Многофункциональный комплекс «Мострансгаз» 1997 И. Покровский
Комплекс здания «Газпром» 1990-е В.И. Хавин
Административное здание «Макдоналдс» 1993 А. Воронцов
Торговый центр «Охотный ряд» 1997 Д.Л. Лукаев
Гостиница «Пекин» 1990-е А.Д. Меерсон
Торговый дом «Теремок» 1997 А. Щукин
Административный комплекс 1990-е С.Б. Ткаченко
Конверс Банк 1996 Леонов
«Дом-яйцо» 1998 С.Б. Ткаченко
Орельская О. В.
Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Орельская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 272 с.
Дан краткий обзор развития современной зарубежной архитектуры XX в. Рассматриваются основные направления мировой архитектуры. Дается определение каждого из стилистических направлений, приводятся характерные черты, особенности, причины и предпосылки их возникновения. Анализируется творчество выдающихся зарубежных архитекторов, лидеров того или иного направления на примере их произведений. В приложении приводятся краткие биографические справки о жизни и деятельности ряда известных мастеров мировой архитектуры.
Для студентов высших учебных заведений.
XIX—XX вв.
Пекстон Джозеф (1801 — 1865) — английский садовник, автор крупнейшего выставочного павильона — Хрустального дворца в Лондоне. В 1824 г. он стал старшим садовником при Чатсвортском замке герцога Девонширского, где построил Большую оранжерею (84 х 40 м) со сводчатой стеклянной крышей, зимний сад, фонтаны, мосты и каменные коттеджи в образцовой деревне Эденсор. Наряду с этим Пекстон организовывал строительство железных дорог, проектировал станционные сооружения. Он всегда использовал достижения науки и техники. Хрустальный дворец (1851 г.) — выдающееся произведение XIX в. — опирался на применение сборности и стандартизации. Это был единственный путь, позволивший изготовить все изделия из металла и стекла и завершить монтаж здания в короткий срок. Роль этого рационалистического сооружения в предыстории современной архитектуры весьма значительна.
Лабруст Пьер Франсуа Генри (Анри)(1801 — 1885) — французский архитектор, представитель рационализма. Учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1824 г. получил Римскую премию. В 1830 г. основал архитектурную мастерскую, принцип обучения в которой отличался от принятого в академии. Школа просуществовала более 25 лет. А. Лабруст считал, что архитектура является отражением социальной деятельности и не предназначена для изображения идеальной красоты классики. Академия вела борьбу с так называемой рационалистической школой, возглавляемой
А.Лабрустом. Самое значительное произведение — библиотека Св. Женевьевы в Париже, первая во Франции публичная библиотека. В этом здании элегантность структурного решения сочетается с простотой и функциональностью. Создавая здание библиотеки, автор впервые применил чугунные конструкции в монументальном общественном здании. Он создал необыкновенные тонкие цилиндрические своды, усилив их металлической сеткой, служащей одновременно основанием для штукатурки. Талант зодчего раскрылся и при создании Национальной библиотеки (1858 — 1868 гг.). Здесь тонкие колонны, несущие купол, выполнены из металлической арматуры, покрытой легкой керамической плиткой. Решетчатый металлический настил, просматриваемый насквозь, служит полом в пятиэтажном книгохранилище, примыкающем к залу. Оба здания имеют каменную оболочку.
Земпер Готфрид (1803—1879) - немецкий архитектор и теоретик искусства. Родился в Гамбурге, учился в Геттингене и Мюнхене. Путешествовал по Франции, Греции, Италии. В 1834—1849 гг. преподавал в Академии художеств в Дрездене. Здесь он построил здание Оперы (1834 — 1841 гг.), синагоги (1840 г.), начал строительство картинной галереи в 1849 г. В постройках Г. Земпера рациональная организация плана и интерьера сочетается с эклектическим характером декоративных элементов, заимствованных из архитектуры Возрождения и барокко. Законы формообразования он увязывал с функцией произведений. В своей работе «Стиль» (1863 г.) он отмечал, что причина упадка искусства и ремесел XIX в. — в разобщении техники и искусства, в отрыве украшения от конструкции. Он внес заметный вклад в разработку принципов движения «Искусств и ремесел».
ПРИЛ ОЖЕНИЕ 2
ТВОРЧЕСКИЕ БИОГРАФИИ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫХ ЗОДЧИХ4
Гарнье Жан Луи Шарль (1825-1898) — французский архитектор, создатель помпезных сооружений в духе эклектики. Родился в Париже. Учился в парижской Школе изящных искусств (1842—1848 гг.). Выиграл Гран-при в 1848 г., что дало ему право на поездку в Рим и Грецию в 1852 г. Вернулся во Францию в 1854 г. С 1860 г. — архитектор Парижа. В 1861 г. победил в конкурсе на проект здания театра Большой опера в Париже (1862—1875 гг.). Это грандиозное сооружение остается одним из важнейших произведений театральной архитектуры XIX в., определившее тип театрального здания. Последней работой стала «История человеческого жилища» для Парижской выставки 1889 г. — серия моделей домов, представляющих разные типы жилища всех периодов человеческой истории.
Эйфель Густав Александр (1832 — 1923) — знаменитый французский инженер, приверженец металлических конструкций. Родом из Бургундии, родины многих знаменитых конструкторов. Получил образование в Политехнической и Центральной школах. Первую известность приобрел как автор расчета конструкции покрытия «Галереи машин» (1867 г.), как конструктор стеклянных стен огромного вестибюля Международной выставки 1878 г. и универмага «Бон Марше» в Париже (1876 г.). Создал аэродинамическую лабораторию. Основное его открытие — система конструкций, основанная на трехмерной мобильной структуре, изготовленной из металла, составленная из комбинации готовых элементов (Т, У-образных, уголков, швеллеров). В 1869—1884 гг. проектировал железнодорожные виадуки, разработав новую систему опор. Г. Эйфель — признанный мастер сооружения изящных металлических башен и воздушных двухшарнирных арок в конструкции транспортных мостов. Г. Эйфель — автор самой высокой башни в Париже (1889 г.), названной его именем.
Моррис Уильям (Вильям) (1836—1896) — английский теоретик архитектуры и искусства, писатель, художник, общественный деятель, основатель направления «Искусств и ремесел». Родился в Эссексе, окончил университет в Оксфорде (1853 — 1856 гг.), работал в мастерской архитектора Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857 г. обратился к живописи. В 1862 г. основал художественно-промышленную компанию, мастерскую и салон, занимаясь оформлением интерьеров, тканей, книг, используя мотивы растительного характера. Работы его предвосхитили стиль модерн и способствовали возрождению английской кустарной промышленности. У.Моррис считал, что искусство является средством для преобразования действительности. Он критиковал эклектику в архитектуре конца XIX в., продолжал традиции английских утопистов. Он предугадал экологический подход в современной архитектуре.
Вагнер Отто Коломан (1841 — 1918) — австрийский архитектор, представитель стиля модерн. Родился близ Вены. Окончил Политехникум (1857 г.), Академию художеств (1861 —1863 гг.) в Вене и Стро-тельную академию в Берлине (1860 г.). О.Вагнер участвовал в многочисленных конкурсах: Ратуша в Гамбурге (1876 г.), Рейхстаг в Берлине (1882 г.), биржа в Амстердаме (1884 г.). В течение 15 лет строил частные дома и виллы в неоренессансном стиле. Впоследствии обратился к поискам рациональных и простых художественных решений. Наиболее насыщенный период в творческой деятельности приходится на 1890-е годы. Он становится профессором венской Академии художеств (1894—1912 гг.), создает книгу «Современная архитектура», ставшую евангелием нового рационалистического движения в архитектуре. Когда его ученики Й. Ольбрих, Й. Гофман объединились в борьбе против Академии и образовали Сецессион, О.Вагнер стал членом Сецессиона (1899-1905 гг.). В 1890-е годы работал над генеральным планом Вены. В 1894—1897 гг. архитектор выполнил проекты 36 станций наземной железной дороги в Вене. Здание сберегательной кассы (1903—1912 гг.) оказало не меньшее влияние на развитие архитектуры, чем его теоретические взгляды. Основной проблемой его творчества была проблема стиля. Изучая исторические стили, он ратовал за создание стиля, достойного
современной эпохи. От прихотливых по ■ композиции сооружений, изобилующих сложным декором, он перешел к геометрически четким, рациональным сооружениям. Творческое наследие О. Вагнера оказало огромное влияние на развитие современной архитектуры.
Бернхэм Даниэл Хадсон (1846—1912) — американский архитектор. В 1873 г. вместе с Д.У.Рутом (1850—1891 гг.) основал свою мастерскую в Чикаго. Д. У. Рут, будучи еще и теоретиком, утверждал, что подход архитектора к проектированию здания должен быть рациональным, эмпирическим и систематичным, а не интуитивным. Проблемы, выдвинутые техникой, казались ему главными, а выразительность архитектуры должна, по его мнению, основываться на современных конструкциях. Первой крупной работой Д. Бернхэма был Монта-ук билдинг (1882 г.) в Чикаго, затем «Ру-кери» (1882 г.). Легкость фасадов его зданий была обеспечена металлическим каркасом, введенным в кладку. Здание «Мо-наднок» (1889—1891 гг.) — самое высокое в то время сооружение из кирпича высотой 16 этажей. По упрощенности форм оно напоминает здание каркасной конструкции. Оно так же, как и Рилайене билдинг в Чикаго (1891 — 1894 гг.), произвело впечатление на западноевропейских функционалистов 1920-х годов. Холодный, элегантный академизм отличает поздние работы мастерской Д. Бернхэма. В Нью-Йорке в 1901 г. был построен 20-этажный небоскреб Флетайрон билдинг. Автор попытался организовать объем небоскреба подобно классической колонне с трехчаст-ньш делением. Применяется стальной каркас, наружная стена крепится к его консолям, предвосхищая конструкции стеклянных башен середины XX в. Конец Чикагской школы был для Д. Бернхэма переходом к планировке городов: план Сан-Франциско (1905 г.), план Чикаго (1906 — 1909 гг.). Они отличались грандиозными площадями и бесконечными перспективами эспланад.
Гауди-и-Корнет Антонио (1852—1926) — представитель испанского модерна (модер-нисимо). Происходил из семьи потомственных каменщиков, проживавшей вблизи Барселоны. Окончил Высшую школу архитектуры (1878 г.). Одновременно работал чертежником и изучал ремесла. Его творчество можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900 г.). В 1870—1882 гг. он работал под началом архитекторов Э. Сала и Ф. Виль-яра, выполняя множество мелких работ (фонари, ограды, скамьи). На ранний период его творчества оказала влияние архитектура Барселоны и испанский архитектор Х.Марторелл. Первой значительной работой А.Гауди был дом Висенса (1883—1888 гг.), решенный с использованием элементов стилей мудехар, пала-тереско, мавританских мотивов. Большинство исследователей относит ранние богато декорированные постройки А. Гауди к раннему модерну. На творческую жизнь А.Гауди повлияла его встреча с другом, покровителем и заказчиком Э.Гуэлем (1883 г.). Для него архитектор построил усадьбу (1887 г.), дворец (1888 г.), ставший достопримечательностью Барселоны. Влияние неоготики присутствует в здании епископского дворца в Асторге (1887—1893 гг.), колледжа Св. Терезы (1888—1890 гг.), в интерьере которого используются параболические арки. Дом Кальвет (1898—1989 гг.) был отмечен как лучшее здание Испании 1900 г. В декоративном решении фасадов развивается псевдобарочная тема. В 1900-е годы А. Гауди работал над парком при дворце Э. Гуэ-ля, где природа и сооружения органично соединены в единое целое. Одно из популярных сооружений А. Гауди — дом X. Бат-ло (1904—1906 гг.) — плод причудливой фантазии, имеющей литературное происхождение. В нем имеется сюжет — Св. Георгий убивает дракона. Одна из самых известных построек А. Гауди, получившая название «Ла Педрера» (каменоломня), — дом П.Мила (1906—1910 гг.), шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. В доме применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Эта была одна из первых попыток создать «свободный план». В образном решении дома отражена тема природных мотивов (морских волн, пещер, подводного мира), характерная для стиля модерн. С 1883 по 1926 г. А, Гауди занимался возведением своего главного сооружения — собора Саграда Фамилиа (Святого Семейства). Макет собора он закончил в 1916 г. А. Гауди сам следил за реализацией своих идей, проводя много время на строительной площадке. Это позволяло создавать произведения, составившие национальную гордость Каталонии. Его творчество повлияло на архитектуру XX в.
Берлаге Хендик Петрус (1856—1934) — голландский архитектор, основоположник современной голландской архитектуры, один из основоположников рационалистического направления в европейской культуре рубежа XIX—XX вв. Родился в Амстердаме, учился в Политехническом институте в Цюрихе (1875—1878 гг.). В 1880 г. совершил поездку по Италии, Австрии, Германии. С 1889 г. начал заниматься практической деятельностью. Большая часть работ реализована в Нидерландах, есть его работы в Великобритании, Германии, Дании. Строил преимущественно конторские здания. Ранние работы выполнены в стиле голландского ренессанса. Здание, сделавшее его знаменитым и определившее переход от историзма XIX в. к новой архитектуре, — фондовая биржа в Амстердаме (1898—1903 гг.). Ренессансные формы XVI в., примененные зодчим, интерпретированы столь свободно, что приобретают новое качество. Декларируемая X. Берлаге «красота обнаженной стены» стала определяющей для новой архитектуры. В соответствии с идеей правдивости в архитектуре были решены и интерьеры биржи. Выдающаяся роль принадлежит X. Берлаге в развитии градостроительства. В числе первых он обратился к проблеме благоустройства городов. Он реконструировал трущобные районы Амстердама и проектировал экономичное жилье для рабочих (1902—1917 гг.), выполнил проект перепланировки Гааги (1908 г.), Утрехта (1922-1928 гг.). После посещения США в 1911 г. X. Берлаге стал активным пропагандистом творчества Ф. Райта. С 1924 г. — профессор Политехнического института.
Последней работой X. Берлаге был музей в Гааге (1919—1934 гг.). Его идеи повлияли на «Современное движение» в Нидерландах (группа «Де Стиль»). Он выступал против эклектики и призывал к правдивому отношению к материалам и конструкциям в архитектуре. Его оригинальный стиль представляет собой шаг от неоклассицизма к голландскому экспрессионизму.
Салливен Луис Генри (1856—1924) — американский архитектор и теоретик архитектуры, лидер Чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальник архитектуры XX в., автор крылатого афоризма «Форма следует функции». Родился в Бостоне. Поступил в первую архитектурную школу США, открытую в 1866 г. при Массачусетском технологическом институте. В 1874 г. отправился в Европу, где посещал Школу изящных искусств в Париже. В 1873 г. поступил в фирму «Ферис и Хьюитт» в Чикаго. Это было время начала строительства в США многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой Чикагской школы. Архитекторы Чикагской школы применяли конструкцию нового типа — металлический каркас. Она оказала влияние и на выбор внешних форм. Значение Чикагской школы состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Расцвет творчества Л. Салливена совпал с расцветом Чикагской школы (1883-1893 гг.). В 1883 г. Л. Салливен организовал в Чикаго свое бюро. Л.Салливен был не только практиком, он разработал и теоретические основы рационалистической архитектуры XX в. Яркими примерами его высотных зданий являются: здание Гарантийного банка в Буффало (1895 г.), универмаг фирмы «Карсон, Пир, Скотт» в Чикаго (1899—1904 гг.). На их фасадах четко читается каркасная конструкция. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания. Деятельность Л. Салливена (как практическая, так и теоретическая) является выражением прогрессивных идей рубежа XIX—XX вв. Влияние Чикагской школы ослабело с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. JI. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX в. и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX в. Недаром западноевропейские функционалисты 1920-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Л.Салливена было также создание концепции «органичной архитектуры», блестяще развитой его учеником Ф.Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.
Орта Виктор (1861 — 1947) — блестящий представитель ар нуво — архитектурного стиля, получившего развитие в конце XIX в. В. Орта родился в Бельгии. Работал в рисовальной студии в Париже. Учился в Академии художеств в Генте (Бельгия) с 1876 г. В 1881 г. поступил в Академию изящных искусств в Брюсселе, а в 1884 г. был принят в архитектурное бюро А.Ба-лата (архитектора Леопольда II), где работал до 1890 г. Затем открыл свой офис в Париже. На его первые работы оказало влияние творчество Г.Эйфеля. В 1893 г. В. Орта спроектировал дом Тассель в Брюсселе — первый пример использования металлического каркаса в жилом доме, который означал поворот в развитии архитектуры жилища. Автор использовал принцип свободной планировки этажей. При этом дом был лишен каких-либо черт исторических стилей. В 1890-е годы В. Орта — президент Центрального общества архитекторов Бельгии. В 1897 г. он построил в Брюсселе Народный дом. По словам З.Гидиона, «его изгибающийся фасад из стекла и металла представляет собой одно из самых смелых архитектурных решений эпохи». В 1919 г. после посещения США и Великобритании В. Орта вернулся в Бельгию и стал преподавать в Институте изящных искусств в Антверпене. В 1927 г. он стал президентом Бельгийской академии изящных искусств.
Вельде Хенри (Анри) Клеменс ван де(1863—1957) — бельгийский архитектор й мастер декоративного искусства. Родился в Антверпене. Окончил там же Академию художеств (1881 — 1883 гг.). В 1886 г. в содружестве с неоимпрессионистами стал основателем культурного кружка — «Кружка независимых». В 1889 г. примкнул к известному авангардистскому кружку «XX», в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью П. Гогена, а также английским объединением «Искусства и ремесла» и работами У. Морриса. В проектах мебели (с 1894 г.), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. В 1895 г. построил собственный дом близ Брюсселя, который был ярким примером синтеза всех искусств. Создал и руководил Саксонской художественно-промышленной школой искусств и ремесел в Веймаре (1902 — 1914 гг.). Один из основателей немецкого Веркбунда (1907 г.). В 1920-1930-с годы А. ван де Вельде стал одним из лидеров функционализма. В 1917 г. переехал в Швейцарию, а в 1921 г. — в Нидерланды. В Бельгию вернулся в 1925 г. Преподавал в Национальной высшей школе декоративного искусства в Брюсселе с 1926 по 1935 г.
Ольбрих Йозеф Мария (1867-1908) -австрийский архитектор, представитель стиля модерн, один из основателей венского Сецессиона. Окончил Государственную ремесленную школу в Вене (1882— 1886 гг.). Одним из его учителей был Камилл о Зитте — известный градостроитель и теоретик архитектуры. С 1890 по 1993 г. обучался в Академии изящных искусств в Вене под руководством О. Вагнера. За свой дипломный проект «Театр» получил Римскую премию и был направлен на год в Италию (1893 г.). В 1894 г. стал помощником О. Вагнера и его приемным сыном. Под руководством О.Вагнера он проектирует несколько станций городской железной дороги. В 1894 г. вступил в Ассоциацию венских художников. В 1897—1899 гг. построил здание для Сецессиона. В 1898 г. открыл свою контору и стал проектировать дома для бизнесменов и людей, близких к кругу се-цессионистов. В начале XX в. по приглашению герцога Дармштадстского обосновался в Германии, где стал одним из основателей колонии художников (1899 г.), заявившей о себе как о художественном объединении на Парижской выставке 1900 г. Успех Дармиггадской выставки в 1901 г. закрепил имя Й. Ольбриха в ряду творцов нового стиля. В этот период он строит ряд жилых домов: дом Э. Людвига (1901 г.), собственный дом (1901 г.), здание выставки (1901 —1905 гг.), дома И. и Г.Штад (1902 г.). Его постройкам свойственны смелость конструктивных решений, сочетание функциональных и декоративных начал. Новый период творчества Й. Ольбриха приходится на 1905—1908 гг., когда он создает наиболее совершенные в архитектоническом отношении работы. В 1914 г. на выставке в Кельне, уже после смерти, Й. Оль-брих наряду с П. Беренсом и А. ван де Вельде был назван одним из 12 апостолов современной архитектуры, которые помогли ей вступить в новый век, открыв путь для нового сообщества архитекторов.
Макинтош Чарльз Ренни (1868—1928) — шотландский архитектор и дизайнер, один из родоначальников стиля модерн, оказавший влияние на формирование рационализма в архитектуре Европы. Родился в Глазго. С ранних лет мечтал стать архитектором. В 16 лет поступил помощником в контору архитектора Дж. Хатчисона. С 1885 г. стал посещать классы Школы искусств в Глазго, в 1887 г. в Школе открылась архитектурная секция. Работал чертежником, а в 1904 г. вошел партнером в фирму «Хоннеймен энд Кеппи». Награждение премией А.Томпсона дало архитектору возможность посетить Италию, Францию, Бельгию. Это путешествие оказало большое влияние на дальнейшее развитие его как архитектора. В ранний период творчества он отходит от академической традиции. В 1897 г. он выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго. После выставки в Мюнхене (1898 г.) стиль Ч. Макинтоша попадает в Европу. Строительство Школы искусств велось с 1907 по 1909 г. Это крупное произведение принесло ему широкую известность. Наиболее известный проект, выполненный Ч. Макинтошем в 1901 г., проект Дома любителей искусств, принесший ему славу одного из ведущих архитекторов того времени. Как лидер ар нуво в Великобритании Ч. Макинтош внес значительный вклад в осознание значения функции здания. В его постройках выявлены эстетически выразительные возможности конструкции и строительных материалов.
Беренс Петер (1868 — 1940) — немецкий архитектор, художник-конструктор (дизайнер), график. Один из основоположников современной европейской архитектуры и технической эстетики. Ведущий мастер немецкого Веркбунда (объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников), основатель мюнхенского Сецессиона (1893 г.). В 1886—1889 гг. посещал живописные классы в Карлсруэ и Дюссельдорфе. Его ранние работы создавались под влиянием ар нуво и югендстиля. В 1896 г. П. Беренс обратился к проблемам индустриального производства, а в 1899 г. его пригласили в Дармштадскую колонию молодых архитекторов, в которую входили архитектор И Оль-брих, художники П.Хубер, П.Бюк, Х.Христиансен, стремившиеся установить связь между различными видами искусств. В 1903 г. он был назначен деканом Дюс-сельдофской школы исскусства. П. Беренс стал работать как профессиональный архитектор. Для компании АЭГ (крупнейшего электропромышленного концерна) он построил ряд промышленных сооружений, включая монументальный Турбинный цех (1909 г.), выполненный из стекла и бетона; жилые дома для рабочих АЭГ (1910-1911 гг.). После войны 1914 г. П. Беренс оставил попытки создать архитектурные символы индустриальной эпохи. Он обращается к формам средневековья. Его работы 1920-х годов несут черты ар нуво. В 1922 г. он был назначен директором Школы архитектуры в Венской академии архитектуры: В этот период его здания обладают чертами экспрессионизма. В 1936—1940 гг. он возглавляет отделение архитектуры Прусской академии искусств. В 1939 г. выполнил планы реконструкции П.Берлина вместе с А.Шпеером. П.Беренс — профессор, член Германского архитектурного совета. Он стоял у истоков современной западной архитектуры XX в. Среди выдающихся учеников П.Беренса были В.Гропиус, Л.Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье.
Райт Фрэнк Ллойд (1869-1959) -американский архитектор, основатель нового направления в архитектуре XX в. — «органической архитектуры». Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать — сельской учительницей. Воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Два года он обучался в инженерном колледже Висконсинского университета. Настоящим учителем для него стал Л.Сал-ливен, в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 г. Романтические тенденции характерны для серии его загородных домов-особняков — «домов прерий», в которых он развивал принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Л.Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды. Здесь была воплощена идея о непрерывности пространства. Наиболее значительные из «домов прерий» — дом Уиллитса (1902 г.), дом Мартини в Буффало (1904 г.), дом И. Роберте (1908 г.) и дом Ф.Робби в Чикаго (1909 г.). В 1909 г. Ф.Райт едет в Европу, где проходит его персональная выставка, издается монография. Творчество Ф. Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре, которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах В.Гропиуса, Л.Миса ван дер Роэ, группы «Де Стиль». Получив известность в Европе , Ф. Райт оставался мало известным у себя на родине. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм. 1910—1925 гг. — период господства эклектики в архитектуре США — был тяжелым для Ф.Райта. В 1916—1922 гг. он строит отель «Империал» в Токио с антисейсмической конструкцией, позволившей устоять при землетрясении 1923 г. В 1932 г. Ф. Райт открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Ученики здесь не только проектировали, но и обучались строительству. В середине 1930-х годов начинается второй период расцвета творчества Ф. Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Э. Кауфмана в Пенсильвании (1936 г.), известный как «Дом над водопадом», и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936—1939 гг.). Дом Э.Кауфмана — программное произведение зодчего, блестящий пример «органической архитектуры». Ф. Райт отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками «Современного движения».
Ф.Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», применив ее в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (1956—1959 гг.). Это наиболее значительное произведение Ф. Райта. В своих зданиях 1950-х годов Ф.Райт осуществил идею «дома-дерева» с бетонным стволом, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви, отходят консоли железобетонных перекрытий. Своим творчеством он оказал огромное влияние на западноевропейскую архитектуру. Ф. Райт одним из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX — первой половины XX в.
Гофман Йозеф (1870 — 1956) — австрийский архитектор, лидер Сецессиона. Он изучал архитектуру в Мюнхене и Вене. Его учителем в Венской академии стал О. Вагнер. В 1895 г., получив Римскую премию, он продолжил обучение в Италии. Затем он стал помощником дизайнера в студии О. Вагнера в Вене. В 1897 г. вместе с Й. Оль-брихом и Г. Климтом основал венский Сецессион. В 1899 г. начал преподавательскую деятельность в школе прикладного искусства при Австрийском музее искусства и промышленности в Вене. В начале XX в. в пригороде Вены строил частные виллы. В 1900 г. был приглашен в Великобританию, где сотрудничал с Ч. Макинтошем. В 1903 г. Й. Гофман создал мастерские по проектированию и продаже высококачественных предметов домашнего обихода, получивших мировую известность. В 1905 г. по его проекту в стиле модерн был спроектирован санаторий в Пур-кередорфе. Значительной постройкой архитектора стал дворец Штоклет (Стоклет) в Брюсселе. В 1907 г. вместе с П.Берен-сом, Й. Ольбрихом и другими основал немецкий Веркбунд, ставивший своей целью улучшение ремесленного обучения. В 1939 г. он вернулся к идеям Сецессиона, но организация была закрыта нацистами.
Лоос Адольф (1870—1933) — австрийский архитектор. Родился в Брно. Сын каменщика. Изучал архитектуру в Техническом колледже в Дрездене (1890—1893 гг.). Поездка по США (1893—1896 гг.) оказала влияние на его развитие как архитектора. Вернувшись в Вену, сделал несколько интерьеров, которые принесли ему известность. С 1897 г. выступал как теоретик и публицист по вопросам современной архитектуры. Проявил себя как незаурядный мастер малых архитектурных форм. Свои взгляды сформулировал в работе «Орнамент и преступление» (1908 г.), произведший фурор и ставший программой модернизма. Его критические работы были направлены против декоративности югенд-стиля. В 1910 г. строит дом Штейнера в Вене, который положил начало целой серии домов с комплексной организацией внутреннего пространства. Дома эти отделывались полированным камнем и имели белые стены. После Первой мировой войны А.Ло-ос — главный архитектор жилищного отдела венского муниципалитета (1920 — 1922 гг.), он пытался организовать массовое строительство жилищ. С 1922 по 1927 г. работал в Париже, затем вернулся в Вену.
Сааринен Элиэль (Готлиб) (1873 — 1950) — финский архитектор начала XX в., работавший в Финляндии и США. Основоположник национальной романтики в финской архитектуре. Диплом архитектора получил в 1897 г. после окончания одновременного обучения живописи в Хель-синском университете и архитектуре в Политехническом институте Хельсинки (1893 — 1897 гг.). Самостоятельной практикой занимался с 1907 по 1923 г., затем эмигрировал в США, где работал в соавторстве со своим сыном архитектором Ээро Э. Саариненом. В начале XX в. он построил комплекс частных домов-студий (1902 г.) в Хвитреске. Национальный романтизм Э.Сааринена выражен в Финском национальном музее (1907—1910 гг.), В поисках национального стиля обращался к традициям финского народного зодчества, применял местный строительный материал, орнаментальный декор, стремился к рациональной организации пространства. Крупнейшей работой было проектирование и строительство железнодорожного вокзала в Хельсинки (1907—1914 гг.). В 1917 — 1918 гг. разрабатывал генплан Большого Хельсинки. С 1923 г. начал работать в США, где выполнил проект церкви в Миннеаполисе (1925 г.), школы для мальчиков и для девочек (1926—1930 гг.) в Блумфильд-
Хиллс, Академии искусств (1926—1941 гг.). В 1930-е годы строит здание Технологического института в Нью-Джерси (1931 г.). Вместе с сыном строит Музыкальный центр в Тейнглевуде (1938 г.), музей и библиотеку Академии искусств в Крейнбру-ке (1943 г.). Большой интерес представляют его разработки генпланов колледжей и университетов 1940-х годов, особенно планы Антиох-колледжа в Йелоу-Спрингс, Дрек-университета в Де Мойн (1946 — 1947 гг.). К последним работам относится здание Национального банка в Форт-Вейне (1947 г.).
Перре Огюст (1874—1954) — французский архитектор, представитель рационализма, одним из первых применивший железобетонные конструкции. Родился в Брюсселе в семье строителя. С 1891 г. учился в Школе изящных искусств в Париже. Затем занялся опытами в железобетонном строительстве. В 1903 г. построил жилой дом на ул. Франклина в Париже — первый многоэтажный железобетонный квартирный блок, в котором воплощены пластические и пространственные возможности железобетонного каркаса. Работал вместе с братьями Гюставом и Клодом в фирме «Братья Перре» (1905 г.). Манифестом его творчества можно считать театр на Ели-сейских полях в Париже (1911 — 1913 гг.). Построил гараж на ул. Понтье, где также попытался продемонстрировать эстетическую сущность железобетона. С 1928 г. — профессор Специальной школы архитектуры в Париже. С 1948 г. — почетный президент Международного союза архитекторов. Первым придал архитектурную выразительность железобетону, сделав его материалом для архитектурных произведений.
Гропиус Вальтер Адольф (1883—1969) — немецкий архитектор и теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма. Родился в Берлине, учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903—1907 гг.). В 1907-1910 гг. работал ассистентом П.Беренса. Известность ему принесло строительство обувной фабрики «Фагус» в Алфелде, где стеклянная навесная стена была превращена в футляр. По его проекту было построено здание на выставке немецкого Веркбунда в Кельне (1914 г.). В том же году он был назначен директором Школы пластических искусств Великого Саксонского герцогства. В 1919 г. под руководством В.Гропиуса на базе этих двух школ был создан Государственный Баухауз в Веймаре. В.Гропиус одним из первых начал осваивать возможности создания новых форм в архитектуре и дизайне, заложенные в индустриальном производстве. В серийном производстве видел способ демократизации архитектуры. Школа повлияла на формирование мировой архитектуры XX в., объединив наиболее ярких представителей мировой культуры 1920-х годов. В 1925—1926 гг. В. Гропиуе создает новое здание Баухауза в Дессау. В 1928 г. переехал в Берлин, посвятив себя проблеме дешевого жилья. В поселке Дам-мершток (1927—1928 гг.) разработал принцип «строчной застройки», при которой стандартные корпуса располагались параллельными рядами, а также проект экономичных квартир. В 1934 г., после прихода к власти нацистов, эмигрировал в Великобританию, а затем в США (1937—1952 г.). С 1938 г. — руководитель архитектурного отделения Гарвардского университета в КехМбридже. В 1940-е годы В. Гропиуе разрабатывал систему сборных домов на основе трансформируемых объемных блоков. С 1949 по 1951 г. проектировал архитектурные комплексы Гарвардского и Багдадского университетов. Им было сооружено здание посольства США в Афинах (1957—1961 гг.). Стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм его произведений, определяющими характеристиками которых являются стеклянные стенные перегородки и кубические блоки.
Дусбург Тео ван (1883—1931), настоящее имя Кристиан Эмиль Мари Кюппер, — голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Один из основателей и лидер группы «Де Стиль». Родился в Утрехте. Проявил себя как ху-дожник-универсал и критик-искусствовед, интересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В 1916 г. в Лейдене с Я. Аудом создал художественную группу «Сфинкс». В 1917 г. знакомится сП.Мондрианом и вместе с ним основывает группу и журнал «Де Стиль», которые объединяли художников и архитекторов, пропагандировали «радикальное обновление искусства». Тео ван Дусбург явился идейным вдохновителем группы «Де Стиль», разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес ее картинному восприятию. В 1917 г. вместе с Я. Аудом предпринял одну из первых практических попыток создания синтеза живописи и архитектуры в интерьере виллы Я. Ауда в Нор-двикерхоуте, в котором архитектура трактовалась посредством живописи (использование открытых чистых цветов плоскостей, вписанных в архитектурное пространство). В кинотеатре Лобетт в Страсбурге вместе с архитектором Ф. Блонде -лем трактует все плоскости в крупном масштабе, следуя законам неопластицизма, где модульность выражена посредством живописи. Одной из основных тем творчества Тео ван Дусбурга было жилье, где основное внимание он удеЛял организации внутреннего пространства. В 1920 г. познакомился со школой Баухауз. В 1924 г. опубликовал свою первую теоретическую работу под названием «Фундаментальные принципы неопластицизма». Творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые определил Тео ван Дусбург, остаются состоятельными и в настоящее время.
Де Клерк Мичел (Михел) (1884 —1923) — голландский архитектор, лидер так называемой Амстердамской школы. Родился в Амстердаме, окончил архитектурную школу. В 14 лет М. де Клерк был приглашен в мастерскую архитектора Э.Гиперса (знаменитого возродителя готики), который был поражен способностями подростка. Здесь он проработал до 1910 г., при этом посещал вечерние классы в технической школе, где обучали искусству и ремеслу. М. де Клерка привлекал стиль королевы Анны и различные виды ар нуво, особенно в Австрии и Германии. М. де Клерк выработал свой личный, особенный стиль. В 1910—1911 гг. он изучал архитектуру Стокгольма и Копенгагена. Его всегда привлекали живые силуэты и драматические пластичные формы, и он активно применял их. В 1911 —1912 гг. строит богатый жилой дом из естественного камня на пл. Вермеера. Затем строит здание офисов, которое было признано началом нового архитектурного движения экспрессионизма, игравшего ведущую роль в архитектуре Нидерландов. Его жилой комплекс (1920—1922 гг.), построенный для жилищного общества Де Дагера-ад, стал шедевром архитектора. Комплекс жилых домов в районе Эйген Хаард был причислен к историческим памятникам.
Мис ван дер Роэ Людвиг (1886 — 1969) — немецкий архитектор. Его творчество легло в основу «Современного движения». Родился в Аахене. Профессионального образования не получил. С 1905 г. работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе и у П. Берен-са (1908—1912 гг.). Затем открыл собственную мастерскую. Для последующего творчества огромное значение имела выставка работ Ф.Райта в Берлине в 1910 г. После знакомства с идеями Ф. Райта и X. Берлаге обратился к разработке идей функционализма. В 1919—1924 гг. архитектор выступил с серией экспериментальных проектов — стеклянных небоскребов. В 1930-е годы под влиянием группы «Де Стиль» Л. Мис ван дер Роэ сосредоточился на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем. К работам этого периода относится павильон Германии на Международной выставке в Барселоне (1929 г.). В 1930—1933 гг. архитектор возглавляет Баухауз в Дессау. В конце 1930-х годов он вынужден был эмигрировать в США, где с 1938 г. возглавил архитектурный факультет Иллинойс -кого технологического института в Чикаго. С1939 г. работал над проектом комплекса этого института, создав грандиозный комплекс из 24 зданий. В 1940— 1950-е годы он выдвинул идею «универсальной архитектурной формы», впервые воплощенную в доме Фарнсуорт в Плейно (1950—1951 гг.) и в комплексе жилых домов в Лейк-Шор-Драйв (1951 г.). Простота форм сооружений Л. Мис ван дер Роэ достигается за счет использования сложных технических средств и подчас противоречит функциональной целесообразности. Интерес в архитектурном отношении представляет здание фирмы «Бакарди» в Мехико. Его интерьер представляет собой единое помещение с перетекающим пространством. Последней постройкой архитектора стала Новая национальная художественная галерея в Западном Берлине (1968 г.), представляющая собой призматический стеклянный объем на мощном цоколе, перекрытый ребристой стальной плитой. В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, архитектор отошел от своих взглядов 1920-х годов. В абстрактности простейших геометрических форм, обнаженности конструкции, экономии выразительных средств видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей.
Ле Корбюзье (1887—1965), настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере, — французский архитектор швейцарского происхождения, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Он принадлежал к семье граверов и художников. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фона. Первую постройку возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. В 19 лет совершил поездку в Италию, Венгрию, Австрию. Учился у Й.Гофмана в Вене (1907 г.), О.Перре в Париже (1908-1910 гг.), П.Беренса в Берлине (1910—1911 гг.). Из мастерской О.Перре вынес восхищение свойствами железобетона, а у П.Беренса почерпнул убежденность в значимой роли промышленного дизайна. Изучил расчет железобетонных конструкций. В 1917 г. поселился в Париже, после встречи с Озанфаном увлекся кубизмом и формальными возможностями пуризма. В 1918 г. выпустил книгу «После кубизма». Основой творчества Ле Корбюзье в живописи и архитектуре является его пространственная концепция. В 1919 г. в созданном им журнале «Эспри нуво» вел архитектурную рубрику под псевдонимом «Ле Корбюзье». Вместе со своим братом П.Жаннере в 1921 г. основал в Париже архитектурную мастерскую. Свои взгляды, которые легли в основу современной архитектуры, изложил в журнале «Эспри нуво» и в книгах «К архитектуре» (1923 г.), «Градостроительство» (1925 г.). В современной технике и серийности строительства он видел предпосылки к обновлению архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения — богатые эстетические возможности. Jle Корбюзье сформулировал пять основных принципов функционализма, принципов единства архитектуры и конструкции. Все они наиболее полно воплощены в вилле Савой (1928 г.). Для построек Ле Корбюзье 1920—1930-х годов характерны простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, большие остекленные поверхности. Железобетонные конструкции дали возможность перейти к свободно перетекающему пространству. В градостроительных проектах 1920 — 1930-х годов развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и озелененными пространствами между ними (планы Вуазен, Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). В течение 12 лет начиная с 1930 г. занимался планировкой Алжира. Ряд теоретических положений Ле Корбюзье был реализован при сооружении дома Центросоюза в Москве (1928—1936 гг.) при участии архитектора Н. Колли. Эти теории легли в основу «Афинской хартии», принятойIV Международным конгрессом современной архитектуры (1933 г.). В 1952 г. архитектор построил «жилую единицу» в Марселе — 17-этажный жилой дом с общественным обслуживанием, который оказал огромное влияние на развитие следующего поколения зодчих. Он умел железобетон превращать в средство художественной выразительности. В 1940-х годах Ле Корбюзье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, — модулор, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Постройкам Ле Корбюзье 1950—1960-х годов присуща мощная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетания различных материалов, полихромия. В этот период им создан город Чандигарх, разработан генплан Боготы. В течение 27 лет Ле Корбюзье играл ведущую роль в Международном конгрессе архитекторов (CIAM). Оказал влияние на современную архитектуру не только идеями, но и педагогической деятельностью. Через его мастерскую прошли 150 человек, среди них К.Маекава, Н. Колли, О.Фрей, Ю. Сака-кура, Дж. Кандилис.
Мендельсон Эрих (1887—1953) — немецкий архитектор-экспрессионист. Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907-1911 гг.). В 1911 -1944 гг. был близок к объединению модернистов «Синий всадник». В 1919 г. вместе с Л. Мис ван дер Роэ, В. Гропиусом и П. Беренсом организовал группу «Новембергрупп», объединившую архитекторов нового направления. Тогда же открыл собственную мастерскую в Берлине. Его контора стала одной из наиболее процветающих в Германии. Первые работы — Башня А.Эйнштейна в Потсдаме (1919—1921 гг.), магазины Шоккена в Штутгарте (1926 г.), Нюрнберге и Хемнице (1926—1929 гг.) — привлекли к нему внимание. Он посетил Нидерланды, где на него произвело впечатление творчество архитекторов-экспрессионистов. Под впечатлением от творчества архитектора В.Дудока в 1921 — 1923 гг. он строит шляпную фабрику в Лукенвальде. Изучение конструктивной особенности материалов отразилось в проектах универмагов, построенных в Бреслау, Штутгарте, Берлине (1927—1931 гг.). В 1930-х годах он строил в Великобритании, Иерусалиме (Палестинский банк, 1938 г.). С 1941 г. переехал в США. Здесь он построил госпиталь в Сан-Франциско (1946 г.) и синагогальный центр в Сент-Луисе (1950 г.). В своих ранних постройках под влиянием модерна, а затем экспрессионизма сочетал островыразительную скульптурную пластичность архитектурной формы со строгой функциональностью планировки и общей композиции. Со второй половины 1920-х годов перешел от напряженной динамики первых построек к более спокойным решениям, близким к архитектуре функционализма. Богатая пластическая фантазия, проявившаяся в последних работах Э. Мендельсона, сближает его творчество с концепциями органической архитектуры.
Ритвельд Геррит Томас (1888—1964) — голландский дизайнер, который содействовал разработке канонов современного проектирования. Родился в Утрехте. В 1906 — 1911 гг. работал художником в частной ювелирной фирме. В 1911 г. открыл свою столярную мастерскую. Посещал вечерние архитектурные классы в Утрехте и, став свободным художником, в 1919 г. вошел в группу «Де Стиль». В 1920—1922 гг. спроектировал множество магазинов в Амстердаме. Построил дом художницы Шредер в Утрехте (1924 г.) — одну из своих замечательных построек. В 1929 г. начал разработку основной концепции своей жизни — «стержневую» систему жилища, основанную на изготовлении заводским способом ядра, которое включает в себя отопление, вентиляцию, канализацию и электропроводку, Жилое пространство примыкает к этому ядру. Известность приобрел как мастер-концептуалист. В довоенные годы проектирует много дешевых домов, в том числе и для выставки в Вене (1930— 1932 гг.) Кроме того, в годы Великой депрессии проектировал линию дешевой сборной мебели, основанной на модуле. В 1950 г. он получает множество заказов, как частных, так и государственных. В последние годы жизни Г. Ритвельд был избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дель-фте, награжден орденом Оранж-Нассау и Королевским орденом Бельгии.
Нерви Пьер Луиджи (1891-1979) -итальянский инженер. Одаренный экспериментатор в применении железобетона. Он проводил свои архитектурные исследования в поиске соединения художественного творчества с конструктивными новшествами. После получения диплома инженера в Болонье в 1913 г. поступил на работу как инженер-проектировщик на одно из лучших предприятий по железобетонному строительству. В 1923 г. открыл свою мастерскую в Риме. Его стадион «Берта» во Флоренции (1930—1932 гг.) был воспринят критиками как произведение новаторское за его чистые и функциональные формы, такие как спиралевидные выступающие лестницы и навесная крыша-козырек длиной около 20 м. В эти же годы он создал свое проектное и строительное предприятие. В 1930-е годы он построил ангары для военно-воздушных сил в Ор-вието (1938 г.) и Орбетелло (1941 г.), создав легкие и обширные перекрытия с минимальным использованием железа. На выставке в Турине в 1948 г., используя железобетон и принципы готической архитектуры, он создал свод пролетом более 100 м. С 1947 по 1961 г. преподавал на кафедре строительной технологии и техники в Университете архитектуры в Риме. Расцвет творчества П. Нерви приходится на 1950-е годы. Известность получили его табачная фабрика в Болонье (1952 г.), здание фабрики «Гатти» в Риме (1953 г.), бумажная фабрика в Мантуе, башня Пирел-ли в Милане (совм. с Д.Понти, 1959 г.). Вместе с архитекторами М.Брейером и Б.Зерфюсом проектировал здания ЮНЕСКО в Париже (1957 г.). В 1960 г. строит спортивные сооружения для Олимпиады в Риме, стадион «Фламиньо» (совм. с А.Нерви, 1957—1959 гг.), Малый дворец спорта в Риме (совм. с М. Пьячентини, 1956-1959 гг.). В 1960-е годы П. Нерви приглашен для строительства в США, где спроектировал автовокзал в Нью-Йорке (1960—1962 гг.), Башню фондовой биржи в Монреале (совм. с Л. Моретти, 1966 г.). Последней постройкой зодчего был Зал аудиенций в Ватикане (1971 г.).
Нейтра Ричард Йозеф (1892—1970) — американский архитектор. Родился в Вене. Образование получил в Венском технологическом институте. Австрийский архитектор О.Вагнер был для него учителем и кумиром. После службы в армии в 1918 г. отправился работать в Швейцарию, учился в Цюрихском университете. В 1921 — 1922 гг. жил в Берлине, где сотрудничал с Э.Мендельсоном. В 1923 г. разрабатывает план палестинского города Хайфа, строит дома серийного заводского изготовления. Уезжает в США, где знакомится с Л.Салливеном, Ф.Райтом. В 1924 г. поселился в Тейлезине, где разрабатывает проект идеального города. Известность к архитектору пришла, когда он создал «висячий дом» в Калифорнии, который был. собран из бетона и стали и устоял при лесном пожаре. Р. Нейтра создал стиль, в котором польза и простота сочетаются с пластической красотой. Известны его дома: «Рисерч-хаус» (1932 г.) на озере Сильвер-лейк, дом В.Беарда в Атанеда (1935 г.) (в нем было применено лучистое отопление). Его постройки напоминают японские дома по направленности своей эстетики и по стремлению обеспечить человеку тесный контакт с природой, а также комфорт. Р. Нейтра преподавал в крупнейших университетах США, читал лекции в Норвегии, Боливии, Японии, Франции. В его мастерской учились многие молодые архитекторы. В 1943 г. выполнял крупный градостроительный проект для Пуэрто-Рико. Вершиной творчества Р. Нейтры является знаменитый Дом в пустыне Колорадо (1946 г.) из алюминия и стекла с искусственным климатом: лучистым отоплением для зимы и охлаждающими устройствами для лета (дом-оазис среди песков), — способный противостоять песчаным бурям и землетрясениям. В 1950 — 1960 гг. проектирует церкви, здания колледжей, культурных центров, а также строит индивидуальные дома для среднего класса. В 1966 г. вместе с сыном создает фирму «Ричард и Дион Нейтра. Архитектура и Ассоциация».
Шарун Ганс (Ханс) (1893-1972) -немецкий архитектор, представитель экспрессионизма. Родился в Бремене. Окончил Высшую техническую школу в Берлине (1912-1914 гг.). В 1915- 1918 гг. был директором Архитектурного совета по реконструкции городов Восточной Пруссии. После военной службы работал в качестве архитектора в Инстербурге, Восточная Пруссия. Работы 1920-х годов близки по своему направлению к экспрессионизму. В 1926 г. стал членом группы «Кольцо», в которую входили Л. Мис ван дер Роэ, Э.Мендельсон, Г.Пельциг, Б.Таут и др. В 1915—1932 гг. преподавал в Государственной Академии искусств в Бреслау. Работал в области проектирования жилища. В его работах проявляются некоторые черты интернационального стиля. В 1929 — 1930 гг. разрабатывал генеральный план огромного массива Берлина — Симесштадт. В 1930-е годы проектировал частные виллы из стекла и стали, занимался живописными композициями, а после Первой мировой войны — планировкой и реконструкцией. В Берлине по его проекту было построено здание филармонии (1956 — 1963 гг.) и жилой комплекс «Ромео и Джульетта» (1954—1959 гг.), которые принесли ему мировую известность. В 1946 г. подготовил план реконструкции Берлина, возглавил градостроительное отделение в Техническом университете в Берлине. В 1930-е годы Г. Шарун становится одним из представителей «органической архитектуры». До 1958 г. преподавал'и в Высшей технической школе в Берлине, возглавлял Институт строительного образования при Академии наук Германии. Расцвет его творчества приходится на 1950— 1970-е годы. Г. Шарун, в творчестве которого органично сочетаются принципы модернизма и экспрессионизма, внес большой вклад в архитектуру XX в.
Люрса Андрэ (1894—1970) — французский архитектор, теоретик рационализма. Родился в Вогезах. Учился в Школе изящных искусств в Нанси и в Школе изящных искусств в Париже. В 1928 г. был одним из основателей CIAM. Первые работы А. Люрса были осуществлены в формах кубизма. Одно из наиболее известных его произведений 1930-х годов — школьный комплекс в пригороде Парижа — Вильяжуифе (1931 — 1933 гг.). Эта постройка принесла ему широкую известность и была оценена французской архитектурной печатью как произведение, проникнутое духом современности. В 1934 г. А. Люрса был приглашен в Москву и проработал там до 1937 г. В составе мастерской Моссовета занимался проектированием жилых домов, школ, больниц в Москве, Нижнем Новгороде и других городах. С 1938 г. А. Люрса проектирует в Париже Франко-английский институт, начальную школу и коммунальный центр для Блан-Мезиль. После Второй мировой войны занимался реконструкцией французских городов. В 1945 г. был назначен главным архитектором Мобежа — городка в долине Сибр, где построил общественный центр и жилую застройку. Крупной градостроительной работой была реконструкция Сеи-Дени, рабочего пригорода Парижа. Здесь им были построены жилой массив, детская консультация, школьный комплекс (1953-1960 гг.). К 1955-1958 гг. относится строительство жилого комплекса Виктора Гюго в Блан-Мезиль, санаторий под Нанси (1955—1956 гг.). В 1940-е годы он начинает большую работу «Формы, композиция и законы гармонии», много пишет о проблемах современной архитектуры. А. Люрса отмечает, что «на первое место я всегда ставил принципы рациональности. На второе место — решение функциональных задач. Затем возникают технические вопросы строительства. Наконец, исходя из решения функциональных проблем приходится косвенно решать и задачи идейно-образные». Эти слова отражают взгляды архитектора. В более поздних произведениях А.Люрса стремится сочетать рациональный подход с традицией: «Не отрицая традиций моей страны, и даже наоборот, опираясь на все ценное, что унаследовали мы от прошлого, я чувствую необходимость создания новых архитектурных форм, которые отвечают новым требованиям, способствуют созданию современной французской архитектуры, связанной по духу с прошлым и в то же время новой по содержанию». А.Люрса строил жилые и общественные здания, отличающиеся четкой планировкой, ясной и гармоничной объемно-пространственной композицией.
Фуллер Ричард Бакминстер (1895 — 1983) — американский инженер, дизайнер, философ. Учился в Гарвардском университете, в 1917 г. получил техническое образование на флоте, служил в Морской академии США. С 1927 г. посвятил себя науке и практике тотального дизайна (всеобъемлющего проектирования), деятельности по созданию искусственной среды человеческого обитания — «универсума». С 1946 г. — профессор на факультете дизайна в университете Северного Иллинойса. Проектирует геодезические сетчатые купола, стержневые пространственные конструкции, в основе которых соединение сферы и тетраэдра. К 1968 г. по всему миру было построено около 5 тыс. куполов, разнообразных по размерам, материалу и функциональным возмржностям. Наиболее известен павильон США на Всемирной выставке в Монреале (1967 г.), в Москве в парке Сокольники (1971 г.). С 1960 г. проектирует экспериментальные макроструктуры, предназначенные для размещения в них городских поселений (грандиозные купольные оболочки). Читает лекции в архитектурных школах США, написал более 10 книг. Идеи ми-нимакса (минимум материала, максимум удобства) лежат в основе всех его проектов. Архитектура понималась Р. Фуллером как механизированная система обслуживания для независимого индивидуума, как результат научно-инженерного экспериментирования.
Аалто Алвар (1898—1976) — финский архитектор XX в., представитель функционализма и органической архитектуры. Родился в Финляндии. В 1921 г. окончил Политехнический институт в Хельсинки. В 1923 .г. открыл свою мастерскую. Программным произведением периода функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку. Европейскую известность автору принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930—1935 гг.). В 1930-е годы, решая проблему массового жилища, А. Аалто использует принцип «перетекающего» пространства. В 1939 г. он был приглашен в США, где преподавал архитектуру в Массачусетсом технологическом институте до 1947 г. Его постройки послевоенного времени отличались применением кирпича и меди, связью рационально-конструктивистской традиции XX в. и творческого наследия национально-романтического движения.
XXв.
Кан Луис Исидор (1901-1974) — американский архитектор. Родился в 1901 г. в Эстонии на острове Сааремаа. Когда Л. Кану исполнилось четыре года, семья переехала в Финляндию, а затем в США. В 1912—1920 гг. обучался в Центральной высшей школе и Публичной школе художественной промышленности Филадельфии. Архитектурное образование получил в Школе изящных искусств Пенсильванского университета (1920—1924 гг.). Работал архитектором в ассоциации «Драфт-ман и Хоффман» (1921 —1925 гг.). С 1925 г. руководил мастерской у муниципального архитектора Дж. Молитора. Во время поездки по Европе (1928—1929 гг.) познакомился с архитектурой авангарда и идеями «Современного движения». Большое впечатление на него произвели работы Ле Корбюзье. Вернувшись, занимался вопросами городского планирования Филадельфии. В 1935 г. начал свою самостоятельную проектную деятельность. Становится архитектором-советником по жилищному строительству в США (1939 г.). В 1940-х годах работал в ассоциации «Хоу и Сто-норов», в соавторстве с которыми были выполнены его ранние работы. Академическое образование, полученное JT. Каном, определило дух неоклассицизма, свойственный его первым проектам. Однако архитектор воплотил его настолько оригинально, что критиками он рассматривался и как последователь функционализма, и как основоположник постмодернизма. Л. Кан значительно обогатил язык современной архитектуры. Его участие в работе Комиссии по городскому планированию Филадельфии (1946—1952 гг.) способствовало градостроительному подходу к проектированию. Этим отличаются: проект юго-запада Филадельфии (1951 — 1953 гг.), включая проект собора, план восточной части города (1951 г.), жилые дома (1952— 1953 гг.). Этапными произведениями для творчества Л.Кана стали Художественная галерея Йельекого университета в Нью-Хейвене (1953 г.), здание Американской федерации медицинских работников в Филадельфии (1956 г.). Для построек Л. Кана характерны большие открытые пространства, не только кубические, но и округлые формы, кирпичные стены. Архитектура большинства его построек относится к брутализму, характеризующемуся обращением к неоклассицизму, пал-ладиантству. Творческий метод архитектора связан с оживлением архитектурных систем предшествующих эпох. Автор сам отмечает ассоциативное порождение своих работ на основе построек прошлого. Его произведения отличаются пластикой архитектурной формы. В 1950-е годы архитектор увлекся структурализмом и выполнил в этом направлении ряд проектов. Это проект библиотеки Вашингтонского университета (1956 г.), «Сити-холл» в Филадельфии (1953), проект муниципалитета в Филадельфии (1957 г.). Широкую известность Л. Кану принесло здание Центра медицинских исследований А. Ричардса Пенсильванского университета (1957 — 1961 гг.), ставшее своеобразным символом структуралистского подхода. Применение симметричных решений придает его постройкам характер ассоциаций с историческими объектами. Это проекты жилых частных домов, унитарной церкви в Ро-честере (1959 г.), общежитий колледжа в Пенсильвании (1960 г.), здания Трибюн-ревю (1961 г.). В них отразилась работа зодчего над развитием концепции формы, которая выражалась в усложнении и совершенствовании форм структуры здания. Идею «здание внутри здания» Л. Кан впервые применил в проекте консульства США в Луанде (1959—1961 гг.). В комплексе Национальной ассамблеи в Дакке (1962 — 1976 гг.) Л.Кан широко применил пространственные структуры собственного изобретения, которые называет «двор», «галерея», «площадь». Весь комплекс решен с использованием симметричных структур. В целом эта группа структурных элементов различного типа. Последние работы архитектора — это офисы, клубы, музеи, композиции которых сложны и насыщены обилием изобретений в области формы. Это ансамбль в Исламабаде, центр искусств в Филадельфии (1972—1974 гг.), здание фирмы «Оливетти» (1969- г.), Йельский центр британского искусства (1969—1974 гг.). Творческий стиль построек Л.Кана, стоящего особняком в архитектуре XX в. тесно связан с монументальными традициями американской школы, дух которой он выражает. Его произведения оказали большое влияние на формирование архитектуры постфункциона-листского периода и архитектуры XX в. в целом.
Маекава Кунио (р. 1905) — японский архитектор. После окончания Токийского университета (1928 г.) отправился во Францию, где в 1928—1930 гг. работал и учился у Ле Корбюзье. В конце 1950— 1960-х годов становится одним из лидеров японского рационализма. Черты этого направления проявились в Нихион Сого Банк в Токио (1952 г.) и музыкальном зале префектуры Канагава в Иокогаме (1954 г.). В конце 1950-х — начале 1960-х годов, используя национальные традиции, структурные и эстетические возможности монолитного железобетона, К. Маекава создал японский вариант брутализма. Способствовал внедрению в практику строительства навесных стен, предварительно напряженного бетона. Наиболее известные работы этого периода — дома для рабочих кооператива Харуми в Токио (1958 г.), Метрополитен-холл (1961 г.), комплекс университета Гакусеин (1966 г.), культурный центр в Киото (1960), токийский культурный центр (1961 г.), колледж Га-кушу в Токио (1963 г.), Музей префектуры Сантама (1971 г.). Многие известные японские зодчие (например, К. Танге) испытали его влияние.
Джонсон Филипп Кортелью (1906 — 2005) — выдающийся современный американский архитектор, лидер американской архитектуры. Родился в Кливленде. Учился филологии в Гарварде (1923 — 1930 гг.), был первым директором архитектурного отдела Музея современного искусства в Нью-Йорке (1930—1936 гг.). Первоначальную известность приобрел как историк «Современного движения». Вместе с теоретиком архитектуры Х.Р.Хичкоком написал книгу «Интернациональный стиль: архитектура с 1922» (1932 г.). С 1940 по 1943 г. учился в архитектурной школе Гарвардского университета у М.Брейера и В.Гропиуса. Открыл свою фирму (1942 — 1946 гг.) в Кембридже. Ученик и помощник J1. Мис ван дер Роэ. Вместе с ним строил Сигрэм билдинг. В 1947 г. написал книгу о своем учителе — «Л. Мис ван дер Роэ». В 1946 г. вновь возглавил архитектурный отдел Музея современного искусства в Нью-Йорке, не оставляя и архитектурную практику. С 1956 г., работая в Нью-Йорке, увлекся «оживлением» формальных систем прошлого. Исторические реминесцен-ции видны в таких крупных и престижных работах, как церковь в Нью-Хармони (1960 г.), музей западного искусства Амо-на Картера в Форт-Уэрте (1961 г.), павильон США на международной ярмарке в Нью-Йорке (1964 г.), театр в Линкольн-центре в Нью-Йорке (1964 г.). В 1964 — 1967 гг. сотрудничал с Н.Фостером. Ими построены центр науки в Йельском университете (1965 г.) и мемориал Дж. Кеннеди в Далласе (1966 г.). В 1966 г. написал книгу «Архитектура: 1949—1965». В конце 1970 — начале 1980-х годов начинается новый этап в творчестве архитектора. В этот период возведены здания, ставшие наиболее яркими примерами архитектуры постмодерна: хрустальный собор в Гарден-Гро-ув (1876—1980 гг.), Рипаблик-бэнк в Хью-стене (1981 — 1984 гг.), Транско-тауэр в Хьюстене (1980—1983 гг.), банковский комплекс в Денвере, Тайм сквер в Нью-Йорке (1983 г.) и др. Первый лауреат Прицкеровской премии — самой авторитетной награды в области архитектуры. В своих постройках сочетал принципы и материалы современной архитектуры со свободной стилизацией традиционных архитектурных форм в духе европейского классицизма.
Нимейер Оскар Суарес Филью (р. 1907) — бразильский архитектор, один из основателей современной школы бразильской архитектуры. Родился в Рио-де-Жанейро. Поступил в Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро (1930—1934 гг.), где начал работать под руководством архитектора Л. Косты (1932 г.). В 1936 г., когда бразильское правительство пригласило Ле Корбюзье читать лекции, а также в помощь Л. Косте для строительства университета, О. Нимейер был включен в группу архитекторов, работающих с ними. О. Нимейер стал ближайшим помощником Ле Корбюзье, а позднее главным архитектором на строительстве зданий Министерства образования и здоровья в Рио-де-Жанейро (1936—1945 гг.). Несмотря на сильное влияние Ле Корбюзье О. Нимейер сумел выработать свой собственный почерк. Его стиль более ярок и лиричен, чем стиль Ле Корбюзье. На строительстве здания ООН они снова работали вместе. В 1956 г. конкурс на строительство новой бразильской столицы выиграл Л. Коста. О. Нимейер был приглашен в качестве консультанта, что позволило ему спроектировать наиболее важные объекты новой столицы: комплекс резиденций, Президентский дворец и др. Выразительность застройки, осуществляемой О.Ни-мейером, была достигнута благодаря контрасту необычных форм: купольных, пирамидальных, чашеобразных. В 1970-х годах он строит общественные здания дая Ганы, Ливана, Франции, Италии, Алжира. К ним относится комплекс для издательств Мондадори в Милане (1975 г.) и здание штаб-квартиры французской компартии в Париже (1966—1971 гг.). Лауреат Ленинской премии (1962 г.). Его произведения характеризуют комбинации современной технологии и любовь к свободным формам так называемого бразильского барокко. Новаторская разработка железобетонных конструкций, поиски их эстетической выразительности определили смелость и свободу планировочных решений, экспрес
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страницаСлучайная страницаКонтакты