КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественное мнениеРаскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее он определяет как результат влияния умов друг на друга на расстоянии или при личном соприкосновении. Общим и постоянным средством образования данного феномена является разговор. В работе: «Общественное мнение и разговор» Тард выделяет три силы разветвления общественного духа, формирующие мнения: а) индивидуумы, составляющие нацию; б) осознание обладания ими обшей традицией; в) сознательное подчинение решениям разума, который считается высшим (23, 301). Разговор и его главный источник — публичное слово (в наше время) —• пресса являются важными факторами (каналами) мнения (наряду с традицией и разумом). Пресса выполняет роль воспитателя общественного мнения: она превращает индивидуальные идеи в общественное достояние. Мнение становится кратковременной, более или менее логической группой суждений, которые, отвечая запросам современности, воспроизводятся в многочисленных экземплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени. Для известного случая оно становится всемогущим не только против традиции, по также и против разума судебного, научного, законодательного, государственного (23, 303). При этом мнение является силой как для добра, так и для зла. Тард подчеркивает, что в большом обществе, разделенном на национальности и подразделенном на провинции, на области, на города, существовало всегда, даже до прессы, интернациональное мнение, пробуждающееся время от времени; под ним — мнения областные и местные, почти постоянные. Это — слои общественного духа, наложенные один на другой. Только пропорции этих различных пластов в смысле важности, в смысле толщины значительно изменялись, и легко заметить, в каком направлении. Чем более мы углубляемся в прошлое, тем более преобладающее значение имеет местное мнение. Национализировать мало-помалу и даже постепенно интернационализировать общественный дух — такова работа журнализма (23, 308). XX век будет, по мнению Тарда, веком космополитической (интеллектуальной) публики, опосредовано соединенной массовыми каналами, передающими идеи и формирующими общественное мнение. Последнее способствует органичному — плодотворному приспособлению и превращению индивидуального мнения в мнение общественное — общественный дух. Благодаря этому граждане чувствуют себя соединенными временной связью. Тард отмечает, что в государствах «отсталых» (закрытых) единогласие является обязательным и волю всех депутатов, кроме одного, останавливала оппозиция этого единственного несогласного лица (23, 3JO). «Высшей заслугой прежнего монарха было то, чго он устанавливал единство и сознание нации. .» (23, 311). Поэтому закон большинства не был и не мог быть понятен до расцвета прессы и национализации мнения. После же ее расцвета всякий другой закон кажется немыслимым. Только всеобщее право голоса открывает всемогущество большинства: «... все должны склоняться перед очень важным решением, вотированным большинством в один только голос» (23, 310). Данное действие великой нивелирующей демократии сделалось возможным только благодаря продолжительному и неуклонному действию прессы. В этом смысле она является «четвертой властью» в условиях разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. «...Теперешний монарх имеет право на существование только в том смысле, что он выражает это единство, установленное вне его при помощи постоянного национального мнения, сознающего само себя, и применяется или приспосабливается к нему, без того чтобы покоряться ему» (23, 311). Отмечая прогресс прессы как воспитателя общественного мнения, Тард задает вопрос: «Не печать ли взрастила наравне с нашим интернационализмом наш национализм, который представляется его отрицанием и мог бы быть только его дополнением? Если возрастающий национализм вместо уменьшающегося реализма сделался новой формой нашего патриотизма, не следует ли приписать это явление той же самой страшной и плодотворной силе?» {23, 311) Отвечая на данный вопрос, он констатирует, что по мере того, как государства смешиваются друг с другом, подражают друг другу, ассимилируют и морально объединяются, разграничение национальностей углубляется, и их противоречия кажутся непримиримыми. На первый взгляд, нельзя понять этого контраста националистического XIX века с космополитизмом века передыдушего. Но этот результат, на вид парадоксальный, является наиболее логическим. Благодаря обмену товарами, всякого рода опытом уменьшалось абсолютное различие между нациями. Благодаря же газетам прогрессировал обмен идеями среди индивидуумов каждого народа, увеличивая относительное и сознательное различие между нациями. «Заметим, что географические границы национальностей в наше время стремятся все более и более слиться с границами главных языков. Есть государства, где борьба языков и борьба национальностей слились воедино. Причина эта та, что национальное чувство оживилось, благодаря журнализму, и сила света газет прекращается на границах того наречия, на котором они написаны» (23, 312). Различая общечеловеческое и интернациональное (или национальное), Тард отмечает перевес книги в формировании космополитических и отвлеченных тенденций общественного духа в качестве воспитателя общественного мнения. Разговор. Тард писал, что пресса является лишь одним из новых факторов общественного мнения. Есть и другой наиболее постоянный и универсальный фактор мнения — это разговор, и прежде всего разговор избранных (23, 313). Под ним он понимает всякий диалог, в условиях которого человек наблюдает другого человека со всей доступной ему силой внимания. В результате происходит взаимное приспособление двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого. Поэтому решение задачи и удовлетворение потребности есть только ответ на вопрос: собеседники действуют один на другого и проникают друг в друга. В результате происходит фокусировка на языке, контексте, фоне разговора: тембр голоса, взгляд, жесты, мимика, которые влияют на собеседников как магнетические пассы. Эти и другие составляющие разговора, по мнению Тарда, есть основа психологии или «социологии разговора» (23, 315). Он рассматривает эволюцию разговора, его разновидности: обмен мыслями, спор, взаимный допрос, обязательный (церемониальный, установленный, ритуальный), публичный (газета) и т. п. Тем самым разговор раскрывается как могущественный агент распространения подражания (23, 329) и функционирования общественного мнения. Творчество социологического психологизма Г. Тарда оказало влияние на развитие проблематики социальных групп, психосоциальных механизмов коммуникации, массового общества, дискурса1 и др. Он также наметил технику количественного измерения общественного мнения с помощью индикаторов поведения: количество людей, посещающих церковь; продажа книг по различной тематике; тираж газет различных оттенков; результаты выборов и др. Их колебания выражают изменения общественного мнения. 1 Концепция дискурсакак вида речевой коммуникации получила развитие в 70-е годы XX пека усилиями Дж. Серля, Ю. Хабермаса, А. Гоулднера и др. В ней обосновывается «идеальная речевая ситуация», в которой через речевые акты, структуры языка получает выражение все. что фигурирует в речевом общении, социальном взаимодействии. Благодаря этому дискурс делает явными ценности, нормы и правила социальной жизни.
|