Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



АНДРОНОЦЕНТРИЗМ (греч. andros – мужчина) - взгляд на явления с мужской точки зрения.

Читайте также:
  1. Levha, ilan Вывески, объявления
  2. Quot;Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои".
  3. А. Перемещением точки
  4. Авторский взгляд на исторический процесс
  5. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.
  6. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина.
  7. Б- положение той же самой точки Р характеризуется двумя другими числами, если я стою на прежнем месте, но повернулся в сторону.
  8. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  9. Белки, их роль в питании. Проявления недостаточного и избыточного их поступления в организм.

АНОМИЯ (фр. anomie – отсутствие закона) – состояние общества, характеризующееся разложением системы ценностей, которое обусловлено кризисом социума, противоречием между провозглашенными целями (счастье, свобода, богатство, власть) и невозможностью их достижения законными способами. А. выражается в отчужденности людей от общества, разочарованности, аномальном поведении, преступности («ничто не стыдно»).

АПАРТЕИД (африкаанас. apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, проводимая в отношении определенных национальных и расовых групп населения. А. выражается в лишении или существенном ограничении политических, социально-экономических и гражданских прав, территориальной изоляции и т.п. Политика А. проводилась в гитлеровской Германии, сталинском СССР (депортация народов), в ЮАР и др.

АПАТРИДЫ (греч. a - не + patridos - родина)- люди без гражданства. Статус апатридов был установлен Лигой Наций после Первой мировой войны для многих беженцев. На них распространяются законы страны пребывания, но их правоспособность ограничена. Они не имеют избирательных и некоторых других прав, на них не возлагается исполнение определенных обязанностей (например, служба в вооруженных силах), они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства.

АРИСТОКРАТИЯ (греч. aristos - лучший + kratos – власть) – 1) социальный слой наследственной знати; 2) форма правления, при которой власть в государстве принадлежит знати.

АСКРИПЦИЯ - обусловленность индивидуального статуса человека качествами, присущими ему от рождения (пол, этническая принадлежность, социальное положение родителей).

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio – уподобление, сходство) – слияние одного народа или его части с другим путем усвоения его языка, культуры и этнического самосознания. Естественная А. происходит при контактах этнически разнородных групп населения, посредством смешанных браков и миграции; насильственная А. осуществляется путем принуждения, дискриминации, поглощения одного этноса другим.

АТТЕСТАЦИЯ (лат. attestatio – свидетельство) – 1) определение профессиональной квалификации работника, уровня знаний учащегося, качества продукции, рабочих мест; 2) отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица; характеристика.



Б

БАКАЛАВР (лат. baccalaureus) – в ряде стран (например, в Англии) первая ученая степень, в других государствах (например, во Франции) – лицо, сдавшее экзамены за курс средней школы. В российских вузах – выпускник первой ступени многоуровневого высшего образования.

БЕДНОСТЬ – 1) абсолютная Б. – недостаточность предметов и услуг первой необходимости (пищи, одежды, жилья, доступной медицинской помощи), обеспечивающих здоровую жизнь человека); 2) относительная Б. определяется общим уровнем жизни в конкретной стране, регионе и имеет скорее социокультурное измерение. Если в качестве критерия бедности/богатства брать доход на душу населения, то в разные периоды и в разных обществах доля бедных, их социальный состав оказываются разными. В современном российском обществе доля людей, оказавшихся за чертой бедности, к сожалению, увеличивается. В ее состав входят не только безработные, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и социально незащищенные слои, но и работники бюджетной сферы, учителя, врачи, культработники, студенты, чьи доходы недостаточны для поддержания достойного образа жизни.



БЕЖЕНЕЦ – по российскому законодательству прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, без гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Жизнеустройством беженцев занимаются многие специализированные международные и российские организации и фонды, но средств на их социальную адаптацию не хватает, и процесс ресоциализации протекает медленно, с трудом.

БЕЗРАБОТИЦА – невостребованность части рабочей силы, имеющейся в наличии в экономике. Б. измеряется в процентах от общего количества зарегистрированной рабочей силы. Различают Б.: циклическую (кратковременная, связанная с падением уровня деловой активности), сезонную (кратковременная, обусловленная изменениями спроса на рабочую силу по причине сезонного характера труда), фрикционную (кратковременная, ее причины заключаются в смене человеком места работы) и структурную (долговременная, вызванная спадом в отдельных отраслях промышленности и автоматизацией производственных процессов). Основными предпосылками долговременной Б. являются слишком низкий уровень общего спроса производственные мощности и возможности экономики производить товары и услуги; недостаток производящей промышленности, ведущий к постепенной замене внутренних продуктов на конкурентоспособные импортные товары.

БИЗНЕСМЕН (англ. businessman) – коммерсант, предприниматель, занимающийся любым законным видом экономической деятельности, приносящей доход или иные выгоды.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для социальной поддержки и защиты граждан (включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы), путем осуществления безвозмездной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц. Б.О. создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и др.

БОМЖ (аббревиатура – без определенного места жительства) – лицо, не имеющее определенного (постоянного или временного) места жительства.

БРАК – социальный институт, регулирующий отношения между мужчинами и женщинами не только с помощью культурных, но и юридических норм (прав, обязанностей, привилегий). Общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Брак - отношения между мужчинами и женщинами, которые общество одобряет, а государство санкционирует, подтверждает легитимность их детей. Брачный выбор является сложнейшей проблемой для любого человека. Существует несколько концепций, объясняющих механизм этого решения: 1) теория “дополняющих потребностей”, согласно которой люди выбирают себе таких партнеров по Б., которые, на их взгляд, будут удовлетворять их нереализованные потребности; 2) теория “стимул - ценность - роль” (или “обмена и максимальной выгоды”). Ее сторонники полагают, что люди стремятся заключить Б. с наиболее выгодным для себя партнером, при этом осуществляется своеобразный учет “активов” и “пассивов” различного порядка - привлекательность, взгляды на жизнь, наличие имущества и т.д.; 3) теория “фильтров”, с точки зрения которой люди последовательно производят “отсев” тех, с кем никогда не смогут встретиться, кто не подходит по социальным и другим критериям; 4) “круговая теория любви” утверждает, что люди устанавливают взаимосвязи и осуществляют самораскрытие, формируя взаимозависимость друг от друга во имя реализации базовой потребности личности - в любви. Б. может быть гражданский и церковный, формальный и неформальный (фактический), открытый и закрытый, постоянный и «гостевой».

БЮРОКРАТИЗМ (фр. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть) – проявление негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства, когда его представители удовлетворяют личные интересы за счет использования своего места в собственных целях, игнорируя потребности общества и государства. Проявляется в канцелярщине, волоките, пренебрежении к существу дела, формализме.

Современная наука рассматривает Б. как болезнь системы управления, выявляет причины его сохранения и усиления в стране, ищет пути дебюрократизации российского общества.

БЮРОКРАТИЯ – 1) специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства, при котором Б. представляет собою среднее, промежуточное звено между элитами и массами, связывает их; 2) узкий привилегированный слой.

Б.- явление историческое. Ее формы менялись в связи со сменой типов и видов общественного устройства. С возникновением и развитием капитализма она становится неотъемлемым свойством социальной организации, формой осуществления властных функций.

Система Б. наиболее полно представлена в трудах классика социологии Макса Вебера. Согласно его точке зрения, бюрократическая организация характеризуется строгим разделением обязанностей между членами организации, иерархией власти, формально установленной и четко зафиксированной системой правил, безличностью административной деятельности, ограниченной ответственностью. Это - лучшая форма управления, противостоит которой лишь дилетантизм. Положительные стороны Б. Вебер видел в ее предметном знании технологии управления, умении воплотить политические цели и задачи в рационально-технологических формах и нормах управления.

Опасности тотальной бюрократизации общества могут противостоять многопартийность, парламентское устройство, которые нейтрализуют агрессивность аппарата, узурпаторские тенденции Б.

При всех различиях в понимании Б. есть единство в главном – атрибутом Б. является власть, понимаемая как возможность распоряжаться благами, повелевать людьми, жестко регламентировать все отношения. Во все времена Б. - это разновидность организации власти, управления, отчуждения от объекта управления и стоящая над ним, стремящаяся к самосохранению и укреплению собственных позиций.

Б. как специфический слой (группа) людей обладает особыми групповыми интересами и ценностями. Им присуще особое самосознание, чертами которого является безразличие к социальному смыслу и последствиям собственной деятельности, ведомственные интересы, высокомерное отношение к «простым людям», завышенные представления о своей значимости, конформизм, ориентация на мнения и требования своего руководства и окружения, карьеризм, коррумпированность.

Эта группа, несмотря на усиленные попытки ограничить ее рост, сократить состав, неизбежно увеличивается в объеме, сама себя воспроизводит в расширенном виде.

В

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – прямые и «обратные» воздействия социальных субъектов друг на друга, обмены энергией и информацией между различными формами общностей. Это может быть непосредственное общение между человеческими индивидами и общение между общностями, опосредованное нормами, стереотипами, ориентациями. Существуют основные парадигмы В.С., определяющие доминирующую направленность его участников: 1) диалог – нацеленность на решение какой-либо проблемы, задачи; 2) консенсус –согласие, сохранение системы В.С.; 3) конфликт – достижение цели без учета интересов другого – партнера.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

ВЛАСТЬ – способность и/или возможность принимать решения, оказывающие влияние на действия и судьбы людей, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, традиции, систему права, насилие и др.). В. отличается от физического насилия тем, что она оказывает воздействие на тело, душу и ум, подчиняет закону своей воли.

ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения в ходе социального взаимодействия одним субъектом поведения другого, его установок, намерений, представлений и ценностных ориентаций. Различают направленное В., характеризующееся сознательной постановкой социальных задач и планированием результатов и основанное на убеждении и внушении, и ненаправленное В., в качестве механизмов которого выступают заражение (передача эмоционального состояния) и подражание (следование образцу). В. может быть прямым, когда идеи и мысли навязываются открыто, и косвенным, когда субъект непосредственно воздействуют не на другого, а на окружающую его среду. Механизм В. часто используется формальными и неформальными лидерами.

ВОЙНА – социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, территориальных, идеологических, религиозных и других противоречий между государствами или большими социальными группами средствами вооруженного насилия. Главным специфическим признаком В. выступает достижение ее целей организованными действиями вооруженных формирований, включающими не только сражения, но и маневрирование армиями или их частями. Наряду с этим могут применяться различные средства и способы социально-политической, экономической, научно-технической и информационной борьбы.

Среди главных источников В. выделяются: несправедливость, неравенство, насилие; деятельность экстремистских социальных групп, политических организаций, властных институтов, недемократических политических систем; воинственная идеология и мораль; превосходящая военная мощь межгосударственного объединения (блока), отдельного государства и др. Различают следующие разновидности В.: по целям – завоевательная, карательная, оборонительная, освободительная; по масштабам – локальная, региональная, мировая, глобальная; по продолжительности ведения – кратковременная, долговременная; по способам ведения – партизанская, фронтовая, тотальная; по составу используемой техники – танковая, воздушная, морская, ядерная и др.; по направленности – внутренняя (гражданская), межгосударственная; по социально-политическому характеру – династическая, религиозная, этническая, политическая и др.

Г

ГЕНДЕР (англ. gender – род, пол) - социальный пол, который подразумевает совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Биологический пол не может считаться “фиксированным” условием: значимость того или иного пола изменяется со временем, она различна в каждой культуре. Таким образом, Г. можно определить как очень гибкое понятие внутри ряда социальных институтов – общественных классов, религии, образования и т.п. Г. показывает социокультурную динамику мужских и женских ролей, их несводимость к биологически заданным отношениям или отношениям сексуальным. В этом смысле понятия “секс” и «Г.», оставаясь взаимозависимыми, противостоят друг другу. Зарубежные социологи, анализирующие феномен Г., выделяют следующие элементы гендерного дисплея: 1) гендерная идентичность, связанная с нашим представлением о своем поле: чувствуем ли мы себя реально мужчиной или женщиной; 2) гендерные коды– подразумеваемые стереотипы о присущих мужчине и женщине социальных ролях, передаваемые в процессе социализации и отчасти пересматриваемые с каждым новым поколением; 3) гендерные идеалы, воплощающие культурные представления о мужском и женском поведении; 4) гендерная роль– социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих Г., а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов; 5) гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средство социальной классификации; 6) гендерная стратификация – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными; 7) гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе и с точки зрения «естественных» различий и «сверхъестественных» убеждений; 8) гендерный режим – критерий оценки присущих тому или иному социальному институту установок по части того, что является приемлемым и неприемлемым в поведении представителей мужского и женского пола; 9) гендерный переворот –фундаментальные изменения в отношении к роли женщины в обществе, в частности в сфере занятости и образования.

ГЕНОЦИД (греч. genos – род + лат. caedere – убивать) – согласно международному праву, действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

ГЕРОНТОЛОГИЯ (греч. geron - старик + logos – слово) – наука, изучающая социальную общность пожилых людей, их образ жизни, потребности, интересы, способы адаптации, противоречия жизнедеятельности, социальный и духовный облик, функции в обществе.

ГЛАСНОСТЬ – 1) открытость общественной жизни, означающая доступность достоверной информации о деятельности государственных органов и общественных организаций, гарантированность свободы слова, собраний и митингов; 2) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство.

ГОСУДАРСТВО – 1) исторически возникшая еще в эпоху древности форма организации суверенного общества; важнейший социально-политический институт, осуществляющий управление обществом. Его отличает: наивысшая концентрация власти, суверенитет, наличие единой территории, исключительное право на принятие общеобязательных законов, на использование легитимного (законного) насилия, на взимание налогов и др. Форма Г. характеризуется тремя составляющими: а) форма правления (например, республика, монархия); б) форма государственного устройства (например, унитарная, федеративная, конфедеративная); в) политический режим (авторитарный, тоталитарный, демократический); 2) аппарат управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона и органы принуждения. Г. включает совокупность представительных учреждений, исполнительно-распорядительные органы, надзорно-контрольные, судебные учреждения, органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы.

Различают следующие функции Г.: 1) внутренние – защита государственного строя, предотвращение и разрешение социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общего для страны курса в политической, экономической, социальной и духовной сферах; 2) внешние – оборона от внешней агрессии, защита своих интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

ГРУППА - два и более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями одной и той же картины мира, связанных общей деятельностью и т.п.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных объективными связями, а также общими целями, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающаяся в конкретных социально- исторических условиях.

ГРУППА ЭТНИЧЕСКАЯ (греч. ethnikos – племенной, народный) – часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме. Различают Г.Э.: этноареальную, члены которой живут компактно, и этнодисперсионную, представители которой проживают рассеянно на значительной территории.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ – добровольные организации, выражающие и представляющие интересы входящих в них людей во взаимоотношениях с политическими институтами и организациями, а также с другими группами. В отличие от политических партий, они не участвуют в выборах и во власти. Г.И. трансформируют взгляды и мнения в конкретные требования, информируя общество и власти о своих потребностях и тем самым оказывая влияние на политический процесс. Различают Г.И. в соответствии с различными сферами деятельности: 1) экономическая – предпринимательские ассоциации, профсоюзы, общества потребителей; 2) политическая – экологические, феминистские, борьбы за мир, национальных и сексуальных меньшинств; 3) духовная – церкви, секты, союзы писателей, музыкантов, ученых; 4) досуга – спортивные союзы, общества филателистов, книголюбов, фан-клубы и др.

Д

ДЕВИАНТНОСТЬ (лат. deviatio отклонение) – 1) поведение, отклоняющееся от норм психического развития, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; 2) поведение, нарушающее социальные нормы. В основе Д. лежат реальные противоречия между требованиями нормативной системы и интересами действующих субъектов, в результате которых, если они не разрешаются, причиняется ущерб интересам общества или человека. Негативные формы девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство) являются социальной патологией. Д. влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. Однако главное – разработка системы мер и средств регуляции негативной Д., устранение ее причин. Позитивная Д. («чудачество», гениальность) также не всегда адекватно воспринимается окружающими, но чудаки украшают мир: если их не понимают современники, то есть надежда, что ими будут восхищаться потомки.

ДЕПОРТАЦИЯ (лат. deportatio – вывоз) – изгнание, высылка из страны; насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов за пределы государства или определенного региона.

ДЕСЕГРЕГАЦИЯ (лат. de – отмена + segregatio – отделение) – отмена, устранение сегрегации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям. Человеческая активность многолика, она проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер.

ДИАСПОРА (греч. diaspora – рассеяние) – расселение какого-либо этноса вне территории своего происхождения или последователей какой-либо религии среди иноверцев. Первоначально речь шла о евреях, вынужденных обосноваться в различных странах после вавилонского пленения, и христианах, проживающих среди язычников. В современном мире имеется множество крупных диаспор (например, русские в странах СНГ и Балтии, китайцы в странах Юго-Восточной Азии, японцы в США, украинцы в Канаде и др.).

ДОКУМЕНТ (лат. documentum – доказательство, свидетельство) – 1) в широком смысле – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; 2) письменное свидетельство, доказательство (например, исторический Д.); 3) составленный в порядке, предусмотренном законом, акт, удостоверяющий юридический факт (рождение, вступление в брак) или предоставляющий право на что-либо (диплом, завещание); 4) любой письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер; паспорт, удостоверение личности.

ДОСУГ – синоним понятия «свободное время». Д. – часть внерабочего времени, остающегося за вычетом из него всех необходимых затрат (на сон, уход за детьми, занятие домашним хозяйством и т.п.) и предназначенного для развития личности путем свободного выбора занятий.

Ж

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - демократическое движение, возникшее в русле освободительных идей эпохи Просвещения. Ее первый идейный манифест- «Декларация прав женщины и гражданки» французской писательницы Олимпии Де Гуж (1791 г.), написанная в противовес «Декларации прав человека и гражданина», которая прокламировала равенство всех граждан мужского пола перед законом. О.Де Гуж потребовала включить и женщин (femmes) в категорию полноправных граждан. С тех пор она и ее последовательницы называются «феминистками», а движение за равноправие женщины и мужчины во всех областях общественной жизни, его лозунги и концепции - «феминизмом». В историческом плане феминизм и Ж.Д.- фактически синонимы. Но за два века содержание этих понятий претерпело изменения: «Ж.Д.» называют более общий феномен, а «феминизмом» - частное его проявление, охватывающее радикальные, крайние лозунги и концепции (см. феминизм).

Несмотря на разногласия, порой ожесточенные, все потоки Ж.Д. делали одно дело - так или иначе подрывали традиционную патриархальную мораль, расшатывали складывающуюся столетиями иерархию полов. Благодаря Ж.Д. в Х1Х-ХХ вв. женщины добились равных с мужчинами прав на образование и на труд, прав избирать и быть избранными, занимать любой государственный пост. Особую роль в освоении женщинами комплекса новых прав сыграло возникшее в русле молодежного бунта 60-70-х годов ХХ в. неофеминистское движение.

Опираясь на новую теоретическую концепцию смешанного, а не «сексуально разделенного общества» , Ж.Д. на Западе стало оспаривать мужскую монополию на власть в обществе и добиваться паритетного представительства для женщин во всех социальных институтах.

Главные установки современного женского движения- ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм (равенство) и партнерство, признание различий между мужчинами и женщинами и их взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Рост гражданской активности женщин, их стремление по-своему воздействовать на политику, интерес к глобальным проблемам, особенно к проблеме выживания человечества, протест против гонки вооружений, милитаризма, защита окружающей среды - все это превращает Ж.Д. в существенную силу современной демократии. В современной России именно женщины составляют основу таких движений, как «Мир без насилия», «Деловые женщины», «Женский форум» и др.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - 1) принцип поведения, точка зрения личности на свое место и роль в общественной жизни. Определяется убеждениями, совестью личности; 2) место личности в социальной структуре общества, которое определяется по совокупности признаков статуса.

ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ - термин, используемый для обозначения совокупности условий, форм жизнедеятельности, социокультурных ориентаций, а также психических состояний индивида, характеризующий определенный, организованный отрезок его жизненного пути; определенное или проблемное состояние его образа жизни.

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ - интегральный показатель субъективной направленности личности на различные стороны жизнедеятельности и возможностей, обнаруживаемых ею в объективной ситуации. Направленность личности на самореализацию соединяется в Ж.П. со способами достижения жизненных целей с учетом конкретных условий.

ЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС (греч. krisis - решение, исход, поворотный пункт) - любое разрушительное событие жизни, вызывающее утрату важных отношений и социального статуса, требующее персональной корректировки, способное угрожать целостности «Я» и социальным отношениям. К. связан с интенсивной перестройкой биологического и социального функционирования человека в ходе социализации. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, оценкой прошлого и надеждой на будущее. Причиной Ж.К. могут быть тяжелая утрата, развод, брак, потеря работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Они могут вызывать состояния стресса и беспокойства, которые становятся провокаторами некоторых болезней. Жизненные кризисы являются важным предметом изучения в социологии личности, в науках о здравоохранении и медицине, социальной сфере. Существует и отдельная наука – кризиология.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ – это совокупность явлений в течение какого-то промежутка времени; понятие, используемое для обозначения динамической и последовательной смены физических, биологических и социокультурных состояний человека в период от его рождения до смерти.

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ – совокупность действий в рабочее и свободное время, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека.

З

ЗАКАЗ СОЦИАЛЬНЫЙ - конкретные общественно-политические, экономические, культурно-бытовые и прочие проблемы, обретающие в определенный период особую остроту и актуальность, требующие специального экономического, политического социологического анализа и соответствующих исследований.

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективные, необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между социальными явлениями и процессами. Они существуют как законы-тенденции, складывающиеся в результате противоречивого взаимодействия множества социальных сил и определяющие направление развития социальной системы. Действуют независимо от того, желательны ли они людям, познаны ли ими. Результаты реализации законов в конкретных сферах сознательной деятельности людей выступают в форме социальных закономерностей, обладающих признаком воспроизводства.

ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав, в том числе право на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. Господство рыночных отношений, приносящих выигрыш наиболее обеспеченным и экономически активным группам населения, актуализирует проблему З.С. других групп. Она обеспечивается социальной политикой государства, деятельностью профсоюзов и др. общественных организаций. В развитых странах в ХХ в. под влиянием классовой борьбы трудящихся и социального вызова русской революции заметно возрос уровень З.С. (уменьшение продолжительности рабочего дня, установление и рост минимальной заработной платы, введение и повышение размеров пенсий, пособий и др. социальных выплат). Однако даже в богатейших странах не обеспечены такие формы З.С., как защита трудящихся от безработицы, право всех членов общества на жилье и т.д.

К группам, особенно нуждающимся в З.С., относятся престарелые, инвалиды, многодетные и молодые семьи, одинокие матери, работники бюджетной сферы с фиксированными доходами. Среди этих групп особенно велика доля лиц и семей, живущих за чертой бедности, то есть не обладающих прожиточным минимумом. Обеспечением З.С. этих групп служит периодический пересмотр в сторону повышения минимальных размеров заработной платы, пенсий, пособий. В условиях инфляции важной формой З.С. является компенсация населению потерь личных доходов в результате роста цен путем индексации доходов.

Отсутствие или слабость системы З.С. ведет к росту неуверенности и неудовлетворенности населения, к усилению напряженности в обществе. Переход стран с национализированной собственностью и плановым хозяйством к рыночным отношениям вызывает резкое ослабление З.С. основной массы населения. Возникает необходимость З.С. от новых факторов: безработицы, нерегулируемого роста цен, вынужденной миграции и т.д. Возникает потребность в повышении роли государства как гаранта З.С. Особую сферу составляет З.С. населения в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, экологические катастрофы, крупные производственные аварии).

«ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - внедрение новых разновидностей зерновых культур и новых методов, ведущих к повышению урожаев. Берет начало в Мексике в 1950-е гг., а с середины 1960-х гг. новые высокоурожайные сорта риса и пшеницы стали возделываться во многих развивающихся странах «третьего мира». Некоторое время это рассматривалось как решение проблемы обеспечения продовольствием. Однако возникли новые проблемы. Одна из наиболее значительных – необходимость интенсивного применения удобрений, пестицидов и машин, что пагубно сказалось на природной среде и одновременно оказалось «не по карману» мелким фермерам, начался процесс их обнищания. «З.Р.» - пример технологического подхода, основанного на предположении, что технические решения могут быть реализованы независимо от социальных обстоятельств. «З. Р.» потерпела поражение.

ЗЕРКАЛЬНОЕ «Я»- (looking-glass self) - концепция «социального «Я», возникающего «рефлексивно» в результате реакции на мнение других относительно себя. Этот термин был введен американским социологом и социальным психологом Чарльзом Кули. Подробно «Я-концепция» как набор представлений человека о том, каков он, разработана в феноменологической теории личности Карла Роджерса. Конфигурация самовосприятия складывается с учетом потребности в позитивном внимании к себе, на основе сортировки утверждений других о человеке, которым он сам является (взгляд на себя глазами других).

ЗНАНИЕ - подтвержденный практикой результат познания действительности; итог познавательного процесса, который связан с отражением истины. Большинство философов сходятся в убеждении, что наши органы чувств, наше сознание обладают способностью более или менее правильно отражать реальность, которая существует сама по себе, независимо от нас. Люди открыли законы физики и построили самолеты. Они поднимаются ввысь и переносят нас на далекие расстояния. Значит, наше сознание способно постигать законы материального мира. Люди раскрыли формулу гена, и это позволило создать новую жизнь с заранее заданными свойствами. Если наше сознание обладает способностью правильно отражать реальность, то мы можем все глубже и глубже проникать в тайны мира, расширять наши знания.

В современном мире, переживающем информационную революцию, роль З. постоянно растет. З. личности – это внутренне принятая, личностно значимая, ценностно освоенная информация.

И

ИДЕАЛ (фр. ideal, от греч. - idea - первообраз) - образец; понятие совершенства; высшая цель человеческих стремлений. Как считал И.Кант, И. дает необходимую образцовую меру разуму, который нуждается в понимании того, что является совершенным. Это и есть мерило совершенства. И. является одним из тех факторов, которые выделяют человека из животного мира. И. бывают живые и потускневшие, отвлеченные и практические, индивидуальные и социальные. И. есть высший образец, по которому человек строит свою жизненную стратегию.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ(лат. identificare - отождествлять): 1) отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Социальная И. - процесс активного человеческого устремления к обретению того или иного статуса, причисления себя к той или иной человеческой общности; 2) копирование поведения другого, близкое к страстному желанию быть похожим, насколько можно, на этого человека. В психоанализе З.Фрейда означает решение Эдипова комплекса через И. с родителями того же пола. Этот процесс ведет к вбиранию нравственных ценностей родителя и формированию Суперэго («сверх-я»).

ИДЕНТИЧНОСТЬ- восприятие человеком себя «внутренне тождественным самому себе», своему образу, сложившемуся в прошлом и смыкающемуся с будущим. Важно, чтобы молодой человек был уверен в том, что выработанная им внутренняя целостность была принята другими людьми, значимыми для него. Восприятие тождественности с самим собой должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Эго-идентичность - совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность (отличие от других). Кризис идентичности, согласно теории Э. Эриксона (американского ученого немецкого происхождения), - период времени, в течение которого юноша или девушка напряженно решает такие вопросы, как «что я собой представляю?», «куда я иду?», «кем я хочу стать?». Молодым людям, мучительно переживающим этот период, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации. Многие из них, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывает чувство душевного разлада, бесцельности, своей бесполезности, отчужденности. Иногда они кидаются в сторону «негативной» идентичности, отрицанию самого себя в противовес тому, что видят в нем и настойчиво предлагают родители, сверстники. Иногда это служит одной из психологических причин делинквентного поведения. Эго-идентичность - это борьба «на всю жизнь», поскольку разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь и не будут решены на последующих стадиях.

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea –идея, представление + logos- понятие, учение) –

1) система идей, лежащих в основе социальной и политической деятельность; 2) в более узком значении - система идей, оправдывающая и узаконивающая подчинение одной группы другой. И. выражает интересы и ценности конкретного общества или его части (класса, социальной группы, страны, нации, партии, движения, больших социальных общностей).

Само слово «И.» впервые употребил А. Дестюд де Траси в 1796г. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. поздние просветители превратили учение об идеях в морально-политическую доктрину, подчеркивая активный характер, практическую значимость И. Деятели того времени пытались теоретически осмыслить, как философские идеи влияют на политику. Негативный смысл слову «И.» придал Наполеон, который, рассорившись с просветителями, обвинил их в непонимании реальной политической практики и интересов французского общества. С начала Х1Х в. западные теоретики все полнее начали осознавать политическое содержание термина «И.». Он стал чаще использоваться в политических дискуссиях, в борьбе различных общественных групп. Именно с того времени И. стала рассматриваться как реальная сила, которая играет важную роль в обществе.

Проблемы И. изучали О.Конт, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, М.Вебер, К.Юнг и др. Своеобразная теории И. разработана в трудах итальянского социолога В.Парето. Начиная с ХУП в., постепенно шел процесс формирования крупных политико-идеологических течений (консерватизм, либерализм, социал-демократия и т.д.). Современная политическая И. отмечена рядом особенностей. Среди них - появление специфических идеологий антикоммунизма, антифашизма, обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но радикально модифицированые.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. idios - своеобразный, особенный + grapho - пишу) - метод исследования, связанный с индивидуальным или уникальным опытом, способ представления и исследования предметов, который выявляет их индивидуальность, особенность. Чаще используется в гуманитарных науках при характеристике уникальных событий, отдельных культурных преобразований, индивидуального развития и поведения людей. Часто исследование предмета идет в логике идеографизма и номотетизма (см. номотетический метод).

ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – процесс получения и изучения социологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок. И.С. - основа эмпирического социологического исследования. Любой социальный объект имеет свои качественные свойства, характеристики, связи и отношения, которые можно выразить в ходе И.С. в количественных показателях их пространственной и временной протяженности, интенсивности, повторяемости в определенном масштабе, т.е. на основе той или иной шкалы. Качество И.С. в решающей степени зависит, с одной стороны, от правильности концептуального, теоретического, понятийного подхода к нему, а с другой- от инструментального уровня, техники его проведения.

ИЗУЧЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ - метод социального исследования, требующий от респондентов (опрашиваемых) ведения полного учета их ежедневных действий в течение установленного периода. Обычно просят аккуратно записывать все, в чем респонденты принимают участие в установленные отрезки времени, например, за день или за неделю. Затем данные анализируются с точки зрения бюджета времени каждого индивидуума, что позволяет зафиксировать сферы определенных видов деятельности и провести сравнение между индивидуумами и группами.

ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ (case study) - изучение отдельного факта либо ради него самого (например, определенного человека или забастовки), либо как примера или случая в качестве проверки более общего явления (подобно изучению французским исследователем А. Токвилем США в 1835-1840 гг.). Конкретный факт или случай (например, реформа образования, повышение цен) рассматриваются в естественных, реальных условиях, по с позиций разных его участников, как бы их глазами.

ИМИДЖ ( англ. image - букв.образ, изображение) - представление о вещах и людях, целенаправленно формируемое как самим человеком, так и средствами массовой информации, включая рекламу. Имидж является немаловажной составной частью профессионализма, престижности и т.д.

ИММИГРАЦИЯ (от лат. immigrare - вселяться) - граждане одного государства, прибывшие в другое государство на постоянное или временное место жительства. Причины иммиграции самые различные: экономические, политические, семейно-бытовые, психологические. В ряде стран, например, в США, иммиграционные потоки регулируются государственными органами: существуют квоты на въезд людей из тех или иных стран; служба помощи иммигрантам и т.д. Для проведения сбалансированной национальной политики важное значение имеет учет национального (этнического) состава иммигрантов.

ИНВАЛИД (лат. invalidus - бессильный, недействительный, неосновательный) - термин, подчеркивающий ущербность его обладателя. Он употребляется для определения сложности заболевания и придания индивиду соответствующего статуса в системе социальных льгот. Его жизненные горизонты ограничены из-за нарушений умственного развития, телосложения или функций организма. Лишь в последние годы в мировой культуре и в официальных органах наметилась тенденция к более глубокому уяснению сути проблем социальной группы инвалидов и постепенному отказу от использования понятия «И.» как дискриминирующего и оскорбительного, замене его на «человек с ограниченными возможностями» и « человек с особыми потребностями». Дело не только в номинации, но и в долговременной оттесненности десятков и сотен тысяч людей на периферию жизни «цивилизованных обществ» «передового» социалистического или «тысячелетнего» гитлеровского третьего рейха. Даже физическая «нетипичность» (не говоря уже об интеллектуальной) вызывала у субъектов тоталитарных режимов желание устранить ее. Они стремились заключить людей с особыми потребностями в ограниченное пространство специализированных учреждений. Лишая их публичности, «явленности» перед здоровыми согражданами, радетели «красоты» препятствовали формированию нормальных чувств сопереживания и навыков сожития у тех и у других. Принципиальной ошибкой системы образования, которую не спешат исправить и сейчас, стало раздельное обучение. В конечном итоге, дистанцированность социума от общности людей с особыми потребностями не только отравляет жизнь последних, но и способствует дегуманизации все новых и новых поколений. Достижения научно-технического прогресса ( в первую очередь, всемирная «паутина» – интернет, электронная почта и др.) открыли для многих и многих людей с особыми потребностями окно в огромный мир. Это способствует превращению их в полноправных участников общения в глобальной коммуникационной системе.

ИНДИВИД (лат. individuum - неделимое, особь) - отдельный человек, отдельная личность; каждый самостоятельно существующий живой организм.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - стадия (ступень) исторического развития общества, которой присущи достаточно высокий уровень промышленного производства, его механизация, автоматизация, компьютеризация, развитое разделение труда и его специализация, использование достижений научно-технической революции, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни.

Теория И.О. была выдвинута во второй половине 50-х-начале 60-х гг. ХХ в. французским философом и социологом Р.Ароном и американским экономистом У.Ростоу и получила дальнейшее развитие в концепции постиндустриального общества американских социологов и политологов Д.Белла, З.Бжезинского, Э.Тоффлера, французского социолога и политолога А.Турена и др. В рамках этих теорий проводится четкое разграничение доиндустриального (аграрного) и И.О. Во втором, в отличие от первого, преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; решающую роль в социальной жизни играют не священники и феодалы, а промышленники и бизнесмены; главной целью и ценностью является не власть, а деньги, богатство; в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорация и т.д. К числу И.О. относится сегодня большинство промышленно развитых стран.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ – процесс формирования, складывания, создания социальных и политических институтов как устойчивых форм организации деятельности людей в обществе и государстве.

И.С. и П. означает замену спонтанного, непредсказуемого действия, поведения людей предсказуемым, упорядоченным, организованным, регулируемым путем определения и закрепления социально-политических статусов и ролей, ценностей и норм, организации контроля. И. С. и П. позволяет создать четкую статусно-ролевую структуру общества и государства и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (лат. instrumentum - орудие) - система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов (анкет, опросных листов, карточек наблюдений, социометрических карточек, таблиц экспертных оценок).

ИННОВАЦИЯ (лат. innowatio - обновление) – 1) введение чего-либо нового, оригинального; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) в экономике (чаще мн. ч..) - внедрение или вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельные предприятия, но и их совокупность, отрасль; включение результатов И. в экономический оборот; 3) в лингвистике - новообразование, новое явление в языке, обычно в области морфологии, возникшее в конкретном языке в более позднюю эпоху его развития; 4) в педагогике – технологии обучения не просто новые, но ориентированные на будущее, исходящие из задач и потребностей будущего общества, образования.

ИНТЕГРАЦИЯ (лат.integratio – восстановление) - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей, функций, системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) в социокультурной системе - объединение действий ее функциональных элементов для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизводства; 3) процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких-либо частей, элементов - стран, их экономик, социальных и политических структур, этносов, партий, движений, организаций.

И. - сложный, многосторонний, многоуровневый и противоречивый процесс. Он охватывает все сферы общественной жизни – политику, социальную, духовную жизнь и наиболее рельефно и сильно сегодня - экономику. И. происходит на глобальном, региональном и государственном уровнях, выступая как результат достаточно высокого уровня интернационализации жизни стран и народов. Особенно наглядно процессы И. на региональном уровне проявились за последние десятилетия в Западной Европе в виде создания Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), а с 1992 г. - более глубокого и широкого объединения – Европейского Союза (ЕС). Противоположным И. процессом является дезинтеграция, примером которой может служить распад СССР. В настоящее время на части территории бывшего СССР усиливаются тенденции И. на новой основе.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - в общеупотребительной лексике этим термином обозначают идеи, открытия, духовные и культурные ценности, принадлежность которых автору закреплена юридически. Владение И.С. сегодня рассматривается как один из группообразующих признаков интеллигенции.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат intellegens- понимающий, мыслящий) - не имеет единого определения: 1) социокультурный слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта, профессиональной компетентности, зрелую нравственность и ответственность (интеллектуальная элита); 2) большая группа людей, профессионально занятых умственным трудом высокой квалификации, требующим, как правило, высшего или среднего специального образования.

Объективной основой выделения И. является отделение умственного труда от физического, которое исторически произошло еще в условиях становления древних цивилизаций, усиливаясь в дальнейшем в процессе формирования и развития индустриального общества. На этой основе неуклонно возрастали и возрастают как численность, так и роль И.. Она складывается в особую социальную группу. Это наглядно проявляется на этапе перехода к постиндустриальному обществу, где И. занимает ведущее место. И. - это инженеры, техники, учителя, врачи, работники науки и культуры, юристы и др. И. неоднородна по своему социальному происхождению, по статусу и социально - политической ориентации. Часто можно встретить в социологии двоякое понимание И. - в широком и сравнительно более узком смыслах. В первом случае в эту группу включаются все занятые преимущественно умственным трудом, в том числе служащие-специалисты. Важно при этом иметь в виду, что понятия «И.» и «служащие» совпадают не полностью, а лишь частично, ибо, во-первых, не все интеллигенты являются служащими (т.е. работающими по найму в государственных и общественных учреждениях, организациях), а, во-вторых, не все служащие могут, строго говоря, быть отнесены к И., поскольку немалая их часть не является специалистами и занята не сложным умственным, а вспомогательным, организационно-техническим трудом.

ИНТЕРВЬЮ (англ. Interview) – 1) опросный способ научного исследования, осуществляемый в форме целенаправленной беседы социолога по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником социальной информации; 2) беседа журналиста с государственным, общественным, политическим деятелем или другим лицом в форме вопросов и ответов.

Тот, кто проводит И., т.е. задает вопросы, называется интервьюером, а тот, кто отвечает - интервьюируемым. Сам же процесс осуществлении И. представляет собой интервьюирование. Преимущество И., как одного из способов конкретно-социологического исследования - непосредственность общения социолога с носителем социальной информации. И. проводится по определенным правилам и процедурам, направленным на получение возможно более полной и достоверной информации.

ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ (лат. interest - имеет значение, важно) - осознанные, выявленные потребности общества, социальной группы или общности, партии, организации, движения, служащие причиной, источником, побуждением, мотивом социально-политических действий субъектов общественной жизни.

Различие И.С.-П. в обществе связано прежде всего с неравенством статусов и ролей разных социальных и политических групп и личностей. Общность интересов служит основой объединения и сплочения людей в рамках социальных и политических объединений. Серьезное различие и особенно противоположность И.С.-П. лежит в основе возникновения и обострения напряженности, социальных и политических столкновений. При этом люди могут и не осознавать или плохо осознавать свои действительные И.С.-П. Углубление и обострение противоречий в интересах - главная причина социально-политических конфликтов. Учет, сочетание, гармонизация их в обществе представляют собой одну из важнейших задач социальной политики.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (от лат. internus - внутренний) - процесс освоения индивидом или группой людей социальных ценностей, норм, представлений, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем он взаимодействуют. Будучи освоенными, внешние факторы и структуры превращаются во внутренние регуляторы поведения. Механизмы И. очень сложны и пока еще плохо изучены. У социологов, педагогов, психологов нет единства мнений по вопросу о соотношении И. и социализации. Иногда И. рассматривается как важнейшая составная часть более общего процесса социализации.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - процесс расширения и углубления межнационального взаимодействия народов во всех сферах жизни, в результате чего происходит преодоление национальной замкнутости и обособленности, взаимообогащение накопленным опытом и достижениями, повышение места и роли общего в жизни каждого народа, межнациональная интеграция. И. - длительный, сложный, многогранный и противоречивый процесс. Его нельзя отождествлять с денационализацией, утратой этнических признаков. Конкретным проявлением И., ее результатом является интеграция стран и народов в мировом, региональном и общегосударственном пространстве.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат.infantilis - детский, младенческий) - обычно характеризуется уровнем физического и психического развития личности. Общее развитие заканчивается на уровне детского или юношеского возраста и далее проявляется в нежелании и неумении людей брать на себя выполнение обязательств, присущих полноправным взрослым членам общества.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одно из наименований постиндустриального общества, рассматриваемого под углом зрения прежде всего его управленческих аспектов и характеризующегося резким изменением и повышением роли и значения информационных технологий.

Современные социологи, политологи, футурологи по-разному решают вопрос о месте И.О. в историческом развитии человечества. Одни рассматривают И.О. в качестве синонима постиндустриального общества. Другие считают, что И.О. - лишь одна из его разновидностей или его этап. Третьи вообще выводят И.О. за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общества, идущего на смену постиндустриализма. Видными представителями концепции постиндустриального общества, появившейся в 1970-е годы, являются Д.Белл, З.Бжезинский, Э.Тоффлер, А.Кинг, Д.Нейсбит, П.Абурден и др. Основные черты такого общества: компьютерная и информационная революция, превращение информации и информатизации в решающий фактор жизни общества; интеллектуализация человеческой деятельности; децентрализация и индивидуализация; демократизация и дебюрократизация; глобализация и формирование наднациональных структур и др.

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. informatio - разъяснение, осведомление) - совокупность знаний, сведений, данных, сообщений о социальной и политической жизни, являющихся предметом обмена между членами общества, их группами, социальными и политическими организациями и объединениями и используемых ими в своей деятельности.

И.С.-П. играет исключительно важную и все возрастающую роль как в коммуникации, общении между людьми, так и в политике, управлении обществом, в научной, учебной и воспитательной деятельности, в агитации и пропаганде. Не случайно специалисты ведут сегодня речь об «информационном обществе», в котором информатизация выступает в качестве главного фактора общественного прогресса. Процессы движения И.С.-П., ее получения, внедрения, распространения и обогащения выступают как информатизация общества. В ней следует различать источник, субъект и объект И.С.-П., ее потребителя и коммуникативные средства, каналы связи. В производстве И.С.П. ведущая роль принадлежит науке, а в ее формировании и распространении- средствам массовой коммуникации. Одной из центральных в социально-политической жизни является проблема полноты, обоснованности и достоверности И.С.-П., поскольку ее производство и распространение не гарантированы от субъективных влияний и сознательных искажений в целях дезинформации.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – разновидность социального, обществоведческого исследования, его «ядро», рассматривающее общество как целостность и играющее роль общетеоретической и методологической основы по отношению к специальным и конкретно-социальным исследованиям в частных науках.

И.C. надо отличать, с одной стороны, от социально-философских исследований как более общих, абстрактных, изучающих общество под углом зрения специфического проявления в нем всеобщих, универсальных черт, свойств, законов всего мироздания; с другой - от социальных исследований в конкретных специальных науках об обществе- политологии, экономической теории, культурологии, социальной психологии, правоведении, этнологии и др., где изучается не общество как целое, а та или иная его отдельная структура, сфера, часть, область. Наиболее характерными чертами И.С. являются целостный и системный подход к изучению социальной реальности, опора на социальные факты и эмпирический материал. В соответствии со структурой И.С. подразделяются на: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; макро-, микро- и среднего уровня. По своему существу большинство И.С. представляет собой выявление зависимости изменения одного социального явления или процесса от другого или других.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - направление в социологии, изучающее исторический процесс развития обществ, социальных систем, институтов и явлений.

К

КАНАЛЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ- издательства, печатные органы, издания, радио- и телепрограммы, сосредоточенные в руках общественных организаций и учреждений и используемые с определенными некоммерческими целями- политическими, общественными, просветительскими, связанными с поддержанием ценностей высокой культуры.

КАСТА (casta)- форма социальной стратификации; замкнутая, обособленная группа, членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство, вытекающее из разрешения членам каждой из каст определенных занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме- в индуистской Индии- кастовый принцип религиозен: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и другие религиозные касты имеют четко регламентированные черты статуса.

КАТАСТРОФА – внезапное бедствие, событие, влекущие за собой тяжелые последствия. К. условно классифицируется по ряду оснований: 1) по объектам катастрофического развития и степени его социальности – природная (землетрясения, извержения вулканов, засухи); экологическая (гибель определенных видов экосистем); технологическая (аварии самолетов, поездов, взрывы нефтепроводов); социальная (войны, революции, распад государств); личностная (убийства); 2) по масштабам действия - локальная, региональная, общенациональная, глобальная; 3) по характеру развертывания катастрофических процессов –эволюционная и функциональная.

КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ - общественно значимые характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Выступают как концентрация человеческого опыта, результат усвоения норм, правил, ролевых предписаний и воплощаются в условиях, средствах и инструментах человеческой деятельности.

Индивид приобретает совокупность таких К.С. только во взаимодействии с другими людьми, в динамике воспроизводства социальной жизни. Эта совокупность и образует неповторимую личность. Проекцию К.С. на внутренний мир человека изучают в большей степени психологи, обществоведов же интересует другая сторона- социальные роли человека и его деятельность в мире людей.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ – такой характер исследования, при котором акцент делается на качественные стороны социальных фактов, на выявление причинно-следственных зависимостей, получение ответа на вопрос «почему?».

К числу наиболее часто используемых методов, предполагающих теоретический опыт, мастерство наблюдения и интуицию ученого, относятся биографический метод, типологический анализ, стилистический анализ документов, исследование эталонных групп, включенное наблюдение и др. Сочетается с количественными методами исследования, где в большей степени полагаются на инструмент исследования (анкеты, опросные листы и т.д.), позволяющие ответить на вопросы «сколько», «как много», «как часто»..

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ- интегральная характеристика, выражающаяся в оценке социального качества условий бытия и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших личных и общественных потребностей. Оценка К.Ж. складывается из анализа ряда параметров: 1) стоимость жизни (цены на собственность, коммунальные услуги, продукты питания, предметы домашнего хозяйства); 2) культурное развитие (структура и количество учреждений культуры, уровень образования населения); 3) состояние социальной инфраструктуры (количество и качество путей сообщения, наличие средств связи и информационная обеспеченность); 4) стабильность (уровень преступности, соблюдение гражданских прав и свобод); 5) здравоохранение (средняя продолжительность жизни, доступность и качество медицинского обслуживания и др.); 6) климат; 7) особые преимущества (памятники архитектуры, уникальный ландшафт).

КВАЗИГРУППА – совокупность людей, для которых характерна спонтанность образования, неустойчивость, кратковременность и узость связей и взаимодействий между субъектами.

Не всякое объединение образует социальную группу. Толпа, аудитория слушателей, пришедшая на одну из лекций в лекторий, пассажиры общественного транспорта, очередь покупателей в магазине- все это, несомненно, конгломераты, скопления людей, но не социальные группы, поскольку в них объединение не основано на сколько-нибудь глубоком, широком, прочном и долговременном социальном взаимодействии и носит во многом случайный, произвольный характер В квазигруппе обычно отсутствует или крайне слаб социальный контроль и социальное регулирование. Существуя чаще всего короткое время, квазигруппа либо распадается, либо под воздействием определенных условий и факторов превращается в социальные группы.

КВАНТИФИКАЦИЯ (guantification)- преобразование наблюдений в цифровые данные для анализа и сравнения.

КВОТНАЯ ВЫБОРКА (guota sample)- совокупность единиц наблюдения выборки, осуществляемая квотами (нормой) от каждой определенной группы населения.

КЛАН - форма социальной организации; общность, в основе которой лежат родственные или дружеские, неформальные отношения, отличающаяся особой прочностью и преданностью членов К. друг другу.

КЛАССЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ (от лат. classis- группа, разряд)- в марксистской традиции , в формулировке В.И.Ленина- большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению ( большей частью оформленному законодательно) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. К.О. возникли исторически в результате общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. К.Маркс выделял главным образом антагонистические классы- эксплуататоров и эксплуатируемых, борьба между которыми считалась основной движущей силой истории. В действительности деление общества было более сложным (например, в рабовладельческую и феодальную эпоху почти во всех странах численно преобладали юридически свободные крестьяне- общинники), а исторический процесс определялся не только классовыми, но и этническими и религиозными отношениями. В некоторых странах деление на К.О. совпало в той или иной степени с этническим или религиозным. Так, в Ирландии в ХУ1-Х1Х вв. помещиками (лендлордами) обычно были англичане, а арендаторами и батраками- ирландцы, что усиливало социальные конфликты. Применительно к социалистическому обществу было принято выделять классы рабочих и крестьян, а также группу трудовой интеллигенции, игнорируя класс партийно-государственной номенклатуры. В современной России, встающей на путь рыночной экономики, формируется средний класс, класс бизнесменов-предпринимателей. Понятие К.О. не является общепринятым. В современной социологии используется деление общества на слои (страты) по совокупности разных признаков: размерам дохода (низший, средний, высший), по характеру труда - преимущественно умственного («белые воротнички») или физического («синие воротнички») , по степени обладания властью и т.д.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА (


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 34; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словарь. Бумага для множ. апп. Печать ротапринт | Небесная сфера
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.051 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты