства новой — гуманистической культуры. При этом предшествующую им тысячелетнюю средневековую культуру они воспринимают как «варварскую» («тьму папизма»). Тем самым раскрывается историческая перспектива: античность — средневековье — современность. Осознание содержательного различия между отрезками исторического времени, обращение к их эмпирическому переживанию ведет к секуляризации истории и историческому натурализму. Однако замена одних текстов другими не могла происходить безболезненно: ущербу подвергалась и построенная на теологическом и схоластическом авторитете текста система. Единство художественного творчества и научных изысканий, дерзкой фантазии и правдивости, с одной стороны, открывает новые горизонты в искусстве текста. С другой, формируя антропоцентрическое мировоззрение (в противовес средневековому теоцснтриз-му), выражая насмешливое и непочтительное отношение к средневековым авторитетам, гуманисты вызывали яростную критику и преследования со стороны теолого-схоластических и церковных кругов. Движение гуманистов, имевших свстско-энциклопедическую образованность, носило «клубный» характер и ориентировалось на элитарные круги читателей и меценатов: оно было оторвано от народа и непонятно соци- альным низам. Это была скорее форма диссиденетва1, то есть инакомыслия (разномыслия), как сопротивление схоластической унификации мысли и ее омертвлению. Гуманисты заслуживают глубокого уважения как первые, кто преодолевал прочный, укоренившийся диктатурой католической церкви страх перед богом. Выросшие на почве средневековой культуры, они вошли в противоречие с ней. Являясь преимущественно представителями литературы и искусства, гуманисты занимаются данной проблематикой, считая художественную деятельность неподсудной, свою форму деятельности они не воспринимают как форму религиозно-политического протеста. Являясь людьми идейными, с высокими идеалами и принципами, гуманисты мыслят по-другому, вопреки мнению большинства и имеют смелость высказывать свои мысли, выпадая из существующей системы. Занимаясь светскими художественно-научными проблемами, по своему стилю закрытыми для широкой публики, они не рассчитывают па овладение общественно-политическим движением. Однако, как всякое непонятное, гуманизм вносит какое-то беспокойство в общество, особенно в то, которое живет по строгим церковно-государственным предписаниям. Выражая желание современниками прекрасной жизни и счастья, гуманисты исходили из того, что человек предназначен служить самому себе (божественному началу в себе), а не самому богу. Свою цель они видят в том, чтобы научить человека наслаждаться жизнью, а для этого надо преодолеть страх перед богом. В этом плане человек является творческой личностью, а личное благо выступает мерилом нравственности. Он имеет возможность реализовать свою индивидуальность, стремление к земной, прижизненной славе: «человек — кузнец своей судьбы». В противовес нормам христианско-аскетической морали восстанавливается здоровая чувственность, эмоциональность, самопроявление, личное достоинство (инициатива, ответственность) — равная возможность каждого индивидуального существования. Такая позиция вела к обоснованию необходимости разграничения сфер церкви и государства. Последнее рассматривается как единственный способ конституировапия целого (политического организма), и служение ему — это служение самому себе (гражданский гуманизм, включающий отношения гражданства, подданства и т. п.). В условиях охватывающего Италию кризиса пробуждение личности, освобождение морали от пут религиозного лицемерия, приоритет людей действия, дела, обусловливают парадоксы социальной жизни и поведения малочисленной социально активной (незаурядной) части населения. В данную эпоху переплетались рационализм в идеале и волюнтаризм (эгоцентризм) в повседневном поведении, культ красоты в природе, человеческих творениях и жадная хватка, напор в делах, культ личной славы, апофеоз удачи и моральный скептицизм, цинизм (пир во время чумы), подчинения диктату страстей, руководимых разумом (virty) и «momento more». Формируется понятие «фортуна» как способ объяснения всего, что находится за 1 Диссидент — инакомыслящий человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания, не согласный с господствующим мировоззрением, существующим строем. пределами расчета, контроля и воли. Исход любого дела включает элемент неизвестности, то есть случайности, в событиях (непредвиденность, превратность, непостоянство), который может дать неожиданный результат. Фортуна, как капризная женщина, поворачивается разными сторонами и обретает образ колеса: чтобы сделать ее покорной, нужно своей рукой управлять вращением этого колеса. Краткость и быстротечность земного времени являются «шпорами» к действию, то есть призывают не упустить время для дел земных — «схватить настоящее на кончик шпаги». Обмирщенный антропоцентризм, подрыв веры в догмат конечного спасения не только не будили, но и пугали современников, эпатаж вызывал страх перед любым критическим суждением о святынях Публичные проявления политических диспутов и инициатив, практической сметливости и интриг, честолюбия и алчности, возвышения абсолютной светской власти сопровождаются постоянными конфликтами, коммунальными революциями, жестокими вооруженными схватками н фанатическими расправами над противниками Одновременно такой стиль жизни сопровождается поисками истины и идеалов, способных направить активность граждан на духовно-религиозное обновление. Дальнейший поиск связан с двумя направлениями оппозиции католической церкви в новой исторической ситуации рубежа XV-XVI веков — Возрождением и Реформацией. Их объединяет интерес к земной жизни человека, но гораздо больше того, что разъединяет их и по содержанию, и по результатам. Возрождение Во второй половине XV в. деятельность гуманистов расширилась до ре-нессансных наук о человеке и человечности, не только культурологических, но и натурфилософских. Представители Возрождения (Н, Кузанский(1401-1464), Л.да Винчи(1452-1519), П. делла Мирандола(1463-1494), Н. Коперник(S473-1543), Парацельс(1493-154!), Б. Телезио (1509-1588), Везалий(1514-1564), Д. Бруно(1548-1600), Т. де Браге (1546-1601), Т. Кампанелла (1568-1639), Г. Галилей (1564-1642), И. Кеплер(1571-1630), Я. Беме(1575—1624) и др.) стремились разрешить проблему разрыва божественного и природного начал в системе всего мироздания. Если для средневековой философии главным объектом познания является бог, то для натурфилософии таковым является природа, и человек понимается как ее часть. При этом сама средневековая философия воспринимается деятелями эпохи Ренессанса негативистски, и основной пафос направлен против теологии и схоластики. Философия Возрождения (возвращение к истокам) носит характер мифологического воскрешения античных философских систем, что не исключало и творение новых. Возрождается платонизм (Н. Кузапский, Д. Бруно), формируется пантеизм (Мирандола), растворяющий бога в природе: бог находится в самой природе как внутреннее деятельное начало, определяющее внутренний закон движения (а не как сверхприродный творец). Учение деизма (Галилей) утверждало, что бог сотворил природу, но развивается она без его вмешательства, по своим собственным законам. Природа, а не бог, является основой всего сущего и источником знания. Она предназначена служить человеку, он же ее хранитель. Поэтому перед натурфилософией стоит задача познать природу (бога в вещах) и сообразно с вей организовать реальную жизнь. Ренессанснос открытие человека связано с переходом к человекознанию, когда индивид берется как объект научного исследования, а не литературный персонаж или собеседник. Сама возрожденческая философия перестает быть нерасчлененной наукой. Натуральный (естественный) подход к познанию и объяснению мира ведет к дифференциации и кристаллизации конкретных наук (узкодисциплинарных), что ставит проблему союза (соотношения) философии и естественных дисциплин. Главный вопрос — как уйти от контроля схоластики, ставшей тормозом для естественнонаучной мысли? Натурфилософия Возрождения — наука о природном, физическом мире — возрождает демократическую натурфилософию и выступает как «качественная физика». Она опирается на концепцию одушевленности природы (анимизм) как всеобщей способности к ощущению, что открывает возможность смешивать научные открытия с мистическими и фантастическими допущениями. Данный организмический подход к мироустройству (живой организм) опирается на наблюдения, свидетельства других авторов, поверья и т. п. Поэтому, с одной стороны, натурфилософия приводит к величайшим открытиям: идея однородности и необъятности Вселенной, подрывающая основы учения о иерархическом различии небесного и земного миров; гелиоцентрическая система мира и др. Они выступают против мнения, что непосредственно очевидное дает полное истинное знание. Есть и нечто скрытое: только тот, кто способен увидеть скрытое, сможет и совершить невозможное. Кроме того, становится понятным, что небесные и земные движения подчиняются принципам единой механики, а библейские сказания являются мифом. Следовательно, и приемы гуманистов, которые годились лишь для овладения словесным искусством работы с античными текстами, заменяются новыми принципами и методами, помогающими относиться к своему предмету объективно (чего не могут сделать гуманисты) — наблюдение, опыт, эксперимент, математический расчет. С другой стороны, занятия натурфилософией сочетали научность с мистической