Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




Феодальный строй берет свое начало в Западной Европе с падением Римской империи и тянется до буржуазных революций ХVI – ХVIII столетий. В средних веках условно можно выделить следующие этапы развития: раннее средневековье (V – ХI в.), классическое средневековье (ХI – ХV в.) и, наконец, позднее средневековье, которое заканчивается периодом буржуазных революций. Последний этап характеризуется бурным процессом разрушения натурального хозяйства как основы феодализма и усилением рыночных связей.

В странах Востока феодализм начал формироваться с III по VIII век. Однако, следует помнить, что его развитие могло проходить или на базе разложения рабовладения или же общинного хозяйства, то есть, минуя рабство. Собственность была как феодалов, так и крестьян. Однако, в отличие от рабовладения, крестьянин мог вкладывать свою волю в мёртвые вещи (свою собственность, как-то домашний скот, личное имущество и т.д.). В этом случае крестьянин мог уже пользоваться частью продукта, которая у него оставалась после уплаты ренты феодалу или поземельного налога, как это было на Востоке.

В Западной Европе, наряду с государственной и помещичьей собственностью на землю, сохраняется ещё и община свободных крестьян. Собственность же на землю феодала принимала вид или аллода или феода.

Восточное рабство превращалось в феодальные отношения через государственную собственность и строй деспотии. По определению К.Маркса, отсутствие частной собственности на землю было настоящим ключом даже к восточному небу (с точки зрения особенности исламской духовности). На Востоке существовали две общественные структуры: прочная самодовлеющая община, где ремесло было соединено с земледелием и ассоциированный в государство господствующий класс, который обслуживал несложные потребности общинников и паразитировал на их базисе.

В России первоначальной формой феодальной собственности была вотчина. В ХV – ХVI веках формируются централизованные государства, а во второй половине ХVI века происходит окончательное закрепощение крестьян.

Экономический строй феодализма носил более прогрессивный характер, чем рабовладельческий. Так, развивая производительные силы, феодализм дал миру чугунолитейное производство, водоотливные насосы, книгопечатанье, компас и ряд других великих изобретений. В сельском хозяйстве развивалось трехполье. Ремесло, в свою очередь, отделилось от сельского хозяйства.

Производственные отношения строились на крупной земельной собственности. Монополия феодалов на землю делала их распорядителями судьбы крестьян и горожан, а личная зависимость получала оформление в виде крепостного права.

Формами феодального производства были барщинное и оброчное хозяйство. С развитием обмена меняются формы феодальной ренты сначала от отработочной до продуктовой и, наконец, денежной. Воспроизводство, при этом, оставалось простым.

В городах существовал цеховой строй. Одновременно усиливалось концентрация купечества, оформлявшегося в гильдии. Углублялись противоречия между городом и деревней. Жизнь городов на определенном этапе привела к необходимости регламентации хозяйственной деятельности горожан.

Развитие торговли давало новый толчок товарно-денежным отношениям, которые с разрушением рабовладения сворачиваются. Результатом расширения торговли становится вовлечение в сферу обращения не только необходимого продукта, но и части прибавочного. Развитие денежного обращения вдохнуло вторую жизнь в функционирование ростовщического капитала. Постепенно товарно-денежные отношения очищаются от феодальных наслоений, превращая денежную форму богатства в господствующую.

Купеческий и ростовщический капиталы разрушают дотоварные формы связи. На их место приходят вещные формы отношений. Формируется наёмный труд, который подчиняется процессу производства стоимости.

Всё это протекает на фоне первоначального накопления капитала. Усиление экономической власти третьего сословия ведёт к нарастанию противоречий с представителями феодального сословия. Это вызывает необходимость коренных изменений в надстройке общества, что знаменует начало целой полосы буржуазных революций, начиная с первых в Нидерландах и Англии.

Отмеченные закономерности позволяют дать характеристику экономической мысли феодализма. Прежде всего, отметим большое влияние религии, и в первую очередь, христианства и ислама. Как и при рабовладении, мысль не выделяется в отдельный объект исследования. Отношения между людьми тесно связаны с природой, продолжением которой является человек, отражением чего является сословный строй феодализма, пронизывающий всю экономическую мысль того времени.

Разработка идеологии господствующего класса становится уделом феодалов-священнослужителей. Ими разрабатываются теологические проблемы, в которые облекается, в том числе, и экономическая мысль на основе положений.

Специфическим разделом экономической мысли того времени становятся идеи бюргеров (горожан). Они приобретают вид цеховых уставов и городского права. Кроме господствующих взглядов формируются и воззрения народных масс. Они получают вид программ крестьянских восстаний, ересей и, наконец, в ХVI – ХVII веках, набирают силу социальные утопии феодального строя.

Таким образом, мысль приобретает две определяющие характеристики: религиозный и сословный характер.

Кроме общих черт, в зависимости от региона, мысль приобретала специфические черты, в которые окрашивались идеи мыслителей в разных странах. Так, особенностью экономической мысли Византии и стран Восточной Европы являлся её ярко выраженный государственный характер.

Экономическая мысль средневекового Востока, в свою очередь, продолжала разрабатывать те же проблемы, что и в древности. Так, например, в Древнем Китае, Ли Гоу разрабатывал принципы поведения людей в соответствии с канонами конфуцианства. Арабский мир того времени, как и сегодня, находился под большим влиянием ислама, основные положения которого, в том числе и в экономических аспектах, изложены в священной для мусульман книге – Коране. В нём закреплялись отношения внеэкономической зависимости как неравенство между людьми от рождения.

После общей характеристики экономической мысли феодализма, а потом её особенностейв больших регионах, следует перейти к её детализации, то есть к характеристике единичного.При рассмотрении единичного остановимся на взглядах двух выдающихся мыслителей феодальной эпохи – араба Ибн-Хальдуна (1332 – 1406)и величайшего теолога Западной Европы Фомы Аквинского (Аквината) (1225/26 – 1274).

Ибн –Хальдун считал, что в основе цивилизации лежит теория общественного развития (теория «социальной физики»). Мыслитель ввёл свою периодизацию истории, различая стадию дикости, «сельской жизни» и «городской жизни» (цивилизация).

Для характеристики отношений личной зависимости и подчинения он ввёл категорию «мульк». «Мульк» – это благородная и приятная судьба, которая охватывает все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовное наслаждение, это власть владения. «Мульк» принадлежит тому, кто сможет подчинить себе больше людей. Это означает авторитетность данного человека, который вложил свою волю в других людей. Переход от стадии дикости к отношениям господства и подчинения вызывает необходимость развития функции управления людьми.

Большое значение сыграли в развитии науки разработки философом некоторых чисто экономических проблем, связанных с функционированием рынка: о стоимости, товаре, деньгах и их функциях, ценах, налогах, разделении труда и т.д. Ибн–Хальдун считал, что в основе обмена товаров лежит труд, что стало новым словом в науке того времени. Впервые в стоимость материалов он включил и стоимость сырья, средств труда, стоимость труда производителей других товаров. Торговлю Ибн-Хальдун называл естественным способом добывания средств к жизни. Особое место в его философии заняла проблема денег. Деньги – основа доходов, накоплений и сокровищ и выступают как мера стоимости. Огромное внимание в его произведениях уделено проблеме налогов и налогообложения. Наработки арабского мыслителя на много веков опередили время.

Во введение в характеристику феодального строя были отмечены три этапа в его развитии: ранний, классический и поздний феодализм.

Ранее средневековье не дало миру великих открытий в области философии, включая экономическую мысль. К этому периоду времени относятся два источника : «Салическая правда» (481–511) и «Капитулярий о виллах» (VIII –IХ века). Эти работы не относятся к экономической проблематике. Причиной того является невысокий уровень развития германских государств и та незначительная роль, которую играли товарно-денежные отношения. Основной акцент работ посвящён проблемам жизнедеятельности общин «Салическая правда», в отличие от которой , «Капитулярий о виллах» фиксировал зарождение феодального общества.

В период классического средневековья феодальная мысль обретает зрелые формы в концепциях канонизма и её самого выдающегося представителя – Фомы Аквинского или Аквината. Канонизм проистекает от слова канон, что означает правило, которое утверждено.

Аквинат различал «истину разума» и «истину откровения». Первую можно было познать при помощи органов чувств человека, а второе должно было приниматься на веру.

Экономические проблемы в составе других он исследовал в своей работе «Summa theoloqіса». Сумма означает, что в работе охватывается значительная часть проблем. Он писал, что государство должно обеспечить себя всем необходимым. Причём в богатстве главные натуральные, а не искусственные формы (деньги).

Одной из задач того времени, поставленной практикой, стала обострившаяся проблема обмена между городом и деревней в виде паритета цен, получившая в трактовке Аквината название идеи «справедливой цены». Основой обмена философ считал равенство полезных вещей, которые обмениваются. Феодалы, ввиду большей значимости в обществе (их труд по управлению людьми более квалифицированный), должны получить больше, чем крестьяне, продавая свои товары выше естественной цены. Таким образом, фиксировался простой и сложный труд.

Деньги – верная мера для материальной жизни в торговле и обращении, по его мнению, имеют внутреннюю ценность, а отсюда – их нельзя портить.

Учёный допускал незначительное отклонение номинальной ценности денег от внутренней ценности. Если денег будет много, они уйдут из обращения и наоборот. Однако деньги не должны порождать деньги. Поэтому, он осуждал ростовщичество, в отличие от ренты, которую считал явлением справедливым. К торговой прибыли у него отношение двойственное. Она справедлива в той части, которая есть платой за труд торговца, если выступает как компенсация расходов на транспортировку или используется в благородных целях. Как видно из перечисленных проблем, экономические идеи были прорывом в развитии экономической науки того времени.

В период позднего средневековья можно выделить ещё одну ветвь экономической мысли – идеи угнетённых классов. Они получили развитие в экономических программах крестьянских восстаний (Т.Мюнцер). Вторым источником данной группы воззрений стала реанимация идей раннего христианства. Однако наиболее развитый вид получила эта ветвь в идеях социальных утопий периода разложения феодализма. Наиболее выдающимся представителем идей данного ответвления мысли следует считать Томаса Мора, по названию книги которого «Утопия», получило наименование данное направление. Кроме того, к представителям этой ветви следует отнести Томмазо Кампанеллу, Джерарда Уинстэнли и других мыслителей.

Экономисты отмеченных направлений хорошо вскрыли негативы феодализма и нарождающегося капитализма. Однако их проекты в случае реализации привели бы к еще более жесткой зависимости одних людей от других, т.е. к внеэкономической форме связи. Ведь если сохраняются преграды развитию вещных форм в условиях их становления, то это неизбежно будет усиливать процессы вкладывания воли людей не в продукт, вещь, а в людей. Такова объективная логика развития обществ, с которой приходиться считаться.

Особое внимание в изучении данной проблемы следует уделитьистокам отечественной экономической мысли. В ІХ века на территории современной Украины образовалось первое государство древних славян – Киевская Русь, а с ним раннее феодальное общество. В его становящемся пирамидальном сословном характере основную массу составляли крестьяне, из которых наиболее бесправный слой общества представляли холопы, по сути рабы, закупы – разоренные крестьяне, попавшие в долговую кабалу и, наконец, смерды – еще свободные крестьяне.

Господствующие слои образовывали князья и бояре. Более низкий статус имели торговцы, ростовщики и купцы. С принятием Русью христианства к князьям присоединились представители крупной церковной земельной собственности, т.е. феодалы-священнослужители.

Одним из величайших литературных источников духовной жизни древних славян, отразившим процессы становления феодального общества и дающим представление о раннем феодализме, стала «Русская правда».

Летопись состояла из трех частей: «Правда Ярослава» (30–е годы ХI ст.), «Правда Ярославичей» (1072) и «Устав Владимира Мономаха» (1113). Первая часть – «Правда Ярослава» отражала социально-экономические, общественно-политические и правовые отношения в Киевской Руси. В ней содержался богатый материал о жизни всех слоев населения. Статьи документа особое внимание уделяли отношениям собственности, регулированию имущественных проблем, защите прав собственности князей и бояр на землю и крепостных. Был передан постепенный захват знатью крестьянских земель и превращение их владельцев в крепостных. В более поздних частях летописи закреплялась организация вотчинного хозяйства на основе крепостного и даже рабского по сути труда.

Кроме отмеченных аспектов. летопись отображала проблемы развития торговли и денежного обращения, чего не было в произведениях периода раннего феодализма, например, в Европе. Как известно из истории, в раннем средневековье обмен замирал. На территории же Киевской Руси он оказался на удивление развит, что породило целую гору литературы, вплоть до отрицания данной эпохи на территории древних славян, как феодальной. Однако славянский феодализм все-таки имел место. Разгадка этого феномена крылась в обыденном факте. По территории Киевской Руси проходил торговый путь из варяг в греки. Торговля с варягами потребовала наиболее ликвидной вещи для постоянного обмена, которая исполняла бы роль денег. Так, славянскими деньгами стала гривна (270 гр. серебра). Позже славяне начали чеканить медные, серебряные и золотые монеты, на столетия опередив страны Западной Европы. При этом гривна сыграла огромную роль в объединении славянских народов в пору раннего феодализма.

Наличие развитого рыночного хозяйства отразилось и на появлении в древнеславянском языке таких категорий товарного хозяйства как товар, деньги, рынок и т.д. Рассматривала летопись и проблемы товарного обмена, развития торговли, ростовщичества, денежного обращения. Так норма процента за предоставление кредита, как в натуре, так и в деньгах, кроме займов на короткий строк, не ограничивалась, что ускоряло процесс разрушения натурального хозяйства. Эти же процессы нашли отражение в рассмотрении превращения земельной ренты от отработочной в продуктовую.

Таким образом, оживлённое развитие товарно-денежных отношений указывало на специфику развития славянской общины, но товарно-денежные отношения не смогли глубоко проникнуть внутрь общин и как следствие основой отношений у славян оставались дорыночные связи. Вскоре они были усилены в связи с началом периода феодальной раздробленностью, а затем еще более укоренились после татаро-монгольского нашествия.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты