КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понимающая» психологияЭтого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века актуализируется проблематика психической (псюхе — душа) реальности как медиатора между двумя мирами; живым и искусственным (культурным). При этом перетекание психических (духовных) явлений — сознания, эмоций, воли и т, п. — в человеческие отношения и рукотворные предметы инициирует представления о социальном мире как психокультурном комплексе.
— предметы (искусственная сфера) — знаки (репрезентанты) Внимание привлекают вопросы о роли «психического» в жизнедеятельности общества: субъективной свободы, значения выбора и воли в жизни человека, знакового общения, ценностного познания и др. Духовная жизнь как сфера культуры и творчества выступает теперь в качестве социально-исторической действительности (реальности). Новое понятие — «жизнь» — предстает как мир, в котором действует тотальность духовной взаимосвязи жизненных единиц — индивидуумов, продолжающих себя в сообществах. ' В Балснской школе неокантианства проблема плюрализма разрабатывается в учении о ценностях— «аксиологический плюрализм». В нем выделяются два аспекта. Во-первых, утверждение, что любые ценностные концепции, системы равноправны и принципу монизма в познании нет места. Во-вторых, что ни одна из ценностей в рамках данной концепции не принадлежит к числу ведущих и принципу партийности в познании нет места. Из аксеологического плюрализма вытекает правило, что «все правы вместе, но никто в отдельности». Все самые необходимые и возвышенные ценности противоречат друг другу. Кроме того, и у людей, желающих одного и того же, всегда находятся взаимоисключающие аргументы. Поэтому невозможно служить лишь одной ценности, не попирая в той или иной степени остальные. При этом целесообразность решения не может быть доказана рационально, а борьба — это победа одной правды, если ты кругом прав, значит кругом неправ твой оппонент. Поэтому нельзя никаким направлениям, течениям отдавать предпочтение, а надо лишь проявлять эклектизм. При этом духовные факторы рассматриваются как животворящая сила всего социокультурного процесса. Причастность всех людей (историческое существо) к жизни духа и их одинаковость обусловливают общезначимость положений наук о духе. Общие понятия, обеспечивающие всеобщность суждений и теорий, которыми они пользуются, являются результатом переживаний и пониманий. Среди наук о духе психология,занимающаяся непосредственно психической реальностью, становится основой и эталоном передового изучения человека (сообщества) и фундаментом для всех знаний о нем. Вместе с тем, Дильтей подразделяет психологию на объяснительную и описательную (понимающую). Объяснительная психология.Во второй половине XIX века достижения экспериментальной психологии и физиологии открыли перспективу постановки исследования духовных процессов на твердую почву функциональной зависимости психических явлений от физиологических, то есть проверяемых количественных характеристик. Под воздействием объективных методов и контролируемого эксперимента психология обретает статус самостоятельной научной дисциплины. В силу того, что эта методика заимствовалась из более развитой в то время физиологии высшей нервной деятельности, формирование концептуально-объяснительно го аппарата психологии приняло физиологическую окраску. В ее основе лежит физиологическийредукционизм как стремление свести психику к мозговым процессам: для каждой психологической функции пытались отыскать непосредственную физиологическую основу в мозговых процессах. Эта коррелятивная связь имеет характер соответствия, когда с изменением одного ряда процессов имеет место изменения другого и наоборот1. Эксперименты в области психики человека убедительно раскрыли зависимость психической деятельности от процессов, которые происходят в нервной системе и человеческом организме в целом. Лабораторные опыты (Г. Фихнер) открыли характер психической реальности как взаимодействие физических стимулов и сенсорных реакций. Органы ощущений при этом воспринимают прежде всего самих себя (И. Мюллер) — свои имманентно энергию и состояние. Психическая жизнь — ощущения — предстала как физиологические процессы, которые можно измерять (стимул — реакция) 1 В естествознании подобные связи раскрываются простым наблюдением внешних по отношению к субъекту явлений, предполагающим его проверку (верификацию). Последняя заключается в объективном (опытном) подтверждении полученных данных с помощью средств, которые позволяют корректировать иллюзии восприятия. В психологии линия физиологического редукционизма получила развитие в бихевиоризме(альтернативе гештальтпсихологии), определившем облик американской психологии (психологизации социологии). Его кредо выражает формула «стимул — реакция», согласно которой предметом психологии является поведение как наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стимулов. Такой подход объявлял собственно психологические понятия (сознание, эмоции, воля и т. п.) лишенными всякого научного содержания. При данном стимуле (ситуации) мы может наперед сказать, какая будет реакция (поведение) и наоборот. (См. об этом: Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм. — М.. 1998). экспериментальными методами. Психолога интересуют измеряемые параметры психической деятельности человека при решении задач, определяемых алгоритмом жизни, труда и т. п. Такое познание способствует основанному на физиологической активности центральной нервной системы приспособлению обладающего психическими функциями организма к окружающей среде. Данный теоретико-прикладной характер экспериментальной психологии обусловливал ее актуальность, привлекательность и востребованность. Однако Дильтей рассматривает объяснительную психологию как экспериментально-естественнонаучную дисциплину, основанную на детерминизме. Она продолжает традиции наук о природе: стремится вскрыть причинную связь психических феноменов (стимул — реакция) и подвести их под законы. Разум устанавливает, а опыт проверяет. Дильтей рассматриваете установку о связи психических явлений с нервными процессами как неправомерное утверждение о том, что духовные (психические) явления суть лишь побочные явления физических процессов (4, 7). В ней он усматривает скрытый материализм. Последний (как и идеализм) для него выступает как разлагающий фактор для науки. Описательная (понимающая) психология. Описательная психология — это дисциплина, изучающая переживаемые (а не выводимые) человеком душевные состояния: она описывает и анализирует связи, которые даны нам изначально и всегда в виде самой жизни, растворенной в психических состояниях — актах сознания и воли (4, 17; 18). Через переживание (вчувство-вание) этих состояний мы можем достигнуть полного их понимания и постижения1. Концептуально, по Дильтею, в основе «наук о духе» (история, общество) лежат связи душевной жизни как первоначальное данное (4, 8): душевная жизнь — некоторый композиту*! (4, 89) — есть связь чувств, воли, 1 Такой подход был направлен против физиоло газации психики: вместо поисков объяснения психического «внизу» — к физиологической основе, совершатся антиредукционистское движение «сверху» — с позиции целостности и самостоятельности психической жизни. На этой основе формируется концепция гештальтпсихологаи в немецкоязычной школе психологии, развивающая в 20-30 годы идею понимания на базе экспериментально-теоретического изучения восприятия и мышления. Ее представители (В. Кё'лер, М. Вертгаймер, К. Коффка, Хр. фон Эренфедьсон и др.) исходят из установки, что в психических процессах важную роль играют структурированные целые — гештальты (структура, конфигурация), то есть целое как результат взаимодействия частей (отдельных членов группы). В результате целостность предстает как относительная самостоятельность явлений. Основной тезис гештальтпсихоло-гии заключается в том, что явления психики не строятся путем синтеза свойств элементов, существующих до этого независимо. С самого начала явление представляет собой структурировано-организованную целостность (свойство аккорда в музыке) — гештальт. С его помошью в гештальтпсихологии объясняют функционирование психики как движение по некоторой последовательности структур: целостность должна не только объединять исследуемый объект, но и задавать схему его расчленения, которая при сохранении целого обеспечивает возможность его анализа (используя понятия «поле», «схватывание», «озарение», «инсайт»). свободы, мотивов, представлений, зависимости (4, 12). Данный психический (переживаемый) комплекс является первичным и различие его членов — дело уже последующего. Душевные связи в виде самой жизни даны изначально, а не выводятся посредством гипотез, умозаключений и философских конструкций. Связи эти составляют подпочвенный слой процесса познания: непосредственное их переживание «лежит в основе всякого постижения фактов духовного, исторического и общественного порядка» (4, 17). Познание связей происходит с помощью внутреннего восприятия (интроспекции), опыта в нас самих (а не чувственного раздражения) — интуитивного понимания (4, 19). Психическое мышление (анализ) расчленяет и различает структуру душевной жизни (чувствования, веления и представления), которая нам дается в отношениях как связь живая, историческая (4, 67). «Всякая связь, видимая нашим восприятием и устанавливаемая нашим мышлением, вытекает из собственной внутренней жизненности» (4, 73). Целесообразность, господствующая в душевной жизни, есть присущее последней свойство связи ее составных частей (4, 93). Пережитые же в чувстве жизненные отношения составляют ценности жизни (4, 94). В процессе понимания и постижения душевной жизни участвует не только интеллектуальная деятельность, но и вся тотальность нашей духовной жизни. В ней общественная жизнь развертывается как жизнь духа и лишь проецируется во внедуховную жизнь индивидов — субъектов исторического процесса. Индивидуальность есть образ самого мира, поэтому закономерности отдельной души принимают форму закономерностей социальной жизни. Таким образом, структура общества определяется психической структурой индивидуума,а не наоборот. Отсюда вытекает, что индивидуальная психическая (духовная) жизнь, продолжающая себя в сообществах, выступает как единица измерения социальной (исторической) реальности. Из «человеческой жизни» вытекают все общественные процессы, поэтому психические явления не даны «извне», и мы непосредственно их не усматриваем. Они вытекают «изнутри» — мы сами переживаем и понимаем психическое состояние (экзистенциальная интуиция). Данные феномены и выступают основой социальной жизни. Обращение к переживанию и пониманию означает поворот к внутреннему самоуглублению и субъективному видению человеком социального мира: он является потоком психических переживаний. Психическая жизнь (инстинкты, желания, интересы, эмоции, воля и т. п.) человека как субъекта истории, вызывает изменения в природном (экономическом) мире через физические действия, которые наполнены мотивами, смыслами и целями^. Тем самым психическая жизнь предстает как психический феномен в своих внутренних связях, что и составляет предметнаук о духе (исторических). Субъективность, непредсказуемость, иррациональность человеческих (душевных) состояний обусловливает потребность в иной (нетрадиционной) методологии и методике, которые позволили бы получать общезначимое знание исторической жизненной связи. 1 Данное положение "понимающей психологии» Дильтея, станет лейтмотивом веберовской «понимающей социологии». Дильтей разрабатывает концепцию описательной (понимающей) психологии, которая являлась своеобразным поиском «третьего пути» между индуктивно-гипотетической (естествознание) и дедуктивно-абстракт ной (метафизика) методологиями. Он ориентировался на «расколдовывание» содержательных смыслов «другого» (человека, обществ, культуры). В силу этого «понимающая» психология выступала как идеографическая (идеализирующая) наука, устанавливающая смысл единичного (конкретного), особенного в исторической реальности1. Изучение природы человека как носителя психики необходимо начинать с познания экзистенциально-феноменологических основ, требующих погружения в них, вчувствования (впитывания) непосредственного опыта до достижения момента, когда какие-то «вещи» приходят в голову (интуитивно).После этого требуется еще дополнительная работа по доводке идей до уровня, на котором они могут быть проверены экспериментальным путем. Однако прямая экспериментальная проверка (в естественнонаучном понимании) психологических феноменов трудно осуществима. Поэтому исследования в области психологии не могут избежать субъективности исследователя. Следовательно, надо прекратить войну с ней: уникальные возможности субъективности должны стать специфическим инструментом исследования в виде вынесения экспертных заключений. Исследователь передает свои суждения (отстранение) на рассмотрение другим исследователям (экспертам) в лице квалифицированных ученых2, В силу того, что психические структуры у людей сходны, на основе идентификации открывается возможность понимания внутреннего мира людей с помощью со-чувствия, со-переживания индивидуальных и коллективных жизненных связей. Решение проблемы общезначимости при субъективном характере переживаний обусловливало обращение к вопросам взаимодействия (интеграции), языкового общения (коммуникации), исторического и логического аспектов понимания, выходящих за пределы психического познания. Понять автора — значит понять другое (чужое) сознание и его мир, в актах которого растворены исторические события. Аналогия психической жизни индивидуума (отдельной личности) с историческим процессом означает, что этот процесс в определенном аспекте совпадет с биографией. Через повторное переживание состояний индивидуальности и своеобразия внутреннего опыта «другого» (изучаемого исторического события) мы может достигнуть их полного понимания и постижения (3, 22). При этом неопределенность границ способствует вечной актуальности книжно-письменной интерпретации. Таким образом, перенос акцента с объяснения (науки о природе) па понимание (науки о духе) способствовал развитию и обогащению методов познания социальной жизни: текстологии (контент-анализ), автобиогра- ' Она претендовала на альтернативную роль по отношению к номотетической науке, отыскивающей обшие законы, допускающие формализацию и с помошью генерализирующих методов подводящие единичное под общую закономерность. 5 Данная логика получения общезначимого — истинного значения — будет развита в учении «идеального типа» М. Вебера. фии (биографический), тестирования (опрос). В результате генерализирующие опытно-экспериментальные, статистические, историко-сравпитель-пые методы дополняются потенциалом косвенного познания общего через исследования единичного. Психологизация истории Закономерности отдельной души принимают форму закономерностей социальной жизни. В. Дилътей „ Дильтеи развивает идею о связи между понятиями «жизнь» и «история», которая ориентирует на то, что на место всеобщего гегелевского разума приходит историческая жизненная взаимосвязь и мощь иррационального в ней. Жизненные стремления, побудительные мотивы исторической деятельности людей, одаренных индивидуальностью и обладающих страстями, придают конкретную форму историческому процессу. Поэтому социальная жизнь и ее развитие вторичны и производим от психических факторов (внеэкономических). В силу того, что психические структуры у людей сходны, открывается возможность познать и реконструировать духовный мир «другого» (чужого) по аналогии. Таким образом, жизнь перестала быть специфической прерогативой исключительно философского рассмотрения. Происходит смещение к гуманитарной (антипозитивистской) установке в познании «социального» и в приоритетном обращении к «наукам о духе» (историческим) — человековедению (обществоведению). Их специфика заключается в том, что эти науки не требуют естественнонаучных процедур, так как постоянное взаимодействие переживания и понимания поддается «расшифровке» только гуманитарно-научным методам (3, 13). В исторической науке мир строится на основе полноты собственных переживаний и пониманий историка, которые объективируются (опредмечиваются) в смысловых образованиях культуры: документах, произведениях, зафиксированных поступках, жизненных откровениях, памятниках культуры и т. п. В них происходит смысловое кодирование жизни. При этом переживания составляют психическое содержание социальной жизни. Оно фиксируется в культурно-историческом процессе, и понимание этого содержания требует личного «вживания» («сопереживания») исследователя в события прошлого (чужого внутреннего мира), которое делает их вновь «живыми», настоящими (непосредственными). Историк должен не просто воспроизвести истинную картину исторического события, а «пережить» его заново, «истолковать» и воспроизвести как живое: не только происходящее в материальных условиях жизни людей (производство, быт и т. п.), но и побудительные мотивы, жизненные стремления исторической деятельности людей. Поэтому познание смысла -субъективной (психологической) стороны исторических событий душой и интуицией исследователя требует иного (по отношению к естественнонаучному) изучения. Историческое знание (науки о духе) и естественнонаучное знание (науки о природе) неоднородны. В обществе нет единого и неизменного по- рядка вещей, то есть естествен ноисторичес ко го хода событий. Следовательно, и не существует всеобщих законов исторического развития. Метафизические теории, занимающиеся утверждением подобных законов, хотя и имеют определенную ценность, не способны, однако, разрешить вопросы, которые касаются дел человеческих. Рациональному мышлению нет дела до чувств и эмоций человека, до всего, что для него является самым важным. Оно насильственно обращается с историческими фактами в угоду предвзятым теоретическим конструкциям (Гегель, Копт, Маркс и др.). История для них самостоятельного значения не имела: исторические факты использовались лишь как «сырье» для философских обобщений. В частности, на основе метафизических теорий создаются схемы с предпосылкой финализма: схемы объяснения, предполагающие осуществление конечных целей, генетически связанные с христианской эсхатологией «конца истории», когда воцарится, наконец, «земной рай», а в «человецах благоволение». К ним можно отнести учения о «трех стадиях» (Конт), формациях (Маркс), имеющих характер философских постулатов традиционной метафизической философии, проверке которых внимание почти не уделялось. Однако живая жизнь шла своим чередом и не укладывалась в рамки абстрактного мышления и категорий (схем), предлагаемых данными социальными пророками. Отсюда вытекала основная теоретическая задача — произвести критический анализ всего «исторического знания» («исторического разума») и дать новую трактовку исторического метода, способного создать науку о человеческой истории (науку о духе). В этом плане ДильтеЙ выступает как «Кант исторического знания», радикально противопоставивший исторические (гуманитарные) науки естествознанию. Единой методологией, способной охватить всю историю духа и воссоздать исторический духовный мир, стала психология,непосредственно занимающаяся психической реальностью. Она становится эталоном передового изучения человека (сообществ) и фундаментом для всех знаний о нем. В этом заключается смысл психологизации истории. Исходной установкой психологизации истории является представление культурно-исторического процесса как сцепления сознательных, эмоциональных и волевых активностей, то есть его содержание составляет психология (а не логика)1. Данный факт роднит психологическое мышление с художественными формами освоения исторической действительности. История как научное формирование образа — есть своеобразный переход между пережитым и поэзией2. 1 Дильтей не выступает против логики как таковой. Но дело в том, что рацио 2 Как отмечает Дильтей, одна и та же мировая загадка стоит перед поэзией и Представители философии жизни считают, что в исторической действительности имеет место лишь «индивидуальный закон»,выводимый на основе интуитивного постижения «жизненного чувства индивидов» («сцепление их судеб»). При изучении исторического события невозможно представить весь комплекс составляющих его частей. Для исторического познания характерно различное осознание ценности воспринимаемых душевных фактов. Именно ценность обусловливает отделение существенного от несущественного для наших жизненных связей. Историк изучает историческую жизнь через индивидуальность, которая «является образом самого мира» (3, 112). Он должен вчувствоваться (внутреннее восприятие) в историческое событие и понять мысли, настроения и мотивы участников данного события и тем самым пережить его во всей индивидуальности и своеобразии. Этим и будет достигнуто все, что может дать наука. Таким образом, основой для переживания, понимания и интерпретации исторических событий выступает личность и происходящие в ее душе процессы. Однако интерпретация не может быть завершенной. Поэтому занятия разысканием «исторических законов» (всеобщих) несостоятельны. В целом, познавательная активность нового психологического подхода заключалась в стремлении «расшифровать» включенность человека в жизненный мир, акцентируя его субъективнуюсторону — жизненные стремления, мотивы, смыслы. Его представители проникали в духовные глубины своего времени и истолковывали их как основу жизнедеятельности цивилизации, социальной жизни, состоящей из запаса культуры — идей, знаний, ценностей. Психологизм становится определяющим фактором развития, гуманизации социальных наук последней трети XIX века. Его проникновение в социологию привело к формированию направления «социологического психологизма», определяющей чертой которого стало смешение предметов социологии и психологии.
|