спекулятивностью, связанной с натуральной магией, кабаллой, алхимией, мифологией и т. п. Поиски «эликсира жизни», «философского камня», путей магического воздействия на таинственные силы природы сопровождались экспериментальными измерениями и опытными исследованиями, приводившими к неожиданным открытиям (порох, фарфор и др.). Но наряду с этим, в сознании современников подобные занятия закрепляли за натурфилософами образ магов, чародеев, не разделявших реальное и мифическое. В частности, линия пантеистического мистицизма, популярная среди астрологов и алхимиков, сосредоточилась на проблеме «самораскрытия» бога в природе. Она опирается на веру в способность внезапных озарений, имеющих принудительный характер (концентрации на внутренних переживаниях); в единство и отказ признавать различия (противоположности) в чем-либо (добро и зло — суть одно); в отсутствие реальности времени (различие прошлого и будущего есть иллюзия) и др. Следование мудрости как интуитивному проникновению «по ту сторону» мира явлений противостоит дискурсивному аналитическому познанию, терпеливому исследованию истины наукой. Всякое знание, добытое помимо откровения — интеллектуальные аргументы (чувства, рассуждения и анализ), есть заблуждение и выглядит невежеством. Линия мистического пантеизма вела к признанию, что «свет божий» равно присутствует во всем. Поэтому всякий разумный и добродетельный человек, даже не слышавший о Христе, является, по сути дела, христианином и заслуживает спасения. Идея это вызывала равное неприятие богословов всех направлений христианства1. Социальный идеал Гуманизма и Возрождения формировался в виде утопии. В частности, «Утопия» Т. Мора(1478—1535) заключает в себе некую внецерковную игру человеческого воображения. То, что сам он был глубоко верующим человеком и под пышной одеждой лорда-канцлера носил власяницу, не имеет в данном случае значения Свобода от церковной традиции (свободомыслие) становится в данную эпоху достаточно распространенной. Мор опирается на «Государство» Платона — первую утопию античного мира. Но он создает свой идеал утопического коммунизма,то есть образ идеальной центрально-административной организации, способной ликвидировать страдания масс — положение английских крестьян под влиянием развития овцеводства. Мор обосновывает, что для установления справедливого общественного строя на основе равенства необходимо ликвидировать частную собственность. При этом производство должно носить се-мейно-рсмссленный характер, сельскохозяйственные работы — осуществляться по принципу трудовой повинности. Тем самым снимается противоположность между городом и деревней. Неприятный труд выполняют рабы, ставшие таковыми за различные гражданские и религиозные преступления. Данная централизованная организация способна обеспечить механизм распределения по потребностям населения через обязательное перераспределение произведенной продукции, систему общественных столовых. Отсутствие паразитизма поддерживает изобилие без особых технических средств. Самое главное, в результате достигается цель коммунистического общества утопийцев — обеспечение граждан свободным временем, необходимым для развития человеческой личности, се образования и духовной свободы. Проект Т. Мора о наилучшем устройстве государства находится за пределами реальности — в будущем — и является всего лишь литературным вымыслом. Он разворачивается в «Золотой книге» вопреки очевидности и является социальной критикой тогдашней Англии, сочетающейся с мечтой о лучшем общественном устройстве. Мечта Мора (как и всех гуманистов) о наступлении «золотого века» связана с церковной реформой посредством собора (сверху) и просвещенным государем. Поэтому «утопия места» пришла в столкновение с реформационным и контрреформационным движениями, возвышением абсолютной светской власти. Это привело 1 Последователь мистических течений саксонец Кшрин Кульман был сожженн в Москве в 1689 г. к конфликту Мора с «королевской реформацией», направленной на укрепление дворянства и нарождающейся буржуазии, завершившемуся казнью гуманиста1. В силу того, что в «Утопии» не содержалось указаний о путях достижения наилучшего устройства государства, она не была и программой действий. Данное произведение стало наименованием литературного жанра и стиля мышления. В частности, к данному жанру относится и «Город Солнца» Т. Кампа-неллы (3568—1639) , в котором автор измышлял государство с прекраснодушным правлением, ничего общего не имеющим с реальной политической действительностью, практической политикой. Общество, изображаемое им, застыло в неподвижности, имея лишь туманное прошлое и не имея никакого будущего. В утопии Кампанеллы по отношения к действительному ходу вещей определяющая роль принадлежит субъективным желаниям и представлениям. Его гумманистическая устремленность исходит из интересов плебейско-крестьянских низов общества, для которых социальное неравенство является источником всех бедствий и нищеты. Причиной же неравенства выступает частная собственность. Поэтому в государстве соляриев «вес общее», что делает их всех одновременно равно богатыми (у них есть все) и, вместе с тем, бедными (у них нет собственности) (26, 45). Коммунистическая утопия ликвидирует моногамную семью, устанавливает государственный контроль за деторождением, обучением и воспитанием детей. Применение технических новшеств и изобретений в труде способствует его сокращению при одновременном увеличении получаемой продукции (всего у них в'изобилии). В коммунистической общине политическая власть, религия и наука (в единстве с магией и астрологией) связаны между собой и обеспечивают духовное единство жителей Города Солнца: частная жизнь соляриев согласуется с научной регламентацией, предписаниями правителей и велением звезд. За преступления против господствующего религиозного культа предусматривается смертная казнь. Данная бюрократизация обусловливает казармешю-монастырские черты («казарменный коммунизм») идеального государства. Стремление Т. Кампанеллы ко всемирному единению, использованию папской церкви для реализации своей социальной программы («тюремных грез») не соответствовало духу времени и было практически неосуществимым. Вместе с тем, утопия «Города Солнца» противопоставляется макиавеллизму, который Кампанелла считал проповедью личной пользы, себялюбия, индивидуализма, основанных на частном интересе и неравенстве: почти все ученые и государи суть политики-макиавеллисты. Парадоксы переломного периода XV—XVI веков нашли отражение в сформулированных Н. Макиавелли (1469—1527) принципах и технологии власти в государстве (41). С одной стороны, он излагает внутренне совершенные идеалы организации общества, управления и лидерства, которые и сегодня вдохновляют не только политологов, но и специалистов в обла- 1 Вот уж воистину, как выразился О. Уайльд: «Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя». сти научного менеджмента и социологии управления. С другой стороны, как реальный политик. Макиавелли «рассуждал» уничтожающим образом, изолируя рассмотрение политических проблем от морали и религии, мешавших его свободному анализу усложняющейся новой жизни Здесь он следует формуле «не бойся греха, если в грехе спасение». Поэтому он оправдывает цинизм, интриги, жестокость, корысть как инструменты политического деятеля, который в достижении государственных интересов не гнушается никакими средствами. Государство выступает гарантом справедливости, получения основных благ и самой жизни граждан. Поэтому оно является высшей ценностью В таком понимании образцом идеального государя для Макиавелли является Цезарь Борджиа, превративший Флоренцию в «лабораторию политического опыта», основанного на тезисе: «Нравственность рождается в момент выбора* (цель оправдывает средства) Следовательно, для укрепления государства, достижения политического успеха правомерно использовать обман, хитрость, насилие и т. п. Политическая деятельность Макиавелли приходится на время смены мирохозяйственной конъюнктуры, эпохе хозяйственного расцвета итальянской буржуазии приходит конец, приоритетную роль начинают играть земледельческие классы, открывающие новый период католическо-феодальной реакции. Формирующиеся европейские национальные государства, наоборот, переживают подъем: начинаются освобождение от итальянской эксплуатации, насилия римской церкви и ликвидация старых (сюзеренс-ких) феодальных отношений. Идеал Макиавелли — это республиканская свобода и равенство под эгидой промышленно-торговой буржуазии и при неограниченной власти государя. Национальное государство абсолютистского типа должно служить интересам широких слоев общества: высшим классам (аристократия) и средним буржуазно-бюргерским слоям — народу (popolo). Бесправную бедноту он именует plebe. Но в республике, которая хочет' благоденствовать, дворянство нужно искоренить, а массы — взять в руки. При этом дворяне (земельная феодальная аристократия) являются «заклятыми врагами гражданственности», противниками всякого организованного общественного порядка (коммуна, республика) и подлежат уничтожению. Н. Макиавелли не вписывался в гуманистичеко-возрожденческий канон. Во-первых, он начал изучать человека и человеческие отношения не с этической, а с социологической точки зрения как существо «общежительное». Во-вторых, он создал политическую теорию и положил начало реальной политике как научной дисциплине. Однако освобождение последней от морали и религии послужило основанием для полемики против макиавеллизма и при жизни, и особенно после смерти его автора. При этом необходимо отметить, что и сам Макиавелли относился к гуманистам как к людям, воскрешающим «мертвые вещи» — античную поэзию, живопись, скульптуру, а ренессансный культ красоты воспринимал как нечто «бесполезное»: важно в жизни то, что нужно. Реформация (протестантизм) Святой дух— не скептик,и начертал он в наших сердцах не сомнения да размышления, а определенные утверждения, которые крепче и самой жизни, и всяческого слова. М. Лютер Наряду с ренессансным проявлением духовно-религиозного обновления протекает и Реформация, приведшая в конечном счете к исторической переориентации от традициоиалистической модели развития общества к индустриальной. В своей основе Реформация была враждебна Возрождению, так как опиралась на признание превосходства современной эпохи над античностью, верховенство Библии (библейская герменевтика), на национальную государственность, культуру и народные низы (народная реформация). Вождями реформациошюго движения были М.Лютер(1483-1546), У. Цвигли(1489-1531), Т. Мгонцср (!490-1525), Ж. Кальвин (1509-1564). Формирующийся под их влиянием протестантизм точно улавливал и формулировал требования времени, открывавшего эпоху раннебуржуаз-ных преобразований. Он стал конфессиональной доминантой капиталистической направленности развития Европы и Нового света, насыщенной новыми социально-культурными проблемами, требующими новаторской научно-технической и гуманитарной мысли 31 октября 1517г. М. Лютер обнародовал 95 тезисов против папских индульгенций и об ориентирах обновления христианства на основе «евангельской чистоты» первоначальной апостольской церкви и признания высокого значения человека (человеческого достоинства). Это явилось формальным началом Реформации. В 1526 г. Швейцарский рейхстаг принял решение о праве княжеской власти определять религию своих подданных по принципу «чья страна, того и вера». В 1529 г. это решение было отменено императором Германии Карлом, что вызвало протест участников рейхстага. С этого времени всех принадлежащих к новой церковной реформации стали называть протестантами. Данные конфессиональные противоречия завершились конфликтом и нетерпимостью враждующих лагерей христианства. Они стали причиной исторической полосы революций и войн, завершавших Средневековье и открывавших эпоху Нового времени. Поводом для радикальной реформации веры (при абсолютизации Библии) послужило «обмирщение» католической церкви, ставшей в процессе всемирного обогащения огромным собственником при одновременной проповеди идеала благочестивого аскетизма для мирян. Особую роль играли монастыри как опора и оплот храмовой церкви Монашество (монашеские ордена) основывалось на проживании в монастыре, послушании и воздержании. Никакие земные радости монаху не нужны, так как он отдан только богу и божьему промыслу. Любые невзгоды — это испытание его воли перед волей бога, а бедность является духовным идеалом («все свое ношу в себе»). Однако, во-первых, догматическое понятие «бедности» (как оно воплощалось в нищенствующих орденах) больше не соответствовало духов- ным и материальным потребностям эпохи. Экономический подход к вещам трактовал ее как обездоленность в социальной жизни, препятствующую счастью. Показная же бедность (нищенство) рассматривается как притворство и обман. Во-вторых, представители храмовой церкви занимались ростовщичеством, сбором пожертвований, продажей индульгенций, что вело к ее обогащению, красочному и пышному богослужению, противоречашим провозглашаемому идеалу бедности. Важнейшей характеристикой человека церковь считает его греховность. Поэтому основной установкой добродетельного образа жизни является искупление грехов, которое может быть эффективно осуществлено только с помощью церкви. Одним из его средств является свершение угодных (добрых) церкви дел (пожертвования, покупка индульгепци и т. п.) . В то же время, среди служителей церкви и монахов было немало жадных до денег и земных радостей, бессовестных, фанатичных и злобных. Все это обнаруживало коренное расхождение между сушим и должным, телесным и духовным бытием каждого христианина, которое подлежало радикальной перестройке. Подрыв морального авторитета римско-католической церкви среди верующих обусловливал их отчуждение от нее и стремление реставрировать первоначальный смысл Священного писания, очистить христианство от папизма (гугеноты, протестанты, пуритане и т. п.). Кроме того, обновленная религия способствовала укреплению национальных государств (Франция, Англия, Нидерланды, Швейцария и др.) и помогала в политической практике достижению государственных интересов и мирских благ. Авторитету папства протипостваляется требование «дешевой» церкви и авторитет общин самих верующих. М. Лютер облек данное требование в следующие слова: «Не знаю, может ли христианская вера терпеть еще одного главу вселенской церкви..., если у нас есть Христос». Провозглашение авторитета личной веры обусловило принцип «всесвящепства»: каждый является мирянином и священнослужителем одновременно Каждый может быть избранным для руководства общиной единоверцев. При этом община — родственники по духу нового благочестия — свободна в выборе «своей» истины («божественной правды»). Данный религиозный плюрализм, свобода от папства, формирует зачатки демократического самоуправлению. Зарождается идея глубинной (интимной) связи между человеческой душой и богом, божья глубина — моя глубина и наоборот, что делает возможным соединение любого человека с богом. Но тогда спасение каждого полностью зависит от него самого, без посредничества церковной иерархии, то есть последняя становится излишней. Происходит субъективизация и индивидуализация религиозности в рамках общины верующих. При этом зрительная сторона, столь важная для католицизма, не имеет значения. Невозможно откровение, одинаковое для многих людей, поэтому каждый человек должен идти к богу своей дорогой и сам нести ответственность перед ним. Человек может быть безгрешным, выполняя заповеди бога — следуя примеру Христа. Как разумное и свободное существо, он может исправить собственную ошибку и восстановить порвавшуюся связь с богом. Святым делают не церковно-социальные заслуги («добрые дела» есть от- ношения расчетливости с богом), а удивительное благочестие. При этом радикальное изменение статуса верующего и его взаимоотношений с церковью ведет к новому пониманию благочестия как внутренней углубленности (диалог с богом) — умягченности сердца (благость слез умиления). Однако чрезмерное благочестие рассматривается как путь к дьявольскому ослеплению. Учение о скрытом предопределении — «божественным предопределении» — формирует ментальность, что только бог определяет, кто будет спасен. В этом смысле протестантизм выступает знаменем — конфессиональным лоном формирования новой капиталистической формы хозяйствования и социального устройства. Ондемонстрирует свою приложимость к новым требованиям жизни и освящает личную энергию страсти в их реализации. Протестантизм ориентирует личность на жизненный успех и удачливость в делах, здравый смысл и трезвый, практический взгляд на реальность, преодоление любых препятствий при достижении цели. На этой основе формируется концепция личного процветания, профессионального и делового предназначения человека как служения богу. Заземленный практицизм и рационализм рождает максиму протестантизма: выполнение долга в рамках любой мирской профессии. Тем самым освящается любой труд как таковой, ему дается оценка «богоугодного». Труд ремесленника — это вечное зарождение и воплощение Слова (союз души с богом), воплощение божественного замысла в дела мирские. При этом главенство борьбы за личное благополучие, деловой успех над всеми иными жизненными установками — это и есть путь к спасению в результате собственных усилий. Вера и философия.Тезис протестантизма «Sola fide» — «оправдывает только вера» — обусловливает сложное отношение реформаторов к разуму и философии. С одной стороны, им приходилось прибегать к доводам разума в проповеди протестантской веры. Но с другой, разум, опирающийся на «языческую античность», есть блудница сатаны, он может только порочить творения бога. Поэтому реформаторы выступают против внесения разумности в дела веры. Однако это не означало, что разум и философия освобождались от роли «служанки» богословия и обрели свободу. В протестантизме четко просматривается позиция отвержения те ол о го-схоластического разума (философии) как орудия католицизма, являющегося духовной основой средневекового феодального общества. Данная установка распространяется и на гуманистичес ко -возрожден чес кую философию. Мудрствующий человеческий разум поражен субъективностью, спекулятивными (консенсусными) изысканиями единства через примирение противоположностей. Отсюда вытекала задача очищения «истиной веры» от человеческой разумности -— предрассудков, являющихся причиной заблуждений. Данное очищение осуществляется через борьбу и уничтожение противящегося единству. Таким образом, устранялась философия вообще, а не создавалась новая. Протестантизм проповедует императив: «знать — или погибнуть!», требующий избегать всякого рода сомнений и решительно занимать четкую позицию (делать страстный выбор). Интуитивное принятие «нечто» за истину без знания осуществляется на основе непоколебимой веры (да поможет бог) в правоту принятого решения. Именно личная вера должна быть основанием всяческих действий и поступков. Укрепленный верой разум (опора па веру) человека гарантирует лучший обоснованный выбор в практических действиях: то, во что веришь, должно непременно реализоваться в действиях. Вера (божественный свет) подготавливает мирскую мудрость, то есть бог через человека продолжает свое творение. Поэтому всеобщее равенство, свободное предпринимательство, личное обогащение, активное приспособление к наличному положению и т. п. становятся (в противовес аскетизму) позитивной общественной деятельностью, угодной богу. В этом плане протестантизм является источником несокрушимой энергии (сверхнапряжения) для повышенной активности в практических начинаниях светского человека в любой сфере деятельности. «Опытная вера» истинной религии — это и есть путь разумности. Слаба вера, коль скоро она останавливается перед трудностями сделанного выбора. Максимализм веры рассеивает сомнения. Возможность ошибки в предчувствии истины заставляет «трепетать сердце» человека, ибо ему не дано знать истину наперед. Что мне делать? Но человек должен на свой страх и риск принять решение, что угодно, лишь бы выбор был сделан. При этом критерием является книга — Святое писание. Оно нуждается в понимании, основанном на деятельности личного разума (а не авторитете церкви). Вместе с тем, освобождение разума и философии от роли «служанки» веры (а от не веры вообще), обусловливало их радикальное преобразование: отвержение технолого-схоластической рациональности, основанной на античной классике и аргументах, вело к новой рациональности в сфере светской, земной (естественной) жизни, основанной на «истинной вере» (верю, чтобы понимать), В концепции обновления разума Т. Мюпцера выделяются рассудок и разум. Естественный человеческий рассудок эгоистически служит человеческому своекорыстию. Божественная истина для него неисповедима, так как рассудок отрешен от бога и направлен па угоду плотского эгоизма творений. Наоборот, разум является выражением божественной мудрости, а «божественное» познание (откровение) направлено к всеобщей цели. Под воздействием «истиной веры» он из противоположности божественному преобразуется в форму проявления последнего. Данное освящение человеческого разума освобождает его от внешних авторитетов и утверждает в качестве непосредственного источника истины для человечества: внутреннее слово человек черпает из основы души через «божественное» откровение. Теперь, наряду с Библией как безупречным источником откровения, выступает и разум как живое внутреннее откровение. В нем проявляется «способность суждения» знать то, во что веришь: честность и правдивость верующего перед самим собой. В целом, Реформация по массовости, силе и основательности духовно-практического обновления обусловила конфессиональную форму процесса перестройки социокультурной жизни Европы XVI века. В частности, протестантизм формирует основу для развития познания, которое привело к новоевропейскому способу научно-философского мышлению. При этом происходило сложное переплетение религиозных и светских мотивов, выходящих далеко за рамки теолого-философских дискуссий. Рождалось новое реформаторское мировоззрение, которое вызывало яростное противодействие католической церковности. Контрреформация Лютер требует реформы церкви ? Отлично, мы ему противопоставим нашу контрреформу. И. Лойола Трудно быть христианином и умереть в сво- ей собственной постели. А. де Тольяричи Вторая половина XVI и первая половина XVII веков — это пограничье Средневековья и Нового времени. Переход к новому оказался длительным и драматическим процессом. Особую роль в нем играла Контрреформа-иия, стремящаяся реанимировать умирающую средневековую систему и восстановить былое могущество католической церкви. В основу ее программы легли решения Тридентского собора (1545-1563), который утвердил непререкаемый авторитет папства, конгрегацию инквизиции, издание «Ин-дкса запрещенных книг», введение строжайшей цензуры. Главным инструментом Контрреформации выступал «орден иезуитов» («Общество Иисуса»)1, с помощью которого огнем и мечом стремились искоренить протестантизм и любые другие ереси. Его представители пытались переработать теолого-философское учение Фомы Аквинского и метафизику Аристотеля 1 В XVIII в. ослабевшее папство, все больше уступающее давлению католических государей, дало согласие на упразднение своей главной опоры — ордена иезуитов. с учетом новых социокультурных требований времени. Данная «вторая схоластика»имела целью защиту и пропаганду1 католической доктрины в борьбе с идеями позднего Возрождения и Реформации. Однако она заняла господствующее положение только в иезуитских коллегиях, ряде европейских университетов и православных духовных семинариях, оставшихся в XVII-XVIII веках в стороне от развития научно-философской мысли Нового времени.
|