Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Влияние морали и нравственности на саморегуляцию личности.




Мораль и нравственность регулируют неформальные отношения в обществе и часто противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяют то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные и нравственные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали и нравственности универсальны, поскольку отражают в себе абсолютные человеческие ценности. Последние усваиваются в процессе социального развития людей и совершенствования всего общества. Усвоение представлений о добре и зле происходит с самого раннего детства и опосредует людьми сущности мироздания и идеала социально-ценностных отношений к нему.

Усвоение морали и нравственности происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального социально-психологического и духовного качества людей.

Существует специальная наука о морали – этика. Она рассматривает нравственность как способность человека руководствоваться представлениями о добре и поступать, как должно. Этика рассматривает следующие свойства морали:

1. Безличность нравственного закона. Моральный закон формулируется так, словно у него вообще нет автора, в том числе и божественного, словно он исходит от каждого и ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Ибо всякая авторитарность ограничивает свободу и личный выбор. Несмотря на то, что мораль существует в повелительном наклонении, повелителя на самом деле нет. Так между полюсами объективного значения и субъективного восприятия существует такое свойство морали как безличность ее закона. Универсальное - это то, что, оставаясь самим собой, проявляется всякий раз по-разному, в зависимости от ситуации. Таковы и правила морали, формулируемые универсально и для всех, а действующие конкретно и для каждого.

2. Незаинтересованность морального мотива. Видимое бескорыстие морального поведения обусловлено тем, что мораль решает непрагматические задачи. Она ставит задачи бесконечного совершенствования человека. Ведь это тоже необходимо: искать цели, не связанные с конкретикой сегодняшнего дня.

3. Нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода.

Нравственный человек ведёт себя не как частное лицо, а как представитель всего разумного мира. Значит, в морали я соединяюсь с другими людьми, признаю их (а они - меня) равными себе, достойными уважения независимо не только от пола, возраста и расы, но и от богатства, ума и психического склада. Нравственное поведение только по видимости противостоит общественной среде. На деле оно служит единению с людьми, единению души и разума, утверждает нравственную общность человечества. И любые групповые нормы поведения отступают перед универсальным единством человеческого рода.

4. Свободная причинность. В морали человек способен поступать вопреки обстоятельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т.е. совершенно свободно. Эта свобода, известная автономия личности - величайшее достоинство морали. Получается, что нравственное поведение вообще не имеет видимых причин и ничем не определено. В этом мире нас всё подталкивает к злу, а к добру ничто не побуждает, кроме самой свободы. Свобода составляет как бы нравственную обязанность человека [9].

Явления, которые относятся к нравственным, крайне разнородны. Это поступки и поведение как отдельных людей, так и их групп; нравственные отношения между людьми; нравственное отношение человека ко всему окружающему; психологические свойства индивидов, их "моральный характер"; нравственные мотивы, побуждения, воля; ценности; правила и требования к поведению - нормы; понятия чести, достоинства, долга и т.д. И все это не просто различные компоненты, но явления разного порядка, потому систематизировать их сложно. Структура морали многоярусна и многопланова, охватить ее одновременно невозможно. Представим некоторые ее варианты.

I. Способ освещения морали определяет видимую ее структуру. Различные подходы раскрывают различные ее стороны:

а) биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

б) психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

в) социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;

г) нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

д) личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания;

е) философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

II. Один из вариантов структуры морали был намечен еще в древности. Нравственность – это с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой - поступки, практические действия. Соединение слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Итого, элементов три: сознание, деятельность и отношения,связывающие их.

III. Структура морали с точки зрения степени сложностирегулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными представлениями. Простейшая форма нравственных утверждений - это норма:"не убий", "не укради", "делай то-то". Норма определяет поведение в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями.

Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека, он должен приобрести нравственные качества:благоразумие, щедрость, доброжелательность и прочее.

Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек определяет ее для себя, формулируя некоторые нравственные принципы.Такие например, как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм.

Выбор принципов поведения – это моральная ориентация. Верность принципам (принципиальность) – достоинство личности. Принципы постоянно сверяются с идеалами. Идеал недостижим, но это путь к совершенствованию, тенденция нравственного развития. Потеря же идеала или смена его оказывается тяжелейшим испытанием, ибо это означает утрату нравственной перспективы. По отношению ко всем этим уровням морального сознания верховным регулятором служат понятия о высших ценностяхморали как таковой. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.

Итак, компоненты морали связываются между собой сложными способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во все новые структуры. Мораль является нашим глазам не неподвижным предметом, а функциональным образованием. Мораль рождена движениемобщества и личности, потому именно в своих функциях она раскрывается по-настоящему [9].

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Человек – существо историческое – составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Он совершенствуется по программе, которой ещё нет, которую он сам себе пишет. Суть этой программы в том, каким стать, чтобы оставаться человеком.

Человечество движется в направлении добра – это сущность морали, и функции морали реализуются в поле этого стремления.

1. Гуманистическая функция. Мораль "приподнимает" нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Мораль считает каждого из нас достойным лучшей жизни. В морали мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу. Задача – сделать мир подобающим человеку и человека – достойным своего имени

2. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.

3. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. Они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. Задача морали – придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу.

4. Познавательная функция. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений.

5. Воспитательная функция. Мораль, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что если социальные нормы и мораль являются внешними детерминантами мотивации социального поведения, то нравственность – это внутренний регулятор поступков человека. Таким образом, возникла очень сложная многоуровневая, зачастую противоречивая, система взаимоотношений в обществе, где кроме социальных правил поведения, существует ещё и внутренняя для каждого его члена детерминация поведения.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты