Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Поражения Красной Армии и их причины




Тем не менее итоги первых боев для Красной Армии оказались плачевными. Немецкие войска в разных местах продвинулись на восток от 300 до 600 км. 28 дивизий были полностью разгромлены, а еще 72 — потеряли свыше половины своего состава. На полях сражений осталось немало боевой техники, оружия. Сотни тысяч бойцов и командиров попали в плен. В руках противника оказалось много снаряжения, запасов продовольствия, боеприпасов.

Очень быстро в начале войны развеялись миф о классовой солидарности трудящихся и убеждение в том, что рабочие и крестьяне Германии не будут воевать против СССР. Захватчики повели себя на советской земле совсем иначе. Расстрелы коммунистов ("комиссаров") и евреев, военнопленных и мирных жителей, издевательское обращение с ними рождали в ответ вспышки ярости и жестокости. В принципе это понятно. Советские солдаты не были такими воинами без страха и упрека, какими изображала их когда-то наша литература о войне. Непонятно другое — зачем сегодня отдельные авторы меняют местами причину и следствие, перенося акцент на зверства советских солдат по отношению к немцам?

Одним из болезненных и жгучих вопросов историографии является анализ причин жестоких поражений Красной Армии на начальных этапах войны. В годы войны и непосредственно после нее навязывалась сталинская версия о "кутузовской тактике отступления" перед лицом превосходящих сил противника. В период "хрущевской оттепели" вина за плохую подготовку к войне и крупные поражения стала возлагаться на Сталина. Позже возобладала "генеральская концепция", согласно которой неудачи Красной Армии проистекали из отдельных организационных и технических просчетов гражданского и военного руководства. С началом "перестройки и гласности" снова во всю мощь зазвучал мотив о вине Сталина, а затем — в качестве главного виновника поражений стала выступать вся созданная им общественная и политическая система, которая привела к тяжелым и бессмысленным жертвам в ходе войны. Однако, что бы ни говорилось на эту тему в литературе, первоначальные успехи вермахта были предопределены.

Военно-экономический потенциал третьего рейха и его союзников в момент нападения превосходил соответствующий потенциал СССР. Дело даже не в количестве производимых вооружений, а в их качестве. За плечами вермахта был не учебный, а боевой опыт успешного проведения наступательных операций. Германские генералы поднаторели в умении вождения войск и поначалу превосходили советских. Хорошо были налажены управление, связь и взаимодействие между войсковыми соединениями, между фронтом и тылом. Офицерский корпус и младший командный состав были подготовлены лучше, чем командиры Красной Армии. Но главное — преимущество первого неожиданного удара, который привел к большим потерям обороняющихся и решающему перевесу в силах нападающей стороны.

"Трещины" в плане "Барбаросса"

Гитлеровскому руководству казалось, что война на востоке развивается по очередному успешному сценарию "блицкрига". В Германии царила победная эйфория. Однако в реализации плана "Барбаросса" обозначились первые, пока еще малозаметные трещины. Как писал впоследствии известный историк Второй мировой войны, бывший гитлеровский генерал Курт фон Типпельскирх, если "группа армий "Центр" почти сверх ожидания одержала большую двойную победу, то две другие группы армий только гнали противника впереди себя". Более стойким и упорным, чем ожидалось, было сопротивление советских войск. Многие попавшие в окружение части и гарнизоны не складывали оружия, а пробивались "к своим". Защитники пограничной Брестской крепости, оказавшейся в глубоком тылу у немцев, около месяца держали оборону, фактически "до последнего человека". Неожиданно высокими оказались потери германских войск, которые, как отмечал другой гитлеровский генерал фон Бутлар, были выше, чем известные им по опыту войны на Западе.

Германское командование допустило ошибку, считая, что в предстоящих операциях ему будет противостоять не больше 50—60 боеспособных советских дивизий, недооценив мобилизационные способности советского государства. Однако, несмотря на прибывающие пополнения, впереди Красную Армию ждали не менее горькие и серьезные поражения.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты