КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия и основные формообразования культуры.Чтобы более предметно зафиксировать место и роль ф-и в системе культуры, целесообразно сравнить ее с другими формообразованиями культурного универсума. Ф-я и наука. Общее: 1) тип знания, в котором реальность не только отображается, но и интерпретируется, объясняется. Ф-я и наука опираются на специально разработанные техники мышления, правила и методологии. 2) в классических версиях и ф-я и наука очень высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания. Провозглашение истины как высшая самодостаточная познавательная ценность. Исторически сложилась устойчивая традиция, санкционирующая отождествление ф-ского знания как разновидности научного. Сегодня принято говорить о ф-ских науках, об ученых степенях кандидата и доктора ф-ских наук. Однако эта позиция не верна. У ф-и есть существенные отличия от науки: 1. Наука стремиться к опытному подтверждению своих гипотез, убеждений.(рац-теорет и эмпирич хар-р знания). Философия не требует эмпирии.(рац-теорет х-р знания). Здесь идет речь о совемести-ти философских утвержений с реальным положением вещей. Т.к. не подтвержд-ся опытом - неопровержима им. 2. Для науки хар-н круг открытых и общезначимых проблем. Проблема выражается в отсутствии или недостатке информации. Этот вопрос воз-т в процессе познания. Философия не обнаруж-т общезначимых проблем. Наход-ся решения, но эти решения не закрыают соответ-е проблемы раз и навсегда. 3. Язык науки - понятийно формализованный, свой специфичный, точный, ясный - ср-во коммуникации между учеными. Язык фиософии - категориально-понятийный.Проблема в том, что у разных философов различ-й смысл тех же понятий. Таким образом, ф-я и наука находятся в сложных диалектических отношениях, и на различных этапах истории доминировали различные формы их взаимосвязи. В эпоху античности ф-я включала в себя науку, т.к. все науки считались ветвями ф-скго знания. В новоевропейской культуре формируется образ ф-и, в соответствие с которым она входит в состав науки. В 19-20 вв. провозглашается принципиальная несовместимость науки и ф-и. Наиболее современная и реалистичная версия их взаимоотношений – когда утверждается наличие связей и взаимоопосредований между ними и в то же время наличие предметно-содержательных, методологических и языковых различий. Ф-я и искусство(воспроизвед. Мира в худ образах). Общее: 1) Одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира и образно-познавательной сферы сознания. 2) Схожа природа текста и статуса автора. Философия-авторские учения, концепции, учения и тд. Искусство-авторские худ произведения. Ближе всего к ф-и литература и поэзия. Вольтер, Руссо, Гете, Достоевский вошли в историю как великие писатели и глубокие оригинальные философы. Различное: 1) В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее личностно-значимыми образами, а в ф-и конструируется и используется язык категориальных абстракций или идеализаций особого рода. 2) Художественный образ воздействует на чувственность человека, а философ апеллирует к человеческому разуму. Ф-я и религия. Общее: ф-я и религия формируют представления об абстракции самого высокого в мире порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия и мире. Обретение подлинной религиозной веры – это тяжкий путь познания и преодоления вечного противостояния между добром и злом, которое имманентно (внутренне присуще) человеку, обладающему свободой выбора и воли. Гегель считал религию одной из форм Абсолютного духа, которая непосредственно предшествует ф-и и имеет с ней во многом совпадающее содержание, только выраженное не в форме представления, а в форме понятия. Различия: 1) Ф-ское мышление по своей сути критично и антидогматично, любые свои утверждения она стремится доказать в актах рефлесивно-теоретической деятельности, религия же содержит совокупность догматов, которые не требуют доказательств и обоснования. 2) Религия предполагает личный и глубоко интимный тип отношения человека с Богом, в котором доминируют не рефлексивно-рациональные компоненты, а чувства, приобретающие статус глубинных мировоззренческих убеждений. - интутивно-рациональное знание. 3) Религия предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека, его нравственной жизненной позиции. Исторически религиозное и ф-ское мировоззрения постоянно взаимодействовали друг с другом в рамках критико-полемического диалога и формах конструктивного обогащения. Таким образом, ф-я – это ложный изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Ф-я формирует целостное представление об универсуме.
|